Новый авто для президента. Проект «Кортеж»: все, что известно на данный момент.

Что в середине 2018 года можно будет покупать автомобили проекта Кортеж. Первая партия, по словам министра, составит 250—300 автомобилей. Посмотрим, как эти прогнозы согласуются с документами, которые на разных этапах сопровождали работу над Кортежем.

Как следует из подписанного 5 декабря 2014 года между НАМИ и Минпромторгом государственного контракта (№14411.1616717.20.02), финальной датой опытно-конструкторских работ по проекту ЕМП (Единая Модульная Платформа) должно было стать 31 декабря 2016 года. Однако на протяжении 2014—2015 годов к этому госконтракту было выпущено несколько приложений, корректирующих срок сдачи работы. Последнее из имеющихся в нашем распоряжении допсоглашений (№9 от 25 января 2016 года) делает сроки менее жесткими: к концу 2016 года предлагается не полностью завершить проект, а только предоставить заказчику прототипы серии А (то есть самые первые образцы) для лимузина, внедорожника (SUV) и микроавтобуса (MPV), а также прототипы серии B (готовые к тестам или уже испытанные) для базового седана.

Насколько нам известно, существует еще несколько более поздних документов, сдвигающих срок сдачи лимузина на 31 декабря 2017 года, а остальных моделей — на 2019—2020 годы.

А как в течение полутора лет менялось позиционирование автомобилей на ЕМП? Вот слайды из презентации середины 2015 года.

Любопытно, что здесь можно увидеть профиль кроссовера, последнего из нерассекреченных автомобилей Кортежа. Картинка намеренно размыта, но все же дает представление о формах внедорожника ЕМП 4124.

А вот план производства и комплектации автомобилей разными силовыми агрегатами. Как видим, в списке моторов есть и дизель V6, о котором ранее не упоминалось. Правда, первые SUV c дизелем были запланированы только на 2021 год.


Маркетологи разделили всю гамму на «линии»: President, Ursus и Cosmo. Последние две должны продаваться всем желающим и выпускаться в количестве 8800 штук в год, в то время как VIP-автомобилей предполагалось делать не более 500.


Упоминается еще одна ветвь — некий UAZ Line с годовым объемом выпуска 22000 машин. Речь о проекте , который на деньги, отпущенные под Кортеж, начинался в сотрудничестве УАЗа с НАМИ. Ныне разработка заморожена (минимум до 2017 года) — надо полагать, ввиду недостаточности средств.

Теперь — самый свежий из планов. Он гораздо скромнее и, похоже, на сегодняшний день наиболее реалистичен.


А вот какова степень унификации между собой автомобилей Кортежа, построенных на единой платформе. Видно, что у кроссовера, микроавтобуса и базового седана она довольно высока, а в тяжелом бронированном президентском лимузине с много уникальных деталей.


И, наконец, последние из утвержденных сроков производства.


Поясним, что аббревиатуры PT-A и PT-B означают прототипы первой и второй серии, PS — это предсерийная модель, и SOP (Start of production) — полноценная серийная машина.

Несложно заметить, что все силы брошены на главный автомобиль проекта — лимузин. Его кровь из носу нужно сдать в срок. А вот конструктивно ближайший к лимузину седан появится в ноябре 2018 года — позже, чем пообещал Мантуров, но не будем придираться.

Разработка конструктивно близких седана и лимузина идет почти вровень, а вот с внедорожником и вэном задержка более существенная — до 2020 года. Если для седана и лимузина уже номинированы все поставщики, продумана логистика и составлены бизнес-планы, то в отношении MPV пока непонятно, кто сможет делать ряд элементов, — таких, например, как механизмы сдвижных дверей или поворотные кресла в салоне.

Нет пока ясности и с производственной площадкой. Один из гипотетических вариантов — перевод под крыло НАМИ опытно-промышленного производства АвтоВАЗа, закрытого по приказу бывшего президента Бу Андерссона. Названные же Мантуровым 250—300 автомобилей превышают возможности опытного производства НАМИ, где могут делать от силы 150—160 машин в год. Причем себестоимость и, как следствие, розничные цены окажутся столь высоки, что будет непросто найти добровольных покупателей и на это количество.

А еще внимание на себя обращает дата EOP (End of production, заврешения производства) — 2029 год, то есть рассчетный жизненный цикл для семейства автомобилей, если верить этим документам, составляет 12 лет. Что, конечно, не тождественно жизненному циклу платформы ЕМП — ее наверняка будут использовать значительно дольше.

В целом пока складывается впечатление, что на нынешнем этапе проект Кортеж редуцируется до президентского лимузина и некоторого количества седанов ценой 20—25 млн рублей. Кроссоверы и вэны если и будут сделаны, то в нескольких экземплярах — и только для ГОНа (Гаража особого назначения). Ведь даже для мелкосерийного выпуска четырех разных модификаций НАМИ понадобятся внешняя площадка и несколько миллиардов рублей дополнительных инвестиций. То есть тот самый «бизнес-партнер», упоминаемый на одной из приведенных диаграмм. Но проблема в том, что видимые условия партнерства вряд ли могут обернуться эффективным бизнесом. Годовой выпуск 5000 машин — это в автомобильной индустрии самый сложный для окупаемости объем, поскольку инвестиций на запуск производства потребуется немногим меньше, чем на выпуск, скажем, 50 или 150 тысяч автомобилей, да и нынешний рынок едва ли готов принять пару тысяч единиц подобного эксклюзива. Значит, либо предложение к потенциальному инвестору прозвучит в такой форме, что от него невозможно будет отказаться, либо придется вновь изменять бизнес-параметры проекта, включая и сроки его реализации.

Максим Валерьевич Нагайцев (45 лет) окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана; прошел путь от инженера до гендиректора фирмы в сфере ремонта и обслуживания автомобилей. С 2001 по 2005 год работал в МГТУ ассистентом, а после защиты кандидатской диссертации - доцентом кафедры «Многоцелевые гусеничные машины». Руководил отделом НИИ специального машиностроения, выполняющим контракты Министерства обороны РФ.

С 2005 года - вице-президент по техническому развитию АО «АВТОВАЗ», с 2009-го - вице-президент по продажам и маркетингу. Руководил освоением производства автомобилей «Приора» и «Калина», разработкой новой платформы класса С. В июле 2011 года назначен генеральным директором Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».

Запуск в серию автомобилей для президента Российской Федерации намечен на 2017 год

ОТ ЗИСа ДО ЗАПРОСА

Начнем с новейшей истории автомобилей для первых лиц. Лет десять-двенадцать назад Гараж особого назначения использовал в основном «мерседесы» в варианте «Пульман» и докатывал прежние ЗИЛы. Это было неким отражением рынка, на который победно въехали иномарки. К тому времени ЗИЛ бесповоротно устарел, были проблемы с надежностью… Настроения в обществе - хотим ездить на современных, надежных, удобных машинах - нашли отражение и здесь.

Однако со временем вернулись и патриотические акценты. Мы великая держава, крупная экономика - отчего же нет собственного автомобильного флагмана? Логичный подход поддерживал и рынок, на котором обозначилась если не мода, то симпатия к российским продуктам, даже отчасти гордость. Возник запрос на отечественный представительский автомобиль.

Но если его возрождать, как обеспечить окупаемость? Что и для кого мы сделаем? Собрать для ГОНа две машины или даже два десятка? Такой подход экономически нецелесообразен.

Вспомним, что легендарный ЗИС-101, наш первенец в классе больших автомобилей , был выпущен тиражом больше 8000 экземпляров, эксплуатировался даже в такси и скорой помощи. После войны представительский класс освоил и ГАЗ со своим ЗИМом , который заменил московскую машину в массовом сегменте. ЗИС-110 тоже использовали в народном хозяйстве, но все последующие модели предназначались только для избранных.

Соответственно, объем выпуска представительских автомобилей резко ограничили, и для ЗИЛа это была технологическая катастрофа.

Подход каретной мастерской именно тогда и сложился: малый тираж, кустарное производство. Модели 114 и 4104 - яркий тому пример. Да и сам завод сегодня едва ли в силах принять такой вызов, как новая оригинальная модель высшего класса.

ИДЕИ ГАЗа И НАМИ

В ответ на запрос о необходимости создания отечественного легкового флагмана в 2012 году возникло предложение «Группы ГАЗ». Чтобы быстро сделать такую машину, предполагалось полностью заимствовать платформу, даже больше скажу - целиком автомобиль, тот же мерседесовский «Пульман», например, или фольксвагеновский «Фаэтон», или «Бентли», и сделать так называемый бейдж-инжиниринг, то есть небольшой фейслифтинг. Получили бы готовую, известную машину, но с внешними признаками новой, российской. Называли бы ее, допустим, «Чайка». Понятный и практикуемый сегодня вариант. Стоимость разработки относительно невелика, тираж - любой, хоть самый малый.

Это предложение уже было сформулировано и вынесено на рассмотрение правительства, когда в работу включились ГК «Ростехнологии» и НАМИ, куда я был назначен директором. Мы предлагали потратить в десять раз больше денег, но при этом отработать производство новой платформы. То есть речь шла о создании с нуля собственного проекта - в партнерстве с мировыми фирмами, конечно, но именно новой, российской машины. Причем мы с самого начала предлагали не единственный автомобиль, а семейство. Но давайте не будем забегать вперед.

«Кортеж» - это не только лимузин президента, но и семейство из четырех автомобилей, построенных на единой платформе отечественной разработки.

Свой доклад тогда я начал не с технических аспектов, а предложил посмотреть на рынок. После падения 2009 года он уже восстановился, причем наибольший рост показали машины дорогого сегмента, на 11–13% в год. Это тренд: наш рынок приближается к европейскому и американскому, где доля больших и дорогих машин высока, под 30%, - и здесь у нас хороший запас. Почему бы на этом не сыграть?

Предложение ГАЗа вовсе не предполагало свободной продажи флагмана, мы же считали по-другому: за рынок можно побороться.

С самого начала подразумевал позиционирование в трех ценовых зонах: машины только для первых лиц государства, затем люксовые автомобили для продажи всем желающим (по цене от 5 млн рублей) и относительно доступные версии (ведь «большой» и «дорогой» не обязательно синонимы, за примерами обратитесь к американскому рынку). Что касается собственно типа автомобилей, то шли мы, конечно же, от потребностей основного заказчика. Каков обычный состав правительственного кортежа? Это собственно удлиненный лимузин, седан для сервисных функций, вседорожник для охраны, в котором иногда может поехать первое лицо, и микроавтобус, обеспечивающий связь, медицинскую поддержку, охрану, офисные функции… В ГОНе используют «мерседесы» (от бронированного «Пульмана» до ML-класса) и вэны «Фольксваген». Проблема в том, что все машины сопровождения заметно проигрывают лидеру. А ведь нужны автомобили, способные угнаться за лимузином и обладающие соответствующими устойчивостью и управляемостью.

Мы предложили создать одну платформу для всех автомобилей кортежа. Полноприводную, способную реализовать возможности самых мощных двигателей, рассчитанную и на кузов минивэна, и на удлиненный лимузин, и на седан люкс-класса, и на крупный вседорожник.

Отсюда хороший рыночный потенциал (у семейства он, понятно, куда больше, чем у одного лимузина), и технологические решения (речь уже о серийном выпуске агрегатов), и собственно название всего проекта - «Кортеж». Он в итоге и был одобрен правительством и президентом.

ПЯТЬ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЯТЬ СТИЛЕЙ

Итак, модульная платформа будет использоваться не только для особых автомобилей, но и для рыночных моделей. При этом, понимая, что мы не можем быстро спроектировать весь автомобиль с нуля, выделяем несколько ключевых компетенций, которые будут характеризовать продукт как российский. Вот что будем делать мы: кузов , от дизайна до структуры; двигатель , который всегда является признаком марки; трансмиссию (еще раз подчеркну, что впервые в мировой практике президентский лимузин будет полноприводным); шасси , имея в виду в первую очередь настройку уже известных узлов и компонентов (никто не собирается заново разрабатывать тормозные механизмы или усилитель руля, они есть на рынке); наконец, электронику , отвечающую за движение, то есть управление двигателем, трансмиссией, шасси.

Впервые в мировой практике правительственный лимузин будет полноприводным

Мы проработаем пять этих направлений и там, где это потребуется, привлечем к работе партнеров. К концу проекта будем располагать не просто агрегатами, а технологиями, производством и сможем широко использовать созданную платформу.

Первый этап - поиск стиля, который НАМИ проводил на конкурсной основе. Мы оповестили буквально всех дизайнеров, поиск идей и концепции проходил максимально публично, в Интернете, с участием и российских, и зарубежных стилистов.

Три этапа конкурса прошли в довольно жестких временных рамках. Мы просили подготовить скетчи в течение трех недель. Потом примерно за месяц надо было перейти от скетча к 3D-модели, то есть от рисунка к поверхности. И после, на третьем этапе, предложили сделать оригинальные двухминутные ролики: автомобиль выезжает из ворот Спасской башни, спускается по Васильевскому на набережную; второй сюжет - скоростной проход кортежа по Новому Арбату.

Мы собрали больше 80 работ. Довольно четко определились пять направлений. Первое - вариации и современное прочтение темы ЗИСов. Второе - то же самое, но про ЗИЛ. Третье - заимствование стилистики классических европейских топ-моделей: «Бентли» и «Роллс-Ройса». Четвертое - мотивы современных представительских машин: «Мерседес-Бенца», БМВ, «Ауди». И наконец, пятое - некий футуризм, эпатаж, фантастика.

ЭТО НЕ РЕТРО

После первоначального отсева осталось 25 проектов, которые мы показали министру. Из них отобрали восемь скетчей для представления президенту - кстати, в подборку вошли все пять направлений.

По итогам его оценок (альбом был испещрен крестиками, плюсиками, единичками - надо его сохранить для истории) мы взяли в работу две концепции: одну - с историческими деталями, а вторую - современно-европейскую. То есть а-ля ЗИС и а-ля немецкая «большая тройка».

Наверное, я сделал бы такой же выбор. Знаете, самое удивительное, что оба этих скетча рисовал один и тот же человек - выпускник МАМИ 2007 года Алексей Чвокин, работавший на тот момент в центре стиля НАМИ.

Затем наступило время командной работы. При переходе к макетированию был сделан окончательный выбор: автомобиль с мотивами ЗИС-110. Подчеркну, это не ретро, а современное прочтение классики.

У таких машин помимо сугубо представительских есть другая важнейшая функция - обеспечить защиту. Чтобы сохранить внутренний объем, не меньший, чем сегодня, и разместить необходимую броню, надо делать машину максимальных габаритов. Наш автомобиль, пожалуй, самый большой в мире, даже крупнее «Фантома», - и это очень серьезный вызов для дизайнеров. Чтобы облик не был тяжеловесным, пошли на всякие уловки, изменение визуальных пропорций, сглаживание углов и т. д. - и добились: все, кто впервые видят лимузин, не верят в цифры его размеров.

ОСНОВНОЙ ЗАКАЗЧИК

Итак, 9 января 2013 года мы получили указание министерства прорабатывать проект; а уже в мае, накануне корректировки бюджета, предстояло получить одобрение проделанной работы, чтобы нам открыли финансирование.

К этому моменту помимо отработки стиля удалось подготовить и бизнес-план: мы предусмотрели механизм возврата государственных денег в бюджет! Это придавало проекту совсем другой тон: не просим подачку, а лишь одалживаем средства. Несколько совещаний, заседаний - и в бюджете страны, кажется, впервые появилась строчка: «Научно-исследовательские работы, автопром».

Правда, живые деньги мы увидели только в октябре, но главное - можно работать, заключать первые соглашения с иностранцами и т. п. Мы полным ходом делали макеты, которые были готовы в начале января 2014 года. Теперь, перед началом собственно проектирования, предстояло показать машину заказчикам, получить замечания, одобрение размеров и т. д. То есть, пройдя стадию подготовки, услышать команду «Марш!».

Поэтому 22 января все три макета «Кортежа» доставили в Ново-Огарево, где их осмотрел президент. Он, конечно, захотел сразу опробовать лимузин, сел за руль. Действительно, машина производила впечатление готового изделия, а не макета, - и впрямь хоть садись и езжай. Хорошо, что мы все выключатели за панель убрали. Рассказываю про стиль, а потом предлагаю: давайте, мол, перейдем на ваше рабочее место, а здесь ваш водитель уже все осмотрел.

Вопрос был только один, но, что называется, взявши за пуговицу: когда? Говорю, в соответствии с проектом - в 2017 году.

Начало или конец?

Даты мы уточним к концу этого года, когда уже будут контракты, утвержденная смета… Сделаем доклад обо всех сроках.

Работайте!

На фото - ходовой макет, утвержденный президентом; вы - практически первые зрители…

ПРОЕКТ ВТОРОЙ СЕРИИ

После того как были утверждены стиль и программа, настал черед проектирования.

По всем международным стандартам это сегодня выглядит так. Автомобиль полностью собирается, рассчитывается и испытывается в цифре - с помощью компьютерного моделирования. Иными словами, мы должны разложить всю машину, ее системы и узлы подетально, назначить ответственных за их проектирование и определить поставщиков по всем позициям.

Понимая, как важен инструмент, мы в НАМИ сразу начали взаимодействовать с компаниями «Дассо» и «Сименс» - закупали десятками рабочие места и учились. Пригодился опыт, который мы приобрели на АВТОВАЗе.

Сегодня мы работаем с тремя крупнейшими инжиниринговыми моторными фирмами, я уже знаю, где можно отливать блоки и головки в России.

Ясно представляю, как будем делать трансмиссию. Готов подтвердить, что сборка машин планируется в Ульяновске…

Но об этом - в следующих сериях проекта «Кортеж». Следите за публикациями в журнале «За рулем»!

СДЕЛАНО НАМИ

Научный автомобильный институт основан 16 октября 1918 года как база для развития автомобильной науки. Институт занимался также непосредственно проектированием автомобильной техники, создал прототипы ярославских дизелей, автоматические трансмиссии, грузовик «Урал» и много ярких экспериментальных автомобилей. Идея глубокой централизации едва не погубила НАМИ к началу 2000-х: на всех заводах работали собственные конструкторские службы, а чистая наука не была востребована. Институт превращался в скопище мелких фирмочек... С приходом нового руководства НАМИ вновь возвращается к серьезным автомобильным проектам. Институт принимает на работу молодых специалистов, сотрудничает с вузами, осваивает современные технологии проектирования (на фото - новый дизайн-центр). «Кортеж» - один из показателей возрождения НАМИ, научной базы с 95-летней историей.

Кортеж президента США - это, одновременно, и самый безопасный, и самый опасный конвой в мире. Фактически, это Белый дом на колесах: в него входят спецназ, машины-«глушилки», «Кукушка» со средствами правительственной связи и даже особый фургон для перевозки «ядерной кнопки». Издание The Drive рассказало, из каких автомобилей состоит кортеж главы Соединенных Штатов Америки.

Кортеж президента сформирован как из машин, доработанных Секретной службой и прикрепленных непосредственно к ней, так и из специально арендованных под конкретные цели автомобилей. Обычно в кортеж входят лимузины, внедорожники и фургоны сопровождения. Все машины доставляют в точку назначения военно-транспортными самолетами. Причем, если президенту за один день надо посетить три города (так бывает, например, во время избирательной кампании), то в каждый из них заранее отправляют отдельный самолет с отдельным конвоем.

Помимо машин, в город пребывания президента обычно привозят еще два вертолета - VH-3D Sea King или VH-60N Black Hawk . Вертолеты доставляют тяжелыми «транспортниками» ВВС США, даже если во время визита президента их использовать не будут: они могут потребоваться для эвакуации в экстренной ситуации.

Перед кортежем движутся «Маршрутный автомобиль», «Пилотная машина», а также «Чистильщики». Они появляются за несколько секунд до основной части колонны, проводя предварительную «разведку». Обычно это полицейские седаны и мотоциклы, но бывает и так, что вместе с ними едут внедорожники Секретной службы или военные «Хаммеры» - такая схема используется, например, в «горячих точках».

За «Чистильщиками» следует «Ведущий автомобиль» Секретной службы, формирующий саму колонну - часто в его роли выступает внедорожник Chevrolet Suburban. В некоторых случаях к нему добавляют арендованный автомобиль - так было, например, во время визита президента США в Великобританию, когда в колонну включили BMW 7-Series.


За «Ведущим» едет непосредственно супер-бронированный лимузин президента, имеющий внутренне кодовое обозначение «Дилижанс». Всему остальному миру он известен как .

В этом автомобиле - построенном в 2009 году по особому проекту «Кадиллаке», не имеющем почти ничего общего с серийными машинами, и оснащенным всевозможными хитроумными системами - есть даже система очистки воздуха на случай газовой атаки. Кроме того, в лимузине находится запас крови для переливания, группа которой идентична президентской, устройства, выпускающие дымовую завесу, и приборы инфракрасного видения.


«Дилижанс» слева и справа сопровождают два таких же «запасных» лимузина. Это точные копии главного автомобиля - Секретная служба даже устанавливает на них одинаковые номера. Делается это для того, чтобы нападающие не смогли определить, в какой из машин сидит президент.

Когда по каким-то причинам лимузин не используется, президент ездит на бронированном Chevrolet Suburban, который оснащен немного скромнее. Обычно на таких же «Субурбанах» Секретная служба возит вице-президентов. А если речь идет о поездках по стране, то глава государства может использовать большой бронированный автобус под названием X3-45 VIP 3.

Сразу за президентской машиной или автобусом едет личная охрана президента на Chevrolet Suburban с красно-синими «мигалками» - этот автомобиль, выражаясь футбольным языком, называют «Хавбек». Обычно такая машина перемещается с открытыми задними окнами и поднятым стеклом двери багажника - для максимально быстрой реакции в случае нападения.

За внедорожником с личной охраной следует машина-«глушилка», которую называют «Сторожевой башней». Обычно в этой роли выступают внедорожники Chevrolet Suburban со множеством антенн на крыше. «Глушилки» подавляют всевозможные сигналы, умеют распознавать лазерное наведение и даже «видят» беспилотники.


За «Сторожевой башней» движутся фургоны или внедорожники, в которых размещается оставшаяся персональная охрана, личный врач президента, а также «ядерный чемоданчик».

Следующие в конвое - очень опасные парни, спецназ Секретной службы. Они первыми вступят в бой в случае нападения и будут прикрывать президента огнем до тех пор, пока его не эвакуируют. Как и личная охрана, эти головорезы ездят с открытыми окнами. Однако, в отличие от охранников в деловых костюмах, спецназовцы одеты и экипированы соответствующе - снайперскими винтовками, автоматами, светошумовыми гранатами.


Сразу за спецназом - вторая машина разведки. Но если «Чистильщики», открывающие конвой, следят именно за дорожной ситуацией, то эти люди находятся на постоянной связи с местной полицией и сотрудниками в штатском, расставленными на маршруте. Они должны решить проблему еще до того, как она появилась.

Вслед за «разведчиками» едет самый секретный автомобиль конвоя - черный фургон, наподобие «скорой помощи», перевозящий нечто, что должно спасти президента в случае биологической или химической атаки. Его задача - «смягчение действия опасных веществ». Что там внутри и как оно работает - большой секрет.

«Зверь», по неофициальным данным, весит от 6,8 до 9,1 тонны. Разворот на таком броневике - настоящее искусство.

В самом «хвосте» едут машины пресс-службы, а также «Кукушка» - Suburban со средствами правительственной связи, благодаря которому президент находится в постоянном контакте с остальным миром. Или с Пентагоном. «Ядерный чемоданчик», в зависимости от ситуации, могут перевозить и в этой машине.


Но как бы круто ни был оснащен и защищен кортеж президента США, «закрывают» его самые обычные полицейские на патрульных седанах и мотоциклах, и совершенно обычная «скорая помощь». Летающих ангелов в черных очках и с дефибрилляторами Секретная служба еще не придумала. Пока не придумала. \m

The Fascinating Anatomy of the Presidential Motorcade - The Drive

Иллюстрации: Getty Images, Lawrence Jackson, Christopher Ebdon, Patty Rice, Christopher Ebdon

Проект - "Президентский Кортеж "

Проект «Кортеж» нельзя назвать «проектом века», однако он представляет собой весьма амбициозную программу (чего стоят только запланированные расходы более 12 млрд. рублей, при этом непосредственно из бюджета - 3,61 млрд. руб.) создания целого семейства автомобилей, предназначенных для первых лиц государства. В сегодняшнем обзоре мы разберем, что представляет собой проект «Кортеж», на какой стадии он находится сегодня, а также является ли его создание необходимым. Идея создания проекта уходит корнями в 2012 , когда после заявления президента России о том, что отечественный автопром приступает к выпуску лимузинов, и было решено дать старт данному проекту. Программа «Кортеж» была разработана Минпромторгом при участии Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Изначально планировалось, что для Президента будет создано представительское авто производства ЗИЛ - высокозащищенный лимузин, который будет разрабатываться с чистого листа, а для остальных чиновников, как и ранее, Чайка.


Также существует намерение поручить производство части машин возрождающемуся Руссо-Балту и даже спортивному бренду Marussia. Однако самой важной концепцией «Кортежа» является то, что автомобили должны будут появиться в свободной продаже (естественно в несколько измененной комплектации). При этом Минпромторг заявлял, что в перспективе до 2020 года отечественные автомобили могут занять порядка 20% мирового рынка люксовых авто! Что ж, планы наполеоновские, но только время покажет, что получится на самом деле. С уверенностью можно сказать только одно: Президент государства мирового уровня просто обязан ездить на специальном автомобиле, произведенном его страной. При этом статус обязывает, что лимузин не являлся переделанной серийной моделью, пусть даже такая переработка и будет весьма существенной. Не верите? Давайте посмотрим, как к этому относятся ведущие мировые державы, на чем выдвигаются в поездки их главы, и что содержится в автопарках.



Для Елизаветы II в 2002 г. в Великобритании по спецзаказу были построены два роскошных Bentley State Limousine, прототипом которых послужила премиум версия Arnage. Однако, в отличии от последнего королевские автомобили намного выше шире и длинней. Защита этих авто также соответствуют назначению: королевскую особу защищает набор сложной брони, герметичный салон, системы противодействия нападению с использованием различных вооружений.



Начиная с 2009 г. во время поездок по стране Барак Обама пользуется исключительно президентским лимузином Cadillac. Данное авто только внешне напоминает серийный DTS – полноприводная база от легкого грузового авто несет тяжелобронированный герметичный кузов, который обладает замкнутым циклом жизнеобеспечения, системами противохимической, антибактеорологической защиты, а также имеет системы противодействия вооруженному нападению.



Самобытным лимузином обладает и генеральный секретарь ком. партии Китая – в его распоряжении выпущенный в 2010 г. «Красный флаг» - HongQi CA7600L. Отметим, что китайцы не стали «изобретать велосипед» - облик правительственного лимузина перекликается с обликом предшественника - CA770, выпушенного в 1963 г. Отметим, что CA770 является копией одновременно двух отечественных «членовозов» - ЗИЛ-111 и ГАЗ-13.



Французы, которые не устают хвастаться всем, что произведено в их стране, получили очередной повод для гордости – Франсуа Олланд при планировании поездки может выбирать из бронированных и оснащенных всеми присущими президентскому классу системами Renault VelSatis, Citroen C6, а также Peugeot 607. Несмотря на то, что в гараже французского президента нашлось место даже для выпущенных в 1972 г. раритетных Citroen SM, поддерживаемых в надлежащем состоянии, наиболее часто глава государства выбирает Citroen DS5.



Сравнительно недавно обзавелся лимузином собственного производства и глава Южной Кореи – начиная с 2010г. в его распоряжении находятся бронированных автомобили, основой которых выступили Нyundai Equus. При этом в состав кортежа Российского президента на сегодняшний день входят исключительно зарубежные автомобили. Колону впереди и сзади сопровождают полицейские автомобили – чаще всего Mercedes E class. Глава страны располагается посреди колоны, его бронированный лимузин Mercedes S600 Pullman Guard в некоторых случаях сопровождает неотличимый по внешнему виду «двойник». По бокам президентский кортеж сопровождают мерседесы S-класса, в середине процессии передвигаются модифицированные Mercedes Geländewagen, в которых располагается личная охрана. Далее следуют несколько VW Multivan, либо Mercedes Sprinter - со спецсвязью, медицинской начинкой и вооружением. В случае успешной реализации проекта Кортеж, каждый из данных автомобилей будет заменен автомобилем отечественного производства.



Вспомним и о кортеже единственного президента СССР: бронированный ЗИЛ-41052 сопровождали автомобили ГАЗ-14 и ЗИЛ-117. Учитывая вышеизложенное, очевидно, что проект «Кортеж» является вполне актуальной разработкой – если руководители всего мира ездят на лимузинах собственного производства, почему наш возрождающийся автопром не может создать президентский лимузин? Тем более, что для этого теперь уже есть все необходимые предпосылки.


До утверждения проекта Кортеж именитые отечественные автомобилестроители пытались самостоятельно наладить выпуск правительственных лимузинов - прежде всего речь касается ГАЗа и ЗИЛа. ГАЗ совместно с Атлант-Дельта разрабатывал для МО РФ парадные кабриолеты, а также подготовил собственную версию президентского бронированного лимузина. ЗИЛ, начиная с 2004 г. разрабатывал «Монолит» - небронированный лимузин. При первом утверждении проекта Кортеж (без внесения изменений, о которых мы поговорим позже), ЗИЛ получает фактический статус сборочной площадки, ГАЗу достаются функции «ателье». Основные мощности по созданию и сборке президентских лимузинов должны были размещаться на новом производстве ОАО МосАвтоЗИЛ. Отметим, что на техническое перевооружение предприятия Московское правительство совместно с Сбербанком выделили 10 млрд. руб., при этом плана полной загрузки мощностей пока нет (кроме производства автомобилей в рамках проекта Кортеж, планировалось, что предприятие станет выпускать некоторые зарубежные легковые автомобили). На «плечи» ГАЗа лягут обязанности по выпуску и доводке спецвариантов автомобилей Кортежа – для этого должен инвестироваться в проект порядка 1,1 млрд руб. Немалые расходы отводятся и корпорации Ростехнологии - она должна вложить в запуск мощностей производства не менее 8-ми миллиардов рублей. Первоначальный проект в качестве базового силового агрегата для правительственного лимузина рассматривал немецкий дизельный RED A03 (6,0л, V12), который был создан российским ученым В. Райхлиным. Примечательно, что на сегодняшний день данный мотор устанавливается на легкие самолеты, однако его вполне можно приспособить и для нужд автомобилестроения. Пока отсутствует единая позиция и относительно комплектации лимузина колесной базой, электроникой, системами безопасности, а также прочими требуемыми компонентами – рассматриваются как отечественные, так и зарубежные поставщики. Отметим, что сумма, заложенная в первоначальном проекте на данные нужды, составляет около 1 млрд. руб. При этом всемирно известные производители закладывают в бюджет в 5-7 раз больше, вдобавок имея в запасе собственные наработки. Кузов лимузина должен создаваться при непосредственном участии инженеров ВАЗа, участвовавших в разработке ВАЗ-2116 С, прообразом трансмиссии может послужить трансмиссия компании КАТЕ.



Начало производства всех автомобилей проекта «Кортеж» запланировано на 2017 г., при ожидаемом количестве ежегодно выпускаемых автомобилей всех типов 40 000 единиц (включая коммерческие версии). Наиболее эксклюзивными, конечно же, станут ЗИЛы – их будут собирать в количестве не более 200 штук ежегодно. Больше всего должно будет выпускаться минивэнов и кроссоверов Руссо-Балт: около 20 000 ежегодно. Заметим, что разработка нового семейства президентских автомобилей предусматривает, что в самое ближайшее время глава государства (пока не будет налажено производство лимузинов) пересядет на модернизированные лимузины ЗИЛ, которые уже начали собирать в Нижнем Новгороде. В свете предстоящей сборки президентского лимузина, мы рассмотрели, в каком фактическом состоянии находятся оба главных завода, и какие из наработок им удалось сохранить. Начнем с ГАЗа: до 1988 г. в специализировавшемся на выпуске Чаек цеху Горьковского завода производили около 150 машин ежегодно. В 1988г. цех был ликвидирован, включая документацию и оборудование. В 2010 году на его территории разместилась Атлант-Дельта – принадлежащая О.Дерипаска (как и сам ГАЗ) с 2000 г. занимающаяся реставрацией раритетных авто. Отметим, что компанию возглавляет Ю.Кружилин, некогда бывший начальником Кремлевского спецгаража, а среди контрактов Атлант-Дельта есть даже обновление парка ЗИЛ-41044 для МО РФ (несмотря на то, что в тендере принимали участие сам производитель, КАМАЗ, ВАЗ, ГАЗ). Невзирая на получение прямого заказа МО, авто создавались Атлант-Дельтой за деньги ГАЗа. В 2009 г. после окончания всех необходимых испытаний автомобилям был присвоен индекс ЗИЛ-41041 АМГ. Не исключено, что именно выпуск трех кабриолетов стал основной причиной, по которой в Кремле захотели видеть ГАЗ одним из участников проекта Кортеж. Сегодня работы над лимузином находятся в активной стадии - Атлант-Дельта теперь называется Группа-Мастер. Под руководством бывшего главного конструктора легковых авто ГАЗа, А. Горчакова, компания создала собственное производство (на что ГАЗом было выделено более полумиллиарда рублей), штатная численность сотрудников уже превышает 100 человек, а в текущей разработке находится около 25 проектов. Планируется, что ежегодно Мастер-Групп будет собирать 12-ть единиц президентских лимузинов. Что касается ЗИЛа, то в к концу 70-хх годов предприятие выпускало ежегодно до 25-ти правительственных машин. На сегодняшний день в штате производства представительских авто осталось чуть более 70-ти человек, которые в основном собирают коллекционные модели стоимостью 250-300 тыс. дол. из сохранившихся с советских времен машинокомплектов. За последние несколько лет всего было собрано 8-мь автомобилей. Отдельного внимания заслуживает собственная разработка компании – небронированный лимузин Монолит, который, к сожалению, не попал в проект «Кортеж». Дизайн салона разрабатывали отечественные специалисты, приборная панель и некоторые другие системы авто были изготовлены заводом Автоприбор. Из иностранных комплектующих собственного ЗИЛовского лимузина, отметим позаимствованные у Audi элементы системы вентиляции, а также кресла Мерседеса S W140. Основным недостатком «Монолита» является дороговизна, из-за которой найти покупателей на него достаточно сложно. Проект постепенно приближается к фактической реализации: недавно стало известно, что вседорожники для «Кортежа» будут выпускаться на УАЗе, за их производство будет отвечать компания Sollers. Мощности производства должны составить порядка 40 000 экземпляров правительственных вседорожников ежегодно. Прототип внедорожника для проекта «Кортеж» появится в 2015-2016 гг. Также компании Sollers хотят поручить производство микроавтобуса на этой же платформе, однако окончательная информация относительно производителя седанов и минивэнов пока отсутствует. Среди претендующих на данный статус компаний – ГАЗ, ЗИЛ, VW. Министр промполитики РФ Денис Мантуров утверждает, что в начале 2014 г. был представлен «полномасштабный демонстратор» проекта, а на протяжении года будет окончательно определен состав производителей автомобилей для проекта «Кортеж». При этом решение по определению производственных площадок будет принято в 2015 г. Первый автомобиль проекта (предположительно - седан), должен пройти государственные испытаний к 2017 г., к этому же времени должны быть закончены работы по проектированию и сертификации микроавтобуса и внедорожника. Полная реализация проекта Кортеж должна завершиться к 2018 году.

Отрадным является тот факт, что помимо планового продвижения к выпуску автомобилей для президентского эскорта, проект Кортеж привлекает новых партнеров, включая всемирно известных производителей. Например, всего несколько недель назад стало известно, что участие в проекте примет Porsche Engineering - ей отведена роль инженерного интегратора. На практике это означает, что компания будет отвечать за адаптацию к производству созданных в рамках проекта моделей. Правда, пока не известно, на сколько придется увеличить бюджет проекта ради привлечения подразделения Порше. Кроме привлечения новых партнеров, проект лишается прежних участников – прекратила свою работу Мarussia Motors, которая должна была заниматься разработкой коммерческих версий лимузина, седанов и минивэнов проекта.


На фото – ходовой макет, утвержденный президентом

2 года