Расчет заработной платы учителям в году. Где ставка, где оклад

Средняя зарплата в сфере общего образования в Москве составляет 62 тысячи 91,5 рублей в месяц

Об этом рассказали в ГБУ «Аналитический центр».

Средняя зарплата в сфере общего образования в Москве составляет 62 тысячи 91,5 рублей в месяц, что в 2,2 раза выше, чем в целом по стране (27 тысяч 750,1 рубля).

В прошлом году в это же время среднемесячная зарплата в сфере общего образования составляла 57 тысяч 893,9 рубля - -в Москве и 26 тысяч 930,1 рублей в целом по стране, а это значит, что за год она выросла соответственно на 4 тысячи 197,6 рублей или 7,3 процента и 820 рублей или 3 процента.

По данным эксперта, на сегодняшний день средняя месячная зарплата педагогических работников детских садов в Москве составляет 68 тысяч 550 рублей, педагогических работников школ - 66 тысяч 275,3 рублей, преподавательского состава вузов - 77 тысяч 700,7 рублей, уточняет агентство «Москва».

Комментарии

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

  • Наталья Ларина (500663) 14 июля 2016 г. 19:52:32 Есть же хорошее высказывание, народный анекдот: на одну ставку есть нечего, а на две некогда! Грустно:(
  • zavuchuser zavuchuser (283009) 14 июня 2016 г. 20:37:15 Оклад - 14800 рублей, проверка тетрадей - 700 рублей, классное руководство - 1800. Средняя заработная плата выходит при нагрузке 41 час. (МО Солнечногорский р-н)
  • ЕКАТЕРИНА ГЕОРГИЕВНА НИКОЛАЕВА (318206) 11 июня 2016 г. 19:10:54 НЕ ЗНАЮ КАК В ДРУГИХ РЕГИОНАХ,а у меня за 4 года зарплата упала на 6 тыс., как впрочим увсех учителей в нашем регионе. Чувашия.
  • 6 июня 2016 г. 17:55:59 Не понимаю, почему зарплата московского учителя на 2/3 состоит из зарплат учителей из регионов. И не понимаю, почему у московских учителей нет совести. Мне, жаль, что зарплата в регионах меньше чем в столице. Но что я, простой учитель из такой же школы, как и у остальных "простых смертных", могу сделать? Отказаться от зарплаты? Вы отказались бы? В общем, о совести здесь сказано напрасно. И про лукавство тоже. А работа она везде работа: с 8-15 до 18-15 пять дней в неделю, не считая подготовки к урокам...
  • Лев Левин (62616) 3 июня 2016 г. 18:28:45 Предыдущему комментатору - Ваше предположение об авторстве комментаторов не стыкуется с моим чувством юмора.
  • (111995) 3 июня 2016 г. 16:44:00 Интересно, большинство комментариев оставили москвичи? Как же жалко их! Не лукавьте уважаемые. Ваша зарплата действительно в разы отличается от зарплаты простых смертных 82% по ВСЕЙ стране. И зарплаты ваши на 2/3 состоят из наших. Совести у вас нет. В Забайкальском крае учитель на 2 ставки + домашник = 40000руб. Это работа с 7.30 до 20.00. Коллеги уехали в Москву и озвучили зарплаты в 80000руб + доплаты. Может стоит вам помолчать?
  • Илья Евгеньевич Феоктистов (11826) 2 июня 2016 г. 0:22:41 А по поводу средних величин приведу один лишь пример. В компании 50 сотрудников. 49 простых работников получают по 1 тысяче у.е., а директор компании 50 тысяч у.е. Средняя заработная плата сотрудников такой компании - почти 2 тыс. у.е., т.е. почти в 2 раза больше реальной! Как говорят, статистика - как мини-юбка: показывает все, кроме самого интересного!
  • Илья Евгеньевич Феоктистов (11826) 2 июня 2016 г. 0:18:24 Два первых комментария очень порадовали! Спасибо!
  • Лев Левин (62616) 1 июня 2016 г. 19:13:57 Самым бедным регионом России в 2016 году признана Псковская область. (1 июня, РИА Рейтинг). В ней после минимальных трат у полной семьи с двумя детьми в распоряжении остается 570 рублей. В Москве - 69 тысяч рублей. В среднем по России данный показатель составляет 28 тысяч рублей. Причем только в 15 регионах он превышает эту отметку. Обращаю Ваше внимание – ВСЕГО регионов в РФ – 85, т.е. 82% получают ниже среднего. Среднюю зарплату не напоминает? 26 февраля глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что за чертой бедности в России находятся более 19 миллионов человек. Он отметил, что за прошедший год число людей с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на три миллиона человек. «60, а то и 70 процентов из этих бедных - это семьи с детьми». https://news.mail.ru/society/25975468/?frommail=1

The Village открывает новую рубрику, в которой представители разных профессий будут рассказывать о своих доходах и тратах. В первом выпуске - учитель из Санкт-Петербурга. По данным городского комитета по образованию, педагоги в школах здесь в среднем получают 41 561 рубль, что заметно меньше, чем в Москве (63 162 рубля, по данным Росстата), но больше, чем в среднем по России (35 тысяч, по заявлению министра образования). Впрочем, реальная зарплата учителя может сильно отличаться от официальных цифр, она зависит от часов работы и разного рода надбавок. The Village поговорил с молодой учительницей истории из Питера, которая анонимно рассказала, как она работает, сколько в действительности получает и на что тратит деньги.

ПРОФЕССИЯ

Школьный учитель

Зарплата

40 000 рублей

Основные расходы

14 000 РУБЛЕЙ

аренда квартиры

6 000 РУБЛЕЙ

1 000 РУБЛЕЙ

10 000 РУБЛЕЙ

развлечения

2 000 РУБЛЕЙ

7 000 РУБЛЕЙ

прочие расходы

Как стать учителем

Этой осенью начался мой четвёртый учебный год . Пошла работать сразу же, как только окончила педагогический университет. В целом ровно половина моих одногруппников устроились преподавателями. Школа - это стабильность. После университета из небольшого города я переехала в Санкт-Петербург, поэтому мне нужен был постоянный заработок. Работу нашла через портал Superjob.ru. На собеседовании я спросила: «Вы меня возьмёте?» А там школа новая, у них аврал, учителей не хватает. «Конечно возьмём», - отвечают. Ещё и как молодому специалисту заплатили, как положено, единовременное пособие - 50 тысяч рублей.

То, что нет вакансий, - это ерунда. Я всем говорю: «Нет работы - идите в школу». У нас до сих пор есть незакрытые вакансии. Например, историка нашли, а математика до сих пор нет. Поэтому приходится математикам, у которых и так по 25 часов, делить ещё одну ставку между собой.

Особенности работы

Учительская ставка - это 18 часов в неделю. Сейчас у меня 27 часов, и это минимальная загруженность, которая была у меня за три года. Когда я только пришла, то работала по 32 часа в неделю в двух разных школах. При этом вела очень много разных предметов - историю, краеведение, МХК. На второй работе я трудилась по воскресеньям, поэтому получалось, что выходных у меня не было совсем. Так я продержалась около полугода. Потом мне в школе немного нагрузку снизили - взяли ещё одного учителя, а со второй работы я уволилась. На второй учебный год нагрузка снова выросла: коллега ушла в декрет, и все её часы слили мне. Так у меня получилось 36 часов - это две ставки, то есть шесть дней в неделю я проводила по шесть уроков.

Сейчас у меня очень комфортное расписание и нагрузка. Веду только историю, час обществознания плюс классное руководство. Ещё и нет толпы «надомников» - детей, которые по состоянию здоровья находятся на домашнем обучении. К ним нужно приходить помимо своих уроков. В прошлом году у меня было пять-шесть таких учеников. Конечно, у меня тоже есть вечный дополнительный заработок учителей - репетиторство. Куда без него? Ты знаешь, что раз в неделю тебя ждут стабильные живые деньги.

В целом другие учителя тоже работают на полторы ставки. Редко бывает, что кто-то берёт только 18 часов и больше ничего. Это в анекдоте: «На одну ставку жить не на что, а на две - некогда». При этом если у кого-то есть только одна ставка, то они добирают репетиторством. Либо некоторые учителя, у которых небольшое количество часов, могут по совместительству работать в другой школе.

Зарплата

Все наслышаны о том, что средняя зарплата учителя в Санкт-Петербурге - 35 тысяч рублей. Как она складывается: у кого-то скромная нагрузка, маленький опыт, соответственно, и зарплата 18 тысяч рублей, а, например, у тех, кто работает на две ставки, если он ещё и учитель высшей категории, то у них может быть и под 50 тысяч рублей. У меня, кроме одного года работы, зарплата держится в районе 40 тысяч рублей. Какая зарплата у школьных учителей в Москве, я не знаю. Но моя подруга работает преподавателем в московском колледже, она получает 35–40 тысяч рублей. Те, кто из регионов, конечно, получают гораздо меньше. За те же полторы ставки платят 18–20 тысяч рублей.

Основная часть зарплаты состоит из количества уроков, умноженных на индивидуальный коэффициент. Он зависит от стажа работы. Мне, например, коэффициент повысили в прошлом году. Потом идут разные стимулирующие выплаты. Например, за классное руководство дают тысячу рублей. Наш директор, чтобы поощрять нас, доплачивает к ним ещё столько же из надтарифного фонда. Классные руководители выпускных классов получают чуть больше - 2 500 рублей. В старших классах и уроки тоже стоят дороже. Больший доход приносят и занятия с «надомниками». В прошлому году у меня было пять таких ребят, и работа с ними приносила мне где-то 2 500–3 000 рублей в месяц. Плюс незначительные доплаты за проверку тетрадей - около 200 рублей (у учителей русского и математики эта цифра выше, так как работы больше). Сто рублей доплачивают за заведование кабинетом: нужно следить, чтобы, когда все уходят, окна были закрыты, а электроприборы выключены.

Все остальные доплаты идут из надтарифного фонда - суммы, разной у каждой школы. Добавки из него выплачиваются не только педагогическому составу, но и всем остальным сотрудникам - уборщикам, охранникам и так далее. Иногда получается так, что сейчас, например, директору сказали повысить зарплату уборщицам - и он доплатил им из надтарифного фонда. Соответственно, наши ежемесячные стимулирующие выплаты будут меньше. Для отчислений из надтарифа мы каждые полгода заполняем документы, где ставим себе баллы. Мы оцениваем нашу эффективность - то, как мы работали, участвовали в конференциях, как к ним готовились, - всё, что касается внеклассных уроков. В среднем сумма баллов заметно упала. У меня в первый год было где-то в районе 5 тысяч, а в этом - в два раза меньше.

Зарплату не задерживают, она приходит вовремя на банковские карты. Но знаю, что в регионах, например в Ульяновской области, в прошлом году начались перебои с выплатами. Зарплату дробили на части и не выплачивали до конца.

Оплата за тот труд, который выполняют учителя, ничтожно мала. Если даже кто-то и получает 70 тысяч рублей, то это всё равно мало. Потому что это огромный труд и большая подготовка. Причём работа не только с детьми, но и их родителями. Приходят и тебе говорят: «Вот мой ребёнок, я его за 11–12 лет ничему не научил, а вы, пожалуйста, из него что-то сделайте». Это очень сложно. Про меня иногда такое на партах пишут... Ну в общем, обижаться на это не стоит. Учитель - это очень важно, и труд его должен оплачиваться выше.

Траты

Меньше половины зарплаты - 14 тысяч - уходит на оплату квартиры. С соседкой мы снимаем двушку, и вместе с коммуналкой, интернетом и всем остальным сумма получается примерно такой. На втором месте - хобби и развлечения, на это уходит около 10 тысяч рублей. Огромная статья моих расходов - это билеты на концерты. Причём если брать, то в фан-зону, недешёвые. Плюс из этих же денег каждый месяц я трачу не меньше тысячи рублей на книги. Это как развлекательная литература, так и методическая. Сюда же можно отнести траты на экскурсии с детьми. Им вход бывает бесплатным, а я за себя плачу сама.

На проезд уходит немало - около 5 %. На питание я много не трачу, где-то 15 % от зарплаты. Готовлю в основном дома, иногда беду с собой еду на работу. В школе у нас готовят невкусно, но, если проголодаешься, можно купить супчик в столовой за 15 рублей. Если брать второе, то это обходится в 60 рублей. Если мне нужно купить что-то дорогое, то я экономлю на еде. Лучше сварю себе гречки и буду есть её неделю, чем отказывать себе в развлечениях.

Есть абонемент на фитнес. Но на него не нужно тратиться каждый месяц - купил один раз и на год. В одежде я не то чтобы привередлива. Обычно я покупаю всё перед началом нового сезона - нельзя сказать, что каждый месяц я хожу в магазин и что-то себе покупаю. Отпуск у учителей оплачиваемый и длится восемь недель, семь из них этим летом я провела в разъездах - походы, раскопки. Отдых, конечно, бюджетный, но на переезды тоже нужны деньги. Остальные учителя тоже не сидят дома, а ездят отдыхать.

Остальные деньги - около 20 % - это тот резерв, который я могу потратить на нечастые нужды. Например, в этом месяце нужны линзы, ещё шампуни закончились.

Иллюстрации: Настя Григорьева

Учитель-филолог работает в городской школе, имеет высшую квалификационную категорию.

Аудиторная занятость составляет 28 часов в неделю, 112 часов в месяц.

Уроки ведутся в 5-м классе численностью 22 человека, 6-м классе численностью 23 человека, 10-х классах численностью 25 и 20 человек, 11-м классе с гуманитарным профилем численностью 25 человек.

Неаудиторная занятость составляет 8 часов в неделю (32 часа в месяц).

Классное руководство в 10-м классе численностью 25 человек.

Ведет кружок 2 часа в неделю (8 в месяц), который посещают 12 человек.

Подготовка призеров олимпиад - 2 часа в неделю (8 в месяц), готовятся 4 человека.

Имеет звание Почетного работника общего образования РФ; заведует кабинетом; является руководителем школьного методического объединения.

Ученико-час равен 3,05 руб.

О = 3,05 х (22 (чел.) х 24(час) + 23 (чел.) х 24 (час) + 25(чел.) х 16 (час) + 20 (чел.) х 16 (час)) х 1,15 х 1,04 + Днз = 3,05 х 1800 х 1,15 х 1,04 +Днз = 6566 + 1322 (Днз) = 7888

Однако мы еще не посчитали оплату часов в профильном классе.

Ауз (проф. класс) = 3,05 х 25 (чел.) х 32 (час.) х 1,15 х 1,05 = 2946 руб.

6566 + 2946 = 9512 руб.

Оплата аудиторной занятости, таким образом, составляет 9512 рублей. Поэтому полный размер оклада будет выглядеть так:

О = 9512 (Ауз) + 1322 (Днз) = 10834

Днз = Стп х Чаз х У х А х К

Днз (классное руководство) = 3,05 х 25 (чел.) х 4 (час.) х 1,15 х 1 = 351руб.

Днз (работа с родителями) = 3,05 х 25 (чел.) х 4 (час.) х 1,15 х 1 = 351 руб.

Днз (кружок) = 3,05 х 12 (чел.) х 8 (час.) х 1,15 х 1 = 337 руб.

Днз (призеры) = 3,05 х 4 (чел.) х 8 (час.) х 1,15 х 1,5 = 168 руб.

Днз (подготовка к урокам) = 3,05 х 136 х 8 х 1,15 х 0,03 = 115 руб.

Итого Днз = 351 + 351 + 337 + 168 + 115 = 1322 руб.

Оплата заведования кабинетом

9512 х 0,1 = 951 руб.

Оплата проверки тетрадей

9512 х 0,15 = 1427 руб.

Оплата руководства ШМО

9512 х 0,1 = 951 руб.

Доплата за звание Почетного работника общего образования РФ - 901 рубль.

Итого по специальной части: 4230 рублей.

Стимулирующая часть зависит от денежного веса 1 балла и количества набранных учителем по портфолио баллов. Возьмем среднее количество баллов - 50 и средний денежный вес - 50 рублей.

50 х 50 = 2500 руб.

Зп = 10834 + 4230 + 2 500 = 17654 рублей.

Учитель начальных классов работает в сельской школе третий год и является молодым специалистом, имеет вторую квалификационную категорию.

Аудиторная нагрузка составляет 20 часов в неделю, 80 часов в месяц.

Уроки ведет в 1-м классе численностью 15 человек.

Классное руководство в этом же классе.

Неаудиторная занятость составляет 12 часов в неделю, 48 часов в месяц.

В этом же классе ведет кружок, который посещают 8 человек, ведет дополнительные занятия, которые посещают 5 человек.

В большом количестве готовит дидактические материалы и наглядные пособия для работы в классе.

Ученико-час равен 5,99 руб.

Рассчитываем оклад по формуле:

О = Стп х Чаз х У х А х К + Днз

О = 5,99 х 15 (чел.) х 80 (час.) х 1,05 х 1,03 + Днз = 7774 + Днз = 7774 + 2085 (Днз) = 9859 руб.

Расчет доплаты за неаудиторную занятость производится по формуле

Днз = Стп х Чаз х У х А х К

Каждый вид неаудиторной занятости считается отдельно, а затем все показатели суммируются.

Днз (классное руководство) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 1 = 755 руб.

Днз (работа с родителями) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 1 = 755 руб.

Днз (кружок) = 5,99 х 8 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 1 = 403 руб.

Днз (консульт.) = 5,99 х 5 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 0,5 = 126 руб.

Днз (подготовка дидактики) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 0,03 = 23 руб.

Днз (подготовка к урокам) = 5,99 х 15 (чел.) х 8 (час.) х 1,05 х 0,03 = 23 руб.

Итого оплата неаудиторной занятости составляет:

Днз = 755 + 755 + 403 + 126 + 23 + 23 = 2085 руб.

Специальная часть рассчитывается путем умножения коэффициентов на размер оплаты аудиторной занятости.

Оплата проверки тетрадей

7774 х 0,1 = 777 руб.

Итого по специальной части - 777 рублей.

Стимулирующая часть зависит от денежного веса 1 балла и количества набранных учителем по портфолио баллов. Поскольку учитель является молодым специалистом, возьмем небольшое количество баллов - 25 из 100 возможных и средний денежный вес - 50 рублей.

25 х 50 = 1250 руб.

Итого заработная плата учителя будет составлять:

Зп = 9 859 + 777 + 1 250 = 11886 рублей.

Введение

Новая система оплаты труда привнесла значительные изменения в порядок расчета заработной платы учителя. Привычная тарифная сетка канула в Лету, а на смену ей во многих регионах пришла незнакомая «модельная методика». У новой системы достаточно много плюсов. Радует то, что теперь оплачиваться будут не только данные педагогом уроки, но и те виды деятельности, за которые ранее никто и не думал платить (они теперь красиво называются неаудиторной занятостью). Появилась стимулирующая часть заработной платы, которая фактически является ежемесячной премией за качество работы и напрямую зависит от этого самого качества. Но, пожалуй, самый главный плюс, многократно провозглашенный идеологами НСОТ, заключается в том, что тем, кто работает хорошо и много, и платить теперь будут хорошо и много, а тем, кто работает мало, и платить будут соответственно. С подобным доводом трудно не согласиться, однако здесь есть «один нюанс». Заработная плата в очень большой степени будет зависеть не только от количества и качества работы, но и от количества и качества (если можно так выразиться) детей. Именно число детей в учреждении будет влиять на величину его фонда оплаты труда, а также на размер ученико-часа. А число детей в классе будет напрямую влиять на величину заработной платы учителя.

Как же простому учителю, не «обремененному» знаниями бухгалтера, рассчитать свою заработную плату по новой и достаточно трудной модельной методике? Для ответа на этот вопрос было разработано данное пособие.

Что такое ученико-час

и для чего он нужен?

Ученико-час - это условная единица, которая вводится для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс. Каждое учреждение рассчитывает его самостоятельно, исходя из размеров своего фонда оплаты труда, отведенного на оплату аудиторной занятости педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, т.е. ведущего уроки (в дальнейшем просто «педагогов»).

Стоимость 1 ученико-часа - стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом.

Используемые понятия по вопросам оплаты и стимулирования труда

Помимо ученико-часа необходимо привести еще ряд понятий, задействованных в материале данного пособия.

Базовая часть фонда оплаты труда или, другими словами, гарантированная заработная плата всех работников общеобразовательного учреждения: административно-управленческого, педагогического, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.

Стимулирующая часть фонда оплаты труда - выплаты, предусматриваемые с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда.

Портфолио - набор материалов, сертификационных документов, подтверждающих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения в соответствии с приоритетными направлениями развития образования, и предназначенный для оценки уровня профессионализма. По материалам портфолио осуществляется оценка уровня содержания образования, уровня профессиональной культуры, динамики учебных достижений обучающихся, результативности неаудиторной деятельности по преподаваемым предметам, классного руководства, участия в методической и научно-исследовательской работе, общественной деятельности. От количества баллов, набранных педагогом по портфолио, зависит размер его стимулирующих выплат.

Аудиторная занятость педагогических работников - проведение уроков (учебных занятий) в соответствии с учебным планом и должностными обязанностями педагога.

Неаудиторная занятость педагогических работников - все виды образовательной и воспитательной деятельности с обучающимися, не связанные с проведением уроков, организация работы с родителями.

Повышающие коэффициенты за сложность и приоритетность предмета (К) - коэффициенты, применяемые при расчете оплаты аудиторной занятости педагога. Они определяются учреждением самостоятельно в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения по согласованию с органом государственно-общественного управления, а также профсоюзным органом и фиксируются в локальном акте учреждения.

На размеры коэффициентов приоритетности влияют следующие критерии:

включение предмета в государственную (итоговую) аттестацию;

дополнительная нагрузка педагога, связанная с подготовкой к урокам (проверка тетрадей, формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов, обеспечение работы кабинета (лаборатории) и техники безопасности в них, большая информативная емкость предмета, постоянное обновление содержания, наличие большого количества информационных источников (например, литература, история, география), необходимость подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования и т. д.);

дополнительная нагрузка педагога, обусловленная неблагоприятными условиями для его здоровья (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями учащихся и особенностями, связанными с их развитием (начальная школа);

специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития, и учет вклада данного предмета в ее реализацию.

Методика формирования фонда оплаты труда и заработной платы работников областных государственных общеобразовательных учреждений, утвержденная постановлением правительства Саратовской области №254-П от 16 июня 2008 года, приводит следующие размеры коэффициентов:

а) предметы по программам углубленного изучения - до 1,06;

б) предметы, изучаемые по программам профильного уровня, предметы, изучаемые в рамках использования технологий развивающего обучения (Л.В.Занкова, Эльконина-Давыдова) - до 1,05;

в) русский язык, литература, иностранный язык, математика - до 1,04;

г) история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия, 1-4-е классы начальной школы - до 1,03;

д) право, экономика, технология - до 1,02;

е) астрономия, физическое воспитание, изобразительное искусство, музыка, черчение, основы безопасности жизнедеятельности, психология, ознакомление с окружающим миром, природоведение - 1,0.

Однако памятуя о том, что учреждение устанавливает коэффициенты самостоятельно, прежде чем начать рассчитывать собственную заработную плату, руководствуясь данным пособием, не забудьте уточнить у руководства или председателя вашей первички, соответствуют ли приведенные выше размеры коэффициентов тем, которые приняты локальным актом вашего учреждения.

Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога (А) - коэффициент, применяемый при расчете оклада педагога, а именно величины оплаты его аудиторной и неаудиторной занятости. Он зависит от квалификации работника и составляет:

1,05 - для педагогических работников, имеющих вторую категорию;

1,10 - для педагогических работников, имеющих первую категорию;

1,15 - для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

Что включает в себя

заработная плата учителя?

Прежде всего хочется напомнить, что оплата труда работников учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками. В приложении к трудовому договору должны быть указаны точные размеры аудиторной и неаудиторной занятости, а также размеры базовой и стимулирующей частей заработной платы.

Итак, из чего состоит заработная плата (Зп) учителя? Это базовая часть, которая включает в себя оклад, состоящий, в свою очередь, из оплаты аудиторной (Аз) и неаудиторной занятости (Нз), и компенсационные выплаты (К), а также стимулирующая часть (С). В виде формулы это можно показать так:

Зп = Аз + Нз + К + С

В некоторых случаях заработная плата может выглядеть вот так:

Зп = Аз + Нз + К + В + С

Как вы заметили, разницу составляет неизвестная нам «В». Что это такое?

Это так называемая гарантия не уменьшения заработной платы по сравнению с предыдущей. Она утверждена тем же постановлением правительства Саратовской области №254-П в составе вышеупомянутой Методики.

В случае, если установленная в соответствии с новой системой оплаты труда базовая часть оплаты труда работников учреждения оказывается ниже зарплаты, установленной до ее введения, то при условии работы в том же учреждении, сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации выплачивается соответствующая разница базовой части. Эта разница и есть наше «В».

Таким образом, мы видим, что новая система оплаты труда позволяет учителю в любом случае повысить заработную плату, т.к. даже при условии, что базовая часть новой зарплаты будет равна прошлогодней, к ней плюсуется еще стимулирующая часть, которая и увеличит размер заработной платы.

Расчет оклада учителя

Оклад учителя, как уже было сказано выше, состоит из оплаты аудиторной и неаудиторной занятости и рассчитывается по формуле:

О = Стп х Чаз х У х А х К + Днз, где:

О - оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;

Стп - расчетная стоимость ученико-часа (руб.ученико-час);

Чаз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

У - число обучающихся по предмету в каждом классе на начало очередного учебного года. При расчете окладов педагогических работников, осуществляющих индивидуальное обучение, используется средняя наполняемость классов на соответствующей ступени обучения;

К - повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;

Днз - доплата за неаудиторную занятость.

Здесь хотелось бы обратить ваше внимание на несколько «если».

Если учитель работает в нескольких классах, то произведение У (число учеников) и Чаз (количество часов по учебному плану в месяц) рассчитывается отдельно по каждому классу, а затем суммируется.

Если учитель ведет несколько предметов в нескольких классах, то оклад рассчитывается как сумма оплат труда по каждому предмету и классу.

Если учитель осуществляет индивидуальное обучение на дому, это тоже рассчитывается отдельно. При подстановке в формулу переменной У берется не один ученик-надомник, а среднее число детей в классе по той параллели, к которой относится данный ученик.

Если учитель ведет предмет, где преподавание осуществляется в группе, а не в целом классе, то при подстановке в формулу переменной У берется число детей в классе, а не в группе, иначе заработная плата данного педагога будет вдвое меньше, чем у остальных.

Доплата за неаудиторную занятость

Составляющими неаудиторной занятости педагогических работников являются такие виды работ, как классное руководство, проведение родительских собраний и работа с родителями, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, кружковая работа, подготовка призеров олимпиад, конкурсов, соревнований, смотров и т. п., подготовка дидактических материалов и наглядных пособий к урокам, подготовка к урокам и другим видам учебных занятий.

Для каждого педагога создается индивидуальный план-график, включающий размеры и виды неаудиторной занятости, утвержденный руководителем учреждения.

Размер доплаты за неаудиторную занятость рассчитывается по формуле в соответствии с этим планом-графиком. По каждому виду неаудиторной занятости расчет производится отдельно, а затем все составляющие суммируются.

Формула расчета доплаты за неаудиторную занятость выглядит следующим образом:

Днз = Стп х Чаз х У х А х К, где

Стп - расчетная стоимость ученико-часа (руб./ ученико-час);

Чаз - количество часов в месяц по каждой составляющей неаудиторной занятости;

А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;

К - коэффициент за каждую составляющую неаудиторной занятости.

Коэффициенты каждой составляющей неаудиторной занятости должны быть прописаны в локальных актах учреждения, а именно в приложении к положению об оплате труда, которое, в свою очередь, является приложением к коллективному договору.

Важным моментом является то, что общая аудиторная и неаудиторная занятость педагогического работника не должна превышать 36 часов в неделю при одинаковой стоимости ученико-часа аудиторной и неаудиторной занятости. Таким образом, если аудиторная нагрузка педагога составляет 26 часов в неделю и соответственно 104 часа в месяц, то неаудиторная будет составлять 10 часов в неделю и соответственно 40 часов в месяц.

Компенсационные выплаты или специальная часть заработной платы

Размеры компенсационных выплат устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным органом работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов. Они фиксируются в коллективном и трудовых договорах и производятся в соответствии с установленными коэффициентами для педагогов к оплате за часы аудиторной занятости, для других работников - к должностному окладу.

Компенсационные выплаты устанавливаются за работу во вредных, опасных или иных особых условиях труда, а также за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника. К ним относятся выплаты за проверку тетрадей, заведование кабинетом, лабораторией, школьной мастерской, за обслуживание работающих компьютеров, за исполнение обязанностей председателя первичной профсоюзной организации и др. Конкретный перечень выплат и размеры коэффициентов можно найти в приложении №1 к вышеупомянутой Методике формирования фонда оплаты труда.

Кроме того, в специальную часть заработной платы входят доплаты за наличие почетного звания, государственных наград, ученые степени, которые имеют фиксированный размер и устанавливаются в соответствии с законом Саратовской области «Об образовании».

Здесь снова необходимо уточнить, что учреждение устанавливает перечень и размеры коэффициентов компенсационных выплат самостоятельно и фиксирует их в своем локальном акте. Поэтому мы вынуждены повториться: прежде чем приступить к расчету собственной зарплаты, руководствуясь данным пособием, выясните у руководства или председателя первички вашего учреждения перечень компенсационных выплат и размеры коэффициентов, принятые вашим локальным актом.

Расчет стимулирующей части заработной платы

При расчете стимулирующей части очень важным является портфолио педагога. Каким образом оно составляется?

Администрация учреждения совместно с органами государственно-общественного управления разрабатывает локальный нормативный акт, в котором определяются критерии и показатели для формирования стимулирующих надбавок, порядок их расчета и выплаты. Критерии и показатели имеют балльную систему. Данный локальный акт принимается общим собранием трудового коллектива и согласовывается с профсоюзным комитетом, а затем утверждается руководителем учреждения. В соответствии с этим локальным актом и заполняется работниками портфолио, подсчитываются баллы.

Стоимость или денежный вес одного балла высчитывается каждым учреждением самостоятельно. Для этого размер стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников, запланированного на период с сентября по декабрь, делится на общую сумму баллов всех педагогических работников. Полученный результат следует разделить на 4, чтобы получить денежный вес 1 балла в месяц. Таким же образом рассчитывается денежный вес 1 балла с января по май. Размер стимулирующей надбавки конкретного педагога определяется путем умножения стоимости 1 балла на их суммарное количество, показанное в портфолио.

Для расчета отпускных берется средняя заработная плата с учетом стимулирующих выплат. Период после отпуска до начала учебных занятий также оплачивается исходя из средней заработной платы с учетом стимулирующих выплат.

Для наглядности см. примеры расчета заработной платы учителя с учетом стоимости ученико-часа в городской и сельской школе.

Светлана МАЙОРОВА,

главный специалист Саратовского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ;

Анастасия ТИМОФЕЕВА,

ведущий специалист

Для большинства наших сограждан зарплата учителя начальных классов кажется малопривлекательной. В то же время большинство людей согласятся, что на плечи этого специалиста возложены довольно сложные и ответственные задачи. Действительно, ведь эти педагоги формируют восприятие мира наших детей и закладывают зачатки знаний ещё в начальной стадии школьного обучения. Давайте все-таки разберемся, какая зарплата у учителей начальных классов в различных частях России.

Обязанности педагога

Для начала выясним, какие конкретно обязанности возложены на плечи учителей младших классов - за какую именно работу они получают зарплату.

Зарплата учителя начальных классов во Владимирской области - на третьем месте в России по своей величине и составляет 32 500 рублей. Это также связано с региональными надбавками.

Зарплата учителя начальных классов в Московской области составляет в среднем 30 000 рублей, что уже меньше среднемесячного дохода Россиян. Но в этом регионе также применяются сравнительно высокие региональные надбавки.

В Республике Хакасия, а также в Магаданской и Архангельской областях педагоги начальных классов получают столько же, сколько и в среднем по России в целом - 25 000 рублей в месяц.

Меньше всего из указанных регионов заработок у учителей в Тюменской и Волгоградской областях. Там педагоги младших классов зарабатывают в среднем соответственно 23 750 руб. и 23 417 руб.

Но даже это не предел. Во всех не упомянутых выше регионах России заработок педагогов начальных классов ещё меньше.

Где зарабатывают меньше всего?

Мы выяснили, что больше всего на территории Российской Федерации зарабатывают учителя младших классов Москвы, но в каких регионах у них самый низкий заработок?

Меньше всего доход у учителей Ростовской области. Они в среднем получают всего около 11 000 рублей в месяц. Это объясняется тем, что в области отсутствуют всякие региональные надбавки, а также неполной выработкой часов педагогами младших классов в этой части страны.

Сравнение зарплат

Мы разобрались в нюансах начисления заработной платы педагогов младшей ступени образования, выяснили, за что они получают и сколько. Зарплата у учителей начальных классов довольно сильно зависит от того региона, в котором они работают.

Как видим, средний заработок педагогов данного профиля в 25000 рублей - величина довольно условная, ведь в Москве они имеют доход в 45 000 руб., а в Ростовской области их зарплата едва дотягивает до уровня в 11 000 руб., что связано с рядом как объективных, так и субъективных факторов.

Перспективы

Значительное повышение зарплат у педагогов, в том числе и учителей младших классов, произошло в 2012 году, когда в стране началась реализовываться широкомасштабная программа по увеличению доходов государственных служащих и работников бюджетной сферы. В рамках этого процесса предусматривалось и дальнейшее увеличение зарплат учителям. Но, в связи с наступившим экономическим кризисом, данная программа была фактически заморожена. Таким образом, будущее повышение окладов педагогам будет связано с улучшением экономического состояния страны в целом.

Главное, что большинство экспертов и руководителей высших государственных структур понимают, что, имея такой сравнительно низкий доход, высококвалифицированные учителя будут стараться реализовать себя в иных сферах деятельности, что не может негативным образом не отразиться на общем уровне образования в России. Поэтому назревшую необходимость направить усилия на повышение благосостояния российских педагогов никто не оспаривает.

Учитель - это звучит гордо. Эта знакомая сентенция подчеркивает, какая ответственная роль принадлежит учителю. Именно педагоги занимаются формированием мировоззрения подрастающего поколения, обеспечивают глубиной знаний детей. Особое место здесь принадлежит учителю начальных классов. Именно он принимает пришедших в школу совсем еще маленьких человечков, закладывает базу всего дальнейшего обучения, исполняет ведущую роль, как в последующем обучении детей, так и в формировании их персональных качеств. Однако есть уязвимое место в положении педагога - это зарплата учителя начальных классов.

Отношение к оплате труда учителя

Большая ответственность, работа с детьми, серьезная нагрузка, бюрократические сложности - за все это полагается не очень высокая зарплата, которая в большинстве регионов даже не дотягивает до среднего уровня. Неудивительно, что для многих россиян зарплата учителя начальных классов выглядит малопривлекательной. Но есть определенная категория людей, которые готовы и с такой оплатой нести в мир чистое и светлое.

Из каких составляющих «собирается» зарплата

Какая зарплата у учителей начальных классов? Доходы педагогического персонала муниципальных школ четко расписаны в юридических документах. Последние изменения были приняты на 2013/14 учебный год и действуют до сих пор. Под их действие подпадают все учителя, без учета уровня и типа учебных курсов, которые они ведут.

Итак, зарплата учителя начальных классов складывается из одинакового для всех оклада за проработанное время и разных добавочных выплат. К последним причисляются такие формы доплат:

  • за уровень успеваемости ребят, тут подразумеваются высокие оценки школьников, хорошие результаты контрольных работ, победы подопечных в олимпиадах и конкурсах;
  • за оформление классного помещения, поощряется умение педагога разработать тематическое оформление кабинета, развивающее у ребят вкус и интерес к знаниям;
  • за добавочный труд с детьми из трудных семей, способствующий росту их морального уровня или объема знаний;
  • за участие в межшкольных мероприятиях;
  • за работу с родителями школьников, проведение воспитательных мероприятий.


Достижения по любому из отмеченных показателей соединяются в особые баллы, создают добавочный коэффициент на «счету» учителя в бухгалтерии образовательного учреждения. На основе общей суммы баллов и рассчитывается премия, которую учитель дополнительно получает к своему общему окладу.

Коэффициенты

Кроме того, если работа или положение педагогического персонала подпадают под некоторые действующие законодательные акты, будут дополнительно выплачены коэффициенты за работу:

  • работа в сельской школе (деятельность в сельской местности гораздо сложнее в силу природно-климатических условий);
  • в коррекционном учреждении (школьники в таких местах труднее по характеру и/или по умственному уровню);
  • в школе-интернате для сирот, которые из-за своего социального положения требуют дополнительных усилий преподавательского состава;
  • в школе-интернате для обычных детей, в таком учреждении тоже нужно прилагать больше сил для осуществления дополнительных трудовых функций, ведь дети находятся в учреждении круглосуточно;
  • учитель обладает знаниями и навыками для преподавания местных языков (в России живет более ста народов, способность общаться со школьниками на их родном языке способствует лучшему усвоению знаний и сохранению языка и культуры их народа).

Коэффициенты могут выплачиваться и по другим причинам:

  • учитель получил высшее образование (полученные знания, умения и навыки повышают уровень преподавания);
  • квалификационная категория педагога, которая свидетельствует об опыте и знаниях конкретного учителя;
  • почетное звание в сфере образования, которое можно получить только при большом стаже работы, достаточном опыте и достижениях;
  • стаж работы в сфере образования;
  • обладание ученой степенью;
  • официальный уровень среднего заведения (учителя, которые работают в гимназиях или лицеях получают больше, чем их коллеги из общеобразовательных школ).

Руководство учреждения может определять дополнительные коэффициенты за трудность преподаваемой дисциплины, проверку тетрадей, работу с родителями и так далее. Данные выплаты начисляются за счет самой школы, поэтому вышестоящие органы их не контролируют.


Классное руководство

Кроме всего прочего, учителю добавочно выдают оплату за координацию деятельности детей в классе вне учебного процесса. Классное руководство - важный вид деятельности учителя, ведь кроме уроков, на которых школьники изучают различные дисциплины, есть внеучебная и внешкольная работа. Контролировать ребят на этом этапе во многом должен классный руководитель, назначенный из педагогического штата. Естественно, что эта работа, сложная, многообразная и трудоемкая, должна оплачиваться дополнительно. А поскольку все учителя начальных классов благодаря специфике своей профессии являются классными руководителями, такая форма денежного поощрения выдается всем.

Повышающий коэффициент

В части регионов нашей страны, для которых характерны трудные природные и другие условия, что ведет к увеличенным рискам для здоровья, а также более высоким ценам на товары и услуги по естественным причинам, трудящимся выплачивают повышающий коэффициент. Главным образом, это районы, охватывающие большие территории на востоке и севере страны.


Разумеется, эти выплаты распространяется и на учителей, которые проживают на этой территории. Как рассчитывается общий объем зарплаты учителя начальных классов? Выплаты производятся путем начисления коэффициента на официальные доходы согласно утвержденным нормам и прибавлением получившейся суммы к основному окладу.

Средняя зарплата

Средняя зарплата учителя начальных классов в 2015/16 учебном году в нашей стране достигала 25 тыс. руб. Заработная плата педагогов ниже среднемесячных доходов жителей России на несколько тысяч рублей. Так что зарплаты учителей требуют повышения, особенно в рамках постоянной инфляции. Иначе отток квалифицированных кадров из сферы школьного образования увеличится.


Доходы высокие

Самыми высокими являются зарплаты учителя начальных классов в Москве. Среднемесячный доход педагогов столицы достигает почти пятидесяти тысяч рублей. Высокий уровень зарплат является следствием наличия большого числа частных школ в столице, а также значительной столичной надбавкой.

Высокий уровень дохода учителей в Ненецком регионе. Средние зарплаты педагогов здесь составляют 37,5 тыс. руб. Доходы выше главным образом потому, что регион входит в перечень тех, где действует повышающий коэффициент.

Высокие зарплаты и во Владимирском регионе - выплаты достигают 32,5 руб. Такая зарплата также объясняется местными коэффициентами.

Доходы в Московской области достигают в среднем тридцати тысяч рублей. В этом регионе на зарплату учителя распространяются относительно большие региональные надбавки.

Зарплата учителя начальных классов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республики Саха несколько ниже. Средние доходы педагогов не достигают и тридцати тысяч рублей.


И доходы низкие

Но наряду с благополучными случаями в стране достаточно примеров низкой зарплаты учителя начальных классов. Самый низкий уровень доходов педагогов в Ростовском регионе, здесь учителя зарабатывают чуть более десяти тысяч рублей. Такое трудное положение складывается из-за того, что нет никаких региональных надбавок, а заработать повышающие коэффициенты своими силами (опытом, званиями, квалификацией) молодые учителя пока не могут.

Еще один пример - это финансовое положение учителей в Тюменском и Волгоградском регионах. Там педагоги зарабатывают 24 тыс. руб. Немного больше - в Хакасии, Магадане и Архангельске - 25 тыс. рублей.

Зарплата учителей начальных классов в 2017 году

Недовольство учителей доходами и снижение престижа профессии заставляют правительство пересмотреть зарплаты. К настоящему времени, по официальным данным, зарплата учителей начальных классов в 2017 году в России в среднем достигла около 27 тыс. руб. Доходы по-прежнему значительно расходятся и зависят от среднего уровня региона.

Так, зарплата учителей начальных классов в Москве в 2017 году составляет 57 тыс. руб. В провинции доходы существенно ниже. Кроме того, нужно понимать, что приведены средние зарплаты, а доходы рядовых учителей существенно ниже.


В ходе последней "Прямой линии" президента В.В. Путина с населением России был поднят насущный вопрос о необходимости повышения зарплаты в сфере образования. В условиях улучшения положения в экономике и предстоящих выборов это вполне реально. Но пока государство не занимает внятной позиции по вопросу повышения зарплат. Скорее всего, положение несколько прояснится осенью, с началом нового учебного года.