Май в народе. Май. Народный календарь. Языческие и славянские праздники в июне


Народный обряд

Традиционная

Информация

Все вопросы и пожелания пишите на [email protected]

-- Все страницы сайта

На сайте сайт Вы можете найти пожелания, поздравления, тосты в стихах, смс поздравления с днём рождения, с юбилеем, с Новым годом, с 8 марта и со многими другим праздниками. Краткую информацию про интересующие Вас религиозные, государственные праздники и памятные даты. Вы можете узнать когда будут Ваши именины и как назвать будущего ребёнка. Какой будет гороскоп на завтра и на следующий год. Всё отсортировано по категориям для Вашего удобства.

Народный обряд

Традиционная празднично-обрядовая культура русского народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все это – мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились и до наших дней: часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.
Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт подавляющей массы русского народа и других народов, проживающих с ним рядом, развивался по устоявшемуся поколениями циклу. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ.


Народные праздники на 2019 год

Народные праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории.

Прежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле - не вступили в брак.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): Народные праздники на 2019 год
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www.сайт/celebrations/folk/2019/

На сайте сайт Вы можете найти пожелания, поздравления, тосты в стихах, смс поздравления с днём рождения, с юбилеем, с Новым годом, с 8 марта и со многими другим праздниками. Краткую информацию про интересующие Вас религиозные, государственные праздники и памятные даты. Вы можете узнать когда будут Ваши именины и как назвать будущего ребёнка. Какой будет гороскоп на завтра и на следующий год. Всё отсортировано по категориям для Вашего удобства.

Народный календарь мая - аграрные народные праздники, обряды, обычаи, приметы. Ими отмечались все трудовые циклы - пахота, сев, жатва, уборка урожая, сенокос, молотьба, охота, путина и др.. Народный календарь примет мая отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Так появлялись народные праздники и приметы, поколение от поколения, которые составляли народный календарь. Народный календарь примет мая вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его народными праздниками и буднями.

Русский народный календарь мая: Народные приметы в Мае, пословицы и поговорки мая.

В русском народном календаре май считался третьим пролетным месяцем. Славянское и укр. название – травень, есть и другие народные названия. Это последний месяц весны. Месяц цветов и любви. Самый зеленый месяц в году. Многолетние крестьянские наблюдения и приметы показывали, что ненастный май всегда обеспечивал обильный урожай хлебов. Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи. В народе май считается несчастным. Это месяц, неудачный и для свадеб.

Май (травень). Торжество пробуждения природы. Коли в мае дождь – будет и рожь. Майский дождь хлеба поднимает. Май леса наряжает, лето в гости поджидает. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. В мае родиться да жениться – век промаяться.

Мы очень надеемся, что эти народные праздники и приметы мая будет полезны и познавательны - ведь это – жизнь наших с вами предков. Это те народные приметы в мае, по которым жили наши деды и прадеды.

Приметы мая

Приметы, пословицы и поговорки мая

«Березовицы на грош - лесу на рубль изведешь».
«Бывает май - под кустиком рай, а то такой май - коню сена дай, а сам на печь полезай».
«В мае все принарядится - там листком, тут цветком, а где и травинкой».
«В мае даже ветер поет».
«В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается».
«В мае жениться - век маяться».
«В поле не давай дуракам воли».
«Весенний дождь лишним не бывает».
«Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь».
«Внучок за дедушкой пришел».
«Время дорогое - мужику нет покоя».
«Даст небо дождь, а земля - рожь».
«Дождь в мае лишним не бывает».
«Дождь в мае хлеба подымает».
«Дождь в мае хлеба подымает».
«Загоняй кобылу и паши под пшеницу».
«Захотел ты в мае добра»!
«Захотел ты в мае у мужика перепутья! (Дорожной пищи)».
«Коли в мае дождь, так и будет рожь».
«Май - коню сена дай, сам на печку полезай».
«Май - под каждым кустиком рай».
«Май - пора сева».
«Май землю греет, а сивером веет».
«Май лежа наряжает, лето в гости ожидает (приглашает)».
«Май лошадь откормит».
«Май на май не приходится».
«Май на порог весну приволок».
«Май обманет - в лес уйдет».
«Май обманет, в лес уйдет».
«Май распустился, из-под спуда зелену траву выгоняет».
«Май смаит».
«Май создает хлеба, а июнь - сено».
«Май холодный - год хлебородный».
«Май холодный - не будешь голодный».
«Майская роса - коням лучше овса».
«Майская травка и голодного накормит».

«Майский мороз не выдавит слез».
«Малая птичка соловей, а май знает».
«Малый дождь землю грязнит, большой - очищает».
«На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу».
«Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров».
«Не обездоль корову едой, будет удой».
«Ненадежно майское тепло».
«Ой, аи, месяц май: и тепел, и холоден (не холоден, так голоден)».
«Паши мелко, сей редко: редкий сев к частому в сусек не ходит».
«Пришел май - только успевай, да не зевай».
«Пришел май, а тепло будет».
«Рад бы жениться, да май не велит».
«Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору, а овес - сей меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду - да в пору».
«Рыбка-плотичка - осетру сестричка».
«Снег наземь - тот же назем (навоз)».
«Снег поля утучняет».
«Совет глупцу, что зеркало слепцу».
«Соловей мал, да знает май».
«Соловей птица малая, а и та знает, когда месяц май».
«Теплый май со дня на день лето ждет».
«Тот и хорош, у кого рожь».
«Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть - с этим март справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть - апрель тридцать дней только этим и занимается; третий долг - теплую землю в зелень нарядить - достается маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает».
«Хлеб по хлебу сеять - не молотить, не веять!».
«Чудак рыбак: рыбу ловит, а сам не ест».
«Сей хлеб - не спи, будешь жать - не станешь дремать».
«Где оратай плачет (тяжело!), там жнея скачет (с веселья, что хлебушек удался!)».
«Если дождей в мае много, то их мало в сентябре (и наоборот)».
«Если курицы весной рано с насеста сходят, будет плохое лето, а если поздно, то хорошее».
«Если начало мая теплое - в конце будут холода (и наоборот)».
«За сырым маем - сухой июнь».
«Запоет соловей на другой день после Еремея - будешь с хлебцем».
«Зерновые выдадутся - травы не изладятся».
«Коли май в начале тепел, жди холодое со второй половины».
«Коли туманно, багряный восход солнца, днем дождь - к мокрому, грозному лету».
«Кукушка до Егорья кукует - скот падет».
«Кукушка кукует - льны сей».
«Много выморочек-проплешей на озимях - к грибному году».
«На одетый лес кукушка прилетела - доброе лето».
«Первый гром с запада - к урожаю».
«После ключника и дожди теплые».
«Поют соловьи перед Маврой - весна зацветет дружно».
«Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее - когда цвет калины в кругу».
«Солнце встает - выдается лето сухо и ведрено; облачный восход - на дождливый сенокос».
«Соловей запел - конец водополи».
«Соловей неумолчно поет ночью - к вёдру».
«Теплый вечер, звездная ночь - к урожаю».
«Туманы в мае обещают плодородие, грозы - обилие, град - градобойное лето».
«У вяза много почек - уродится ячмень».
«Хвощ прет - на недород».

Май – последний месяц весны, время цветения, буйства красок, разгара огородно-полевых работ. Народные приметы говорят, что если в этом весеннем месяце еще холодно и дождливо, то год должен быть хлебородным: «Дожди в мае хлеба поднимают».

По одной из исторических версий месяц май получил свое название от имени богини Древнего Мира Майи. Ранее, по староримскому календарю, он был третьим по счету, а после того, как вошел в силу григорианский календарь, стал пятым. Майское тепло считается «ненадежным», даже если в начале этого месяца погода радует, то начиная со второй декады она может резко испортиться.

Приметы о погоде

С маем в народе связано множество примет:

  • часто сверкают звезды, значит лето ожидается ясное, сухое и теплое;
  • муравьи, пчелы или пауки активно двигаются – погода будет стоять хорошая весь следующий месяц;
  • майский дождь начинается крупными капельками – он будет идти недолго;
  • месяц выдался не дождливым – июнь тоже будет сухим;
  • часто жалует дождливой погодой – сентябрь будет сухим, и наоборот.

Если в мае много паутины, то лето будет знойным. Рябина зацвела во второй половине мая – не стоит ожидать ранней осени. Когда цветение дуба началось раньше, чем распустился ясень, значит, лето будет сухим. Если в начале мая облачно и дует умеренный ветер, то морозов быть не должно.

Сухую и ясную погоду предвещает туман над водой, который сгустился и не расходится в течение нескольких дней. Если туман поднялся утром, образуя при этом кучевые тучки – пойдет дождь, если же он стелется по земле, то день ожидается солнечным. Частые майские туманы – это предвестники мокрого лета.

Сухое лето сулит большое количество майских жуков. Если ночь выдалась теплой и светлой, следующий день будет пасмурным и дождливым.

Если на новолуние идет ночной дождь, то он будет затяжным, а вот когда на родившуюся луну нет осадков, то сухая погода будет стоять за окном еще долго. Вокруг солнца и луны увеличился ореол – сухая и ясная погода в мае будет еще несколько дней.

Присмотритесь к майской радуге: утренняя – вестница дождливой погоды, а вечерняя, – к солнышку, а в случае появления на небе нескольких радуг стоит ожидать теплый дождь, который продлится достаточно долго.

Если в мае с утра солнечный шар кажется больше обычного, то днем обязательно пойдет дождь, если же днем была гроза, но на улице не похолодало, значит, ночью она снова заявит о себе. Прыгающие лягушки по земле в мае обещают теплый дождик.

По дням

  • В ночь с 30 апреля на 1 мая (Вальпургиева ночь) проводился самый значительный языческий праздник, посвященный плодородию и расцветающей весне. По приметам, в этот день нельзя было заносить в дом сирень, особенно если там находился больной человек, считалось, что запах цветов одурманит и унесет с собой больного. Для здоровья и долголетия на рассвете пили студеную воду из колодца, а сорванная на рассвете веточка вербы сулила путешественнику удачу в пути и благосостояние.
  • 1 мая – Иоаннов день и Космы (Кузьмы) Халкидонского или Огородника. Начинали куковать кукушки в лесах – знать пора сеять лен, морковку и свеклу. Если же она начинает летать над деревней – быть пожару. Первый майский дождь женщины собирали, чтобы помыть им волосы, тогда они росли, как трава в мае. Облака начинают клубиться – к хорошей погоде.
  • 2 мая – день Иоанна Ветхопещерника и блаженной Матроны. В этот день женщины выходили в поле со свежевытканным холстом, расстилали его на земле и клали сверху каравай, приговаривая: «Вот тебе, матушка-весна, обнова». Это сулило сбор хорошего урожая и благополучный год. Цветет осина – пора в лес за сморчками. Если береза распустилась вперед клена – к сухому лету и наоборот.
  • 3 мая – день Иверской иконы Божьей Матери, день окликания предков. В старые времена считалось, что в этот день умершие скорбят о своей земной жизни и возвращаются увидеть своих родных. Поэтому рано утром старухи, пожилые женщины и плакальщицы посещали кладбища, а затем накрывали пышный стол. Если 3 мая появлялась двойная или тройная радуга, то до конца дня погода должна была улучшиться, но в скором времени ожидались обильные дожди. Если цветы маргариток наклонили головки низко к земле – к скорому ненастью.

  • 4 мая – день Ианнуария Беневентского и мучеников Прокула, Соссия и Фавста. В этот день старики выходили за околицу деревни, становились лицом на запад и произносили заговоры от нечистой силы. Начиналось «льняное время»: девушки водили хороводы вокруг яблонь и черемухи, пели песни и присматривали себе женихов. Чем раньше и пышнее зацветет черемуха, тем жарче, по народным приметам, прогнозировалось лето. Много щавеля выросло – к теплой, но снежной зиме. Если звезды ночью сильно мерцали, а на рассвете появились легкие тучки, то к полудню жди дождь.
  • 5 мая – день Феодора Сикеота, Луки и Климента. Высаживали на огородах лук, приговаривая: «Лук от семи недуг». Если к вечеру небо на западе чисто, то осадков на следующий день не будет. Только осина уронит сережки – не проворонь сморчка у дорожки. Если в ночь подморозит, то следующие сорок дней также будет не тепло.
  • 6 мая – Юрьев день, Георгий Победоносец или Вешний, Егорьев день. Рано утром на заре выходили «купаться» в росе и выгоняли скот для приобретения сил и здоровья. Начинались активные посевные работы. Обильная роса – ожидался хороший урожай проса, а шел дождь – легкий год скоту.
  • 7 мая – день Саввы Стратилата, Евсевия, Фомы, Елисаветы. По приметам в Евсеев день ветры все к земле гнут, а к людям маета прилипает. Рожденные этого дня и вовсе всю жизнь маяться будут. Заканчивали посев овса, а появление множества комаров и крылатых муравьев сулил его хороший урожай. После этого дня еще 12 раз могли быть заморозки по ночам. Лучи солнца стали темнеть – жди сильной грозы.
  • 8 мая – день Марка Евангелиста или Ключника, Василия, Фомы. Молились Марку, чтобы он защитил от засухи, «отомкнул» небо и пустил дождь. Солнечная, ясная погода – к урожаю яровых. Утром веет с востока, а вечером с запада, значит, следующий день будет солнечным и без дождя. Если яблони еще не успели зацвести – урожая в этом году ждать не стоит. Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде, низкая и пологая – к ненастью.
  • 9 мая – день Василия, Стефана, девы Глафиры Амасийской или Горошницы. Обычно в этот день сеяли горох и сажали ранний картофель, на обед готовили гороховый суп или кашу. Часто и подолгу кующая кукушка предвещала теплую погоду. Если свежий утренний ветер днем усиливается, а к вечеру утихает – к ясной и устойчивой погоде.
  • 10 мая – день Симеона Иерусалимского. Распахивали поля и ждали, когда земля прогреться для засевания пшеницы. Коли сады цветут по холоду, по такому и жать рожь будем. Солнце взошло ясное – лето жди ветреное.
  • 11 мая – день апостолов Иасона, Сосипатра, Святого Кирилла. Заготавливали впрок березовый сок, но погода при этом должна была стоять погожая. Если же с утра туман или дождь, то полезных качеств в соке не будет или он скоро прокиснет. Ясный восход солнца – к хорошему лету, теплая и звездная ночь – к урожаю. Поздно зацвел одуванчик – к засушливому лету.
  • 12 мая – день девяти мучеников Кизических или Целителей. Произносили заговоры от телесных болезней и эпидемий. По приметам в эту ночь сны были вещими. Подул сильный ветер – к скорому ненастью, если дождь начинается с молний, то он будет затяжным.
  • 13 мая – Иаков Зеведеев или Яков Теплый. В дальнюю дорогу на Якова отправлялись, только искупавшись в мартовской талой воде. Она защищала от напастей, болезней и дурного глаза. Хорошая погода и звездное ночное небо в этот день предвещает теплое и урожайное лето. Если цветки одуванчика раскрылись в пасмурный день – к скорому улучшению погоды.
  • 14 мая – день пророка Иеремия или Запрягальщика, Пафнутия и Макария. Считалось, что в этот день сам пророк запрягает свою колесницу и помогает тем, кто пашет и просит у него помощи. Погожий день сулил такой же на сбор урожая. Собака скулит, роет землю и спит тревожно – к скорому дождю с бурей.
  • 15 мая – святого Афанасия Великого, Марии Магдалины, Саломии, Бориса и Глеба Сеятелей. Сажали огурцы, кабачки, тыкву. Начинали петь соловьи: громко и протяжно – к скорому теплу, всю ночь или при густом тумане – к ясному и погожему следующему дню.
  • 16 мая – день мучеников Тимофея и Мавры, Мавра Рассадница, Молочница или Щиха. Высаживали в огороды рассаду, начинали варить щи с зелеными побегами крапивы, щавеля, лебеды. Коров выгоняли пастись, на свежую траву, чтобы давали густое и жирное молоко. Обильная роса и ясный день сулил хороший урожай огурцов. На черемухе много цвета – к мокрому лету.
  • 17 мая – день Пелагии Тарсийской или Заступницы. Пелагия считается покровительницей всех невинных девиц, несправедливо обиженных, птиц и баклушников. Именно в этот день заготавливали дерево для изготовления ложек и другой домашней утвари. Приметы гласят: терн зацвел раньше и обильнее положенного – к холодному концу мая месяца, солнце бледное и в дымке – к продолжительной ненастной погоде.
  • 18 мая – день Ирины Македонской, Арины Рассадницы или Капустницы. Выжигали старые покосы, женщины (обязательно в одиночестве и молча) высаживали капусту и другую рассаду. Изобилие хвоща в балках да по полям говорило о хорошем урожае овса. Если гусь плескается в воде – к теплу, если в пыли – к похолоданию.
  • 19 мая – день Иова Многострадального или Горошника. Второй раз высеивали горох и другие бобовые. Если этим утром легла обильная роса и целый день стоит ясная погода, это благоприятный знак – урожай будет богатым. Если осы организовывают гнезда на открытых солнечных местах, значит, лето будет дождливым и сырым.
  • 20 мая – день воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме, Купальный день. В этот день считалось необходимым искупать лошадей, участвующих в посевных работах, в ближайших реках или водоемах. Сами хозяева также окатывали себя ведром холодной воды с головы до ног для здоровья и придания сил. Ветер веет с юго-востока – к длительной погожей погоде. Радуга с широкой зеленой полосой – к длительному и обильному дождю.

  • 21 мая – Иоанна Богослова и Арсения Великого. Сеяли пшеницу, а зажиточные хозяйки пекли пироги и угощали ими всех проходящих мимо путников, нищих, убогих. Плохим знаком считалось так никого и не встретить на дороге, тогда хотя бы один пирог крошили домашним и диким птичкам. Если гроздья акаций совершенно не издают запаха, значит, скоро будет затяжной дождь.
  • 22 мая – день пророка Исаии и Николая Чудотворца, Угодника или Вешнего. Становилось совсем тепло и лошадей выгоняли на ночные пастбища. Вечером девки носили пастухам пироги, гречневую кашу в горшочках, жгли костры, пели песни и водили хороводы. Хорошей приметой на Николая считался дождь или умыться на рассвете росой – это сулило здоровье и хороший урожай. Ночной гром – к хорошей погоде.
  • 23 мая – день апостола Симона Зилота. Этот день совпадал с языческим праздником Матери-Земли или Кормилицы, людям не разрешалось копать, пахать, бороновать или хоть как-то нарушать целостность земляного покрова. А вот ходить по земле босыми ногами, особенно по росе или собирать лечебные травы вполне приветствовалось. Птицы запели до рассвета – к дождю.
  • 24 мая – день Кирилла и Мефодия, священномученика Мокия или Мокия Мокрого. Народные приметы говорят, что в этот день месяца обычно идут дожди, и они приносят красоту и силу тем, кто под ними вымокнет. Затяжной дождь грозил мокрым и сырым летом. Фазан с вечера усаживается на ветку дерева – к тихой и сухой ночи.
  • 25 мая – день святого Епифания, Германа и Ермогена, Рябинник. В Епифанов день девицы одевали красные сарафаны или юбки, молились святому, чтобы уберег посевы и дома от пожаров. О том же просили и у рябины, водя вокруг хороводы. Багрово-алый восход солнца обещал сильные летние пожары. Если на прудах кувшинки подняли свое листья на самую поверхность, значит, заморозков уже не будет.
  • 26 мая – день девы Гликерии и мученика Лаодикия. Начинался посев гречихи. В старину говорили: «Если на Гликерию много комаров – готовь по ягоды коробов, если мошек – для грибов лукошек». День жаркий, а ночь прохладна – на завтра дождя не будет. Цветки земляники закрылись и поникли к самой земле – жди скорого ненастья.
  • 27 мая – день Исидора Хиосского, блаженного Исидора Твердислова или Бокогрея. С этого дня переставали веять северные ветры, становилось тепло, массово прилетали стрижи и ласточки. Ясный день сулил хороший урожай огурцов, холодный – мокрое и холодное лето. С утра на листьях клена выступили капельки сока – к вечеру быть дождю.
  • 28 мая – день Пахомия Великого, Исаии Ростовского, Димитрия. Устанавливалось настоящее тепло. Старики говорили: «Пришел Пахом Бокогрей – досевай пшеницу поскорей», причем кроме пшеницы сеять больше ничего не рекомендовалось – не взойдет. Летает много паутины – к жаркому лету, дым от костра клубиться и выедает глаза – к сырому дню.
  • 29 мая – день преподобного Феодора Освященного или Житника, Кассиана и Лаврения. Считался последним сроком посева яровых. На обед обязательно готовили кашу (гречневую, ячневую, пшеничную или пшенную) с маслом. До этого дня обязательно зацветала рябина. Если лягушки и жабы расквакались во время холодного дождя – скоро погода наладится.
  • 30 мая – день апостола Андроника и преподобной Евфросинии (Евдокии). Пришла пора окучивать картошку. В народе говорили: «Какова Евдошка – таково и лето: молодой месяц с дождем – к мокрому, с северным ветром – к холодному». Свиньи роют себе ямы для луж и болота перед мокрым летом.
  • 31 мая – память святых отцов семи Вселенских Соборов, Феодота Анкирского и семи дев мучениц. Высаживали лен и наблюдали за дубом. Если на дубе макушка с опушкой (развернулись все листы) – будешь мерить овес кадушкой. Опадание зеленых листьев с дуба или дождь обещали голодный год и плохой урожай фруктов. Пчелы массово сидят и работают на рябине – к хорошей погоде на следующий день.

Свадьба в мае

В прежние времена женитьба в мае по народным приметам не сулила молодой семье ничего хорошего. Старики говорили: «В мае сходиться – всю жизнь маяться». Обидным считалось даже сватовство в этот период.

Если же другого выхода не было и свадьбу надо было играть именно в мае, то венчальную церемонию проводили под старым дубом, символом силы, могущества и прочной веры. Молодые брались за руки и трижды обходили дерево, кланялись ему в пояс и молили сохранить их союз крепким и благополучным.

На сегодняшний день многие молодые люди не верят в старинные приметы и обряды и сочетаются браком в подходящее для них время, твердо веря, что для настоящей любви не страшны любые преграды.

Неблагоприятными для свадьбы по церковному календарю считаются дни Великого поста и короткие однодневные.

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первый день мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противостоянием иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их идолами, а поклонение им - идолопоклонничеством. Еретики принуждали Косму отречься от святых икон, но ничего не добились ни уговорами, ни избиением епископа.

А среди русского крестьянства святого Косму (в славянской традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в каждом доме семена овощей готовили к севу. Для этого существовали специальные обряды. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен бросали в воду медные денежки на удачу и обильный урожай овощей. В некоторых районах воду для семян брали из родников три дня подряд на утренней заре. Все это следовала проделывать тайно, без чужих глаз, чтобы обряды не потеряли силу. На Кузьмин день мужчины копали грядки, а хозяйки высевали мор- ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

1 мая называлось также кукушкиным днем, потому что тогда эта птица впервые подавала голос. С незаметной птицей наши предки связывали разнообразные приметы и поверья. Самое известное из них дошло до наших дней: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопрошающему. Крестьяне считали, что с кукушкина дня наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне - следует опасаться пожара.

Если 1 мая шел дождь, полагалось на- мочить дождевой водой волосы, чтобы они росли так же споро, как весенняя трава. А по приметам Кузьмина дня судили о погоде на будущее. Солнечный теплый день обещал, что весь май будет таким же, а в начале июня похолодает. Если же день выдавался холодным и дождливым - он обещал теплое лето и хороший рост хлебов в крестьянских полях.

Праздник 6 мая - Егорьев день или Егорий Вешний

6 мая наступает день памяти великомученика Георгия Победоносца . Он был крупным военачальником, приближенным императора, но предпочел принять мученическую смерть за христианскую веру. В России он - особо почитаемый святой, охранитель воинов и всей Русской земли, почитавшийся под именем Егория.

В русской народной традиции Егорий Вешний считался покровителем всего домашнего скота, какой водился в деревенском хозяйстве. Поэтому именно в Егорьев день скотину в первый раз выгоняли на выпас лакомиться сочной весенней травкой. Чтобы до осени животные спокойно паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд старинных ритуалов. Сначала каждая хозяйка должна была убедиться, что ее буренка не захворала. Для проверки здоровья скотины полагалось дать ей «соченное молоко» - разведенную водой толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорно ела предложенное толокно, считалась больной и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вместе и гнали на пастбище ветками вербы , припасенными с Вербного воскресенья . Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утренней росе.

Роса на Егорьев день, как считалось, обладала удивительными целебными свойствами, и прошедшие по ней животные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и безопасность животных, особый почет в этот день вся крестьянская община традиционно оказывала пастухам. В Егорьев день еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледяной водой из колодца, чтобы они «во все лето не задремывали» и бдительно следили за своими подопечными. Днем каждый хозяин нес к месту выпаса стада специально выпеченный из лучшей пшеничной муки каравай, называемый моленником. Первым кусок хлеба получал пастух, а остальное вечером скармливали вернувшимся с поля животным. Моленник должен был обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечером Егорьева дня для каждого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались настоящие праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только для животных, но и для людей. На Егория Вешнего наши предки обходили поля с обрядом церковного водосвятия. После обряда желающие могли «искупаться» в утренней росе, обильно покрывавшей поля, - эта процедура была незаменимой «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть примет этого дня говорила о будущем урожае. Прохладный день обещал, что хорошо уродятся просо, овес и греча. Если ночью на Егория случались заморозки - они могли повторяться еще до 40 раз.

Праздник 13 мая - день Якова Теплого

13 мая христиане почитают сына рыбака, святого Иакова, одного из 12 апостолов, обезглавленного за проповеди о Христовой вере. Во времена наших предков на Якова Теплого наступал печальный день для девиц, которым не терпелось поскорее найти своего суженого. В этот майский день во всех крестьянских общинах традиционно прекращалось всякое сватовство, и в силу вступала народная пословица «В мае жениться - всю жизнь маяться ». Больше того, и простой разговор о перспективах замужества выглядел начиная с этого дня совершенно неприличным. У странной на современный взгляд традиции есть очень простое объяснение. Свадебные пиры и гулянья на Руси всегда отличались необыкновенным размахом из-за старинного поверья: чем пышнее и богаче праздник, тем более счастливой станет в будущем молодая семья. Выполнить старое правило в мае оказывалось невозможно по двум причинам. Во-первых, один майский день в самом деле мог накормить целый год, а потому отвлекаться от работы на гулянье было решительно некогда. Во-вторых, припасы к этому времени в основном были подъедены, а значит, ни о каком обильном застолье речи тоже идти не могло. Вот и получалось, что праздновать свадьбу в мае - означало пренебречь поверьем и напророчить молодым скудную, тяжелую жизнь.

Чем теплее становились дни, тем легче распространялись по деревням разнообразные лихорадки. Крестьяне верили, что именно с Якова они начинают безнаказанно бродить по земле, приставая к слабым телесно людям. И чтобы болезнь миновала человека, полагалось в этот день обливаться припасенной заранее мартовской талой водой. Особенно строго исполнялся ритуал обливания теми, кто собирался вскоре отправиться в путь, - вода защищала их не только от недугов, но и от всякой неудачи, какая могла пристать к людям по дороге. Другое прозвание святого Якова - Звездоночник - говорит о примете, согласно которой звездная тихая ночь на Якова обещала теплое лето и богатый урожай.

Праздник 21 мая - Иван Богослов

21 мая наступает время почтить память еще одного из апостолов - брата Иакова Иоанна Богослова. Перу Иоанна принадлежит одно из Евангелий, которое он написал по просьбе христиан, желающих больше узнать о ранних деяниях Христа. На Руси Богослова прозвали Пшеничником, поскольку в день его памяти обычно сеяли пшеницу. Чтобы она уродалась в достатке, обычай требовал испечь обрядовый пирог из лучшей пшеничной муки и идти с ним на перекресток дорог, угощать проходящих мимо странников. Хозяйка с поклоном предлагала прохожим подношение, а те благодарили и желали доброго урожая. Если же никаких путешественников на дороге не встречалось, обетный пирог полагалось отнести на поле и там раскрошить для птиц, есть его самим было строжайше запрещено.

В Иванов день полагалось умилости- вить духов вспаханной нивы, и в этом случае строго соблюдалось разделение на мужские и женские обязанности. На- пример, с посевом пшеницы связан один забавный обычай. Сеять ее должны были только мужчины, причем раздетые догола. А зерно для посева они несли на поле в мешках, скроенных из старых порток. Наши предки верили, что таким образом они заключают брачный союз с землицей- матушкой и в свое время она разродится обильными хлебами. Женщины не имели права присутствовать при проведении ритуала - они могли «испугать» Землю, и та не смогла бы подарить людям хлеб. Примерно к XIX столетию этот обряд исчез из обихода, но долго еще старики по деревням жаловались, что покуда он соблюдался, земля родила куда богаче.

По погоде этого дня, как и во многие другие дни мая, определяли, каким будет урожай. Если на поля слеталось много птиц, вся выращенная пшеница должна была уйти на подати. А если одинокий жа- воронок пел высоко в небе, ожидалось, что жито уродится необычайно щедро. Святого Иоанна россияне звали также Долгим, потому что первые обряды в этот день начинались еще до рассвета, а работать следовало до той поры, пока последний лучик солнца не скроется за линией горизонта.

Травень, цветень, травник, розоцвет, светозарник, розняк, светодень, соловьиный месяц — немало звучных народных прозвищ у последнего весеннего месяца, названного в честь Майи — то ли римской богини плодородия, то ли греческой богини гор (существуют различные версии на этот счет). Утопающая в нежной молодой зелени земля, пьянящие ароматы цветущих садов, дни, наполненные солнечной лаской, и волшебные ночи, пронизанные дивными соловьиными трелями…

Все это, тем не менее, не мешало нашим предкам считать май едва ли не самым тяжелым месяцем года. Возможно потому, что не разгуляться было простому человеку в этот месяц — работы и в поле, и в огороде предостаточно. В тревоге за будущий урожай крестьяне присматривались к малейшим переменам в природе, соблюдали все традиции. Практически с каждым майским днем связаны свои приметы и обычаи. Рассмотрим лишь некоторые из них.

1 мая – Кузьма. Этот день считался лучшим для посева семян моркови и свеклы. А чтобы будущий урожай приобрел особую целительную силу, во время работы полагалось обращаться с молитвой к святому Пантелеймону.

1 мая 2011 года – день особенный, поскольку на него приходится один из любимейших в народе праздников – Красная Горка. Когда-то он знаменовал собой языческую встречу весны, а с принятием христианства на Руси приобрел церковный статус и стал отмечаться в первое воскресенье после светлого праздника Пасхи. На Красную Горку принято было накрывать стол, водить хороводы, веселиться до поздней ночи. Парни присматривают себе в этот день невест, девушки – женихов. А вот оставаться дома молодым никак нельзя – это предвещает неудачный брак или раннюю смерть. Интересно, что в этом году вступают в противоречие две известные приметы. По одной из них Красная Горка входит в число самых удачных для свадьбы дней в году, а по другой – если в мае жениться, придется всю жизнь маяться.

На Ивана Ветхопещерника – 2 мая – во многих деревнях выносили в поле холсты и обращались к матушке-весне с просьбами о хорошем урожае ржи.

Настоящая весна начинается с Егорьева (Юрьева) дня — 6 мая. На Егория обязательно нужно навести порядок в доме, избавиться от старого хлама. А для сохранения молодости, красоты и здоровья нет лучшего средства, чем купание в росе в ночь на Егория Вешнего. Кроме того, Юрий считался покровителем пастухов, а потому почти повсеместно первый выгон скота в поле приурочивали именно к этому дню, сопровождая столь важное событие множеством обрядов. Угощали пастухов яичницей, щедро их одаривали. И обязательно просили св. Георгия Победоносца присмотреть за пасущейся живностью.

8 мая, в Марков день, обращались к святому Марку, якобы владеющему ключами от дождей, с молитвами о необходимом в эту пору для роста хлебов хорошем ливне. Из этой традиции и зародились веселые детские дразнилки-заклинания: «Дождик, дождик! Пуще!» и т.д.

На Максима и Ясона – 11 мая – собранные березовые листья и сок приобретают особую целительную силу. Поэтому отпаивать больных березовым соком (который, кстати, считается идеальным средством от лихорадки) начинали именно в Максимов день.

15 мая, на Еремея-запрягальника, ни в коем случае нельзя никому давать взаймы или за деньги ни зернышка, ни кусочка хлеба. Нарушение этого условия грозит неурожаем.

На Арсения Пшеничника (21 мая) пекли особые, обетные пироги. С ними хозяева отправлялись на перекресток дорог и просили Бога послать им доброго человека, чтобы разделить с ним угощение. Если не удавалось повстречать ни странника, ни простого нищего, наши предки воспринимали это как гнев Всевышнего и в печали возвращались домой, где их со слезами ожидали остальные домочадцы. Нетронутый пирог отдавали птицам.

Пожалуй, самым почитаемым майским праздником является день Николы Вешнего – 22 мая. Николай Чудотворец считается покровителем лошадей, а потому в прежние времена парни в этот день впервые отправлялись в ночное. На лугу, при свете костров, до самого утра молодежь пировала, пела песни, плясала, водила хороводы. С Николы дозволяется купаться в открытых водоемах, что до сего дня было под строгим запретом.

И какие бы сюрпризы не преподносила в мае погода, к этому времени все явственнее ощущается дыхание лета. Возможно, именно поэтому для многих из нас красавец-май, при всех его трудностях, — самый любимый месяц года.