Психологический семинар — Методическая копилка — Региональный образовательный портал Псковской области. Из опыта проведения психологических семинаров в школе

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

для педагогов

«КОМФОРТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ»

Цель : развитие психологической культуры педагогов; осознание своей индивидуальности; формирование значимости установок в жизни; развитие у педагогов коммуникативных навыков, средств позитивного проектирования индивид. развития ученика, актуализацию личного опыта в общении с учащимися.

План работы:

    Вступление. Правила группы.

    Упражнение “Поляна”

Ведущий. Представьте поляну и себя на ней. Во что или в кого вы превратились бы на этой поляне? Что делаете на ней?

Представление по кругу. Ведущий задает уточняющие вопросы: сколько вам лет, как себя чувствуете, не мешает ли вам... (называет того, кто уже есть на поляне), как вы относитесь к...?

Обсуждение: Что вы чувствуете сейчас, как изменились ваши чувства? И т.п.

    Упражнение «Три цвета»

Цель : для разогрева участников.

Для проведения упражнения необходимы карточки с написанными на них цветами: «красный», «желтый», «зеленый» (количество карточек должно соответствовать числу участников группы). Участники получают одну из карточек. Ведущий объявляет, что сейчас каждый как бы некоторое время становится такого же цвета, который обозначен на карточке. По команде ведущего будут вставать те, кто имеет отношение к данному цвету.

Например, по команде «Пусть встанет тот, кто имеет цвет яблока» встают все участники, потому что яблоко может быть и желтым, и зеленым, и красным. Как только кто-либо сможет точно определить, кто какого цвета, он сразу скажет об этом. Ведущий просит вставать тех, кто имеет отношение к названным предметам: смородина, перец, лист на дереве, гвоздика, мякоть арбуза, лимон, трава, светофор, помидор, воздушный шар и т.д. При этом каждому участнику следует быть внимательным, чтобы определить, у кого карточка такого же цвета, как и у него. По сигналу ведущего играющие объединяются в группы по «цвету» и поясняют, как они нашли друг друга.

    Упражнение «Фото».

Предлагаю начать работу с одного интересного упражнения.

Перед вами лежат фото, ваша задача назвать личностные качества человека изображенного на фотографии. (добрый, злой, умный, дружелюбный, лживый, щедрый, скупой и т.п.)

У каждого участника фото одного и того же человека, они об этом не знают, но под фотографией дана установка об этом человеке, у одних положительная, у других отрицательная. (Например: фото №1 – Успехи в обучении у этого человека не достаточно хорошие, друзей не имеет, единственный ребенок в семье; фото №2 – Живет в неполной семье, ухаживает за больной матерью, имеет много друзей и т.п.)

Почему вы выбрали именно эти качества?

Что повлияло на ваше мнение?

Следовательно – эта надпись явилась для вас установкой.

На самом деле этот юноша, серебряный призер международной олимпиады школьников.

Сегодня мы поговорим с вами об установках.

Установки окружают нас везде. Это и характеристики, написанные учителями из других школ на вновь пришедших и отзывы о ребенке других людей.

    Упражнение «Трудный ученик»

В населениях наших школ две самые важные иногда воюющие нации – это ученики и учителя.

Перед вами лежат листочки. Подумайте, кто из ваших учеников, по вашему мнению, для вас является самым проблемным учеником. Напишите его имя.

Теперь впишите только положительные качества этого ученика. В своей дальнейшей работе с ним используйте только этот положительный потенциал.

Действительно ли ваш ученик такой проблемный?

Пусть анализ ситуации поможет решить свою профессиональную проблему.

Только тогда вы будете успешным учеником, а ученик успешным учеником, когда будет идти ориентировка на позитивные качества личности.

Этим упражнением я хотела вам дать установку на удачное сотрудничество и взаимопонимание.

    Игра «Позиционное общение».

Цель игры: расширение диапазона коммуникативных средств учителя, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического общения с учащимися.

Игра проводится в три этапа. На первом этапе психолог предлагает 2-м участникам группы проиграть одну из типичных ситуаций взаимодействия учителя и ученика. Остальные участники наблюдают. Возможны следующие ситуации: «Ученик сорвал урок, и учитель вызвал его для беседы»; «Ученик курит в школе»; «У старшеклассницы резко снизилась успеваемость» и т. п. Выбранная ситуация проигрывается в соответствии с заданными коммуникативными позициями: «учитель» строг, придерживается формально-оценивающего стиля, а «ученик» оправдывается, молча выслушивает нотации «учителя». Затем происходит общее обсуждение: какие ощущения и впечатления получил «ученик» от такой беседы, как чувствовал себя «учитель», какие мысли и эмоции вызвала данная сцена у группы. В ходе обсуждения участники группы приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками и старшеклассниками в целом малоэффективно.

На втором этапе проигрывается та же ситуация общения учителя и ученика, но участнику, играющему роль учителя, предлагается перейти на упрашивающий тон, в то время как старшеклассник ведет себя высокомерно и вызывающе. Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости учителя от ученика и как их преодолеть или избежать.

На третьем этапе организуется групповой поиск средств и способов, помогающих учителю наладить психологически полноценное общение с учеником на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую позицию. Рассматриваются вопросы: как учителю следует начать разговор со школьником, как сесть, какие фразы и когда говорить, какие атмосфера и настрой должны отличать такую беседу и др.

    Тест «Стили общения»

    Факторы комфортности обучения: +, -.

    Девизы, кредо учителя: формулировка, запись и озвучить.

    РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Радужное настроение

Представь себе, что сейчас чудесный день. И над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить сейчас все свои горе сти и заботы. Дай всем твоим заботам просто улететь с ним…

Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают тебя. Ты чувствуешь себя надежно защищенным – так мирно и спокойно вокруг. Мягкое дуновение ветерка коснулось твоей головы, и ты чувствуешь себя легко и счастливо, как маленькое легкое перышко. Ты думаешь, что ты сегодня такой же замечатель ный, как небо, такой же теплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка.

Представь себе, что при вдохе твое тело наполняется золотым светом – от головы до кончиков пальцев ног... А когда ты выдыхаешь, представь себе, что все чувства, которые не нужны тебе сейчас поки дают тебя. Ты вдыхаешь золотой свет. А выдыхаешь неприятные чув ства.

Ты – как маленькое перышко, которое несет легкий ветер; ты – как луч солнца, падающий на Землю. Дай еще больше расслабиться сво ему телу, своим плечам и рукам, своим ногам, расслабь свои стопы и ладошки.

Представь себе, что ты – как радуга, которая состоит из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал бы так же, как ты... Это просто замечательно, что ты можешь быть здесь, среди нас...

    Рефлексия.

Системный подход к созданию психологической безопасности

на уроке, как средство повышения успеваемости учащихся .

Школу делает школой учитель.

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения нам не дождаться.

От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках приводит к нервным срывам. Согласно статистике, комфортно чувствуют себя в школе лишь 58 % учащихся, остальные часто конфликтуют с учителями.
Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача школы - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта.
В моей педагогической практике принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя "как дома”.

Регулярный мониторинг психологической комфортности на уроках учащихся своего класса,позволил мне выделить своего рода виды психологической защиты присущие учащимся:

барьер учебной установки , при которой ученик включается в познавательную деятельность без эмоционального переживания материала, ориентируясь только на его оперативное запоминание и воспроизведение либо ради мотива долженствования, либо ради оценки. Такое формальное усвоение информации, лишенное личностного смысла, глубины, приводит к быстрому забыванию материала.

барьер авторитарности , при котором учитель эмоционально сковывает ученика безапелляционной подачей материала. В ситуации "интеллектуальной интервенции” чувства ученика подавлены, он интеллектуально пассивен, по сути, отчужден от активного участия в познавательном процессе.

барьер психологического воздействия возникает у учащихся при контактах с учителем, склонным к конфликтному стилю общения, насмешкам, нотациям, замечаниям, не умеющим управлять своим состоянием, скрывать раздражение. У учащихся возникает состояние повышенной школьной тревожности, которое может перейти в так называемые школьные неврозы: стойкий страх перед учителем, учебной ситуацией, школой в целом. Очевидно, что такое эмоциональное угнетение практически блокирует познавательные процессы.

барьер эмоциональной памяти заключается в наслаивании предшествующих эмоциональных состояний на текущий эмоциональный настрой учащихся на уроке. Так, хорошо известно возбужденное состояние детей после урока физкультуры, экскурсии и т.д. Неприятные переживания в семье ученик приносит на урок, эмоциональная перестройка запаздывает, происходит отключение от восприятия материала.

барьер перегрузки учащихся хорошо известен каждому учителю. Большое количество уроков, трудных предметов, монотонность интеллектуального труда, дефицит движения и разрядки, в дополнение ко всему плохое питание - все это приводит к переутомлению детей. Плохое психофизическое состояние детей вызывает быстрое психическое истощение детей, что в свою очередь ведет к рассеянности, апатии, равнодушию учащихся на уроке и как ледствие понижение успеваемости.

Для создания благоприятного психологочнского климата учитель должен выполнять три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55% до 80% информации.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.

Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

2. Подача информации с позиции «МЫ».

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.

Социальный барьер возникает , когда учитель занимает позицию, выражаемую словами:

« на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.

Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».

3. Установление личного контакта.

Личный контакт может устанавливаться различными способами:

вербально, визуально, тактильно.

Вербальный контакт осуществляется посредством слов.

Это может быть обращение к ученику по имени. (Согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика).

Визуальный – это контакт глаз.

Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока учитель просит детей подняться для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.

Тактильный контакт производится через прикосновение.К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками.

Вторая функция «соучастия» .

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция « возвышение» ребенка

1. Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.

После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2. Поддержание оптимистического рубежа

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.

То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит.

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.

Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.

Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки?

А сколько запретов мы выставляем своим ученикам?

Взрослому человеку, а тем более ребенку, сложно удерживать в активе памяти, и следовательно выполнять правила, число которых затрудняется назвать сам педагог. А что происходит в школе?

Ребенку нельзя: бегать, шуметь, разговаривать на уроке, ходить без сменной обуви, пропускать уроки, не выполнять домашнего задания и так до бесконечности. Но если возможно обозначить всю совокупность запретов, то выстраивать и осуществлять каждый момент своей жизни на их основе тем более, невозможно. Сам факт неисчислимости этих правил негативно сказывается на отношении ребенка к ним, он думает: « все равно я не смогу их запомнить все». Поэтому время от времени в той или иной мере он начинает их нарушать, более того он видит, как это делают другие. Исходя из всего этого, школьник субъективно свободно приходит к выводу, что правила можно нарушать.

Предложим ученикам вариант двух запретов, в которые можно вместить все остальные: нельзя не работать и нельзя посягать на интересы другого человека.

В этом случае, если ребенок опоздал на урок, он отвлекает учителя и других учеников, а значит, доставляет неудобства, посягает на их интересы. Если он не готовит домашнего задания – он не работает. Приходит без сменной обуви – приносит в помещение грязь, которая, высыхая, превращается в пыль, и теперь все вынуждены вдыхать ее и т.д.

Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее пункт психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Критерии психологически безопасного урока, определяющие качество обучения и эффективность каждого урока, таковы:

1. Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана).

План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, а также у учащихся снижается уровень тревожности перед предстоящими видами деятельности.

2. Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями. положительное эмоциональное самочувствие, комфорт, ярко окрашенные эмоции стимулируют положительное отношение к предмету изучения даже у детей со сниженными познавательными потребностями и резко повышают восприимчивость мозга к учебной информации.

Эмоции являются весьма заметным стимулятором таких важных, познавательных по своей природе, психических процессов, как память и внимание. Положительно окрашенные эмоции увеличивают силу ассоциаций; ярче, лучше запоминаются образы, которые воспринимались эмоционально. Это же относится и к вниманию: источник эмоциональных переживаний овладевает вниманием человека иногда настолько, что полностью поглощает его.

Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

3. Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)

4. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка их знаний.

5. Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

6.Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.

7.Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.

8.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

9.Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).Во время индивидуальной работы мною учитывается скорость выполнения операций учащимися. Так, в рассматриваемом н классе у 25% учащихся высокий темп выполнения операций, у 47% - средний темп, у 28% - низкий. С использованием дифференцированных заданий, где объем, и трудность увеличивается от уровня к уровню, каждый учащийся работал со своей скоростью. Более того, опыт показывает, что при дифференцированном подходе у ребят с низким и средним темпом возникала устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий.

10.Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.

11.Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Заключение .В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно
Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

    Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

    Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

    Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

    Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

    Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

    Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Памятка учителю.
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Из опыта проведения психологических семинаров в школе

Каждый психологический семинар включает в себя:

  1. Мотивационный момент. Это может быть высказывание великих людей, притча, сказ, пословица.
  2. Сообщение темы, целей и плана работы.
  3. Теоретический материал по заданной теме в виде небольшого сообщения. Материал может подготовить психолог, социальный педагог или учитель-предметник.
  4. Результаты диагностической работы по теме семинара. Психолог заранее диагностирует учащихся или учителей.
  5. Работа в группах. Это может быть работа по теоретическому материалу в виде небольшого анкетирования, разбор какой-либо ситуации и т.д.
  6. Релаксационные упражнения: упражнения на дыхание, расслабление под спокойную музыку, показ красивых слайдов с картинами природы, игры-сюрпризы и т.д.
  7. Характеристика учащегося с последующим составлением рекомендаций по отношению учителя к данному ребенку.
  8. Подведение итогов семинара: тестирование, создание синквейна, рефлексия, психотерапевтические упражнения и т.д.

В 2007-2008 учебном году я обучалась на дистанционных курсах повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» г. Москвы, по теме: «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде», автор: Заиченко Н.У. На основе присланного теоретического материала были разработаны и проведены следующие семинары:

  1. «Конфликт. Особенности. Причины».
  2. «Конфликт. Стратегии. Барьеры общения».
  3. «Защитное и конструктивное поведение в конфликтных ситуациях. Основные пути разрешения конфликтов».

Об одном из проведённых психологических семинаров я расскажу подробнее.

Семинар на тему: «Конфликты. Особенности. Причины»

Участники: педагогический коллектив.

Продолжительность: 1 ч 25 мин.

Подготовительная работа: проведение диагностики причин конфликтов в школьной среде среди учащихся 6-9 классов, подготовка презентации (Приложение 1), информационного буклета (Приложение 2) , задания для групп, подготовка сюрприза с конфетами для участников семинара, расставка парт на три группы по 5-6 человек.

Материалы : бумага, ручки, мультимедиа система, скотч, конфеты.

ХОД РАБОТЫ

1. Создание мотивации семинара, цели и задачи, план

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

Да, водицы испить.

Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Поэтому и тема семинаров на этот учебный год очень актуальна - «Конфликты».

(Приложение 1 . Слайд 1)

Цели семинаров:

  • получение теоретических знаний о конфликтных ситуациях;
  • овладение конструктивными способами поведения в конфликтах
  • овладение конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций.

(Приложение 1. Слайд 2)

То есть, попытаться снизить частоту возникновения конфликтов и, тем самым улучшить свое самочувствие, свою жизнь.

План нашего семинара представлен в информационном буклете:

  • Цели и задачи семинара (5 мин, психолог)
  • Теоретическая справка: определение конфликта, его структура, динамика, функции, виды.

(25 мин., психолог)

  • Работа в группах: особенности и причины конфликтов между учениками, между учителем и учеником, между учителями (20 мин, участники групп)
  • Релаксация (2 мин, психолог)
  • Результаты диагностики (5 мин, психолог)
  • Характеристика ученика 8б класса (15 мин, классный руководитель и участники группы)
  • Итоги семинара. Обратная связь (10 мин, заместитель директора)

Жизнь полна противоречий. И эти противоречия можно разрешить путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания. Но самый острый способ разрешения противоречий это конфликт.

2. Теоретический блок

Под конфликтом понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

(Приложение 1. Слайд 3)

Классификация конфликтов.

Конфликты могут быть:

Социальные

  • межличностные
  • между личностью и группой
  • между группами
  • международные

Внутриличностные

  • между «хочу» и «хочу»
  • «могу» и «не могу»
  • «хочу» и «не могу»
  • «хочу» и «нужно»
  • «нужно» и «нужно»
  • «нужно» и «не могу»

(Приложение 1. Слайд 4)

Структура конфликта - совокупность устойчивых элементов конфликта, обеспечивающих его целостность.

Объективная

Это: участники конфликта, объект, предмет, микросреда и макросреда, в которой конфликт развивается и которая влияет на него.

Субъективная

Это: психологические модели конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого участника, мотивы, цели, которые преследуют участники конфликтов, психическое состояние участников.

При исследовании конфликта важно определить структуру той надсистемы, элементом которой он является.

(Приложение 1. Слайд 5)

Функции конфликта

Диагностическая – служит выявлению причин возникновения конфликтного взаимодействия.

Конструктивная – способствует личностному развитию сторон; выработке основных способов преодоления кризисов и трудностей; повышению авторитета у окружающих.

Деструктивная – проявляется в негативных процессах: психические травмы, стресс, различные заболевания; снижение авторитета; снижение мотивации; возникновение различного рода зависимостей (алкогольной, наркотической и др.).

(Приложение 1. Слайд 6)

Существует наука – психосоматика, которая изучает зависимость конфликтного поведения и разных заболеваний. Так, например, обида разрушает щитовидную железу, страх – печень.

Динамика конфликта – ход развития конфликтов во времени. Конфликт можно сравнить с вулканом, вихрем, водоворотом.

Предконфликтная ситуация.

Возникновение основ конфликта: натянутость отношений, раскол группы, возникновение дискомфорта, рост напряженности в отношениях между субъектами конфликта.

На данном этапе конфликт ярко проявляется по некоторым типичным реакциям :

а) стратегическим : внешняя доброжелательность, холодность, сдержанность, устранение, избегание встреч и контакта глазами и др.

б) нестратегическим : потливость (особенно ладони рук), выражение и цвет лица, напряженный и срывающийся голос, раздражительность, возбуждение или торможение, напряженная поза и мимика лица, дрожание рук.

(Приложение 1. Слайд 7)

Конфликтное взаимодействие.

Может быть открытым и закрытым. Для перехода к открытой фазе необходим инцидент – формальный повод, случай для начала столкновения сторон.

Типичные реакции:

а) стратегические : демонстрация силы, власти, связей, враждебности, агрессивности; применение различного рода санкций, угроз, давления; любые формы взаимодействия.

б) нестратегические : изменение дыхания; обострение хронических заболеваний и появление новых; угрожающая поза тела и мимика лица; усиление дрожания рук; появление различного рода тиков, затруднений в речи.

После инцидента конфликт как бы «шагает по ступенькам», достигая верхней – кульминации – такого накала, что обеим сторонам становится ясно, что продолжать его больше не следует.

Кульминация подводит к осознанию необходимости либо прервать конфликт, либо искать выход из конфликта какими-то иными путями.

На данном этапе важна выдержка участников конфликта. Этап может длиться очень долго, его нужно выждать, переждать, чтобы участники «спустили пар» и для этого потребуется высокая интеллектуальная и физическая нагрузка.

(Приложение 1. Слайд 8)

Разрешение конфликта.

Ситуация:

Ученики обзывают друг друга, ссорятся из-за того, что один из них рассказал классному руководителю о другом, что тот сбежал вчера с последних уроков.

2 группа

Задание №1

На основе предложенных материалов и ситуации напишите особенности конфликтов между учителями.

Ситуация:

Учительницы в присутствии учеников ссорятся в коридоре из-за того, что обе хотят проводить урок в учебном кабинете. Говорят на повышенных тонах, активно жестикулируют.

3 группа

Задание №1

На основе предложенных материалов и ситуации напишите особенности конфликтов между учителем и учеником.

Ситуация:

Учитель относился пренебрежительно к учащимся 8 класса. Надо сказать, что он был довольно «сильным учителем» (давал крепкие знания, владел методикой). Он позволял себе свысока говорить с учениками и из-за этого часто возникали конфликты с учащимися.

(Приложение 1. Слайд 11)

Итоги работы в группах:

Задание №1

Особенности конфликтов между учениками.

  • Возраст
  • Нет опыта поведения в конфликтах
  • Характер учебной деятельности – учеба
  • Современные условия жизни
  • Микро и макросреда

Особенности конфликтов между учителями.

  • Педагогический коллектив в основном «женского пола»
  • Содержание и характер педагогической деятельности
  • Престиж и оплата труда
  • Микро и макросреда

Особенности конфликтов между учеником и учителем.

  • Возраст, разный социальный статус
  • Различный жизненный опыт
  • Различное понимание конфликта и его причин
  • Присутствие «третьих» лиц во время конфликта
  • Профессиональная позиция учителя в конфликте (учитель берет на себя инициативу, не имеет право ошибиться)
  • Социально-экономическая обстановка в школе

(Приложение 1. Слайд 12, 13, 14)

Задание №2

Выберите причины конфликтов

1 группа: между учениками и отметьте их знаком «+»
2 группа: между учителями и отметьте их знаком «+»
3 группа: между учеником и учителем и отметьте их знаком «+»

Виды

Ученик-ученик

Учитель-ученик

Учитель-учитель

Причины

Борьба за лидерство

Расписание уроков

Агрессивность

Оскорбления

Сплетни, доносы

Личная обида

Распределение отпусков

Отсутствие взаимопонимания

Предательство

Ложь и высокомерие

Противоположный пол

«Любимчики» учителя

Неуважение

Хулиганство

Употребление нецензурных слов

Вымогательство

Грубость, лицемерие

Дежурство в школе

Неудачное замечание

Успеваемость

Опоздания

Утомление, усталость

Нарушение правил поведения

Завышенные требования

Наказания

Трудность в усвоении материала

Неверная оценка поступка

(Приложение 1. Слайд 15)

Итоги работы в группах:

Задание №2

Причины между рассматриваемыми группами в основном сходны. Особую специфику имеют конфликты между учителями и администрацией.

(Приложение 1. Слайд 16)

4. Релаксация

Сядьте удобнее. Положите руки на колени. Сделайте глубокий вдох и выдох. Ещё раз: вдох и выдох. Возьмите себя левой рукой за правое ухо, а правую руку положите на левое колено. Опустите руки. Положите правую руку на левое плечо, а левую руку отведите в сторону. Опустите руки. Положите левую руку на правое колено, а правую руку поднимите вверх. Опустите руки. Слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз. (Заранее под сиденье стула скотчем прикрепляется конфетка).

(Приложение 1. Слайд 17)

5. Результаты диагностической работы

Справка о диагностике причин конфликтов в школьной среде.

Цель - выявить частоту конфликтов между учениками, между учеником и учителем; причины конфликтов. Класс – 6-9, выборка (27 чел.). Дата – октябрь 2007 г.

Полученные результаты.

  1. На вопрос: часто ли вы ссоритесь, друг с другом, 63% учащихся ответили «редко»; 18,5%- «часто» и «никогда». На вопрос: часто ли вы конфликтуете с учителями, 59% опрошенных ответили «никогда», 33%- «редко», 8%- «часто».
  2. На вопрос: из-за чего вы ссоритесь с друг другом, 30% учащихся ответили из-за «оскорблений», 15%-из-за «сплетен» и «доносов», 13%- из-за «противоположного пола» и «нет взаимопонимания», 8% - желание занять лидерскую позицию.
  3. На вопрос: из-за чего вы конфликтуете с учителями, 54% опрошенных ответили из-за «несправедливости», 18%- «нет взаимопонимания» и из-за «личной обиды», 10%- «оскорбления».

(Приложение 1. Слайд18, 19, 20)

6. Характеристика учащегося 8б класса

Классный руководитель зачитывает характеристику на учащегося 8б класса, как самого конфликтного в классе. В группах обсуждаются пути работы с таким учеником со стороны: педагогов-предметников, психолога, социального педагога, медицинского работника, администрации, работников ИДН; формулируются рекомендации.

(Приложение 1. Слайд 21)

7. Итоги семинара. Обратная связь

Итог сегодняшней встречи подводится необычно, в виде написания синквейна.

(Приложение 1. Слайд 22)

Задание группам

Напишите что такое конфликт с помощью синквейна.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Итоги работы в группах

1 группа

Разрешимый и неразрешимый.
Раздражает, нервирует, унижает.
Старайтесь в конфликты не вступать.
Стресс.

2 группа

Социальный, внутриличностный.
Сорит, обижает, оскорбляет.
Разрушает здоровье каждого человека.
Взрыв.
Торнадо. Вулкан.

3 группа

Социальный, внутриличностный.
Ссорит, разрушает, разъединяет.
Портит отношения между людьми.
Противоречие.
Разъединение.
Ссора.

Психолого - педагогический семинар - практикум для учителей

«Эффективное разрешение школьных конфликтов»

«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». В. А. Сухомлинский.

Но нельзя думать, что конфликты вообще имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и на сколько эффективно он разрешается. Уход от неразрушающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе. Давайте вместе попробуем разобраться, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов. 1) Прежде всего, попробуем провести маленький эксперимент . Надо выполнить определённые действия с бумагой. Задача: точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.

- Возьмите в руки лист бумаги, закройте глаза, согните лист пополам, еще раз пополам, оторвите верхний правый угол, оторвите нижний правый угол. А теперь посмотрите, что у каждого получилось?

Разные узоры, безусловно, найдутся похожие творения, но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция для всех была одна. Мораль данного эксперимента такова, в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Что же такое конфликт? Конфликт с лат. - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющий личную значимость для каждого из её участников. Есть Участники конфликтной ситуации и конечно Инцидент - это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострения противоречия и начало борьбы между ними.

В школе мы сталкиваемся с самыми разнообразными конфликтными ситуациями, которые в зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы:

1.Конфликты между учителем и учеником.

2. Конфликты между учителем и группой детей (иногда целым классом).

3.Конфликты между учителем и родителем (родителями).

4.Конфликты между детьми.

5.Конфликты в педагогическом коллективе.

6. Внутрисемейные конфликты у ученика, последствия которых проявляются в его школьной жизни.

Основная задача учителя (в целях недопустимости конфликта или сведение его к конструктивному)- умения доносить информацию до учеников, родителей, коллег так, чтобы она была ими адекватно воспринята и присвоена.

Информацию можно доносить с помощью «Ты-высказываний» (высказываются человеку о его действиях, поведении и т.д.) и «Я- высказываний» (характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации.) Зачастую в сложных, напряженных ситуациях, мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников, а порой и коллег. 2) Проведем упражнение, которое так и называется «Ты- Я-высказывания» (раздать карточки участникам семинара)

Задания:

А) - Проанализируйте эти высказывания.

Какие высказывания, по вашему мнению, относятся к «я- высказываниям», а какие к «Ты-высказываниям». Почему?

Б) Я зачитываю «Ты- высказывание», а вы должны перевести это высказывание в «Я- высказывание».

Пример: «Ты- высказывание» и «Я-высказывание»

А) -Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что те не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. -Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? - Мне не сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос- задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. - Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, что бы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Б) - Вы всегда ведете себя шумно!

Ты как всегда не голов к уроку!

У тебя уже целую неделю, нет ручки!

Вывод: Такие «Ты - высказывания», которые слышат ученики обычно вызывают ответную реакцию, они отвечают педагогам отрицанием, обидой, защитой.

«Я-высказывания» характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации. Эти чувства вы высказываете без приказа, осуждения, выговора, т.е. оставляете за учеником возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Иными словами «Я-высказывания» передают другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки и подталкивают оппонента к другим реакциям.

Взаимодействия с учащимися и их родителями учитель организует через разрешение различных педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам. Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д.

Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя.

!Овладев техникой «Я-высказывания» вы сами убедитесь в ее эффективности.

3) И, конечно, мы должны помнить о следующих правилах:

Быть сдержанны

Четко транслировать общечеловеческие ценности

Не позволять себе проявление эмоциональных всплесков и бурных проявлений

Уметь выслушать собеседника

Никогда не оценивать поступок, а только высказывать свое отношение к данной ситуации, поступку

Избегать обобщающих слов: всегда, никогда, никто, ничего

Не использовать намеков на прошлые события, дела, воспоминания, они вызывают только негативные эмоции и не приводят к конструктивному выводу. Например: Опять ты обзываешься, вчера Петю обозвал, на прошлой неделе, как со мной разговаривал? И сейчас ты ведешь себя не корректно.

Мы познакомились с первым шагом выхода из конфликтной ситуации- конструктивный способ разрешения конфликтов , тогда выигрывают две стороны (учитель и ученик):

Это активное слушание (выслушать, уточнить в чем состоит проблема, что хочет, что нужно, что затрудняет) - после этого говорить о своем желании или проблеме использую «Я-высказывание».

4) Упражнение «Достойный ответ». (5-6 чел)

Цель: отработка навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый лавный.

Ты никогда никому не помогаешь.

Ты как не от мира всего.

Что ты вечно на всех кричишь.

Посмотри на кого ты похожа!

Ты слишком плохо воспитана.

5) Завершим мы наш семинар упражнением «Подарок»

Инструкция. Здесь в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Предлагается выбрать листок в виде звездочки, а на обратной стороне которого написано пожелание. И помните, что вероятно, ничто не случайно. То, что подскажет ваш подарок, предназначено именно вам.

Примеры пожеланий:

Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным

Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника

В споре умей выслушивать собеседника до конца

Уважай чувство других людей

Любую проблему можно решить

Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься

Не сердись, улыбнись

Начни свой день с улыбки

Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего

Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь

Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия

Всегда внимательно выслушай своего собеседника

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар: «Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающегося» Составили: Вязьмина О.В. Туманова Ю.С. 28 февраля 2011г. «Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее» Г. Бальтасар

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский) Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов). Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Психологический комфорт на уроке – важно ли это?

Виды комфорта: КОМФОРТ НА УРОКЕ Интеллектуальный комфорт Физический комфорт Психологический комфорт

Интеллектуальный комфорт: Смена видов деятельности; Достижение желаемого результата; Поддержка со стороны педагога; Вера в собственные возможности. Физический комфорт: Благоприятная внутришкольная среда; Здоровьесберегающие технологии; Оптимальная включенность в деятельность. Психологический комфорт: Доброжелательные взаимоотношения; Создание ситуации успеха на уроке; Использование методов эмоциональной раскачки; Благоприятный микроклимат в классе.

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Причины комфорта Причины дискомфорта 1. Хорошие учителя 1. Учитель кричит на уроке 2. Учителя хорошо объясняют предмет 2. Учитель плохо объясняет материал 3. Нравятся предметы 3. Не понимаю предмет 4. Предмет легко дается 4. Не нравятся уроки 5. Скучно и не интересно Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Причины комфорта Причины дискомфорта 1. Нравятся/хорошие учителя 1. Не нравится предмет 2. Учителя хорошо объясняют предмет 2. Учитель не понимает меня/ учитель не проникается симпатией 3. Нравятся предметы 3. Не нравится учитель 4. Хорошее отношение учителей/ Учителя понимают меня 4. Учитель кричит на уроке 5. Понимаю эти предметы 5. Не понимаю предмет Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Причины комфорта Причины дискомфорта 1. Учитель хорошо объясняет предмет 1. Не понимаю предмет 2. Нравится предмет 2. Не нравится учитель 3. Хорошо понимаю предмет 3. Нет заинтересованности 4. Хорошие учителя 4. Боюсь плохих оценок 5. Грамотное ведение уроков 5. Трудно освоить предмет Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Причины комфорта Причины дискомфорта 1. Нравятся/хорошие учителя 1. Грубый учитель 2. Учителя хорошо объясняют предмет 2. Не нравится предмет 3. Понимаю эти предметы 3. Не мое 4. Легко общаться с учителем Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Функция «открытия» ребенка на общение. Пластическая поза; Позиция «МЫ». Функция «соучастия» ребенку в учебном процессе. Демонстрация расположенности; Умение слышать и задавать вопросы; Оказание помощи. Функция «возвышения» ребенка. Просьба о помощи; Поддержание оптимистического рубежа; Адекватная педагогическая оценка. Как создать психологический комфорт?

«Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова...» слова из песни Булата Окуджавы Работа в группах

Группа №1 Войдя в класс Вы обнаружили на доске следующую запись: «Мы не хотим у вас учиться!» Ваши действия? Что могло спровоцировать такую ситуацию? Каким образом можно предотвратить это? Педагогические ситуации

Группа №2 Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс, он ответил: «Иди сама отсюда!» Ваши действия? Что могло спровоцировать такую ситуацию? Каким образом можно предотвратить это? Педагогические ситуации

Группа №3 Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания, которые Вы задаете. Ваши действия? Что могло спровоцировать такую ситуацию? Каким образом можно предотвратить это? Педагогические ситуации

Старайтесь: Видеть в каждом ученике уникальную личность. « Все дети талантливы» Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. "Учиться победно!" Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка. "Ребенок хорош, а плох его поступок" Предоставлять возможности и помогать детям. "В каждом ребенке – чудо, ожидай его!" Успешное проведение урока, следовательно и психологический комфорт на уроке создаёт сам педагог!

Ходите на чужие уроки, чтобы узнать и понять, что педагогические технологии – ключ без права передачи. Если у учителя есть технология, то она может быть только своей, «пропущенной через себя»; Стремитесь к профессионализму: к собственному глубокому знанию предмета; к способности убелить в необходимости и возможности обучения учеников, привыкших ничего не делать; к владению максимально широким набором педагогических приемов; к умению отвечать за все хорошее и за все плохое на уроке; к умению дать обучающемуся возможность самореализации. Советы:

Способности обучающегося определяются темпом его обучения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях; 4. Чтобы стать хорошим учителем, надо: Любить детей; Быть строгим; Проверять тетради и контрольные непременно к следующему уроку. Советы:

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов по теме:

«Психологический комфорт на уроке,

как фактор успешной самореализации личности обучающегося» (28.02.2011г.)

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о психологическом климате на уроке, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Создание благоприятного психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Так что же такое «психологический комфорт»?

Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.

  1. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).

Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе:

  1. просьбы, а не требования;
  2. убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
  3. четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
  4. компромисс, а не конфронтацию и т.д.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности учащимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.

На уроке интеллектуальный комфорт достигается:

  1. сменой видов деятельности;
  2. достижением желаемого результата;
  3. поддержкой со стороны педагога;
  4. верой в собственные возможности.

Хотелось бы сказать и о физическом комфорте школьника. Он связан с комфортной внутришкольной средой, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье учащихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.

Из чего же складывается психологический комфорт на уроке? Выделим следующие необходимые условия:

  1. доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
  2. создание ситуации успеха на уроке;
  3. использование на уроках методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;
  4. комфортная внутришкольная среда (благоприятные внешние условия школы).

Таким образом для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80% информации.
Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.
Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

2. Подача информации с позиции «МЫ»

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.
Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: « на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».

Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.

1 . Демонстрация расположенности .

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.
Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция « возвышение» ребенка

1. Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.
После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2. Поддержание оптимистического рубежа

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.
То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка . Часто идя на урок, ученик переживает о том, какую оценку он получит.
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на « пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.
Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение ученика к учителю и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.


Так может лучше воспользоваться такой хитростью как отсрочка оценки?

Вывод: Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на уроке, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.

  1. Ходите на чужие уроки, чтобы узнать и понять, что педагогические технологии – ключ без права передачи. Если у учителя есть технология, то она может быть только своей, «пропущенной через себя»;
  1. Стремитесь к профессионализму:
  • к собственному глубокому знанию предмета;
  • к способности убелить в необходимости и возможности обучения учеников, привыкших ничего не делать;
  • к владению максимально широким набором педагогических приемов;
  • к умению отвечать за все хорошее и за все плохое на уроке;
  • к умению дать обучающемуся возможность самореализации.
  1. Способности обучающегося определяются темпом его обучения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях;

4. Чтобы стать хорошим учителем, надо:

  • Любить детей;
  • Быть строгим;
  • Проверять тетради и контрольные непременно к следующему уроку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Короны»

Описание: На участников одеваются импровизированные «короны» с различными надписями: Игнорируй меня, Соглашайся со мной, Спорь со мной, Критикуй меня, Сомневайся во мне и т.д. Каждый участник видит надпись на короне других, но что написано у него самого он не знает. Далее участникам дается проблемная ситуация (например, куда поехать отдыхать), которую нужно обсудить действуя соответственно тому, что написано на «короне» у каждого участника. Причем всем участникам нужно придти к единому мнению. Тогда ведущий объявляет о решении группы и приступает к обсуждению упражнения.

Обсуждение: Понял ли каждый участник, что за надпись была на его «короне»: Какие эмоции и переживания испытывал каждый участник во время упражнения? Было ли ему комфортно/дискомфортно и почему? Что было сложно в этом упражнении? А что легко?

Работа в группах.

Группа №1

Войдя в класс, Вы обнаружили на доске следующую надпись:

«Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа в группах.

Группа №2

Ученик срывает урок. На Ваше требование покинуть класс

он ответил: «Иди сама отсюда!»

  • Ваши действия? ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что могло спровоцировать такую ситуацию? ______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Каким образом можно предотвратить это? ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа в группах.

Группа №3

Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания,

которые Вы задаете.

  • Ваши действия? ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что могло спровоцировать такую ситуацию? ______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Каким образом можно предотвратить это? ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И завершить наш семинар хотелось бы притчей о Солнце и Ветре.

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Спорь со мной

Критикуй меня

Сомневайся во мне