Таинства православные. Что такое церковное таинство?

Что такое святое Таинство?

Святое Таинство есть видимое священнодействие, посредством которого невидимая спасительная сила, которая называется Божьей благодатью, приносит чудотворные дары принимающим их.

Что такое Божья благодать?

Божья благодать есть те дары Божии, которые Бог Отец дает через Духа Святаго, но по заслугам Сына.

Каковы эти дары?

Это всевозможные благодатные дары, необходимые для нашего перерождения, освящения и спасения.

Правда ли, что мы спасаемся только Божьей благодатью?

Да, если добровольно принимаем Божью благодать с верой, которая выражается через добрые дела.

Сколько святых Таинств в Православной Церкви?

Их всего семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

Какие святые Таинства можно повторить, а какие нельзя?

Нельзя повторить таинства: Крещение, Миропомазание и Священство. Остальные можно.

3.1. Святое таинство Крещения

Что такое таинство Крещения?

Крещение есть Таинство, при котором верующий очищается ото всех грехов, унаследованных и личных, и, как дитя новорожденное, вступает в Христову Церковь.

Что самое важное в таинстве Крещения?

Троекратное погружение в воду во имя Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа при соответствующих молитвах священника.

Почему мы считаем, что для любого члена Церкви крещение необходимо?

Во-первых, Иисус Христос Своим собственным примером освятил Крещение. Во-вторых, мы должны придерживаться Его заповеди, данной ученикам: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). В-третьих, мы должны помнить о Его строгом напоминании: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5).

Какое значение имеет троекратное погружение в воду и появление из воды при Крещении?

Троекратное погружение означает смерть для грехов против Пресвятой Троицы, а троекратное появление из воды символизирует возрождение к жизни в Боге.

Какие три вещи требует священник от крещаемого лица?

Отречение от сатаны, покаяние и принятие православия согласно Символу Веры.

Когда крестят младенцев, кто от их имени ручается в отречении от сатаны, покаянии и истинной вере?

За младенцев эти слова произносят крестный отец, или кум.

Каковы обязанности крестного отца (кума)?

Крестный отец (кум) должен воспитывать и научить своего крестника истинной вере.

Какое почитание оказывается крестному отцу (куму)?

Православные очень почитают крестных отцов, считая их духовными восприемниками.

Почему необходимо крестить младенцев?

Во-первых, из опасения, что дитя, если умрет некрещеным, будет исключено из семьи христианской и поэтому на Последнем Суде появится среди безбожников. Во-вторых, потому, что апостолы крестили детей. В-третьих, Сам Господь Иисус Христос очень любил детей и требовал: пустите детей приходить ко Мне (Мк.10:14).

Как следует относиться к родителям, которые по своей безответственности допускают, чтобы младенец преставился некрещеным?

Как к убийцам своих родных детей.

Что нужно делать, если младенец сильно болен, а священника нет?

В таком исключительном случае Церковь дозволяет любому православному, мужчине или женщине, провести обряд крещения самым кратким образом, то есть трижды погрузить дитя в воду, произнося при этом слова: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Если младенец выживет, в дальнейшем приходской священник должен дополнить Крещение и совершить Миропомазание.

3.2. Святое таинство Миропомазания

Что такое Миропомазание?

Миропомазание - это такое таинство, посредством которого крещеный человек получает дары Духа Святого, укрепляющие и умудряющие его, помогающие ему хранить истинную веру и жить в целомудрии.

Как свершается это таинство над крещеными людьми?

Священник помазывает отдельные части тела крещеного человека святым миром, произнося при этом слова: "Печать дара Духа Святаго. Аминь"

Откуда взяты эти слова?

Из Послания апостола Павла, где сказано: утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2Кор.1:21-22).

Почему прежде всего помазуется чело?

Чтобы освятился ум для размышления о Боге и Его учении.

Что означает помазание груди?

Чтобы освятилось сердце для любви к Богу.

Для чего помазуют глаза?

Чтобы освятить их для видения благодати Божией во всяком творении.

Для чего помазуют уши?

Чтобы освятить их для слышания слова Божия.

Для чего помазуют щеки?

Чтобы освятить их для выражения радости при добрых делах и стыда за грехи.

Для чего помазуют уста?

Чтобы освятить их для прославления Господа Бога и чтобы они всегда говорили правдиво и благонравно.

Для чего помазуют руки?

Чтобы освятить их для добрых и благородных дел пред Богом.

Для чего помазуют ноги?

Чтобы освятить их и направить христианина по истинному пути, ведущему в Царство Божие.

Как все это можно выразить кратко?

Чтобы освятить человека целиком, его душу и его тело, его дела и его поведение, чтобы стал он святым, как свят Бог.

Правильно ли совершать таинство Миропомазания сразу после Крещения?

Правильно, ибо так сказано и в Священном Писании, и в Священном Предании. Крещение водой символизирует очищение, а миропомазание означает освящение Духом Святым. Читайте: 1Ин.2:20-27; 2Кор.1:21-22; Деян.7:14-16, а также Исх.29:4-7. Из Библии следует, что одно таинство от другого не отделяется.

Кто совершает таинство миропомазания?

Священник, однако не без участия в этом таинстве епископа. Епископы подготавливают и освещают святое миро, без которого священник не может совершить таинство миропомазания.

Говорится ли в Ветхом Завете о помазании, ставшем прообразом таинства миропомазания?

Да, говорится. В древности цари помазывались на царство. Об этом сказано в 1Цар.10:1; 16:13. В настоящее время все христиане миропомазаны, ибо Христос нас соделал царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр.1:6).

3.3. Святое таинство Причащения

Что такое Причащение?

Причащение есть таинство, в котором верующий христианин под видом хлеба и вина принимает самое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Кто установил таинство Причащения?

Господь наш Иисус Христос в первый раз совершил причащение учеников Своих на Тайной вечери, накануне Своего страдания и смерти.

Как Иисус Христос причащал Апостолов?

Об этом говорится в Евангелии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Ин.26:26-28).

Во время какого богослужения в церкви готовится и совершается таинство Причащения?

Во время самого важного церковного богослужения, которое называется Божественная Литургия.

Почему Божественная Литургия важнее всех других церковных служб?

Потому что она открывает всю драму жизни Иисуса Христа от Его Рождества до Его Вознесения на небеса.

Какой момент Божественной Литургии самый важный?

Пресуществление хлеба и вина, которое совершает епископ или священник.

Почему таинство Причащения совершается в церкви постоянно?

Потому, что так заповедовал Иисус Христос: сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19).

Почему необходимо причащаться?

Потому, что от этого зависит наша вечная жизнь. Иисус Христос сказал: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:54).

Каковы последствия непринятия причастия?

В этом случае мы в смертельной опасности, ибо Господь сказал совершенно ясно: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53).

Как следует готовиться к таинству Причащения?

Постом и молитвой, исповеданием своих грехов и прощением тех, что согрешили против нас.

Что мы принимаем через таинство Причащения?

Мы принимаем в себя Самого живого Иисуса Христа и, соединившись с Ним, получаем жизнь вечную, о чем Он сам говорил так: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56).

Можно ли объяснить это каким-то примером из жизни?

Младенец принимает молоко своей матери, которое, по сути, есть ее тело и кровь, и, питаясь этим, растет. Подобно тому и мы во время Причастия вкушаем Тело и Кровь Господню, и от этой пищи души наши растут и совершенствуются.

Что еще можно было бы сказать о пище наших душ?

Тела наши созданы из праха, из земли, поэтому и питаются земной пищей, но души наши имеют небесную сущность и поэтому должны питаться небесной пищей. Иисус Христос так сказал о Себе: Я есть хлеб, сшедший с небес (Ин.6:58).

Как часто нужно причащаться?

Самое малое четыре раза в год (в течение четырех постов). Однако желательно приступать к причащению как можно чаще, в зависимости от готовности к причастию. Особенно важно причащаться во время болезни.

Какую молитву нужно произносить перед причастием?

"Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинный Христос, Сын Бога живого, Который сошел с небес в мир спасти грешников, из которых я - самый первый.

Еще верую, что здесь истинное и пречистое Тело Твое и сама пречистая Кровь Твоя.

Поэтому молю Тебя: помилуй меня и прости мне согрешения мои, сделанные вольно или невольно, ведая или не ведая, словом или делом, и удостой меня без осуждения причаститься святым Тайнам Твоим для прощения грехов и жизни вечной".

3.4. Святое таинство Покаяния

Что такое Покаяние?

Покаяние есть Таинство, в котором раскаявшийся получает отпущение грехов и примирение с Богом.

Какие грехи прощаются через таинство покаяния, а какие - нет?

Прощаются все грехи, которые мы совершили после крещения и в которых исповедались священнику и покаялись.

Однако, наследный грех одним покаянием, без крещения, не может быть прощен. Кроме того, некоторые смертные грехи не могут быть отпущены, к примеру, хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:32).

Что требуется для свершения этого Таинства?

Исповедание грехов перед священником, после чего священник читает молитву и во имя Пресвятой Троицы отпускает грехи лицу, которое кается.

Откуда мы знаем, что человеку, который раскаивается, грехи прощаются?

Это известно из Библии и Священного Предания. Иисус Христос простил грехи раскаявшемуся, точно так же поступали и Апостолы. Из Священного Предания известны имена многих грешников, которые раскаялись в своих грехах, изменили свою жизнь и стали Святыми.

Кто дал право епископам и священникам отпускать грехи?

Сам Господь Иисус Христос, Который сказал Своим апостолам: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23).

Если кто-то согрешил против ближнего своего, а тот ему простил, то нужно ли согрешившему идти на исповедь к священнику?

Рекомендуется, ибо всякое зло, направленное против людей, направлено также и против Бога. Не существует грехов, которые не наносят вреда Богу. Поэтому необходимо всегда приходить к священнику ради исповеди и отпущения грехов.

С каким духовным расположением нужно идти на исповедь?

С искренним раскаянием и сокрушенным сердцем, с чувством прощения всех, согрешивших против нас, и с решением покориться священнику, если он наложит эпитимию.

Какую эпитимию (наказание) может назначить священник?

Самую разную, в зависимости от тяжести наших грехов, например, поститься, молиться, возместить убытки потерпевшему, сделать милосердное дело, или даже может отлучить от причастия на некоторое время.

Как часто нужно каяться?

Чем чаще, тем лучше. Необходимо исповедаться перед таинством причащения. Наконец, нужно исповедаться во время тяжкой болезни, ибо мы не знаем день своей смерти. Поэтому нужно быть готовыми, совершенно готовыми присоединиться к небесной семье Божьей как раскаявшееся, свободное от греха, благословенное чадо Божие.

3.5. Святое таинство Священства

В чем суть Таинства Священства?

Священство - это Таинство, в котором Дух Святый через возложение рук епископов сообщает благодать и право тем, кого рукополагают в священника или епископа, совершать остальные таинства Церкви и руководить духовной жизнью своей паствы.

Сколько степеней в Таинстве Священства?

Три степени: епископ, священник и диакон.

Чем они различаются?

Епископ может совершать все семь Таинств Церкви, священник - шесть, кроме Таинства священства, а диакон помогает епископу и священнику, но сам совершать Таинства не может.

Кто рукополагает епископа?

Два или более епископов.

Кто такие епископы?

Епископы - наследники Апостолов.

Кто установил церковную иерархию?

Сам Господь Иисус Христос как первый Первосвященник, о чем сказано в Послании апостола Павла к евреям. Он, как источник всякой власти и права в Своей Церкви, дал апостолам власть учить, исцелять и прощать грехи.

Как выглядит церковная иерархия?

Превыше всех - Иисус Христос как вечный Первосвященник, от него идут Апостолы, от Апостолов - епископы, и от епископов - священники и диаконы.

Почему в этом Таинстве необходимо возлагать руки?

Прежде всего, так поступали Апостолы. При этом возложением рук на рукополагаемого переносится духовная сила. Таким образом связывается законным образом церковная власть и священнодействие.

Может ли существовать какая-либо церковная община, не признающая епископа и не подчиняющаяся ему?

Нет, не может, ибо такая часть Церкви отторгается от тела Вселенской Православной Церкви и лишается благодати Божией.

Почему мы зовем священника отцом?

Потому, что через священника мы при Крещении рождаемся заново как дети Божии. Из рук во время Причастия мы получаем небесную пищу (Тело и Кровь Господню). В таинстве Покаяния от него получаем отпущение грехов, а в остальных Таинствах обретаем дары Духа Святаго. Кроме того, священник за нас непрестанно молится, учит нас, направляет советами, предостерегает, руководит нами. Поэтому священники на самом деле наши духовные отцы. Разумеется, они должны быть достойны этого имени и своей великой миссии.

3.6. Таинство Брака

Что такое Брак?

Святое Таинство Брака, или венчание, есть Таинство, через которое Дух Святый соединяет в единое существо христианина и христианку, которые перед священником без колебаний объявляют, что будут всю свою жизнь любить друг друга и хранить верность, и получают благословение рождать в браке и воспитывать детей.

Как Бог благословил первую брачную пару?

Господь Бог благословил в Раю наших прародителей Адама и Еву и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1:28).

Каково единство мужа и жены в браке?

Это союз является самыми тесными узами изо всех отношений, связывающих людей, ибо сказано: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт.2:24).

Подтвердил ли Господь Иисус Христос этот древний завет о браке?

Освятил ли Господь Иисус Христос брак?

Он освятил брак Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской и претворением на той свадьбе воды в вино.

Какой смысл придал Он браку?

Господь придал браку более глубокий смысл. Как вода превратилась в вино, так и в Его присутствии плотская любовь претворяется в духовную любовь двух душ.

Внес ли Новый Завет некие изменения во взгляды на рождение детей?

Рождение детей в дохристианские времена имело своей целью наполнить землю, а целью христианского брака - наполнить Церковь Христову на земле и на небе, а в конечном счете - наполнить Рай.

Имеет ли христианский брак некое более глубокое символическое значение?

Имеет. Апостол Павел сравнивает брачные узы мужа и жены с узами Христа и Его Церкви. Поэтому он подчеркивает, что, подобно Христу, Который есть глава Церкви, муж должен быть главой жены. Как мужчина и женщина в браке становятся одним целым, так едины и неотделимы Иисус и Его Церковь.

3.7. Таинство Елеосвящения

Что такое Елеосвящение?

Таинство Елеосвящения состоит из молитв священника и помазывания болящего освященным маслом, посредством которого на больного призывается благодать Божия для его выздоровления.

Что здесь понимается под болезнью?

Болезнь как тела, так и души.

Как воздействует в этом Таинстве благодать Божия?

Она излечивает тело от его немощей и чистит душу от ее грехов.

С каких времен это таинство вершится в Церкви?

Со времен Иисуса Христа. По велению Иисуса апостолы пошли проповедовать Евангелие разным народам и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк.6:13).

Как это таинство было препоручено епископам и священникам?

По заповеди Апостолов. Апостол Иаков пишет совершенно ясно: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак.5:14-15).

Вершится ли Таинство Елеосвящения только над тяжелыми больными и умирающими?

Нет. Это поистине чудотворное Таинство совершается и над теми, кто легко болен.

3.8. Учение Православной Церкви о Святых Таинствах

Церковь говорит:

1. КРЕЩЕНИЕ: очищение людей от всех грехов, что согласуется с мирским учением о чистоте.

2. МИРОПОМАЗАНИЕ: укрепление, просвещение Духом Святым, что согласуется с мирским стремлением получить образование и воспитание.

3. ПРИЧАСТИЕ: питание души Божьим хлебом и вином, что соответствует физической потребности в питании.

4. БРАК: самоотверженность - соучастие, что перекликается с дружеской помощью и отвечает инстинкту продолжения рода.

5. ПОКАЯНИЕ: самоосуждение, очищение слезами своих грехов, что отвечает мирскому учению о правдивости.

6. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ: лечение души, что соответствует медицинской помощи телу в больнице.

7. РУКОПОЛОЖЕНИЕ: управление, руководство, направление к Богу, что в общественной жизни отвечает потребности в порядке, власти и службы.

Общество говорит:

2. СОЗНАНИЕ

4. ДОБРОДЕТЕЛИ

6. ЗДОРОВЬЕ

Одной из органичных частей духовной практики православного человека является участие в святых таинствах. Если в других религиях духовно-религиозные практики принято называть мистериями или более общими понятиями: культ, обряд – то в православной Церкви речь идёт о таинствах – пространстве, в котором человек взаимодействует со Святым Духом. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение . Система таинств христианства сложилась не сразу. Так, в католическом мире семь христианских таинств были утверждены в XIII веке на Лионском соборе. Однако надо признать, что в действительности выполнялись они с первых веков распространения христианства.

Крещение. Таинство крещения есть такое священнодействие, в котором верующий во Христа, через троекратное полное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омываетсяот первородного повреждения (первородного греха); если речь идёт о взрослом человеке, то ещё и от всех грехов, совершённых им до крещения. Таинство крещения установил Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Крестителя. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » (Евангелие от Матфея 28: 19). Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие », – сказал Господь (Евангелие от Иоанна 3: 5).

В крещении происходит приобщение к истинно живым людям и осуществление выбора между жизнью и смертью. При крещении священник использует воду, которая имеет двойственное значение: с одной стороны, вода символизирует жизнь, поскольку без воды человек умирает; но, с другой стороны, водная стихия чужда человеку, в ней он умирает, поэтому вода – это также символ смерти. Таким образом, человек, став христианином, претендует на жизнь вечную, однако тяжкие грехи, например отречение от своей веры, приводят к смерти. Для крещёного грех гораздо опаснее, чем для некрещеного. Крещение совершается лишь один раз в жизни.

Миропомазание . Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым миром частей тела во имя Святого Духа, получают дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие к жизни духовной. В этом обряде, взятом из иудаизма, человек приобщается к дарам Святого Духа. Миропомазание происходит достаточно быстро во время совершения таинства крещения. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет специальным благовонным маслом (миро, елей) лоб, глаза (веки), ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Миропомазание указывает на то, что человек принимает служение Богу и является божьим. Благодаря миропомазанию, человек восстанавливает в себе образ Божий, что является необходимым условием для уподобления Ему. Через миропомазание происходит актуализация того дара, который дан человеку при крещении.

После совершения миропомазания священник трижды обходит купель, что символизирует вечность союза новокрещёного с Богом (круг – символ вечности).

Покаяние . Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает прощение грехов от Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся » (Евангелие от Иоанна 20: 22-23).

Следует отметить то, что идея покаяния сложилась ещё в иудаизме. На иврите покаяние произносится как тшува . Это слово имеет значения возвращения и ответа . Таким образом, отойдя через грех от Бога, человек в покаянии возвращается к Нему и несёт перед Ним ответственность за свои поступки. Тшува состоит из осознания греха; принятия решения об его исправлении; принесение извинений и возмещение ущерба; благие деяния. Однако в иудаизме покаяние предполагало возвращение к прежней природе, к тому состоянию, в котором человек пребывал до совершения греха, в то время как в православии покаяние предполагает преодоление собственного естества, возвышение над собственной природой, духовное преобразование, при котором человек не возвращался бы к своему прежнему состоянию, а был бы ещё более сильным духом.

Через покаяние человек очищает и преображает свою душу. Если священник чувствует, что грех особенно велик или покаяние недостаточно глубокое, то он может наложить на человека епитимию (с греч. запрещённое ) – систему воспитательных мер (частое чтение молитв, усиленный пост, временное отлучение от причастия, жёсткий запрет на привычки, способствующие проявлению греха…). Обычно епитимия налагается тем священником, который является для конкретного человека духовником.

Фактически покаяние позволяет человеку начать новую жизнь, независимо от своего прошлого опыта. Безусловно, Бог не оправдывает неправды. Однако таинство отсекает греховную часть души и делает её не- или малодействительной для последующей жизни человека. Покаявшийся человек осознаёт свой грех, отрекается от него и старается больше его не повторять. Таким образом, зло, оставаясь злом, после покаяния оказывается вне человека и уходит в небытие. Покаянию отводится важное место не только в православной Церкви, но и в католической. Так, в 1215 г. Латеранский собор вменил католикам в обязанность ежегодную тайную исповедь, а Тридентский собор в 1551 г. возвёл тайную исповедь в ранг догмата.

В православии к покаянию относятся с большим вниманием, учитывая всю сложность этого таинства. Когда священников спрашивают о самом великом чуде, когда-либо ими наблюдаемом, то большинство из них молчат, а некоторые говорят, что самое великое чудо, которое им случалось видеть, – это искренне кающийся грешник. На древнегреческом языке слово покаяние митонойя – означает изменение ума . Действительно, человеку искренне покаяться крайне сложно, ибо ему следует изменить весь свой образ мыслей, который складывался подчас в течение десятилетий. Обычно люди стремятся оправдать свой грех: дескать, виновато общество или что-либо другое; ещё чаще ищут в грехе благо: мол, буду вспоминать хорошее, и то, что причиняет боль сейчас, через некоторое время вызовет приятные воспоминания. Это самоуспокоение крайне опасно, ибо грех в таком случае будет тенью изо дня в день преследовать человека, ожесточая его сердце, растлевая душу. Покаяние предполагает признание того, что в грехе нет ничего хорошего. Особенно опасен блудный грех, так как его последствия оставляют тяжкий след на душе человеческой и резко снижают вероятность духовного спасения. Всё же считается, что рождение и достойное воспитание ребёнка снимает с человека многие грехи, в том числе и блудные. Однако без покаяния, естественным путём, избавиться от последствий некоторых грехов невозможно, поскольку человек по своей природе ничего не забывает. Так, канадский физиолог Пенфилд, стремясь найти методы лечения эпилепсии, проводил опыты. Он вживлял в кору головного мозга золотые электроды, и, когда их активизировал, у человека появлялось иллюзорное изображение того, что он когда-то видел и, как ему думалось, уже забыл. Иначе говоря, ничто не проходит бесследно. Чтобы последствия греха были минимизированы, не привели к служению сатане и духовной смерти, необходимо совершать таинство покаяния.

Важно отметить то, что человек отвечает первоначально за грехи, которые совершены другими людьми по его вине, а потом непосредственно за свои. Например, мужчина, растливший девушку (один из самых страшных грехов), ответственен за те грехи, которые она впоследствии совершит по причине своего развращения. В принципе пороки такого мужчины не снимают ответственности и с самой женщины. Отказ от покаяния может заключать в себе установку на то, чтобы ещё больше грешить.

Венчание. Прежде всего, надо понимать то, что брак естественен для человеческого бытия и по своей сути свят. Любой брак, зарегистированный в ЗАГСе (то есть гражданский, или государственный брак), заключенный по языческим обрядам, венчанный в католической или иной христианской церкви, или ещё какой-либо законный брак, является великим торжеством и радостью для всякого человека. Таинство брака является первым таинством, в котором человек принял участие. Речь идёт о том, что супруги становятся единым целым. Ещё задолго до рождения Иисуса Христа люди от начала своей истории заключали законные браки и вступали в великое святое танство супружеского общения. Обряд венчания есть символ освящения супружеской жизни мужчины и женщины, чрез венчание на супругов сходит благодать. Брак подчёркивает святость и чистоту любви между мужчиной и женщиной, честность их отношений друг перед другом, обществом и Богом. В браке муж и жена представляют собой единое целое, они немыслимы в отрыве друг от друга. Более того, в браке человеческая природа достигает своей полноты. В нравственном богословии отмечено: «Человек Адам может считаться завершённым только тогда, когда спутницей его жизни стала подобная ему Ева». Необходимо учесть и то, что в браке подчёркивается святость девства, соблюдение которого (как в душевном, так и в телесном смыслах) есть важнейшая предпосылка к созданию здоровой семьи. Весьма справедливо замечает Павел Флоренский: «Только с высоты уцеломудренного сознания можно понимать святость брака и его качественное отличие от разврата… и наоборот, только чистый брак, только благодатное брачное сознание позволяет понять значительность девства». Осуждение брака, искусственное уклонение от него рассматривается Церковью как грех. Развод считается также серьёзным грехом, ибо делает человека, особенно женщину, слабой перед блудным пороком (Евангелие от Матфея, 5:31-32). Развод может быть разрешён в индивидуальном порядке, а общими причинами для расторжения брака является искусственное преждевременное прерывание беременности против воли мужа и супружеская измена. Католическая Церковь в качестве причины для развода допускает ещё и бесплодие одного из супругов. Однако в православии такой подход не принимается, ибо брак основан не на стремлении продлить род, а исключительно на любви – величайшем чувстве человека. В данном случае необходимо внимательно, вдумчиво прочесть слова апостола Павла в 13 главе 1-ого Послания к Коринфянам (желательно эти слова знать наизусть).

Священство . Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископы, или священники, или диаконы), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, то есть речь идёт о благословении человека на службу Богу и людям в сане священника. Установление таинства священства закреплено в Священном Писании (Ефес. 4: 11-12; Деян. 6: 6; Деян. 14: 23). Вопрос посвящения человека в сан священника рассматривается архиепископом, который может отказать претенденту в таком благословении. Причиной отказа могут послужить различные грехи, произошедшие в жизни потенциального священника. Например, если ему приходилось убивать, даже ради самосохранения (исключение делается, если убийство случилось при защите Родины или своих ближних); если у данного человека или у его жены были добрачные половые связи; если человек недобросовестно относится к ритуальной стороне своей веры. Если же милостью Божьей человек может стать священником, то он проходит таинство священства, в заключение которого над ним произносится слово аксиос (с греч. достоин ). Священник производит священнодействия, чрез которые по действию Святого Духа свершается таинство. Таинство совершается независимо от нравственных качеств священнослужителя.

Елеосвящение (соборование). Это таинство происходит над больным человеком. Он должен изъявить свободную волю, коей выражает желание пройти это таинство. Здесь учитывается, что всякие болезни есть результат грехов как своих личных, так и своих родственников. В этом таинстве грехи снимаются, следовательно, вероятность исцеления резко возрастает, в случае же смерти больного больше оснований надеяться на спасение его души.

Причастие – это христианское таинство, смысл которого состоит в том, что человек приобщается к материальной субстанции Богочеловека. Это таинство является центральной частью литургии (от греч. leitos общественный – и ergon служба , то есть общее дело или общественная служба). В ходе его совершения происходит освящение единства тела, души и духа. Перед причастием следует соблюсти пост в течение одного-трёх дней. Также перед причастием происходит покаяние, ибо нельзя становиться сопричастным Богочеловеку, имея на душе непокаянные грехи. Данное таинство также называется евхаристия (от греч. благодарение ).

Таинство святого причащения установил Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите, ядите; сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также, взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание » (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25). Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно свершается в Церкви Христовой и будет свершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.

К выполнению таинств следует относиться со всей серьёзностью, ибо таинство, также как и иные формы обрядов, выражают, объективируют внутреннюю жизнь человека. Небрежность в выполнении обрядового действа свидетельствует о лицемерности того, кто так поступает. Между тем, также как радость или приветливость, огорчение или обида выражаются в мимике, так и духовная жизнь выражается в обрядах. Также обряды содействуют правильной организации духовно-религиозной жизни.

Статья знакомит читателя с 7 таинствами православной веры. Описывается каждое таинство, его смысл и назначение.

Христианские таинства — важнейшая составляющая жизни любого верующего православного человека. По канонам православной церкви, таинства установлены Иисусом Христом. Они призваны менять внутреннюю жизнь человека, воздействовать на его душу.

Согласно учениям христианской церкви, во время таинства, на человека снисходит благодать Божия. Таинства иногда называют обрядами. Но, это не совсем верно. Обряды созданы церковными деятелями, а таинства — это действия, которые угодны самому Богу.

7 таинств православной церкви

Согласно правилам церкви, любое из таинств, должны иметь две составляющие, чтобы считаться действительными. Первое — это проведение таинства каноническим священником, по всем правилам обряда. Второе — это внутреннее настроение самого верующего, чистота его помыслов и искренне желание принять таинство. В православной церкви существует 7 видов таинств:

  • Крещение
  • Миропомазание
  • Покаяние, или святая исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Священство
  • Соборование, или елеосвящение

Таинство Крещения. Смысл обряда Крещения младенцев

  1. Таинство крещения — первый серьезный церковный обряд в жизни человека. До этого обряда, человек не имеет право принимать участие ни в каких других таинствах и обрядах
  2. Согласно правилам, таинство крещения может совершаться в любом возрасте. Но, в современной практике, принято крестить ребенка еще в младенческом возрасте
  3. Это, по словам верующих, защищает его от всевозможных болезней. И, в случае несчастья, ребенок попадет в Рай, а не в Чистилище
  4. В православной церкви практикуется трехкратное погружение младенца в воду. Это символизирует Отца, Сына и Святого духа
  5. В таинстве крещения берут участие крестные ребенка. Крестные родители — люди, которые обязуются приобщить ребенка к православной вере, оказывать всевозможную помощь в воспитании.

Крестными не могут быть:

  • Монашествующие
  • Собственные родители детей
  • Пара, которая состоит в браке
  • Люди другого вероисповедания

Крестить ребенка можно в любом возрасте. Но, православная церковь, рекомендует крестить детей, начиная с 8го дня от роду. На счет этого, постоянно ведутся споры в церковной среде.

Во-первых, в раннем христианстве, практиковалось крещение только сознательных людей, которые понимали суть таинства и добровольно соглашались на крещение.

Во-вторых, крещение совсем маленького ребенка чревато психологическими травмами, ведь младенец большую часть времени проводит во сне, его будет пугать новая обстановка, люди и внезапное погружение в воду.

Таинство Крещения

Таинство Миропомазания

Миропомазание совершается сразу после обряда крещения. Его может совершать только канонический православный священник. Миропомазание символизирует снисхождение Святого Духа на верующего. После этого таинства, человек полноценно приобщается к православной церкви. Процесс таинства предусматривает помазание святым миром ушей, глаз, носа, рук и ног верующего. Таинство миропомазания, также, совершается при короновании на царство, и для иноверцев, которые принимают православие.



Таинство Миропомазания

  • Покаяться человек, согласно догматам христианства, может только добровольно. Покаяние, или таинство святой исповеди, обычно предшествует таинству причастия. Исповедь проводиться индивидуально со священником
  • Вначале, он читает молитвы, настраивая верующего на нужный лад. Далее, человек может высказать все, что у него скопилось на душе, признаться священнику в совершенных грехах
  • После исповеди, священник накрывает голову исповедуемого епитрахилью и совершает крестное знамение. Далее, человек целует Крест и Евангелие. Таинство святой исповеди полностью конфиденциально. Исповедь — важный этап на пути к духовой жизни, к успокоению своей души


Таинство святой Исповеди. Обряд Покаяния

Причастие или Евхрастия. Смысл обряда Причастия

  • Причастие или Евхрастия, является основным обрядом христианского богослужения. Происходит причастие, когда прихожане вкушают хлеб и вино из рук священника, которые символизируют Тело и Кровь Христову
  • Таинство причастия необходимо, как напоминание верующим о самопожертвовании, любви к ближним. В этом таинстве важная роль отведена сопровождающим молитвам, поклонам и песнопениям. Причастие сопровождается проповедью священника
  • Регулярное причастие, согласно православной церкви, способно приблизить человека к Богу. После такого обряда могут отступить болезни, неприятности, ссоры в семье. Верующий человек должен причащаться, как минимум, один раз в месяц

Причастие происходит только после таинства покаяния.



Причастие или Евхрастия

При заключении брака, верующие христиане воссоединяются таинством венчания. Люди, которые согласны на данный обряд, должны искренне верить в вечность брака на земле и на небесах. При совершении обряда, Святой Дух снисходит на пару, и невидимой силой скрепляет их узы. Чтобы таинство венчания прошло правильно, необходимо соблюдать правила:

  • К венчанию допускаются люди, которые имеют свидетельство о браке
  • Женщина и мужчина должны искренне любить друг друга, мужчине отводиться главенствующая роль в семье
  • Пара и их свидетели должны быть крещеными православными
  • На протяжении жизни можно венчаться только три раза
  • Венчание имеет возрастное ограничение. Мужчине должно быть больше 18 лет, женщине — больше 16
  • Проводить венчание можно на протяжении всего года, кроме дней Великих постов и важных праздников (Пасхи, Рождества, Троицы и других). Дни недели, в которые проводится венчание — понедельник, среда, пятница и воскресенье
  • Лучшим временем для венчания считается годовщина свадьбы или время после рождения детей.

В церкви венчаться можно:

Если оба молодожена члены церкви, ибо если вы верующие разных религий – Церковь Вас просто не обвенчает. Так Вы должны быть крещеными и носить нательный крестик.

Перед тем как обвенчаться Вам предстоит расписаться в ЗАГСЕ, ибо вы должны будете предоставить свидетельство священнослужителю.
Это объясняется просто – если вас расписал ЗАГС, значит есть уверенность в том, что любой из Вас не расписан с кем то другим.
Так же ЗАГС не расписывает умалишенных и не признает близкородственные связи, так же как и Церковь.

Венчаться в Церкви нельзя, если:

  1. Людям, которые в свое время приняли духовный Сан
  2. Монахиням и монахам
  3. Виновникам расторжения предыдущего брака (например по причине измены)
  4. Людям, которые уже находились в браке более 3 раз
  5. Вышли за пределы возрастных границ. Для мужчин – это 70 лет, а для женщин – 60
  6. Нет согласия родителей. Дети православных родителей не могут обвенчаться без согласия на то своих родителей


Таинство венчания. Правила обряда венчания

Священство

Священство — это таинство, при котором человек получает священный сан, имеет право проводить православные обряды и таинства. По православию, существует 3 степени священства:

  1. Диакон. Этот сан позволяет священнослужителю помогать более опытному священнику в проведении таинств
  2. Пресвитер (священник). Служитель данного сана может совершать таинства, но лишь от имени епископа
  3. Епископ (архиерей). Наивысший сан в православии. Только епископ может проводить таинство священства и посвящать других для совершения таинств

Таинству священства предшествует проповедь, исповедь принимающего сан и священная присяга. Только после этих действий, епископ говорит, достоин ли человек получить сан.



Священство

Соборование — древнейшее таинство христианской церкви. Его основная миссия — исцеление телесных и душевых недугов. Соборование действует по принципу покаяния, но освобождает человека даже от тех грехов, о которых он мог забыть. Соборование проводится при помощи святого елея. Именно поэтому существует втрое название данного обряда — елеосвящение. Исполняет обряд обычно несколько священников.

Соборование может проводиться в любом возрасте, начиная с семи лет. Согласно правилам, для тяжело больных верующих, допускается проведение обряда на дому. Такое таинство совершается не чаще раза в год. Оно проводиться над больными людьми, которые желают исцелиться, а, также, над домочадцами. Соборование может проводиться и в церкви.



Таинство Соборования или Елеосвящения

Все семь таинств несут в себе сакральный смысл, который доступен только истинно верующим людям. Не следует совершать таинство, если это не акт доброй воли, или, если нет понимания в его назначении.

Видео: Азы веры: 7 таинств в православии

Крещение. Миропомазание. Причастие (евхаристия). Покаяние (исповедь). Церковный брак. Елеосвящение (соборование). Священство.

Христианские таинства

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых, по словам церковнослужителей, "под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия". Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Служители церкви пытаются утверждать, что все семь таинств являются специфически христианским явлением, что все они так или иначе связаны с различными событиями "священной" истории. В действительности все эти таинства являются заимствованиями из дохристианских культов, получившими в христианстве некоторые специфические черты. Причем первоначально христианская церковь заимствовала и ввела в свой культ всего два таинства - крещение и причащение. Только впоследствии среди христианских обрядов появляются остальные пять таинств. Официально семь таинств были признаны католической церковью на соборе в Лионе в 1279 г., а некоторое время спустя они были установлены и в православном культе.

Крещение

Это одно из главных таинств, символизирующее принятие человека в лоно христианской церкви. Само духовенство именует крещение торжественным актом, в результате которого человек "умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую".

Задолго до христианства во мнбгих языческих религиях существовали обряды ритуального омовения водой, которые символизировали очищение от злых духов, демонов, от всякой нечисти. Именно из древних религий берет истоки христианское таинство крещения.

По христианскому вероучению, в таинстве крещения "прощается человеку первородный грех" (а если кре-щается взрослый, то и все прочие грехи, совершенные до крещения). Таким образом, очистительный смысл обряда, как и в дохристианских культах, полностью сохраняется, хотя содержание крещения в христианстве значительно видоизменяется.

В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквах крещение относится к разряду таинств.

Протестантские церкви рассматривают крещение не как таинство, с помощью которого человек приобщается к божеству, а как один из обря-Дов. В большинстве протестантских Церквей отрицается, что с помощью крещения люди освобождаются от первородного греха. Приверженцы протестантизма исходят из тою, что "нет такого обряда, исполнив который человек получил бы прощение грехов", что "крещение без веры бесполезно". В соотвзтствии с таким пониманием смысла этого обряда баптисты, адвентисты седьмого дня, по-- следователи некоторых других протестантских церквей и сект совершают крещение над взрослыми людьми, которые уже прошли испытательный срок. После крещения человек становится полноправным членом секты.

Есть различия и в самой церемонии крещения при совершении этого обряда в разных церквах. Так, в православной церкви младенца трижды погружают в воду, в католической церкви его обливают водой. В ряде протестантских церквей крещаемого обрызгивают водой. В сектах баптистов и адвентистов седьмого дня кре- , щение совершается, как правило, в естественных водоемах.

Несмотря на своеобразное понимание смысла обряда крещения представителями различных христианских направлений, на некоторые особенности совершения этого обряда в разных церквах, крещение всюду преследует одну цель - приобщить человека к религиозной вере.

Крещение - первое звено в цепи христианских обрядов, опутывающих всю жизнь верующего, удерживающих его в религиозной вере. Как и другае обряды, таинство крещения служит церкви для духовного закабаления людей, для внушения им мысли о слабости, бессилии, ничтожестве человека перед всемогущим, всевидящим, всезнающим богом.

Разумеется, среди тех, кто ныне крестит детей в церкви, далеко не все верующие. Есть такие, которые делают это под влиянием, а зачастую и под нажимом верующих родственников. Кое-кого привлекает торжественность церковного ритуала. А некоторые крестят детей "на всякий случай", наслушавшись разговоров о том, что не будет без крещения счастья ребенку.

Для того чтобы вытеснить из быта этот ненужный и вредный обычай, мало одной разъяснительной работы. Большую роль в этом играет новая гражданская обрядность, в частности обряд, связанный с наречением имени младенцу (в разных районах страны он получил разные названия). Там, где он проводится в торжественной праздничной обстановке, живо и непринужденно, он неизменно привлекает внимание молодых родителей. А это приводит к тому, что все меньше оказывается желающих крестить своих детей в церкви.

Гражданский обряд наречения имени обладает большим атеистическим зарядом еще и потому, что в ходе его преодолеваются религиозные представления о зависимости людей от сверхъестественных сил, прививаемая им церковью рабская психология, утверждается материалистический взгляд на человека, активного преобразователя жизни. На примере одного лишь этого обряда можно видеть, какую роль играет новая гражданская обрядность в атеистическом воспитании.

Причащение

Таинство причащения, или святой евхаристии (что означает "благодарственная жертва"), занимает важное место в христианском культе. Приверженцы большинства протестантских течений, отвергающие христианские таинства, тем не менее сохраняют в своей обрядности крещение и причащение как важнейшие христианские обряды.

По христианскому вероучению, обряд причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом, который тем самым "воздал хвалу богу и отцу, благословил и освятил хлеб и вино и, приобщив своих учеников, закончил тайную вечерю молитвою о всех верующих". Памятуя якобы об этом, церковь и совершает таинство причащения, которое состоит в том, что верующие вкушают так называемое причастие, состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым как бы приобщились к своему божеству. Однако истоки причащения, как и других обрядов христианской церкви, лежат в древних языческих культах. Совершение этого обряда в древних религиях было основано на наивной вере в то, что жизненная сила человека или животного находится в каком-либо органе или в крови живого существа. Отсюда возникли у первобытных народов верования, что, вкусив мяса сильных, ловких, быстрых животных, можно обрести качества, которыми обладают эти животные.

В первобытном обществе существовала вера в сверхъестественное родство между группами людей (родами) и животными (тотемизм). Эти родственные животные считались священными. Но в некоторых случаях, например в особенно важные периоды жизни людей, священных животных приносили в жертву, члены рода поедали их мясо, выпивали кровь и тем самым, по древним верованиям, приобщались к этим божественным животным.

В древних религиях впервые возникают и жертвоприношения богам, грозным властелинам природы, которых первобытные люди пытались умилостивить. И в этом случае, поедая мясо жертвенных животных, наши далекие предки верили, что они как бы вступают в особую сверхъестественную связь с божеством.

В дальнейшем вместо животных в жертву богам приносились разного рода символические изображения Так, у египтян в жертву богу Серапису приносились выпеченные из хлеба гостии. Китайцы делали изображения из бумаги, которые торжественно сжигались во время религиозных церемоний.

В Древней Греции и Древнем Риме впервые был введен обычай вкушать хлеб и вино, с помощью чего якобы можно было приобщиться к божественной сущности небесных властителей.

В ранних христианских сочинениях не упоминается об этом таинстве. Некоторые христианские богословы первых веков нашей эры вынуждены были признавать, что причащение совершается в целом ряде языческих культов, в частности в мистериях персидского бога Митры. Видимо, поэтому введение причащения в христианстве было встречено многими деятелями церкви весьма настороженно.

Только в VII в. причащение становится таинством, которое безоговорочно принимается всеми христианами. Никейский собор 787 г. официально закрепил это таинство в христианском культе. Догмат претворения хлеба и вина в тело и кровь Христовы был окончательно сформулирован на Тридентском соборе.

Церковь учитывает роль причащения в воздействии на верующих. Поэтому причащение занимает центральное место в христианском богослужении - литургии. Духовенство требует от верующих посещать богослужения и причащаться не реже одного раза в год. Этим церковь стремится обеспечить свое постоянное воздействие на паству, постоянное влияние на людей.

Покаяние

Приверженцам православного и католического вероисповедания вменяется в обязанность периодически исповедовать свои грехи перед священником, что является непременным условием для "отпущения грехов", прощения виновного церковью от имени Иисуса Христа. Ритуал исповедания и "отпущения" грехов и составляет основу таинства покаяния. Покаяние - сильнейшее средство идеологического воздействия на верующих, их духовного закабаления. Используя это таинство, духовенство постоянно внушает людям мысль об их греховности перед богом, о необходимости замаливать свои грехи, о том. что этого можно добиться лишь с помощью смирения, терпения, безропотного перенесения всех тягот жизни, страданий, беспрекословного исполнения всех предписаний церкви.

Исповедание грехов пришло в христианство из первобытных религий, в которых существовала вера, что всякий человеческий грех проистекает от злых духов, от нечистой силы. Избавиться от греха можно, только поведав о нем другим, ибо слова обладают особой, колдовской силой.

В христианской религии покаяние получило свое специфическое обоснование и было введено в ранг таинства. Первоначально исповедь была публичной. Верующие, нарушившие церковные предписания, должны были предстать перед судом своих собратьев по вере и священнослужителей и во всеуслышание покаяться в прегрешениях. Публичный церковный суд определял грешнику меру наказания в виде отлучения от церкви, полного или временного, в виде предписания поститься и постоянно молиться в течение длительного времени.

Только с XIII в. в христианской Церкви окончательно вводится "тайная исповедь". Верующий исповедуется в грехах своему "духовнику", одному священнику. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.

Придавая большое значение исповеди, христианское духовенство утверждает, будто исповедание грехов духовно очищает человека, снимает с него тяжкий груз, удерживает верующего в дальнейшем от всякого рода прегрешений. В действительности же покаяние не удерживает людей от проступков, от греховных, в христианском представлении, деяний, от преступления. Существующий принцип всепрощения, согласно которому любой грех может быть прощен покаявшемуся человеку, по сути дела предоставляет возможность бесконечно грешить каждому верующему. Этот же принцип послужил церковникам основой для самой бессовестной религиозной спекуляции, которая приняла особенно большие размеры в католичестве. Католическое духовенство в XI в. ввело "отпущение грехов" за "добрые дела", а начиная с XII в. стало "отпускать грехи" за деньги. На свет появились индульгенции -грамоты об "отпущении грехов". Церковь развернула бойкую продажу этих грамот, установив особые так называемые таксы - своего рода прейскурант на различные виды грехов.

Используя таинство покаяния, церковь контролирует буквально каждый шаг человека, его поведение, его мысли. Зная, чем живет тот или иной верующий, духовенство имеет возможность в любой момент подавить в нем нежелательные мысли, возникающие сомнения. Это дает священнослужителям возможность оказывать постоянное идеологическое воздействие на свою паству.

Несмотря на гарантию тайны исповеди, церковь использовала таинство покаяния в интересах господствующих классов, без зазрения совести нарушая эти гарантии. Это даже находило теоретическое обоснование в трудах некоторых богословов, которые допускали возможность нарушения тайны исповеди "для предотвращения большого зла" В первую очередь под "большим злом" имелись в виду революционные настроения масс, народные волнения и т. п.

Так, известно, что в 1722 г. Петр I издал указ, согласно которому все священнослужители были обязаны доносить властям о каждом случае выявления на исповеди бунтарских настроений, замыслов "на государя или на государство или злоумышление на честь или на здоровье государево и на фамилию его величества". И духовенство с готовностью выполняло это государево указание. Церковь и в дальнейшем играла роль одного из отделений царской охранки.

Важное значение придается покаянию не только в католической и православной церквах, но и в протестантских течениях. Однако, как правило, протестанты не рассматривают покаяние как таинство. Во многих протестантских церквах и сектах нет обязательного исповедания верующими грехов перед пресвитером. Но в многочисленных предписаниях руководителей протестантских организаций верующим вменяется в обязанность постоянно каяться в грехах, сообщать о своих прегрешениях духовным пастырям. Видоизмененное по форме покаяние, таким образом, сохраняет свой смысл и в протестантизме.

Миропомазание

Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание. В православных изданиях так разъясняется его смысл: "Чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь божия, которая и подается в таинстве миропомазания". Заключается это таинство в том, что тело человека смазывают особым ароматическим маслом (миро), с помощью которого будто бы передается божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека духа святого, а затем смазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги При этом он повторяет слова: "Печать святого духа". Ритуал таинства красноречиво говорит об истинном происхождении миропомазания, которое пришло в христианство из древних религий. Наши далекие предки натирались жиром и различными маслянистыми веществами, веря в то, что это может придать им силы, защитить от злых духов и т. п. Древние люди верили, что, смазав свое тело жиром того или иного животного, они могут приобрести свойства этого животного. Так, в Восточной Африке у некоторых племен воины натирали тело львиным жиром, чтобы стать такими же храбрыми, как львы.

Впоследствии эти обряды приобретали иной смысл. Помазание маслом стало употребляться при посвящении жрецов. При этом утверждалось, что таким образом люди становятся как бы носителями особой "благодати". Обряд помазания при посвящении жрецов употреблялся в Древнем Египте. При посвящении в сан иудейского первосвященника ему смазывали голову маслом. Именно от этих древних обрядов берет начало христианский обряд миропомазания.

В Новом завете нет ни слова о миропомазании. Однако христианские церковники ввели его в свой культ наряду с другими таинствами. Как и крещение, миропомазание служит церкви для внушения верующим невежественных представлении об особой силе религиозной обрядности, которая якобы дает человеку "дары святого духа", духовно укрепляет его, приобщает к божеству.

Брак

Христианская церковь стремится подчинить себе всю жизнь верующего человека, начиная с первых его шагов и кончая смертным часом. Каждое более или менее значительное событие в жизни людей обязательно должно отмечаться по церковным обрядам, с участием служителей культа, с именем бога на устах.

Естественно, что такое важное событие в жизни людей, как брак, также оказалось связанным с религиозной обрядностью. В число семи таинств христианской церкви вошло и таинство брака. Оно утвердилось в христианстве позднее других, лишь в XIV столетии. Церковный брак был объявлен единственной действительной формой брака. Светский брак, не освященный церковью, не признавался.

Совершая таинство брака, служители христианского культа убеждают верующих, что только церковный брак, во время которого молодожены напутствуются на совместную жизнь от имени Иисуса Христа, может быть счастливым и прочным на долгие годы-Однако это не так. Известно, что основой дружной семьи являются взаимная любовь, общность интересов, равноправие мужа и жены. Церковь же не придает этому значения. Религиозная мораль формировалась в эксплуататорском обществе, в котором женщины были бесправны и угнетены. И религия освящала подчиненное положение женщины в семье.

Все утверждения церковников о преимуществах христианского брака преследуют одну цель: привлечение людей в церковь. Христианские обряды с их торжественностью, пышностью, выработанными веками ритуалами подчас привлекают людей, которые стремятся как можно торжественней отметить такое знаменательное событие, как вступление в брак. А церковь со своей стороны делает вее возможное, чтобы сохранить внешнюю красоту обряда, оказывающего большое эмоциональное воздействие на людей.

Вся обстановка в церкви во время обряда венчания придает особую значимость событию. Священники встречают молодых в праздничном облачении. Звучат слова псалмов, славящих бога, именем которого освящается брак. Читаются молитвы, в которых священнослужитель испрашивает у бога благословения для жениха и невесты, мира и согласия будущей семье. На головы вступающих в брак налагаются венцы. Им предлагают выпить вина из одной чаши. Затем их обводят вокруг аналоя. И вновь возносятся молитвы к богу, от которого якобы только и зависит счастье вновь созданной семьи.

С первой до последней минуты, пока вступающие в брак находятся в церкви, им внушается мысль о том, что их благополучие зависит прежде всего от всевышнего Рождается новая семья, и церковь проявляет заботу о том, чтобы она была семьей христианской, чтобы молодые супруги были верными чадами церкви Не случайно христианская церковь отказывается освящать браки христиан с инакомыслящими, признавая только брачный союз людей, исповедующих христианскую религию. Именно общая вера, по утверждению Духовенства, является главной основой прочной семьи.

Освящая брачный союз людей, христианская церковь как бы берет новую семью под свое покровительство. Смысл этого покровительства сводится к тому, что вновь созданная семья Попадает под неусыпный контроль служителей культа. Церковь своими предписаниями регламентирует буквально всю жизнь вступивших в брак. Следует сказать, что в последние десятилетия число людей, совершающих религиозный обряд при вступлении в брак, значительно сократилось. Процент венчающихся в церкви ныне очень мал. В значительной степени здесь сыграло свою роль повсеместное внедрение в быт нового гражданского обряда бракосочетания. И в городах, и в поселках, и в селах этот обряд совершается в специально отведенных для этого помещениях, в Домах и Дворцах бракосочетаний, в Домах культуры. В нем принимают участие представители общественности, ветераны труда, знатные люди. И это придает ему характер всеобщего празднества. Рождение новой семьи становится событием не только для молодоженов, но и для коллектива, в котором они работают или учатся, для всех окружающих. А торжественный ритуал на всю жизнь сохраняется в памяти вступающих в брак.

Конечно, еще не везде новый гражданский обряд бракосочетания проводится с должной торжественностью и праздничностью. Ему подчас не хватает выдумки, импровизации. Порой он еще носит формальный характер. Но мы вправе говорить о том, что уже накоплен опыт проведения этого обряда, который может служить примером для всех районов страны. Такой опыт есть и в Ленинграде, и в Таллине, в Житомирской и Закарпатской областях, в Молдавской ССР и других местах. Дело лишь за его распространением, за большим вниманием к утверждению новой обрядности.

Елеосвящение

Важную роль в христианском культе играет елеосвящение (соборование), которое отнесено католической и православной церквами к числу семи таинств. Оно совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом - елеем, которое якобы является "священным". По утверждению церковнослужителей, при елеосвящении на человека сходит "божественная благодать". Причем православная церковь учит, что с помощью елеосвящения исцеляются "немощи человеческие". Католики же рассматривают таинство как своеобразное благословение умирающего.

Говоря о "немощах человеческих" церковники подразумевают не только "телесные", но и "душевные" болезни. Определяя это таинство, они заявляют, что в нем "болящий через помазание тела священным елеем получает благодать святого духа, исцеляющую его от болезней телесных и душевных, т. е. от грехов".

Елеосвящение сопровождается молитвами, в которых священнослужители просят бога ниспослать больному выздоровление. Загем читаются семь посланий апостольских, произносится семь эктений (прошений) о болящем. Священник совершает семь помазаний больного освященным елеем. Все это убедительно указывает на связь таинства елеосвящения с древними колдовскими обрядами, в которых числам приписывалась магическая сила. Таинство елеосвящения так же, как и другие христианские обряды, уходит своими истоками к древним религиям. Заимствовав это таинство из древних культов, христианская церковь придала ему особый смысл. Словно паутина опутывает церковная обрядность верующего от его рождения до смерти. Что бы ни случилось с человеком, во всех случаях он должен обращаться за помощью к церкви. Только там, учит духовенство; люди могут найти помощь, только в религиозной вере лежит путь человека к подлинному счастью. Проповедуя подобные идеи, служители культа призывают на помощь впечатляющие, оказывающие эмоциональное воздействие на верующих обряды, которые используются церковью в идеологической обработке людей.

Священство

Христианская церковь приписывает таинству священства особый смысл. Оно совершается при посвящении в духовный сан. По утверждению служителей культа, во время этого обряда совершающий его епископ передает чудесным образом посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента новый священнослужитель будет обладать всю свою жизнь.

Как и другие христианские таинства, священство своими корнями уходит в древние языческие культы. Это особенно отчетливо видно при совершении одного из важных ритуалов посвящения - рукоположения. Обряд возложения рук имеет огромную историю. Он существовал во всех древних религиях, так как в далеком прошлом люди наделяли руку колдовской силой, верили, что, воздевая руки, человек может влиять на силы небесные. То же самое можно сказать и о заклинаниях, произносимых над посвящаемым. В древности наши далекие предки приписывали магическую силу и слову. Именно от тех далеких дней и восходит к нашему времени обычай произносить заклинания зо время таинства священства.

Христианская церковь ввела это таинство не сразу. Оно нашло свое место в христианском культе в процессе становления церкви, укрепления роли духовенства - особого сословия, которое посвятило себя служению церкви. Первоначально епископы, т. е. надзиратели, в раннехристианских общинах не имели никаких прав по руководству общинами. Они надзирали за имуществом, следили за порядком во время богослужений, поддерживали связь с местными властями. Только позднее, по мере укрепления церкви, ее организации, они начинают занимать главенствующее место в общинах. Духовенство обособляется от мирян. По утверждению христианских богословов, церковь располагает "обилием благодати", необходимой для "освящения верующих, для возведения человека к духовному совершенству и теснейшему единению его с богом". Для того чтобы,разумно употреблять эти богодарованные средства" на общее благо церкви, установлен особый вид деятельности - "служение", называемое пастырским или священством. Пастырство доверяется не всем верующим, а лишь некоторым из них, "которые в таинстве священства Призываются к этому высокому и ответственному служению самим богом и получают для его прохождения особую благодать". Так обосновывают служители христианской церкви необходимость таинства священства.

По христианскому учению, существует три степени священства: степени епископов, пресвитера, или священника, и диакона. Высшая степень свяI щенства - это степень епископа. Церковь рассматривает епископов как преемников апостолов, именует "носителями высшей благодати священства". От епископов "все степени священства получают и преемство и значение".

Составляющие вторую степень священства пресвитеры "заимствуют свои благодатные полномочия от епископа". Они не наделены властью рукоположения в священный сан.

В обязанность диаконов, составляющих низшую ступень церковной иерархии, входит помощь епископам и пресвитерам "в служении слова, в священнодействиях, особенно в таинствах, в управлении и вообще в делах церковных".

Придавая большое значение священству, церковь позаботилась о том, чтобы превратить это таинство в торжественный акт, производящий большое эмоциональное воздействие. В церкви царит праздничная обстановка. Рукоположение в епископы совершается перед началом литургии. Посвящаемый дает клятву соблюдать правила церковных соборов, идти путем апостолов Христа, повиноваться верховной власти, беззаветно служить церкви. Он становится на колени, положив руку и голову на престол. Присутствующие епископы возлагают ему на голову свои руки. Затем следуют молитвы, после чего посвящаемый облачается в епископские одежды.

Весь этот церемониал должен убедить верующих в том, что священнослужители - особенные люди, которые после посвящения становятся посредниками между богом и всеми членами Церкви. Именно в этом главный смысл таинства священства.

Для многих людей церковная жизнь ограничивается редкими походами в храм в тех случаях, когда дела складываются не так успешно, как бы нам хотелось. Обычно мы ставим пару свечек и можем оставить пожертвование. После этого мы ждем некоторого облегчения или серьезных положительных изменений в жизни, искренно считая, что получили некую благодать в момент посещения церкви. Но на самом деле духовная подпитка не может ограничиваться поверхностными и часто бездумными действиями. Если вы действительно хотите ощутить благодать Святого Духа, то вам необходимы специальные обряды - церковные таинства. Им будет посвящена наша статья.

Таинства церковные: определение и общая характеристика

Каждый человек, который хотя бы иногда сталкивался с христианской религией, наверняка слышал такое словосочетание, как "церковное таинство". Под ним понимается некое священнодействие, которое должно даровать человеку благодать от Святого Духа.

Необходимо четко понимать отличия обычных церковных служб и обрядов от таинств. Дело в том, что большинство обрядов были придуманы людьми и лишь со временем стали обязательными для тех, кто ведет духовную жизнь. Но тайна таинств церковных заключается в том, что они были установлены еще самим Иисусом Христом. Поэтому имеют особенное божественное происхождение и действуют на человека на психофизическом уровне.

Для чего необходимо принимать участие в таинствах?

Церковное таинство - это особое действо, которое гарантирует человеку благодать от высших сил. Довольно часто, чтобы попросить об исцелении или благополучии для своих близких, мы приходим в храм и принимаем участие в службе. Также довольно распространена в православии передача записочек с именами для священнослужителей, которые молятся за указанных в бумаге людей. Но все это может быть действенным, а может и нет. Все зависит от воли Божьей и его планов на вас.

А вот церковные таинства в православии дают возможность получить благодать в дар. Если само таинство проведено правильно и человек настроен на получение благословения от Бога, то он попадает под действие благодати Святого Духа, и уже от него самого зависит, как воспользоваться данным даром.



Количество таинств церковных

Сейчас православие насчитывает семь церковных таинств, причем первоначально их было всего лишь два. Именно они упоминаются в христианских текстах, но со временем к ним добавляются еще пять таинств, в совокупности составивших обрядовую основу христианской религии. Каждый священнослужитель может легко перечислить семь церковных таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия (причащение).
  • Покаяние.
  • Елеосвящение.
  • Таинство Брака.
  • Таинство Священства.

Богословы утверждают, что сам Иисус Христос установил крещение, миропомазание и причащение. Эти таинства являлись обязательными для любого верующего человека.



Классификация таинств

Церковные таинства в православии имеют свою классификацию, об этом должен знать каждый христианин, который делает первые шаги на пути к Богу. Таинства могут быть:

  • обязательными;
  • необязательными.
  • крещение;
  • миропомазание;
  • причастие;
  • покаяние;
  • елеосвящение.

Таинство Брака и Священства являются свободным волеизъявлением человека и относятся ко второй категории. Но стоит иметь в виду, что в христианстве признается только тот брак, который освящен церковью.

Также все таинства можно разделить на:

  • однократные;
  • повторяемые.

Однократное церковное таинство можно совершить только единожды в жизни. Под эту категорию подходят:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • таинство Священства.

Остальные обряды можно повторять многократно в зависимости от духовных потребностей человека. Некоторые богословы к однократным обрядам еще причисляют Таинство Брака, ведь венчание в церкви можно совершить единожды в жизни. Несмотря на то что многие сейчас говорят о таком обряде как развенчание, официальная позиция Церкви по данному вопросу не меняется уже многие годы - брак, заключенный перед Богом, невозможно отменить.

Где изучаются церковные таинства?

Если вы не планируете связать свою жизнь со служением Богу, то вам достаточно иметь общее представление о том, что такое семь церковных таинств православной церкви. Но в противном случае вам необходимо будет тщательно изучить каждый обряд, что происходит во время обучения в духовной семинарии.

Десять лет назад в качестве учебного пособия для семинаристов была выпущена книга "Православное учение о церковных таинствах". Она раскрывает все тайны обрядов, а также включает в себя материалы с различных богословских конференций. Кстати, данная информация будет полезна любому, кто интересуется религией и хочет глубоко проникнуть в суть христианства в целом и православия в частности.

Таинства для детей и взрослых: существует ли разделение

Конечно же, не существуют особые церковные таинства для детей, ведь они имеют равные права и обязанности со взрослыми членами христианской общины перед Богом. Дети принимают участие в крещении, миропомазании, причастии и елеосвящении. Но вот покаяние вызывает у некоторых богословов определенные сложности, когда мы говорим о ребенке. С одной стороны, дети рождаются практически безгрешными (за исключением первородного греха) и не имеют за своей спиной поступков, за которые им необходимо каяться. Но, с другой, даже маленький детский грех является грехом перед Богом, поэтому нуждается в осознании и покаянии. Не стоит ждать, когда череда незначительных проступков приведут к формированию греховного сознания.

Естественно, что недоступными для детей являются Таинство Брака и Священства. Участие в подобных обрядах может принимать личность, которая по законам страны признается совершеннолетней.



Крещение

Церковные Таинства Крещения становятся в буквальном смысле воротами, через которые человек входит в Церковь и становится ее членом. Для совершения таинства всегда необходима вода, ведь сам Иисус Христос принял крещение в Иордане, чтобы подать пример всем своим последователям и показать им кратчайший путь к искуплению грехов.

Крещение проводится священнослужителем и требует некоторой подготовки. Если мы говорим про церковное таинство для взрослого человека, который сознательно пришел к Богу, то ему необходимо почитать Евангелие, а также получить наставления от священнослужителя. Иногда перед крещением люди посещают специальные занятия, во время которых получают базовые знания о христианской религии, церковных обрядах и Боге.

Крещение проводится в храме (когда речь идет о тяжелобольном человеке, обряд можно совершать дома или в больнице) священником. Человек ставится лицом на восток и слушает очистительные молитвы, а затем, повернувшись на запад, отрекается от греха, Сатаны и прежней жизни. Затем он трижды погружается в купель под молитвы священника. После этого крещенный считается рожденным в Боге и в качестве подтверждения своей принадлежности к христианству получает крестик, который необходимо носить постоянно. Крестильную рубашку принято хранить всю жизнь, она является неким оберегом для человека.

Когда таинство проводится над младенцем, то за него на все вопросы отвечают родители и восприемники (крестные). В некоторых храмах допускается участие в обряде одного крестного, но он обязательно должен быть одного пола с крестником. Имейте в виду, что стать крестным - это очень ответственная миссия. Ведь с этого момента вы перед Богом отвечаете за душу ребенка. Именно крестные должны вести его по пути христианства, наставлять и вразумлять. Можно сказать, что восприемники - это духовные учителя для нового члена христианской общины. Выполнение данных обязанностей ненадлежащим образом является тяжелым грехом.

Миропомазание

Данное таинство совершается сразу же после крещения, оно является следующим этапом воцерковления человека. Если крещение смывает с человека все его грехи, то миропомазание дает ему благодать Божью и силы для того, чтобы жить христианином, выполняя все заповеди. Миропомазание происходит только один раз в жизни.

Для обряда священник использует миро - специальное освященное масло. В процессе таинства миро наносится в форме креста на лоб, глаза, ноздри, уши, губы, руки и ступни человека. Священнослужители называют это печатью дара Святого Духа. С этого мгновения человек становится настоящим членом православной церкви и готов к жизни во Христе.

Покаяние

Таинство Покаяния - не простое признание своих грехов перед священнослужителем, а осознание неправедности своего пути. Богословы утверждают, что покаяние - это не слова, а поступок. Если вы приходите к пониманию, что сделаете что-то грешное, то остановитесь и измените свою жизнь. А для того, чтобы укрепиться в своем решении, необходимо покаяние, очищающее от всех совершенных неправедных поступков. После этого таинства многие люди ощущают себя обновленными и просветленными, им легче избегать искушений и придерживаться определенных правил.

Принимать исповедь может только епископ или священник, так как именно они получили это право через Таинство Священства. Во время покаяния человек преклоняет колени и перечисляет священнослужителю все свои грехи. Он, в свою очередь, читает очистительные молитвы и осеняет исповедующегося крестным знаменем. В некоторых случаях, когда человек кается в каких-либо тяжелых грехах, на него накладывается епитимья - специальное наказание.

Учтите, если вы прошли покаяние и вновь совершаете тот же самый грех, то задумайтесь над смыслом ваших действий. Возможно, вы недостаточно крепко стоите в вере, и вам требуется помощь священника.



Что такое причастие?

Таинство церковное, которое считается одним из наиболее важных, называется "причастие". Этот обряд соединяет человека с Богом на энергетическом уровне, он очищает и исцеляет христианина духовно и материально.

Церковная служба, на которой совершается Таинство Причастия, проходит по определенным дням. К тому же на нее допускаются далеко не все христиане, а только те, кто прошел специальную подготовку. Предварительно необходимо переговорить со священнослужителем и заявить о своем желании принять причастие. Обычно служитель церкви назначает пост, после которого обязательно необходимо пройти покаяние. Только тому, кто выполнил все условия, становится доступна церковная служба, на которой совершается Таинство Причастия.

В процессе таинства человек получает хлеб и вино, трансформирующиеся в Тело и Кровь Христа. Это дает возможность христианину приобщиться к божественной энергии и очиститься от всего греховного. Служители церкви утверждают, что причастие исцеляет человека на самом глубоком уровне. Он перерождается духовно, что всегда благоприятно сказывается на здоровье человека.



Церковное таинство: соборование

Это таинство еще часто называют елеосвящением, так как в процессе обряда на тело человека наносится елей - масло (чаще всего используется оливковое). Свое название таинство получило от слова "собор", означающее, что обряд должен проводиться несколькими священнослужителями. В идеале их должно быть семь.

Таинство Елеосвящение проводится над тяжелобольными людьми, которые нуждаются в исцелении. В первую очередь обряд направлен на исцеление души, которое напрямую влияет на нашу телесную оболочку. В процессе таинства священнослужители читают по семь текстов из различных священных источников. Затем елей наносится на лицо, глаза, уши, губы, грудь и конечности человека. В заключение обряда на голову христианина возлагается Евангелие, и священник начинает молиться об отпущении грехов.

Считается, что лучше всего проводить данное таинство после покаяния, а после пройти причащение.



Таинство Брака

О венчании думают многие молодожены, но мало кто из них осознает всю серьезность данного шага. Таинство Брака - это очень ответственный церковный обряд, который навсегда соединяет двух людей перед Богом. Считается, что с этого момента их всегда трое. Незримо Христос сопровождает их повсюду, поддерживая в трудные моменты.

Важно владеть информацией о том, что для совершения таинства существуют некоторые препятствия. К ним относятся следующие причины:

  • четвертый и последующий браки;
  • неверие в Бога одного из супругов;
  • отказ от крещения одним или обоими супругами;
  • нахождение супругов в родстве до четвертого колена.

Имейте в виду, что к венчанию необходимо долго готовиться и подходить очень обстоятельно.

Таинство Священства

Таинство Рукоположение в церковный сан дает священнику право проводить службы и самостоятельно совершать церковные обряды. Это довольно сложная процедура, которую мы не будем описывать. Но суть ее состоит в том, что посредством определенных манипуляций на служителя церкви нисходит благодать Святого Духа, которая наделяет его особой властью. Причем, согласно церковным канонам, чем выше церковный сан, тем большая сила нисходит на священнослужителя.

Надеемся, что наша статья дала вам некоторое представление о церковных таинствах, без которых невозможна жизнь христианина в Боге.