Приметы на день Георгия Победоносца (6 мая). Егорий православный праздник - история,обряды, традиции Божественный праздник егорий какого числа

6 мая 2018 года отмечается народный праздник Егорий Вешний или Юрьев день. Церковь вспоминает сегодня праведника и великого мученика Георгия Победоносца, являющегося одним из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные – Егорий и Юрий.

По преданию, святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

Палачи тщетно старались выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

По приметам, если в этот день ударит мороз, значит, уродится просо и овес. Если день выдался теплым – лето будет ранним.

Преподобный Георгий родился в успешной и богатой семье, но его родители были очень благочестивы и воспитывали ребенка в атмосфере истинного христианства. Проживала семья в городе Бейрут, расположенный у подножия Ливанских гор. Будучи юношей, Георгий решил поступить на военную службу, где он отличался от всех воинов весьма хорошим образованием, физической подготовкой, умом, храбростью, упорностью, красноречивостью и огромной выносливостью. За эти качества воин очень полюбился императором Диоклетианом, который был отличным правителем, но славился своей фанатичностью по отношению к римским богам. Он стремился возродить в Римской империи языческое многобожье, поэтому жестоко истреблял представителей других вероисповеданий, включая христианство.

Во время начавшихся гонений на христиан Георгий всячески старался им помочь. Он продал все свое имущество и раздал нуждающимся. Поначалу Георгий действовал тайно, но вскоре пришел к императору и прямо объявил себя христианином, прочитав пламенную речь и возражая против действий Диоклетиана. Тот в свою очередь был очень удивлен и огорчен, ведь речь шла о его любимом воине. Многочисленные просьбы императора к Георгию об отречении от Христа ни к чему не приводили, и тогда правитель решил попытаться сломать святого силой и пытками. Но и это не подействовало, Георгий мужественно переносил одно испытание за другим. Диоклетиану ничего другого не оставалось, как умертвить непокорного воина. Так он и сделал, передает сайт Росрегистр. В 303 году Георгий был обезглавлен за веру в Христа.

День Даждьбога отмечается 6 мая 2018 года. Это древнеславянский языческий праздник в честь бога плодородия, живительной силы и солнечного света. В этот же день почитают Ярила – бога солнца и Ария –сына Даждьбога. Этих двух персонажей древних легенд часто сравнивают друг с другом и с Даждьбогом. Есть версии, что это лики одного бога

Даждьбог – один из трех верховных богов в мифологии славянских народов. По легенде, Даждьбог и Жива вместе восстановили землю после Всемирного потопа. После этого события мать Живы, Лада, отдала дочь в жены Даждьбогу. У них родился сын Арий, который дал начало многим славянским народам – чехам, хорватам и другим. С тех пор ежегодно супруги пробуждают мир от зимнего холода и дарят весеннее тепло и новую жизнь.

Иван, Софья, Георгий, Валерия, Афанасий, Анатолий, Александра, Валерий.

  • 1715 год – В России издан первый «Артикул воинский»
  • 1906 год – Николаем Вторым утверждены основные государственные законы Российской империи
  • 1991 год – День рождение авиационной пилотажной группы «Стрижки»
  • 1994 год – Состоялось торжественное открытие тоннеля, которая соединила Францию и Англию
  • 1998 год – Переименована столица Казахстана с Акмола в Астану
  • Александр Белявский 1932 год – актер театра и кино
  • Виллем де Ситтер 1872 год – нидерландский астроном
  • Виктор Гриньяр 1871 год – французский химик и лауреат Нобелевской премии
  • Зигмунд Фрейд 1856 год – австрийский невролог
  • Максимилиан Робеспьер 1758 год – французский революционер
  • Джекоб Морено 1889 год – американский психиатр
  • Владимир Этуш 1922 год – актер театра и кино
  • Николай Гастелло 1907 год – советский военный летчик.

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. Георгий Победоносец. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточек.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.
На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточек. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

Другие народые приметы мая.

Коли в мае дождь, будет и рожь.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Даст небо дождь, а земля - рожь.
Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод.
Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.

Русские народные приметы и суеверия.

В красную горку (вторник на фоминой - поминки) родители из могилы теплом дохнут.
Коли ступишь на чужой след, то будут болеть ноги.
Много лет (жить) кукушка бабе накуковала, да обманула.
Передний угол, или матица, трещит - к худу (несдобровать хозяину).
Петухи распелись не вовремя - к вестям.
Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить.
Увидать домового - к беде, к смерти.

6 мая Православная церковь почитает память Георгия Победоносца. В народе эта дата получила название Егорьев день. 6 мая проводили обряд первого выгона скота, а люди купались в росе, собирали целебные травы, жгли костры, совершали аграрные обряды и устраивали ритуальные трапезы.

  • Юрьев день,
  • Егорий Вешний,
  • Егорьев день.

Юрьев день: традиции празднования

Юрьев день – праздник пастухов. Их в поле кормили мирской яичницей и одаривали подарками. У южных славян Юрьев день вместе с делили год на два полугодия: «Юрьевское» и «Дмитровское».

У восточных славян Егорьев день – главный скотоводческий праздник в году. В это время впервые выгоняли скот на пастбище. У южных славян и в Карпатах в эту дату проводили ритуальное доение овец, делали первый замер молока. Овцу, предназначенную для первого доения, украшали венком из цветов и трав. На котёл, в который её доили, вешали отдельный венок.

В Юрьев день проводили много магических обрядов, защищающих скотину от волков, сглаза, нечистой силы, укусов насекомых, а также направленных на плодовитость и благополучие животных в период летнего выпаса.

В Белоруссии, на Украине и в Болгарии крестьяне выходили в поле осмотреть посевы. Иногда приглашали священнослужителей, проводивших молебны и освящавших землю. Хозяева с утра обходили принадлежащие им участки земли, устраивали в поле трапезу. Остатки пищи после трапезы закапывали в землю. Чтобы увеличить урожайность посевов и защитить их от засухи и града, хозяева кувыркались по земле. Для защиты земли от непогоды в поле втыкали ветки, освященные в церкви в Вербное воскресенье. Чтобы у коров было больше молока, в некоторых областях их выводили на зеленеющие поля злаковых культур.

Было принято «окликать» молодоженов. С этой целью молодёжные группы ходили по домам тех пар, которые поженились менее года назад, окликали их по имени отчеству, исполняли для них венчальные песни. Молодежь за «окликание» от супружеской четы получала угощение и подарки.

На западнорусских территориях и на востоке Белоруссии жгли большие общесельские костры. У Южных славян Юрьев день считался началом полугодия, которое продолжалось до ).

С Юрьева дня отменялись многие запреты на еду. Можно было есть молодое мясо, зелень, молочные продукты, молодые овощи. Первое надоенное молоко раздавали соседям, чтобы помянуть души умерших предков.

Георгия Победоносца (покровителя этого дня) считали защитником полей, земных плодов и домашнего скота. Ему молились о хорошем урожае, а также о защите животных от болезней, ведьм и других напастей.

Юрьев день: приметы на 6 мая

По погодным явлениям этого дня определяли, каким будет урожай:

  1. Если на Егория тепло, то лето не за горами.
  2. В этот день нельзя ничего вязать, и даже брать в руки шерстяные изделия. Иначе волки всех овец перегрызут.
  3. Ругаться и кричать на Юрия нельзя, а то грозой убьёт.
  4. Сильный дождь идёт – много травы вырастет.
  5. Если на Егория луна находится в стадии роста, дует порывистый ветер и пасмурно, то такая погода продержится ещё достаточно долго.
  6. Комары в стаи сбиваются – к потеплению.
  7. Увидеть утром росу – к хорошему урожаю проса.
  8. Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
  9. Дождь – к отличному урожаю злаковых культур, но вот гречка не уродится в этом году.
  10. Безветренное ясное утро – хороший знак. Ранние посевы – удачные, сбор урожая с них будет отменным.
  11. Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
  12. Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  13. Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
  14. Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
  15. Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

Человек, рождённый 6 мая, будет хорошо ухаживать за животными. В качестве талисмана ему подходит оникс.

Соблюдение обычаев должно было обезопасить посевы от всех стихийных бедствий, обеспечить полноценный урожай.
Одним из самых важных весенних праздников был Егорьев
(юрьев) день —23 апреля (ст.ст.). К этому празднику приурочено больше всего пословиц, поговорок, примет, легенд, заговоров, песен и обычаев,— и это вполне естественно: в Егорьев день — не только первый выгон скота со двора, но и разгар сена, а также начало охоты. Некогда скотоводство, земледелие, охота имели каждое своё божество покровителя, помогавшего людям. С принятием христианства эти функции перешли к святому Георгию Победоносцу, который, согласно христианской легенде, являлся олицетворением сил добра, служил защитником людей. Несмотря на то, что в егорьевской обрядности нашли отражение различные хозяйственные занятия людей, 23 апреля (6 мая) — прежде всего скотоводческий праздник. Егорий — покровитель не только пастухов, но и оберегатель животных («вся живая тварь у Егорья под рукой»), как домашних, так и диких, в первую очередь, от волков. На иконе Георгий Победоносец всегда изображался на коне, крестьяне полагали, что святой постоянно объезжает луга и охраняет пасущийся там скот. Чтобы заручиться поддержкой Егория, надо было произнести заговор о замке и ключе. В некоторых районах, особенно на Русском Севере, бытовали в рукописном виде прозаические пастушеские заговоры, так называемые «отпуска», которые пастухи тщательно прятали от посторонних.
Кроме заговоров существовал целый ряд магических действий, которые должны были предохранить скот от болезни и ущерба, наделить
его плодовитостью.
В Костромской губернии (области) совершался в этот день обход
дворов с пением колядок, которые представляли собой обращенные к
Егорию пастушеские заклинания.

ОБЫЧАИ ЕГОРЬЕВА ДНЯ



Пахота и весенний сев начинаются между днем Бориса и Глеба и днем Егория. Существует еще примета на начало сева овса, уже независимая от чисел: сев надо начинать тогда, когда зацветет одуванчик-севун. Пожилые крестьяне выбирают для запашки «легкий» день, то есть вторник, четверг или субботу. За день до пахоты пахарь парится в печке и одевает все чистое. В продолжение всего сена ему нельзя будет париться, так как парятся на подстилке из соломы, а по принципу подражательной магии, также может «запариться» и хлеб, который будет посеян. В некоторых семьях севцу запрещают вообще мыться во время сева, иначе в колосьях будет «бель», то есть колосья будут пустыми. На пахоту и, особенно, на сев (в некоторых местах пахота и сев из-за малоземелья бывают в один-два дня) полагается одевать все чистое, чтобы не было во всходах сорной травы.
Обычаи эти сохраняются до сих пор, потому что, по правилу, засевает старший мужчина в доме, то есть чаще наиболее консервативный. Однако засевальщик должен быть крепок и силен.
Яровой и озимый засевы могут производиться как одним человеком для целого села, так и представителем от каждой семьи. Засев происходит следующим образом: на преображение во время молебна в церкви освящаются посевные семена для всего села, а иногда и для всего прихода. Потом выборный от всего села берет севалку с семенами, кладет в нее просфору, вынутую в этот же день, крест от четвертой недели поста (средокрестие), освященное пасхальное яйцо и со всем этим идет в поле. В поле же выносятся и иконы. Засевальщик идет через все полосы, бросая на каждую по горсти семян. Следом за ним идет поп в облачении, с кропильницей и кропит брошенные семена. Это окропление производится с целью обеспечить хлебу достаточное количество дождя.

После парадного засева, на другой день, отправляются засевать уже все. Перед отправлением вся семья собирается в избе, затворяют окна, двери, закрывают печную трубу, хозяйка постилает на стол в переднем углу чистую скатерть, кладет непочатую ковригу хлеба и ставит солонку. Хозяин зажигает лампаду и Богоявленскую свечу. После общей молитвы сеятель отправляется в поле. Обычай закрывать все входы в избу является тоже типичным магическим актом: как нельзя проникнуть в эту избу, так пусть нельзя будет граду побить засеянное поле, В то же время закрывание входов в избу, по мнению верующих, мешает нечистой силе повредить священнодействию.
С посевными семенами связан ряд запретов. Так, из них нельзя давать взаймы, если уже необходимо дать, то делают так: три горсти себе, три —другому и так далее, иначе хлеб не уродится и вся удачливость в хозяйстве перейдет к должнику.

Потому же запрещается давать взаймы что-либо из дома в день посева. Семена посева никоим образом не должны быть сняты с того же поля, на котором будут посеяны. Если семена куплены, то их нельзя подсевать: они должны попасть в новую землю со всеми примесями, с какими их сняли с чужого поля. Если в продолжение жатвы прошедшего года попадались двойные колосья, то их берегут до посева и, вышелушив, рассевают по полю:
они считаются носителями спорости в хлебе.

Везти семена на посев надо обязательно в незавязанных мешках
иначе для зерен «земля завяжется». Время и погода тоже выбираются особым образом: овес следует сеять в мокрую землю, а рожь — в сухую.

Сей овес в грязь —


Будешь князь,


А рожь-барыня,

Любит в золу

Да в пору.



Если вышедшему на поле пахарю перейдет дорогу женщина, ему лучше вернуться домой, так как труд его все равно пропадет. Нельзя также начинать сева, если в этот день в родственной семье есть покойник. Выйдя в поле, прежде чем начать сеять, сеятель крестится на четыре стороны со следующим приговором:

Уроди, господи,


На всякую долю,

На нищую братию,

На цыганскую долю.

Пошли, господи, милость свою

На всякую долю, -

На нищую долю,

На сиротскую долю,

На птиц небесных,

На свое семейство,

Пошли, господи, милость свою!



Начиная сев, разбрасывают вместе с зернами и положенные туда обрядовые печения. Для ярового обрядовые печения — крест, благовеiценская просфора, лазаревская лесенка и кусок артоса, или хлебной пасхи; для озимого — крест, преображенская просфора, пасхальное яйцо.
Известны запреты, связанные с предметами, употребляющимися во время посева. Так существует запрет во время сева вносить в избу севалку, а то хлеб подопреет: как может подопреть в избе сама севалка, так же подопреет и посеянный из нее хлеб.
В некоторых деревнях на посев старики брали с собой топор.
Металл — железо, сталь — средство оберегать от «злого глаза».
Посев льна, в общем, мало отличается от посева хлебов. В семена льна хозяйка кладет несколько штук яиц (от 3 до 10); они поступают в собственность засевальщика. Сами крестьяне объясняют этот обычай тем, что, сколько положить яиц, столько и головок на стебле будет.

В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха.

В каждом доме перед выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на него целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся богу.

Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка — хлеб с солью (по народным поверьям, хлеб давал скоту здоровье и силу, обеспечивал хороший приплод), и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем на руки тебе свою скотинку и просим тебя — сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!» Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!»

А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу, где пастух уже снова обходит все стадо с иконою Николая-чудотворца, также говоря: «О святой Никола-батюшка, сдаю на поруки все стадо и прошу тебя — сохрани его от зверя лютого!»

После этого все гонят скот в поле, имея в руках вербы; там хозяйки дают пастуху и подпаскам сало и яйца, из которых они приготовляют тут же, в поле, яичницу.

Когда яичница бывает готова, пастух назначает, кому из его подпасков быть зайцем, кому — слепым, кому — хромым, кому — замком и кому — колодой; расставляет их всех кругом стада; после этого берет приготовленную яичницу и идет с нею, прежде спрашивая у «зайца»:

«Заяц, заяц, горька ли осина?» «Заяц» отвечает: «Горька!» — «Дай бог, чтобы и наша скотинка для зверя была горька!» Потом спрашивает у «слепого»: «Слепой, слепой, видишь ли?» «Слепой» отвечает: «Не вижу».— «Дай бог, чтоб и нашу скотинку не видала зверинка!» Дальше спрашивает у «хромого»: «Хромой, хромой, дойдешь ли?», «Хромой» отвечает: «Не дойду!» — «Дай бог, чтобы и зверинка не дошла до нашей скотинки!» Дальше спрашивает у «замка»: «Замок, замок, разомкнешься ли?», «Замок» отвечает: «Не разомкнусь» — «Дай бог, чтобы и у зверя не разомкнулись зубы для нашей скотинки». И, наконец, спрашивает у «колоды»: «Колода, колода, повернешься ли?» «Колода» отвечает: «Не повернусь!» — «Дай бог, чтобы и зверь не повернулся к нашей скотинке».


Таким порядком пастух обходит все стадо три раза. После этого все действующие лица садятся и съедают яичницу, а затем, немного погодя, еще задолго до вечера, пастух гонит скот обратно в деревню, где уже на улице начинается пляска.

В некоторых деревнях Валдайского уезда в этот день каждый домохозяин приходит в поле с испеченным нарочно караваем (белым хлебом), каравай этот называется моленником, и первый кусок от оного уделяют пастуху, оставшимся кормят возвратившийся в тот день с поля скот (Новгородская губ.).

В районах Русского Севера одно из условий, которое предъявляют крестьяне при найме пастуха,— это знание заговора. Этот заговор называется «отпуском».
Если он (пастух) неграмотен, то достаточно молча обойти с отпуском стадо. После этого зверь не тронет скота. Приведу заговор: «Выйду в чистое поле, в широко раздолье, обойду около широкого двора и обнесу свой приданный образ (икону) и свою зажженную свечу восковую около своего широкого двора, около своей милой береженой скотинушки, около любимых конюшек, около своих дойных коровушек, около своих маленьких овечушек, чтобы черные медведи и серые волки, злые росомахи, чтобы они на мою милую боженую скотинушку, чтобы они глазом не глядели и ухом не слышали, вонью не воняли, носом не слышали; около моей скотинушки будь огненна река и каменна стена и железный тын и Миколин замок (Микола—святой Николай), чтобы эта скотинушка была бы цела и сохранна, а вы, черные медведи и серые волки и злые росомахи, идите к синему морю, у синего моря бейте и копайте черный сонотливый пень и черную тнилую колоду и отныне бы и довеку и от веку и до-по веку. Аминь!»

Другой заговор, оказывающий то же действие, гласит так: «Стану я, раб божий, благословясь, выйду я, перекрестясь, из избы дверьми, из сеней воротами, в чистое поле, принимая милый скот, крестьянский живот, на свои на белые руки, и пойду около своего скоту и около своего стада и за тот ли железный тын; замкну тридевять замками, тридевять ключами и снесу эти ключи пречистой божьей матушке. «Пречистая божья матушка, пресвятая богородица, закрой своей ризой нетленною мой милый скот и крестьянский живот от звиря широколапого; и кажись, мой милый скот, крестьянский живот, дубьем-колодьем и серым каменьем; и как народ сходится, сбирается в одну божью апостольскую церковь, так солнце пойди на запад, как весь милый скот и крестьянский живот, сходись, сбирайся к своему двору; и кто буде завидовать, осужать, переговаривать, и тому лесы считать, и с лес хвоя вырубать, и в море воду вынимать, и около моря песок вызубать!»

Пастухи покупают «отпуск» и тщательно хранят его, чтобы чужие руки не коснулись этой рукописи: вследствие такого прикосновения отпуск может потерять свою силу. Они прячут его либо в своей свирели, либо в фуражке, либо в глубине дремучего леса, вместе с шерстью от каждой головы пасомого ими скота.

Само чтение этого отпуска сопровождается еще лишним обрядом: скот окропляют водой, взятой из трех ключей.

Если пастух безграмотен, то приглашается для этого грамотный, который и обходит стадо, читая заговор, и окропляет скот. По прочтении молитвы и окроплении стада, пастух принимает остатки воды и рукопись от чтеца и в свою очередь тоже кропит его водою, боясь, чтобы он чего-либо не похитил из молитвы; удаляется в лес и там прячет принадлежащую ему молитву где вздумается; остатки же воды или выливает, или же изливает на землю под камень
Прогнавши в поле скот, каждая женщина бросает на то место, докуда прогнала скот, свои прутья, которыми гнала скот, и начинает через них прыгать (не менее трех — пяти раз) и старается прыгнуть как можно выше. Обычай прыгать через прутья крестьяне объясняют двояко: одни говорят, что это делается для того, чтобы скотина всегда так прыгала, то есть была всегда здорова и весела, а другие говорят — для того, чтобы лен уродился выше.

На юрьев день женщины срывают платки друг у друга, дергают одна другую за волосы, приговаривая: «Чтоб у хозяина жито было рослое и густое, как волны!»
При выгоне в первый раз пастухами скота, пастухов оделяют выносами печеных лепешек, яиц, сала. Пастух выгоняет скот за околицу, обходя стадо кругом, молится на все четыре стороны, кладет под межу край хлеба и сам постится весь день

В полночь под юрьев день каждый конюшек, пасущий коней, берет с собой кусок хлеба и яйца кладет все это под межу для того, чтобы лошади были сыты, полны, гладки телом и целы от воров.

В этот день имеет особенное значение также и в распределении хозяйственных работ. Если овцы не бывают стрижены до этого дня, то их стригут уже после Николина дня (9 мая); прежде 23 апреля (6 мая) не станут городить изгородей в полях. Крестьяне говорят, что до Егорья «скоту в поле три воли», то есть когда и что захочет в любом месте; и еще: «Егорьева роса выкормит скотину лучше всякого овса», а потому в этот день непременно выгоняют скот в поле, хотя бы не было еще травы, и прежде всего в поле, засеянное озимым хлебом.

В этот же день сеют рассаду, уверенные, что посеянная в это время рассада непременно будет хорошая.

Народ считает святого Георгия повелителем волков, и если в суровые зимы волки размножаются, то, значит, «святой Егорий их распустил»

Уникален оберег, записанный в 1920-х годах в одном из сел Московской области. Старики берут с речки столько камней, сколько водится в хозяйстве скотины, зашивают в мешочек и кладут над воротами двора и, таясь, приговаривают:

«Царь полевой, царица полевая,


Царь лесной, царица лесная,

Царь водяной, царица водяная!

Все чурочки, все палочки,

Берегите мою скотину

От сглазу, от злых людей,

От диких зверей и от всех прочих!»


Широко бытовало поверье: «На Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказ»; «Всяк зверь у Егория под рукой». Поверие породило и запреты: «Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел»; «Кто работает на Георгия, у того волки будут резать скотину».

В одном заговоре говорится: «Святой Георгий Победоносец и святой Константин, на белых конях, имущи в руках огненные щиты, объезжают около нашего скота, милого живота; бьют они, побивают всех колдунов и колдуниц, еретиков и еретиц. воров и вориц, зверей и звериц, волков и нолчиц, змеев и змеевиц» (Смоленщина).

Выгоняя скот, ударяли его каким-либо предметом, свойство которого желали передать: хозяйка ударяла корову лопатой, которой веяли хлеб, чтобы телок телила.




В селах Московской губ. Хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!» Вместо клюшки мог использоваться сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от- двора не отходила».
В такой же день крестьянка Архангельской губ. повязывала вокруг голого тела пояс, а затем расстилала его в воротах, через которые выгоняли скотину, приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и до веку».

Поступали и следующим образом: «сливали в один сосуд воду, взятую из трех ключей с приговором: «Во имя отца и сына и святого духа. Как бы сия ключевая вода стекала в одно место, так бы сходился и стекался мой скот любимый, крестьянский жить в одно место» .

Утром хозяйка варит яйцо, затем кто-нибудь берет сваренное яйцо и катает им по хребту каждой скотине, начиная с лошади и кончая овцой. Катают от головы к хвосту и потом самое яйцо пускают по навозу. Смысл обряда тот, чтобы скот отгулялся летом также кругло, как яйцо, и лошади, кроме того, бегали так же быстро, как быстро покатилось яйцо по навозу

В Новгородской губернии крестьяне собирались за околицей, принося с собой яйца, хлеб и монеты; все это отдавали пастуху, который складывал все на большое блюдо и произносил какое-то заклинание, а потом обращался к Егорию:

«Дарую тебе хлеб-соль


И златые серебры,

Храни мою животинушку

Во поле, во зеленом дубровье.

Сохрани ее от змея ползучего,

От медведя могучего, волна бегущего.

Поставь до самой небы изгородку,

Чтобы было не переползти,

Не перешагнуть через нее...»


В некоторых местах Егорьев день отмечался как конский праздник,
например, в Рязанской губернии в конце ХIХ века. В этот день под вечер «делают коня». Для этого берут две крепкие жерди. Четыре парня кладут их на плечи. Один из передних держит на вилах конскую голову, или конский череп, убранный бубенчиками и цветными тряпицами. Сзади концы жердей связаны между собой веревкой, к которой привязан хвост из мятого моченца (моченец — вымоченная в воде конопля). Жерди обмотаны сеном и веретьями (веретье — грубая ткань из конопли, употребляемая для перевозки зерна в телегах); на жерди сажают верхом мальчика, обыкновенно пастуха, преимущественно хорошо играющего на жалейке. Таким образом сделанный конь в сопровождении народа обходит деревню, причем сидящий на нем пастух играет на жалейке. Затем конь направляется в одну из соседних деревень. Завидев издали коня, в той деревне снаряжают, как можно быстрее, своего коня. Оба коня сходятся на выгоне перед деревней, причем происходит «бой» двух коней. Изображающие коней, подражая лошадиному ржанью, бросаются друг на друга, пока один конь не разрушит другого. В старину после этого водили круги (курагоды), причем один из парней изображал собою коня. Вот отрывок одной из «игравшихся» при этом песен:



Около сырого дуба,


Около молодого,

Вырастала чечевинка.

По той чечевинке

Черные коны скачут.

«Поскачь, поскачь, кона,

Поскачь, молодая,

Кона новая на сене,

Выбирай себе подружку,

Что любимую сеструшку!

Выбрала себе подружку,

Что любимую сеструшку.


Парень, изображающий «кону», то есть коня, при

пении этой песни входит в круг; он скачет и прыгает как можно выше и наконец выбирает себе «подружку, что любимую сеструшку», то есть девушку, которую ему вздумается.

Кукушка кукует до Егория — скот падёт (северн.).

Кукушка до Егорья — к неурожаю и падежу скота.

Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес,

будет голодный год (Тамбовская губ.).

В Кирсановском уезде Тамбовской губернии «Некоторые, желая получить хороший урожай приходят рано утром в лес и стараются пораньше поесть, пока кукушка еще не кричала; иначе год будет голодный.

Если кукушку услышишь раньше соловья, несчастливо проведешь лето — прокукуешь (Воронежская губ.).

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.

Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) — ворам неудача.

Кукушка кукнула в левое ухо — хорошая примета (Пинежье).

Кукушка сера, загадуй смело, скольки лет жить и когда помереть.


Без тебя досада есть.

Напала на сердце тоска.

С весеннего Юрья совершались сделки и наймы — но Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или до Заговенья (27 ноября).

И последнее: с Егорья открывался сезон хороводов.




Как солнышко взойдет,


Роса на землю падет —

Праздник Св. Егория (варианты имени - Георгий, Юрий) - 6 мая. По преданию, Св. Георгий пронзил копьем зеленого дракона (змия) - "изображение, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства".Св. Георгий повсеместно в России считался покровителем домашнего скота - именно к нему обращались с просьбой защитить стадо во время пастьбы, у него просили исцеления в случае заболевания животных и т. д."Иногда в более теплых местах [Егорьев день - 6 мая] ... совпадает с "выгоном" скота в поле, в суровых же лесных губерниях это только "обход скота"... Обряд "обхода" совершается одинаково и заключается, главным образом, в том, что хозяева обходят с образом Св. Победоносца-Георгия всю домашнюю скотину, собранную в кучу на своем дворе, а затем сгоняют ее в общее стадо, собранное у часовен, где служится водосвятный молебен, после которого всё стадо окропляется святою водою и гонится за околицу, какова бы ни была в тот день погода... В старой Новгородчине (в Череповецком, Боровическом и др. уездах), где иногда скот пасется без пастухов, "обходят" сами хозяева с соблюдением древних обычаев. Хозяин для скотины своей рано утром приготовляет пирог с запеченным туда целым яйцом. Еще до солнечного восхода он кладет пирог в решето, берет икону, зажигает восковую свечу, опоясывается кушаком, затыкая спереди за него вербу, а сзади - топор. В таком наряде у себя на дворе хозяин обходит скот по солнцу три раза, а хозяйка (в Уломе) подкуривает из горшочка с горячих угольев ладаном и поглядывает, чтобы двери на этот раз были все заперты. Пирог разламывается на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой дается по куску, а верба, судя по принятому обычаю той местности, либо бросается на воду речки, чтобы уплыла, либо втыкается под стреху* (верба спасает во время грозы от молнии). Белозерцы придерживаются еще таких обычаев, что накануне Егорья убирают с глаз долой гребни, щетки и ножницы и (в Марковской волости) кладут в воротах, на землю, шерстяной пояс, клещи и крюк, иногда шейный крест или топор и нож и выгоняют (как вологжане) скотину на улицу, а потом опять к ряду же и загоняют" ."6 мая... во многих деревнях русско-белорусского пограничья до сих пор отмечают древний скотоводческий праздник - день первого выгона коров на пастбище...Встают в этот день раньше обычного, долго молятся в переднем углу, произнося тексты воскресных молитв. Затем каждая семья, выведя свою скотинку во двор, трижды обходит ее против часовой стрелки - посолонь ("по солнцу - по-другому нельзя"). Во время обхода несут в руках икону, горящую свечу, хлеб, соль, жито, крашеные яйца, сковородку с яичницей, нож, кнут. Солью или зерном "обсыпают корову" - перебрасывают через нее горсти с четырех сторон, как бы рисуя в воздухе крест; яйца так же, крестом, подкатывают под корову; ножом с четырех сторон вырезают на земле кресты - "хрестом, хлебом и яйцом благославляем". Произносят во время обхода "наговорные стишки" - заклинания, обращенные к Святому Егорию или нечистой силе (ведьме, колдуну, домовому, лешему), к самим коровам или "дикому зверю".После совершения дворовых обрядов весь домашний скот сгоняют в общее стадо на Егорьевское поле, где многие поколения крестьян праздновали Первый выгон. Там трижды с песнями обходят стадо, а затем, расстелив на земле скатерть, устраивают общую закуску. Возвращаясь с поля домой, обязательно приплясывают - топчут росу, юруют:"прыгаем, скачем на поле, чтоб коровы з быкам так плясали" и "чтоб хорошая трава скорей выросла" ."В глухой черноземной полосе (Орловской губ.) верят в Юрьеву росу, т. е. стараются в Юрьев день возможно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и больше давали молока" .Существует и противоположное мнение. Так, "между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно вредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитыванием холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине - если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой" .В некоторых местах России еще в начале нашего столетия сохранялись "следы почитания Егорья как покровителя полей и плодов земных. Крепка уверенность в том, что Егорью были даны ключи от неба, и он отпирает его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие еще заказывают обедни и молебны Святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам" . Так, "в Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы Св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса" .Помимо поверий, повествующих о Св. Георгии как о покровителе домашнего скота и полей, Егорий Храбрый в русской народной традиции известен и как хозяин всех лесных зверей, особенно волков. Согласно легенде, Св. Егорий поразил копьем "волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: "За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?" - "Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь; ее хватит тебе на два дня". Легенда эта укрепляет в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им, как жертва, Егорием -ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей. Эта же легенда свидетельствует, что Егорий умеет говорить с зверями людским языком, что он, если обречет на съедение корову, овцу или лошадь, то всегда сделает так, что человек этого не увидит, и обреченная сама идет навстречу врагу и беззащитно останавливается перед ним как бы в столбняке" .В Орловской губ. "верят, что свечки, поставленные в церкви к Егорьеву образу, спасают от волков; кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину "волку на зубы" .Сюжет приведенной ниже легенды как раз посвящен Св. Егорию - покровителю волков."Ехал раз мужик лесом. Дело днем было, летом; только вдруг видит: на овцу волк кинулся. Овца испугалась, кинулась под телегу; волк испугался, убежал. Мужик взял овцу и повез с собой; проехал сажен пять от того места, стало ни зги не видно - темная ночь. Он диву дался. Ехал, ехал и сам не знает куда, вдруг видит огонек. "А, - думает, - это видно гуртовщики; хоть у них спрошу куда ехать". Подъезжает и видит - костер разложен, а кругом волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый; а один волк сидит в сторонке да зубами щелкает. Говорит мужик, что мод так и так, заплутался, не знаю, где дорогу найти. Егорий ему и говорит: "Зачем, - говорит, - у волка овцу отнял?" - "Да она, - говорит мужик, - ко мне бросилась; мне ее жаль стало". - "А чем же волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а этот голодный, зубами щелкает. Я их кормлю; все довольны, только один жалуется. Брось ему овцу, тогда укажу дорогу. Ведь эта овца была волку обречена, так чего ты ее отнял?" Мужик взял и бросил волкам овцу. Как только бросил, стал опять ясный день и дорогу домой нашел" .В ряде народных легенд Егорий Храбрый сам оборачивается волком."Егорьев день вместе с тем и пастуший праздник, когда сберегатели стад дают твердое обещание во все время пастьбы не стричь волос своих на голове, чтобы отвлекать от стада волков". В Калужской обл. и сегодня в день первого выгона скота "пастуху вынос делают - хлеб, соль, сало, рубль денег, яйца" ."На Юрья коней крестами кормят, испеченными в Крещенье. На Юрья роса - и не надо коням овса. На Юрья дождь - скоту легкий год. На Юрья снег (крупа) - урожай на гречу; на Юрья дождь - гречи род.На Юрья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал. В поле стадо сгонять и Егорья окликать: "Храбрый ты наш Егорий, ты спаси нашу скотину!"Юрьева роса от сглаза, от семи недугов".[В некоторых местах России] "на Егорья запахивают пашню.Под Егорья. вешнего (шерстяного) не работают, чтоб волк овец не поел. На Юрья Св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы. Все звери (Вся живая тварь) у Егорья под рукой.Кукушка до Егорья [кукует] - к неурожаю, падежу скота" ."Наблюдательные поселяне говорят: "Егорий - с теплом, а Никола - с кормом [т. е. будет достаточно сена]. - Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь. - Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес. - Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку. - Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес. - Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом [т. е. к 19 декабря замерзнут дороги и можно будет ездить на санях]."Браниться в Егорьев день не советуют по тому поверью, что того убьет громом".