Физиологические особенности детей младшего подросткового возраста. Анатомо-физиологические особенности развития подростков. Психологические особенности подросткового возраста

Вступление ребенка в подростковый возраст иногда наступает неожиданно для самих детей, но больше для родителей, которые ожидают гормональных всплесков и сложности во взаимоотношениях не ранее, чем в 15-16 лет. Но ранний подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет и приносит много сюрпризов. Давайте разберемся, в чем особенности раннего подросткового возраста, чего ждать в этот чудесный и проблемный период. Как понять ребенка и помочь ему адаптироваться к изменениям нового возраста.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Вступление в подростковый возраст – это кризис, который вызван внешними и внутренними переменами. Старые способы, интересы, модели поведения больше не приносят желаемого результата, не удовлетворяют потребности ребенка. Подростковый кризис – это переход из мира ребенка в мир взрослых, такой себе пограничный этап, вызывающий существенные изменения и противоречия, как внутриличностные, так и межличностные.

Ребенок 10-11 лет нуждается в особенной поддержке со стороны родителей, учителей, психолога. Перед ним стоят сложные задачи, которые предъявляет внешний мир – новая система обучения, переход из младшей в среднюю школу, кабинетная система, высокая учебная нагрузка. При этом внутренние изменения тоже дают о себе знать – сложно концентрировать внимание на чем-то одном долго, появляются изменения в теле, в отношениях уже прослеживается своя позиция, которая выражается порой в резких реакциях и высказываниях, вдобавок еще и частые перемены настроения. В этот период начинается половое созревание и происходит полоролевая идентификация. Все вместе – это существенный стресс для ребенка и ваша обязанность его понять и максимально помочь.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С МЛАДШИМ ПОДРОСТКОМ?

  1. Физические изменения в теле и организме, вызванные активным быстрым ростом.
  2. Изменения в психической сфере, перепады настроения, связанные с гормональными всплесками и началом полового развития.
  3. На первый план выходит потребность в общении со сверстниками, которые становятся референтной группой (раньше этой группой были родители и учителя младших классов).

Развитие самостоятельности и поддержка взрослости подростка

В этом возрасте желание быть самостоятельным очень велико. У ребенка появляется потребность в отдельности, желание иметь свой мир, отделиться территориально – иметь свою комнату, свои секреты. В этом для него признак взрослости, к которой он так стремится. Задача родителя поддержать потребность ребенка в самостоятельности и поощрять попытки, но и давать возможность ошибаться и пробовать снова. Поймите, что ребенок овладевает своей самостоятельностью, и много в чем ему еще нужна ваша помощь. Но заявлять он может абсолютно противоположное. Давайте ему возможность «отходить» от вас, но в сложный момент, возвращаться за помощью, только так он сможет стать самостоятельным. Как в детстве, когда малыш учится ходить: встал, упал, опять встал, взялся за руку, потом сам пошел – если ему руку не давать или не отпускать вовсе, учиться будет очень долго, так и с подростком.

Второй признак – копирование поведения или внешности значимых взрослых (появляются кумиры-звезды). Часто подростки начинают копировать поведение родителей или других родственников. Здесь уместно сказать известную истину – не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Если вы не лучший пример для подражания, готовьтесь, ваш ребенок будет делать тоже самое. Поэтому, следите за собой, за привычками, за словами, за здоровьем, внешним видом, образом мыслей.

Самооценка подростка

Для развития самооценки младшего подростка важна адекватность оценки его окружающими – родителями, учителями, тренерами (если ребенок занимается спортом или творчеством) и ровесниками. Под влиянием этих оценок формируется адекватное восприятие себя, своих действий в учебе, поступков в общении со значимыми людьми и своих эмоций в целом.

Что касается внешности – это один из важных вопросов в подростковом возрасте. Особенно болезненно это протекает у девочек – появляется желание выделиться, или наоборот быть не хуже других, красиво одеваться, краситься, обладать статусной вещью, например, айфоном последней модели. Задача родителей поддержать в этом, замечать и поощрять уникальность, но контролировать эксперименты со внешностью. Не стоит однозначно запрещать, например, красить ногти или волосы, а вот подобрать наиболее щадящий оттеночный бальзам – будет верной поддержкой.

Любимая фраза родителей «а если все с балкона пойдут прыгать, ты тоже пойдешь?» очень грубая и обидная для детей этого возраста. Они хотят быть частью группы, чтобы их приняли значимые школьники, поэтому много чего готовы сделать «за компанию» или «как все». Ваша задача – замечать эту особенность, в чем-то поддерживать, но объяснять, что важно иметь свое мнение тоже, ведь только от ваших четких установок зависят жизненные правила и ориентиры, которые формируются у ребенка, что допустимо, а что однозначно нет (например, что с незнакомыми людьми никуда ходить нельзя, что нельзя терпеть и молчать, если тебя кто-то хочет обидеть и др).

ПОДРОСТОК НЕ УЧИТСЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Одна из важных физиологических особенностей раннего подросткового периода – быстрая утомляемость. Им физически становится трудно сидеть спокойно целый урок, они начинают «ерзать», отвлекаться, теребить соседа, что сказывается на успеваемости. От родителей 10-11 летних детей часто слышу, что ребенка будто подменили, отлично все было в младшей школе, а теперь учителя жалуются на поведение и отсутствие выдержки у школьника. Это нормальный процесс, который сопровождает рост и физиологические изменения в юном подростке, и скорее всего, это скоро пройдет вместе с повышенной утомляемостью.

Монотонная деятельность быстро надоедает, однообразие вызывает скуку, дети быстро отвлекаются от всего понятного, их нужно удивлять. В этом возрасте в приоритете динамичная, более активная деятельность, которая вызывает интерес у ребенка и дает возможность выразить себя, ведь всем хочется быть замеченным, особенным, чтоб хвалили и учителя, и сверстники.

Рост тела (порой непропорциональный), изменения в голосе делают ребенка неуклюжим и шумным, это сильно раздражает окружающих. Часто слышу, как родители ругают и кричат на детей, но этот процесс имеет причины, нет смысла агрессивно на него реагировать. А вот благодарить за спокойствие, поощрять степенное поведение и показывать достойный пример – то, что нужно!

Физическое развитие девочек сопровождается гормональными переменами в организме и внешними изменениями в теле. Примерно к девяти годам начинает расширяться таз, затем растет грудь. Эти изменения порой болезненны и вызывают дискомфорт у девочек, они начинают стесняться, специально сутулиться, чтобы скрыть появление половых признаков, особенно, если у сверстниц этот процесс еще не так активен. Родители, в частности мамы должны быстро реагировать, вовремя в мягкой доверительной беседе объяснить, что происходит с телом девочки, чем вызваны такие перемены. В раннем возрасте девочки могут думать, что с ними что-то не так и пугаться, поэтому правильная поддерживающая реакция мамы очень важна. Можно устроить праздник-девичник – вместе отправиться в магазин и подобрать удобное белье, важно психологически показать, что изменения закономерны и желанны. Тоже самое касается менархе, но здесь важна подготовительная информативная беседа, желательно заранее. Проявляйте интерес к чувствам, рассказывайте тематические притчи или сказки, и самое главное – делитесь своими эмоциями, это поможет ребенку чувствовать себя принятым.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет, он знаменуется бурным развитием и перестройкой организма ребенка. Прежде всего, - это физиологическое созревание, которое не возможно во изолировать от социального ряда, то есть процессов социализациї.

В физиологии этот процесс условно делится на три фазы:

1 препубертатном, подготовительный период;

2 собственных пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания;

3 постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости

Если сопоставить это разделение с привычными возрастными категориями, препубертатном периоде соответствует младшем подростковом, пубертатный - подростковому, постпубертатный - юношескому возрасту

Наступление подросткового возраста проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девушек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и т длится короткого времени (3-4 года), чем у юношей (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиковів.

Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем это проявляется как на межиндивидуальных (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатном, другой - пубертатным, а май. Рети - препубертатном), так и на внутреннем индивидуальном уровне (различные биологические системы одного и того же человека созревают неодновременно.

Основные аспекты физического созревания - скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте - тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин. Подростковый возраст характер ризуеться быстрым, неравномерным ростом и развитием организма. Происходит отверждения скелета, совершенствуется мышечная система. Однако неравномерность развития сердца и кровеносных сосудов, а также усилит на деятельность желез внутренней секреции часто является причиной временных расстройств кровообращения, повышения давления, напряжения сердечной деятельности, усиление возбудимости детей, выражается в нервозности, ш видно усталости, головокружениях и учащенное сердцебиениетті.

Нервная система подростка еще не совсем готова выдерживать сильные, длительные раздражители, часто находится под их влиянием в состоянии заторможенности или сильного возбуждения

На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституционные особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, поскольку в влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которых эти свойства проявляются и оцениваются. Хотя определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств и, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида, но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанти.

83 Кризис подросткового возраста и подходы к ее анализу

протяжении более полувека идет теоретическая дискуссия о роли биологических и социальных моментов в возникновении явления критического развития в подростковом возрасте. Существенные изменения в организме подростка служат основой различных теорий о биологической предопределенности кризиса в подростковом виці.

При этом следует, прежде всего, упомянуть идеи. С. Холла (1844-1924 гг) о том, что подростковый возраст в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Он сформулировал представление о переходность во подросткового возраста - периода"бури и натиска", выделил содержательно-негативные характеристики этого этапа - трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональную неустойчивость; определил положительное достояние возраста -"по чувств индивидуальности індивідуальності".

По мнению психоаналитиков (3. Фрейд,. А. Фрейд), подростковый период соотносится с генитальной стадией, когда половое созревание, рост сексуальной энергии является предпосылкой нарушения равновесия между тока уктурамы личностейті.

Е. Шпрангер также рассматривал этот период как кризисный. Содержание кризиса заключается в освобождении от детской независимости. Ш. Бюлер акцентировала внимание на биологическом смысле пубертатного периода, основные черты которого: п повышенная чувствительность, раздражительность, беспокойный и легко возбудимый состояние, физическая и душевная слабость, капризы, недовольство собой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного д озриваннвання.

Таким образом, психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, представители биологизаторские направлении связывали с процессом полового созревания

Во второй половине XX в интенсивно начали развиваться представления о роли среды в развитии подростка. Эти представления отрицают гипотезу о биологической предопределенности, генетическую запрограммированность кризиса а на первый план выходят социальные факторы, определяющие продолжительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей, характер самого перехода от детства к взрослости и. Биологическое созревание, гормональная перестройка не отрицаются, а рассматриваются как предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Эти взгляды можно найти в трудах. ЕЕриксона,. ЖПиаже, а также пуль турантропологив (М. Мид,. Р. Бенедикт). Последние доказывали, что в примитивных культурах отсутствует подростковый кризис и связанные с ней межличностные и внутренне личностные конфликты, поскольку в этих культурах отсутствует поляризация поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а существует взаимосвязь: переход к статусу взрослого человека происходит в результате постепенного обучения через процедуру инициацийініціації.

ЛС. Выготский выделил основное новообразование в сознании и выяснил социальную ситуацию развития, при этом сделав вывод, что главное содержание кризиса переходного периода составляет перестройка системы в отношений между ребенком и средаем.

В отечественной психологии возрастной кризис рассматривается как целостная изменение личности ребенка, регулярно возникает на границе стабильных периодов. Она обусловлена??возникновением основных психологических новообразований нь предыдущего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновения другой (ЛС. Выготский). Поведенческие критерии кризиса - трудновоспитуемость, конфликтность упрямство, негативизм и т.д. - являются необходимыми, в них проявляется единство негативной и позитивной сторон возрастной кризризи.

Подростковый кризис - это резкое изменение всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Закономерным явлением является противопоставление подростка взрослым и активное завоевание новой позиции. Подросток якобы о овокуе запрета, чтобы проверить собственные силы в преодолении этих запретов, расширить границы, которые определяют его самостоятельность. Именно это столкновение дает подростку информацию о себе, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждениинні.

Кризис подросткового возраста проходит три фазы:

Отрицательный (передкритичну) - фазу разрушения старых привычек, стереотипов;

Кульминационную - фазу обострения противоречий;

Посткритичну - фазу формирования новых структур, построения новых отношений

ЛС. Вы готский выделил два варианта течения возрастных

кризисов:

Кризис независимости, симптомами которой являются упрямство, негативом, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не заходить в комнату, не трогать ничего на столе); вариант самоопределения я"Я уже не ребенок"ина";

Кризис зависимости, симптомы которой противоположны: чрезмерная послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересов, форм поведения; вариант самоопределения"Я ребенок и хочу ею оставаться"

Для развития подростка наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса существуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Для большинства подростков в этот период характерны нест тийкисть настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, уязвимость, депрессивные переживанияя.

Итак, подростковый возраст - это период возрастного кризиса, смысл которой заключается в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не приобретает крайние формы, при этом кризисные симптомы - это эпизодические явления, интенсивность и способы выражения которых различные. Особенности проявления и течения подросткового кризиса определяются конкретными социальными ми условиями, положением подростка в мире дорослих.

Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание , характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Поведенческие особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой - испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  2. Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  3. Уважать выбранную им позицию.
  4. Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
  5. Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

Подростковый возраст. Сергиенко Е.А.

В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологиче­ской зрелости: начинается новый этап физического развития и развертывается процесс полового созревания.

Перестройка организма начинается с изменений в эндокрин­ной системе. Деятельность гипофиза активизируется, особенно его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других важнейших желез внутренней сек­реции (щитовидной, половых, надпочечников). Их деятельность обусловливает многочисленные изменения в организме подрост­ка, в том числе и наиболее очевидные: скачок в росте и половое созревание (развитие половых органов и появление вторичных половых признаков). Эти процессы наиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. В настоящее вре­мя, когда наблюдается акселерация физического развития и по­лового созревания, некоторые девочки оказываются на стадии начала половой зрелости в 10-11, мальчики – 12-13 лет.

Рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки – специфические моменты физического развития в под­ростковом возрасте, которые обозначаются особым термином скачок в росте . Благодаря этому пропорции тела приближают­ся к взрослым. В подростковые годы позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Поскольку до 14 лет пространство между позвон­ками еще заполнено хрящом, это определяет податливость позвоночника к искривлению. Наибольшие нарушения осанки происходят в 11-15 лет, хотя в этом же возрасте подобные дефекты устраняются легче, чем потом. К 20-21 году заканчивается срастание костей таза.

Увеличение мышечной силы расширяет физические возмож­ности подростка. Однако мышцы подростка утом­ляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длитель­ным напряжениям. Перестройка моторного аппара­та часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появ­ляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Это может порождать неприятные переживания, неуверен­ность.

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, и быст­рее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функ­циональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой си­стемы и проявляться в виде сердцебиения, повышения кровяно­го давления, головных болей, головокружения, быстрой утом­ляемости.

В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма, связанные с изменениями в систе­ме активно действующих желез внутренней секреции. Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны между собой, подрост­ковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъе­мом энергии, а с другой - повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отри­цательные эмоциональные переживания (страх, гнев, обида) могут быть причинами эндокринных нарушений (временное прекращение менструального цикла, развитие гипертиреоза) и функциональных расстройств нервной системы. Они проявляют­ся в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продуктивно­сти в работе, в расстройстве сна.



Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологиче­ских образований:

1) происходящие изменения делают подростка объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости;

2) половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Отрицательное влияние могут оказывать книги и кинофиль­мы, предназначенные только для взрослых. Все это, а также разговоры с товарищами о проблемах любви и пола провоци­руют развитие повышенного интереса к интимной стороне чело­веческих отношений, эротических тенденций и ранней сексу­альности. Нормой для подростков обоего пола является пробуж­дение первых романтических чувств.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Систематические занятия физическими упражнениями обычно начинаются в школьном возрасте. Поэтому при описании здесь фи­зиологических особенностей растущего организма главное внима­ние обращено на этот возраст.

Размеры тела у детей и подростков увеличиваются неравномер­но. Рост и развитие происходят тем интенсивнее, чем моложе организм. Это особенно заметно в первые годы жизни. Затем интенсив­ность роста постепенно ослабевает и только в период полового созревания (у девочек в 12-16 лет, у мальчиков в 14-18) вновь усиливается.

Вес тела, как и рост, возрастает неравномерно. Наибольшее его увеличение отмечается у школьников в те же возрастные периоды, что и повышение роста. Увеличение веса тела обусловлено разви­тием двигательного аппарата и внутренних органов.

Двигательный аппарат. Развитие костей заканчивается относительно поздно. Например, окостенение фаланг пальцев за­вершается к 9-11 годам, костей запястья-к 10-13 годам, полное срастание диафизов и эпифизов трубчатых костей-лишь к 15- 25 годам.

Физические упражнения способствуют развитию костного аппа­рата. Однако если ребенок и подросток выполняют чрезмерную, непосильную для них работу, то это оказывает неблагоприятное воздействие: происходит преждевременное окостенение и прекра­щение роста трубчатых костей.

Таблица 22

Вес скелетных мышц и их сила (средние данные) в разные возрастные периоды
(по А. В. Молькову)

Особенности развития подростков старшего школьного возраста.

Возраст от 12 до 17-18 лет называют отрочеством или старшим школьным возрастом. Оно характерно прежде всего резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек наступает время бурного полового созревания, для мальчиков -- его начало, для тех и других -- пора первых мук "души и тела".

Это самый трудный этап на пути становления личности, он сопряжен с необходимостью выбора и утверждения, в том числе первоочередных жизненных ценностей и нравственных критериев. Выбор чего бы то ни было сам по себе психологически сложен, даже для взрослого человека. Подростка же, мятущегося от безоговорочного скептицизма до наивного идеализма, столкновение с реалиями приводит подчас к нервным срывам, крайним поступкам. Численность юных самоубийц находится на одном из первых мест среди возрастных категорий. На этом фоне типичны подростковые недомогания. Беспричинные на первый взгляд головокружения и головные боли обусловлены нарушением тонуса сосудов головного мозга -- вегето-сосудистой дистонией. Распространены заболевания желудочно-кишечного тракта -- гастриты, дуодениты -- воспаление двенадцатиперстной кишки, язвенная болезнь. Нередки тучность и нарушения полового развития.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ (11-17 ЛЕТ).

Костная система , а значит и форма грудной клетки, таза приближаются к их строению у взрослых. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и др. исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью, чем у детей младшего возраста.

Сердечно-сосудистая система . Частота пульса в 12 лет составляет 80 ударов в минуту, старше колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту (частота пульса взрослого человека). Артериальное давление продолжает повышаться с возрастом, и в 17 лет равно 120/70 мм рт. ст., что также соответствует артериальному давлению взрослого человека.

Эндокринная система . Продолжается развитие половых желез, в связи с этим происходят следующие изменения

  • у девочек: в 11-12 лет увеличиваются наружные половые губы; в 12-13 лет увеличиваются грудные железы, появляется пигментация сосков, начинаются менструации; в 13-14 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, менструации еще нерегулярны; в 14-15 лет изменяется форма ягодиц и таза, приобретая формы, характерные для взрослых женщин; в 15-16 лет появляются угри, обусловленные функциональными расстройствами эндокринной системы в период полового созревания, менструации становятся регулярными; в 16-18 лет прекращается рост скелета.
  • у мальчиков: в 11-12 лет увеличивается предстательная железа (простата), ускоряется рост гортани, предшествуя началу ломки голоса; в 12-13 лет начинается значительный рост яичек и полового члена, волосы на лобке начинают расти, вначале по женскому типу, т.е. участок, покрытый волосами, имеет форму треугольника с вершиной, обращенной вниз; в 13-14 лет усиливается темп роста яичек и полового члена, в околососковой области появляется узлообразное уплотнение, начинает "ломаться" голос; в 14-15 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, продолжается изменение голоса, появляются волосы на лице, пигментация мошонки (она приобретает более темный цвет, чем кожа остальных участков тела), наблюдается первая эякуляция; в 15-16 лет продолжается созревание половых клеток -- сперматозоидов; в 16-17 лет начинается оволосение лобка по мужскому типу, т.е. волосы распространяются на внутреннюю поверхность бедер и в направлении пупка; усиливается рост волос по всему телу; окончание созревания сперматозоидов; в 17-21 год рост скелета останавливается.

Нервная система: продолжается совершенствование нервно-психической деятельности, развиваются аналитическое и абстрактное мышление.

Этот возраст характеризуется усиленным ростом, перестройкой эндокринной системы. Происходит быстрое половое созревание, причем раньше оно начинается у девочек, затем – у мальчиков. В этом периоде часто отмечаются функциональные расстройства, обусловленные быстрым ростом всего тела, отдельных органов, а также неустойчивостью вегетативной, нервной и эндокринной системы.

В этом возрасте полностью формируется характер. Этот период считается трудным периодом психологического развития.

Каждому ребенку свойственен свой путь развития, зависящий от индивидуальных особенностей организма, воздействия внешней среды и других факторов.

Основными отличительными особенностями ребенка являются его рост и развитие.

Физическое развитие детей – это комплекс морфофункциональных характеристик организма. Для контроля за физическим развитием необходима оценка изменений размеров тела, телосложения, мышечной силы и других показателей.

В соответствии с периодами детства отмечается неравномерность нарастания тех или иных показателей. После рождения происходит постоянное снижение темпов нарастания отдельных показателей.

В одном возрасте доминируют процессы роста, а в другом – процессы развития различных органов.

с 12 до 16 лет – 5n – 20.

Более точная оценка массы тела производится по таблицам. Особенно ценными являются центильные таблицы. Практически использовать эти таблицы просто и удобно. Интервалы, которые располагаются около средних показателей, оцениваются как более высокие или низкие, чем средние. Если показатель попадает в зону 3-10 или 90–97 %, следует обратить на это внимание, проконсультировать и обследовать ребенка.

Методика измерения массы тела ребенка . Массу тела измеряют на механических или электронных весах. Сначала взвешивают пеленку ребенка, а затем – самого ребенка. Массу тела ребенка старше двухлетнего возраста измеряют утром натощак на специальных медицинских весах.

Вес является очень неустойчивым показателем физического развития детей.

Рост ребенка – величина стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Считается, что рост ребенка можно измерить только тогда, когда ребенок способен стоять. До этого все измерения проводят лежа, и эта величина носит название длины тела.

Рост ребенка является отражением его физического развития. На процесс роста влияет множество факторов. Он зависит от питания ребенка, от обеспечения организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ-нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и др. На рост влияют и наследственные факторы. Кроме этого, рост ребенка регулируется гормонами, определяющими рост костно-хрящевой ткани. К ним относятся: гормон щитовидной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, половые гормоны.

Больше всего ребенок растет во время утреннего сна. Подвижные спортивные игры стимулируют рост. Рост ребенка также зависит от его пола.

С возрастом интенсивность роста снижается. В детстве темп роста ребенка различен. Внутриутробно отмечается самый быстрый рост. На первом году жизни ребенок прибавляет в росте около 25 см. С 1 года до 5 лет темпы роста снижаются, с 8-10 лет наступает период некоторого замедления роста. В этом периоде девочки обгоняют в росте мальчиков, а через 2–3 года рост мальчиков превышает рост девочек. Далее следует период выраженного ускоренного роста, связанный с выработкой половых гормонов. Ребенок перестает расти, как только устанавливается должный уровень половых гормонов.

Отдельные части скелета увеличиваются в размерах неравномерно. Рост человека происходит в основном за счет удлинения ног. После рождения высота головы увеличивается вдвое, длина тела – в 3 раза, длина рук – в 4 раза, ног – в 5 раз.

На рост влияет и время года, наиболее интенсивно рост увеличивается в весенне-летний период.

Определение роста . Длина маленького ребенка определяется с помощью сантиметровой ленты или горизонтального ростомера. Для точного определения длины тела голова ребенка должна касаться стенки, где находится нулевая отметка. Руками надавливают на колени ребенка, и к ступням прикладывают шкалу ростомера.

Старших детей измеряют вертикальным ростомером. Следует обращать внимание на то, чтобы тело было выпрямлено, руки опущены вдоль туловища, колени разогнуты, стопы сдвинуты. Во время измерения ребенок должен касаться планки затылком.

Окружность груди дает представление о поперечных размерах тела ребенка. Она показывает степень развития грудной клетки. При рождении окружность груди составляет 32–34 см. В 4 месяца окружности груди и головы равны, затем рост окружности груди опережает рост окружности головы.

Ориентировочно окружность грудной клетки можно рассчитать по формуле:

1) до 1 года: до 6 месяцев на каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см; после 6 месяцев к 45 см нужно прибавить по 0,5 см на каждый последующий месяц;

2) с 2 до 15 лет: до 10 лет окружность груди равна – 63-1,5 (10 – n), где n – число лет до 10; для детей старше 10 лет – 63 + 3(n – 10), где n – возраст детей старше 10 лет, а 3 см – среднее увеличение окружности груди у детей старше 10 лет.

Измерение окружности грудной клетки производится наложением ленты спереди по среднегрудным точкам, а сзади – под углами лопаток, причем обследуемый сначала поднимает руки в стороны на уровень плеч, затем руки опускаются, и лента соскальзывает и ложится на углы лопаток. Необходимо, чтобы лента плотно прилегала к телу, но не препятствовала глубокому вдоху.

Сначала измеряют окружность груди в паузе, при этом рекомендуется громко посчитать до 5. Затем определяют окружность груди на максимальном вдохе, а затем – в момент максимального выдоха. Все три измерения проводят при одномоментном наложении сантиметровой ленты. Экскурсией грудной клетки называется разница между максимальным и минимальным замерами.

Окружность грудной клетки характеризует объем тела, развитие дыхательных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.


Похожая информация.