Ставка учителя в сельской школе. На что живут учителя

Модели системы оплаты труда, основанные на принципах, применяемых в Санкт-Петербурге

Некоторые регионы используют так называемую Санкт-Петербургскую модель оплаты труда, которая основывается на формировании размеров должностных окладов с применением базового и повышающих коэффициентов. Базовый коэффициент - коэффициент образования. Повышающие - коэффициент стажа работы, квалификации, специфики работы. Повышающие коэффициенты применяются к базовому окладу, который образуется с учетом базовой единицы и базового коэффициента образования. За базовую единицу в разных регионах, избравших питерскую модель, принимается размер прожиточного минимума, его часть либо МРОТ, к которому применяются поправочные коэффициенты.

На наш взгляд, в этой системе оплаты труда не очень удачно установлена зависимость размеров окладов (ставок) педагогических работников, имеющих квалификационные категории, одновременно от двух показателей: коэффициента стажа и коэффициента квалификации. Применение к базовому окладу одновременно двух коэффициентов не позволяет молодым учителям, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, иметь равный уровень оплаты труда с учителями, имеющими ту же категорию, но больший стаж педагогической работы. Молодые учителя, воспитатели, другие педагогические работники даже через аттестацию никогда не смогут выйти на максимальный уровень оплаты труда, потому что второй коэффициент стажа будет сдерживать этот рост.

Регионам, которые собираются использовать питерскую модель, целесообразно немного ее подкорректировать: отказаться от применения коэффициента стажа при установлении размеров ставок заработной платы педагогических работников, имеющих соответствующие квалификационные категории. При этом коэффициент за квалификационную категорию следует установить в размере, превышающем коэффициенты за стаж. Например, в результате подобной корректировки удалось избежать этой зависимости в Калужской области. В региональном законе предусмотрено, что при определении размеров ставок применяется либо коэффициент стажа (для тех, кто по каким-либо причинам не желает проходить аттестацию), либо коэффициент за квалификационную категорию, который установлен на более высоком уровне. Это позволяет лицам, имеющим одну и ту же квалификационную категорию, получать одинаковый стартовый размер ставки заработной платы, не зависящий от их стажа.

Теперь несколько слов о неправомерности построения для учителей и других педагогических работников системы оплаты труда на основе должностных окладов, как это предусмотрено в питерской и некоторых других моделях.

Должностной оклад - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц. В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ должностной оклад не подлежит пропорциональному изменению в зависимости от проработанного времени или увеличения объема выполняемой работы. Для работников, оплачиваемых на основе должностных окладов, работа сверх установленной продолжительности рабочего времени в соответствии со статьями 97 и 98 Трудового кодекса РФ квалифицируется как сверхурочная, что предполагает оплату за первые два часа работы в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере. Оплата труда при увеличении объема работы может пропорционально изменяться и не рассматриваться как сверхурочная работа только в тех случаях, когда заработная плата работников исчисляется на основе ставок, установленных за определенную норму. Для учителей и некоторых других педагогических работников такой нормой является норма часов педагогической работы за одну ставку заработной платы. Хотим мы этого или нет, но именно такая зависимость и такое нормирование труда установлены статьей 333 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что продолжительность рабочего времени (норма часов за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Правительство РФ в своем постановлении от 3 апреля 2003 года №191 определило для одних категорий педагогических работников продолжительность рабочего времени, а для других - нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

У педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени (старшие воспитатели, педагоги-психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ и некоторые другие, предусмотренные в п.1 указанного постановления), оплата труда должна строиться на основе должностных окладов. Для педагогических работников, перечисленных в пунктах 2 и 3 постановления, включая учителей, предусмотрена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов за ставку заработной платы. Одновременно этим же постановлением установлено, что за педагогическую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке зарплаты в одинарном размере.

Следует заметить, что разработчики, строящие систему оплаты труда учителей на основе должностных окладов, либо не видят различий между понятиями «ставка заработной платы» и «должностной оклад», либо хотят изменить порядок нормирования труда учителей, несмотря на то, что это относится к компетенции Российской Федерации. Но об этом речь пойдет ниже.

Можно привести пример, когда в одном пункте нормативного правового акта субъекта РФ со ссылкой на постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года №191 устанавливается, что «должностные оклады учителей выплачиваются (далее указывается норма часов педагогической работы), а в другом пункте предусматривается, что «за часы преподавательской (педагогической) работы сверх установленной нормы часов за 1 ставку заработной платы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере». Налицо несогласованность в использовании тех или иных понятий при определении системы оплаты труда работников.

Еще раз хочу заострить внимание на том, что только построение системы оплаты труда учителей и некоторых других педагогических работников на основе ставок заработной платы позволяет оплачивать их труд в зависимости от учебной нагрузки: меньше установленной нормы либо больше установленной нормы. Должностной оклад для этого никак не подходит.

Модель системы оплаты труда, основанная на стоимости одного ученико-часа

В этой модели регулирование оплаты труда предусматривается только для учителей и руководителей образовательных учреждений. Для всех других категорий работников никакого регулирования оплаты труда не установлено. Эти вопросы отдаются на откуп самому образовательному учреждению, а именно руководителю, который определяет размеры оплаты труда работников в трудовом договоре, а в некоторых случаях даже путем заключения с исполнителями работ гражданско-правовых договоров, в том числе с физическими лицами, хотя это противоречит трудовому законодательству и согласиться с таким положением вещей никак нельзя.

Несмотря на то, что система оплаты труда учителей в зависимости от стоимости одного ученико-часа также основана на почасовом принципе, в одной из заявок ее введение обосновывается тем, что урочно-почасовая система оплаты труда педагогических работников фактически дестимулировала качество их работы и как следствие - качество предоставляемых образовательных услуг. Такое обоснование вызывает недоумение, поскольку сама по себе система оплаты труда учителей построена на сугубо почасовом принципе, из чего всем понятно, что применение оплаты в зависимости от стоимости ученико-часа - не отказ от урочной системы.

При оплате труда учителей по этой системе предусматривается использование базовой стоимости педагогической услуги. Проанализировав несколько проектов, представленных субъектами на конкурс, можно сделать вывод, что в одних случаях при оплате труда используется и рассчитывается «базовая стоимость педагогической услуги», в других - «базовая стоимость бюджетной услуги», в третьих - «стоимость образовательной услуги». Вместе с тем, в нашем законодательстве никакого определения этим понятиям не дается. Кроме того, не определяется, какая же все-таки услуга предоставляется образовательным учреждением за счет бюджета (образовательная, педагогическая или просто услуга), и как должна рассчитываться стоимость услуги, предоставляемой на бюджетной основе.

Например, система оплаты труда, основанная на этой модели, предусматривает использование стоимости бюджетной образовательной услуги. Если до этого я говорила о стоимости бюджетной педагогической услуги, то здесь услуга образовательная. Предусмотрено, что в ее стоимость и в норму рабочего времени, применяемую образовательным учреждением, входит как аудиторная, так и неаудиторная занятость. Далее расшифровывается, что это такое, хотя законодательное определение этих понятий отсутствует. Итак, это: проведение уроков и подготовка к ним, проверка тетрадей, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, обучение детей-инвалидов на дому, формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов, обеспечение работы кабинета-лаборатории и техники безопасности в нем, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя, методическая работа, иные формы работы с обучающимися и их родителями.

Исходя из такого перечисления, вообще становится непонятным, что такое образовательная услуга, если в нормы рабочего времени учителей входит аудиторная и неаудиторная занятость (включая, например, осуществление функций классного руководителя или формирование кабинета), а расчет ее стоимости производится исходя из фонда заработной платы, который предназначен для оплаты учителей только за преподавательскую работу.

На каком основании в норму рабочего времени, то есть в обязанность учителя, входит перечисленная работа, если она дополнительно оплачивается? Ведь не все учителя выполняют работу по заведованию учебными кабинетами, по проверке тетрадей, по классному руководству и так далее.

Если мы говорим о рабочем времени учителей, то в соответствии с постановлением Правительства РФ им в централизованном порядке определена лишь норма часов преподавательской работы за ставку, являющаяся нормируемой частью их рабочего времени. Время выполнения других обязанностей, а также дополнительной работы за доплату не регулируется, в связи с чем Минобрнауки РФ по согласованию с профсоюзом было разработано и утверждено положение об особенностях режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений (приказ от 27 марта 2006 года №69).

В частности, довольно подробно определено, что такое рабочее время учителя. Тем не менее, мы постоянно слышим, что рабочее время учителя составляет 36 часов в неделю. Откуда это взято и чем это регулируется я, например, не знаю. Для меня существует Трудовой кодекс РФ и постановление Правительства РФ, принятое в соответствии с Трудовым кодексом, только на этом может основываться определение рабочего времени учителя. Но в тех проектах, которые были представлены на конкурс, во многих случаях система оплаты труда учителей основывается на изменении порядка нормирования их рабочего времени, тогда как определение продолжительности рабочего времени всех категорий работников (а не только учителей) не отнесено к компетенции субъектов РФ. В соответствии с 37 статьей Конституции РФ оно регулируется федеральными законами. Нормирование труда по однотипным видам работ также отнесено к компетенции органов власти Российской Федерации.

Есть некоторые сомнения в правильности расчетов стоимости одного ученико-часа. Если принять во внимание, что фонд оплаты труда предназначен только для оплаты труда работников за рабочее время, то становится непонятной причина использования в формуле календарного количества дней в учебном году (240 календарных дней) и в целом (365 календарных дней). Этим, на наш взгляд, занижается стоимость одного ученико-часа, поскольку при пятидневной учебной неделе за 10 месяцев учебного года насчитывается максимум 210 рабочих дней по календарю, а в календарном году - 249 рабочих дней.

Вызывает сомнение и правомерность оплаты труда учителя в зависимости от количества учащихся в каждом классе - переменного показателя, на увеличение которого он в большинстве случаев не может повлиять. Типовое положение об образовательном учреждении предоставляет органам местного самоуправления право комплектовать классы с меньшей наполняемостью при наличии условий и средств, а также определять количество и наполняемость классов ОУ, расположенного в сельской местности, в зависимости от потребностей населения. При этом ни в Типовом положении, ни в других нормативных правовых актах мы не нашли оснований для того, чтобы у органов власти было право снижать зарплату тех учителей, которые работают в классах с меньшей наполняемостью.

Можно еще согласиться с подходом, который предлагается в одной из проектируемых систем оплаты труда по стимулированию деятельности тех учителей, которые работают в классах с наполняемостью, превышающей среднюю по субъекту РФ. Для всех учителей устанавливается базовый размер оплаты труда, а за превышение средней наполняемости по субъекту РФ предусматривается повышение базового уровня, но за количество учащихся, не превышающее наполняемость, установленную Типовым положением об ОУ и нормами СанПиНа, то есть 25 человек.

В субъектах РФ, применяющих в порядке эксперимента систему оплаты труда учителей в зависимости от стоимости одного ученико-часа, не всегда логичным является установление поправочных коэффициентов при делении класса на подгруппы. Так, например, если при изучении иностранного языка в группе количество учеников составляет 10 и менее человек, предусматривается поправочный коэффициент 2, а если учеников 11 и более, то коэффициент 1,5. В результате за 10 учащихся в подгруппе учитель будет получать оплату как за 20 учащихся, а за 11 - как за 16,5.

В методиках оплаты труда учителей в зависимости от стоимости ученико-часа дается порядок определения их оклада, который не вписывается в рамки трудового законодательства ни в той части, которая понимается под окладом (должностным окладом), ни по другим параметрам. Оклад учителя по методике рассчитывается путем умножения расчетной стоимости бюджетной образовательной услуги на повышающие коэффициенты за сложность предмета, за квалификационную категорию, на количество обучающихся по предмету, на количество часов по учебному плану в месяц в каждом классе. Под окладом (должностным окладом) работника по 129-й статье ТК РФ понимается фиксированный размер оплаты его труда за исполнение трудовых или должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Следовательно, определяемый таким расчетным путем оклад на самом деле окладом не является. С учетом перечисленных переменных показателей, связанных с учебной нагрузкой и количеством учеников, может быть рассчитана только заработная плата учителя.

Что выявляется в результате, если учителя не имеют фиксированных размеров ставок оплаты труда за установленную норму часов педагогической работы? Налицо противоречие статье 57 ТК РФ, в которой предусмотрено фиксировать в трудовом договоре работника как обязательное условие размеры тарифных ставок, окладов или должностных окладов. Если установлен размер ставки, то она подлежит изменению в зависимости от изменения объема учебной нагрузки против установленной нормы. Отсутствие у учителей фиксированных размеров ставок заработной платы делает фактически невозможным соблюдение гарантий, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года №191. Например, если учителям начальных классов не обеспечивается полный объем педагогической нагрузки, то им гарантируется выплата полного размера ставки зарплаты, устанавливаемого учителю за норму часов педагогической работы в неделю.

Отсутствие в рассматриваемой системе оплаты труда учителей фиксированных размеров ставок, а также использование при расчете месячного количества проведенных занятий может привести к проблемам при назначении досрочной трудовой пенсии городским учителям, поскольку для них условием включения в стаж периодов работы является выполнение нормы часов, установленных за ставку заработной платы. Каким образом учитель сможет доказать пенсионным органам, что он выполнял педагогическую работу в пределах норм, установленных за ставку заработной платы, если этих ставок при такой системе оплаты вообще не существует? Пенсионные органы при этом будут непосредственно руководствоваться 191-м постановлением Правительства РФ.

Кроме того, становится невозможным применение отдельных статей ТК РФ, которые определяют работникам некоторые выплаты в размере ставок (окладов). Например, определение размера компенсаций работникам, переезжающим в другую местность, в соответствии со статьей 326 ТК РФ.

Практически во всех проектах, основанных на стоимости ученико-часа, к педагогическим работникам отнесены только учителя и преподаватели, а что касается воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, вожатых, то неизвестно, на каком основании они отнесены к учебно-вспомогательному персоналу. Что за этим стоит, мы прекрасно понимаем. Если педагогический работник имеет право на сокращенную продолжительность рабочего времени, на удлиненный отпуск, на досрочную трудовую пенсию, на льготу по коммунальным услугам, то тем, кто оказался в статусе учебно-вспомогательного персонала, могут отказать во всех этих льготах и преимуществах.

Модель штатно-окладной системы

Эта модель предусматривает оплату труда учителей на основе должностных окладов. Нет смысла подробно ее анализировать, поскольку в первую очередь она связана с изменением порядка нормирования труда учителя. Как уже было отмечено, это не отнесено к компетенции субъектов РФ. При штатно-окладной системе предлагается установление в пределах 36-часовой рабочей недели учебной нагрузки от 14 до 22 часов без дифференциации оплаты труда за меньшее или большее количество часов учебной нагрузки. Вместе с тем без изменения федерального законодательства (не уверена, что вообще требуются такие изменения) субъекты РФ по своему усмотрению не могут изменить порядок нормирования труда педагогических работников.

Кроме того, в этой модели предусматривается нормирование другой деятельности учителей, которая связана с методическим обеспечением учебной деятельности, с воспитательной работой, классным руководством, тогда как в соответствии с приказом Минобнауки РФ от 26 марта 2006 года №69 оно регулируется графиками и планами работы, и никаких конкретных норм по выполнению дополнительной работы за дополнительную оплату не предусмотрено.

Если даже предположить, что по ряду работ такие нормы необходимы, то установление их по однородным видам работ в соответствии со статьей 161 ТК РФ предусмотрено в порядке, установленном Правительством РФ. Своим постановлением Правительство РФ возложило это на федеральные органы власти. Межотраслевые нормы разрабатываются Минздравосоцразвития РФ, а отраслевые - отраслевыми министерствами по согласованию с Минздравсоцразвития РФ.

Проектируемой системой предусматривается введение учителей в штатное расписание школ, установление верхнего предела учебной нагрузки учителя. Считаю, что эти нормы тоже не соответствуют федеральному законодательству. Такие новации связаны с изменением порядка нормирования труда учителей, что не является компетенцией субъектов РФ. Численность учителей зависит от многих обстоятельств, рассчитать их точное количество с равномерной учебной нагрузкой, как правило, невозможно.

Что касается установления для учителей верхнего предела учебной нагрузки, то в соответствии со статьей 333 ТК РФ такое ограничение может быть установлено только в случаях, предусмотренных Типовым положением об ОУ определенного типа и вида, утверждаемого Правительством РФ. Сегодня это предусмотрено только в Типовых положениях вузов и ссузов.

Модель предполагает также введение новой системы аттестации педагогических и управленческих кадров, но снова не учитывается, что установление порядка аттестации статьей 28 закона «Об образовании» отнесено к компетенции РФ. На каком основании субъекты РФ будут устанавливать свой порядок аттестации, непонятно. Аттестация работника, проведенная с отступлением от федерального порядка, не будет приниматься во внимание в другом регионе, если работник изменит место жительства. В некоторых проектах предлагается ввести конкурсную систему приема на работу учителей. С одной стороны, ТК РФ действительно предусматривает прием на работу работников учреждений, организаций по конкурсу, но, с другой стороны, в специальной главе ТК РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, конкурсная система приема предусмотрена только для работников вузов из числа профессорско-преподавательского состава. Поэтому есть сомнение в том, что введение конкурсного приема будет соответствовать нормам федерального законодательства.

Модель, построенная на «вилке» должностных окладов

Такая модель введена в одном из субъектов РФ и основана на установлении минимальных и максимальных размеров должностных окладов при одном и том же уровне квалификации работника. Например, для учителей, имеющих высшую квалификацию, размер должностного оклада предусмотрен в диапазоне от 3700 до 4065 рублей в месяц, то есть между минимальным и максимальным размером разница составляет 365 рублей.

Правомерность использования при оплате труда понятия «должностной оклад» уже разбиралась выше, а вот на регулировании порядка установления его конкретного размера (на минимальном, максимальном или среднем уровне) стоит остановиться особо. Решение этого вопроса принадлежит самому учреждению в пределах имеющегося фонда оплаты труда и осуществляется на основе аттестации, в том числе и для имеющих квалификационную категорию по результатам аттестации. Используемые при этом критерии по отдельным показателям скорее подходят для решения вопроса о пребывании работника в занимаемой должности, а не для установления размера оплаты труда. Яркой иллюстрацией этого, например, являются критерии по соблюдению работником трудовой дисциплины. Первый среди них - «часто отсутствует на рабочем месте без уважительных причин, постоянно опаздывает на работу, часто уходит с работы раньше времени» - предполагает минимальную оплату труда. А такие критерии, как «иногда отсутствует на рабочем месте без уважительных причин, опаздывает на работу или уходит с работы раньше времени» либо «редко опаздывает на работу и отсутствует на рабочем месте без уважительных причин», видимо, дают основание на более высокий уровень оплаты труда.

Хотелось бы, чтобы региональные органы власти приняли во внимание изложенные факты, связанные с отступлением от норм федерального законодательства, и не допускали подобных нарушений при доработке систем оплаты труда работников образовательных учреждений, а также при решении вопросов повышения доходов учителей.

Модель оплаты труда для учреждений, финансируемых из федерального бюджета

Эта модель пока только разрабатывается, но известно, что она целиком основывается на принципах, предусмотренных статьей 144 Трудового кодекса РФ.

Средняя зарплата в сфере общего образования в Москве составляет 62 тысячи 91,5 рублей в месяц

Об этом рассказали в ГБУ «Аналитический центр».

Средняя зарплата в сфере общего образования в Москве составляет 62 тысячи 91,5 рублей в месяц, что в 2,2 раза выше, чем в целом по стране (27 тысяч 750,1 рубля).

В прошлом году в это же время среднемесячная зарплата в сфере общего образования составляла 57 тысяч 893,9 рубля - -в Москве и 26 тысяч 930,1 рублей в целом по стране, а это значит, что за год она выросла соответственно на 4 тысячи 197,6 рублей или 7,3 процента и 820 рублей или 3 процента.

По данным эксперта, на сегодняшний день средняя месячная зарплата педагогических работников детских садов в Москве составляет 68 тысяч 550 рублей, педагогических работников школ - 66 тысяч 275,3 рублей, преподавательского состава вузов - 77 тысяч 700,7 рублей, уточняет агентство «Москва».

Комментарии

Оставить комментарий

КОММЕНТАРИИ ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

  • Наталья Ларина (500663) 14 июля 2016 г. 19:52:32 Есть же хорошее высказывание, народный анекдот: на одну ставку есть нечего, а на две некогда! Грустно:(
  • zavuchuser zavuchuser (283009) 14 июня 2016 г. 20:37:15 Оклад - 14800 рублей, проверка тетрадей - 700 рублей, классное руководство - 1800. Средняя заработная плата выходит при нагрузке 41 час. (МО Солнечногорский р-н)
  • ЕКАТЕРИНА ГЕОРГИЕВНА НИКОЛАЕВА (318206) 11 июня 2016 г. 19:10:54 НЕ ЗНАЮ КАК В ДРУГИХ РЕГИОНАХ,а у меня за 4 года зарплата упала на 6 тыс., как впрочим увсех учителей в нашем регионе. Чувашия.
  • 6 июня 2016 г. 17:55:59 Не понимаю, почему зарплата московского учителя на 2/3 состоит из зарплат учителей из регионов. И не понимаю, почему у московских учителей нет совести. Мне, жаль, что зарплата в регионах меньше чем в столице. Но что я, простой учитель из такой же школы, как и у остальных "простых смертных", могу сделать? Отказаться от зарплаты? Вы отказались бы? В общем, о совести здесь сказано напрасно. И про лукавство тоже. А работа она везде работа: с 8-15 до 18-15 пять дней в неделю, не считая подготовки к урокам...
  • Лев Левин (62616) 3 июня 2016 г. 18:28:45 Предыдущему комментатору - Ваше предположение об авторстве комментаторов не стыкуется с моим чувством юмора.
  • (111995) 3 июня 2016 г. 16:44:00 Интересно, большинство комментариев оставили москвичи? Как же жалко их! Не лукавьте уважаемые. Ваша зарплата действительно в разы отличается от зарплаты простых смертных 82% по ВСЕЙ стране. И зарплаты ваши на 2/3 состоят из наших. Совести у вас нет. В Забайкальском крае учитель на 2 ставки + домашник = 40000руб. Это работа с 7.30 до 20.00. Коллеги уехали в Москву и озвучили зарплаты в 80000руб + доплаты. Может стоит вам помолчать?
  • Илья Евгеньевич Феоктистов (11826) 2 июня 2016 г. 0:22:41 А по поводу средних величин приведу один лишь пример. В компании 50 сотрудников. 49 простых работников получают по 1 тысяче у.е., а директор компании 50 тысяч у.е. Средняя заработная плата сотрудников такой компании - почти 2 тыс. у.е., т.е. почти в 2 раза больше реальной! Как говорят, статистика - как мини-юбка: показывает все, кроме самого интересного!
  • Илья Евгеньевич Феоктистов (11826) 2 июня 2016 г. 0:18:24 Два первых комментария очень порадовали! Спасибо!
  • Лев Левин (62616) 1 июня 2016 г. 19:13:57 Самым бедным регионом России в 2016 году признана Псковская область. (1 июня, РИА Рейтинг). В ней после минимальных трат у полной семьи с двумя детьми в распоряжении остается 570 рублей. В Москве - 69 тысяч рублей. В среднем по России данный показатель составляет 28 тысяч рублей. Причем только в 15 регионах он превышает эту отметку. Обращаю Ваше внимание – ВСЕГО регионов в РФ – 85, т.е. 82% получают ниже среднего. Среднюю зарплату не напоминает? 26 февраля глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что за чертой бедности в России находятся более 19 миллионов человек. Он отметил, что за прошедший год число людей с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на три миллиона человек. «60, а то и 70 процентов из этих бедных - это семьи с детьми». https://news.mail.ru/society/25975468/?frommail=1

Для большинства наших сограждан зарплата учителя начальных классов кажется малопривлекательной. В то же время большинство людей согласятся, что на плечи этого специалиста возложены довольно сложные и ответственные задачи. Действительно, ведь эти педагоги формируют восприятие мира наших детей и закладывают зачатки знаний ещё в начальной стадии школьного обучения. Давайте все-таки разберемся, какая зарплата у учителей начальных классов в различных частях России.

Обязанности педагога

Для начала выясним, какие конкретно обязанности возложены на плечи учителей младших классов - за какую именно работу они получают зарплату.

Зарплата учителя начальных классов во Владимирской области - на третьем месте в России по своей величине и составляет 32 500 рублей. Это также связано с региональными надбавками.

Зарплата учителя начальных классов в Московской области составляет в среднем 30 000 рублей, что уже меньше среднемесячного дохода Россиян. Но в этом регионе также применяются сравнительно высокие региональные надбавки.

В Республике Хакасия, а также в Магаданской и Архангельской областях педагоги начальных классов получают столько же, сколько и в среднем по России в целом - 25 000 рублей в месяц.

Меньше всего из указанных регионов заработок у учителей в Тюменской и Волгоградской областях. Там педагоги младших классов зарабатывают в среднем соответственно 23 750 руб. и 23 417 руб.

Но даже это не предел. Во всех не упомянутых выше регионах России заработок педагогов начальных классов ещё меньше.

Где зарабатывают меньше всего?

Мы выяснили, что больше всего на территории Российской Федерации зарабатывают учителя младших классов Москвы, но в каких регионах у них самый низкий заработок?

Меньше всего доход у учителей Ростовской области. Они в среднем получают всего около 11 000 рублей в месяц. Это объясняется тем, что в области отсутствуют всякие региональные надбавки, а также неполной выработкой часов педагогами младших классов в этой части страны.

Сравнение зарплат

Мы разобрались в нюансах начисления заработной платы педагогов младшей ступени образования, выяснили, за что они получают и сколько. Зарплата у учителей начальных классов довольно сильно зависит от того региона, в котором они работают.

Как видим, средний заработок педагогов данного профиля в 25000 рублей - величина довольно условная, ведь в Москве они имеют доход в 45 000 руб., а в Ростовской области их зарплата едва дотягивает до уровня в 11 000 руб., что связано с рядом как объективных, так и субъективных факторов.

Перспективы

Значительное повышение зарплат у педагогов, в том числе и учителей младших классов, произошло в 2012 году, когда в стране началась реализовываться широкомасштабная программа по увеличению доходов государственных служащих и работников бюджетной сферы. В рамках этого процесса предусматривалось и дальнейшее увеличение зарплат учителям. Но, в связи с наступившим экономическим кризисом, данная программа была фактически заморожена. Таким образом, будущее повышение окладов педагогам будет связано с улучшением экономического состояния страны в целом.

Главное, что большинство экспертов и руководителей высших государственных структур понимают, что, имея такой сравнительно низкий доход, высококвалифицированные учителя будут стараться реализовать себя в иных сферах деятельности, что не может негативным образом не отразиться на общем уровне образования в России. Поэтому назревшую необходимость направить усилия на повышение благосостояния российских педагогов никто не оспаривает.

По данным департамента образования, с 2010 года средняя зарплата учителя в Москве выросла на 47% — с 39,2 до 57,6 тыс. руб. в 2012 году. К концу I квартала текущего года она составила уже 64 тыс. руб. В среднем же по городу, по данным департамента экономической политики и развития Москвы, жители столицы в январе-феврале получали лишь 51,9 тыс. руб. ежемесячно.

Понимать под средней зарплатой среднемесячную, однако, неправильно. Бывший замруководителя департамента образования (с 25 июня 2013 года замминистра образования РФ) Вениамин Каганов еще до своего перехода на новую должность пояснял «МН», что средняя годовая зарплата — это все доходы, которые учитель получил в школе с учетом так называемых стимулирующих надбавок за качество, которые начисляются учителю в дополнение к окладу ежеквартально или в конце года. В основном среднюю зарплату, по его словам, получают те педагоги, которые работают на полторы ставки — ведут не базовые 18 часов в неделю, а 27. Впрочем, по мнению замглавы департамента, это нормально. «Я работаю 72 часа в неделю», — отметил чиновник.

Из чего складывается зарплата учителя

Три года назад в московских школах начался переход на новую систему оплаты труда (НСОТ). Новая система заменила единую тарифную сетку и позволила директорам школ самим распоряжаться фондом заработной платы и поощрять лучших работников.

Зарплату учителя поделили на две части — базовую и стимулирующую. Базовая в свою очередь была разделена на общую и специальную. Общая часть зависит от количества учеников в классе и количества часов, которые отрабатывает учитель (это называется ученико-час). Каждая школа рассчитывает стоимость ученико-часа самостоятельно. В опрошенных «МН» школах стоимость ученико-часа варьировалась от 13 до 30 руб.

Лужковские надбавки за звания заслуженного и народного учителя для молодых специалистов и учителей иностранного языка теперь выплачивает не государство, а сама школа

Специальная часть должна идти на оплату всего, что учитель делает помимо уроков, — ведение педагогом проектов, занятия с одаренными детьми, заведование кабинетом, классное руководство, методические разработки, а также на компенсацию за деление классов на группы, меньшую наполняемость в коррекционных классах и т.д. Решение о том, какие именно надбавки и доплаты установить, решает не государство, а само учреждение.

человек — максимальное количество учеников в классе по санитарным нормам

часов в неделю — одна полная ставка учителям

Лужковские надбавки за звание заслуженного и народного учителя для молодых специалистов и учителей иностранного языка теперь выплачивает не государство, а сама школа, исходя из решения руководства и своих возможностей. Также больше не играет роли стаж педагога.

Доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда может варьироваться от 20 до 40% — каждая школа также определяет это самостоятельно. Предполагается, что их платят за «качество подготовки» учеников, которое определяется с помощью баллов. Как правило, стимулирующие выплаты начисляют два раза в год. Ежемесячная премия — скорее исключение, чем правило. Сейчас НСОТ используется в 1340 школах столицы из почти 1,5 тыс. участников пилотного проекта по развитию общего образования.

Наталья , учитель гимназии из числа лучших школ Москвы, входящих в первую сотню

«У нас трое учителей ушли из-за того, что очень мало получают. За последние два года зарплата очень резко понизилась, у некоторых даже на 20 тыс. Официально средняя зарплата у нас 70 тыс. руб., реально — 50 тыс. для учителей высшей квалификации, как я, у молодых ниже. Есть люди, которые получают 25 тыс. руб., работая на полную ставку. Моя коллега работает 28 часов в неделю, получает 50 тыс. руб. На то, чтобы подготовить один урок с хорошей компьютерной презентацией, уходит не менее трех часов. Это должен быть не просто текст, который читаешь со слайдов, — мне, например, надо ограничиваться двумя-тремя строчками на каждом слайде, а все остальное проговаривать. А у нас каждый день по шесть-семь уроков в разных параллелях.

Раз в год бывает начисление стимулирующих выплат, но совершенно непонятно, каким образом оно происходит: баллы сильно занижены. В среднем надбавки составляют от 500 до 20 тыс. руб. Для заслуженных учителей должна действовать надбавка в 50% от ставки, но у нас ее нет: директор этим пренебрегает. За ученика, набравшего на ЕГЭ 100 баллов, его учитель получает 10 баллов — умножьте на 100 руб., 1000 руб. за одного стобалльника. За классное руководство в месяц платят 4 тыс. руб. Мы были бы рады, если бы нашу школу объединили с какой-то другой — возможно, была бы централизованная бухгалтерия, которая меньше зависела бы от директора. Но с нашим директором никто не хочет объединяться из-за ее авторитарности».


Елена , еще учитель одной из

«Два года назад, когда мы перешли на НСОТ, моя ставка возросла процентов на 40. Но исчезли все надбавки, которые я получала как завкабинетом, за то, что школа была экспериментальной площадкой. В итоге совокупная зарплата раньше у меня была больше, чем после такого «повышения». Сейчас при работе на полную ставку, 18 часов в неделю, педагог получает зарплату на 20% меньше, чем размер средней, который указывается на сайте школы. Из стимулирующего фонда я последний раз получила 6 тыс. руб., то есть моя среднемесячная зарплата увеличилась на 1 тыс. и стала 45 тыс. руб. до вычета налогов. Сейчас единственная государственная доплата, которая у нас осталась, — за педагогическую литературу: 100 руб. в месяц, минус 13% подоходный налог — итого 87 руб. на руки».


Принцип распределения надбавок, по словам Елены, при этом остается неясным. Теоретически методика их начисления должна быть прописана в положении о стимулирующих выплатах, которое утверждает управляющий совет школы. За повышение качества преподавания учитель получает определенное количество баллов. Однако для некоторых работников такие формулировки, как «методическое обеспечение образовательного процесса», оставляют широкое поле для имитации деятельности.

Если ученик получил, к примеру, 100 баллов на ЕГЭ, его учитель получит около 1 тыс. руб.

Наиболее четкими можно считать разве что критерии, по которым начисляются надбавки за особые успехи детей. Как пояснила «МН» Анна К., учитель еще одной школы, входящей в число лучших по городу, за подготовку детей к олимпиаде надбавку начислить нельзя. А вот если дети занимают призовые места, учитель должен поощряться. «Если ученик получил, к примеру, 100 баллов на ЕГЭ, его учитель получит 1,5-2 балла — около 1 тыс. руб.».

«Особенно высоко оцениваются олимпиады и конкурсы, которые приносят школе баллы в общемосковском рейтинге: Всероссийская олимпиада школьников не ниже городского уровня, олимпиада МГУ им. М.В. Ломоносова и прочие. У меня с учетом этих моментов зарплата увеличилась тысяч на десять», — рассказала Ирина У., учитель экономики одной из школ Южного округа.

При нагрузке 28 часов за обычные и профильные биологические классы (в среднем в классе 25 человек) доплате за заведование кабинетом и выплаты за победителей олимпиад и конкурсов зарплата Ирины составляет больше 64 тыс. руб. Впрочем, что будет в следующем году, Ирина пока не знает. «Буквально два дня назад мы все подписывали уведомления о том, что информированы о процессе слияния и согласны работать в объединенном комплексе, так что впечатления от объединения и новая зарплата впереди. Но, вероятно, она уменьшится, так как четыре часа отдаю», — рассуждает учитель.

Одна школа — хорошо, а две в одной — лучше?

По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, публикуемый департаментом рост средних зарплат учителей связан с объединением школ в образовательные комплексы. Как пояснили «МН» в самом департаменте, учителям в комплексе гарантирована полная нагрузка, в том числе для преподавателей малочасовых предметов. Рост зарплаты особенно заметен в крупных комплексах, в большинстве из них она примерно на 10% выше, чем заработная плата в других учреждениях образования, поясняют чиновники.

Опыт самих педагогов, однако, говорит о другом.

Евгений , учитель одной из

«Средняя зарплата учителя — это показатель работы директора, который старается ее вытянуть так, как нужно. Делается это очень просто: при расчете средней не учитывается зарплата определенной части педагогического коллектива, у которой она небольшая, — совместителей, работников с небольшим стажем, невысокой квалификацией, малым количеством часов и др. У нас средняя зарплата по начальной школе — 70 тыс. руб., по старшей — 50 тыс. Сейчас нас объединяют — наверное, получится 60 тыс. руб., если какие-то ставки уберут. Я сам работаю в школе три часа в неделю, получаю 9 тыс. руб. в месяц без учета стимулирующих выплат. Ни у кого из моих коллег, работающих полную ставку, тоже нет зарплаты, равной средней по школе.

Стимулирующие надбавки у нас довольно большие, у меня они составляют примерно 35 тыс. каждое полугодие, а у кого-то доходят до 100-150 тыс. Баллы для их начисления складываются из внеклассной работы — за учеников, победивших на олимпиадах, за методическую работу, авторские курсы, выступления на конференциях, научные публикации и т.д. С одной стороны, это хорошо, с другой — в некоторых школах ради получения этих надбавок учителя литературы могут выдавать бессмысленные методические статьи вроде «Образ родины в творчестве Лермонтова: литературная игра для 8-х классов». И школа будет за это платить.

Административные ставки формально не включаются в расчет средней зарплаты педагогов. Но так происходит, если директор или другой сотрудник администрации по совместительству еще преподает. Кстати, зимой департамент образования принял внутреннее распоряжение о том, что зарплата директора школы должна быть не менее чем в три раза больше средней (в департаменте «МН» подтвердили существование такого документа. — «МН» ), то есть если средняя по школе — 64 тыс., директор должен получать не менее 210 тыс. руб. В нашей школе директор до сих пор просто отдает часть зарплаты своим сотрудникам.

При этом, поскольку зарплата считается по ученико-часам, руководство школы вынуждено формировать большие классы. Грубо говоря, количество учеников умножается на количество часов и на стоимость ученико-часа. Это основа формулы. А кроме этого есть еще коэффициенты, связанные с квалификационной категорией, и некоторые другие. В итоге сейчас у меня в классе 30 человек. Да, по СанПиНу должно быть всего 25, но нас вынудили сделать это».


Всеволод Луховицкий , учитель русского языка в школе «Интеллектуал», член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»

«В больших школах средние зарплаты выросли, Собянин прав. Учителя зарабатывают по 65-75 тыс. Это произошло благодаря четырем факторам. Во-первых, финансирование многих школ реально увеличилось, московский норматив хорош. Во-вторых, при подушевом финансировании в классах стало по 25-30 человек, что тоже увеличило стоимость часа в таких больших классах. В-третьих, учителя берут по 1,5-2 ставки, и высокая зарплата — это стоимость двойной работы. Наконец, требования высокой средней зарплаты вынуждают директоров прибегать ко всяким хитростям — например, увольнять совместителей и навязывать их часы основным работникам или просто не оформлять человека на работу официально, а его часы записывать на другого.

Многие педагоги гонятся за баллами, не думая о сути работы

От себя добавлю, что второе и третье объективно приводят к снижению качества преподавания. Нельзя качественно вести больше 20-22 часов (говорю на своем опыте: у меня 24 часа, и я сам понимаю, что приходится халтурить при подготовке уроков, не всегда удается вовремя проверить тетради и т.п.). Идеальное количество учеников в классе — 20 человек, с 30 можно только лекции читать и проводить письменные опросы.

Распределение стимулирующих надбавок стало сейчас самым важным делом. Многие педагоги гонятся за баллами, не думая о сути работы. Благодаря таким выплатам зарплаты стали отличаться в несколько раз. Есть и немало школ, в которых умные директора постарались уменьшить роль надбавок, поднимая базовую часть.

Квалификационная категория влияет на зарплату незначительно. Учитывать ли стаж, решает школа, но сейчас появилась тенденция постепенно выдавливать из школы пожилых учителей. Учителя связывают это с позицией департамента: нужны молодые учителя. Требования учета особенности предмета реально работают только применительно к иностранному языку, иногда к физкультуре и информатике (там маленькие группы).

Что касается управляющего совета, то большинство учителей не знает, кто в него входит, или прямо говорит о том, что там директорские любимчики. Но есть педагоги, которые в полной мере используют возможности управляющего совета, например при угрозе слияния школ, хотя чаще советом занимаются родители».

Сегодня мы узнаем, какова же зарплата учителей по всей России. Если честно, данный вопрос интересует очень многих. Особенно студентов, которые учатся на педагогов. Всегда важно понимать, какой заработок принесет вам ваша профессия. Правда, особо радоваться увиденным цифрам не стоит. Давайте попробуем узнать, какова средняя зарплата учителя в разных городах России. Будьте готовы к тому, что цифры шокируют вас.

По количеству учеников

Вообще, зарплата учителя в школе зачастую складывается индивидуально. То есть, никто точно не может знать, на что ему рассчитывать. Особенно это касается кадров, которые работают в начальных классах. Как правило, зарплата учителей в России складывается, исходя из количества обучаемых детей. Чем их больше, тем лучше.

В среднем на данный момент в 1 классе порядка 25-30 человек. И за каждый урок учителю начисляют по 20 рублей за ребенка. Итог - порядка 600 рублей за класс. При всем этом, в месяц зарплата учителей по таким расчетам должна варьироваться в пределах 50-60 тысяч. Но только практика показывает обратное. За каждого ребенка вы будете получать около 5-10 рублей. Вот и посмотрите, какой заработок получится в конце месяца. Не очень большой, верно? Тем не менее, зарплата учителя в Москве, рассчитанная по данной схеме (без обмана), может порадовать. Она действительно составит около 60 000. А в прочих регионах подобного рода приемы не используются. Или сотрудников попросту обманывают при расчете.

По классам

Следующий вариант, который можно предположить - это средняя зарплата учителя, которая складывается, исходя из того, сколько классов ведет работник. Такая практика на данный момент - далеко не редкость. В среднем, в Москве за 1 класс в месяц учитель получит порядка 30 000 рублей.

В остальных регионах данная цифра гораздо меньше. Особенно если речь идет о маленьких городах. Иногда зарплата учителя в школе, рассчитанная по классам, составляет около 6 000. При всем этом подобного рода сотрудник должен снабдить знаниями около 5 классов. Вот и посчитайте, сколько получается за одну "группу".

Как видите, цифры неутешительные. Правда, иногда в школах может использоваться методика расчета оклада с премиальными. По такому принципу заработок получается выше. Какой именно? Давайте разбираться в этом.

По окладу

Зарплата учителя в Москве, которая состоит из четкого оклада, составляет порядка 10-15 тысяч. Прожить на такие деньги сложно. И многие педагоги попросту отказываются от подобного рода предложений. Но почему так получается?

Например, из-за того, что оклад не будет зависеть от вашей нагрузки на работе. То есть указанные цифры могут быть указаны в расчетном листке и потому, что вы преподаете 2 раза в день у 3-4 классов, и за круглосуточное нахождение на рабочем месте. К слову, последний вариант встречается чаще всего.

Зарплата учителей по России, если им был предложен фиксированный оклад, как правило, тоже держится в пределах от 6 до 10 тысяч рублей. Правда, как уже было сказано, не всем приходится по вкусу подобного рода предложение. И даже если вам будут гарантировать высокий оклад, несколько раз подумайте, а стоит ли соглашаться на это? Скорее всего, при окладе в 20 000 на вас будут возлагать огромную нагрузку, которая в действительности должна вознаграждаться совсем по-другому.

Престиж

Если честно, то зарплата учителей складывается еще и благодаря престижу учебного заведения. Чем он выше, тем больший оклад и заработок можно получить. Но в среднем по России учитель довольно хорошей школы может заработать около 30 000 рублей.

В принципе, это нормальное явление. Правда, устроиться в подобного рода места обычному человеку трудно.

В обычной же среднестатистической школе заработок у учителя составит 11 000 рублей. Это средний показатель, который получается на практике. Но по всем документам, конечно же, у преподавателей таких маленьких цифр и не встречается вовсе. Так что при проверке выяснится, что в действительности зарплата учителя в школе без особых отличий составит порядка 25 000. Вот такие хитрости использует руководство.

Подработка

Что ж, зарплата учителей складывается не только из чистого оклада, проведенного по разным моделям. Как показывает практика, чтобы получить дополнительный заработок, преподаватели часто соглашаются на подработки и частные занятия непосредственно в стенах учебного заведения.

И в этом плане заработок будет зависеть не только от престижности школы. Учитываются еще и профессиональные навыки конкретного преподавателя. Тем не менее, за индивидуальное занятие с человека в среднем просят 500 рублей. Это за 1 академический час. И среднее количество проводимых дополнительных занятий - около 20.

Итого, если хорошенько постараться, то можно заметить, что зарплата учителей в России может зависеть от самого преподавателя. На один оклад, предлагаемый учебным заведением, рассчитывать не приходится. Повысить заработок можно в 2-3 раза. Но для этого придется быть профессионалом в какой-то науке. При подработках и дополнительных занятиях средняя зарплата учителя - это 20 000 рублей.

Кружки

Правда, это еще не все, на что можно надеяться в целях получения хорошей оплаты от школы. Зачастую зарплата учителя начальных классов формируется не только из оклада и дополнительных занятий. Также кадрам предлагают небольшие надбавки за ведение разнообразных кружков и сопровождение летних лагерей.

Как бы странно это ни звучало, но учителя начальных классов зачастую получают больший доход от своей работы, чем преподаватели в среднем и старшем звене. Все это официально и без дополнительных индивидуальных занятий. Но какая зарплата у учителей выходит в месяц при подписании договора, согласно которому человек должен будет ежедневно, например, вести продленку у детишек, а также сопровождать их летний лагерь?

Как показывает практика, в этом случае можно надеяться на 25-30 тысяч рублей чистого заработка. Но, к сожалению, далеко не всем учителям начальных классов (и старших тоже) предлагают подобные условия. Вам придется показывать себя с лучшей стороны, чтобы к вам обратились за помощью. Самостоятельно предлагать подобного рода условия директору не нужно. Иначе вы так и останетесь с окладом в 11 000 рублей, да еще и "повесят" на вас кружки, продленку и детские лагеря.

Частные школы

Намного лучше с заработной платой дела обстоят в частных школах. Тут, если честно, кадры зарабатывают действительно много. Но и требования к ним огромные выдвигаются. Причем, о профессионализме в частном учебном заведении будет судить не столько ваше руководство, сколько сами родители.

Таким образом, зарплата учителя начальных классов, например, складывается из оклада, выплачиваемого за 1 занятие с 1 ребенком. В каждой группе по 15-20 человек. И один урок обойдется родителю в 500 рублей. За один класс школа получит 10 000, а учителю, который преподавал в нем, полагается 50%. Итог - с одного класса начальной школы - 5 000. Уже радует. В старших звеньях детей больше - по 25-30 человек, но сумма оплаты не меняется.

И что же получается в конечном итоге? Зарплата учителей в частных школах составит 70-80 тысяч рублей. Как видите, это уже действительно хороший заработок. Но, как показывает практика, частных учебных заведений не так уж и много. Да и текучка кадров в них нулевая. А значит, рассчитывать на подобный доход не приходится.

Суровая действительность

Что ж, теперь настало время подвести итоги нашего сегодняшнего разговора. Как видите, точно сказать, сколько получает учитель в России нельзя. Для этого приходится учитывать множество факторов. Но в среднем, как показывает практика, среднестатистический преподаватель зарабатывает 12-13 тысяч.

Это вовсе не те цифры, которые для статистики демонстрирует правительство. По проверкам, средняя заработная плата российского учителя составляет 80 000 рублей. Разница огромна. Так что не стоит доверять официальным цифрам. Лучше перед трудоустройством узнать у учителей в выбранном учебном заведении о средней оплате труда. Вам обязательно огласят реальные цифры. Только потом можно принимать решение о трудоустройстве.