Материнская любовь в произведении бедная лиза. Тема любви Лизы и Эраста в повести Карамзина «Бедная Лиза. Лиза и Эраст: влюбленность набирает силу

Анализ произведений русской и зарубежной литературы, образцы школьных сочинений

Тема любви Лизы и Эраста в повести Карамзина «Бедная Лиза»

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста.

Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. Например, тема социального неравенства поднимается тоже, мы видим, что традиции и условности общества не позволяют любящим молодым людям из разных сословий создать семью. Кроме того, мы наблюдаем раскрытие в повести темы внутренней чистоты и достоинства личности, проявляющуюся в ее поступках и отношении к другим: подлость (обман Лизы) и корыстные поступки Эраста (женитьба по расчету) противопоставляется верности и искренности Лизы. Однако все-таки тема любви как гаммы чувств интересуют автора больше всего, позволяя в полной мере создать произведение сентиментального жанра.

Любовь Лизы и Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и практически с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не может забыть таинственного незнакомца. Позже Эраст находит дом Лизы, где она живет со своей матерью. Он просит у её матери разрешения впредь покупать все цветы, собранные девушкой, и «ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».

Эраст увлекается чистой, доверчивой и невинной девушкой. Он называет её «пастушкой» и «дочерью природы». Ради любви к ней он готов оставить светскую жизнь. Лиза тоже полюбила Эраста. Молодые люди дают друг другу клятву верности. Лиза готова ради него скрывать их отношения от горячо любимой матери. Они наслаждаются тайными встречами и не могут прожить друг без друга и дня. Однако вскоре к Лизе посватался сын богатого крестьянина. Эраст выступает против их свадьбы и обещает Лизе, несмотря на разницу между ними, никогда не расставаться. Платоническая любовь между ними закончилась и «уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться, и которые были для него уже не новы». Эраст постепенно теряет былой интерес к Лизе. Вскоре он сообщает ей, что отправляется в военный поход. Лиза тоскует по своему Эрасту. И вот однажды она случайно встречает его в городе. Девушка рада их встрече, но Эраст говорит, что, несмотря на свою любовь, вынужден жениться на другой.

Лиза не смогла пережить это потрясение. Она бросается в пруд, близ которого они часто гуляли с Эрастом. Так трагически заканчивается жизнь Лизы и история её любви.

Карамзин одним из первых в русской литературе смог так ярко описать чувства и переживания героев. Повесть «Бедная Лиза» наполнена тонким психологизмом, в ней показан внутренний мир человека, его переживания и желания.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Литературное направление сентиментализм пришло в Россию из Франции в конце 18 века, обращалось в основном к проблемам человеческой души.

В повести Карамзина «Бедная Лиза» рассказывается о любви молодого дворянина

Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живёт вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продаёт цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-«с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Его любовь к Лизе оказалась не прочной. Эраст проигрывается в карты. Стремясь поправить дела, он собирается жениться на богатой вдове, поэтому оставляет Лизу. Потрясённая изменой Эраста, Лиза в отчаянье бросается в пруд и тонет. Этот трагический конец во многом предопределён сословным неравенством героев. Эраст – дворянин. Лиза – крестьянка. Их брак невозможен. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают. В повести автор ценит не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству.

Карамзин был великим гуманистом, человеком с тонкой душой. Он отрицал крепостное право, не признавая за людьми власти распоряжаться жизнью других людей. Хотя героиня повести не крепостная девушка, а свободная крестьянка, тем не менее, сословная стена между ней и её возлюбленным не преодолима. Даже любовь Лизы не смогла разрушить этого барьера.

Читая повесть, я полностью на стороне Лизы, переживаю восторг любви и скорблю по поводу гибели девушки. Обратившись к высокой теме неразделённой любви, Карамзин понимал и чувствовал, что драму человеческих чувств не возможно объяснить только социальными причинами. Образ Эраста в этом смысле очень интересен, характер его противоречив; обладает нежной поэтичной натурой, красив, за что Лиза и полюбила его. В то же время Эраст эгоистичен, слабоволен, способен на обман; с холодной жестокостью он выводит Лизу из своего дома, но, узнав о её смерти, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Автор подчёркивает, что никакое сословное превосходство не освобождает человека от ответственности за свои поступки.

36473 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Карамзин Н.М. / Разное / Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Сочинение по произведению Карамзина «Бедная Лиза»

Рассказ «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Автор излагает эту историю так, как будто сам был очевидцем сего. В каждой строчке этого произведения видно сочувствие и сострадание автора к Лизе. Это и понятно, ведь на долю молодой девушки выпадают действительно трудные испытания, а ей даже не к кому обратится за советом.

Трудности возникают у неё от неопытности, неопытности любить.

Эраст — её возлюбленный, немного ветреный, не способный на настоящие чувства, для него Лиза лишь временное развлечение- загадка, которую разгадав, он забывает.

Главная ошибка Лизы — это её открытость, её напоминания Эрасту о беспомощности без него. Эраст понимал, что Лиза слишком привязана и зависима от него и ему она стала не интересна.

Со временем Лиза все поняла, и конечно это нанесло ей глубокие душевные раны. Сильное разочарование в первой любви сыграло решающую роль в судьбе Лизы, не в её пользу, поэтому Лизу действительно можно назвать бедной, ведь её жизнь сложилась крайне трагично.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Огромный успех принесла Карамзину повесть "Бедная Лиза", которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова "и крестьянки любить умеют" стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.Кто же такая Лиза, из-за которой чувствительные читатели и особенно читательницы проливали потоки слез?Лиза - бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью - "чувствительной бедной старушкой", от которой Лиза наследует главный талант - умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, "не щадя своей нежной молодости", берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста "с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным" Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и "ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало". Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку "любовью брата", восхищается своей "пастушкой".Однако вскоре платоническая любовь между молодыми людьми переходить в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать. Лиза уже не была в его глазах "ангелом непорочным", который восхищал его душу.
Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет озабоченностью: ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с непреятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить свои дела, ему приходится жениться на богатой пожилой вдове.Чувствительность - так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет "нежными страстями". В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в "Бедной Лизе" социальное звучание. Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести "Бедная Лиза" деревенский человек - человек природы - оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы,отличные от законов естественных.


История любви Эраста и Лизы – это трагическая история, так как она построена на грехе, обмане и предательстве. С самого начала мы видим молодую девушку, которая честная, открытая и добрая. Он умеет трудиться и любить.

Но на ее пути повстречался человек по имени Эраст, который всё перевернул. Лиза влюбилась в него, не думая о последствиях. Она отдалась ему во всём, чем согрешила. Страх объял девушку, но Эраст особо не переживал.

Получив то, что хотел, мужчина решил уехать на фронт.

Через два месяца он вернулся. Они снова случайно встретились. Лиза была безумно счастлива, но ее шокировали новости. Эраст был уже помолвлен с женщиной. Для него это была выгодная партия.

Девушка не нашла другого выхода. Она бросилась со скалы. В самом начале повести мы видим её гроб в монастыре. В конце мы снова к нему возвращаемся. История этих людей показала нам, что нужно всегда внимательно следить за своими поступками, анализировать, а главное, искать помощи и совета у старших. Лиза не стала спрашивать совета у родителей, а ведь они могли бы сразу открыть ей глаза.

Обновлено: 2017-08-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Меню статьи:

1792 год явился для Николая Михайловича Карамзина знаменательным. И это не удивительно, ведь именно в то время из-под его пера вышла замечательная сентиментальная повесть под названием «Бедная Лиза», который принес автору признание и славу. В то время писателю было всего двадцать пять лет, и он делал первые шаги на литературном поприще.

Описывая сложную судьбу беззащитного народа, поднимая проблему неравенства бедных и богатых, Карамзин пытается достучаться до сознания людей и обратить внимание на то, что так жить нельзя. Повествование писатель ведет от первого лица.

Главные герои повести

Лиза – простая русская крестьянка, добрая девушка, любящая природу и радующаяся каждому дню – пока не влюбилась в богатого дворянина по имени Эраст. С тех пор в её жизни произошел крутой поворот, что впоследствии привело к страшной трагедии.

Эраст – богатый дворянин, легкомысленный молодой человек с хорошим воображением, но ветреный. Он думает, что любит Лизу, но при сложившихся обстоятельствах бросает её, не задумываясь о сильных переживаниях девушки, вызванных его предательством. Становится причиной самоубийства Лизы.

Старушка-мать – бедная крестьянка, вдова, потерявшая мужа и оплакивающая его. Добрая простая верующая женщина, безмерно любящая свою дочь и желающая ей счастья.



Великолепие природы, которую созерцает автор

Окрестности Москвы с её монастырями, церковными куполами, ярко-зелеными цветущими лугами вызывают восторг и умиление. Но не только. При входе в монастырь душу автора начинают одолевать горькие воспоминания, и печальная история Отечества предстает перед его мысленным взором. Более же всего удручает случай, произошедший с одной девушкой, бедной Лизой, закончившей жизнь трагически.



Начало истории Лизы

Почему эта хижина, находящаяся у монастырской стены, где шумит березовая роща, сейчас опустела? Почему здесь нет ни окон, ни дверей, ни крыши? Почему все так уныло и мрачно? На эти вопросы любознательный читатель может получить ответ, узнав, что происходило здесь тридцать лет назад, когда окружающие могли слышать звонкий голос девушки по имени Лиза. Она жила вместе с мамой в большой бедности, потому что после безвременной смерти отца земля пришла в упадок. Кроме того, отчаявшаяся вдова слегла от горя, так что делать домашние дела приходилось одной Лизе. К счастью, девушка отличалась трудолюбием: работая не покладая рук, она ткала холсты, вязала чулки, собирала ягоды и рвала цветы. Имея доброе и любящее сердце, Лиза изо всех сил старалась утешить больную мать, но в душе сильно переживала о кончине самого родного человека – её папы.

Зарождающаяся любовь Лизы

А потом, спустя два года, появился он – молодой человек, по имени Эраст, который полностью завладел чувствами юной девушки, желающей любить и быть любимой. И жизнь вначале заиграла яркими красками.

Они встретились, когда Лиза приехала в Москву торговать цветами. Незнакомый покупатель, увидев такую красивую девушку, начал осыпать её комплиментами и даже, вместо пяти копеек, предложил рубль за цветы.

Но Лиза отказалась. Не знала она, что молодой человек уже на следующий день будет стоять у неё под окном. «Здравствуй, добрая старушка, – обратился он к матери девушки. – Нет ли у тебя свежего молока?» Незнакомец предложил, чтобы Лиза продавала свои работы только ему, тогда отпадет необходимость подвергаться опасностям в городе, разлучаясь с мамой.
Старушка и Лиза с радостью согласились. Только одно смутило девушку: он барин, а она – простая крестьянка.

Богатый дворянин по имени Эраст

Эраст был человеком с добрым сердцем, однако, автор описывает его как ветреного, слабого и легкомысленного. Он жил только в свое удовольствие и ни о чем не заботился. Кроме того, был юношей сентиментальным и очень впечатлительным, имеющим богатое воображение. Отношения с Лизой должны были стать новой вехой в его судьбе, новым интересом, который разнообразил бы праздную и скучную жизнь.



Лиза загрустила. Любовь лавиной нахлынула на девушку, и куда делась прежняя беззаботность. Теперь она часто вздыхала и ободрялась только тогда, когда видела Эраста. А он вдруг… признался ей в любви. Радости Лизы не было предела, она хотела, чтобы их встречи продолжались вечно. «Всегда ли ты будешь любить меня?» – спрашивала девушка. И получала ответ: «Всегда!». В радостном настроении она пришла домой. И в порыве чувств стала восхищаться красотой природы, созданной Богом. Мама поддержала дочь.

Образ старушки-мамы

Мама Лизы изображается автором как простая верующая женщина, любящая Бога и восхищающаяся красотой Его творения. «Как все хорошо у Господа Бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела Господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается. Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет» – говорит она. Эта бедная женщина осталась вдовой, но до сих пор тоскует о своем дорогом безвременно ушедшем муже, который был для нее дороже всего на свете. Ведь «крестьянки тоже умеют любить».

Любовь к дочери у старушки очень сильна. Она, как и всякая мать, желает ей только самого лучшего.

Лиза и Эраст: влюбленность набирает силу

С тех пор они виделись постоянно – каждый вечер. Обнимались, но не позволяли себе ничего порочного. Эраст общался и с мамой Лизы, которая рассказывала юноше о своей нелегкой жизни. Но вдруг грянула беда.

Горькие перемены в судьбе

Лиза должна была сказать Эрасту, что её выдают замуж за другого – сына богатого крестьянина. Но он очень огорчился, снова клялся девушке в любви – и наконец, чувства возобладали над здравым смыслом: в тот момент девушка потеряла невинность. С тех пор свидания их стали другими – Эраст начал относиться к любимой уже не как к непорочной. Встречи происходили все реже и реже, и, наконец, юноша сообщил, что уходит на войну.

Последняя встреча с Лизой

Эраст перед дорогой решил проститься – и с матерью (которая, кстати, совсем не знала о его любовных отношениях с дочерью), и с Лизой. Прощание было трогательным и горьким. После того, как Эраст удалился, Лиза «лишилась чувств и памяти».

Предательство Эраста

Долго была девушка в отчаянии. Только одно утешало её мятущуюся душу: надежда на встречу. Однажды она поехала по делам в Москву и вдруг увидела карету, в которой сидел Эраст. Лиза кинулась к любимому, но в ответ получила лишь холодное признание в том, что он женится на другой.

Лиза бросается в воду

Такого позора, унижения и предательства девушка выдержать не смогла. Уже совсем не хотелось жить. Вдруг Лиза увидела знакомую – пятнадцатилетнюю Аню, и, попросив её взять деньги для мамы, на глазах у девочки кинулась в воду. Спасти её так и не смогли. Старушка-мать, узнав о произошедшем с любимой дочкой, тут же скончалась. Эраст сильно удручен произошедшим и будет вечно корить себя в смерти невинной девушки.

Классовое неравенство – причина многих проблем в обществе

В то нелегкое время основную роль при выборе жениха или невесты играло окружение. Низший класс – крестьяне – не могли соединяться с богатыми дворянами. Лиза отчетливо понимает это уже при первых встречах, когда её сердце трепещет от любви, но разум твердит о невозможности подобного союза. «Однако тебе нельзя быть моим мужем, – говорит она. И в отчаянии добавляет: «Я крестьянка». Все-таки девушка не могла противостоять порыву бурных чувств к человеку, которого полюбила всем сердцем (хотя временами и жалеет, что ее жених не пастушок). Она либо наивно стала считать, что впоследствии Эраст все же возьмет её в жены, либо просто до поры до времени предпочла не думать о последствиях такого рода романтических свиданий. Как бы там ни было, реакция Лизы на то, что тот, без кого она не может жить, женится на другой, дворянке из его круга, побуждает её к отчаянному поступку – самоубийству. Она сделала шаг в пропасть, из которой уже нет выхода. Юность и надежды погублены. А Эраст остался жить с непрекращающимся чувством вины. Так трагически закончилась повесть «Бедная Лиза». Разумный читатель извлечет из неё урок и сделает правильные выводы.

Вера Яковлевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи:

    Обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

    Развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

    Воспитывать у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе.

    Ознакомить уч-ся с понятием «ранний брак», причинами вступления в такой брак, возможными причинами расторжения брака.

    Познакомить с представительным органом ЗАГС; дать представление о значении Семейного кодекса.

    Формировать уважительное отношение к семейным традициям, чувство личной ответственности за взаимоотношения в семье.

    Развивать творческую активность уч-ся.

    Способствовать сплочению коллектива путем совместной деятельности.

    Раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков

Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть.

Ход урока:

Эпиграф

Только влюблённый имеет
право на звание человека.

Александр Блок.

I. Стихотворение А.С.Пушкина “Рассудок и любовь” (чтение наизусть).

Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, - кричал, - прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой
Не стану я - клянуся в том Кипридой!"
"Молчи, молчи!" - Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"

"Ты сердцу мил!" - пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
"Беги, беги!" - Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: "Останься!" - говорил.

Осталася - и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
"Взгляни, - сказал, - с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!"
"Беги, беги!" - Рассудок повторил,
"Учись от них!" - Эрот ей говорил.

И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с этого стихотворения?
- Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы “твёрдого ума” и “нежнейшего чувства”)

В повести речь идёт о любви, о том вечном, что волнует сердца. В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)

2. Проверка домашнего задания.

Назовите признаки этого литературного метода на примере повести “Бедная Лиза”. (проверка домашнего задания составление таблицы)

Признак сентиментализма

Тезис, цитаты из текста

2. Герои – обычные люди, нет акцента на их происхождение.

3. Обожествление природы.

3. Работа с текстом.

Посмотрим, как в повести прослеживается тема “рассудка и любви”.

Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье.

В чём особенности такой любви? (она платоническая)

Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом? (любовь-дружба)
- Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви.

А у героя иное представление о любви. Какое? (С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовь-страсть.)

Как в повести появляется тема страсти? (Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом- объятия – поцелуй – утрата невинности. “Мрак вечера питал желания”. Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.)

С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно.

Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.)

Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу “У меня есть мать!”)
- Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.)
- Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная)

Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова? Почему? (Ломоносов представляет классицизм, подчинение личного общественному, чувств – разуму; Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум подчинён чувствам.)

О ком Карамзин говорит “безрассудный молодой человек” и почему? (О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца)

Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал? (Герой не задумывается о последствиях, так как 1- просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует новизны.)

Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор. Что это за сила? (природа)
- В чём особенность образа природы? (Карамзин говорит не “природа”, а “натура”. Он делает её полноправным героем повести.)

Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!” Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.)

Какие ещё символы есть в повести? (Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.)

Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро? (Встречает туманом – туманное будущее)
- Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь)
- Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока. Почему? (так как природа на её стороне, она ей сочувствует)
- Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно. (“Я готов проклинать человека в Эрасте.”)

Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.

С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.)

Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.)
- Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь?
- Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.

4. Итог.

Опять вспомним Пушкина. Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении? (побеждает любовь)

Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
- Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос?

Поэт заканчивает стихотворение строчкой: “Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.” Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.

Вывод: Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

Хотя Карамзин и предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.

Трагический конец повести предопределен сословным неравенством героев. Эраст – дворянин, а Лиза – крестьянка. Их брак невозможен «И крестьянки любить умеют», - говорит писатель. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают.

Давайте поговорим о ранних браках и их последствиях. У нас в гостях ____________________ отдела ЗАГСа, которая поможет ответить на некоторые вопросы.

5. Выступление специалиста ЗАГСа.

Ранним браком считается брак, где супругам от 18 до 23 лет.

Молодые люди решают вступить в брак по следующим причинам, побуждающим их к этому шагу:

Нежелательная беременность;

Любовь;

Стремление сбежать от родительской опеки;

Ошибочное убеждение.

Во всех развитых странах мира минимальный возраст вступления в брак определяется законодательством. Подобные ограничения связаны с тем, что молодые люди должны быть готовы к созданию семьи как физиологически, так и морально-психологически, чтобы сознательно относиться к обязанностям супруга и отвечать за последствия половых отношений

Во Франции женщина может выйти замуж с 15 лет, а мужчина - только с 18 лет.

В Италии Конституция более лояльна к юным влюбленным и разрешает вступать в брак женщинам с 14, а мужчинам - с 16 лет.
В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин - с 21 года.

В США в каждом штате свои законы, соответственно, и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14­-15 лет, а юноши - от 18 лет до 21 года.

В Англии возраст брачующихся одинаковый - 16 лет.

А в нашей стране?(ответы уч-ся)

В Российской Федерации брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет. В исключительных случаях допускается снижение брачного возраста на 1 или 2 года, однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Проблема ранних браков не нова, она была актуальна и несколько веков назад и нашла свое отражение в некоторых литературных произведениях. Няня Татьяны Лариной из романа А. С. Пушкина вышла замуж в 13 лет. Герои У. Шекспира Ромео и Джульетта вступили в брак тоже в юном возрасте.

В чем причина распада ранних браков?

1. Распадаются ранние браки из-за неготовности партнеров к семейной жизни. Успех счастливого брака в хорошей подготовке к нему, достижении зрелости до брака. Не только физической, но и психологической.

2. Неправильное представление о семье.

3. Или, вступив в официальные отношения, супруги забывают о развитии отношений в браке, оставив все на фазе влюбленности. Одного энтузиазма, чувства любви не хватает, нужны знания.

4. Есть и другая проблема: партнер выбран неправильно.

5. Отсутствие опыта дружбы. Для брака требуется дружба, потому что это одна из составляющих брака.

К сожалению, не все пары, вступившие в брак, сохраняют свою семью.

Вот статистические данные по г.Благовещенск..

За январь-октябрь 2013 года зарегистрировано браков - _____, разводов – _____.

Число мужчин и женщин, зарегистрировавших брак

Всего

До 18 лет

мужчины

женщины

Число мужчин и женщин, зарегистрировавших развод

Всего

До 18 лет

мужчины

женщины

Вывод: Проблема ранних браков, расторжение браков в наше время очень актуальна.

На вступление в брак влияет возраст, а также качества, определяющие «готовность к браку». Вступающие в брак, должны осознавать ответственность друг за друга, быть готовыми понимать супруга, уважать права и достоинства других членов семьи, уметь сопереживать и сочувствовать друг другу. Ведь при вступлении в брак создается новая семья, а это самое главное в жизни человека.

Все начинается с семьи.

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Все начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность жизни видеть -

Все начинается с семьи.

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

И только не сдаваться!

Все начинается с семьи.

Конец повести «Бедная Лиза» поражает своей трагичностью. Эраст женится на богатой вдове, а Лиза бросается в пруд у Симонова монастыря. Эраст не находит себе покоя. Считая себя виноватым в смерти несчастной крестьянки. Писатель предостерегает такое отношение к жизни.

Почему же Лиза пошла на такой шаг? (Ответ: Она протестует против бездушия).

А могла она избежать трагедии? (Ответ: Да, если бы чувствовала поддержку со стороны матери).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

Как вы понимаете это высказывание? (Если у друга появились разговоры о самоубийстве, то главное во время прийти и нему на помощь. Лучше ошибиться, чем опоздать.)

6. Выступление подготовленных учащихся по проблеме суицид.

1-й : Если твой друг бросает такие намеки, спорь с ним. Говори с ним. Выслушивай его. Дай ему почувствовать что он нужен, что он желанен, постарайся уверить его, что любые раны со временем заживут, кроме пулевых ранений в голову. Если ты чувствуешь близкую опасность, оставайся с другом до тех пор, пока его настроение не пройдет…"

2-й: Самоубийцы - эгоисты. Они думают лишь о себе. Любой человек живет в обществе и имеет взаимоотношения с другими людьми, даже если он отшельник. Посему, совершая какой-то поступок, он задевает других людей - прямо или косвенно. При совершении поступка и действий надо правильно оценить степень "влияния" и "воздействия" на других людей. Эгоисты этого не оценивают. Более того, стремясь "избавить себя" от мук и боли, они лицемерно заявляют, что "Всем будет легче без меня". Давайте посмотрим.

Близкие (после самоубийства):
- чувство вины (не замечали, не любили…),
- горе, боль утраты,
- замешательство и шок.

Смотрите, они ощущают чувство вины и вместе с тем горе от потери любимого человека. Им тяжелее во много раз, чем самоубийце.

Теперь о "мести". "Тогда поймешь, кого ты потеряла". Это эгоистично, жестоко и аморально. Разве это любовь: желать плохого любимому? Эгоизм чистой воды. Надо уметь отпускать на свободу, если просят свободы. А не ужесточать условия "неволи".

Поэтому не будем эгоистами и начнем думать о других, а не только о том, как плохо мне любимому.
3-й : Маяковский “Послушайте”.

Послушайте,
Ведь если звезды зажигают,-
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит, кто-то хочет, чтобы они были?
Кто-то называет эти плевочки-жемчужиной?
И надрываясь в полуденной пыли,
Врывается к Богу,
Боится, что опоздал,
Плачет, целует ему жилистую руку,
Просит, чтобы обязательно была звезда,
Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку.
А после, ходит тревожный
И спокойный наружно
И говорит кому-то:
“Тебе теперь ничего не страшно? Да?”
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают, -
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо, чтобы
Каждый вечер над крышами
Загоралась хотя бы одна звезда!

Рефлексия Учитель: Что вы взяли с урока? Чему научились?

1. На уроке мне было сложно сдержать слезы;
· я не хотел, чтобы мои слезы увидели;
· трудно было не заплакать;
· нельзя понять Лизу.

2. Урок помог задуматься:
· о том, как страшно потерять жизнь;
· об одиночестве, доброте и милосердии;
· о человечности, об отношении к девушке;
· о моих родных;
· о том, какой ценой Лиза расплатилась за свое легкомыслие;

3. Я понял:
· нельзя быть таким бесчеловечным, как Эраст. Нужно заботиться о родных, и близких;

· никогда не поступлю так, как Лиза и Эраст;
· я очень люблю своих близких и боюсь их потерять;
· нельзя совершать таких ошибок.

Исполнение песни___________________

Литература:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. 1792 г.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1997.

4. Семейный кодекс Российской Федерации //Сборник кодексов РФ. Кн.1 М.,1999. С 647-709.