Музыкальные конкурсы для взрослых. Конкурсы дома на день рождения.

Конкурс «Пой свою песню»

Застольные игры
Каждый игрок вспоминает песню, слова и мотив которой хорошо знает. Каждый будет петь свою песню, кроме ведущего. По одинарному хлопку ведущего все начинают петь, но только мысленно, про себя. Когда ведущий хлопает два раза подряд, все поют вслух, как можно громче. Старайтесь удержать мелодию и не перепутать слова, несмотря на звуковые помехи. Когда ведущий хлопает вновь один раз, переходите на беззвучное пение, когда хлопнет два раза - опять пойте вслух.

Победит тот, кому удается допеть свою песню до конца, ни разу не сбившись. Тот, кто сбился, исказил мелодию, ритм или перепутал слова, выбывает из игры и прекращает петь. Ведущий следит за этим.

В награду победителю предоставляется возможность после завершения игры спеть один любой куплет любимой песни от начала до конца без помех.

Конкурс «Хоровое пение»

Участники выбирают хорошо знакомую всем песню и начинают петь ее хором. По команде ведущего: “Тихо!” игроки замолкают и продолжают петь песню про себя. Через некоторое время ведущий дает команду: “Громко!”, и игроки продолжают песню вслух.

В большинстве случаев во время пения про себя игроки меняют темп, и после команды “Громко!” все поют вразнобой и игра заканчивается смехом.

Конкурс «Слово из песни»

Все игроки делятся на 2 команды. 1-ая команда поет какой нибудь отрывок из любой песни, вторая же должна на одно слово из того отрывка спеть свою песню....

Например. 1-ая команда: я сошла с ума, я сошла с ума, мне нужна она, мне нужна она! 2-ая выбрала, допустим, слово С УМА... и тогда она поет другую песню с этим словом, допустим: сойти С УМА от разлуки на час, сойти с ума вспоминая нас и т.д.

Конкурс «Малый хор»

Участники садятся на табуреты. На голых коленях участников рисуют смешные рожицы, на голени надевают какие-либо одежки, колени украшают косынками и бантами, ступни остаются босыми. Перед участниками натягивают простынь.


Ведущий объявляет: «Из-за леса, из-за гор к нам приехал малый хор».


Ассистенты поднимают простынь до колен, чтобы было видно только ноги выступающих. Артисты поют детские песенки или частушки, шевеля ногами, ступнями и т. п.


Выступления такого хора обычно проходят на бис, поэтому участникам концерта необходимо позаботиться о репертуаре.

Конкурс «Попурри»

Соревнования любителей песни. Встаем в круг, лицами друг к другу. Ведущий начинает песню, поет или говорит один куплет. Следующий игрок продолжает куплет другой песни, без паузы между ними.


Условие. Все последующие куплеты должны содержать хотя бы одно слово из предыдущей песни. Как только первый игрок кончил петь первый куплет, следующую песню, без паузы, подхватывает находящийся справа от него игрок.

Конкурс «Не думай о секундах свысока»

В записи звучит какой-либо юмористический текст - возможно, монолог известного эстрадного артиста. Предложив участникам внимательно слушать текст, чтобы потом суметь воспроизвести его, ведущий через каждые несколько секунд убирает громкость записи, затем снова на долю секунды добавляет звук.
Игроки после прослушивания произносят свой вариант текста, а затем слушают его таким, как он должен звучать. Наиболее внимательные и догадливые, сумев безошибочно досказать то, что было упущено, получают награду.

Конкурс «Стриптизер поневоле»

Для игры приглашается нечетное количество игроков. Из них формируются пары. Один человек остается без пары - он становится стриптизером.

Под музыку пары танцуют (2-3 минуты), и, когда ведущий ее выключит, пары должны поменять партнера и сделать это очень быстро, так как в это время стриптизер перестает раздеваться и хватает первого попавшегося ему танцора. Это может быть и парень, и девушка. Кто остался без пары, тому разоблачаться до следующей смены партнеров.

В финале костюмы участников вызывают настоящий ажиотаж среди зрителей.

Конкурс «Музыкальная шляпа»

Участники игры становятся в круг и под музыку передают шляпу друг другу: игрок снимает шляпу со своей головы и надевает на голову соседа справа. Когда ведущий останавливает музыку, игрок в шляпе выходит из игры. Оставшийся последним - побеждает.
Другие варианты игры: можно использовать огромные шорты, рубашку и т. д. Предмет можно передавать без помощи рук.

Конкурс «Счастливый билет»

Играющие встают в два круга: внутренний образуют женщины, внешний - мужчины. Во внешнем круге должно быть на одного человека больше, чем во внутреннем. Под музыку оба круга двигаются в разные стороны. Музыка закончилась - игроки внешнего круга должны заключить в объятия игрока из внутреннего. Женщина - это «счастливый билет». Кому не достался «билет», тот «заяц» и выполняет какое-нибудь задание.

Конкурс «Из песни слова не выкинешь»

Ведущий заранее на листочках пишет слова, относящиеся по теме к новогоднему празднику, зиме, зимним развлечениям (елочка, хоровод, мороз, иней, снежинка, сосулька и т. д.), затем помещает листочки в шляпу и предлагает гостям принять участие в песенном конкурсе: «В этой шляпе находятся разные словечки, вы по очереди достаете, читаете, вспоминаете и поете строчки из песен, где встречаются эти слова. Но песни должны быть о зиме и новогоднем празднике».

Предпраздничная суета, беготня по магазинам, приготовления – всё это атрибуты дня рождения, а точнее подготовки к нему. И чтобы сам день рождения не пролетел моментально и незаметно, чтобы гости не зевали от скуки под философские беседы, следует к приготовлениям добавить ещё один пункт – музыкальные конкурсы на день рождения.

Можно нанять профессионала из сферы развлечений и полностью положиться на его вкус, тогда ваш праздник будет наполнен весельем и останется в памяти гостей на длительное время. Можно и самостоятельно придумать сценарии для конкурсов на день рождения, но подготовиться к ним необходимо очень тщательно. Ведь именно они должны позабавить гостей и не оставить им времени на зевание.

Итак, непосредственно сами музыкальные конкурсы на день рождения, некоторые из них прекрасно подходят как для детского, так и для . Некоторые можно разграничить возрастными рамками, единственное, что необходимо обязательно, так это наличие ведущего.

Музыкальные познания

В этом конкурсе ведущий просит гостей вспомнить и пропеть песни по выбранной категории, к примеру, песни, в которых присутствует какая-либо цифра:

  • Первая команда — Пять минут
  • Вторая команда — Аргентина-Ямайка 5:0
  • Первая команда — Где мои семнадцать лет…
  • Вторая команда — Миллион алых роз
  • Первая команда — Десятый наш десантный батальон

Участвовать в конкурсе можно как командами, так и индивидуально. Победителем объявляется та команда или игрок, кто последним вспомнил и пропел песню заданной тематики.

Невнятное пение

Ведущий объявляет конкурс на лучшую песню, однако есть подвох, петь необходимо с несколькими леденцами во рту. Все участники по очереди пытаются воспроизвести свою любимую песню, что, понятное дело, выходит у них не очень хорошо. В этом конкурсе обычно объявляется два победителя: первый, чью песню всё же узнали и второй, кто больше всех рассмешил гостей своим «бесподобным» пением.

Самый чуткий певец (певица)

В начале конкурса выбирается популярная песня, чтобы все присутствующие гости знали слова. Затем ведущий оповещает всех о том, что её необходимо исполнить хором, но с некоторыми условиями. В момент хлопка ведущего, гости перестают петь вслух и поют песню про себя, после второго хлопка все начинают петь с того места где необходимо по их мнению. Кто-нибудь обязательно собьётся после нескольких хлопков, но в большинстве случаев после второго хлопка практически все начинают петь разные моменты песни.

Танцевальная эстафета

Естественно невозможно обойти стороной танцевальные конкурсы для дня рождения, вот один из них. Участники выстраиваются в круг, чередуясь, женщина-мужчина. Ведущий достаёт «волшебную палочку», зажимает её между коленей. И под , совершая танцевальные движения, передаёт её следующему участнику, стоя лицом к лицу и обязательно без помощи рук. Принявший эстафету передает её дальше и так далее. После одного круга следует усложнить задание, к примеру, способ передачи палочки: спиной к лицу, спиной к спине, главное, чтобы руки не были задействованы в процессе передачи. Положительным моментом этого конкурса являются «великолепные фотографии».

Ода имениннику

Всем гостям следует разбиться на команды, ведущий выдает каждой по листу бумаги. Участникам необходимо в честь именинника, но с одним условием, все слова песни должны начинаться на одну букву. Именинник выбирает букву для каждой команды отдельно. По истечении отведённого времени на сочинение, команды по очереди должны исполнить свои песни. Победителя определяет именинник.

Все музыкальные конкурсы на день рождения по-своему хороши. Какие выбрать для определённого празднования зависит от гостей, их возраста и количества. Главное чтобы конкурсы несли в себе позитив и веселье, как для виновника торжества, так и для его гостей. А это позволит всем вспомнить свои детские, беззаботные ощущения, когда всё было как в сказке – ведь день рождения в детстве только с этими словами и ассоциируется.

Автор – Станислав Колесник

И в завершение посмотрите весёлое видео ещё одного конкурса, который подойдёт для любого праздника:

Традиционный русский способ веселиться: спеть хором под гармошку (или без нее) любимые песни - все еще популярен, особенно среди старшего поколения, но добавляются и новые музыкальные развлечения, игры и конкурсы, которые вносят в развлекательные программы праздников разнообразие, теплоту и задор.

Самые любимые музыкальные развлечения на празднике это: караоке, различные песни- переделки, музыкальные викторины, песенные перепевки с заданиями или исполнение текста известной песни в другом стиле: рэп , народный, мюзикл и т.п. Если собирается музыкальная компания, то весь сценарий можно задумать, как шоу, пусть гости весь вечер демонстрируют свои таланты - например, "Стань звездой" (посмотреть можно ).

Музыкальные игры и конкурсы из нашей подборки очень разнообразны: абсолютно новые и давно любимые, лирические и веселые, застольные и игровые.

1. Музыкальная игра "Шумовые оформители".

Поиграть в «озвучивание кино» будет интересно и большим, и маленьким. Подводка к этому развлечению может быть такой: «В связи с сокращением штатов все шумовые оформители были уволены и теперь все звуки и шумы в кино подают все, кто находится на площадке, давайте тоже попробуем оформить одну из историй».

История или сказка может быть известной, а может быть придумана на ходу, например такая: «Жили-были принц и нищий. Они страстно полюбили друг друга, но ее родители были против, поэтому влюбленные решили бежать в темную грозовую ночь. Они сели на коня и поскакали по каменистой дороге, потом они переплыли речку вброд. Наступили утро, запели птички. Вдруг они увидели старый-престарый дом…» и т.д.

Все звуки, о которых идет речь «иллюстрируют» гости. При этом в качестве реквизита для озвучки подойдут буквально любые предметы, находящиеся в помещении и даже одежда самих игроков. Так с помощью мужских ботинок можно озвучить побег - изобразить звук шагов, скрип дверей - трением вилки о пустую тарелку, конский топот - стуком женских каблуков о пол. Можно в историю о побеге добавить остроты и уронить что-нибудь звонкое (сережку принцессы) - звякнуть бокалом о бокал. Лязг засова будет изображать трение ножа о вилку. Чириканье птичек - резиновая игрушка и т. д., главное - дайте волю фантазии своих гостей, и они все придумают сами.

Ведущему можно записать все это на диктофон или другое удобное устройство. Прослушивание «озвученного кино» доставит дополнительное удовольствие всем собравшимся.

2. Музыкальный конкурс - викторина "Угадай и допой"

(спасибо автору)

С помощью этой песенной викторины можно попеть застольные песни. Ведущий задает вопрос, гости должны догадаться о какой песне идет речь и запеть именно с этого места хором.

1. Какие деревья, и в каком количестве стояли на Муромской дорожке? (3 сосны)- начинают петь слов: «На Муромской дорожке стояли три сосны….»

2. Это старое дерево не только стучит в окно, но еще и зовет на прогулку? (клен) - начинают петь со слов: «Старый клен, старый клен, старый клен стучит в окно…»

3. Об этом дереве поют, наблюдая, как смуглянка-молдаванка собирает винные ягоды? (клен) - начинают петь со слов: «Раскудряный клен зеленый, лист резной…»

4. К каким деревьям обращается парень, который ищет свою любимую? (ясень, тополь) - начинают петь со слов: «Я спросил у ясеня, где моя любимая…»

5. Девушка солдата, у которого выходной, живет в городе, где шелестят эти деревья? (липы) - начинают петь со слов: «Где любимая живет, липы шелестят…»

6. Девушка вызнала характер своего залёточки, когда вызрел этот кустарник? (калина) - начинают петь со слов: «Калина красная, калина вызрела…»

7. Цветение какого дерева обожает героиня песни, которая утверждает, что это лучший момент? (яблоня) - начинают петь слов: «Лучше нету того цвету, когда яблоня цветет..»

8. Трудолюбивый герой песни называет свою возлюбленную также, как это дерево? (черешня) - начинают петь со слов: «Из-за вас, моя черешня, ссорюсь я с приятелем..»

9. Какое дерево растет под окошком у засидевшейся дома девушки? (вишня) - начинают со слов: «Расцвела под окошком белоснежная вишня…»

10. Между какими деревьями случилась несчастная любовь? (рябина и дуб) - начинают со слов: «Как бы мне, рябине к дубу перебраться..»

11. В Одессе фонтан покрылся цветом этого дерева? (черемуха) - начинают со слов: «Фонтан черемухой покрылся, бульвар французский весь в цвету..»

12. Песня о кустарнике, цветы которого всю ночь сводят с ума? (белая акация) - «Белой акации гроздья душистые…»

13. Куда сегодня заведет тропка женскую половину зала, после выпитого коньяка? (до вишневого сада) - «Довела меня тропка дальняя…»

3. Музыкальная игра "Инсценировка песни".

В компаниях, где любят костюмированные номера, можно устроить инсценировку любой прикольной песни, распределив между гостями, как роли героев песни, так и неодушевленные предметы, встречающиеся в тексте песни. Очень смешная сценка получится, например, если взять песню Лебединского "Мохнатый шмель" (спасибо автору этой идеи). Хорошо бы выдать артистам хотя бы элементы костюмов (ободки, ушки, шляпки и прочее), сделать это, кстати, тоже можно в игровой форме, пустив мешок с реквизитом по кругу: каждый достает из мешка, не глядя, первое, что попадет в руки - так роли для будущей инсценировки и распределяются.

Затем, каждый обыгрывает свою роль, при этом начать лучше с того, что посадить «душистый хмель» на стул, затем по сюжету уже на него сядет «мохнатый шмель» и т.д.

(для скачивания - кликните файл)

6. Музыкальная разминка.

Вспомните конкурс «Разминка» КВН, и устройте на празднике такую же импровизацию, только не из шуток, а из песен. Команды должны обмениваться вопросами и ответами из песен, т.е. одна команда вспоминает вопросительную строчку из песен, другая утвердительную, подходящую по смыслу. Затем меняются ролями. Например, вопрос: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?», ответ: «Напилася я пьяна, не дойду я до дому!». Или: «Где же ты, Маруся, с кем же ты гуляешь?» - «…я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке».

Играть можно до тех пор, пока не иссякнет фантазия.

7. Музыкальные комплименты.

В программу любого праздника, а, особенно, корпоративного, можно включить музыкальный обмен комплиментами между мужской и женской половиной зала. Сделать это очень просто: женская команда вспоминает лестные строчки из песен о мужчинах, а мужчины наоборот, поют отрывки из песен, которые можно расценить как комплименты дамам. И по очереди начинают обмениваться этими музыкальными комплиментами.

В качестве примера похвалы кавалерам ведущий может продекламировать такие строки из песенки А. Свиридовой:

«Как хорошо! Можно доверять мужчине!

Как хорошо! И не думать ни о чем!»

Как песенный реверанс в сторону прекрасных дам - куплет из хита Ю. Антонова:

«Внимание, мужчины! Для смеха нет причины!

Сегодня в каждом деле нам женщины под стать,

А мы по доброй воле чужие учим роли,

Побеждает та команда, которая в течение десяти минут назовет больше музыкальных комплиментов, хотя подсчет можно и не вести, пусть победит дружба.

Этот поток песенных комплиментов можно направить и в одну сторону, например, на женский праздник 8 Марта, устроить музыкальное поздравление - попурри, которое будет состоять из отрывков песен-комплиментов.

8. Песенная энциклопедия.

Для этой песенной перепевки можно разделить зал на несколько команд (в зависимости от количества гостей) и заранее приготовить карточки с предполагаемыми темами песен: животные, птицы, растения, путешествия, любовь и так далее. Каждой команде вытягивает по три - пять карточек. На раздумья дается пять - семь минут.

Затем методом жеребьевки тем каждая команда представляет свои музыкальные иллюстрации, например, тема «Камни»: «Подари мне лунный камень», «У него гранитный камушек в груди», «Все я сумею, все смогу - сердце мое не камень». Допускается пение как одной строки из песни, так и целого куплета или припева. Главное, чтобы соответствовало смыслу задания.

За каждый в тему данный ответ - очко. Победителей определяют по сумме заработанных баллов.

9. "Оркестр виртуальных инструментов".

Из гостей (10 - 15 человек) создаем Оркестр виртуальных инструментов - каждый вытягивает карточку с написанным инструментом, у всех, естественно, разные. Игру на инструментах участники должны изображать очень выразительно, чтобы было понятно, кто - на чем музицирует.

Затем ведущий объясняет, что будет дирижером, но играющим, еще и на барабане. Однако ведущий-дирижер все время будет «переключаться» на любой другой инструмент, и тот игрок, чей инструмент в данный момент изображает ведущий, должен моментально прекратить свои движения.

Таким способом из игры виртуального оркестра постепенно выбывают те «музыканты», кто «проворонил» новое движение ведущего. Побеждает самый внимательный игрок.

10. Музыкальная азбука.

Развлекательной программы детского дня рождения, проведение которого планируется осуществить в домашних условиях, родители в первую очередь задумываются над двумя вопросами: "Какие конкурсы будут уместными?" и "Какие из них смогут стать изюминкой торжественного мероприятия?" Смело можем уверить вас - танцевально-музыкальные игры будут отличным вариантом. Опасения, касающиеся тесноты помещения, несколько преувеличены. Если общая площадь вашей квартиры превышает 30 квадратным метров - организация и проведение задорных танцевальных и других конкурсов дома на день рождения не вызовет у вас никаких трудностей.

Танцевальные конкурсы на день рождения

"Ламбада с подносом": приготовьте для конкурса стулья и подносы. Разделите детей на пары. Участвующие ребята садятся на стульчики, а вы размещаете между ними поднос, который они должны прижать животами. Руками поддерживать его нельзя, касаться друг друга тоже запрещается. Как только вы запускаете музыкальную композицию "Ламбада", конкурсанты должны начать свой танец, ритмично, в такт музыке покачивая бёдрами. Если во время этих движений поднос падает на пол, пара выбывает из конкурса. Победителями становятся участники, справившиеся с заданием.

"Танец со шваброй": разделите детей на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Постройте их в ряд друг напротив друга. Одному участнику в руки выдаётся обычная швабра для мытья полов. Вы включаете музыку, под которую игрокам предстоит танцевать. Когда она прекращается, ребятам необходимо поменять партнёра как можно быстрее. Игрок со шваброй в это время бросает её и хватает первого попавшегося ему на глаза партнёра. Участник, не сумевший найти себя пару во время остановки музыки, берёт в руки швабру и начинает танцевать с ней.

"Возьмись за...": вы можете разделить детей на две команды, а можете просто предложить ребятам участвовать всем вместе. Включаете музыку, дети танцуют. Время от времени танцы необходимо прерывать командой ведущего: «Возьмись за …». Участники конкурса должны успеть схватиться за то, что им было предложено: за зелёное, сиреневое, чёрное, за бумагу, за стул, за свой нос, за чужую руку, за коленку ведущего и тому подобное. Из игры выбывают игроки, не успевшие вовремя взяться за указанные предметы и объекты.

"Спортивные танцы": разделите детей на несколько команд, лучше если их будет три или четыре. Каждой команде дайте задание: придумать и исполнить под определённую музыку танец. На подготовку отводится пятнадцать минут. По истечении этого времени каждая команда показывает свой номер, а вы определяете победителей.

"Танец робота": расскажите детям о том, что сейчас им предстоит перенестись на дискотеку будущего. В будущем, как известно, живёт множество самых разнообразных роботов, которые очень любят танцевать. Для того, чтобы не отличаться от основного населения, детям необходимо научиться танцевать так же, как и оно. Включите музыку в стиле "Техно" и танцы начинаются! Определить победителя должен виновник торжества.

"Рельефы музыки": на десять-двадцать минут вы включаете любую музыку, дети в это время могут выполнять самые разнообразные физически активные действия: прыгать, бегать, приседать, танцевать, отжиматься, кружиться и тому подобное. Когда вы выключаете музыку, участники игры должны моментально лечь на пол. Ребёнок, который сделал это последним, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не остаётся только один победитель.

"Танцы в кругу": дети становятся в круг на расстоянии одного метра друг от друга. Вы выбираете водящего, задача которого состоит в передаче ритма и характера звучащей музыки. Все остальные дети должны повторять его движения. Как только музыка меняется, следующий игрок, стоящий слева за водящим, перенимает инициативу в свои руки. Конкурс продолжается до тех пор, пока все участники игры не примерят на себя роль танцмейстера.

"Эх, яблочко, да куда катишься?": предложите мальчикам исполнить танец матросов "Яблочко". Оценивать исполнение будет специальное жюри, состоящее только из гостей - девочек. Участник, грациознее и виртуознее других станцевавший под музыку свой танец, становится победителем этого конкурса. В качестве награды вы можете подарить мальчику большое красное спелое наливное яблочко.

Музыкальные конкурсы на день рождения

"Музыкальная шляпа": дети становятся в круг, одному из участников игры на голову водружается шляпа. Вы включаете музыку, пока она звучит, ребёнок в шляпе снимает её со своей головы и передаёт соседу справа. Задача каждого игрока: не допустить, чтобы шляпа осталась на нём в момент остановки музыки. Участник же, допустивший подобную оплошность, из игры выбывает. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победивший. Вместо шляпы в этом конкурсе можно использовать любые другие предметы одежды.

"Хоровое пение": участникам необходимо выбрать для исполнения какую-либо известную весёлую песню и спеть её всем вместе, хором. По вашей команде: "Тихо" дети замолкают, но продолжают петь про себя. Затем по команде "Громко" ребята вновь начинают петь, но уже вслух. Изюминка игры: обычно во время "молчаливого" пения ребята меняют ритм и после команды петь вслух делают это вразнобой. Получается очень смешно.

"Из песни слов не выкинешь": разделите детей на две команды. Задача первой группы участников: исполнить небольшой отрывок из любой популярной песни. Задача второй группы: взяв одно слово из этого отрывка, вспомнить музыкальную композицию, в которой упоминается это слово, и исполнить отрывок из неё. Команда, не сумевшая в ходе конкурса справиться со своим заданием, считается проигравшей. Второй же присуждается звание победителя.

"Малый хор": участники игры садятся на стулья. Вы в это время рисуете на их голых коленках какие-нибудь смешные и забавные рожицы, сами колени необходимо украсить косынками, бантиками, панамками и тому подобное. На голени детей наденьте длинные разноцветные вязаные носки в полоску, ступни должны остаться босыми. Натяните перед детьми простынку так, чтобы в поле зрения зрителей остались только ноги. По вашей команде: "К нам приехал, к нам приехал малый хор из-за леса, из-за гор" дети начинают петь весёлые песни и частушки, пританцовывая в такт своему пению.

"Звукооператор": заранее приготовьте реквизит: банки с сухими крупами и макаронами, полиэтиленовые пакеты, противень, кастрюльки с крышками, деревянные и металлические ложки, ботинки, свисток и тому подобное. Подходящими будут любые предметы, с помощью которых можно произвести озвучку. Кроме того, вам понадобится любая аудиосказка. Разделите детей на команды, сначала в конкурсе принимает участие первая, потом вторая. Суть игры: вы включаете сказку, которая, например, начинается со слов: "Однажды морозной зимней ночью мы шли по лесу" и нажимаете на паузу. Конкурсанты в это время должны при помощи своих специальных приспособлений воспроизвести хруст снега под ногами. Когда они сделают это, вы должны нажать на кнопку воспроизведения, сказка продолжается. Так каждая команда должна суметь проявить свою фантазию, смекалку и не растеряться по ходу конкурса. Побеждает в игре группа детей, которая интереснее и качественнее произвела озвучку аудиосказки.

"Песня про...": заранее придумайте и запишите на небольших листках бумаги названия любых предметов, растений, животных и тому подобное. Разделите детей на две команды. Для соревнования вызываются по одному участнику от каждой группы. Они вытягивают из ваших рук листочки, читают слово, написанное на них, и поют песню, в которой оно упоминается хотя бы единожды. Победителем становится команда, в которой по результатам конкурса оказалось наибольшее количество ребят, сумевших справиться с этим заданием.

"Музыкальные рекорды": разделите детей на команды. Первой присвойте название "Макси", второй - "Мини". Задача первой команды: вспомнить и исполнить как можно больше песен про всё великое, большое, многочисленное, широкое, высокое и тому подобное. Задача второй: придумать и исполнить песни про всё самое маленькое, низкое, немногочисленное, ничтожное и так далее. Для удобства и быстроты конкурса вы можете заранее продумать и написать список тем для исполнения песен. Победителем становится команда, сумевшая спеть большее количество песен по сравнению с командой соперников.

"Угадай мелодию": приготовьте для конкурса стул или стол, конфеты и музыку без слов (мелодии). Положите на стул конфеты, разделите детей на команды, от каждой из которых за один раз предстоит участвовать по одной паре игроков. Ребята встают по обе стороны от стула, вы включаете мелодию. Как только кто-то из соревнующихся вспомнил название песни, он должен схватить конфету и дать ответ. Если он оказывается правильным, конфета достаётся игроку, если нет, он кладёт её на место. Командой-победителем становится группа детей, у которой по окончании конкурса насчитывается наибольшее количество конфет.

Другие домашние конкурсы на день рождения

"Уничтожители бумаги": этот конкурс является очень сложным, поэтому для участия в нём лучше пригласить только мальчиков. Заранее приготовьте пять или шесть листов газеты. Предложите ребятам встать в ряд и выдайте каждому в руки по одному газетному листу. Задача конкурсантов: порвать газету, используя только одну ладонь, вторая при этом должна быть плотно прижата к телу. Победителем становится участник, сумевший не только порвать газету за наименьшее количество времени, но и на наибольшее количество кусочков.

"Надуватели шариков": заранее приготовьте девять воздушных шариков и девять ниточек к ним. Трём участникам раздайте реквизит и дайте задание: за определённое количество времени, например, за одну минуту необходимо суметь надуть все шары и завязать их ниточками. Победителем становится ребёнок, быстрее других справившийся с этим заданием.

"Передай посылку": заранее приготовьте коробку, насыпьте в неё конфеты и положите туда же несколько маленьких мягких игрушек. Заверните коробку в множество слоёв бумаги. Посадите детей в круг и сообщите им, что почтальон только что доставил посылку по вашему адресу, но не сказал, кому она предназначается. Предложите ребятам узнать об этом очень интересным способом - посылку нужно передавать из рук в руки, отрывая от её упаковки по одному маленькому кусочку. Тот ребёнок, который оторвёт последний кусочек, может забрать посылку себе.

"Прилепи носик": дети совместно рисуют на листке бумаги смешную рожицу человечка, у которого отсутствует нос. Вы в это время делаете его из пластилина. Когда дети закончат рисовать, прикрепите лист к стене или к двери при помощи канцелярских кнопок или скотча. Каждому участнику поочерёдно завязываете глаза, даёте в руки пластилиновый нос и предлагаете подойти к рисунку и попробовать прилепить нарисованному человечку нос. Дети, которые не только сумели приделать нос к рисунку, но и ещё сделали это верно (в нужном месте), получают призы.

"Добрые слова имениннику": предложите детям образовать круг, в центре которого будет стоять виновник торжества. Задача ребят: передавая друг другу воздушный шарик или резиновый мячик, называть одно доброе слово, характеризующее именинника. Дети, которые слишком долго обдумывают варианты или же совсем не могут придумать "эпитеты", выбывают из игры.

"Передай монетку": заранее приготовьте одну, желательно очень маленькую монету. Предложите детям сесть в круг. Суть игры: один участник кладёт монету на указательный палец своей правой руки и передаёт её рядом сидящему игроку уже в его правую руку. Принимающий должен накрыть монетку своим указательным пальцем, затем оба игрока переворачивают её, и передающий может убрать свой палец. Дети, роняющие монету, выбывают из игры. Победителем становится последний, самый ловкий игрок, награждаемый за старания призом.

Музыкальный конкурс

В эту игру лучше играть тем, кто хорошо разбирается в музыке. Выбирается ведущий, он берет себе мяч и становится в центре круга, затем бросает мяч кому-то из игроков и называет какого-то композитора. Игрок должен бросить мяч обратно ведущему и назвать какое-то музыкальное произведение этого композитора. Например, ведущий бросает мяч и говорит: «Моцарт». Игрок отвечает: «Турецкий марш». Затем ведущий бросает мяч другому игроку и говорит: «Мендельсон». Игрок отвечает: «Свадебный марш». Игра продолжается. Если игрок не может быстро сориентироваться, он выходит из игры. В эту игру можно играть по-другому. Ведущий может называть не композиторов, а современных певцов, как русских, так и зарубежных. А игроки вспоминают песни, которые те исполняют. Иная вариация игры - ведущий называет музыкальное произведение или песню. А игрок должен назвать композитора или исполнителя данной песни. В остальном игра проходит аналогично.

Пожарные

В одном углу строится дом из кубиков или из стола и стульчиков. В этом «домике» живут куклы, мишки и другие игрушки. А в противоположном углу зала расположена «пожарная часть». «Дежурные пожарные» сидят на стульчиках наготове, так как в любой момент могут поступить «сигналы тревоги». У них на головах пожарные каски, склеенные из бумаги. По сигналу «пожарные» должны быстро встать, положить руки друг другу на плечи, изображая при этом пожарную машину. Из группы детей выходят 8 человек, которые находятся около дома. Каждый держит в одной руке листок красной бумаги, а в другой - голубой. Когда надо создать видимость огня, дети должны размахивать этими листками. Весь ход игры сопровождает музыка, то спокойная, то тревожная, и хор, состоящий из малышей. Во время исполнения хора важно следить, чтобы дети четко пропевали все слова, а ведущий должен контролировать их дыхание: поющим не надо забывать округлять рот, им следует петь в вокальной позиции, а не в народной манере.

Раз-два

Эта игра для детей от 7 до 9 лет. В ней могут участвовать не менее 2 игроков. По команде воспитателя дети должны дружно сделать вдох (на «раз») и, самое главное, удержать дыхание, а затем - медленно, тонкой струйкой постепенно выпускать воздух (на «два»). Считается победителем тот, кто дольше всех сможет удерживать воздух в легких. Игру можно продолжить, предложив детям на слог «ла» или «а» пропеть любую известную детскую мелодию. Разбейте всю песенку на фразы. Но перед каждой фразой не забывайте о дыхании. Нужно постараться, чтобы дыхания хватило на все музыкальное предложение. Для детей постарше можно усложнить задание и включить в игру вокализы. Двум командам предлагается на выбор несколько мелодий. За небольшой промежуток времени они должны как можно красочнее переделать заданную мелодию, использовав различные слоги. У кого лучше получится вокализ и кто мелодичнее исполнит его, тот и будет считаться победителем. А если вы хотите усложнить задание, то можно поставить дыхание там, где оно не должно стоять. Поймут и найдут ли дети ошибки? За это задание ведущий может присвоить им дополнительные баллы. Главная задача заключается в том, чтобы научить детей правильно дышать, что так важно во время пения.

Игра-загадка

Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как исполнить звук [а]. Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то - тихо, кому-то - низко или высоко. Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса. Когда все будет отгадано, можно всем пропеть звук [а] с различными музыкальными оттенками.

Алфавит

Эта игра практически бесконечна. Возраст игроков не ограничен, число участников колеблется от 4 до 10 человек. Можно играть несколькими способами.

1. Ведущий загадывает какую-нибудь букву, мысленно перечисляя алфавит, пока игрок, которому предназначена эта буква, не скажет «стоп». Ведущий называет букву, на которой он остановился, а игрок вспоминает строчку из песни на эту букву. Ведущий меняется после того, как все игроки пройдут по кругу. Смену можно проводить двумя способами, ведущим становится следующий игрок или выбирается самый активный и музыкальный участник.

2. Ведущий просто говорит букву, а остальные по очереди исполняют по строчке из песен на загаданную букву. Смена ведущего происходит после того, как все игроки споют по одной строчке из песни, и самый лучший игрок становится ведущим.

3. Ведущего нет, первый игрок мысленно проговаривает алфавит, второй останавливает его и поет строчку на ту букву, на которой ведущий остановился, затем то же самое проделывает он для следующего игрока, и так по кругу. Повторять песни нельзя, за один круг они должны быть на одну тему или можно выбрать одного исполнителя или исполнительницу.

4. Ведущего нет, первая песня угадывается, как и в предыдущем варианте, а последующие исполняются на ту букву, на которую была закончена предыдущая. Если песня заканчивается на мягкий знак или на «й», то за основу берется предыдущая буква. Аналогично можно играть и «в имена»: есть песни, в которых они упоминаются. Играть можно, взяв за основу только мужские или только женские имена. Кто замешкался, выбывает из игры. Если 3 человека подряд не смогут вспомнить песню с именем, то игра заканчивается и происходит смена темы.

Вопрос-ответ

Игра рассчитана на детей от 10 лет, число игроков должно быть не менее 6. Игра развивает память, внимательность, быстроту реакции, сосредоточенность. Ведущий задает песенный вопрос: «Где ты?» Игроки должны вспомнить песни, в которых указаны возможные местонахождения. «В чистом поле, в чистом поле…», «На солнечной поляночке…». Каждый игрок должен представить свою версию ответа, и если кто-то не справится, он выбывает из игры. Ведущий меняется в том случае, если у него иссякли вопросы. Ему на смену приходит игрок, последним ответивший на заданный вопрос. Еще одна смена может произойти в случае, если останется 1 игрок, который будет отвечать на песенные вопросы, а все остальные выйдут из игры.

Ладушки-ладошки

Возраст играющих от 8 лет, число - не менее 5 человек. Игра развивает слух, эрудицию, внимание. Ведущий прохлопывает в ладоши мотив задуманной песни, а игроки должны отгадать ее и исполнить. Если песню отгадали сразу несколько человек, ведущий загадывает более сложную мелодию или выбирает игрока, который исполнил песню лучше всех. В любом случае водить больше 3 раз нельзя. Исключением является тот случай, когда на третий раз песня не отгадывается ни одним игроком. При таком варианте можно повторить ее еще раз и только после этого загадывать следующую. Песню можно прохлопать в ладошки, протопать ногой или отстучать карандашом или другим предметом по столу. Загадываются только те песни, которые знают все или почти все участники игры. Старые, малознакомые песни лучше не брать, поскольку их очень трудно отгадать.

Времена года

Данная игра похожа на предыдущую, но с той лишь разницей, что в ней можно петь только те песни, где упоминаются времена года или природные явления (дождь, снег и т. д.). Игра развивает память и внимание участников. Ведущий загадывает тему (зима, лето, дождь и т. д.). Игроки должны вспомнить как можно больше песен на заданную тему и спеть их (по очереди). Те, кто сбился, не вспомнил песни, выбывают из игры. Ведущий может, помимо темы, загадать конкретную песню на эту тему (не сообщая об этом игрокам), и тот, кто исполнит ее, становится ведущим. Если же эта песня не исполнена, ведущий остается тот же. Играть можно еще одним способом: ведущий загадывает не только тему, но и количество песен, где эта тема отражается. Это увеличивает время игры и возможные ее варианты. Кроме того, при определенном количестве песен не всегда можно угадать ту, которую загадал для себя сам ведущий.

Хоровод

Здесь могут использоваться только детские песни. Число - не менее 4 человек. Дети встают в хоровод (в круг), берутся за руки и начинают движение. Ведущий запевает песню, следующую строчку поет стоящий рядом с ведущим (с той стороны, в которую движется хоровод), так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот, кто пропел последнюю строчку, запевает новую песню. Можно петь только припев или куплет, если число игроков ограничено. Так в игре будет задействовано больше песен за более короткий срок.

Игра усложняется, если возраст игроков это позволяет. Хоровод можно вести в разные стороны, в зависимости от этого и песня будет исполняться либо правильно, либо с конца к началу. Если хоровод идет по часовой стрелке, то песня исполняется как положено, если против часовой стрелки, ее исполняют с конца. В этом случае нужно еще и быстро отреагировать и не сбиться со строки. Тот, кто споет не ту строчку, выбывает из игры. Двигаясь в обратную сторону, можно петь только ту песню, которую уже исполняли правильно, чтобы участники могли вспомнить ее всю. Выбираются песни, знакомые всем.

Рулетка

В этой игре определенное число участников (четное), не меньше 4 человек. Участники разбиваются на пары. Каждая пара загадывает строку из песни. Затем напарники показывают ее в виде пантомимы, остальные должны угадать, о чем идет речь. Та пара, которая угадает, должна пропеть не только продемонстрированную строку, но и всю песню, причем делать это необходимо вместе, иначе выигрыш не зачтется. Угадавшая пара продолжает игру, показывая свою строчку из песни.

Загадывать можно как первую строчку песни, так и из середины куплета или припева. Повторять песни нельзя: если загаданная песня уже прозвучала, то пара должна посоветоваться и загадать другую. В случае, если строчку угадали сразу несколько пар одновременно, ведущая пара либо выбирает игроков для исполнения песни, либо перезагадывает строку. Игру можно немного усложнить, загадывая тематические песни или песни определенных исполнителей.

Народные гулянья

Русский народ издавна любил шумно отмечать праздники. Ни одно торжество не обходилось без веселых песен. Но, помимо того что наши предки с удовольствием исполняли многочисленные песенные произведения, они еще и весьма удачно разыгрывали друг друга. Мы предлагаем игру, которая соответствует развлечениям наших прабабушек и прадедушек по степени розыгрышей и музыки. Участники делятся на две команды, в каждой из которых следует выбрать капитана. На эту роль лучше всего подходит человек с хорошим чувством юмора и заводными способностями. Итак, когда предварительные приготовления закончатся, начинается игра. Капитаны команд выходят на середину комнаты и включают веселую музыку.

Желательно, чтобы это была не песенная композиция, а просто мелодия. Далее капитаны по очереди поют любую песню, пытаясь сделать ее соответствующей данной музыке, т. е. они берут текст какого-нибудь популярного песенного произведения и поют его под избранную ими музыку. Так как этот выбор осуществляют сами капитаны, то, как правило, первый конкурс проходит в довольно серьезной обстановке. Но в дальнейшем все изменяется. Потому что когда капитаны отпоют свое, они вызывают из своих команд по одному игроку и объясняют, что им необходимо повторить только что проделанное. Ничего не подозревающие игроки, разумеется, полагают, что они должны будут, подобно капитанам, спеть ту же самую песню под ту же самую мелодию. Но на самом деле все будет обстоять несколько иначе. Когда наивные игроки выйдут на середину комнаты и возьмут листочки с текстом, им тоже включат мелодию… только не ту, которая уже звучала, а совсем другую. И она абсолютно не будет соответствовать ни тексту песни, ни мелодии, звучавшей в первый раз. Легко ли будет игрокам исполнять текст колыбельной песни под музыку макарены?

Музыкальная комедия

Эта игра представляет собой нечто вроде цивилизованных рыцарских турниров. Участниками являются представители сильной половины человечества. Правила игры заключаются в том, что «доблестные рыцари» должны будут продемонстрировать какой-нибудь музыкальный номер в своем исполнении - песню или танец под музыку. Жюри определяет, какой именно номер достоин приза. В его исполнении могут принимать участие и дамы, которые будут помогать своим кавалерам. Можно провести и второй тур конкурса.

Его выиграет та пара, которая лучше всех умеет танцевать. Итак, включается магнитофон, и ставится сначала быстрая музыка, потом, примерно через 1 мин, медленная, а затем песня в исполнении певца отечественной эстрады. Танцующие должны быстро ориентироваться в смене ритма аккомпанемента и подстраиваться под музыку, чтобы их танец был складным и гармоничным. Для каждой пары надо включать разную музыку. Жюри выбирает пару, которая справится с этим лучше других.

Танцевальный номер

Следующая игра представляет собой конкурс на самый лучший танец. Предварительные приготовления заключаются в том, что все желающие при-пять в ней участие должны разделиться на две команды числом от 3 до 8. Каждая команда должна продумать свой номер, т. е. коллективный танец. Оценивать будут судьи, которых следует выбрать заранее. Конечно, для того чтобы танцевальный номер был таким, каким он и должен быть, необходимо музыкальное сопровождение. Участники сами определяют, какой именно мелодией они хотели бы сопроводить свой танец, - записью популярной музыки, классических произведений или же, напротив, авангардной музыки.

В общем, здесь опять необходима изрядная фантазия. Ведущий может выступить в качестве художественного руководителя. И конечно же ему необходимо проследить за временем, отведенным на подготовку танца. Самым оптимальным вариантом является подготовка в течение 10-15 мин. Можно готовить танец специально к какой-то дате, подобно концертному номеру. В своем роде это тоже игра, которую наверняка оценят все веселые люди. Кстати, и сами танцы могут быть шуточными, что только приветствуется.

Музыкальный инструмент

Руководитель составляет из пятерых детей музыкальный «инструмент», помогает придумать им звучание и тональность своего инструмента. Дети разбиваются на группы по 6 человек в каждой. Пятеро из детей станут «инструментом», а один - «музыкантом». Руководитель начинает работать с одной из групп, остальные наблюдают. Один из игроков ложится на пол. Руководитель спрашивает игрока, каким звуком он хотел бы стать? Потом просит воспроизвести выбранный им звук и запомнить его звучание, так как ему придется в ходе игры пропевать звук много раз и делать это все время одинаково. Теперь присоединяется следующий ученик.

Руководитель просит его лечь перпендикулярно ученику, который уже лежит, и положить свою голову ему на живот. Затем спрашивает у него, а каким звуком он хотел бы стать? И также просит пропеть этот звук. Пятеро детей располагаются на полу «лесенкой» - так, чтобы каждый следующий положил голову на живот предыдущему, а перед этим демонстрируют свой звук. Далее руководитель показывает, как нужно «играть на этом инструменте». Когда он прикоснется ко лбу, ученик начинает петь свой звук до тех пор, пока ведущий не уберет руку. Таким образом, ему предстоит играть только одну ноту. Если руководитель будет «играть» двумя руками - значит, он сможет извлечь из «инструмента» сразу 2 звука, возможно, разные по длине. Руководитель демонстрирует разные возможности «инструмента» и передает роль музыканта шестому ученику. Затем помогает остальным группам сформировать свои «инструменты». В этой игре нужно следить за тем, чтобы как можно больше детей побыли «музыкантами».

Танцевальные композиции

Вариант 1. Ведущий ставит на прослушивание какую-нибудь мелодию, взятую из песни, из классического произведения, кинофильма. Участники игры должны придумать танцевальные движения к этой мелодии и продемонстрировать танец, поэтому все игроки делятся на небольшие группы по 5-8 человек или разбиваются на пары, если этого требует танец. Каждой группе руководитель дает задание использовать определенный размер танца. Например, размер вальса - трехдольный, польки - двудольный, марша - четырехдольный. Тем, кто не знает размеров танцев, руководитель объясняет, что в трехдольном размере первая доля сильная, следующая - слабее, последняя - самая слабая; в двудольном: первая - сильная, вторая - слабая; в четырехдольном: первая доля - самая сильная, вторая - слабее первой, но сильнее третьей, третья - значительно слабее второй и последняя - самая слабая. Но во всех размерах последняя доля должна стремиться к последующей, переходить в нее. Дети должны учитывать ритм и темп танца.

Движения могут быть самыми разными, в зависимости от мелодии. Но в любом случае в танце должен прослеживаться сюжет, импровизированный участниками. Если мелодия взята из классического произведения с абстрактной темой, например из «Фантазии» (ре минор) В. А. Моцарта, то участникам предоставляется возможность проявить свои творческие способности - придумать сюжет либо заимствовать его из какой-нибудь сказки, кинофильма, литературного произведения. Вариант 2. Участники игры делятся на две группы по несколько человек (5-6). Одна группа показывает движения заданного руководителем танца, а вторая сочиняет музыкальное сопровождение. Движения могут состоять из прыжков, подскоков и перебежек. Вторая группа должна придумать музыкальные мелодии для двух танцев. Для того чтобы подобрать музыку, нужно знать, что прыжки, например, - характерное движение галопа, а подскоки и перебежки используются в польке. Руководитель может задать тональность, а участники должны описать руководителю движение музыки или попробовать исполнить на музыкальном инструменте. Например, для прыжков более характерны резкие повороты в музыке (аккорды, скачки на определенный интервал, например на октаву вверх или вниз и т. д.), ритмичное исполнение, быстрый темп. Для подскоков и перебежек темп может быть выбран более умеренный, поступенный ход мелодии, отсутствие резких поворотов. Затем первая группа начинает танцевать под заданную мелодию. Если у детей не получается двигаться в такт, вторая группа считается победившей.

Ассоциации

Для детей школьного возраста. Руководитель ставит подобранные мелодии (3-4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений, например из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Зимы» Вивальди, «Лунной» или «Патетической» сонат Бетховена. Дети должны слушать музыку и записывать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. В результате должно получиться небольшое сочинение (5-6 строк). Возможно, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку.

Время прослушивания 5-7 мин. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию. Затем руководитель дает прослушать запись повторно, и каждый из участников игры во время музыки читает свое сочинение. Но непременно нужно подстроиться под музыку и читать в такт, голосом отражая музыкальные штрихи и нюансы (пиано, форте, крещендо - постепенное усиление, диминуэндо - постепенное ослабление). Словом, окраской голоса нужно передать настроение, показать кульминационные моменты, которые будут соответствовать мелодии.

Интерпретация

Рассчитана на возраст игроков от б лет. Дети распределяются по 6 человек в команде. Каждая придумывает себе название, связанное с музыкой, назначает капитана, который выбирает одно из предложенных заданий. Задание представляет собой текст известной песни, детской или современной эстрадной. Команда должна переделать выбранную песню, интерпретировать по-своему: полностью или частично изменить текст и соответствующим образом - название. Кроме того, предлагается определенная тема для песни (школа, любовь, добро, искусство, природа и т. д.), которая может быть расширена или сужена по желанию участников, что будет подчеркнуто в названии; темп песни может быть различным: allegro (быстро), vivo (живо), sostenuto (выдержанно), largo (широко), adagio (медленно) и др.

Задание исполняется всей командой, хором, при этом капитан выступает в роли дирижера. По его усмотрению «хор»может быть разделен на женские и мужские голоса, низкие (бас, альт) и высокие (меццо-сопрано, сопрано); команда может выбрать солиста. Здесь детям предоставляется творческая свобода, возможность пофантазировать, показать свои актерские способности, обыграть песню в виде небольшой сценки. Руководитель и выбранные из ребят члены жюри оценивают обе команды. По продолжительности игра может занимать 30-40 мин и более: все зависит от способностей детей, их индивидуальных качеств.

Радуга

Музыкальный руководитель говорит: «Прошел дождь, и на небе появилась радуга (показывает карточку, на которой изображены 5 нотных линий, закрашенных 7 цветами, с расположенными на них нотами). 7 цветов радуги соответствуют 7 нотам. Чтобы увидеть радугу, нужно спеть гамму (играет гамму до мажор, называя каждый цвет и распределяя цвета между детьми).

Первая нота до - это красный цвет, основной; вторая ре- оранжевый, неустойчивый; ми - желтый; фа - зеленый, тоже основной, но не очень устойчивый; соль- голубой, основной, неустойчивый; ля - синий; си - фиолетовый, неустойчивый, всегда переходит в основной». Руководитель объясняет, что «петь радугу» нужно гласными звуками, каждому цвету соответствует свой гласный звук: красный - [а], оранжевый - [а] < [о] (дети поют звук [а], при этом немного огубляя его), желтый - [у], зеленый [о], голубой - [о] (с призвуком [у]), синий - [и], фиолетовый [э] < [а], красный (до второй октавы) - [а]. Каждый ребенок поет своим звуком. Когда первые 8 человек споют, начинают петь следующие 8. Дети могут петь все вместе.

Цирковые собачки

Для этой игры в качестве наглядного пособия необходимы 2 карточки, на которых изображены лесенки из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку (начиная снизу вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Для игры нужны также следующие карточки: 1) нарисован полный звукоряд; 2) последовательность из 5 звуков, идущих вверх: до-соль; 3) последовательность из 5 звуков, идущих вниз: соль-до; 4) последовательность из 3 звуков мажорного трезвучия: до-ми-соль; 5) последовательность из 3 звуков мажорного трезвучия, идущих сверху вниз: соль-ми-до; 6) 2 звука разной высоты: до (первой октавы) - до (второй октавы). Заданий может быть и больше. Ведущий предлагает детям стать «цирковыми собачками». Каждый игрок получает карточку с заданием. «Вот собачка побежала вверх по ступенькам и остановилась на желтой ступеньке (нота си)», - говорит ведущий, показывая карточку с лесенкой, ведущей вверх, по которой прыгают собачки.

Тот игрок, у кого на карточке нарисован полный звукоряд, поет гамму на звук а (домажор). «Потом собачка побежала вниз и остановилась на красной ступеньке (нота до первой октавы)», - продолжает воспитатель и показывает карточку с лесенкой, ведущей вниз. Участник, у которого на карточке нарисован полный звукоряд в обратной последовательности, поет гамму на звук а сверху вниз. «4 кубика из лесенки забрали: оранжевый (нота ре), голубой (нота фа), фиолетовый (нота ля) и желтый (нота си). Осталось только три кубика. Собачке придется прыгать с красного кубика (до) на зеленый (ми), с зеленого на синий (соль)», - говорит ведущий, закрывая на лесенке, ведущей вверх, 4 кубика так, чтобы получилось трезвучие. Дети, у которых на карточке показана последовательность из 3 звуков, идущих вверх, поют мажорное трезвучие (до, ми, соль) на звук а. Так и в случае с карточкой, на которой изображена лесенка, ведущая вниз. Потом ведущий закрывает 5 кубиков на лесенке, и дети, у которых на карточках нарисована последовательность из 5 звуков, пропевают их поступенно вверх или вниз; теперь ведущий оставляет только красный кубик (до первой октавы) и ставит розовый (до второй октавы), а дети поют 2 звука разной высоты, образующие интервал в 8 ступеней (октава). Руководитель следит за тем, чтобы дети чисто пропевали звуки разной тональности. Если «собачка» на какой-нибудь ступеньке «споткнется», ей нужно вернуться на исходную и повторить задание.

Конкурс!

«Завершающим этапом должна стать игра, выявляющая лучшего из вашей компании начинающих поющих звезд. Безусловно, опыт у вас уже есть, и тех, кто хорошо поет, вы можете назвать и без конкурса. Но тут все дело в том, какая будет выбрана программа. На каждом уважающем себя вокальном конкурсе есть определенная программа. Конечно, есть конкурсы, на которых каждый из участников представляет свою оригинальную песню. Но мы предлагаем вам провести конкурс, в котором одна песня будет обязательной для всех, а одна может быть выбрана произвольно, т. е. по желанию конкурсанта. Вот тут-то, на обязательной программе может оказаться, что лучший не тот, кого вы обычно считали, а кто-то другой. Обязательная песня не должна быть, конечно, слишком сложной, но и на слишком простой тоже останавливаться не стоит. Маловероятно, что вам удастся выбрать песню, которую все очень любят, но в этом и смысл - спеть хорошо то, что не так уж и нравится, но так, чтобы это понравилось другим. А то, что нравится, можно спеть вторым номером в необязательной программе. Для придания торжественности вашему конкурсу можно провести жеребьевку номеров, под которыми будут выступать участники, чтобы все было как в настоящем конкурсе.

Для программы этого конкурса можно предложить такие песни: «Осенние листья», «Где-то на белом свете», из фильмов «Семнадцать мгновений весны», «Девчата», «Карнавальная ночь» и др. Но если вам нравятся какие-то другие песни, пожалуйста, принимайте решение. Кстати, у конкурса должно быть и настоящее жюри. Можно пригласить родителей или друзей. В любом случае число поющих участников не должно быть чрезмерным, иначе вам просто придется сидеть и целый день слушать, слушать и слушать. Ваша компания может просто разделиться на две части - на жюри и конкурсантов. В следующий раз можете поменяться (думаем, никто обделен не будет). Последний раздел нашей главы - это игры, развивающие музыкальную память. Как вы уже, наверное, убедились, не всегда те, кто хорошо запоминает стихи, номера телефонов, а то и просто анекдоты, могут быстро и точно запомнить и воспроизвести музыкальный мотив. Как известно, феноменальной памятью обладал великий немецкий композитор Вольфганг Амадей Моцарт. С самого детства у него обнаружился абсолютный музыкальный слух и абсолютная музыкальная память, хотя такого понятия и не существует. Однажды с ним произошел довольно курьезный случай. Он украл мелодию! И у кого! У города! Каждый год в церкви одного немецкого городка проводилась служба, на которой звучала пьеса, написанная для органа специально к этому дню. Ноты этой пьесы принадлежали магистрату, и никто, кроме органиста, не мог их увидеть, сыграть и переписать. Но не забудьте: те, кто поет, не должны оценивать других. Это совершенно разные сферы, и они не должны пересекаться. Моцарт, которому было к тому времени 8 лет, присутствовал на службе и, придя домой, по памяти исполнил ее целиком и записал без единой ошибки. На следующее утро, когда он сыграл это произведение отцу, известному музыканту Леопольду Моцарту, тот сначала испугался, ведь их могли обвинить в краже. Но, пораздумав, решил использовать этот случай для своего же блага. Красивым почерком он переписал эту пьесу и преподнес ее в тот же день архиепископу этого городка - как знак гениальной одаренности своего сына. Такая одаренность встречается очень редко, и мы, конечно, не будем ставить перед вами подобных сложных задач, тем более что для этого надо владеть нотной грамотой. Но проверить, насколько ваша музыкальная память хороша, и попробовать ее немного развить - это наша с вами цель. Кстати, и все предыдущие игры тоже использовали эту способность человека запоминать звуки. И в ритмических играх, и тем более в играх, связанных с пением, память обязательно присутствует и, надеемся, уже прошла некоторую тренировку. Но почти все предыдущие песни были связаны с голосовыми данными, которые, конечно, не у всех находятся на должной высоте. И последний раздел, посвященный исключительно памяти, возможно, поможет реабилитироваться, т. е. попросту отыграться, тем, кто не смог проявить себя достойно раньше.

Водные процедуры

Один из вариантов ритмических игр - игра, подготавливающая детей к запоминанию простейших мелодий. Для нее тоже необходима некоторая подготовка. Нужно взять несколько (5-7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Наполните их водой и ударом металлической палочки по стакану проверьте, какой звук они издают. Ударять старайтесь не слишком сильно, чтобы не разбить стаканы и не уронить, но в то же время так, чтобы звук был наиболее ясным. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Пусть это даже будет не слишком мелодично и стройно, главное, чтобы звуки четко различались на слух. Задача играющих в этом случае значительно усложняется. Теперь они уже должны запомнить не просто тембры, но и высоту звучания каждого из стаканов. Лучше, если перед началом игры они будут выстроены в ряд по мере повышения высоты, так, чтобы слева от исполнителя находились низкие по звуку, а справа - высокие. Совсем хорошо, если кто-нибудь из наиболее «продвинутых» игроков сможет настроить весь этот ряд по музыкальному звукоряду.

Но даже если этого не получится, не огорчайтесь, попробуйте соблюдать направление: запомните, в какую сторону изменялся последующий звук, был он выше или ниже предыдущего. И просто старайтесь как можно точнее повторять заданный ритм, пока мелодия для вас еще не главное. Примеры ритмических рисунков можно брать прежние. Итак, мы научились улавливать и запоминать ритм. Теперь попробуем приступить к решению более сложной задачи: к играм, которые развивают музыкальный слух и память. Уши - это довольно сложный прибор, требующий тщательной настройки. Но пусть вас не останавливают трудности. Вы должны твердо знать: слух есть у каждого, только у одного он как бы «лежит на поверхности», а у другого - спрятан внутри, и его нужно очень осторожно и настойчиво оттуда «доставать».

Если чувство ритма заложено в человеке самой природой (ведь самый основной ритм - это стук нашего сердца), то с высотой звука все гораздо ложнее. Часто у тех, про кого говорят, что у них по ушам слоны прошлись, просто нет голоса. Голос или ломается в подростковый период или не успел развиться. Обычно голосом просто не умеют пользоваться, но при этом слышат, что пение получается не очень правильное. Но ведь уши-то у этого человека в порядке, слух контролирует голос, но порой не может помочь. Игры, которые мы вам предложим, помогут вам проверить себя и состояние своего слуха именно в музыкальном, звуковысотном отношении.

Карнавал

Ну что же, теперь давайте попробуем освоить ритмы Латинской Америки. Всем нам хорошо знакомы такие слова, как самба, румба. В конце концов популярный танец макарена тоже основан на латиноамериканских ритмах. Услышав их, мы сразу же представляем горячих латиноамериканцев в сомбреро, с гитарами и с такими шуршащими шариками на ручках (они называются маракасами). Для этой игры детям понадобятся новые инструменты, и сделать их придется своими руками. Чтобы сделать один из них, нужно простую жестяную банку из-под газированного напитка наполнить какими-нибудь мелкими сыпучими предметами - рисом, песком или мелкими камешками - и аккуратно заклеить отверстие скотчем или пластырем. Прототипом этого инструмента является латиноамериканский инструмент чокало, представляющий собой некое подобие деревянного цилиндра. Другой инструмент напоминает гуиро, который на своей родине изготавливается из высушенной тыквы. Чтобы сделать этот инструмент, достаточно в такую же жестяную банку засыпать горох или высушенные косточки от маслин, заклеить отверстие, и изделие готово. Если у кого-нибудь найдутся детские маракасы, значит, своеобразный латиноамериканский ансамбль налицо почти в полном составе. Бубен и барабан тоже не лишние. На чокало, гуиро и маракасах нужно играть, производя звуки потряхивающими или покачивающими движениями. Чокало можно не встряхивать, а вращать вокруг оси, тогда его содержимое производит тихое шуршание. Теперь нам нужна любая мелодия в ритме самбы, румбы, танго или босановы. Наверняка у кого-то из вашей компании есть магнитофон: песни в ритмах латиноамериканских танцев есть у таких современных исполнителей, как Алсу (ее знаменитый сингл с Энрике Иглесиасом). Можно использовать и знаменитую «Макарену». Игра заключается в том, чтобы, предварительно потренировавшись, попробовать «влиться» в звучание заранее заготовленной песни или композиции. Старайтесь, чтобы звуки ваших инструментов точно совпадали с «долями» звучащей музыки, с ударами барабанов или звуками бас-гитары. На бубне и барабане сыграть такой простейший ритм не представляет труда, а вот на гуиро или маракасах у вас не все сразу будет получаться, так как такие простые на вид инструменты требуют большой сноровки и чувства ритма. Но, приложив усилие, вы почувствуете, что ваша группа «музыкантов» становится настоящим мексиканским оркестром или участниками бразильского карнавала. Если вы не найдете нужную запись, можете использовать любую мелодию, близкую по ритму, какую-нибудь песню Бритни Спирс или песни группы «Сплин» (например, «Мое сердце»). В сочетании песен, не совсем подходящих по стилю, с таким специфическим сопровождением можно найти даже юмористический эффект (сейчас многие группы экспериментируют со смешением стилей). Присоедините звучание своего ударного ансамбля к мелодиям таких групп, как «Тату», «Руки вверх», «Иванушки-Интернэшнл» и т. д. Попробуйте, посмотрите, что получится.