После 3 х поздно масару ибука. После трех уже поздно? Робость малыша в присутствии незнакомых людей – доказательство развития способности распознавать образы

Название книги "После трех уже поздно" настолько широко известно молодым родителям, что давно уже стало крылатым выражением. Но при этом далеко не все читали саму книгу, которую японский предприниматель, один из основателей корпорации Sony Масару Ибука написал в далеком 1971 году. А между тем, принципы воспитания, продвигаемые в книге, и сегодня не утратили своей актуальности. В помощь родителям, которые хотят получить представление о содержании книги, но не имеют времени или желания читать ее целиком, портал Материнство публикует художественный конспект, предоставленный проектом SmartReading .

ЧАСТЬ 1. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА

1. Важный период

Детский сад — это уже поздно

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы было больше радости в его жизни и в мире.

Структуры мозга формируются к трем годам

Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80 процентов. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Легко сделать ошибку, предоставив ребенка самому себе

Даже сегодня многие психологи, педагоги и родители полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет.

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей.

Между тем все может быть сделано по-другому. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо чаще бывать с ним и ненавязчиво и мягко предлагать различные занятия, а когда он начинает развиваться и подрастать, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я». Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем могут только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

2. Что может маленький ребенок

Для ребенка проще запомнить «голубь», чем «девять»

Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализом, этому ребенок научится значительно позже. Прекрасный пример, подтверждающий эту гипотезу, — способность младенца узнавать лицо своей мамы.

В качестве эксперимента мистер Исао Ишии давал уроки китайской письменности в нашей Ассоциации раннего развития. Трехлетние дети легко запоминали такие сложные китайские иероглифы, как «голубь» или «жираф». В отличие от абстрактных слов, таких как «девять».

Даже пятимесячный малыш может оценить Баха

Было проведено исследование, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! И на самом последнем месте оказались детские песенки.

Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии. Разве дети наделены с рождения музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию?

Шестимесячный младенец может даже плавать

Ребенок, который еще не начал ходить, пробует держаться на воде так же, как пробует ползать по земле. И важно не то, что маленький ребенок может плавать, а то, что он плавает, потому что он ребенок. Плавание — это только один из способов развить способности ребенка: оно улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы.

Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.

ЧАСТЬ 2. ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА

Главное — окружение, а не гены

Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям. Вопрос в том, какое образование и среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.

Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым

Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем.

На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи

Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего восемь лет.

Отец Гаусса не отличался ученостью. Он был простым каменщиком, чинил стены, заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их. По-видимому, математические способности Гаусса сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.

То, что родителям кажется неважным и бессмысленным, ребенок может воспринимать с такой чувствительностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.

ЧАСТЬ 3. ЧТО ПОЛЕЗНО МАЛЫШУ

Готовых рецептов обучения младенцев нет

Подробные советы, которые я собираюсь вам дать, следует воспринимать лишь как идеи, на основе которых любая мама может принять свое решение и принять или отвергнуть тот или иной совет в соответствии с определенным характером или ступенью развития ребенка.

Почаще берите ребенка на руки

Малыш обижен, но мама берет его на руки, и он перестает плакать и улыбается. Кому не знакома такая ситуация, каждый родитель испытывал подобное сотни раз.

Так у ребенка может выработаться привычка добиваться плачем исполнения своих желаний — пугают родителей. Так ли это?

Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач — единственное средство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа — значит лишить его с самого начала общения. Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

Не бойтесь брать ребенка с собой в постель

Можно найти новый смысл в привычке спать рядом с ребенком, если подумать о его психическом и умственном развитии. Например, мама, у которой забот по горло весь день и не хватает времени на общение с ребенком, может по крайней мере полежать с ним рядом, пока он не уснет. В течение этого короткого времени малыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы не просто будете лежать рядом с ним, а споете ему песенку, это окажет положительное развивающее влияние на ребенка.

Даже час занятий в день приводит к удивительным результатам

В книге «Революция в воспитании младенца», изданной в Америке, описан эксперимент по обучению в бедных районах 30 малышей в возрасте 15 месяцев. Каждый день, кроме воскресенья, учитель проводил с ребенком один час, играя и разговаривая с ним.

Результаты тестов, полученные, когда этим малышам уже исполнилось два года и три месяца, показали, что «уровень интеллектуального развития», и особенно уровень развития речи, у этих детей был явно выше, чем у их сверстников, не участвовавших в эксперименте.

Мы иногда даже не подозреваем, что в мозгу ребенка уже отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы, поэтому матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.

Не сюсюкайте с ребенком

Наверное, во всех странах люди часто разговаривают с детьми на их «детском языке». Общайтесь с малышом на «взрослом» полноценном языке, и вы сделаете неоценимый вклад в его развитие.

Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре

По лицу малыша очень легко определить, когда его родители ругаются, ссорятся, конфликтуют: выражение его лица подавленное и беспокойное.

Очень важно развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.

Отец должен чаще общаться со своим ребенком

Часто, уже став взрослыми, наши дети с радостью, как о празднике, вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом, потому что, как правило, во многих семьях это было не так уж часто.

Быть настоящим другом и помощником жене — разве не это роль мужа в домашнем воспитании? Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только материнскими усилиями.

Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Общение детей между собой надо поощрять

Малыш еще больше выиграет, если имеет физический контакт не только с мамой, папой, братьями и сестрами, но и с другими детьми. Это стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым.

Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом. И это не может не сказаться на уровне развития интеллекта у детей. Учитывая это, было бы неплохо, если хотя бы ради своих же детей мамы старались почаще собираться вместе.

Ссоры развивают у ребенка навыки общения

Часто говорят, что человек — продукт общества и что он не может жить вне его. Примерно в два года ребенку становится неинтересно играть только с самим собой, он начинает играть с другими, и тут-то он впервые узнает, как взаимодействовать в группе. Когда он мирно играет с другими и когда ссорится, он учится жить в коллективе. Ссоры важны, потому что они развивают личную инициативу.

У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, — плохой, ваш ребенок только замкнется в себе и обозлится. Ссоры — это первый урок жизни в коллективе.

Ребенка надо хвалить, а не ругать

Из двух методов — поощрение и наказание — последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию — открытое неповиновение. Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «Нельзя!» — и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он под-растет, что он ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно, лучше похвалить его: «Какой ты у меня большой стал!» — затем отлить немного сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.

ЧАСТЬ 4. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

1. Стимулирование и стремление к порядку

Интерес — лучшее побуждение

Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, — пробудить интерес.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появилось желание чего-либо, если условия для этого не созданы.

Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным

Вы будете ругать ребенка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это нехорошо? Для вас «хорошо» или «плохо» зависит от вашего личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у маленького ребенка нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои.

Если его как следует отругают, он, возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать неприятных последствий. В то же время этот эпизод может убить в нем зарождающееся стремление к творчеству.

Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка

Повторение очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Повторение желательно не только потому, что ребенку оно не может наскучить, но главным образом ввиду того, что младенчество не знает скуки, это лучшее время для формирования правильных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь.

Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю, столь необходимую для взросления. Воля к действию не появляется на пустом месте.

Детское воображение и фантазии развивают творческие способности

Многие родители хотели бы воспитать ребенка творческой личностью. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества.

Развивайте у ребенка интуицию (шестое чувство)

Если говорить серьезно, интуиция — важное условие любого значительного достижения. Все великие изобретатели полагались на свою интуицию, несмотря на свои огромные знания и опыт. Интуиция перекрывает все пять чувств и, таким образом, является самым древним и фундаментальным чувством. Интуицию также называют «животным инстинктом», выходящим за рамки логики и здравого смысла.

Ребенок до трех лет редко способен логически мыслить и в основном полагается на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, и уж во всяком случае не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума.

Говорите ребенку правду на половые темы

Половая жизнь — это сфера инстинктов, почему же надо скрывать от ребенка правду до определенного возраста, а затем вдруг начинать говорить об этом. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение и недомолвки родителей сделают эту тему запретным плодом и только распалят его любопытство, породят ненужные фантазии. Половые темы следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился естественно к этому вопросу.

2. Воспитание характера в младенчестве

Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания

Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость — это не одно и то же. Тот, кто не способен долго сосредотачиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и энергии на каждое задание. Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами.

Раннее развитие развивает черты лидера

Качества лидера начинают развиваться гораздо раньше, чем многие думают. Эти же качества воспитываются и различными занятиями с детьми. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дети, родители которых уделяли внимание их интеллектуальному развитию с самого раннего детства, — это жизнерадостные, энергичные дети со склонностью к лидерству, а вовсе не бледные гении.

Заучивание стихов тренирует память

В нашей экспериментальной школе воспитания талантов хайку учат для тренировки памяти. Хайку очень подходят для этой цели, потому что они короткие, ритмичные — они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем требованиям, которые предъявляют к детской поэзии: «Стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, и они должны быть красивыми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться ребенку».

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть

Если у ребенка в мозгу, который пока еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы.

Не надо давать ребенку только книжки с примитивными картинками, поскольку якобы он не поймет более сложного языка живописи. Если родители получают удовольствие от музыки Бетховена и Моцарта, пусть и ребенок ее слушает как можно чаще.

Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни.

Успехи в одном деле дают уверенность в других делах

Как мы уже не раз утверждали, уроки игры на скрипке или занятия иностранными языками нужны не для того, чтобы вырастить из ребенка гения, но главным образом, чтобы способствовать его общему интеллектуальному развитию. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном.

3. Творчество и навыки

Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше

Многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они навязывают ему свои представления: «Держи карандаш вот так!», «Яблоки должны быть красные», «Рисуй круг вот так», «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Не пиши на столе». Не слишком ли много запретов на одного маленького ребенка?

Все, что ребенок делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то тем самым вы помешаете развитию его творческих способностей.

Стандартная бумага для рисования — стандартный человек

Прежде чем начать рисовать картину, художник решает, какого формата она будет. Ребенку же дают стандартный лист бумаги и таким образом уже лишают его возможности выбора.

Такое же отношение мы наблюдаем и в других вопросах. Например, считается, что ребенку подходят только специальные детские песенки и сказки. Такое отсутствие воображения со стороны взрослого в свою очередь ограничивает воображение ребенка.

Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка

Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

Таким образом, если хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете прямо противоположного эффекта.

Я уже упоминал о пользе тактильных ощущений для развития ребенка. Мадам Монтессори рекомендует сознательно предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

Игрушки должны быть ценными

Наборы деталей, из которых дети могут собрать игрушку сами, — это великолепный воспитательный прием. Он включает в себя «радость достижения», которой лишен ребенок, имеющий только готовые игрушки.

Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивают творческие задатки ребенка

Оглянитесь вокруг — вы будете поражены, сколько существует простых игрушек, которые использовались веками. Это глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур.

Эти материалы обладают одной общей характеристикой — они не имеют определенной формы или назначения. Другими словами, им можно придать любую форму. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего.

Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка

Главная цель таких занятий, как уроки музыки или иностранного языка, как мы уже не раз подчеркивали, это не столько научить ребенка чему-то, сколько развить его безграничные потенции. Этой же цели служат ролевые игры. Самое ценное в этих играх — это возможность прямого и свободного самовыражения в отношениях с другими членами группы.

Детям полезна ходьба

Прежде чем вы начнете жаловаться, что у вас нет времени тащиться со скоростью вашего ребенка, подумайте, как полезна ему ходьба.

В ходьбе участвует все тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление.

Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.

Двигательные способности тоже нуждаются в тренировке

Наше телосложение и координация движений передаются по наследству. Но то, как вы сумеете развить задатки, которые вы получили от природы, зависит от тренировки. Можно от рождения иметь прекрасные данные для занятий плаванием или гимнастикой, но без соответствующей тренировки эти задатки не будут реализованы.

Для ребенка работа и игра — это одно и то же

Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы.

Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.

Как бы ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, которые не нужны в игре.

ЧАСТЬ 5. ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду

К сожалению, многие рассматривают раннее воспитание как подготовку к детскому саду или как воспитание талантов.

Именно из-за несовершенства образовательной системы я придаю такое значение раннему развитию. При правильном интеллектуальном развитии в раннем возрасте ребенок и в школе учится лучше. Он легче переносит систему «добывания оценок» в школе. Если были посеяны хорошие семена в наиболее критический период его раннего детства, ребенок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям.

Нет ничего важнее воспитания детей

«Я так занята с ребенком, что у меня нет времени на его образование. Теории теориями, но где взять время на их воплощение?» Матери часто реагируют на мои советы таким образом. Я убежден, что не следует отделять уход за ребенком от его воспитания. Это ведь одно и то же. Ваше к нему отношение уже оказывает на него воздействие.

Некоторые матери считают, что должны работать ради ребенка, другие считают, что главное — накормить его. Самое лучшее воспитание для ребенка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?

Не насилуйте волю малыша

Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием желаний ребенка. Конечно, малыш еще не может выразить свои желания, но мать должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из ее главных задач.

Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение находится как раз за пределами того, что мы называем образованием.

Дети — это не собственность родителей

Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им заблагорассудится.

Это чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено. Оно является причиной того, что воля самого ребенка игнорируется. Если ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах.

XXI век будут строить те, кто доверяет другим

В сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза, это дефицит доверия между людьми, что вызывает хаос в обществе, насилие, экологические проблемы. Никакие богатства и удобства жизни не принесут нам мира и счастья, если не будет доверия между людьми.

Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная задача дошкольного воспитания.

Каждая мама желает видеть своего ребенка смышленым и творческим, открытым и уверенным в себе. Но, к сожалению, не каждая знает, как поспособствовать бережному развитию интеллекта своего малыша.

Книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» рассказывает о необходимости и важности раннего развития детей. Ведь первые три года жизни – неповторимый период в формировании интеллектуальных способностей ребенка, когда каждый день может стать важным этапом бурного и всестороннего роста.

Эта книга перевернула мою жизнь. Она помогла правильно и осознанно подойти к развитию моих собственных детей. И я не встретила еще ни одной мамы, которая, прочитав эту книгу, не прониклась бы идеей раннего развития. Мы уверены, что теперь таких мам и пап у нас станет больше.

Инициируя переиздание книги Масару Ибуки, мы хотим доставить родителям маленьких детей удовольствие от ее чтения. А еще большее удовольствие они получат от будущих успехов своих малышей. Мы очень хотим, чтобы в нашей стране стало больше умных детей и счастливых родителей.

Евгения Белонощенко,

основатель и душа компании «Бэби-клуб»

Masaru Ibuka

Kindergarten Is Too Late!

Масару Ибука

После трех уже поздно

Перевод с английского Н. А. Перовой

Издательство Студии Артемия Лебедева

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибуки делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибуки не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно.

Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в два, три или четыре года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки-Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.

Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель. Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все живущие на Земле родители.

Глен Доман,

директор Института развития

потенциальных возможностей человека,

Филадельфия, США

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Название: После трёх уже поздно
Писатель: Масару Ибука
Издательство: Студия Артемия Лебедева
Возрастное ограничение: 16+
Объем: 120 стр 9 иллюстраций
Жанры: Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Воспитание детей

Масару Ибука - японский бизнесмен и инженер, один из основателей всемирно известной компании Sony. Также он является автором успешных методик по вопросам обучения и раннего развития детей.

В данном произведении автор доказывает, что первые три года жизни — это самый важный жизненный отрезок в развитии вашего малыша. Именно в данном возрасте закладывается характер маленького человечка, и в дальнейшем он будет не особо легко поддаваться корректировке. Именно в эти годы, ребёнок вбирает в себя всю доступную информацию, как губка. Поэтому и развивать его интеллектуальный уровень необходимо как раз с трёхлетнего возраста. Ему будет намного проще и быстрее воспринимать информацию именно сейчас, чем в более поздние годы. Но не стоит насиловать ребёнка, запихивая ему в голову всё, что попадётся. Всё равно это не приведёт ни к каким положительным результатам. Ребёнок запоминает только то, что ему самому будет интересно. Также для того, чтобы ребёнок вырос счастливым, умным и добрым, следует, чтобы он всё время чувствовал поддержку своих родителей, их любовь и ласку, к тому же не только по отношению к нему, но и друг к другу. Только в по-настоящему счастливой семье способна вырасти гармоничная личность.

Данное психологическое пособие учит тому, чтобы мы разговаривали со своими детьми. Ведь общаясь с ними, как со взрослыми, мы даём понять, что они важны для нас, мы с внимательностью относимся к их точке зрения, и что самое немаловажное, постепенно учим ребёнка самостоятельно принимать решения. Поступать правильно, но не быть ведомым. С маленького возраста нужно держать ребёнка с собой, чтобы он наблюдал, как вы делаете обычные, домашние дела. Позвольте ребёнку быть своим ассистентом, пусть даже в шуточной, лёгкой форме, и вы привьёте ему трудолюбие в будущем, дадите ощущение важности исполнения каждодневных дел.

Также автор не обошёл в своей книге и эстетические моменты. В гармоничном развитии личности ребёнка важным звеном является спокойная, классическая музыка, рисование, изучение иностранных языков и многое другое. Первое прививает малышу хороший вкус, второе — закладывает творческое начало.

Книга «После трёх уже поздно» написанная лёгким, доступным языком, будет полезна, как и парам, только ждущим ребёнка, так и тем, у кого уже есть опыт в воспитании детей. Она позволит найти и развить индивидуальные способности вашего ребёнка, превратить даже шумного непоседу в ребёнка, послушного своим родителям.

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Масару Ибука «После трёх уже поздно» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.



(Фрагмент)

Сегодняшнюю статью я хотела бы начать с высказывания А.С. Макаренко: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Почему сегодняшнюю статью я решила посвятить не медицинской проблеме, а книге для родителей? Потому что книга Масару Ибука «После трёх уже поздно» стала для меня настоящей революцией, «бомбой» во взглядах на воспитание. Это не очередное произведение по детской психологии или педагогике, это, на мой взгляд, бестселлер по воспитании гармоничных и любознательных детей.

Автор книги Масару Ибука — создатель Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов». Он — один из основателей компании «Sony», молодой новатор, который в 1947 году с тремя компаньонами и 700 долларами в кармане создал фирму, поднявшую Японию из руин и сделавшую её мировым лидером в электронике. Масару Ибука — не педагог и не специалист в теории образования, но на практике он доказал, что для раннего развития ребёнка необходимо изменить не содержание, а способ обучения.

Мы привыкли считать, что развитие ребёнка в основном зависит от его наследственности, однако автор книги утверждает абсолютно обратное. Гениальность ребёнка определяется условиями его развития, окружающей воспитательной средой. При этом решающие годы развития для ребёнка — с рождения и до трёх лет.

Основная цель раннего развития ребёнка — это не вырастить из него гения, а развить его безграничные потенциальные возможности.

Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации, но малыш хорошо усваивает лишь те знания, которые ему интересны. Именно в раннем детстве закладывается фундамент будущего развития, очень легко усваиваются те навыки, которые во взрослой жизни очень трудно приобрести. Ребёнок развивается с огромной скоростью и физически, и умственно. Поэтому важно правильно стимулировать это развитие на каждой стадии. Основная роль в этом отводится родителям, которые ближе всего к нему.

Масару Ибука даёт в книге свои рекомендации по воспитанию ребёнка, основные принципы формирования характера в младенчестве, методы развития творческих навыков.

Самое главное занятие для родителей — воспитание детей. Самое лучшее воспитание для ребёнка — это материнская любовь. Но «прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей» — главный тезис книги.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

По словам Глена Домана – директора Института развития потенциальных возможностей человека, написавшего предисловие к книге Масару Ибуки «После трёх уже поздно», она является одной из наиболее важных книг, которые вообще были когда-либо написаны, и прочесть её должен каждый человек, который является родителем.

Автор книги уверен в способности маленьких детей научиться чему угодно, и приводит свои доводы на тему того, как воздействует на новорождённых окружающая среда. То, что взрослые осваивают с большими трудностями, дети выучивают запросто – нужно только использовать особые приёмы, о которых также идёт речь в книге. Самым главным же является умение своевременно начать помогать ребёнку осваивать новый опыт, а сделать это может только тот, кто находится рядом с ним.

Данная работа адресована всем родителям, желающим показать своим маленьким детям мир новых удивительных возможностей.

О Масару Ибуке

Масару Ибука – японский предприниматель и менеджер, сооснователь корпорации «Sony», человек, чьи инженерные идеи помогли стать Японии одним из лидеров в области электроники и технологий, и создатель инновационных детей раннего возраста.

Вопросами развития детей Ибука занялся по причине того, что его собственный ребёнок запаздывал в умственном развитии. Приобретя опыт в процессе его воспитания и обучения, а также прибегнув к помощи специалистов, автор создал несколько организаций – «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов». Затем была написана и книга «После трёх уже поздно», ставшая бестселлером и нашедшая отклик в сердцах и умах множества читателей по всему миру.

Краткое содержание книги «После трёх уже поздно»

Книга состоит из вступления, предисловия и пяти частей. Первая часть посвящена потенциальным возможностям ребёнка. Вторая часть рассказывает о влиянии раннего опыта. Третья повествует о том, что полезно для малыша. В четвёртой части раскрываются принципы воспитания. И из пятой части вы узнаете о том, чего не следует избегать в процессе воспитания.

Конечно же, мы не станем пересказывать вам всю книгу (будет гораздо лучше, если вы прочтёте её сами), но всё же позволим себе рассказать о некоторых показавшихся нам интересными и важными моментах.

Часть 1. Потенциальные возможности ребёнка

Благодаря исследованиям и физиологии мозга удалось выяснить, что ключом к развитию умственного потенциала ребёнка является его собственный познавательный опыт в первые три года жизни, пока развиваются мозговые клетки. Нет детей, родившихся гениями, и нет, родившихся дураками. Основное значение имеет стимуляция и степень развития мозга на начальном этапе жизни, а это и есть период до трёх лет. Заниматься воспитанием в детском саду уже становится поздно.

Единственной целью раннего развития является предоставление ребёнку такого образования, которое позволит ему иметь глубокий ум и здоровое тело, а также сделает его сообразительным и добрым.

Множество родителей и специалистов считают, что сознательно обучать маленького ребёнка – неправильно, т.к. информационный переизбыток негативно сказывается на детской нервной системе. Однако, отправляя детей в детский сад, они сразу же отказываются от своей позиции, становятся строгим и предпринимают попытки чему-то научить детей. Но следует делать иначе, а именно: заниматься с ребёнком в первые годы жизни и оказывать родительское влияние.

Часть 2. Влияние раннего опыта

Наибольшей важностью обладает окружение ребёнка, а не гены. Даже близнецы будут кардинально отличаться, если их воспитают разные родители.

Если бы определяющим фактором в процессе формирования способностей являлось происхождение, тогда дети перенимали бы профессию своих предков, однако жизнь намного загадочнее, и ребёнок может получить совершенно другую профессию, чем его родители.

На ребёнка воздействуют такие вещи, о которых мы даже не подозреваем. То, что нам может казаться лишённым смысла, дети могут воспринимать совершенно иначе, и это нечто может даже стать основой всей их дальнейшей жизни. Те впечатления, которые получает человек в детстве, формируют то, как в будущем будет мыслить и действовать ребёнок.

Часть 3. Что полезно малышу

Для начала важно сказать, что каких-либо готовых схем по обучению младенцев не существует. Советы, предлагаемые в книге, являются только идеями, руководствуясь которыми любая мама может либо принять, либо отвергнуть какой бы то ни было совет по воспитанию.

Необходимо как можно чаще носить ребёнка на руках, т.к. это доставляет ему массу положительных эмоций.

Не нужно бояться брать малыша с собой в постель, т.к. это исключительно благоприятно сказывается на его умственном и психическом развитии.

Занимайтесь со своим ребёнком хотя бы час в день, и вы заметите, что степень его интеллектуального и заметно повышается.

Ни в коем случае не нужно с ребёнком сюсюкаться, т.к. использование во время общения с малышом «детского» языка существенно замедляет его развитие.

Необходимо развивать в ребёнке способности к рассуждению, оцениванию и восприятию. Делается это только посредством того, как взаимодействую родители, чем они занимаются, как чувствуют, как общаются с ребёнком и т.д.

Как можно чаще с ребёнком должен общаться отец, ведь именно он способен играть роль и друга и помощника, как для супруги, так и для ребёнка. Помните, что одни только материнские усилия не способны помочь достижению в семье гармонии.

Ребёнка необходимо хвалить, а не ругать, даже если наказание кажется вам наиболее эффективным методом. Наказание способно стать причиной противоположной реакции. Но и к похвале следует подходить очень осторожно.

Часть 4. Принципы воспитания

Среди принципов воспитания можно выделить следующие:

  • Вы должны стимулировать и направлять ребёнка к порядку. Здесь необходимо учитывать, что лучшим побуждением для ребёнка всегда будет интерес; интересное всегда будет казаться ребёнку правильным, а неинтересное – неправильным; повторение является лучшим способом стимулирования интереса; фантазии и воображение ребёнка развивают . Также имейте в виду, что нужно развивать у ребёнка и всегда говорить правду на тему секса.
  • Вы должны воспитывать характер ребёнка в младенчестве. Этого можно добиться при помощи обучения игре на скрипке, заучивания стихов и окружения малыша только самым лучшим, что у вас есть. Помните о том, что раннее развитие формирует черты, а успехи в чём-то одном прибавляют уверенности в других начинаниях.
  • Вы должны развивать в своём ребёнке навыки и творческое мышление. Давайте как можно чаще малышу карандаши, игрушки покупайте выборочно и не допускайте их переизбытка, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось. Не обязательно убирать подальше всё, что может быть для ребёнка опасно (соблюдая осторожность, естественно). Пусть ваш малыш занимается лепкой, вырезает узоры из бумаги и складывает различные фигуры; играйте в – всё это развивает задатки творчества. Не забывайте и о том, что детям крайне полезна ходьба, а необходимо тренировать как можно чаще.

Часть 5. Чего не следует избегать. Взгляд в будущее

Основные идеи последней главы мы приведём лишь тезисно:

  • Раннее развитие не является подготовкой к детскому саду
  • Ничего не может быть важнее воспитания детей
  • Не заставляйте ребёнка делать что-либо против его воли
  • Дети не являются собственностью родителей

Подробное разъяснение вышеназванных тезисов вы найдёте в книге.

Послесловие

В послесловии автор выражает свою искреннюю надежду на то, что книга «После трёх уже поздно» станет для читателей способом не только провести время приятно, но ещё и полезно, а также на то, что читатели смогут прочувствовать всю важность своевременного развития своего ребёнка.

К сожалению, родители не всегда имеют возможность создать самые лучшие условия для развития своих детей, но это не должно становиться проблемой. На сегодняшний день на территории России функционирует более 40 специализированных профессиональных бэби-клубов, где дети развиваются полноценно, а за основу взяты идеи Масару Ибуки. Хотя, конечно, отдавать своего ребёнка в такой клуб совсем необязательно, но тогда вы должны будете приложить максимум усилий, если хотите, чтобы процесс развития вашего ребёнка был полноценным, гармоничным и качественным. И первый шаг на пути к этому – прочтение данной книги.