Описание картины «Крестьянская свадьба. Свадебные пиры, шествия и пляски

Надо заметить, что октябрь на Руси издавна считался свадебным месяцем. Полевые работы в это время были полностью завершены, а до Рождественского поста, в период которого свадьбы не совершались, было ещё далеко. Особенно престижным было сыграть свадьбу накануне праздника Покрова Богородицы. Верили, что молодая семья будет особенно счастливой и прочной, так как её оберегает сама Богородица.

То, что те, кто живет сегодня, близко к Брейгелю, не имеют существенного случая. Что нас беспокоит диабетическая и крестьянская свадьба? Мы захватываем исповедь духовного конфликта. Мы также верим и не верим. Огромные облака периста поднимаются над нами тоже, и где-то в бедной пустоте, как Икар, моя судьба и твоя исполнены. Даже сегодня и всегда настало время.

Ибо, действительно, притча стоит за внешним видом. И притча здесь не Бог, а земля и человек. Как хорал многих колоколов, бесконечность земли и скучный жест людей. Не провидение не поддерживает нашу жизнь, но судьба немыслимо скрывается на каждой кривой пути.

С самых древних времён и по сей день на Руси, да, пожалуй, и во всем мире нет более значительного, торжественного и радостного события, чем вступление в брак. И поэтому обставляли его со всей возможной пышностью и изобретательностью.

Старинные обычаи на Руси не позволяли жениху и невесте видеться до свадьбы, а уж тем более - противиться родительской воле. О любви речи не было, в крайнем случае, говорили: "Стерпится - слюбится". Девушки прекрасно понимали, что вступление в брак - это лотерея, предсказать итог которой невозможно.

Также, несомненно, превосходство. Но признание и вопрос, который всегда, всегда с тревогой, всегда неудовлетворен в хаотической темноте. Связанные статьи Северный ренессанс Альбрехт Дюрер Ханс Гольбейн молодой Лукас Кранах Альбрехт Альтдорфер Ренессанс в Старом Нидерланде Эль Боско.

Это долгое и болезненное путешествие оказало значительное влияние на новые формы ландшафта, которые он создал; с другой стороны, итальянское искусство, похоже, не оказало на него никакого влияния. По возвращении он работал на рекордерах; уже в своих ранних картинах он начал и развивал с большой оригинальностью фантастический и фантастический мир, из которого он часто рисовал из тех же источников фольклор и популярные и морализирующие пословицы. Позже он разработал совершенно новые предметы на фотографиях, которые вызывают высказывания; адаптировал смысл натюрморта, жесты и отношения, а также украшение религиозных картин новой иконописи, чья мораль демонстрировала повседневную жизнь и обычаи.

В старину на Руси заключение браков сопровождалось многоступенчатыми, традиционными, строго регламентированными обрядами, причем большую часть времени занимала не сама свадьба, а подготовка к ней.

Смотрины происходили в доме невесты. Некоторые женихи всё-таки добивались позволения увидеть невесту до свадьбы, но после этого обратного пути у них не было, вне зависимости от исхода смотрин. Видеть девушку и не жениться на ней - означало обесчестить семью невесты, а тут уж денежным штрафом отделаться было невозможно: общественное мнение подобных поступков не прощало, и виновный становился настоящим изгоем.

Его картины иногда довольно фантастические, как в «Далле Грит» или «Триумф смерти», но часто реалистичны, как в «Свадебном банкете», или в картинах, где граница между мечтой и реальностью как «Страна кокаина» или «Слепой», являются проповедями о пороках и глупостях человечества, которые признаются и восхищаются как таковые в жизни живописца.

Брейгель привлек большие панорамные пейзажи с тем же духом, что и человек, где человек является лишь элементом, почти несущественным, огромной природы. Хотя в его картинах человечество вездесуще в виде десятков, а иногда и сотни маленьких персонажей, наполненных жизнью, играют роль экстрасменов в сердце мира без ограничений, безразличны, всегда одни и те же, но всегда разные.

Накануне свадьбы в доме у невесты устраивался девичник, а у жениха - мальчишник.

Вытие - свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его - показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. Здесь происходил первый ключевой момент всего свадебного обряда – завешивание. На невесту надевали что-то на вроде фаты, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только ее отпускали - невеста падала.

На этой картине изображен характерный аспект ярмарки в городе, спящем зимой. Тележки, перевозящие бочки, убой свиньи, фигуристов и многие другие детали, сразу доступны для ситуации этого убежища, слева от картины, которая делает офис переписи. Но рядом с вагонами и их бочками плотник несет задницу, на которой сидит женщина, завернутая в большую голубую мантию. Это традиционное изображение Богородицы на картине является самым ярким свидетельством близости курортного сезона.

Работа последней фазы деятельности Питера Брейгеля Старшего, эта картина представляет собой свадебный банкет пары крестьян. Жених - это, возможно, молодой человек, который неожиданно открывает глаза, проглатывая свою яму и садясь на скамейку с спиной. Невеста, ее щеки красные от удовольствия, и ее взгляд скромно снижался, застенчиво улыбаясь, сидя в центре стола, перед зеленым занавесом. Справа от него находится его мать и свекровь, а рядом с ним видно, что его можно увидеть с угрюмым видом, но ему принадлежит лучшее место, стул с высокой спинкой.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Главными событиями дня накануне венчания для невесты были её баня и девичник. Баня, которую топили для невесты в предсвадебный день, имела особое назначение. Она означала прощание невесты с родным домом. В бане невеста расставалась со своим девичеством, «смывала свою девичью красоту» (вместе с потом и грязью после многочисленных предсвадебных приготовлений). Каждая из подружек невесты старалась в бане похлестать себя веником невесты. Считалось, это поможет девушке скорее стать просватанной.

В дальнем конце справа, сидя на импровизированном стуле, человек элегантно участвует в вечеринке, это, пожалуй, художник. Напитки, которые передаются в баночках, напоминают иконографию Свадьбы Каны, с которой Брейгель Старший делает своего рода «легкую» и реалистичную реплику. Торжества проходят в районе фермы, где крупы обмолоты, относительно большие и с почвой на избитой земле. За великим банком гравюры висели, как проданные во время религиозных праздников и паломничества. На переднем плане двое мужчин подают кашу в отдельных чашах, помещенных на дверь, служащую лотком.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы . Косу засплетала крёстная невесты. Засплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях засплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» - лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Хотя эти два человека имеют только роль сервера, тот, который слева, является самым большим персонажем на картинке, а Брейгель еще больше увеличивает его одежду. Деревянная ложка в шляпе обозначает его бедным, как крестьянин без земли или дома. Эти люди работали как рабочие, помогали в уборке урожая и в другие времена великой крестьянской работы, а также использовали их для праздников. Они искали регион, ищущий работу или надеясь получить кусок хлеба или тарелку с кашей. Вот почему характер Брейгеля несет ложку, но также и некоторые седельные сумки, которые видны только поясом.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне - причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

«…Но там, где нет церковного элемента, стирающего более старую обрядность, обряд перемены одежды и головного убора не расколот и играет центральную роль.»

Важное место, которое занимает невеста, - это зеленый занавес и корона, которые висят над ее головой. В последний раз она показывает публике свои длинные волосы, которые скоро исчезнут под полицейским, как и ее соседский стол. Ее волосы опоясаны диадемой, также называемой свадебной короной.

Брейгель неоднократно писал многочисленные деревенские сцены. Примерами этого являются такие же, как или. Это постоянное сельское окружение его произведений в то время заставляло ученых думать, что, возможно, Брейгель был еще одним крестьянином. Он был урбанистом того времени, который развивал свою работу главным образом в бельгийских городах Антверпен, и особенно в Брюсселе, и так или иначе использовал условия крестьянства, почти как критик или комедия использования и обычаев своего времени.

Вступление в брак в патриархальном обществе есть закрепощение женщины чужим родом, где она занимает подчиненное положение. Свадебные обряды сплошь отражают символику зависимости, подчиненности ее воле мужа. Естественно, что именно эта зависимость должна отражаться в обряде перемены головного убора - он оформляется как плач по девичьей воле.

Хорошим примером этого является работа деревенской свадьбы. Сцена установлена ​​в сарае, в котором пучки соломы видны в фоновом режиме. Невеста сидит в центре стола и помещается перед синей тканью, висящей на стене. С одной стороны его отец сидит в кресле и матери. В то время как муж должен быть на другой стороне, хотя мы не видим скрытой головой одного из персонажей, которые служат пище и занимают передний план картины.

С левой стороны мы видим другого крестьянина, который наполняет кувшины пивом. Между этим персонажем и двумя, которые несут огромный импровизированный поднос с блюдами тушенки, чтобы один из лавров хватал и раздавал, мы можем делать весь цикл праздника. Потому что это то, что нам представляет Брейгель Старший, банкет, в котором некоторые из персонажей чрезвычайно сосредоточены в том, чтобы пить и пить.

Девичья прическа и головной убор в песнях, кроме эпитета «девья красота», имеют еще употребляющийся как синоним эпитет «вольная воля».

Уж мои русы природны да волосыньки,

Уж ничего они да не боялися,

И ничего они да не страшилися,

Уж теперь им будет да натерпеться,

Уж теперь им будет да настрашиться.

Так как главное отличие женского убора - закрытые волосы, можно предположить, что они-то и являются символом подчиненного положения. Многочисленные материалы подтверждают это: замужняя женщина, по воззрениям русских, ни в коем случае и никому не должна показываться без головного убора. Если она выйдет «простоволосой» в сени, ее может домовой схватить за косы и утащить наверх. «Засветить волосом», т. е. выставить его наружу или пойти с открытой головой - большой позор и грех.

Другие люди также пытаются войти в сарай. А потом есть музыканты, один из которых, пока он играет на волынке, его глаза идут к еде. С другой стороны, вы видите священника и магистрата, которые беседуют, или главный герой получает ребенка из-за стола, рубя его тарелку.

Короче говоря, в нем представлена ​​целая выборка взглядов, и все они являются плодом способности автора к наблюдению и детализации. Тем не менее, наиболее ценным, наглядно, является способность Питера Брейгеля составить сцену, которая по его собственной теме может быть беспорядочной и хаотичной, и тем не менее он представляет / демонстрирует ее очень четкую и ритмическую форму. Поместите стол в фоновом режиме, и визуальный маршрут идет от двери, где те, кто еще не вошел, идут в сторону стола, где почти все персонажи поворачиваются к нам спиной.

Костюм

Вторая группа – это северорусский костюм, или как его ещё называют сарафановый комплекс, потому что его основой служил сарафан. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. В результате к 18-9 веку сарафаны носили, кроме Северных и Центральных губерний Европейской России, вся Сибирь и Забайкалье, а также купчихи и небогатые горожанки всюду по стране.

Таким образом мы достигаем двух фигур, которые несут пищу, и обратно, человек в углу и принимая одну из посуды из подноса, возвращает нас к столу, чтобы взглянуть на невесту. Свадебные гости танцуют и веселятся на красочной вечеринке посреди леса, в то время как семьи молодоженов обсуждают департамент недвижимости и подарки невесты. В буколической свадьбе есть женщины, танцующие, мужчины пьют из банок, музыканты играют волынки и гости разных возрастов, наслаждаясь праздником страны.

Картина Питера Брейгеля Младшего, получившая название «Свадебный танец на открытом воздухе», была идентифицирована в Англии группой экспертов и теперь будет представлена ​​в Музее Холберн в Бате на юго-западе страны. Тем не менее, новый директор английского музея Дженнифер Скотт, подозреваемый в санкционировании картины во время одной из своих первых экскурсий в архивах учреждения.

Кроме этого, существует множество черт народного костюма, которые характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному и сословному положению. Чаще всего знаками различия были не столько покрой и вид одежды, а цветовая гамма материала, количество и стиль вышитых и вытканных узоров, применение разного вида ниток – шёлковых, золотых и серебряных.

Скотт обнаружил, что под слоями лака и пыли был шедевром большой исторической и художественной значимости. Картина была теперь принята экспертами в качестве оригинала Питера Брейгеля Младшего и станет главной частью выставки, запланированной на следующий год в Музее Холберна, в центре которой находится династия семьи Брейгеля, первая в Великобритании.

Даже под слоями пыли детали и цвет этой работы фантастические. Слишком хорошо, чтобы быть простой копией. Скотт объяснил, что одной из причин, по которым он смог быстро определить картину, было то, что в последние годы он работал в отделе голландской и фламандской живописи Королевской коллекции, одной из самых важных в стране и в Европе.

Несмотря на то, что в России свадебные белые платья начали активно входить в городскую моду в начале 19 века, национальные свадебные костюмы продолжали быть в ходу среди крестьян, мещан и даже части купечества. Каждая губерния и даже уезд имели свой неповторимый уникальный вариант свадебных костюмов, в силу огромности территории нашей страны, исторических особенностей развития каждого региона, влияния соседних культур и т.д., но смысл и принципы её изготовления оставались неизменными. Наряд новобрачных украшался богатой вышивкой из ведических орнаментов, несущих сакральный и обереговый смысл. На женских свадебных платьях это были женские фигуры Богини Макоши, ромбы – знаки плодородия, разнообразные солярные знаки, дерево жизни и т.п, которые, как правило, располагались по краям одежды – по подолу, вороту, на концах рукавов, плечах и и.д. В некоторых регионах России они использовались вплоть до середины 20 века. Давайте посмотрим, какие свадебные наряды бытовали у крестьян северного, поволжского, приуральского и южного регионов России в конце 19- середине 20 вв. В этом нам поможет книга С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм». Ниже представлены женские свадебные наряды Вологодской, Воронежской, Вятской, Пензенской и Курской губерний.

Брейгель Младший - замечательный художник, чья репутация со временем выросла. Еще несколько лет назад многие бы сказали: О, неудача, это работа «Янга»вместо «Старого», но теперь мы все взволнованы этим новым открытием одного из его шедевров, - сказал директор музея.

Теперь атрибуция означает, что в музее Холберна есть три фотографии фламандского художника, больше, чем любая другая общественная коллекция в Великобритании. Художники, такие как Дэвид Тенирс и Иероним ван Кессель, также были частью этой семьи художников через их браки с дочками Брейгеля.

Комплекс женской одежды с сарафаном.

Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (род платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII - XVIII вв. Он включал рубаху, сарафан, пояс, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Наиболее часто встречающиеся типы сарафана - "косоклинный распашной" и "прямой" (или "круглый"). Характерным покроем первого типа сарафанов являются косые клинья, вставленные по бокам двух прямых полотнищ ткани спереди и одного центрального полотнища на спине. Спереди сарафрн застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Покрой другого типа сарафана чрезвычайно прост. Он сшит из прямых полотнищ, собранных на груди под обшивку, без застежки и удерживается на плечах также лямками. "Косоклинник" и "прямой" сарафаны генетически связываются с древнерусскими женскими одеждами "телогреей" и "накладной шубкой".

Семейное древо семьи было плодовитым. Например, у Питера Брейгеля Младшего было 7 детей, а его племянник - 11; по меньшей мере, 5 из них оказались художниками. Я могу только понять, кто есть кто, постоянно ссылаясь на генеалогическое древо семьи, - объяснил Скотт. Питер Брейгель Старший умер, когда его 2 детей были очень молодыми, и хотя его рисунки, как известно, остались в его мастерской в ​​течение десятилетий, неизвестно, кто научил их рисовать детей.

Скотт и его помощник Эми Оррок, которые исследовали этот предмет из исторических архивов, теперь считают, что бабушка родилась Майкен Верхулст, которая была замужем за художником и сама была миниатюристом. «Открытый свадебный танец» пришел к власти в Музее Холберна в рамках огромной коллекции картин, оставленных сэром Уильямом Холберном, богатым викторианским аристократом.

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотым галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами ("рукавами") из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из "сарафанных" тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

Старинный праздничный наряд девушек (сарафан, душегрея, сетка-поднизь) считался во второй половине XIX века костюмом невесты.


В XIX веке свадьбы были совсем непростым ритуалом, полным обязательных предписаний, за правильным соблюдением которых велось строгое наблюдение. Порядок был следующим:

1. Сватовство

Отец и мать жениха сначала приходили к семье невесты свататься. Пили чай, хвалили сына, хозяйство, уверяли, что невесте у них житье будет хорошее.

— Ты, матушка, — обращается к невесте будущая свекровь, — не подумай, что ты будешь у меня за место невестки; нет, ты будешь у меня родимой доченькой. Делать то я, матушка, сама все могу, сама в силах, сама все сделаю, утром будить рано не буду. И не подумай, родимая, сватьюшка, что я все вру.

Спрашивали невесту о желании, показывали ей жениха. Если жених нравился, то невеста давала согласие.

2. Рукобитье

Во время рукобитья сначала молились, потом сажали за стол жениха с невестой и начинали сговариваться, когда будут смотрины, чьи должны быть дары (невестины или жениховы), кому и что подарить.

3. Смотрины

Водка, закуска, конфеты, орехи и пряники на смотринах были от жениха. Немного приготавливали невеста с родителями. Смотрины бывали вечером через несколько дней после рукобитья. На них пели различные песни. Если невеста сирота — пели сиротские песни, если нет, то веселые.

...
По травке, по муравке,
По лазоревым цветочкам,
по раскрашенным камешечкам,
по калиновым мосточкам, —
Тут катилася карета,
Не простая — золотая.
Что во этой, во карете,
Что не князь сидит с княгинюшкой,
Молодец с красной девицей;
Что девушка плачет, Ванюшка унимает:
— Не плачь ты, не плачь, Маша,
Не в чужие люди едешь,
Ты от батюшки ко свекору,
От родимой ко свекровке;
Что у свекра жить вольнее,
У свекровушки нежнее:
Куда пойдешь — все спросися,
Отколь придешь — все скажися...
— Уж и черти эта неволя!
А у матушки жить нежнее,
А у батюшки жить вольнее:
Куда пойдешь — не спросися,
Отколь придешь — не скажися.
Что не ленточка то к стенке льнет,
Ванюша Машеньку к сердцу жмет:
Спрашивает: «ты скажи, Машенька,
Кто тебе из роду мил?»
— Уж мил то, мил мне Ванюшка!

4. Вечерка

Когда все песни пропели, все женатые, посторонние и гости удалялись. Оставались только парни и девушки, которые справляли вечерку — ходили парами, плясали, пели песни.

Вот одна из игр на вечерке. Девушки пели: «Драгун дома, драгун дома, драгун, дома ли живешь?». При этом ударяли парня по голове и, указывая на одну из девушек,спрашивали: « Вот тебе невеста, поедешь венчаться с ней?»

Повторяли песню и назначали невест всем присутствующим парням. После этого ставили скамейку посередине комнаты, певшие песню парень и девушка вставали на концы скамейки. К ним подходили парами и спрашивали:

.
— Далеко ли поехали?
— Венчаться.
— Кого возьмете?

Стоящий на скамейке называл имя и отчество подошедшего парня. И спрашивал девушку:

— Ты за кого идешь?

Та называла парня из пары. Дальше спрашивали по желанию ли берут девушку и по желанию ли идет она. После опроса пара прыгала три раза через скамью. Это означало, что они повенчались. Затем они целовались друг с другом и с теми, кто на скамье. И так все пары. Потом пели песни и для каждой пары, во время которых они менялись колечками или чем-нибудь другим. Потом пели песню про выкуп:

.
Не дают дары без выкупа,
Без удала добра молодца (имя);
Не дают дары без выкупа,
Без души без красной девицы (имя).

И девушка целовала парня.

5. Проводы жениха с вечерки

Провожали жениха до его дома или квартиры тоже с песнями, но пели уже все песни, какие придут в голову. Перед тем, как войти в дом жениху, пели песню:

...
Возле речки, возле мосту,
По канавке, по канавке росла травка.
Росла травка шелковая,
Шелковая, зеленая, муравая.
Я не в три косы косила, в одну косу.
В одну косу на три круга,
На три круга ради друга,
Ради друга, ради гостя, гостя дорогого
Своего милого!

6. Приглашенный стол

На следующее утро к невесте шли опохмеляться те из гостей, которые были на смотринах. Сваха жениха приходила со своим вином, угощала гостей и пела песни. Гости ей подпевали. Вот один отрывок из таких песен:

...
Ты гуляй-ка, моя дочь,
Во всю темну ночь.
Я не буду унимать,
Сама буду потакать.
Я сама така была,
В девушках гуляла,
Себе дружка нажила...
...
Баба пьяна напилась,
Во солдаты нанялась,
Не берут ее в солдаты,
У ней волосы косматы.

7. Проводины жениха днем

После того, как отгуляют приглашенный или похмельный стол, то есть дня через два после вечерки, все расходились по домам. Некоторые провожали домой жениха, невеста с девушками тоже шла до его квартиры, на которой их угощали. Если жених приехал из другого места, то потом провожали его до края деревни. Во время проводов обязательно пели.

8. Отпуск

Ко дню свадьбы собирали поезд. Крестного делали «тысяцким» и сажали рядом с женихом, «сваха» — крестная садилась с другой стороны, с левой. «Большой боярин» садился возле «тысяцкого», «княжевой боярин» рядом с большим. Если свадьба богатая, то таких «бояр» набиралось человек 12. После «бояр» садили в поезд «полудружья», возле него «дружка». Это был как современный распорядитель — его все слушались, что он говорил, то все исполняли, так как он хорошо знал все порядки свадьбы.

Перед отъездом собирали стол и все садились по старшинству. Многие могли приходить «не званными», чтобы проводить жениха. Естественно, пели песни тысяцкому, боярам, дружке, свахе, конечно же с намеком:

.
Где то сидит наша свашенька богатая?
Она с гривны на гривну вступала,
Рублем девушек за песенки дарила!

После пения поющие ставили на стол посудину, в которую их одаривали за песни. После этого, помолившись Богу, садились на коней.

9. Повестка невесте

Весь поезд жениха приезжал в деревню невесты и останавливался на ее прежней квартире. Дружка и полудружье вручали невесте повестку — отдавали ей венчальные ботинки, зеркало, мыло, хлеб, соль, пирог с изюмом, курицу или окорок, или индюшку. Невеста начинала готовиться к девичнику, одевалась и наряжалась. На праздник приглашались все девушки из деревни, а затем весь поезд жениха.


10. Девичник

Встречать жениха во двор выходили родители невесты с подносом в руках, на котором стояла водка. Жениха приглашали в дом, после этого приводили невесту и сажали за стол. Когда все входили и садились за стол, девушки пели песни так же, как и при отъезде поезда — величали всех присутствующих по очереди. За это девушек тоже одаривали.

Потом подавали на стол. Сначала приносили холодное (после каждого блюда — водку), потом разливное, жареное, котлеты, птица и прочее. Последним блюдом был «курник». Его приготавливали из ячменной крупы, а сверху посыпался рубленными яйцами. Из теста делалась крышка, закрывавшая курник. Выпекалось блюдо в печи. Курник подносила женщина, которая его пекла. Она разрезала курник, подавала всем по ложечке и обносила всех вином. За это ее тоже одаривали. После бояре пели песни.

...
У нас конечки готовые,
Ямщички все по возам,
Нам отваливать пора
Со широкого двора.
...
Наш полудружье хорошенький.
Его девушки любили,
В нову горенку водили,
Чаем-кофеем поили,
Алым платком подарили,
За платочек целовал.

После этой песни полудружье обносил всех пивом, гости прощались. Все провожали их до поезда, родня невесты обносила уезжающих водкой и вином. Невеста в это время переодевалась в обыденную одежду и садилась на свое место.

11. Девичник без жениха

Проводив поезд жениха, девушки опять садились за стол. Те, которые являются родственницами невесты, сидели к ней ближе, остальные как придется. Им подавали те же кушанья, что и боярам. Закончив ужин, невеста с девушками пела каждому родственнику песню.

...
Благодарю тебя, батюшка,
За хлеб, за стол,
За последнюю уженку.
Отпила то я, откушала
У родимого, у батюшки.
Со любезныя подруженьки...

Потом закрывалась платком и плакала. Потом невеста уходила, а девушки играли и пели песни часто до утра.

12. Отпуск у невесты

Утром приезжал дружка. Родители невесты приготавливали стол на два блюда, третьим блюдом был «гусь» из бумаги с головой, крыльями и ногами. Родители благословляли невесту, девушки пели. Затем все садились за стол и ждали поезд, который опять встречали вином и водкой. Дружка, а затем жених в доме начинали торг с братом невесты (если брата не было, его специально назначали из родственников). Брат сидел в углу в шапке. Жених угощал брата вином и просил выйти к ним, все пили и ставили стаканы вверх дном, а поднос со стаканами посередине стола.

.
— Теперь можешь выйти, — говорили брату.
— Загородите «острожья»! — отвечал брат и показывал на стаканы.

Бояре бросали деньги на стол кто сколько может.

— Раз загородили, то и накрыть надо!

Покрывал тысяцкий, смотря по состоянию, но не меньше рубля. Как только «накроют острожья», брат снимал шапку, а поезд бросал в него своими шапками. Брат уходил, а поезд садился за стол пить чай. Встав из-за стола, дружка говорил родителям невесты: «Батюшка и матушка, умерьте свое детище родить, поить, кормить и сумейте нашему молодому князю на руки сдать».

Отец подходил к дочери, брал белый платочек и за руку передавал дочь жениху. На пол настилали войлок, на который вставали отец и мать, жених и невеста. Родители благословляли молодых хлебом-солью и иконами, жених и невеста кланялись в ноги. Девушки пели песни.

...
Что не верба к земле клонится,
Не кудрявая преклоняется,
Машенька с Ванюшкой благословляются
У родимого батюшки,
У родимой матушки...

Жених и невеста уезжали — невеста в своих санях, жених в своих.


13. Свадьба

Все участвовавшие на отпуске у невесты возвращались домой, а невеста, брат, сваха ехали к церкви. Сзади них ехала кошева с родственницами невесты. Другая кошева, перевязанная веревками, с нагруженным на нее приданным (ящики, подушки, постель, одеяла, шубы, обувь, одежда) отправлялась на квартиру к жениху.

Кошевная сваха и кошевник во дворе жениха не сходили с воза до тех пор, пока им не выносили водки и подарки. Тогда они слезали и разрешали жениховой родне искать узел, который они, естественно, найти не могли. Кошевнику выносили целую бутылку и просили найти узел. Тот быстро находил и кошеву разгружали. Кошевная сваха в это время готовила постель для молодых, которых ждали из церкви. Чтобы скоротать время, все пили чай.

Приехавших молодых встречали во дворе. Жених с невестой становились рядом, с ними рядом сваха жениха и невесты. Выходила мать невесты и осыпала новобрачных хмелем, а затем их благословляли иконой и хлебом-солью. Играла гармоника, гитара или скрипка с бубном. Всех угощали водкой и шли в комнату, где садились за стол.

После стола бояре шли на улицу гулять, а дружка со свахами укладывали молодых спать, запирали их на замок, а ключи отдавали дружке. Через некоторое время дружка входил в комнату, проверял, что все благополучно, выходил и разбивал посуду. Если было не все нормально, то посуды не били, находили разбитую, негодную к употреблению посуду и подавали отцу и матери невесты. Наступал черед свахам брать ключ и идти к молодым. Молодуха переодевалась, били посуду, танцевали.

К этому времени приезжали из своей деревни мать и отец жениха, они останавливались в отдельной квартире. Узнав об их приезде, брали платок, завязывали в него белье, прикалывали цветы, ехали к родителям жениха и звали их в дом невесты. Приехав, влетали в комнату родителей невесты и били посуду, которую привозили с собой. При битье посуды пели песни. Одной из них была «Посею лебеду на берегу»!

...
Душа милый, душа я,
Душа ягодка моя,
Все глядел бы на тебя!
Мои глазаньки глядят,
Говорить с тобой хотят.

14. Начательный стол

Стол этот готовили уже в деревне жениха, приглашали гостей, молодые ехали за родителями невесты и теми, кто приехал с ними. Их встречали с бутылками и рюмками, обвязанными разноцветными лентами. Сначала угощали отца и мать, потом остальных и приглашали в комнату. Родителей невесты сажали в передний угол, пировали долго, с утра и до вечера. На другой день был второй стол, тоже шумный и продолжительный.

15. Подарный стол

После шумного пира начинали дарить. Дарили отца, мать, родственников, а те отдаривались скотом или деньгами.

16. Гуляние стола

Когда дарение заканчивалось, ездили по улице, заезжали тысяцкому в гости, пели песни. У тысяцкого танцевали, ели, а потом разъезжались по домам. На утро — к жениху на похмельный стол звали в гости уже молодые.

17. Прощеный стол

Через три дня после этого родные молодухи прощались и ехали домой. После отъезда родных невесты провожают дружку до дома. Коней увешивали шалями, платками, сами рядились старухами, стариками, коновалами, цыганами. Ехали по деревне с песнями.

Video clips of Michael IJsbrand Rogge