Для чего нужны праздники в жизни человека. Текст и сочинение по проблеме роли внутренних праздников в жизни человека. Символы и обряды
Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.
Настоящий праздник - символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворенную в стереотипах поведения. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.
Например, традиции массовых демонстраций останутся в нашей истории как свидетельства величайшей мечты и величайшей трагедии. Но в целом люди ходили на демонстрации добровольно. И если несли атрибуты с показателями успехов своего коллектива, то гордились этим. И торжественные собрания, митинги были явлением демократическим. В них не было отказа от высших ценностей, скорее, приближение к ним.
Обесценивание праздников, скорее всего, началось в 20-е годы с развенчивания христианских идеалов, а в 90-е - политических идеалов. Негативное отношение к религиозным праздникам когда-то рикошетом ударило по природным праздникам, отрицательное отношение к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех праздниках страны.
Важнейшее гуманистическое начало праздника - одобрение и ободрение детей. Практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга. Дети высказывают внимание не только к тем, кто рядом и кто вправе его ожидать (сверстники, учителя, родственники), но вообще к людям. Именно в праздничные дни подсознательная симпатия опирается на чисто праздничную тенденцию - признание самоценности каждого человека общества, страны. В праздник уважение ко всем окружающим людям можно выражать без боязни выглядеть смешным в чьих-то глазах. Скажем, в Международный женский день приветствия и поздравления, подношение подарков и цветов - установленная этическая норма, общечеловеческий принцип. В праздники дети учатся поздравлять друзей, знакомых и родных по почте, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.
Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой - разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика. Можно спорить, что такое праздники: подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Праздники - явление поразительно гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.
Событие - это значительный факт общественной и личной жизни человека. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).
Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.
Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям, такими общими признаками, как:
Абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда (что не предполагает практического смысла и практической целесообразности детских праздников);
Необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
Разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года;
Коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;
Отсутствие, каких бы то ни было принуждений и нарушений;
Наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, творчества своими руками как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.
Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности . Наверняка все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: аплодируют, скандируют будто один человек. Наверное, это очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание - без них немыслим настоящий праздник.
Коллективность и совместимость праздника - не есть стадность, потому что это - традиция, потому что праздник - коллективная игра. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.
Праздник - тогда праздник, когда прививает детям и развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться. Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей.
Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе.
Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни, ее будничные и праздничные обычаи, которые составляют часть культуры и свободы народа.
Народ воплотил в своих праздниках синтез великого и возвышенного, свою духовную самостоятельность и независимость.
Это необходимо помнить всем, кто воспитывает детей.
Классный час: « ПРАЗДНИКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Цель: дать понятие слова «праздник»; показать роль праздника в жизни человека; обсудить правила поведения на празднике.
Оборудование: наглядность по праздникам (15 шт.), стрелки, тема и виды праздников., календарь, колпачки, шары, коробка для подарков., поздравительные открытки, музыка, рисунки детей.
Вступительное слово:
Сегодня мы с вами поговорим о праздниках.
Что же такое праздник?
Праздник - день торжества, радости, единения людей, отмечая важные события в их жизни. Праздников очень много, и они разные.
Какие праздники вы знаете? Давайте выделим их в группы:
□ Семейные (день рождения, новоселье, свадьба, юбилеи, день покупки)
□ Профессиональные (дни учителя, врача……)
□ Религиозные (Пасха, Рождество, Курбан байрам…..)
□ Школьные(праздник букваря, осени, …)
□ Международные(праздники всех народов или стран)
□ Национальные( праздники конкретной страны)
□ Государственные
Какие праздники отмечает ваша семья?
Какой ваш любимый праздник? Почему?
У каждого праздника есть свои особенности в проведении, но есть для праздников и общие правила.
ПРАВИЛА:
Идя на праздник, надень самую нарядную одежду. Она должна быть чистой и аккуратной.
Если ты пришел на праздник - веселись.
Старайся принимать участие в играх и развлечениях.
2. Танец: « Если весело тебе, то делай так!» (3 раза, 4 раз всё вмес.)
Я думаю, вы со мной согласитесь, что ни один праздник не обходится без танцев.
Вот и мы с вами сейчас немного потанцуем.
Правила подношения и получения подарков.
У каждого народа свои традиции поздравлений, но правила подношения и получения подарков едины для всех воспитанных людей. Получить подарок всегда приятно, важно при этом не огорчить дарящего. Вспомним, как себя вести.
Когда принимаешь подарок правильно . …
Приветливо улыбаться, поблагодарить; распаковать, посмотреть подарок; при повторном подарке не показывать виду; сладости предложить окружающим; цветы поставить в воду.
Когда даришь подарок правильно….
Учитывай вкус и желания адресата; дари то, чему обрадовался бы сам; покупай подарок соответствующий по цене твоим возможностям; убери ценник; вложи открытку с поздравлением и своим именем.
Послушайте стихотворение Игоря Шевчука «Подарок»
На день рожденья Кактусу
Подарок подарили
И поздравленья Кактусу
Любезно говорили:
Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный - распрекрасный
Большой воздушный…..
Удачный ли подарок подарили Кактусу? Почему?
Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно?
Как принято вручать подарок?
Если вы пришли в гости, нельзя вручать подарок в прихожей. Необходимо снять верхнюю одежду, привести себя в порядок и в праздничной комнате, где накрыт стол и собираются гости, вручить подарок, обязательно в оригинальной упаковке, с улыбкой и самыми теплыми словами.
Игра «Посылки»
Заранее заготавливаются бумажки с названиями предметов. Они кладутся в коробку. Водящий обращается к участникам игры: «Тебе пришла посылка с подарком. Что ты с ним сделаешь?»
После ответа водящий достает одну из бумажек и зачитывает, что было в посылке.
Творческое задание.
Нарисовать « подарок моей мечты»
Давайте посмотрим на ваши рисунки и подумаем, на какие группы можно разделить все подарки.
ПОДАРКИ БЫВАЮТ:
□ Литературные (стихи, газеты, открытки, плакаты)
□ Музыкальные (песни, танцы)
□ Сладкие (торты, шоколадки, конфеты)
□ Вещественные (игрушка, книга, блокнот)
□ Символические (в честь какого-то события)
□ Сувенирные (вещь, которой любуются, но не употребляют её)
□ Цветы
□ Живые (собака, кошка)
Членам семьи и всем друзьям дарят подарки, сделанные своими руками. Друзьям, близким дарят сувенир, рисунок ….
7. Вывод : Всем людям приятно получать подарки от друзей и близких, но важно при этом помнить, как правильно следует принимать подарки, чтобы не обидеть дарящего. А ещё лучше самим, почаще дарить подарки любимым и получать от этого радость и удовольствие.
Что такое праздники?
Музыкальный подарок песня « Неприятность эту мы переживём»
Что такое праздник, и почему люди так радостно его ожидают? На первый взгляд, вопрос лёгкий. Праздник - это событие, которое является важным для человека. Например, для большинства людей любимым праздником является день рождения. В этот день все твои друзья моментально вспоминают о тебе, говорят тебе то, что в будние дни говорит как-то непринято и неудобно. Тебе дарят подарки родные и даже те, о которых ты давно мечтал. Но что мешает говорить приятные слова друг другу каждый день или хотя бы раз в неделю? Почему нужен повод чтобы делать добро и приятное близким людям, которых ты любишь?
Подлинной добротой, человечностью отличаются Православные праздники от всех других. В нашей семье все крещенные православные люди, поэтому многие праздники мы отмечаем. Значимыми является Рождество Христово, Пасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение Господне.
В Рождественский сочельник наша семья особенно готовится к празднику. У всех радостное, приподнятое настроение. Мама делает кутью с зернами размоченной пшеницы, медом и фруктами. Печем печенье с фигурками животных, украшаем дом. У нас есть детская библия, мы перечитываем отрывок «Рождение Иисуса Христа». Когда семья собиралась за столом, вспоминаем год - всё хорошее и плохое в уходящем году. А ещё дарим подарки родным и знакомым.
Весной самым любимым моим праздником является Пасха. За неделю до нее, накануне Вербного воскресенья, мы ходим за вербочками. Всю предпасхальную неделю царит особое настроение. В Чистый четверг наводим в доме порядок. В пятницу посещаем церковь, а в субботу утром печем пасхальные куличи, красим яйца, вечером идём в церковь. В сам праздник начинаем Пасхальную трапезу, съедая окрашенное в красный цвет яйцо. Христосуясь, говорим друг другу "Христос воскресе", отвечая "Воистину воскресе".
Летом, в день Святой Троицы, рано утром дом украшаем веточками березы, бабушка обязательно жарит верещагу (яичницу). Очень красиво на Троицу в храме!
Дурным тоном в эти Великие праздники считается ссориться и сквернословить, упоминать о болезнях и прочих неприятных вещах. Особым грехом считается обидеть кого-нибудь в праздничный день. Даже недругу нужно сделать что-то хорошее, а лучше, и вовсе, забыть обиду и помириться. Ну, а позволено было всё остальное, чего душа пожелает – гулять, веселиться с размахом и удалью.
Любимым святым нашей семьи является Николай Чудотворец (Николай Угодник).Он был великим заступником всех, просящих его о помощи.Память о нем Православная Церковь чтит два раза в году: 19 декабря (Николай «зимний») и 22 мая (Николай «вешний»). Он спасал от казни несправедливо осужденных простых людей и царских вельмож; укрощал на море бури, предотвращая кораблекрушения; исцелял слепых, хромых, глухих и немых. Не один раз помогал разорившимся купцам, многих обогатил, когда те находились в крайнем убожестве и нищете. Своих сограждан он спас от, казалось, неминуемой голодной смерти.
В День памяти Николая Чудотворца, нашей семье удалось побывать в Ачаирском Крестовом женском монастыре во имя Животворящего Креста Господня (село Ачаир Омского района Омской области), поклониться памятнику Николаю и побывать на праздничной службе.
Что может быть приятнее ощущения, когда с Божией помощью нам удается помочь ближнему выйти из скорби, обрести уверенность и испытать радость? Именно милосердию, бескорыстному и доброму сердцу, уважению близкихучат все Православные праздники и Святые христианской церкви. И именно за это я люблю Православные праздники!
Исакова Екатерина Сергеевна – студентка филиала Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Нижневартовске.
Аннотация: Актуальность темы праздника обусловлена тем, что в условиях высокого динамизма в развитии культуры, наблюдается тенденция к свертыванию пространства человеческих взаимоотношений.
Ключевые слова: Традиция, праздник, культура, динамизм, ценности, восприятие, интерес, самовыражение, самореализация.
На фоне изменений современной культуры актуальным становится восстановление способности праздника пробуждать творческие возможности человека, восприятия празд¬ника через ценности, которым он посвящен, утверждать и подчинять им повседневный способ бытия.
Из многовековой истории человечества известно, что праздник – это одно из состоя¬ний духовного мира человека. Исторические корни праздника уходят в глубокую древ¬ность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, целостными ориентациями. Необычность праздничного дня, особенность эмоционального фона, связь праздника с сакральностью – все это закрепляет за праздником черты самостоятельного, уникального и эстетического явления в жизни человека.
Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях.
Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник – это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.
Сегодня возрастает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций, информационно-культурного, эмоционального и эстетического «потребления» как важных факторов, которые учитываются в программах создания данной культурной среды. Это расширяет рамки традиционного функционализма. Но если в давние времена праздники проводились спонтанно, без сценария ведущего, где каждый знал последовательность обрядовых действий, свою роль в участии, то в современный период организатор, как правило, это работник культурно-досугового учреждения, пытается восстановить утраченную цепочку ценностей и привлечь население к массовым празднествам, собирая по крупицам утраченное временем, приближая к оригиналу. Через систему обычаев и традиций народ воспроизводит свою духовную культуру, составляющую основу народной культуры, а празднично-обрядовая культура – это неотъемлемый элемент народной культуры, который несет на себе региональный оттенок.
Социальная сущность народного праздника в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным моральным фактором расширения культурно-досугового пространства.
Роль и популярность современного массового праздника связаны с тем, что народные праздники имеют глубокие исторические корни, социально-психологический настрой.
В народном празднике заложены высокая духовность и нравственность, которые выступают проводниками формирования уважения к народным традициям, обычаям, обрядам, способствуют возникновению доброжелательных взаимоотношений окружающих, бережного отношения к природе, воспитания экологических чувств.
Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
«Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая».
Праздник – всестороннее и обширное действо, определенное по содержанию. Культурно эволюционируя, человек сохраняет способность на грани игры и жизни находиться в праздничном пространстве одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Еще Платон отмечал способность праздника формировать сознание человека, новое миропонимание.
Поскольку система ценностей любого общества имеет тенденцию к изменению, появлению новых доминант поведения, новых идеалов и отторжения норм, ставших архаичными, то и перемены праздника как исторического феномена закономерны.
Список литературы
1. Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры. Минск 2010. – 590 с.
2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа С-П.: Паритет, 2004. – 442 с.
3. Народные и православные праздники: Полная энциклопедия быта русского народа. Т. 1 / Сост. И. Панкеева. – М., 1998.
4. Романова Г.А. Празднично-обрядовые формы народной культуры: зарождение, развитие, современное бытование Смоленск, 2012. – 164 с.
5. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.
6. Платон // Антология мировой философии. Т.1. ч.1 – М.: Мысль, 1969. –с 370-407