Интерьерная кукла баба яга выкройки. Баба яга своими руками из подручных материалов для дома и сада. Поделка из шишек

Те, кто имеет опыт в изготовлении текстильных кукол, без труда разберется в представленных выкройках и сумеет изготовить эту замечательную куклу-ведьмочку . Ну а изменив кукольный наряд, вы можете изготовить не заморскую хэллоуинскую ведьму, а нашу родную Бабу Ягу. Все что вам нужно будет сделать, это удлинить платье, заменить кокетливые ботиночки на плетеные лапоточки, а островерхую шляпу — на платок с узлов на лбу. Да, и не забудьте про передник!

А еще вы можете сшить вот такую Ягушку 0 самую обаятельную, привлекательную и совсем не страшную.

Подвесная кукла «Баба Яга» из серии «Кукла» — добрая и милая, и совсем не вредная. Она несет в себе волшебство и красоту праздника. Создайте в своем доме атмосферу веселья и радости.
Уважаемые покупатели! Кукла, изготовленная под заказ, может незначительно отличаться от представленной на фото.
Уважаемые клиенты! Изделие, выполненное под заказ, может незначительно отличаться от фотографии, общий вид остается.

Уникальные авторские тряпичные куклы художника Любови Лаврентьевой, завоевавшие множество наград на международных выставках, теперь доступны каждому на страницах этой книги! В чем их уникальность? Они очень просты, даже примитивны, но невероятно позитивны, радостны, душевны и очень современны. Уникальное сочетание простоты исполнения, моды, самого современного стиля и древних традиций русской обережной куклы делает этих кукол неповторимыми! Подробные пошаговые иллюстрации и мастер-классы, галерея сказочных персонажей и огромное удовольствие как от процесс а создания, так и от результата.Куклы, создающие настроение, заражающие позитивом, несущие радость, теплые, смешные, стильные! И при этом бережно сохраняющие традицию народной русской куклы! Именно такие куклы предлагает научиться шить знаменитый художник-кукольник Любовь Лаврентьева на страницах этой красивой книги! Разноцветные лоскутки, ножницы, игла и нитки, акриловые краски, и в ваш дом будет оберегать и охранять удивительное создание, которое вы сшили своими руками, несущее в себе ваши черты, ваш характер, ваш индивидуальный вкус! Такая кукла восхитит ваших гостей, утешит и убаюкает вашего ребенка, станет незабываемым подарком для дорогих и близких.
Шить их очень просто, даже для начинающих, а вот вдохнуть в них душу под силу только самым творческим натурам. Удачи вам в творчестве!

Очаровательная мягкая игрушка Magic Bear Toys «Кот Амантис», выполненная из высококачественных нетоксичных материалов в виде черного кота с бантиком, вызовет умиление и улыбку у каждого, кто ее увидит. Удивительно мягкая игрушка принесет радость и подарит своему обладателю мгновения нежных объятий и приятных воспоминаний.
Великолепное качество исполнения делают эту игрушку чудесным подарком к любому празднику.

МАСТЕР-КЛАСС: Шьем маленькую Бабу-ягу Для работы понадобится: - ткани х/б набивные и телесного цвета; - набивка; - пряжа дя волос; - фетр; - бусины; - швейные принадлежности; - картон, клей. Распечатываем выкройку на листе А-4. На сложенную вдвое ткань телесного цвета переводим детали головы, туловища, рук, носа. Прошиваем, оставляя незашитыми отверстия для набивки (на выкройке обозначены пунктиром). Вырезаем с припуском 2-4 мм. Детали шляпы, также прошиваем и вырезаем, поля шляпы дублируем синтепоном. На голове и тулье шляпы припуски по нижнему краю приметываем, так будет легче соединить их с полями шляпы. Выворачиваем голову, нос, тулью, набиваем. На полях делаем прорезь для выворачивания в месте пришивания головы, выворачиваем, проглаживаем, обводим внутренний круг. Пришиваем голову и тулью к полям шляпы, ориентируясь на размеченный внутренний круг. Пришиваем нос, можно на этой стадии оформить личико. Нить закрепляем на затылке, иглу выводим в месте, где будет располагаться глаз, пришиваем бусину, нить выводим на ротик, делаем первый стежок крестика, выводим нить в место расположения второг глаза, возвращаемся к ротику, делаем второй стежок крестика, слегка утягивая. Выводим нить на затылок и закрепляем. На этой же стадии продумайте акссесуары шляпы и пришейте их. Я об этом вспомнила, когда кукла была готова и пришивать было не очень удобно. Приступаем к ногам. Шьем чулки. Отрезаем два куска проволоки, длиной сантиметров на 20 больше, чем высота ног и туловища. На конце проволоки делаем петли для ступни. Если чулки будут из трикотажа, то обматываем проволоку лентой из синтепона на высоту чулка и надеваем его. Если чулки будут из ткани, то чулок надеваем на проволоку и набиваем его так, чтобы проволока оказалась со всех сторон окружена набивкой. Из фетра выкраиваем детали башмака, сшиваем его петельным швом. Из картона вырезаем стельку на пару мм меньше подошвы по всему периметру. Стельку вставляем в башмак и набиваем его. Одеваем башмак на ногу и пришиваем по кругу. Шов закрываем ремешком с пряжкой. В низу туловища прошиваем уголки, выворачиваем его. Шилом прокалываем отверстия в низу туловища. Вставляем ноги и пришиваем их по кругу. Тело набиваем, лишнюю проволоку отрезаем, отверстие в шее зашиваем через край. Шьем пантолоны, сначала сшиваем боковые швы, потом одной строчкой шаговые. Для платья выкраиваем одну деталь лифа со сгибом по центру и плечами две детали юбки размером 25х14 см. Детали юбки присбариваем, пришиваем к лифу, сшиваем платье по рукавам и боковым швам одной строчкой. Надеваем пантолоны на куклу. Пришиваем к ногам и туловищу. Руки набиваем, отверстия для набивки зашиваем потайным швом. На затылке делаем прорезь для шеи. Крепим руки. На этом этапе лучше надеть на куклу платье, не повторяйте моей ошибки. Платье, конечно, оденется, но с трудом. Вставляем шею в приготовленную для нее прорезь. Пришиваем голову. Оформляем личико, оживляем его. Делаем прическу. Для косичек тонкую проволоку вставляем в толстую иглу, прошиваем насквозь. Вокруг пальца обматываем пряжу, прикрепляем на концы проволоки. Конец пряжи пришиваем на затылке и начинаем наматывать пряжу на проволку, пока не закроем затылок, дальше обмотаем одну косичку туда-обратно. Снова наматываем пряжу на проволоку, но уже впереди делаем несколько витков. Обматываем вторую косичку и делаем еще несколько витков вокруг шляпы. Нить закрепляем. Прошиваем по пробору на затылке и спереди. Приступаем к ворону. Обводим детали на ткань, не вырезая. Сшиваем, вырезаем, набиваем тело и клюв плотно, крыль и хвост слегка. На крыльях и хвосте прошиваем перышки. Пришиваем все к туловищу. Для глаз вырезаем два кружка из белого трикотажа, стягиваем на нитку через край, набиваем, пришиваем бусину. Пришиваем глаза над клювом. Ворон готов. Для книги из картона вырезаем два прямоугольника размером 8,5х15,5 и 20,4х2,5. Длинный прямоугольник сгибаем, отступив от края 6,2 см с обеих сторон, края немного скруглим. Прямоугольники обтягиваем тканью и склеиваем.

Сегодня очень популярны различные куклы и фигурки, сделанные своими руками. Они могут служить украшением интерьера или же отличным сувениром для ценителей подобного вида искусства. Чаще всего мастерицы изготавливают куклы-обереги и сказочных персонажей. Например, Бабу Ягу можно изготовить из разных материалов. Причем существуют техники, доступные для детей дошкольного возраста, но есть и более сложное исполнение таких фигурок.

В интернете можно найти много видео уроков по изготовлению различных кукол. Баба Яга является наиболее интересным персонажем и фактурным в плане исполнения. Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов изготовления данной фигурки.

Баба Яга своими руками из шишек

Изготовленная Баба Яга из природных материалов выглядит довольно оригинально. Для этого нам понадобится:

Бумажный стаканчик;

Веточки;

Сосновая и еловая шишки;

Кусочек ткани;

Пластилин;

Нитки для вязания.

Обклеиваем бумажный стаканчик веточками снаружи – это будет ступа Бабы Яги. Затем сделаем метлу из веточки и нескольких хвойных иголок, привязываем их друг к другу с помощью нити. Теперь приступим к изготовлению головы. Берем шишку с хвостиком, где хвостик будет носом. Между чешуйками шишки укладываем нитки для вязания (волосы). Глаза необходимо нарисовать на бумаге и приклеить их к лицу.

На голову надеваем платочек, который изготовим из кусочка материи. Руки – веточки. Теперь к туловищу (еловая шишка) крепим голову и руки с помощью пластилина.

Усаживаем нашу Бабу Ягу из шишек в ступу, на дно которой кладем бумагу. Приклеиваем метлу к руке и наша Баба Яга в ступе готова. Фото этой поделки можно легко найти на просторах интернета.

Баба Яга своими руками в чулочной технике

Баба Яга, выполненная в чулочной технике, выглядит очень натуралистично. Обычно такие куклы служат в качестве украшения интерьера. Существуют коллекционеры подобных фигурок, которые очень ценят экспонаты, выполненные в данной технике. Для ее изготовления необходимо взять:

  • Капроновый материал;
  • Синтепон;
  • Кусочки ткани;
  • Проволока;
  • Нити для вязания серого цвета;
  • Глаза.

Описание работы

Начинаем работу с головы. Для начала делаем ее из синтепона (шар нужного размера). Теперь из проволоки изготавливается заготовка носа, которая оборачивается синтепоном и прикрепляется надежно к голове в нужном месте. Теперь эту заготовку обтягиваем капроном (из колготок или чулок), формируем подбородок и щеки (выступающие места).

Затем приступаем к стяжке. Сначала формируем нос, затем щеки и губы. В последнюю очередь стягиваем область глаз и лба, формируя на нем морщинки. Для стяжки подбираем нитки, подходящие по цвету к капрону, и иглу нужного размера.

Оформляем глаза кусочками капрона, тем самым создавая морщинки вокруг глаз, приклеиваем их к лицу. Из нитей для вязания изготавливаем волосы. Можно посмотреть мастер класс, в котором подробно показывается техника и схемы стяжки.

Для рук изготавливаем каркас из проволоки, который оборачиваем синтепоном, уделяя особое внимание каждому пальчику. Теперь данную заготовку обтягиваем капроном и прошиваем места между пальцев. Для туловища и ног можно взять чулки и набить их синтепоном. На туловище формируем горб. Стопу формируем и прошиваем. Теперь необходимо собрать все части воедино.

Из кусочков ткани сшейте одежду для куклы и не забудьте про головной убор, очень хорошо будет смотреться жилет из мешковины, можно изготовить из прутиков метлу. Кукла из капрона полностью готова.

Баба Яга из пластиковых бутылок

Предлагаем вашему вниманию описание изготовления куклы больших размеров, которая будет очень хорошо смотреться на придомовой территории. Она может быть любого размера, который вам необходим. Для чего нам понадобится:

  1. Пластиковые бутылки объемом 1,5 и 5 литров.
  2. Монтажная пена.
  3. Клей.
  4. Краски.
  5. Сапоги.
  6. Метла.
  7. Бинт.

Приступаем к изготовлению каркаса куклы из пластиковых бутылок (туловище и ноги). Стыки между бутылками закрепляются с помощью монтажной пены. На ноги одеваем сапожки. В пакет кладем обрезки пены и формируем голову. Теперь всю фигуру необходимо покрыть монтажной пеной. На голове вырезаем лицо, туловищу придаем необходимые очертания фигуры и одежды.

Руки делаем с помощью чулок или колготок из капрона. Их набиваем и прикрепляем на туловище.

Всю заготовку нужно обмотать бинтом и покрыть смесью из клеев (ПВА и плиточный). После чего фигуру необходимо раскрасить и создать ей прическу или просто повязать платок. Куклу из пластиковых бутылок необходимо покрыть лаком. Дать ей в руки метлу. Фигура большого размера готова. Теперь ее можно устанавливать, где угодно.

Мы предложили вам несколько примеров изготовления Бабы Яги из подручных материалов, которые, несомненно, заинтересуют творческую личность.

Видео по теме статьи


Заплетаем косички или делаем растрепанные волосы, зависит от образа создаваемой вами Бабы-яги. Повязываем платок на голову так, чтобы узелок был спереди.


По-желанию Ежке можно одеть жилетик, повесить на шею бусы.

В этом мастер-классе сказочной героине вручили в одну руку метлу, а в другую – мешочек с надписью «Удача». Метелка изготавливалась из обычных тонких веточек, обмотанных шпагатом вокруг палочки для суши.


Мешочек шьется очень легко. Из отрезка ткани вырезается прямоугольник, сшивается по краям, наполняется синтепоном, стягивается по верху. Надпись («Удача», «Счастье», «Богатство» и пр.) пишется на отдельном кусочке ткани, который потом приклеивается или пришивается на мешочек.

Вот мы и сшили очаровательную и моложавую Бабу Ягу:

Еще интересно:

Присылайте свои фотографии

Тоже делаете красивые поделки? Присылайте фотографии своих работ. Лучшие фото мы опубликуем и вышлем вам диплом участника конкурса.

Данные о работе:

Ваш E-Mail * (не публикуется):

Тип работы*:

Мастер-класс Фото Статья

Описание работы, из чего сделана (для мастер-класса минимум 1500 знаков)*:

Фотографии (формата jpeg, gif, bmp). Максимальный размер каждого файла - 5МБ. *:

Данные для диплома (не публикуются на сайте):

Фамилия, имя, отчество:*

Место работы или учебы: (макс. 260 символов)*

ФИО руководителя (куратора)

Посмотрите также.

БАБА ЯГА... КТО ОНА?

В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки (фрагменты)

Яга -- очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип -- яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов. Все это чрезвычайно затрудняет исследование.

Идя "куда глаза глядят", герой или героиня попадает в темный, дремучий лес. Лес -- постоянный аксессуар яги. Мало того, даже в тех сказках, где нет яги (например в сказке "Косоручка"), герой или героиня все же непременно попадают в лес. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, или беглый солдат, неизменно оказывается в лесу. Именно здесь начинаются его приключения. Этот лес никогда ближе не описывается. Он дремучий, темный, таинственный, несколько условный, не вполне правдоподобный.

Здесь перед исследователем открывается целый океан материалов, связанных с представлениями о лесе и его обитателях. Чтобы здесь не заблудиться, необходимо строго придерживаться только тех представлений, которые связаны со сказкой. Так, сказкой почти не отражены лешие и русалки. Русалка во всем афанасьевском сборнике встречается всего один раз, и то в присказке. Леший всегда есть не что иное, как переименованная яга. Тем теснее связь сказочного леса с тем лесом, который фигурирует в обрядах инициации. Обряд посвящения производился всегда именно в лесу. Это -- постоянная, непременная черта его по всему миру. Там, где нет леса, детей уводят хотя бы в кустарник.

Лес как отдельный изолированный элемент еще ничего не доказывает. Но что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят" и невзначай подняв взор, он видит необычайное зрелище, -- избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.
Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повертывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на нее, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, "чтобы мне зайти и выйти" (См. 1).

Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее.

Будем следить за действиями героя дальше. Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: "Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится" (Аф. 137). "Русський дух ко мне в лес зашол!" (Сев. 7). Или короче: "Фу, как русска кость воня" (Аф. 139). На этой детали надо остановиться. Она очень существенна.

Однако как только мы обратимся к сравнительно более ранним ступеням, то сразу получим ключ к нашему мотиву. Этот материал показывает, что Афанасьев не ошибся, утверждая, что запах Ивана есть запах человека, а не русского. Но его утверждение можно уточнить. Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху.

Запах Ивана есть запах живого человека, старающегося проникнуть в царство мертвых. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что мертвые вообще испытывают ужас и страх перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога.

Канон сказки требует, чтобы вслед за восклицанием "Фу, фу, фу" и пр. следовало выспрашивание о цели поездки: "Дело пытаешь или от дела летаешь?". Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай" (Аф. 105). И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила" (105). "Слезла, кланялась низко" (137).

Отметим, что это постоянная, типичная черта яги. Она кормит, угощает героя. Отметим еще, что он отказывается говорить, пока не будет накормлен.
Что это? Почему герои никогда не ест, например перед отправкой из дома, а только у яги? Эта не бытовая, не ново-реалистическая черта, эта черта имеет свою особую историю. Еда имеет здесь особое значение. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он "настоящий". Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть.

Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей, и эти частности мы рассмотрим сперва в отдельности, и только после этого рассмотрим фигуру ее в целом. Сама яга со стороны облика является в двух видах: или при входе Ивана она лежит в избе -- это одна яга, или она прилетает -- это яга другого вида.

Яга-дарительница при приходе Ивана находится в избушке. Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. "Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая". (Аф. 102). "На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос" (137). Но как понимать "нос в потолок врос"? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она -- мертвец.

Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. "Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъе-
денная червями" (Guntert).

Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги -- костеногость.Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то -связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец.

Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, предупреждает его об опасностях и пр. Только после того как он поел, она указывает ему путь. Ивана она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает Ивана по запаху. Хотя в русской сказке этого никогда не говорится, но все же можно установить, что она слепая, что она не видит Ивана, а узнает его по запаху. Эту слепоту предполагал, между прочим, уже Потебня. Он объясняет эту слепоту так: "Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое". Это доказывается анализом корня "леп" в славянских языках (Потебня). Такое заключение Потебни неверно уже потому, что слепой она является не только на русской или славянской почве. Слепота существ, подобных яге, явление международное, и если уже становиться на путь изучения этимологии имени или слова для обозначающего его явления (что всегда очень опасно и часто неверно по существу, так как значение меняется, а слово остается), то нужно было бы заняться сравнительным изучением обозначения слепоты в разных языках. К названию яги не приведет ни одно из них. Но подобный анализ мог бы показать, что под "слепотой" понимается не просто отсутствие зрения. Так, латинское caecus не только означает активную слепоту (невидящий), но и, так сказать, пассивную (невидимый -- caeca nox -- "слепая" ночь). То же можно вывести относительно немецкого ein blindes Fenster.

Итак, анализ понятия слепоты мог бы привести к понятию невидимости. Слеп человек не сам по себе, а по отношению к чему-нибудь. Под "слепотой" может быть вскрыто понятие некоторой обоюдности невидимости. По отношению к яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, и так оно и есть на самом деле. Мы увидим, что герой, попавший к яге, слепнет.

Но действительно ли яга слепая? Непосредственно этого не видно, но по некоторым косвенным признакам об этом можно судить. В сказке "Баба-яга и Жихарь" яга хочет похитить Жихаря и прилетает к нему в тот момент, когда его приятели и сожители, кот и воробей, ушли за дровами. Она начинает считать ложки. "Это -- котова ложка, это -- Воробьева, это -- Жихарь-кова". Жихарько не мог утерпеть, заревел: "Не тронь, яга-баба, мою ложку!". Яга-баба схватила Жихаря, потащила", (Аф. 106). Итак, чтобы узнать, где Жихарько, яга должна услышать его голос. Она не высматривает, она выслушивает, так же как она вынюхивает пришельца.

Другая особенность облика яги -- это ее резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями:
"Титки через грядку" (Онч. 178. Грядка -- шест для полотенец и пр.); "Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает" (См.150). Или: "На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит".

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха безмужняя. Яга -- мать не людей, она -- мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям- Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живет жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть.

Широко распространено мнение, что яга -- персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для женских сказок, да и то можно показать, что эти задачи в основном -- позднего происхождения. Мужчине задачи задаются гораздо реже, вообще редко, и они весьма немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. ""Едва ли достанешь! Разве я помогу" -- и дает ему своего коня" (Аф. 174). "Накормила его, напоила и дала Кобылицу-Золотицу" (Сев. 46). Таких случаев можно привести очень много, это -- типичная форма. Спрашивается: за что же яга награждает героя? Внешне, художественно, это награждение не мотивировано. Но в свете материалов, приведенных выше, мы можем сказать, что герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой. Он принес умилостивительную жертву зверям, охранявшим вход. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, он сам потребовал ее, и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ. За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. В том, что он видит, не только нет ничего неожиданного, наоборот -- все как будто давно известно герою, и есть то самое, что он ожидал. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, потому что он герой. Геройство его и состоит в его магическом знании, в его силе.


О Бабе Яге из других источников