Оригами япония или китай. Оригами. Как появилось оригами и действительно ли это искусство? История появления бумаги

История оригами насчитывает многие века. Сегодня это даже стало символом особой философии, а также пожелания мира и веры в чудо. Но откуда и когда к нам пришло искусство складывания бумаги? Что сами японцы - люди, развившие оригами в искусство - вкладывают в него?

Удивительная вещь - умение складывать бумагу в узнаваемые фигурки без помощи вспомогательных средств (клей, ножницы). Киригами (поделки из бумаги с использованием ножниц) - конечно, тоже искусство, с этим никто не спорит. Но согласитесь, разрезая лист, мы в некотором роде упрощаем «путь» создания поделки. В классическом оригами это недопустимо.

Ты не должен искать простого пути, ты должен искать решение, гармонию, красоту, смысл. Одновременно с этим ты решаешь геометрическую и математическую задачу, даже если не обучен этим наукам. Во время сложения ты - медитирующий философ, терпеливый искатель, целостная личность, способная создавать и подарить творению часть своей души. Ты вплотную приближаешься к пониманию хрупкости всего сущего, а через это постигаешь вечность, суть жизни.

Вот сколько всего видят за оригами японцы. Однако далекие от этих исканий европейцы и арабы тоже с удовольствием восприняли оригами еще в VIII веке. Просто потому, что это красиво, интересно и на то время – .

История оригами

Совершенно естественно, что возникло оригами в Китае, в древности, когда изобрели бумагу. Но развитие этого искусства произошло в Японии. Поначалу бумажные фигурки делали исключительно для религиозных обрядов. Постепенно эта традиция перешла и в светскую культуру, хотя могли позволить себе это занятие только очень состоятельные люди.

По некоторым данным, первыми фигурками оригами были бабочки. Их делали на свадьбу молодоженам, они символизировали любовь и покровительство духов.

Тем не менее, в Европу оригами пришло не с Востока (Японии или Китая). Его в XI веке привезли в Испанию богатые мавры, а к XV веку это стало традиционным и в германских землях. Стало традицией делать из свидетельства о крещении особую оригами-фигурку на счастье ребенка, а в Испании к XVII веку появилась устойчивая традиция делать простейшие формы в виде шапочки или шляпки, лодочки, домов, где могли жить нарисованные куклы.

С той поры стали появляться оригами-мастера и в западной части света. Одним из ключевых моментов в развитии оригами стало предложение Фридриха Фребеля ввести это искусство как курс для развития в детских садах в начале XIX века.

В 1960-х мастер Ёсидзава-Рандлетта разработал единую систему условных обозначений, которые сейчас помогают всем желающим заниматься оригами.

Кстати, если вам интересно, как работают настоящие профессионалы, то, конечно, лучше ехать в Японию. Но для постижения всех нюансов и хитростей этого искусства нужно знать язык. Если вы его еще не освоили, у вас есть отличная возможность прямо сейчас!

Виды и «дети» оригами

Современным достижением считается модульное оригами. В нем тоже не используют ножниц и клея, но из нескольких целостных фигурок (модулей) собирают большую композицию или «скульптуру».

Виды оригами:

  • Классическое оригами.
  • Простое оригами - изобретено британским мастером Джоном Смитом.
  • Паттерн-оригами – с него начинают новички, поскольку на листе бумаги уже нанесен чертеж всех складок. Человеку остается только, следуя разметке, все сложить.
  • Мокрое складывание – разработка Акиры Ёсидзавы, который смачивал бумагу, чтобы придать формам плавность. Это особенно помогает, если вы хотите делать цветы или животных.

Бумага для оригами

Для оригами годится практически любая бумага, но многие мастера и начинающие работают со специальной бумагой «ками» в форме квадрата от 2,5 до 25 см и больше. Она бывает как абсолютно белая, так и односторонне цветная.

Для более графичных фигурок, например, журавлика, подходит обычная писчая бумага. А вот более тяжелые виды бумаги годятся для мокрого оригами, и они считаются более долговечными. Фольгированная бумага (сэндвич) отлично поддерживает форму фигурки и смотрится нарядно.

В самой Японии оригами делают из жесткой бумаги «васи». Ее изготавливают из Edgeworthia papyrifera («бумажное дерево», используется кора), волокна которой придают древесной массе особую устойчивость и жесткость. Фигурки из нее выглядят, как игрушки.

Оригами и наука

Трудно не заметить в оригами строгость геометрической формы, но профессионалы и исследователи видят в этом искусстве не только взаимодействие автор-зритель, но и синтез науки и творчества. Во-первых, оригами – это разминка для ума. Во-вторых, люди, умеющие хоть немножко делать оригами, способны к нетривиальным решениям, у них развивается способность нестандартного взгляда на проблему.

Это то, что касается позитивного воздействия на человека, а что же с более точными науками? Предметом очень серьезных исследований математиков была дилемма «плоского изгиба». Вопрос состоял вот в чем: можно ли образец складки сложить в модель в двухмерном измерении? Барри Хайес и Маршалл Берном доказали, что «составление плоской модели является NP-полным». Это доказывалось не простым сложением бумаги, а математическими формулами и расчетами.

Основы оригами. Правила и обозначения

Как мы уже упоминали, существует общепринятая схема знаков сгибания (складывания), но как ни странно, не все сходу могут ею овладеть. Очень часто начинающего оригамиста правила путают. Есть, конечно, умельцы, которые умудряются складывать и без схем, но уверяем вас, это не перерастает в искусство, а остается на начальном уровне.

Азы и правила – это основа основ, без них мастер безграмотен. Приоритетными являются сгиб «долина» - уголок направлен на себя, и, в зависимости от «движения» сгиба, «гора» - угол идет от себя. «Долина» обозначается штриховкой, а «гора» пунктиром.

Кончик стрелки указывает направление сгиба. Иногда разметка разноцветная, в таком случае, еще необходимо знать последовательность цветов (сгибов). На схемах часто обозначаются и невидимые стороны (пунктирами).

В исходном положении на листе появляется очень много складок. Эти складки тоже имеют обозначение, как и сгибы. Отличие в том, что стрелки для их обозначения двунаправленные, и они обозначаются только один раз.

Замкнутые стрелки предлагают повернуть лист в плоскость рабочей стороны, или попросту говоря, перевернуть.

Спиральная стрелка значит, что нужно повернуть лист по вертикальной оси другой стороной.

Прямая стрелка со штрихами обозначает повторение действия по количеству штрихов на стрелке. И производить эти сгибы нужно с симметричными друг другу элементами.

Набор форм

Конечно же, существует набор-база форм, из которых состоят многие фигуры. В целом, можно выделить 15 форм и поделить на: простые, средние, сложные, блинчатые.

  • в виде книги;
  • в виде треугольника;
  • в виде воздушного змея;
  • в виде двери.
  • в виде двойного треугольника;
  • в виде двойного квадрата;
  • в виде рыбы;
  • в виде блина.
  • в виде катамарана;
  • в виде лягушки;
  • в виде дома;
  • в виде птицы.

Блинчатые:

  • в виде блинчатой лягушки;
  • в виде блинчатого двойного квадрата;
  • в виде водяной блинчатой бомбочки.

Схема «Журавлик»

Для примера рассмотрим форму классической птицы, потому что она является основой для многих красивых фигур.

Вначале сложите двойной квадрат и на каждом из углов сделайте складки, они необходимы, чтобы уголки оказались внутри. Получится фигура, отдаленно напоминающая птицу, она служит толчком для фантазии и предлагает некий ребус, в котором предстоит решить, что делать дальше.

Выделите шею, сделав ее тоненькой, затем приступите к хвосту. Голова выделяется загибанием шеи, крыльев и хвоста. Можно браться за места, помеченные точками, слегка растянуть - и журавлик взмахнет крыльями.


Слова «бог» и «бумага» на японском созвучны

Кто не знает миф о 1000 журавликов: если вы с любовью в сердце и со всей ответственностью свернете тысячу журавликов из бумаги, а потом подарите их окружающим вас людям и получите от них в ответ тысячу улыбок – исполнятся все ваши желания.

С некоторых пор бумажный журавлик стал символом избавления от ядерной войны и борьбы с лучевой болезнью. Но в самом начале, до всех форм, когда их только предстояло открыть, изобрести, познать, оригами в его простейшей форме служило для того, чтобы отпугивать злых духов.

Амулеты гофу служили для привлечения удачи. Богам приносили подношения в бумажных коробочках ноши, и чем замысловатее коробочка, тем боги и духи будут благосклоннее.

И в одной, самой главной легенде о Богине Солнца – Аматэрасу, от которой происходят все императоры, сказано так:

Аматэрасу чем-то огорчилась и скрылась в пещере, тем самым скрыв свет солнца от всего живого. Чтобы выманить богиню, другие боги развесили на дереве амулеты гохэй и положили там же будущие регалии императоров. Также там были такие подношения: ожерелье из яшмы Ясакани-но-магатама, зеркало Ята-но-кагами, петухи и многое другое. А для большей убедительности богиня Амэ-но-удзумэ принялась танцевать под общий хохот других богов танец кагура. Аматэрасу заинтересовалась и выглянула из пещеры. Ее схватили за руку и вытащили, быстро закрыв вход в пещеру.

Вот эти амулеты гохэй – это и были первые фигурки из бумаги – оригами.


Когда оригами перешло в светские круги, оно стало частью образования, и каждый уважаемый аристократ обязан был знать хотя бы азы.

Очень часто влюбленные посылали любимым любовные записки в виде цветка оригами или журавлика. А бабочки оригами символизировали преображение, трансформации, поэтому их и дарили на свадьбы. Свадебные бабочки символизировали жениха и невесту, которым суждено стать мужем и женой.

Но классическое оригами приобрело свои основы только после того, как бумага стала более или менее дешевой. Именно простые люди установили традиции и возвели складывание бумаги в ранг искусства. Мастерство передавалось по женской линии и приобрело свои отличительные моменты. По, казалось бы, одинаковым фигуркам можно было понять, из какой они провинции.

Мастерство

Гибкость ума, которая есть в раннем детстве, теряется по мере взросления. Для того чтобы она не терялась, существует множество практик. Но оригами - одна из древнейших и одна из самых доступнейших. Здесь нужен внутренний «измеритель», помогающий за раз согнуть именно такой кусочек бумаги, который нужен.

Каждый из нас хоть раз в жизни складывал самолетик и знает, что одного глазомера мало. Необходимо внутреннее чувство, схожее с тактильным виденьем, мудростью.

Задумайтесь только, сложно делать то, что уже известно, а какими же были те, ? Открытия в оригами появлялись вместе с познанием нового. Например, жирафа из бумаги не сделаешь, ни разу не увидев животное. Модульную копию молекулы не сотворишь, не зная о том, что она такое.

Современность и новые символы

Новая символика – это просто современная трактовка забытого старого. Не всем понятна японская философия, мифология, но всем понятно оригами, которое всякий раз трансформируется под свое время, однако остается неизменным в основе.

Это одно из самых честных искусств, в котором нет места для притворства. Если ты где-то подмазал клеем или воспользовался ножницами – это не оригами, и ты это знаешь. Это может быть скрыто от других, но ты не мастер, если лжешь самому себе.

А главное в оригами - ничто не окончательно. Один и тот же лист бумаги может быть и лягушкой, и , и собачкой, и портретом, и деревом… Форма только тогда окончательна, когда фигурка становится подарком.

После Хиросимы и Нагасаки знаменитый журавлик приобрел новое значение. Лучевая болезнь сравняла человека по хрупкости с фигуркой оригами, которая не может спастись от огня. И даже тысячи тысяч журавликов никого не спасли, но они укрепили веру в человечность. А она может очень многое. Поэтому занимайтесь оригами, развивайтесь, верьте в лучшее!

А какую роль в вашей жизни играет оригами? Много ли среди наших читателей мастеров или новичков? Как вы относитесь к этому искусству, и что оно значит для вас? Будет интересно почитать ваши комментарии.

Оригами - одно из известных культурных явлений Японии, однако для знакомства с остальными аспектами, а также с японским языком, рекомендуем вам пройти наш .

Ольга Курамшина

Это древнейшее японское искусство складывания фигурок из бумаги.

Для изготовления оригами нужно приготовить офисную бумагу,клей,скрепки,ножницы. Бумагу можно выбирать разного цвета,какая вам нравится. Можно приготовить пряжу для верёвочки.

Сначала делаем квадрат,лишнее отрезаем


Сгибаем с 2-х сторон,чтобы получились трёхугольники,не забываем хорошо проглаживать сгибы.


Затем сгибаем пополам


После этого сгибаем половинки пополам


Получается квадрат


Сгибаем вовнутрь,чтобы получились квадраты


Затем квадраты Сгибаем в треугольники со всех сторон и хорошо проглаживаем все сгибы


Оставшиеся части сгибаем назад,чтобы потом их склеить


Сгибаем со всех сторон


Расправляем треугольники и делаем из них цветы со всех сторон не забывая хорошо проглаживать на сгибах


Таких фигур надо сделать шесть штук


После этого склеить между собой. Можно склеенные фигуры прижимать скрепками. Получаются вот такие красивые шарики,которые можно делать с детьми старшей,подготовительной группы и украшать группу к празднику. Можно протянуть между модулями верёвку сделанную из пряжи,чтобы было на что подвесить.

Дети с удовольствием занимаются конструированием из бумаги. С детьми своей группы я всегда стараюсь украшать группу вещами сделанными своими руками.

Публикации по теме:

"Весенняя кусудама" Кусудама – это модель из бумаги в виде шара, которая формируется склеиванием вместе множества одинаковых модулей. В.

Кусудама – это поделка из бумаги в форме шара, склеенная из нескольких деталей. Ее называют «лекарственным шаром». Сегодня я представляю.

Цель: изготовить игрушки для праздничного украшения новогодней ёлки; познакомить родителей с различными технологиями изготовления новогодних.

Мастер-класс «Барабанщицы» старший дошкольный возраст. Дорогие коллеги, я уже познакомила Вас с проектом «Музыкальные инструменты своими.

Мастер- класс «Цветы» Весна-это время года, когда всё оживает, распускается, расцветает. Уже заканчивается апрель и наступает май, когда.

Пасха, или Воскресение Христово, - главный церковный праздник. Он не имеет постоянной даты, но всегда выпадает на воскресенье в апреле или.

Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

30 марта 2018 года в рамках «Дней Японии», посвященных году Японии в России, состоялся финальный этап конкурса оригами, участниками которого стали студенты ОмГУ им. Достоевского. Организаторами этого масштабного мероприятия стали Омское отделение Общества «Россия-Япония» и Кафедра Иностранных языков ОмГУ им. Достоевского (1 корпус ОмГУ).

Оригами – это вид японского декоративно-прикладного искусства, которое заключается в создании бумажных фигурок без использования ножниц и клея. В древней Японии оригами носило ритуальный характер, а также являлось народной традицией, которая передавалась из поколения в поколение. Сейчас оригами помогает украсить интерьер, а для кого-то становится просто увлечением, так же, как утверждают специалисты, техника складывания фигурок из бумаги помогает развитию детской моторики. Чтобы достичь хорошего результата при изготовлении фигурки оригами, нужно грамотно подобрать цвет и толщину бумаги. На самом деле существует превеликое множество схем фигурок, которые, несмотря на кажущуюся сложность, можно легко понять, изучив единую систему условных знаков.

По правилам конкурса участникам предстояло сделать три фигурки оригами и придумать для каждой легенду. Я также решила поучаствовать в этом конкурсе…

Первой фигуркой для конкурса я выбрала классического журавлика. Он является символом счастья в Японии. А еще японский журавлик связан с трагичной судьбой Садако Сасаки – девочки из Хиросимы, которая была поражена лучевой болезнью. Она верила в легенду о 1000 бумажных журавликах, но успела сделать лишь 644. Узнав об этой истории, дети со всего мира стали отправлять бумажных журавликов к памятнику Сасаки Садако. Это история о протесте против войны, о мире. Для своего журавлика я выбрала плотную бумагу, чтобы фигурка имела четкие изгибы. Я нарисовала историю в стиле манги – японских комиксов, так как посчитала, что именно таким образом моя работа будет ассоциативно связана с Японией. (В Японии мангу читают люди всех возрастов, она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие).

Второй моей фигуркой стал карп Кои (koi – по-японски «карп»). Он был завезен в Японию переселенцами из Китая и долгое время был символом силы и движения против течения. Для карпа мною была выбрана плотная бумага, но тут уже чтобы показать плавность и обтекаемость его форм.

Третья фигурка – японский дракон. Дракон – один из главных персонажей японских легенд. Считается, что первый дракон появился в Японии, а на его лапах было всего по три пальца. Для дракона я выбрала более тонкую бумагу, потому что фигурка имеет множество изгибов, и я не хотела, чтобы она «утяжелялась» за счет плотности самой бумаги.

Анастасия Егорина – студентка физического факультета, участвовавшая в конкурсе, как и я, подготовила три замечательные фигурки – Голубя мира, дракона Ямата-но-Ороти и Золотую рыбку. Она рассказала мне более подробно о своих оригами следующее:

«В конкурсе решила участвовать потому, что хотелось попробовать себя в творческом плане. К созданию именно «Голубя мира» меня побудило желание напомнить людям о том, что даже в наше время нельзя забывать о доброте и понимании, о необходимости диалога между странами. Необходимо постараться сохранить этот хрупкий мир. А на создание дракона меня вдохновила японская легенда о страшном чудище Ямата-но Ороти. И к созданию Золотой рыбки меня также подтолкнуло желание рассказать о том, что, не смотря на небольшую площадь самой Японии, на ее территории находится такая разнообразная и прекрасная флора и фауна.

Хочу рассказать вам свою любимую легенду, в честь которой я сделала своего дракона Ямата-но-Ороти. По легенде он семь лет подряд наводил ужас на страну Идзумо, пожирая дочерей земного бога Асинадзути и его жены Тэнадзути. Явившийся на восьмой год бог Сусаноо-но-Микото договорился с родителями убить дракона, попросив в награду последнюю их дочь - Кусинада-Химэ. Сам Ямата-но-Ороти описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами, на нём растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем». Сусаноо-но Микото напоил дракона сакэ из восьми бочек и когда тот, опьянев, уснул, разрубил его на мелкие кусочки. В одном из хвостов Сусаноо нашёл меч Кусанаги, который преподнёс своей сестре — Богине Солнца Аматэрасу. Цвета я выбирала, исходя из своих эстетических желаний. Я новичок в создании оригами, поэтому мне казалось, что наиболее тонкая бумага поможет мне сделать все более аккуратно и эффектно»

Еще один студент физического факультета – Денис Сидоренко подготовил три фигурки, используя технику модульного оригами, а также рассказал легенду, которая объединила всех его персонажей – дракона, ведьму и воина:

«Я решил участвовать в конкурсе, потому что мне нравится делать различные поделки, в том числе и оригами. Мне захотелось сделать что-то интересное, поэтому для дракона я выбрал технику модульного оригами, воина собрал из 3 частей (шлема, меча и плаща), а ведьму — из модульной основы и 3 дополнительных частей (шляпы, накидки и метлы). Сначала я придумал легенду, а потом сделал такие фигурки. Моя легенда рассказывает о ведьме, желающей заполучить могущественный амулет, который охранял дракон, и о воине, который был обманут ведьмой. Но в результате воин победил и ведьму, и дракона. Для создания модулей я купил специальную плотную бумагу для оригами, а для остальных частей взял обычную, более тонкую, чтобы элементы одежды ведьмы и воина выглядели более натурально. Для дракона я выбрал яркие цвета (красный, белый и зелёный), а для воина и ведьмы — более тёмные (чёрный, синий и фиолетовый), чтобы фигурки выглядели более эффектно».

Студентка факультета ИМИТ – София Торубара, которая и стала победительницей конкурса, удивила необычной легендой о двух драконах, а также сложностью своих фигурок:

«Япония привлекает особое внимание тем, что отличается от всего мира, чем и вызван особый интерес к этой стране. Я хотела попробовать себя в оригами, а конкурс еще и вдохновил придумывать легенду к своей поделке – а это вдвойне творческая работа. Это был именно тот момент, когда говоришь себе: да, это самое подходящее время, чтобы попробовать свои силы. Мне очень нравятся драконы, о них слагают легенды во всём мире. Не обошло это стороной и Японию. Схемы были непростыми, но, в самом деле, работа с ними была весьма увлекательна. Каждый ровный изгиб по-своему воодушевлял, ты словно оживляешь бумагу своими руками и это не может не радовать. В японской культуре рыба упоминается очень часто, как символ чистоты, спокойствия, именно поэтому я выбрала третьей фигуркой именно рыбку. С историями было интересно работать. Это был повод заглянуть в Интернет и почитать японские легенды. Оказалось, у них очень необычный, особенно для нас, способ повествования: в детских сказках можно встретить чью-то героическую, самурайскую смерть или познакомиться с невиданными легендарными существами и богами, о которых прежде даже не слышал. Мне удалось найти одну не совсем известную сказку, которая зацепила своей мудростью. Вторую же сказку я придумала сама, опираясь на знания о японской культуре. Смысл был передан кратко, почти как в хокку J А вот с качеством бумаги было непросто — в России небольшой выбор бумаги для подобных работ, так что мне было достаточно найти менее плотную бумагу, отличную от обычной, плотной (офисной).

Цвет каждой фигурки выбирала не я… А я бы сказала, скорее они сами выбрали себя, сами истории подразумевали в символике именно тот или иной цвет. Карп издавна считается золотистым, цветом солнца, власти, долголетия и честолюбия. Драконы же по своему характеру в легенде сопоставимы именно как два противоположных, но гармонирующих цвета: черный-белый, инь-янь, красный-синий».

На конкурсе среди членов жюри, была Круглова Ирина Алексеевна – к. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой методики преподавания математики ИМИТ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, мастер оригами. Она и возглавила работу жюри именно в этом конкурсе.

Ирина Алексеевна немного рассказала нам, как началось ее знакомство с миром оригами:

«Сознательно и увлеченно занимаюсь оригами с 1993 года. Участвовала и выступала с докладами на Санкт-Петербургских и Омских конференциях по оригами. Много лет вела межфакультетский спецкурс «Работа со схемами оригами» для студентов ОмГУ. Являюсь одним из организаторов омского Центра оригами. Омский центр оригами проводит уникальные очные и заочные фестивали и олимпиады по оригами, в котором участвуют не только российские, но и зарубежные участники».

Так же мы узнали от Ирины Алексеевны то, как оценивались работы, о критериях и, конкретно, о фигурках каждого участника. Основные критерии при проверке работ оригами:· правильность сложения модели по схеме;· четкость и аккуратность сложения сгибов;· оригинальность модели;· техническая сложность модели;· мастерство воплощения (выбор бумаги и т.д.).

Ведь искусство оригами это нечто большее, чем просто складывание интересных фигурок из бумажного листа. Название «оригами» произошло японских слов «ори» - складывание и «гами (ками)» - бумага. Занятие оригами всегда органично вписывалось в систему восточных взглядов на мир, присущих философии дзен-буддизма. Квадрат как основа для складывания фигурок был выбран не случайно, на Востоке он является не просто геометрической фигурой, а важным мировоззренческим символом, олицетворяя смыкающуюся с космосом землю, пределы которой были необозримы. Таким образом, в дзен-буддизме квадрат является воплощением Вселенной с ее пустотой космоса и в то же время бесконечными возможностями созидания.

По мнению И.А. Кругловой, студенты, участвующие в конкурсе, подобрали удачные модели, демонстрирующие философию и важные моменты истории. Она отметила, что выбор моделей – голубь мира, карп, дракон и т.д. – весьма удачен и фигурки были хорошо описаны студентами в легендах, которые они сами и озвучили в финале конкурса. Так Сидоренко Д. (ФФБ 701) порадовал оригинальностью. Для воплощения своих идей он комбинировал различные модели, комплектуя их друг с другом. Минькова А. (ФПБ-703) хорошо поработала с фактурой бумаги, ее «Карп» является технически сложно моделью, которая именно в таком исполнении выглядит наиболее эффектно.

Есть более простые модели, а есть очень сложные, описание которых занимает не одну страницу и требует технического мастерства. Именно такую модель дракона выбрала и очень хорошо выполнила С. Торубара.

Текст: Минькова Александра
ФПБ-703, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
[email protected]

Фото: Короткевич Богдан
[email protected]

Омское отделение Общества «Россия-Япония»

Большая часть из того, что мы сейчас делаем или создаем, редко выходит за границы компьютера. Да, в целом это круто, и технологии здорово упростили нашу с вами жизнь, но порой хочется что-то сделать своими руками. Одной из возможностей почувствовать себя хорошо от создания нечто материального является оригами.

Думаю, все знают что это – создание фигурок из листов бумаги, если быть проще. Сейчас уже и не встретишь человека, который бы не видел вот такого журавлика, который уже давно стал символом древнего японского искусства складывания бумаги.

Немного истории

Это искусство зародилось в Китае, поскольку именно там изобрели бумагу. Но свое развитие и широкое распространение оно получило в Японии и носило вначале сугубо религиозный характер. Позже фигурки из бумаги стали неотъемлемым атрибутом праздников и свадеб – ими украшали помещение и даже преподносили в качестве подарков.

С появлением самураев оригами стало частью их образа жизни. Воины сворачивали свои послания на бумаге таким образом, что развернуть их мог только осведомленный человек. Дворянство тоже не отставало – каждый уважающий себя мужчина должен был уметь развлечь свою спутницу складыванием бумаги в затейливую композицию.

Модульное оригами

Но вернемся в нашу действительность. Сейчас оригами как хобби не имеет широкого распространения среди взрослой аудитории по понятным причинам, хотя довольно часто можно встретить тех же журавликов на свадьбах. Принцип складывания подобных фигурок довольно прост – они сворачиваются из цельного листа бумаги без применения ножниц и клея. Для достижения приемлемого результата потребуется практика и хороший запас терпения.

Но знакомство с древним искусством можно начать и с другого вида – модульного оригами. На первый взгляд фигурки кажутся очень сложными в исполнении, но это далеко не так. Все они состоят из «модулей» – одинаковых единиц, которые соединяются друг с другом в определенном порядке, тем самым образуя законченное произведение. Стоит освоить технику складывания одного модуля (на 20-м уже все будет получаться точно) и можно без особого труда создавать объемные красивые фигуры.

Что понадобится?

В первую очередь терпение и усидчивость. Хоть сам процесс сворачивания модулей достаточно прост, их понадобиться несколько сотен.

Бумага

Для тренировки и пробы можно взять обычную офисную формата А4, из нее получится отличный белый лебедь. Попробовали и вам понравилось? Тогда смело отправляйтесь в ближайшую канцелярию на поиски специальной бумаги для оригами. Ее плотность немного ниже бумаги для печати, что облегчает сам процесс сворачивания, плюс модули из нее выходят более аккуратными и компактными. Как правило, в упаковке идут листы разного цвета, что намного разнообразит выбор фигурок для творчества.

Уроки и схемы

Тут выбор очень велик – в сети сейчас просто куча материала, который поможет без труда и особых знаний собрать что угодно. Лично мне понравился вот этот сайт . В нем собрано большое количество внятных и толковых схем по сборке не только модульного оригами, но всех остальных его видов.

Провести несколько вечеров с бумагой под любимую музыку – отличный способ расслабиться, привести мысли в порядок и отдохнуть от этого порядком надоевшего компьютера. Вдобавок, результат ваших трудов не заставит себя ждать, что не может не придать силы и вдохновения на создание более сложных моделей.

Аккуратно собранное модульное оригами из разноцветной бумаги напоминает красивый цветок, который может стать подарком для близкого человека.

А еще, на этом канале есть масса подробных уроков по созданию сложных оригами.

Расширяйте круг увлечений и верьте в свои силы!

Здравствуйте уважаемые мастера и мастерицы. Я представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению вот такого лебедя оригами, и я его назвал «Лебедь в розовом». Как сделать оригами лебедя? Мы сделаем розовый рисунок, выделим лебедя розовыми модулями по периметру и поставим на круглую подставку, и еще приклеим небольшие глазки. Посмотрите пожалуйста это видео по изготовлению оригами лебедя. В […]

Здравствуйте дорогие мастера и мастерицы! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению Лебедя триколор из треугольных модулей. Казась бы, что еще можно придумать, какие еще есть варианты по изготовлению Лебедей в технике модульного оригами. Но, оказывается, еще есть варианты и это не последнее, что есть в моем арсенале. Лебедь триколор настолько прост, […]

Здравствуйте дорогие мастера и мастерицы! Предлагаю Вашему вниманию новый мастер-класс по изготовлению Лебедя в черном из 3D модулей. На прошлом занятии мы с вами делали Лебедя в красном, а сейчас я решил немного изменить стиль и выполнить Лебедя в черных тонах. Схема не сложная и подойдет любому, даже новичку в модульном оригами. Специально […]

Здравствуйте дорогие мастера и мастерицы! Предлагаю Вашему вниманию новый мастер-класс по изготовлению Лебедя в красных оттенках. На просторах интернета можно встреть огромное количество различных схем и мастер-классов по изготовлению Лебедей в технике модульного оригами. Я уверен, что такого лебедя вы еще не видели. Данная схема довольно простая и с ней может справиться даже […]

Лебедь в голубом. Видеоуроки и схема. Часть 3. В третьей части мастер-класса я Вам предлагаю два видеоурока и подробную схему оригами как сделать лебедя. Первое видео рассказывает о том, как сделать шею лебедю и как сделать небольшую подставку. Второе видео рассказывает о том, как лучше и быстрее проклеить лебедя. Занятие 6 (шея и […]

Лебедь в голубом. Видеоуроки и схема. Часть 2. Во второй части матер-класса "Лебеди в голубом" мы завершаем делать туловище. Я приготовил для Вас два видеоурока и подробную схему оригами лебедя из модулей. Для сборки лебедя потребуется 1438 модулей размером 1/16, из них: 317 - фиолетовые модули 471 - синие модули 552 - голубые […]

Лебедь в голубом. Видеоуроки и схема. Часть 1. Предлагаю Вашему вниманию новый мастер-класс по изготовлению оригами лебедя из бумаги из 3D модулей оригами. Схема довольно не обычная и вид крыла не совсем классический. На фотографии можно увидеть небольшие сквозные отверстия и сетчатый рисунок. Скажу прямо - схема довольно сложная! Специально для этой схемы я […]

“Радужный лебедь” схема и видеоуроки (часть 3). Третья часть мастер-класса "Радужный лебедь" состоит из трех видеоуроков по сборке подставки. И еще я решил, что Вам будет очень полезен видеоурок по склеиванию "Радужного лебедя". Занятие 5 (подставка часть 1) Занятие 6 (подставка часть 2) Занятие 7 (подставка часть 3) […]