Встреча молодых со стороны жениха казахи. Казахская свадьба по современному. Традиции сватовства: историческое достояние и традиционность казахских обрядов

Увидела в просторах интернета статью, написанную Асем Кенжебек, очень мне понравился стиль изложения, где просвечивается легкий юмор и любовь к народным традициям , и решила сделать перепост на своем сайте…

Свадьба по казахски (или свадьба по алматински)
Часть 1.
В наше время, на процесс выбора невесты для сына, родители не имеют прямого влияния, скорее только косвенное. Это когда «вдалбливают» сыну с детства «озинин тенин болсын», чтобы была ровней, т.е. не беднее, но и не богаче; или «анасына карап кызын ал» - прежде посмотри на мать невесты; или «обязательно высший образованиясы болсын» наличие высшего образования это must have. Ну и, конечно же, есть кучу других установок, которые зависят от культуры или комплексов каждого семейства. К примеру, у меня есть родственница, которая как основное требование говорит своему сыну «кредиттери болмасын, а то озимиздики жетеди», что в переводе, чтобы без кредитов была, а то своих кредитов за уши хватает». А еще одна дальняя тетушка говорила «Кызыма срочно хата алу керек, а то без хаты жигиттер карамайды!» - нужно срочно купить дочери свою собственную хату, а то без хаты на нее никто не смотрит!)))

Бакыт испытал много культур, жил и учился за пределами Кыргызстана по степени магистра. Будучи вдали от своей родной страны, он стал ценить киргизскую кочевую культуру, поэтому решил жениться в соответствии с кыргызскими традициями. Его невеста Мерим и их семьи поддержали решение Бакыта. На протяжении церемонии жених носил белый костюм с элементами традиционного костюма и калпак, традиционную шляпу из шерсти.

Важная часть кыргызской свадьбы берет невесту из дома ее родителей в дом жениха. Когда невеста переезжает в дом будущего мужа, она считается членом своей семьи. Раньше большинство девушек выходили замуж за мужчин из других племен и жили далеко. Они долго не могли видеть свою семью. Поэтому оставить дом ее родителей очень интересным, значительным и трогательным и печальным моментом для невесты и ее семьи.

Еще конечно же пытаются «нечаянно» познакомить, при этом делая заранее рекламную компанию не только потенциальной невесте, но и всей ее семье, где «папасы улкен бизнесмен екен», «агасы министр екен», «озинин порш кайени бар екен», «адеми, акылды кыз екен» и т.д. Но, в своем окружении, видела только отрицательную реакцию на такие попытки сводничества, ибо наши женихи свято верят в любовь.)))

Для церемонии традиционная юрта была создана во дворе, в котором тети невесты готовили ее к свадьбе. Они расстелили ее сорок косичек, которые традиционно носят незамужние киргизские девушки, и заплетали волосы в две косы. Впоследствии они помогли невесте надеть свадебное платье и украшения. Мерим положил на нее традиционное свадебное платье и шёкюло, головной убор в форме конуса с вуалью сверху. На протяжении всего процесса они пели традиционные свадебные песни невесте, прежде чем она ушла за своим мужем.

Жених и невеста также играли на селкинке, традиционных качелях, а певцы пели с ними традиционные свадебные песни. Красочное приданое невесты, состоящее из традиционного войлока ручной работы, ковров, одеял, подушек, подушек и одежды, последовало за ней в дом будущего мужа.

И вот, наступает тот самый счастливый момент, когда сын приходит и говорит о своем желании жениться. Первая реакция любой матери это «Ой бааай» и «Кашааан?», а дальше начинается форменный допрос «Кимнин Кызы? Каншада? Алматинка ма? Аке-шешеси ким? Образованиесы бар ма? Жумыс истей ма?» (Сколько ей лет? Кто родители? Есть ли высшее образование? Работает?) и ответы на все эти вопросы должны быть максимально положительными и удовлетворительными.
И так…Махина завертелась…
Часть 2.
Знакомство с будущими кудалар (сваты) для обсуждения дальнейшего плана мероприятий. Согласно новым казахским традициям, родители жениха приглашают родителей невесты на ужин в ресторан. Это должен быть самый крутой ресторан в городе, ибо надо с самого начала показать «кто есть кто». Мамы приходят на первую встречу надев свои самые крупные бриллианты и самые красивые наряды, и всю беседу пытаются максимально показать все главные «козыри» своих детей и своей семьи.
А отцы, во время таких знакомств, восторженны с самого начала, так как появляется еще один свой человек (Куда!!!), с которым можно сходить в Арасан, посмотреть вместе футбол, или перекинуться в преферанс, когда женщины готовят бешбармак, а еще лучше съездить на охоту или рыбалку. Но отец невесты обычно старается делать грустное лицо, согласно предварительному инструктажу своей супруги, и это у него получается только первые полчаса, потому что дальше уже радость просачивается через все «щели» отцовской сущности. К счастью, у нас давно не осуждается, что отец невесты рад и горд выдать свою дочь замуж, - ни для кого не секрет, что нормальные перспективные женихи это наш алматинский дефицит.
Всю встречу, будущие кудалар деликатно обсуждают предстоящий сырга тагу (одеть невесте кольцо и забронировать), кудалык (сватовство), кыз узату (проводы невесты), ну и конечно же свадьбу. В последнее время, стали практиковать объединенные свадьбы, когда две стороны скидываются и проводят совместное мероприятие, без отдельного мероприятия «проводы невесты». Но чаще всего, отец невесты настаивает на том, что будет отдельная мини-свадьба под названием «кыз узату», при этом произнося «Как это можно обойтись без «Кыз узату? Это чтобы потом говорили, что я не смог достойно свою дочь замуж выдать?!»
Надо отметить, что редко когда «жениха-невесту» подпускают к организации мероприятий. Все что им разрешается, это выбрать себе наряды, кольца, лимузины и свадебный торт. На все остальные попытки молодых «вмешаться» в свадебный переполох, они получают стандартные ответы типа «вот когда будете женить своих детей, вот тогда и делайте что хотите!»
Далее определяется дата каждого мероприятия и «предсвадебная истерия» начинается…
Часть 3.
Мама жениха, с особым трепетом начинает обзванивать всех ближайших родственниц в лице апашек, татешек, женгешек, абысынок и кудаги, чтобы сообщить «сенсационную» новость «Анау биздин бала наконец-то уйленейин деп жатыр!». Надо отметить, что каждая родственница, после стандартного «Кутты болсын!», считает своим долгом дать тыщумиллионов советов о правильной организации каждого предстоящего мероприятия. А так как страна у нас огромная, родственники живут в разных регионах, а в каждом регионе имеются свои детали к каждому обычаю, к моменту окончания последнего разговора, голова у мамы жениха уже распухла и готова взорваться.
А еще эти родственницы любят нагонять страху. Все мы знаем, что коренных алмаатинцев в третьем-четвертом поколении у нас немного, поэтому сразу же выясняются реальные корни будущей невесты. Если узнают, что корни из южного Казахстана, то самое стандартное «ойбай, эти южане, они просят огромный калым за своих дочерей и вечно выставляют какие-то требования» сразу приправляя свое высказывание какой-нибудь «перцовой» историей о «баленшенин баласы, который женился на южанке».Если узнают, что невеста с северного казахстана, тогда «ойбай, они там все такие обрусевшие, вообще традиций не знают, наверное келин еще без приданного придет».Если келин из западного Казахстана, то это ваще атас, потому что «наверное адайка или тама, а значит новая келин настоящий боевик и по приезду сразу всех построит в ряд и заставит ходить по струнке». К восточному Казахстану и Алматинской области относятся более терпимо. После недельных перезвонов, чаепитий, обсуждений, определяется первая «звездная» делегация для отправки на «Сырга тагу».
Часть 4.
Мама жениха, вместе с дочерьми и сестрами делает рейд по всем ювелирным салонам города в поиске достойных сережек для будущей невесты. Не важно какой достаток у семьи, но сережки обязательно должны быть с бриллиантом. Пускай это будет маленькая крошка бриллианта в 0.1 карат, зато во время процедуры «бронирования» невесты, можно сказать при всех родственниках невесты, что серьги с бриллиантом! Далее покупается большая корзина со всякими дорогими спиртными напитками, шоколадками, чаями и прочими вкусностями, так как не положено приходить с пустыми руками.А еще, на всякий случай берется с собой небольшая дорожная сумка с подарками.Состав этой самой остается тайным для всех, потому что передается из рук в руки, от одной кудагихи к другой.Для принимающей стороны, именно серьги для невесты и эта самая загадочная сумка является «индикатором» дальнейших расходов. Если пришли с серьгами с бриллиантом в 1 карат и загадочная сумка полна брендовых подарков, тогда это свадьба уровня «Дома приемов», а значит и «уят болмасын деп» надо делать проводы невесты как минимум в Интерконте. Вот завидев таких родственников, прыгают от счастья все сетевики от цептер и салоны люксовой мебели. А если позволяет время, то надо срочно лететь в эмираты. Дешевле, ну и по пути можно снять какой-нибудь «морской» лав стори.
Часть 5.
Сырга тагу (бронирование невесты через середки)
И вот, «звездная» делегация из 6-10 человек направляется в дом невесты. Конечно же, родители невесты тоже очень переживали и готовились, предварительно созвав самых близких родственников и накрыв шикарный дастархан.
Далее, будущих кудалар сажают «торге» (во главе стола) и первые минуты, сценарий боиынша, нависает напряженная тишина. Родственники невесты делают вид, что типа не понимают зачем пришли эти люди, и типа они еще думают «отдавать или не отдавать» свою дочь. Но сторона жениха обычно не сомневается в положительном исходе, так как в наше сложное время дефицита женихов, невесты это очень скоропортящийся продукт. Выдержав паузу, старейшина принимающей стороны задает вопрос, типа уважаемые гости, по какому поводу сей визит? После этого вопроса, слово берет старшина, вернее «генерал» со стороны жениха и начинает представлять свою делегацию. В первую очередь, любая речь основного делегата начинается с презентации своего рода и происхождения. Обязательно необходимо рассказать о батырах, которые вышли из этого рода и о священной земле, на которой этот род появился. Далее представляют всех членов делегации соблюдая всю возрастную и родственную иерархию.
Что примечательно, во время рассадки за стол, эта иерархия тоже соблюдается, при этом любой «казахский» ребенок с детства четко знает своем место согласно иерархии и месту событий.
Далее, произносится стандартная, но красивая речь примерно следующего содержания - Вот он биздин бала (жених), с таким-то образованием, с такими-то человеческим качествами, работающий, воспитанный и т.д. И, оказывается, он встретил вашу красивую нежную девочку и сердце его дрогнуло. Вот это основная причина нашего визита.Отдайте пожалуйста в нашу семью вашу девочку. Мы пришли просить у вас ее руки.Здесь начинает говорить старейшина со стороны невесты. Тоже проводит процедуру знакомства со всеми ближайшими родственниками. Гости со стороны жениха дружно кивают и пытаются сделать вид, что запомнили всех многочисленных будущих кудалар с первого раза.А потом произносится самая главная фраза « Ну ладно, семья у вас вроде хорошая, молодые вроде друг друга любят, так уж и быть! Мы согласны!» и просит привести и показать невесту.Кстати, о невесте. Все это время, она «бедненькая» сидит запертая и голодная в дальней комнате, периодически направляю сообщение по вотсапу будущему жениху с вопросами «Когда уже? Сколько можно ждать? Я хочу кушать! Я волнуюсь! Как там все проходит? Как тебе мои родственники? И т.д.»Приводят будущую келин. Апашка жениха дает «коримдик» апашке невесты, а мама жениха одевает на нее сережки. Помолвка состоялась. Все аплодируют, снимают на фото и видео и уже более раскрепощено продолжают застолье.
Часть 6.
Афтерпати - шай.
У казахов есть условное правило, что в гостях принято подавать «Еки шай, бир тамак». Т.е. необходимо сделать три смены блюд. Гости вначале садятся за стол, едят холодные закуски и им приносят чай. После, стол освежается и подают бешбармак и сорпу. Затем стол опять освежается, и опять подают чай, но уже с десертами. Самое примечательное, что самые радивые хозяйки, во время первого стола, могут подать еще одно горячее типа куырдака, мант или котлет, но по любому это будет относится к категории «бир шай», ибо «тамак» у казахов это только бешбармак. Но я обычно говорю, что ничего подобного, у казахов есть еще один «бир шай». Это так называемое афтерпати. Любая казахская семья после ухода гостей обязательно дружно говорит «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», что в переводе «А теперь давайте попьем чаю в своем кругу». Но весь прикол в том, что и гости, придя домой тоже говорят эту же фразу и тоже пьют дома чай.После «Сырга тагу», родственники жениха обязательно едут всей делегацией домой к родителям жениха, где проходит очередное чаепитие в стиле «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», во время которого идет бурное обсуждение прошедшего мероприятия и впечатлений от знакомства с будущими кудалар.В свою очередь, родственники невесты, проводив гостей также садятся за стол и также проводят бурные обсуждения.А жених и невеста это два стукача, которые потом докладывают друг другу о впечатленияз обеих сторон. Но в связи с тем, что в 99 из 100% будущие кудалар всегда овольны друг другом, все обсуждения заканчиваются стандартным «Жаксы кисилер екен» - Очень хорошие люди! Я как истинная казашка, из всех видов застолий, обожаю именно афтерпати-шай.
Часть 7.
Кудалык. (Сватовство).«Бронь» на невесту поставлена, но две стороны еще не полноценные кудалар (сваты), пока не провели все церемонии согласно традициям.К церемонии «кудалык» готовятся больше и интенсивнее, чем к самой свадьбе. И все основные дебаты проходят именно вокруг этого события. Необходимо отметить, что кудалык проходит в два этапа. Вначале родственники жениха вновь идут в дом к невесте, но теперь уже с подарками и коржыном. А потом, родственники невесты приходят в дом к жениху, также с подарками и с тосек-орын (приданное). Самое главное в церемонии кудалык это вовремя получить списки. Что за списки вы спросите? О, это самые сокровенные списки. Это списки делегатов на церемонию «кудалык» от обеих сторон конечно же. Непосвященные подумают, что эти списки необходимы для определения посадочных мест и спиртного. Ничего подобного. Это не просто списки, это целый семейный расклад будущих кудалар. В этом списке имеется статус, регалии, география и еще много опознавательных знаков гостей. И именно с этим списком теперь кудагилар рыщут по бутикам, рынкам, барахолкам. Потому что именно согласно этого списка, готовятся подарки, вернее огромное количество одежды и ювелирки, под кодовым названием «кит».
И так, буквально за один день до церемонии «кудалык», в доме жениха собирается большое количество апашек-ажешек-женгешек-енешек,которые начинают заниматься сортировкой и упаковкой подарков, а также наполнением самой крутой казахской свадебной сумки - Коржын. Коржын должен быть с двумя большими карманами (калта) и выполнен в национальном стиле. Снаружи, на булавках, прикрепляется огромное количество различной бижутерии. Оба кармана наполняются пачками чая, хорошими конфетами, всякими элитными вкусностями, дорогими спиртными напитками.
Параллельно готовится еще одна большая сумка, примерно с таким же содержанием, но вкусняшки и спиртное еще лучшего качества. Это сумка готовится специально для мамы невесты и называется «ананын сути», что в прямом переводе звучит как «материнское молоко», и является благодарностью матери невесты за то, что вскормила и вырастила такую дочь. Помимо этой сумки, маме невесты обязательно покупается дорогой подарок. В основном это дорогие ювелирные украшения и меховые изделия. Считаю эту традицию одной из самых правильных. Отцу невесты также покупается дорогой мужской подарок. Особенные подарки выбираются также родным братьям, сестрам невесты. А дальше, все подарки распределяются согласно списка. Это обязательно «жагалы киим» - одежда с воротом для самых уважаемых. К категории «жагалы киим» относятся все ходящие в обороте чапаны, а также пальто, плащи, костюмы. Отдельной стопкой выделяются коробки рубашек и отрезы ткани. На счет отрезов ткани, это целая тайна, потому что никто не знает куда исчезают все эти ткани?! Я ни разу не видела отрезов в обороте. В основном, все едут и закупают огромные рулоны. Раньше, предполагалось, что «пысык» хозяйки шьют себе платья или красивые корпешки. Но сейчас?! Откройте пожалуйста тайну… Где всё это? Куда исчезают рулоны текстильной продукции? И так, второй состав «звёздной» делегации отправляется в путь. Особенностью это звездной делегации является «хорошая печень и выносливость». Ну вы поняли о чем я.
На этот раз, встречают с распростертыми объятиями, с песнями, плясками, под звуки домбры. Знаете популярную песню любого кудалыка? «Бауырымай, женешай, сагындым саулем…»? Открою вам тайну, на самом деле эта песня посвящена любимой печёнке, которую уговаривают выдержать этот кудалык.
После «биринши шай», женщины уединяются в отдельной комнате. В первую очередь открывают коржын. Определяется главная татешка со стороны невесты, которой доверяют почетную миссию «коржын ашу» и она с важным видом, засучив рукава, приступает к поставленной задаче.
Содержимое одного из калта полностью раздается присутствующим на месте родственницам невесты. Также им раздаются все побрякушки навешанные на коржын. А содержимое второго калта остается не тронутым. Это саркыт для родственников, которые придут позже. Кудалык очень затратен не только для стороны жениха, но и родственники невесты не отпускают с пустыми руками ни одного из пришедших гостей. У мамы невесты тоже на руках есть свой «таинственный список».
Одним словом, вы наверное поняли, что задача кудалык состоит в том, чтобы показать друг другу всю широту своей души, свое «ризашылык», (невозможно качественно перевести это слово), гостеприимность и максимальное желание двустороннего счастья молодым. Кудалар, как правило, становятся самыми близкими родственниками.
«Куйеу - жуз жылдык, куда - мынжылдык».
«Век зятя - сто лет, а вот сват на тысячу лет. »

Современная свадьба в западном стиле

Вторая часть празднования состоялась в доме жениха. Чтобы посмотреть видео с свадьбы Бакыта и Мерима, следуйте по этой ссылке. Свадьба в западном стиле включает в себя множество элементов, которые являются общими для всех свадеб мира. Жених обычно носит белый или черный костюм «западного стиля», а невеста носит белое свадебное платье в западном стиле. Важной частью подготовки является украшение автомобилей, которые используются новобрачной парой, их друзьями и семьей. Обычным является заказ лимузинов для жениха и невесты.

Часть 8.
Узату той (проводы невесты)

Узату той, это по факту та же свадьба, но без длинной фаты и бет ашара.
Хотя нет, скорее так, - узату той это тусовка для всех родственников невесты, а в особенности для тех, кто не попал в списки приглашенных на основную свадьбу. У казахов родственников много, поэтому на основной свадьбе, для новоиспеченных кудалар предоставляется максимум 30 посадочных мест. Это тоже головная боль, потому что на свадьбу хотят все. Поэтому «узату той» это в основном «уят болмасын и ренжимесин» той для родственников невесты.
На этот той, со стороны жениха приходят 10-15 человек, которые с шумом, весело и красиво заберут невесту после тоя.
Это очень трогательное и нежное мероприятие. Каждый тост это бата и слова напутствия. На пример, такие слова напутствия как «судай синип, тастай бат» остаются в памяти на всю жизнь. Смысл этого пожелания «пропитайся в эту семью как вода и погрузись (утони) в этой семье как камень», т.е. это пожелание стать полноценной частичкой новой семьи и стать родной.
А потом, чтобы после полуночи невеста не превратилась в тыковку, принято до двенадцати ночи ее забрать.
Стелют белую дорожку, аксакалы дают бата, все родственники сценарий бойынша рыдают и жених быстренько забирает невесту.
Вместе с невестой едут две женгешки (снохи), которых отправляют убедиться, что невеста правильно зашла в свой новый дом и правильно ли ее приняли. Женгешки всегда возвращаются пьяные и довольные. Подозреваю, что истинная причина, почему появилась традиция отправлять женгешек с ночевой в дом жениха кроется в другом. Но, к счастью для многих современных невест, это правило уже весьма условное.

Некоторое время до свадьбы большинство пар проводят никках кюуу, что является мусульманской легализацией брака. Только после этого происходит регистрация брака. Перед гражданской регистрацией жениха и невесты и молодого поколения; их сестры и братья, друзья и младшие члены семьи катаются по городу в процессии хорошо украшенных автомобилей. Их маршрут состоит из некоторых известных мест, где пара и их гости останавливаются, чтобы сфотографироваться, выпить шампанское и сказать тосты.

Жених и невеста на площади Победы. Один из таких мест в Бишкеке находится на площади Победы, где горит вечный огонь. Пары возлагают цветы рядом с памятником и выпускают голуби в воздух. Это также относится к свадебным церемониям и традициям. Кольца и бросание свадебных букетов - это абсолютная стандартная программа на немецких свадьбах. Однако эти обычаи не являются очевидными в других странах. Один отличается не только от свадебной пары до свадебной пары, но и от страны к стране.

Кстати, есть хорошая новая традиция. Именно в день проведения «Узату той», молодые идут в мечеть и проводят обряд «неке кию» и соединяют себя узами брака перед Всевышним.
Считаю эту традицию правильной, ведь «первая брачная ночь» наступает именно в этот день.
Часть 9.
Келин шай.
И вот наступает первое утро келин в новой семье. Просыпается она абсолютно не выспавшейся, с огромным гнездом на голове, которое вчера называлось никак иначе как «свадебная укладка». И долго не может отлепить слипшиеся накладные ресницы, тихо матеря своего навязавшего сие красоту визажиста. Мало того, что они с новоиспеченным «от агасы» (глава очага) теснились всю ночь в егоподростковой кровати полуторке, так с утра каждый родственник, пытался зайти к ним комнату, чтобы забрать нечаянно оставленную вчера вещь, которая прям с утра оказалась им срочно нужна.
И вот, новоиспеченная келин, тихонечко, буквально тайком выходит из комнаты и выждав очередь из многочисленных родственников, пытающихся чмокнуть ее по пути, добирается до ванны. Проведя весь возможный в «полевых» условиях моцион, она выбирается из ванны и в этот момент, буквально подхватив ее на руки, какие-то татешки заводят ее в гостиную. И что тут видит келин? В комнате уже накрыт огромный дастархан, а за ним сидит огромное количество апашек, которые завидев ее хором говорят «Шырагым, кадамына гул битсин! Келиннин колынан шай ишуге келдик», в вольном переводе «Дорогая, пускай зацветет цветами твой первый шаг в нашу семью! Мы пришли продегустировать чай с твоих рук.». И тут же, невидимая рука накидывает платок на голову невесты, если она случаем забыла его надеть, вторая невидимая рука ставит перед ней всё необходимое для казахской чайной церемонии и экзекуция начинается…
«Ай, келин, толтырып куйма, дурытстап куй»- Келин, не надо лить через край, наливай нормально»; «Ай, келин, акшылдау куй, а то менин давлением бар еди» - «Келин, наливай посветлее, а то у меня давление; «Ай келин, сутсиз куй»- Келин, налей без молока»; «Ай келин, анау касыгы бар, - менин кесем, маган по алматински куй»- Келин, вон та пиалушка с ложкой -моя, налей по алматински (т.е. полную пиалушку) говорит апашка посердобольней. Надо помнить, что приставку «Ай» могут применять именно взрослые родственники. Это такая снисходительная форма обращения, можно сказать ласкательная, но не в коей мере не грубая, как «Эй». Нормальная келин, услышав обращение «Ай, келин» тут же должна сделать восторженный вид и всем своим существом показать, что готова выполнить любую прихоть новоиспеченной пожилой родственницы или родственника. Обязанность новой снохи во время келин чай, не только угодить с правильно налитым чаем, но и внимательно слушать и кивать в нужный момент репликам каждой престарелой родственницы. В основном, каждая из них делает свою сэлф презентацию, при этом не забывая подчеркнуть, что именно она является самой приближенной к хозяевам этого дома и приправляя парочкой историй, как она в детстве нянчила ее будущего мужа. Келин всё это время про себя думает, это во сколько же ранним утром они все собрались и ей даже невдомек, что большинство из этих апашек, ночевали с ней под одной крышей. «Конил сиса-барлыгы сияды» говорит народная мудрость. В вольном переводе «Если настроение поместилось, то и люди поместятся». А я обычно с перевожу это поговорку «Если приехало много родственников, то кухня это тоже спальня».
Спустя пару часов, когда выпито более десяти литров чая, а келин основательно подкачала свою правую руку, апашки начинают закруглятся. Здесь начинаются приятные сюрпризы. Апашки начинают ложить денежные купюры под свои пиалушки, а самые щедрые, даже могут снять золотое кольцо с пальца, и все это действо происходит под реплики «Келиннин шайы оте татти екен. Бахытты бол шырагым!» - Чай с рук келин был очень вкусен! Будь счастлива дорогая.
На некоторых келин шай присутствуют мужчины, но обычно их не видно среди большего количества харизматичных и опытных в чаепитии представительниц женского пола.
Таким образом, келин шай это своего рода возможность получить дополнительное «бата» (благослрвение) от новоиспеченных родственников, но в отличии от мужчин, женщины дают его только за отработку.

Сделайте свадьбу особенным и уникальным событием. Ритуалы - это старые традиции, которые также придают современным свадьбам индивидуальный оттенок. В Германии мы любим бросать рис после свадебной церемонии, когда жених и невеста уходят. Это должно поддерживать плодовитость пары. Чтобы вырезать ствол дерева, вырезать сердце из куска ткани и нести невесту через порог, это абсолютно порядок дня. Эта традиция завершает первый шаг в новую, совместную жизнь пары. Под порогом должны сидеть призраки. Передавая невесту, она должна быть в безопасности и защищена.

Часть 10.
Уйлену той (Свадьба).

Хотелось бы добавить пару слов об отце жениха. Есть такая притча. Спросили у уважаемого аксакала, в чем секрет его счастливой супружеской жизни длиной в 40 лет. На что аксакал ответил, что в самом начале, они с женой договорились о том, что все серьезные проблемы решает он, а все мелкие проблемы решает его жена. Так вот, за эти 40 лет совместной жизни, в их семье не возникло ни одной серьезной проблемы.
В любой казахской семье, отец жениха это очень важная персона. От агасы (Глава очага) его называет мудрая жена, а после женитьбы сына, это Бас куда (Главный сват)(!). Поэтому, женская половина старается не беспокоить его своей возней и оберегает от лишних хлопот. Отец семейства подключается обычно к процессу подготовки только трижды. В момент, когда составляется бюджет мероприятия, потом, когда наступает время платить по счетам. И, в самом начале, когда составляются списки приглашенных. На составление списков уходит не менее двух недель. О, какие горячие дебаты проходят вокруг этих списков, но самое удивительное, что при этом, каждый день список всё пополняется и пополняется. В самом начале этого списка, перечень самых близких родственников. У любого казаха есть три категории самых близких родственников - «Оз журты, нагашы журт и кайын журт». Т.е. Это родственники со стороны отца, родственники со стороны матери, и родственники со стороны жены. Далее список пополняется особой кастой родственников - это «Генерал кудалар». К категории «генерал куда» относятся не только родные сваты, но и кудалар многочисленных братьев и сестер родителей жениха, дети которых успели жениться раньше. Вы можете себе представить, какой же список этих самых кудалар получается, если женится младший сын отца, который в свою очередь тоже является младшим сыном в своей семье. Человек пятьдесят кудалар в списке вам гарантированы.
А дальше, в глобальном списке друзья, коллеги и еще одна особая категория людей «ответка жасау» или «бизди оздеринин тойларын шакырган».
понятный список знакомых и дальних родственников, которые в свое время успели пригласить родителей жениха на свадьбу своих детей. «Даже если вы не сходили на ту свадьбу, но ответку сделать вы обязаны» гласит казахская мудрость.
Отец семейства периодически возмущается, выговаривает своей жене, что она опять включила в список кучу незнакомых ему родственников, приговаривая
«Басымды катырып жибердиндер»(у меня от вас голова пухнет). А в моменты, когда надо успокоить свою благоверную, глава семейства с восторгом говорит «Тойдын болганынан боладысы кызык» (Подготовка к свадьбе интереснее, чем сама свадьба).
А если, для эксперимента, показать этот список виновнику торжества, то бишь жениху, то можно даже не спорить, что более 30% людей из этого списка, он просто не знает.
Идём дальше. Поиск и бронирование ресторана, это процесс в прямом соотношении зависящий от количества посадочных мест и кармана родителей жениха. Далее, этап покупки наряда и колец молодоженам, заказ видео и фотооператора, лимузины и прочие мелочи, которые обычно не вызывают много хлопот и переживаний.
Следующий важный момент после списков, это Тамада (Асаба) и шоу-программа. Казах без понтов, это безпонтовый казах. Вот здесь уже потирают ручки многочисленные представители шоубизнеса. Тамада тоже делятся на три категории:
1) Бюджетный вариант. Большинство представителей этой категории это агашки с пузиками, со стандартной зашоренной шоу программой одинаковых и пошловастеньких шуток, и бесконечной презентацией самого себя, в надежде набрать как минимум парочку новых заказчиков. Как правило, большинство представителей этого уровня искренне считают, что чем громче они вещают, тем успешнее мероприятие. Бегаюших по залу и шумящих детей они брезгливо называют «шыбындар», «микробтар», покрикивая, чтобы родители быстренько угомонили своих детей, мешающих работе «звезды». Стоимость такого уровня «ведущих» оценивается до 1000$;
2) Средний уровень, стоимостью от 1000-3000$. Более молодая каста тамада с креативным подходом, представительные, подтянутые, еще не избалованные, со своей современной аппаратурой и командой помощников.
3) Звездные тамада стоимостью от 3000$ и выше. Зачастую это резиденты казахстанских квн-овских команд, либо засветившиеся на телевизионных программах ведущие, уверяющие своих заказчиков, что они и есть главный успех любой свадьбы. В этой категории четко работают рыночные условия. Спрос=Предложение. Уровень проведения мероприятия ни чем не отличается от ребят из второй категории, зато есть наценка за местный бренд.

Одна из самых популярных обычаев в Германии - повесить жестяные банки на автомобиль жениха и невесты после свадьбы. Сквозь шум прохожих выйдут новые супружеские пары на дороге. Шум банок предназначен для изгнания злых духов, которые могут нанести вред молодой судьбе. В Греции гостям свадьбы подают сладости. На прошлой неделе жених и невеста должны быть в состоянии стоять друг без друга, потому что это приносит несчастье видеть себя в это время. После свадебной церемонии родственник невесты идет и собирает деньги у родственников и друзей, которые привязаны к невесте к ее платью.

Тамада определен, надо решать с шоу-программой…

Часть 11.
Шоу-программа.

Тамада, в зависимости от того, к какой категории он относится, начинает предлагать по цене «только для своих» перечень звезд шоу-бизнеса.
Уровни предложений (на возрастание цены), начинаются совсем с юных, только делающих шаги, звезд шоу бизнеса, которых не знает 99% гостей, но услышав, как тамада презентирует юный талант, перечисляя огромное количество конкурсов, которые он выиграл, каждый гость решает про себя, что видимо это он не сведущ в новых тенденциях.
Следующая категория это большой перечень активно засветившихся на телевидении звезд казахской эстрады, репертуар которых не меняется уже долгие годы. Резиденты журнала «Жулдыздар отбасы» или категория «Фанера Forever».
Отдельным пулом идет молодое поколение, плеяда звезд -выпускников казахстанских телевизионных реалити шоу, постеры с фотографиями которых висят в комнате наших девочек тинейджеров. Если свадьба у молодых в возрасте до 25 лет, то пригласив эту категорию звезд, вы можете быть уверены в успехе вашего мероприятия, по крайней мере среди друзей молодоженов.
Следующая категория это наши искренне любимые легендарные звезды, именами которых названо не одно поколение наших детей. Роза…Макпал…Нагима…
Не любят фанеру, любят своих зрителей, но не умеют правильно зарабатывать на свадьбах. Почему я считаю, что они не умеют зарабатывать? Да потому, что им не обязательно петь. Им просто надо появиться на свадьбе, включить фонограмму, встать в центре зала и брать по 2000 тг за совместную фотографию с каждым гостем торжества.
Присутствие на свадьбе этих народных любимцев и возможность получения совместного фото со звездой это полный успех мероприятия. Это предоставленная возможность быть местной «звездой» вашей любимой татешке из аула, которая с гордо поднятой головой будет демонстрировать фотки своим соседкам и говорить «Керемет той болды. Роза Рымбаева болды. Бир столда отырдык. Мине суйрет». (Крутая свадьба была. Сама Роза Рымбаева была. Сидели за одним столом. Вот фото).

В Мексике пината принадлежит к каждой свадьбе. Жених и невеста должны попытаться победить пинату, пока не выпадут дары. Гости и друзья могут помочь паре. Традиционно жених дает 13 золотых монет своей невесте. Каждый из них выступает за обещание женитьбы. Это также означает, что мужчина дает жене контроль над своим имуществом.

Турецкие свадьбы часто очень большие и отмечаются сотнями гостей - с удовольствием и в течение нескольких дней. Фестиваль финансируется родителями невесты, родителями жениха и гостями, которые представляют деньги и золотые подарки. Часто денежные купюры прикрепляются иглами к одежде жениха и невесты. Жених и невеста проводят вечер перед свадьбой. Руки и руки невесты затем украшены красным цветом хны. На свадебной церемонии невеста традиционно носит белое платье с красным атласным бантом, который, согласно традиции, означает ее девственность.

Отдельной категорией идут уже давно наши «свадебные» звезды, являющиеся резидентами российского шоу-бизнеса. Интересно, среди российских звезд еще остался хоть один, который никогда не видел нашу казахскую свадьбу? Если узнаете о таком, сообщите пожалуйста, срочно шакырайык, а то «уят болады».
Об этой категории свадеб, вы можете наблюдать через социальные сети, посредством многочисленных родственников и друзей молодоженов.

Голландский свадебный обычай

В Нидерландах шампанское течет в суровых количествах. Пробка бутылки шампанского, которая была впервые открыта во время свадебной церемонии, помещается под подушку невесты и жениха. Эта традиция призвана дать как насыщенную любовную жизнь, так и плодородие.

В Дании традиция отмечается на свадебном торжестве, что друзья и родственники могут целовать жениха и невесты. Но только если другая часть жениха и невесты покинет комнату. Так, если, например, невеста свежая, жених освобождается для всех женщин-гостей, чтобы поцеловать. Но только до тех пор, пока не вернется невеста.

Ну все, подготовительную часть к свадьбе практически описала. Осталась сама свадьба…

«Тойдын болганынан боладысы кызык» - Подготовка к свадьбе гораздо интересней самой свадьбы.
Практически все организационные вопросы решены. В доме у жениха состояние полного хаоса. На полном бесплатном пансионе огромная толпа приехавших из регионов родственников. Постоянно пиликает домофон, на кухне неустанно кипит чайник и варится мясо. За столом постоянно кто-то пьет чай и беседует о бытие, санузлы постоянно заняты, телефон тоже занят, утюг в шоке, а количество обуви в прихожке напоминает обувные ряды барахолки. Вокруг с озабоченным лицами бегают родственники, каждый из которых искренне «сендерге комектесейн деп ертерек келдим»- приехал чуть раньше, чтобы помочь.
Посредине всего этого водоворота, склонившись над столом, сидят родители жениха. По их сосредоточенному виду кажется, что они сообща решают какой-то кроссворд. Да нет, решают они скорее несколько ребусов на тему «списки». Это три важнейших списка, которые формируются из общего количества гостей - список для беташара, список для тостов, список с рассадкой гостей по столам. Малейшая ошибка или описка при составлении и распределении этих списков может грозить дальнейшей родственной вендеттой.
Если при составлении первых двух списков еще можно полностью опираться на основной перечень, то рассадка гостей это сложнейший брэйншторминг. Здесь важно учесть всё, начиная с возраста, регалий, уровня в обществе, приближенности к семье, заканчивая точечными пожеланиями многочисленных родственников. Самые предусмотрительные родственницы, имеющие дочерей невест на выданье, могут тихонечко попросить, чтобы потенциальный кавалер нечаянно оказался за одним столом с ее дочерью. Самые «критичные» гости могут определить по номеру своего стола отношение к себе хозяев мероприятия и сделать кучу выводов. А потом срабатывает принцип «Сам придумал-сам обиделся» или «Меня не уважают- я так и знал».
Никогда нельзя забывать, что правильная рассадка гостей это самая «тонкая» часть в организации мероприятия и постоянная зона риска. Даже если вам кажется, что всё предусмотрено, лучше не расслабляться. Всегда должен быть выделенный человек из числа очень родных и уважаемых, который будет курировать рассадку и кому будет страшно сказать свои претензии. Недавно была на мероприятии, где вместо номеров столов были названия крупнейших городов мира. Потом, в туалете слышала вопрос одной женщины «Прага круче ма? Алде Венеция ма?»- Прага круче или Венеция? Думаю эта женщина по любому нашла причину, чтобы докопаться.
Отдельно надо отметить о дебатах, вокруг тостов. Молодожены активно сопротивляются, умоляя родителей ограничиться 3-4 тостами. Этот вариант прокатывает очень редко. В итоге, зачастую, решают сделать порядка десяти тостов, каждый в количестве по 20 человек. Вот здесь можно проверить профессионализм тамада, который должен добиться что сказали только два человека из толпы, а остальные по любому «риза» (довольны). Как говорит моя любимая тетушка «Не ушин мен жана кымбат койлек алдым? Соз сойлемесем де, видеога, суретке тусип каламын!»- «Для чего я купила новое дорогое платье? Даже если не успею ничего сказать, зато меня снимут на видео и фото»

Едва ли русская свадьба приходит без знаменитой обуви. Группа гостей должна одеваться как цыгане. Затем цыгане должны войти в зал и исполнить танец. Один из них поднимается под кисточкой и крадет ботинок у инаугурированной невесты. Когда настало время для свадебного танца, невеста глубоко встревожена обувью.

Гости должны сохранить вечер и купить обувь для цыган. Доноров получают глоток водки. Браки наказываются, потому что они не помешали обувной кляп. Вы должны, танцевать лимоны или ликер. Как только невеста вернет свою обувь, свадебный танец может состояться.

Утро. Все приехавшие «пораньше комектесуге» родственники убежали по близлежащим салонам. Не нуждающиеся в салонах апашки, так и сидят «шай ишип» за столом. Работает «морской закон», кто не успел свалить, тот апашкаларга чай куяды (наливает чай апашкам). В этих случаях, очень важно, чтобы рядом был телевизор, где идут повторы всех вчерашних турецко-корейско-индийских сериалов. Вот все фыркают от сериалов, но любая казахская келин их обожает. Знаете как зовут телевизионных помощников любой казахской келин? Никелодеум и Хюрем. Когда приходят эти помощники, можно хоть спокойно самой чай попить и ФБ полистать.
Не буду отходить от темы. Так вот, подъехали лимузины, операторы, фотографы. Друзья жениха уже галдят во дворе. Классическая ситуация, это когда через час уже регистрация, надо срочно выезжать, но невесты еще нет (в салоне застряла), а родители жениха еще не одеты. Это видимо небеса дают последний шанс жениху «соскочить» под причиной опоздания в загс. Но, наш жених, помня всё через что ему уже пришлось пройти на данный момент, решает довести до ума свою затею. Все слава Всевышнему нашлись, всё успели и на последних минутах забежали дружно в ЗАГС. Мне кажется, если человек владеет даром читать мысли других, то в этом месте у всех сплошное «ми-ми-ми» в голове. Каждый раз вроде одна и та же процедура, но каждый раз трогательная. Родители молодоженов уже в мыслях нянчат общих внуков. Правда у мамы жениха совсем мельком пробегает мысль, что мог бы и получше найти, но видя счастливое лицо своего чада, она решает «Жарайды, балам бахытты болса болды» - Ну ладно, главное чтобы сынок был счастлив.
Родственники невесты умиляются красоте своей девочки, а родственники жениха умиляются своему мальчику, только у самих молодоженов в голове эйфория, а в теле адреналин.

На свадьбе у невесты должно быть что-то старое, что-то новое, что-то заимствованное, что-то голубое. Это свадебное использование происходит из Великобритании, но также становится все более популярным в Германии. Синий - это в основном подвязка. Старое может быть украшением для невесты. Новым, конечно же, является свадебное платье. Заимствованные часто также являются жемчужиной.

Синяя часть - это лояльность, связь за дружбу, старое для прошлой жизни невесты и новое для счастливого будущего, которое ее ждет. В Шотландии ни свадебная пара, ни гости не могут носить зеленую одежду, потому что этот цвет зарезервирован для эльфов и не может быть замаскирован. Поэтому все зеленые блюда также удаляются из меню в свадебном меню, и нет ни бобы, ни. Но есть исключение из этого старого пребывания: в свадебном букете может быть немного зелени.

«Таудай талап бергенше, бармактай бак берсин» - Пускай девочке будет дано маленькое женское счастье, вместо своего большого рвения. В любой семье где есть дочери, это самая повторяемая поговорка.
А я люблю шутить и говорить, что на безрыбье и рак морепродукт.

Молодые уехали кататься и делать фотосессию, а родители жениха побежали в ресторан. Близится кульминация. Дальнейшие события в трезвом сознании родители жениха увидят только из видеоматериалов свадьбы. Пожелаем им терпения.

Итальянцы любят романтично, когда они рекламируют свое будущее. Традиционно будущий жених поет вечер под окном своего собеседника. Другой ритуал применения: он кладет деревянный сундук за дверь. Когда она получает заявку, она берет лес. Если она откажется, она свернет сундук с ее двери. На свадебном торжестве традиционно есть шведский стол с молочной свиней или жареным ягненком. Впоследствии сахаристый миндаль распределяется вместе с сахаристым миндалем. Они призваны символизировать сладость и горечь в браке.

В Румынии жених должен быть спортивным. Друзья невесты висят в венском венке в высоком дереве. Жениху нужно сбить его и особым образом: его родственники и друзья образуют пирамиду. Женить должен сначала подняться на нее, затем взять венок и надеть его на невесту.

Продолжение следует…

P.S. от автора:

Ко всем моим ироничным постам о казахских традициях вокруг свадеб, хочу сразу пояснить.
Очень чту и уважаю свои национальные традиции, не считаю их лишней тратой времени и денег. Я из категории «махровых» казашек. Живу в окружении большой семьи. Наши двери всегда распахнуты для большого количества гостей. Знаю, что счастлива и гармонична благодаря тому, что с детства живу в этой среде, в окружении людей, которые уважают и старших, и младших, уважают свою историю, культуру, свои традиции и свой язык. При этом, с таким же уважением отношусь и к другим нациям и к их культуре. Вокруг меня огромное количество близких и преданных друзей разных национальностей.
Надеюсь, что Всевышний даст нам с мужем здоровья и сил, чтобы мы смогли соблюсти все традиции, когда наши дети будут выпархивать из своих гнездышек.

На многих французских свадьбах невеста чаще всего прикасалась к ремню. Гости образуют круг вокруг невесты. Невеста танцует посередине и начинает толкать юбку очень медленно. Мужчины-гости предлагают деньги на каждый дюйм больше ноги. Когда лента видна, именно тот, кто недавно предложил больше всего. Собранные деньги идут на свадебную пару.

Как происходит русская свадьба?

Русская свадьба во многом отличается от классической немецкой свадьбы. В то время как многие немецкие пары придают меньшее значение традициям и традициям, традиционные обычаи остаются важной частью русской свадьбы. Это особенно заметно в ходе русской свадьбы, которая занимает очень много времени.

КАЗАХСКАЯ СВАДЬБА.
ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОЙ СВАДЬБЫ

Издревне традиционно казахская свадьба состояла из нескольких этапов: предварительный сговор (кыз айттыру), сватовство (куда тусу), свидание жениха и невесты (кыз кашар), свадьба в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа.

Сговор и сватовство (обычай казахской свадьбы)

Невесту для сына родители начинали высматривать заранее, задолго до его совершенолетия. Искали подходящую семью, узнавали нет ли в семье наследственно больных. Существовал древний обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами своего рода, а также, согласно правилам, женщина не должна была быть старше мужчины больше, чем на 8 лет, а мужчина старше женщины больше, чем на 25 лет. Специально ездили к достоным людям поговорить о будущем своих детей, выражали желание стать сватами.

Существоали различные виды сговора (кыз айттыру) между родителями будущих жениха и невесты. Если семьи, хорошо знающие друг друга, связанные крепко дружбой, договаривались стать сватами еще до рождения детей, то такое сватовство называлось бел куда. Если же сватали детей с колыбели - то бесик куда. Иногда, человек, женивший сына на дочери свата, мог выдать свою дочь за сына своего свата, тогда их так и называли карсы куда, что означает взаимный сват.

Свадебные приготовления - семейная вещь

Подготовка к русской свадьбе занимает очень много времени. По этой причине пара также получает активную поддержку от семьи. На русской свадьбе все близкие родственники участвуют в подготовке к свадьбе. Это относится не только к планированию, но и к приготовлению пищи, пока свадебный праздник не отмечается в ресторане с развлечениями.

Свадебная покупка перед русской свадьбой

Нередко стоимость празднования настолько высока, что дополнительный кредит берется. Свадьба начинается с традиционного обычая, которое уже применялось в средние века. В отличие от немецкой свадьбы жених и невеста не встречаются в церкви или идут туда вместе, но будущий муж должен сначала освободить свою невесту. Решая различные задачи, жених шаг за шагом получает доступ к своей избранной невесте. Если жених не выполняет задание, он должен заплатить небольшой штраф. Таким образом, человек выражает свою признательность невесте.


Сватовство не ограничивалось только сговором. Проходили, так называемые, смотрины (кыз кору). Собирались дети знатных родителей или прославленные жигиты (выбирать себе пару могли не все молодые люди, а только дети знатных родителей или прославленные жигиты) и устраивали смотрины девушек для женидьбы. Казахская народна пословица "кызды ким кормейди, кымызды ким ишпейди", в переводе означающая "как нет запрета пить кумыз, так нет запрета смотреть на девушек", открывала все дороги для жигитов. Таких жигитов встречали с почетом, им не было запрета на смотрины девушек. Девушки же в свою очередь, высказывали свою волю словами "кыз коретин жигитти биз корелик", что означает "такие смотрины и мы хотим устроить", и устраивали состязания в различных видах искусства, оценивая жигитов и открыто высказывая свое мнение. На подобтных встречах часто затевались айтысы между девушками и жигитами. Понравившиеся друг другу девушка и жигит, объяснялись в чувствах, и жигит отправлял сватов.

После покупки свадебного платья

Только когда жених пробрался к невесте, он отправляется в государственную канцелярию. Когда жених успешно купил свою будущую жену, свадебный парад идет со своей семьей и горничными в ратушу. Однако свадебная церемония вряд ли отличается от немецкого брака. Сразу после свадебной церемонии происходит церковная церемония. В церкви свадебный парад встречает других гостей. Процесс церковной свадьбы зависит от того, к какой религии принадлежит пара.

С тщательно оформленными автомобилями свадебная пара и гости отправляются в близлежащие достопримечательности, чтобы фотографировать жениха и невесты. Затем конвой продолжается до места свадьбы. Часто есть и другие музыканты или группы, которые обеспечивают музыкальное развлечение. Программа прервана, например, кража Браухухов. Кроме того, гости всегда называют «Горкой», что означает «горький», и это приглашение для пары, которая затем должна целоваться.

К отцу девушки приходил доверенный посланец жениха (жаушы), чтобы договориться о свадьбе. После обоюдного согласия сваты в знак уважения преподносили друг другу подарки. Со стороны жениха это был каргыбау (каргы - уздечка, бау - поводья) - на деле скакун, а отец девушки накидывал на плечи жаушы прздничный чапан, называемый шеге шапан. Увидев на жаушы новый чапан, встречающие осыпали его монетами, сладостями и конфетами (шашу).

Женидьба взрослых детей осуществлялась после куда тусу (сватовства) - издревне существующей, незабытой и обязательной традицией казахской свадьбы. Процесс сватовства был довольно непростым, но очень интресным. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас куда. (бас куда по традиции опекал девушку и после свадьбы, будучи невесткой, девушка всю жизнь почитала его). Затем приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции. Отцов жениха и невесты называли бауыздау куда, то есть самыми близкими. Сватающие стороны ели из одной посуды. Сторона невесты приподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала - киирык бацыр (куйрык бауыр). Это налагало на родителей сторон определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора, в противном случае виновная сторона вынуждена заплатить "неустойку" и возвратить полученный калым.

При отъезде сватов им преподносили подарки (киит): животных, одежду, золотые и серебрянные украшения, головные уборы и др. Самый ценный киит получал отец жениха, а другие сваты получали киит по степени родства. Между состоятельными и знатными людьми при сватовстве дарились ценные подарки: бак жаксы - верблюд с верблюженком, кобыла с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жаксы - ценны верблюд или лошадь, аяк жаксы - лошадь, корова, баран.

Окончательный договор между сватами назывался бата аяк (в некоторых местах сырга тагар или баталасу). Отец жениха ехал к будущему свату и обговаривал срок свадьбы, количество калыма, каде-жора(подарок) Существовало два вида бата - кесимди бата и кесимсиз бата. Кесимди бата - это когда точно назначалась дата свадьбы, объем затрат, количество скота. Кесимсиз бата - это когда назначалась дата свадьбы, а объем затрат и количество скота определялось позднее, с учетом обстоятельств и времени.

Калын мал (обычай казахской свадьбы)

После официальной части сватовства, по традициям казахской свадьбы, сторона жениха должна уплатить стороне невесты калын мал. Выплачивался он в основном скотом. Размер его зависел от достатка и состояния сватающихся. Если среди бедных сватов калым ограничивался 5-6 головами скота, то между баями он мог составлять от 200 до тысячи лошадей.Если калым состоял из 10 голов рогатого скота, он назывался донгелек калын, то есть округленный калым, если мелкая живность заменялась на 1-2 лошади - балама калын, то есть замененный калым. При этом учитывался скот для угощения на свадьбе, дары за молоко матери невесты (сут акы), усопшим и живым (оли тири), каде со стороны жениха и множество других даров по обычаю.

В процедуре уплаты калыма существовали нерушимые правила: одна лошадь вручалась конюхам, что называлось курыкбау, один баран отдавался чабану -косакбау. При благословении также вручался скот - келин тили(язык невестки). Келин тили платился за здоровье невесты, по поверью, если не уплатить келин тили, то будущая сноха может лишиться дара речи.

Если невеста не успев выйти замуж, преждевременно умирала, а калым выплачен, жених мог взять в жены сестру умершей. Если жених устраивал тайные свидания (урын бару), а сестры у покойной нет, то ему возвращалась половина уплаченного калыма. Если же жених ходил к невесте на свидания, а после ее смерти решался взять в жены ее сестру, то он должен был уплатить дополнительный калым,так называемый балдыз калын. Если жених не навещал невесту, то балдыз калын не платился.

Урын келу (кынаменде) (обычай казахской свадьбы)

После договора о свадьбе со стороны жениха во главе со сведущим человеком сватам отправлялся подарок оли тири в знак уважения и признательности не только живым. После этого подарка жених может тайком навещать невесту (урын келу или кынаменде).

После сватовства и уплаты калыма жених ехал в первый раз навестить свою невесту. Это торжественное посещение называлось кынаменде или урын келу. До кынаменде жених, согласно обычаям казахской свадьбы, не имел права посещать дом или аул просватанной девушки. Будущий жених, якобы тайком, в сумерках, со свитой торжественно прибывал в аул невесты. Чтобы навестить невесту сторона жениха выполняла ряд положенных обычаев. Например, снохи, ссылаясь на одышку при быстрой ходьбе, приносили ентикпе, а при знакомстве с шурином или младшей сестрой невесты - балдыз коримдик. Относительно девушки обряд кынаменде или урын келу называется кыз кашар.

На следующий день после "кынаменде" устраивалось всеобщее веселье с песнями и танцами, называемое "урын той". Для молодежи этот день - радостный, веселый той, где оживленно снували молодые женге. С жениха брали кол устатар, шаш сипатар, кыз кушактар, арка жатар и другие подарки. Это был день встречи двух влюбленных. Девушка дарила жигиту свой платок в знак девственности и давала подарки его братьям и сестрам.

Если после урын договор сватов нарушался, то, если жених отказывался жениться на девушке, то уплаченный им калым не возвращался и он дополнительно платил штраф, если же договор нарушался со стороны невесты, то калым полностью возвращался и также платился штраф.

Приезд жениха за невестой (обычай казахской свадьбы)

Следующий этап казахской свадьбы - это приезд жениха за невестой. Большое значение придавалось одежде жениха, она должна была быть нарядней, чем у других жигитов, чтобы его могли сразу узнать. Головной убор жениха (борик) украшали перья филина (укы), на плечах был накинут красный чапан. Жениху необходимо было выполнить ряд заданий, если он не справлялся, то должен был платить штраф.

По обычаям казахской свадьбы, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Традиция саукеле кигизу занимала особое место. Это особо торжественный обряд для невесты, когда на голову невесте одевали свадебный головной убор - саукеле с особым покрывалом желек, в котором она должна была приехать в аул жениха.По фольклорным данным другим непременным атрибутом свадебной одежды невесты были перчатки. Саукеле - не только самая дорогая часть убранства невесты, он также служил символом начала новой жизни, память о прежней беззаботной жизни девушки. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорого подарок от жениха.

На саукеле кигизу приглашали сватов и свах, осыпали их шашу (конфетами, сладостями, монетами). Давали бата (благословение). Выкуп (байгазы) за саукеле бывал очень значительным, ведь в саукеле невеста смотрелась особенно нарядно, роскошно и неповторимо.За погляд давали соответствующи коримдик (подарок).

В день отъезда невесты сватам показывали приданое- жасау, разбирали свадебную юрту, готовили праздничный караван к отправке и преподносили подарки сватам, жениху и невесте. Жасау (приданное невесты) нередко превышало по стоимости калын мал. Красивые ювелирные украшения, ковры, текеметы (узорные кошмы), саукеле, дорогая одежда, вещи, посуда обязательно входили в жасау. состоятельные родители готовили ак отау (белую юрту) для дочери.

Жених, приезжая за невестой, согласно традиции казахской свадьбы, приводил той малы, то есть скот для свадьбы: лошадей, коров или баранов. Скот резали для пира на этой свадьбе. Также привозили дорогие ткани, вещи, фрукты, сахар, чай. Авторитет зятя в будущем во многом зависел от количества и качества той малы. Если подарки не соответствовали богатству и положению жениха, то жены старших братьев могли высказать по этому поводу едкие упреки.

На свадебном тое устраивались различные игры: байга (скачки), курес (борьба), сайыс (единоборство всадников), борьба наездников за тушу козленка. Свадебный той сопровождался пением хоровых песен (жар-жар), в котором выражались пожелания счастливой жизни молодым. Накануне отъезда, невеста с женой старшего брата или подругой обходила всех родственников и прощалась с ними.Родственники оказывали ей соответствующие почести и одаривали подарками на память.Во время посещения родственников невеста исполняла традиционную песню "Сынсу". В наше время такой обычай стал забываться.

Проводы невесты (обычай казахской свадьбы)

Дата проводов невесты после свадьбы устанавливалась сообща отцом невесты и сватами со стороны жениха. После тоя, когда в назначенны день жених со своей свитой, вручив всем подарки, увозил невесту в свой аул, отец невесты дарил всем сватам по традиции киит(одежду). Новоиспеченному зятю также приподносилась в подарок одежда. Подарок это назывался капка салар. В числе свадебных обрядов жених приподносил родителям невесты подарки. Матери невесты - сут акы - плату за молоко матери Отцу невесты жигит туйе - дорогую одежду, верблюда, лошадь, конскую сбрую, после чего отец невесты благословлял зятя.

Проводы девушки - кыз узату - важный этап казахской свадьбы. Сваты в количестве 5-7 человек (нечетное число), а то и больше приезжали за невестой. Среди них был "бас куда" - главный сват и кудалар - сваты и друг жениха. Сваты обычно прибывали вечером. С этого момента начинался той с играми, песнями, танцами, дарились подарки.В этот день близике родственники девушки официально приглашали сватов в гости. Девушку по обычаю отправляли вместе со сватами рано утром, с восходом солнца. Перед отъездом девушка песней (коштасу жары) прощалась с родственниками.

Молодежь пела "Жар-жар", "Аушадияр". Сватам по обычаю казахской свадьбы вручался положенный куда аттандырар. После провода сватов девушка с матерью, со старшей снохой, младшими братьями и сестрами садились в повозку. Девушке запрещалось оглядываться назад. сваты ехали впереди, за ними следовала повозка - шанырак туйе. Караван замыкали красиво одетые парни с песнями и шутками. Девушку везли в аул жениха торжественно, сразу посл выезда из родного аула шествие называлось "кыз коши" (караван девушки), а через некоторое расстояние - келиншек коши (караван невесты). Жители аулов, мимо которых проезжал келиншек коши могли остановить караван и попросить подарочек (каде), после чего желали доброго пути и счастья. Обычай этот называется туемурындык.

Келин тусиру (обычай казахской свадьбы)



Следующий этап казахской свадьбы - келин тусиру (ввести невестку в дом). Невесту традиционно не подвозили к порогу, а оставляли на некотором расстоянии от аула вместе с женге. Девушки и молодухи выходили на встречу невесте и не открывая лица, вводили в дом и сажали за ширму (шымылдык) с другими девушками. Порог всегда переступали право ногой. Встречающие осыпали всех шашу(конфеты, баурсаки, монеты). Осыпали женщины пожилого возраста. В аул съезжались родственники и знакомые, устраивался пир с угощениями, песнями и различными увеселниями. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту. Проводился обряд беташар (открытие лица невесты), которое предварительно покрывали шалью. Весь этот обряд проходил под песню, которая так и называется "Беташар". Певец-импровизатор, характеризую в стихах почтенных родственников призывал невесту поклониться каждому, в ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки за погляд коримдик. Песня заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами.

После исполнения песни свекровь подходила к невесте и целуя ее, желая счастья и благополучия, снимала шаль. Шаль передавалась присутствующим женщинам, делилась между ними поровну. Потом женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда "бие кысырамас" - пусть кобыла не останется яловой, даст приплод.

После свадебного пира с невесты снимался саукеле и одевался платок. Замена головных уборов, означала, что она теперь относится к группе замужних женщин.

Обряд бракосочетания(обычай казахской свадьбы)



На следующий день после свадьбы проходило нике кию (обряд бракосочетания по мусульманской религии). Основные действующие лица: мулла, жених с невестой, два свидетеля. Жених с невестой садились перед муллой, у которого в руках пиала с водой и серебряными монетами. Мулла читал молитву три раза и после каждой молитвы жених с невестой должны были отпить из пиалы воду в одном и том же месте. После этого пиала передавалась присутствующим, которые пили воду и брали из пиалы чайной ложкой монеты. Роль двух свидетелей заключалась в поднесении пиалы жениху с невестой, а затем и всем гостям. Этот обряд проходил в мечети.

Жолдык (обычай казахской свадьбы)

В первую брачную ночь жена старшего брата (женге) готовила постель для молодоженов, в шутливой форме давая советы молодым. Такую миссию поручали примерной, уважаемой, воспитанной, многодетной снохе. Выполнив свои обязанности, сноха с нетерпением ждала, когда проснутся молодые, чтобы попросить у них подарок. Жених должен был отблагодарить сноху сполна и встретить утро с улыбкой. Этот обряд назывался жолдык, поэтому и подарок для женге должен был быть ценным.

Послесвадебные обряды

После всего свадебного обряда, родители жениха и невесты проводят тос (ритуальное угощение снох). На этот обряд приглашаются все молодые келиндер (снохи). Их угощают блюдами и напитками, переданными со стороны невесты или жениха.

После свадьбы и провода сватов взрослые девушки из аула жигита приходили в дом свекра с поздравлениями и специальными угощениями, прося "куттык" - украшения, кольца, серьги, предметы домашнего обихода.

После свадьбы родственники мужа и соседи по очереди приглашали невестку к себе в гости для знакомства и сближения, чтобы она быстрее адаптировалась на новом месте. Невестка на такое приглашение шла не с пустыми руками,по обычаю полагался "илу" (ковер, украшения или отрез на платье в знак признательности). Этот обычай носил название уй корсету. При знакомстве хозяева испытывали молодую невестку, проверяя насколько она воспитана и учтива.

Первый визит зятя в дом тестя и тещи после свадебного тоя назывался есик ашар. Девушка после свадьбы год не могла навещать свой родной аул и родителей. Этот обычай действовал с целью более быстрого привыкания молодой невестки к жизни в новой семье. По традиции зять привозил положенные в этом случае подарки, соблюдая все приличия. Для жителей аула приезд зятя был веселым развлечением.

В настоящее время традиционная обряд казахской свадьбы сохранился с незначительными изменениями. Они заключаются в том, что жених с невестой перестали надевать национальную одежду, хотя саукеле часто встречается и в современном свадебном наряде невесты. По прежнему с головы невесты снимается фата и завязывается платок. Изменению также подвергся свадебный той. Перестали проводить национальные игры, которые раньше имели большой размах.