Психологический комфорт в семье. Тестирование опекаемых детей Методика на комфортное проживание ребенка в семье

Органы опеки и попечительства (ООП) вправе определить ребенка-сироту в приемную семью. С новыми родителями заключается договор, в котором указываются их права и обязанности. Основной проблемой подобного вида опеки является период адаптации. На скорость привыкания к новой обстановке влияют условия проживания приемных детей в семье и их психоэмоциональное состояние. Во избежание возникновения проблем опекуны получают на курсах подготовки базовые знания. Практические навыки улучшаются с помощью психологических тестов, тренингов и упражнений.

Приемный ребенок – это сирота, потерявшая родных родителей, но помещенная в другую семью для устройства. Органы опеки стараются найти усыновителей, опекунов, попечителей, или пристроить его в приемную семью до совершеннолетия. Новые родители получат опекунские права и обязанности. Адаптация приемного ребенка в семье напрямую зависит от его возраста и степени подготовки выбранных ООП представителей.

Ориентируясь на случаи из историй воспитателей, можно выделить несколько основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности психоэмоционального состояния:

  • 0-3 года;
  • 3-7 лет;
  • 7-12 лет;
  • 12-18 лет.

От рождения до 3 лет

В психологии родительства говорится, что даже новорожденные малыши способны запоминать запахи и голоса родителей, окружающие цвета и прочие мелочи. Потеря мамы и папы отображается на подсознательном уровне. Ребенок больше не слышит родные голоса и чувствует изменения в режиме питания. У взрослых детей проявляется утрата шлейфом негативных эмоций и изменениями в поведении. Они могут демонстративно показывать свое презрение к людям, ненавидеть себя или окружающих и отталкивать социальных сотрудников, пытающихся помочь. Младенец сознательно еще не может представить реальный масштаб трагедии, поэтому изменения проявляются соматически. Для воспитателя не станет новостью расстройство питания, капризное поведение, постоянный плач, нарушение сна и плохой аппетит новорожденного, изъятого из семьи или утратившего родителей.

У годовалого ребенка уже имеется частичное представление о потере близкого человека. Неполное восприятие происходящего выражается соматически и эмоционально. Малыш проходит те же стадии, что и взрослые дети:

  • отрицание;
  • ярость;
  • плач;
  • депрессия;
  • примирение.

Проще происходит усыновление малышей, совсем недавно появившихся на свет. Они еще не успели привыкнуть к родным родителям, поэтому опекуны смогут их быстро заменить. На степень адаптации также влияет количество переездов младенца. Если приемная семья уже не первая, то привыкание пройдет быстрее. Замещающей матери лучше уйти в декрет, чтобы малыш смог привыкнуть к ее запаху и голосу. Постепенно он перестанет переживать и адаптируется к новой обстановке.

От 3 до 7 лет

С точки зрения педагогики, проще всего воспитывать детей от 3 до 7 лет. Ребенок уже разговаривает и может выполнять самостоятельно простые действия (ходить в туалет, следить за своей гигиеной, понимать слова взрослых). В памятках психологов такой возраст считается некритичным. Малыша еще можно перевоспитать.

Явным плюсом детей от 3 до 7 лет является желание быть любимыми и жить в семье. Уже при первом знакомстве многие малыши бросаются в объятия приемных родителей и называют их мамой и папой. Пробелов в образовании еще особых нет, поэтому при правильном подходе к воспитанию ребенок вырастет полноценным членом общества.

Несмотря на позитивный настрой при знакомстве, у сироты проявляется потеря мамы и папы соматически и психологически. Приемные родители замечают плохой аппетит, замедленную реакцию, недержание кала и мочи, приступы паники, агрессию. Самое сложное будет отучить малыша от привычек, полученных в Детском доме. Родителям придется привлекать его внимание полезной и интересной работой и познавательными играми. Если дитя делает что-то не так, то нужно описать суть проблемы и объяснить, как правильно следует поступить. Желательно все показывать на своем примере.

Высока вероятность появления новых проблем после определения малыша в детский садик. Попадание в незнакомый коллектив может спровоцировать обострение старых детдомовских привычек. Замещающим родителям стоит подумать о домашнем обучении, чтобы подготовить малыша психически и умственно к занятиям в школе.

От 7 до 12

Ребенок от 7 до 12 лет осознает потерю родителей в полной мере. Для опекунов подобная возрастная группа достаточно актуальна. Дети еще маленькие, но уже многое умеют. Приемным родителям необходимо будет выяснить, какие у малыша пробелы в образовании и заполнить их. Не менее важно поработать над социальными навыками. Специалисты утверждают, что формирование детдомовской манеры речи и пагубных привычек (воровать, курить, пить) наблюдается в каждом втором случае. Если неправильно выбрать стратегию воспитания, то опекун может напороться на агрессию и упрямство. Применение силы лишь вызовет гнев, страх и замкнутость в себе.

В целом ребенок вполне развит и понимает разницу между биологическими и замещающими родителями, поэтому он вполне лояльно отнесется к новой семье. Усугубить ситуацию может плохой опыт установления семейных связей в прошлом. К 10-12 годам над многими детьми не раз брали опеку. Постоянная смена места жительства приводит к ощущению ненужности и безнадежности. На этом фоне занижается самооценка, из-за чего изменяется характер в сторону удовлетворения лишь своих желаний. Приемные родители могут изменить ситуацию, проявляя заботу и ухаживая за малышом. Он должен почувствовать, что нужен и важен. Постепенно подопечный сможет адаптироваться к новой семье и будет дорожить ею.


Основной проблемой у детей 7-12 лет может стать недостаточный уровень образования. Ребенку предстоит продолжить обучение в школе, но из-за недостатка знаний проявятся комплексы, связанные с получением плохих оценок. Опекуны должны позаботиться об этом, нанимая репетиторов и дополнительно занимаясь с подопечным. Превращаться из любящего приемного родителя в строгого педагога не стоит, так как можно испортить выстроенные отношения с малышом. Необходимо знать меру и уметь вовремя поощрить школьника за хорошую работу и поведение. При правильном подходе пробелы в образовании быстро исчезнут.

От 12 до 18 лет

Из-за специфики характера и трудностей, возникающих в адаптационном процессе, детей старше 12 лет редко определяют в приемные семьи. Считается, что их нельзя уже исправить. По мнению специалистов, на развитие и поведение сирот вполне можно повлиять, проявляя заботу, любовь и нежность. Искренних и бескорыстных чувств детям, лишившимся родителей, не хватает больше всего, чтобы раскрыться.

С первого дня подростки кажутся равнодушными и меркантильными. На их лице нет ожидаемой радости от попадания в семью. Возникают чувства лишь со временем. Ребенок длительное время их прятал или вовсе не испытывал, проживая в Детском доме, поэтому нужно проявить терпение. Меркантильность проявляется в постоянных просьбах что-либо купить. Вырабатывается подобная черта характера годами. Находясь на содержании в детдоме, для ребенка взрослый человек становится лишь средством получения желаемого. Попадая в приемную семью, он продолжает также мыслить. Лишь со временем начнет вырабатываться чувство благодарности и желание ответить «добром на добро».

К 12 годам и старше у сирот существенно занижается самооценка. Подобное явление связано с частыми отказами опекунов и отправлением обратно в приют. Чтобы ребенок доверился вновь и раскрылся, приемные родители должны выстраивать отношения «на равных». Бесполезно пытаться переделать подростка насильно. Его взгляды на мир уже утвердились. Детские психологи советуют опекунам не стремиться сломать ребенка, а показать ему, другую сторону жизни. Узнав новую информацию и ощутив искренние чувства, подопечный сам потянется к приемным родителям и постепенно поменяет свое мнение по поводу многих вещей, ранее презираемых.

Этапы адаптации

Принято делить процесс адаптации приемного ребенка на 3 стадии. Ознакомиться с ними можно в таблице.

Этап Краткое описание
Знакомство Между приемными родителями и детьми начинается процесс «опережающей привязанности», то есть опекуны и подопечные стремятся показать свою любовь, которой еще нет. Длится стадия около 1 месяца.
Регрессия Первые впечатления уже забылись и раскрываются истинные черты характера. Начинается своеобразный процесс «притирки». Постепенно взрослые и дети все больше привязываются друг к другу и понимают, что пора находить компромиссы. Срок стадии варьируется от 2 до 4 месяцев.
Привыкание Приемные дети и опекуны уже привыкли друг к другу. В разговоре больше нет напряженности. Со стороны можно подумать, что идет малыш со своими родными родителями. Если достичь компромисса так и не удалось, то у ребенка усиливаются прежние недостатки (агрессия, страх, замкнутость в себе). Примерно через 1,5 года можно будет окончательно решить, смогли ли опекуны найти ключ к подопечным, или нет.


Длительность этапов адаптации варьируется в зависимости от ситуации. Многие дети определяются в приемную семью с ВИЧ-инфекцией, невралгией, пороком сердца и прочими патологиями. В данной ситуации основную роль играет не наследственность, а здоровье малыша и психоэмоциональное состояние. Для скорейшей адаптации потребуются консультации у лечащего врача и детского психолога.

Проблемы, возникающие в приемных семьях

В приемной семье из-за особенностей воспитания детей-сирот могут проявляться определенные проблемы:

Название Описание
Ощущение неуверенности в себе на фоне постоянного страха. Опекуны боятся, что не справятся со своими обязанностями.
Завышенное чувство ответственности за подопечного. Приемные родители не всегда могут решиться предпринять определенные действия в отношении ребенка из детдома, например, вызывают врача или скорую помощь при малейшей проблеме, с которой легко бы справились самостоятельно.
Не оправданные ожидания опекунов часто перерастают в депрессию. Связана проблема с совершенно иными представлениями о характере и поведении ребенка.
Трудности с принятием малыша в семью из-за его пробелов в воспитании и плохом характере. Опекунам не всегда удается проявить должное терпение, что ведет к отказу от детей.
Проблемы с освоением нового положения подопечного Родителям трудно привыкнуть, что у них новый ребенок и расценивать его наравне с родными детьми.
Разделение детей на «своих» и «чужих» Замещающие родители часто не замечают, как сравнивают кровных детей с приемными. Ребенок ощущает себя «плохим» и боится, что от него откажутся.
Уменьшение времени уделяемого на родных детей На ребенка-сироту, только лишь попавшего в приемную семью, уходит большая часть времени родителей. Они стараются показать свои чувства и всячески угождают подопечному. Родные дети начинают ощущать себя ненужными и намеренно совершают плохие поступки для привлечения внимания.

Методы налаживания контакта

Психологи советуют приемным родителям выяснить, что для нового члена семьи значит слово «любовь» и как он выражает ее, узнав ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом малыш выражает свои чувства к окружающим?
  • Что желает ребенок больше всего?
  • На что жалуется малыш?

Узнать нужные сведенья можно, понаблюдав за подопечным во время игр, тщательно прислушиваясь к его словам и расспросив воспитателей. При правильном подходе к воспитанию получится добиться расположения малыша и решить возникшую проблему. Психологи для преодоления и предотвращения проблем создали перечень советов приемным родителям:


У приемных детей есть свои психоэмоциональные особенности, влияющие на скорость адаптации в новой семье. Во избежание проблем опекуны обязаны выстраивать стратегию воспитания, ориентируясь на возраст ребенка, пережитую им ситуацию и длительность проживания в детдоме. При возникновении неприятных ситуаций рекомендуется посоветоваться с детским психологом.

В 2014 году в Республике Татарстан проводился мониторинг комфортности проживания детей в приемных семьях «Приемная семья. Приемный ребенок».

В мониторинге приняли участие приемные семьи из 45 районов республики. На предложенную анкету ответили 2186 приемных родителей из 1296 семей, в которых воспитываются 2425 приемных детей.

Целью мониторинга было обозначено отслеживание комфортности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях Республики Татарстан.

Задачами мониторинга стали:

    • определение социального статуса приемных семей республики;
    • выявление мотивации приемных родителей, побудившей принять ребенка в свою семью;
    • выявление насущных проблем приемных семей для дальнейшей работы по их устранению;
    • изучение материальных и жилищных условий приемных семей;
    • прогнозирование успешности развития данной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для решения поставленных задач приемным родителям было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1), которая состоит из нескольких блоков:

    • общие сведения о приемной семье;
    • самооценка ситуации в семье (мотивация приемных родителей и их дальнейшие намерения; приемный ребенок и его адаптация в семье, требуемая помощь для разрешения возникших трудностей);
    • жилищное и материальное обеспечение семьи.

I. Общие сведения о приемной семье.
В качестве респондентов в анкетировании приняли участие всего 2186 человек (1296 семей). Среди граждан, участвовавших в опросе, 42% (910) мужчин и 58% (1276) женщин.

Семейное положение.
Большинство приемных семей, принявших участие в мониторинге, полные семьи – 72% (939) , число неполных семей составило – 28% (357).

Место проживания приемных семей.
Распределение приемных семей по месту проживания следующее:

    • 44% (570) семей являются жителями малых городов и поселков городского типа;
    • 56% (726) семей проживают в сельской местности (в поселках и деревнях) республики.

Возраст приемных родителей.
По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом:
от 26 лет до 35 лет – 5% (106) приемных родителей;
от 36 лет до 45 лет -29% (633) приемных родителей;
от 46 лет до 55 лет – 45% (997) приемных родителей;
старше 55 лет – 21% (450) приемных родителей.

Образование приемных родителей:

    • основная часть граждан из числа приемных родителей, принявших участие в мониторинге, имеют среднее профессиональное образование – 42% (909) родителей;
    • полное высшее образование имеют 25% (540) родителей;
    • среднее образование имеют 24% (534) родителя;
    • начальное профессиональное образование имеют 8% (177) родителей.

Приведенные цифры отражают результаты обработки 99 процентов родителей, 1 процент (10) приемных родителей предпочли не отвечать на данный вопрос.

Профессия приемных родителей.
Исследование профессиональной деятельности приемных родителей показало:

    • 25% (540) родителей – это люди рабочих профессий;
    • 23% (501) родителей трудятся в бюджетных организациях;
    • 16% (379) родителей трудятся в области производства;
    • 7% (141) родителей заняты в сельском хозяйстве. Неработающие приемные родители.
    • домохозяйки – 13,3 % (287) родителей из числа неработающих граждан;
    • приемные родители, достигшие пенсионного возраста – 10,4% (225) родителей;
    • приемные родители, являющиеся пенсионерами по состоянию здоровья (по инвалидности) – 3% (63) родителя;
    • не указали причин по которой не работают – 2,3% (50) родителей.

Материальное положение семей.
Уровень материальной обеспеченности большинства приёмных семей позволяет создать приемным детям достойные условия для воспитания детей.

В результате исследования было установлено:

    • 3% (39) семей имеют ежемесячный доход, где в среднем на каждого члена семьи приходится более 20000 рублей;
    • 42% (548) семей имеют доходы в диапазоне от 10000 до 20000 рублей;
    • 50% (642) семей, составляют семьи, в которых на одного члена семьи приходится в среднем до 10000 рублей;
    • 5% (67) семей – предпочли не отвечать на данный вопрос.

Дополнительное материальное обеспечение семей.
В результате исследования выяснилось, что семьи получают от государства дополнительные денежные средства в форме:

    • пособия на кровного ребенка – 16% (208) семей;
    • пенсии приемных детей – 60% (788) семей, из них:

∗ 32,6% (428) семей – откладывают их на сберегательную книжку ребенка;
∗ 18,4% (241) семей – используют пенсию приемного ребенка на его содержание;
∗ 9% (119) семей – используют частями, на содержание ребенка и на его сберкнижку.

Почти все приемные родители получают денежные средства на детей своевременно, лишь 2% – иногда с небольшой задержкой.

Соотношение кровных и приемных детей в приемных семьях.
В 1296 приемных семьях, принявших участие в опросе, воспитываются:

    • 2186 кровных детей , из которых 925 девочек и 1261 мальчиков;
    • 2425 приемных детей , из которых 1120 девочек и 1305 мальчиков.

Состояние здоровья детей в приемных семьях.
Состояние здоровья «кровных» детей:

    • практически здоровыми являются 95% (2073) детей;
    • детей, страдающих хроническими заболеваниями, не выявлено;
    • инвалидность имеют 2% (42) детей;
    • не ответили на поставленный вопрос – 3% (71), участвовавших в опросе.

Состояние здоровья приемных детей:

    • практически здоровыми, являются 92% (2234) детей;
    • страдают хроническими заболеваниями 0,3% (8) детей;
    • имеют ограниченные возможности здоровья 6% (155) детей;
    • не ответили на поставленный вопрос 1,7% (28) детей.

Исследование состояния здоровья приемных детей показало положительную динамику, произошедшую с детьми за время проживания их в семье. Так, более 90% приемных родителей отмечают не только улучшения в состоянии здоровья детей, но и значительное улучшение их психоэмоционального состояния.

Продолжительность проживания детей в приемных семьях.

    • 1% (24) детей проживает в семьях приемных родителей более 15 лет;
    • 7% (170) детей проживают в приемных семьях от 10 лет до 15 лет;
    • 48% (1164) детей проживают в приемных семьях от 6 лет до 10 лет;
    • 22% (534) детей живут в приемных семьях от 3 лет до 5 лет;
    • 13% (315) детей проживают в приемных семьях от 1 года до 2 лет;
    • 9% (218) детей проживают в приемных семьях менее года.

II. Самооценка ситуации в семье.
Первой и основной причиной решения взять ребенка на воспитание в семью приемные родители назвали чувство сострадания к детям, желание дать им семейное тепло, родительскую любовь и заботу – 70% (916) семей.

Следующей причиной стало отсутствие возможности иметь собственных детей – 19% (242) семей.
И третья причина – это чувство ответственности за дальнейшую судьбу детей друзей и знакомых, чьи дети остались без попечения родителей – 4% (49) семей.
Не ответили на поставленный вопрос – 7% (89 семей).

Общественное мнение .
Приемные родители, участвовавшие в мониторинге, отмечают, что близкие родственники и друзья:

    • с одобрением отнеслись к приему в семью детей на воспитание – 28% (365) семей;
    • лояльно отнеслись – 61% (788) семей;
    • с непониманием отнеслись – 7% (89) семей;
    • с осуждением отнеслись – 4% (54) семей.

Планы на принятие детей в семью в будущем.

    • 50% (651) семей больше не намереваются брать детей в свою семью, так как не уверены, что смогут окружить их должным количеством заботы, любви и внимания;
    • 20% (255) семей испытывают сомнения;
    • 14% (179) семей планируют еще принять ребенка на воспитание в семью;
    • 3% (45 семей) не определились с планами на будущее.

Трудности , с которыми столкнулись приемные родители.
Все опрошенные приемные семьи испытывали те или иные трудности в процессе совместного проживания с приемными детьми:

– психолого-педагогические (дети были педагогически запущены, чрезмерно замкнуты или агрессивны, испытывали затруднения в общении со сверстниками, имели асоциальное поведение и т.п.) – в 45% (584) семей;

– законодательно-правовые (в основном по закреплению жилья после исполнения 18 лет) – в 16% (204) семей;

– медицинского характера (в основном с детьми-инвалидами) – в 31% (406) семей;

– материальные затруднения – в 8% (111) семей.

На вопрос о том, какая необходима помощь,

    • 20% (259) семей отметили необходимость законодательно-правовой помощи;
    • 23% (298) семей отметили необходимость психолого-педагогической помощи;
    • 12% (156) семей отметили необходимость медицинской помощи;
    • 15% (194) семей – материальную помощь, в виде дополнительной поддержки в организации летнего отдыха и оздоровления детей.

III. Самооценка знаний приемных родителей в вопросах воспитания законодательства, медицины и психолого-педагогической направленности :

    • 56% (726) семей оценивают свои знания как «хорошие»;
    • 42% (544) семей считают их «удовлетворительными»;
    • 2% (26) семей – «неудовлетворительными». 80% (1037) семей интересно, как живут другие семьи с приемными детьми.
    • 59% (376)семей хотели бы общаться с другими, приемными родителями, встречаясь, и обсуждая свои проблемы;
    • 13% (168) семей предпочитают объединяться в клубы по интересам;
    • в равных долях 9% (117) семей желают общаться посредством переписки и вести совместную деятельность;
    • 5% (67) семей внесли предложения об общении в сети интернет и по телефону.

IV. Обеспеченность жильем детей, воспитывающихся в приемных семьях .
Собственным жильем обладает лишь 15% (369) приемных детей, из них:

    • Собственной квартирой обеспечены 8% (191) детей;
    • имеют комнату или долю в квартире 5% (112) детей;
    • имеют дом или долю в нем 2 % (66) детей.

V. Жизненные перспективы приемных детей после достижения ими 18 лет (с точки зрения родителей) .
В дальнейшем:

    • планируют усыновить воспитываемых детей – 9% (115) семей;
    • планируют совместное проживание – 62% (801) семья;
    • планируют иные формы (на усмотрение ребенка, раздельное проживание, учеба в другом городе т.п.) – 14% (186) семей;
    • не ответили на данный вопрос 15% (194) семьи.

VI. Помощь и льготы, оказываемые со стороны местных и республиканских властей приемным семьям .
Льготы, полученные приемными семьями с 3-мя и более детьми в возрасте до 18 лет, включая приемных.

Всего 120 многодетных приемных семей воспользовались различными льготами:
6% (72) семей воспользовались субсидией на приобретение лекарственных средств;
16% (201) семей получали субсидию в размере 30% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг;
13% (166) семей получали компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
12% (161) семей были вне очереди обеспечены жилым помещением;
23% (298) семей воспользовались преимущественным правом на получение санаторных путевок для детей, в том числе бесплатных;
52% (678) семей получали субсидии на проезд в общественном транспорте для приемных детей;
11% (147) семей получали субсидии на проезд в общественном транспорте для кровных детей;
1% (17) семей получали ежемесячное пособие неработающим матерям.

Помощь в организации воспитания и оздоровления детей:

    • 28% (362) семей получили путевки в детские лагеря отдыха;
    • 16% (213) семей получили путевки в оздоровительные санатории и пансионаты;
    • 5% (65) семей получили путевки в дошкольные учреждения;
    • 62 % (801) семей приняли участие в мероприятиях, организованных для приемных семей и получили ценные подарки к праздникам.

Помощь в улучшении жилищных условий приемных семей:

    • 60 приемным семьям выделены квартиры большей площади;
    • 45 семьям выделены денежные средства на ремонт квартиры;
    • 125 семьям выделены денежные средства на ремонт или постройку нового дома.

Роль семьи трудно сегодня переоценить. Именно в семье формируются самые главные нравственные качества, такие, как честность, порядочность, доброта, отзывчивость, трудолюбие и определённая гражданская позиция.

Результаты мониторинга показывают, что приемная семья как форма устройства ребенка органично совмещает интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, приемных родителей и общества в целом.

У приемных детей произошло много изменений: улучшение успеваемости в школе, взаимоотношений с одноклассниками, соседями, появилась уверенность в себе, доброта к окружающим. Самым главным результатом воспитания приемного ребенка родители считают тот факт, что у детей пропал страх за будущее, появилась активная жизненная позиция.

Несмотря на имеющиеся трудности, которые нам предстоит преодолевать всем вместе, институт приемной семьи в республике успешно развивается.

Хочется сказать особые слова благодарности и признательности, приемным родителям за то, что дети обделенные любовью и теплом семейного очага, обрели семью и надежду на счастливое будущее.

Родительское собрание на тему

«Психологический комфорт в семье

как фактор защиты ребёнка от вредных привычек»

Цели:

    Призвать родителей задуматься о том, что неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком, отчуждающим ребенка от семьи, приводящим к необратимым последствиям.

    Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.

    Повышение педагогической культуры.

    Информационное обеспечение родителей.

Оборудование: доклад классного руководителя, презентация, тесты для родителей, анкета для учащихся, памятки родителям.

Стихотворение - настрой:

Крикните громко и хором, друзья,

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем уже нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Тогда вы дайте мне ответ:

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Добрый день, дорогие родители! Сегодня здесь собрались люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет: мы все матери и отцы своих детей. Кому, как ни нам, знать, что для ребенка весь мир – это его семья.

Как появилось слово «СЕМЬЯ»?

Когда – то о нём не слыхала земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам!

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:- Я!

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:- Я!

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева всё так же ответила:- Я!

Кто платье сошьёт, постирает бельё, меня приласкает, украсит жильё,

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я, я, - тихо молвила Ева,

- Я, я! Сказала она знаменитых семь – Я,

Вот так на земле появилась СЕМЬЯ!

Я хотела бы услышать от вас, как вы понимаете слово «семья». (Ответы). Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие, родственники.

В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты выходишь из семьи.

Еще вчера ваш ребенок был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера… А сегодня он стал школьником. Не за горами тот период, который принято называть переходным возрастом, он станет на голову выше вас, слушать бессмысленную музыку, приходить домой за полночь, носить нечто вместо нормальной одежды и разговаривать на непонятном языке. У него будет свой взгляд на многие вещи, он попытается быть независимым. Эти попытки и приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между родителями и детьми. Чтобы этого не случилось, нужно задуматься уже сейчас, надо научиться слышать и понимать своего ребенка. Сегодня мы поговорим об очень важной теме – теме психологического комфорта в семье как факторе защиты ребенка от вредных привычек .

Итак, семья – наиболее важный фактор, влияющий на развитие, становление личности. Однако не следует также забывать, что неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком, отчуждающим ребенка от семьи, приводящим к необратимым последствиям.

Цепочка. Из чего складывается добрая семейная атмосфера?

По кругу родители предлагают свои варианты.

Действительно, очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.

Сообщение теоретических сведений по теме «Психологический комфорт в семье».

Что значит «положительное» и «отрицательное». Давайте начнем с того, что сравним скорость действия «бациллы смеха» и скорость шквального действия паники. Я думаю, вы согласитесь, что различие будет слишком очевидным, чтобы его доказывать.

«Радость ползет улиткой, у горя – бешеный бег…»

Испортить хорошее настроение человеку можно очень быстро, но как трудно потом его восстановить!

Какое эмоциональное состояние (настроение) считается хорошим? Когда… хорошо! И все окружающее, и люди как-то располагают, и работа спорится, и дышится с удовольствием! Тогда наблюдается подъем или хотя бы приподнятость всех потенций, всех возможностей! Возрастают созидательные силы, повышается общая жизненная способность. Вот почему все окрашенное в светлые эмоциональные тона называется положительным: положительные эмоции, положительное психологическое состояние, положительное отношение…

Но вот отношения «испорчены», «испорчено настроение»… Картина резко меняется: все «валится из рук», «голова не работает», «на сердце так тяжело, просто слов нет»… Вот потому-то эти состояния и называются отрицательными: они снижают уровень жизнедеятельности.

Все отрицательные эмоциональные состояния легко переходят от одного человека к другому, легко захватывают и долго не отпускают. Даже уныние, скука, апатия, депрессия – при всей их видимой «безобидности» – лишают человека работоспособности и побуждения искать рациональный выход из этих состояний.

И они угнетающе действуют и на тех, кто рядом! Вот почему даже применительно к ним мы можем говорить об агрессивности отрицательных эмоциональных состояний.

Отрицательное эмоциональное напряжение сужает работу сознания. И чем оно сильнее, тем меньше участвует сознание в том, что делает человек. И что он в таком случае делает? Ему хочется что-то отбросить, швырнуть, смять, сломать, разорвать, разбить, чтобы дать выход этому напряжению! По сути, к этому и сводится вся «деятельность» человека, находящегося во власти такого состояния.

Почему так трудно вернуть хорошее настроение? Дело в том, что отрицательные состояния поглощают огромное количество человеческих резервов организма. И для восстановления положительного эмоционального состояния нужна компенсация растрат. Это требует времени! А пока создается цепная реакция заражения других людей раздраженностью, нервозностью, так человек выплескивает весь свой негатив наружу.

Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с детьми: снижая уровень жизнедеятельности, они не только подрывают учебную продуктивность, но и содержат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы.

С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Результаты анкетирования детей.

из 27 опрошенных детей

1. Ваши взаимоотношения дома.
а) хорошие -25;

б) не очень хорошие - 2;

в) плохие;

2. Любишь ли ты своих родителей?
а) очень -26;

б) не очень -1;

в) нет
3. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?
а) да – 18;

б) временные – 9;

в) нет
4. Как часто родители проверяют твой дневник?
а) часто – 20;

б) иногда – 7;

в) не проверяют
5. Интересуются ли родители твоими успехами в школе?
а) да -25;

б) иногда -2;

в) нет;

6. Знают ли родители, чем ты занимаешься в свободное время?
а) да -24;

б) нет -2;

1 ученик не ответил
7. Часто ли родители приходят в школу?
а) да - 7;

б) на родительское собрание - 20;

в) нет - 1
8. Как ты думаешь, любят ли тебя твои родители?
а) да – единогласно;

б) нет

Итак, анкетирование показало, что в основном по всем заданным ребятам вопросам мы получили положительные ответы. Это значит, что вы любите своих детей, интересуетесь их жизнью в школе и за ее пределами. Это, конечно, радует. Однако, все, наверное, согласятся, что абсолютно бесконфликтных семей нет. Причем в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», ведущую к отчуждению ребенка от семьи, к его попытке найти понимающих его людей, курению, употреблению спиртного, наркотиков.

Что такое конфликт? (ответы)

«Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» (У. Линкольн).

Метод снежного кома.

Попробуем сформулировать некоторые причины конфликтов (ответы):

    непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

    чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);

    разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;

    чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.

Игра с родителями. Конфликтные ситуации.

    Вы увидели в дневнике запись классного руководителя, что ваш ребенок часто пропускает уроки без уважительной причины, а вы каждый день провожаете его в школу. Что вы предпримите.

    Вы обнаружили сигареты в кармане своего ребёнка, почувствовали от него некоторый запах сигарет. Как вы поступите в этом случае?

    Ваш ребёнок подрался, обвиняет во всем другого. Как вы поведёте себя в данной ситуации?

    Ваш ребенок учится слабо. Это он объясняет предвзятым к нему отношением учителя. Ваши действия.

Дома, беседуя с детьми о школе, слушая жалобы ребенка, не поддавайтесь соблазну осудить учителя вслух. Вы нанесёте вред не только учебной деятельности ребенка, но и процессу воспитания. Постарайтесь выслушать, извлекая информацию о причинах и следствиях поступка или слов учителя. Если вы считаете, беспричинно нанесен моральный ущерб, то потрудитесь выслушать и вторую сторону - учителя. Ведь очень часто субъективные выводы детей до ужаса бывают абсурдными. У вас есть возможность присутствовать на уроках этого учителя. Если вы взвесите все «за» и «против» после посещений, то сможете сделать объективный вывод. Только после этого можете осуждать или оправдывать, корректировать или воспитывать. Научите вашего ребенка критично подходить к оценке своих поступков и слов. (« посмотри на себя со стороны»).

Упражнение «Снежинка».

Каждому участнику собрания выдается лист бумаги. Из него нужно сделать снежинку, но без помощи ножниц. Т.е. листок нужно порвать руками так, чтобы он стал снежинкой. Цель данного упражнения – снятие эмоционального напряжения. По окончании упражнения идет обсуждение, обмен мнениями, впечатлениями. Главный вывод: если есть эмоциональное напряжение, лучше «сделать снежинку», чем накричать на близкого человека.

Проблема отцов и детей всегда была актуальна во все времена, я думаю, что она никогда не будет разрешена полностью. В конфликте старого и нового рождается движение вперед, происходит рождение цивилизации. И какие бы проблемы ни стояли перед нами, родителями, мы всегда должны помнить, что наши дети навсегда останутся нашими детьми и только любовь, искренняя родительская, выведет ребенка из любой трудной ситуации.

Мне хотелось бы прочитать письмо Ливингстона Ларнеда к своему сыну, которое известно во всем мире как «Раскаяние отца». В самые трудные моменты своей жизни, когда кажется, что нет выхода, нет понимания с детьми, я вновь и вновь перечитываю это письмо, и оно дает силы для жизни и любви. И искренне надеюсь, что оно заденет чувствительную струнку и в ваших сердцах. «Послушай, сын, я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины. Вот о чем я думал, сын. Я сорвал на тебе свое плохое настроение, я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол. За завтраком я тоже к тебе придирался, ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол, ты слишком густо намазал хлеб маслом, а затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!» Затем, в конце дня, все началось снова. Я по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры, я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази, только, сын, что это говорил твой отец! Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» - спросил я. Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую, даже мое пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице. Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх, что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет. А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать тебя перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и пристыженный, преклонил перед тобой колени! Это слабое искупление. Я знаю, ты бы не понял этих вещей. Если бы я тебе сказал, все это когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово, я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик». Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Сейчас, когда я вижу тебя, устало съежившегося в своей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого».

А теперь давайте поиграем в игру «Шумный лес»:

    Поднимите руки те, кто вчера вечером наедине по душам разговаривал со своим ребенком.

    Поднимите руки те, кто сегодня утром гладил его по голове.

    Поднимите руки те, кто утром говорил, что очень любит своего ребенка.

    Поднимите руки те, кто сегодня с любовью и нежностью смотрел в глаза своему ребенку.

    Поднимите руки те, кто недавно проучил своего ребенка ремнем.

    Поднимите руки те, кто постоянно кричит на своего ребенка за непослушание.

А теперь давайте порассуждаем, отчего же зависит, станет ваш ребёнок жертвой вредных привычек или сумеет сказать им «нет»?

Давайте просто вместе порассуждаем! Как вы думаете, что толкает ребенка в первый раз попробовать сигарету, алкоголь, наркотики?

Итак, мы видим, что первопричинами, ведущими к употреблению сигарет, алкоголя, наркотиков могут быть отсутствие позитивных интересов, плохие оценки в школе, конфликтные отношения с учителями, родителями, друзьями. По сути, происходит утрата смыслообразующих ценностей, смысла жизни. Это ведет к скуке или стрессу (зависит от ситуации), далее наступает тревожное состояние, которое ищет выхода. Одни находят выход в суициде, другие – в кайфе, который дают сигареты, алкоголь, наркотики.

Показ видеоролика «К чему приводит наркомания?»

Игра «Свиток». Правила общения с ребенком.

Давайте прочитаем наш свиток.

Притча «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» (просмотр видеоролика).

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что она была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

И все?

Итак, уважаемые родители, мы обсуждали с вами одну из актуальных проблем сегодняшнего дня – проблему психологического комфорта в семье, как факторе защиты ребёнка от вредных привычек. Я думаю, работая над правилами эффективного общения, вы ещё раз оценили свои возможности не допустить озлобления, отчуждения детей, наладить более тесный контакт и каждый день дарить доброту души своей. Ведь от этого зависит, каким станет ребёнок, как сложится его судьба, кем он будет. Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее. Я желаю вам доброй старости.

«Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А.Сухомлинский

Рефлексия

Уважаемые родители, а теперь попрошу высказать свои мнения о нашем собрании. Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Хочу вручить Вам памятки, которые возможно, помогут Вам скорректировать свои отношения с детьми.

Памятка родителям.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире.)

Спасибо всем участникам! И помните, пожалуйста, всегда!

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы, и смех

Взлёт и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчаться минуты, секунды, года.

Но стены родные, отчий свой дом

Сердце навеки останется в нём.

С введением ФГОС ДО изменились некоторые положения аттестации педагогов. Появилась необходимость предъявлять документально подтвержденные результаты определения уровня психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада. В помощь педагогам и психологам ДОО предлагаем материал, включающий анализ результатов наблюдений; перечень методов и приемов работы в разных возрастных группах; анкету для родителей; характеристику воспитанников группы; образец справки об уровне психологической комфортности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ результатов обследования уровня психологической комфортности

(на основе метода наблюдения Смирновой Е.О.)

Параметры наблюдений

Количество детей, %

Результаты обследований

(качественный анализ)

октябрь

апрель

октябрь

апрель

I. Инициативность

Ребёнок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми, ждет указаний взрослых, играет в одиночестве или пассивно следит за другими (0 баллов)

Ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым (1 балл)

Ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия, а взрослых – к оценке этих действий (2 балла)

II. Чувствительность к воздействиям

Ребёнок лишь в редких случаях реагирует на действия сверстников и предложения взрослых, предпочитая индивидуальную игру (0 баллов)

Ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников, но с удовольствием выполняет поручения взрослых (1 балл)

Ребёнок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия, помогает взрослым (2 балла)

III. Преобладающий эмоциональный фон

Негативный: капризничает, отказывается от еды, игр, занятий и т.п. в течение длительного времени (0 баллов)

Нейтрально-деловой: ребенок спокоен, активен, исполнителен (1 балл)

Позитивный: ребенок бодр, энергичен, инициативен (2 балла)

Результаты обследования уровня психологической комфортности

Период обследования:________ Возраст детей:______ Воспитатели:____________________________

Фамилия, имя ребенка

Общая оценка психологической комфортности ребенка

Оценка параметров психологической комфортности в группе

Повышение уровня психологической комфортности:

Возрастная группа

Направления работы

Используемые методы и приемы

Мониторинговые мероприятия

Результаты обследований

октябрь

апрель

Первая и вторая младшая,

средняя

Формирование и развитие

доверия к миру, уверенности в себе и своих возможностях, доброжелательного отношения к людям,

общей жизненной активности.

Создание комфорта, уюта и спокойной, доброжелательной обстановки.

«Утро радостных встреч» - сюрпризные моменты,

использование шумовых игрушек, релаксационные игры, прослушивание детских песен и классической музыки, аудио- и видеосказок.

Игры на развитие мелкой моторики.

Использование потешек, прибауток, считалок и др. форм фольклора в разные режимные моменты.

Наблюдения в течение дня и отдельных режимных моментов (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.).

Анкета для педагогов (Коломенский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н.)

Методика "Паровозик" (Велиева С.В.)

Старшая и подготови-тельная

Анкета «Эмоциональное благополучие в детском саду» (Бабанова А.А.)

Тест «Я в детском саду»

(Быкова М., Аромштам М.)

АНКЕТА

Уважаемые родители! Мы постоянно стремимся к совершенствованию работы нашего детского сала. Для этого просим Вас ответить на эти вопросы, отметив подходящий вариант ответа или добавив свой вариант.

2. Чем вы удовлетворены в работе группы?

  • Качеством образования
  • Отношением воспитателей к детям
  • Порядком, требованиями, дисциплиной
  • Оформлением интерьера группы
  • Комфортной доброжелательной обстановкой

3. Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

  • Дни рождения членов семьи
  • Посещение кинотеатров, театров, музеев и др.
  • Религиозные обряды
  • Праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.)
  • День создания семьи
  • Профессиональные праздники
  • Выпуск семейной газеты
  • Оформление фотоальбомов
  • Воскресные семейные обеды (ужины)
  • Проведение семейных советов
  • Другое ______________________

4. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи, к которым вы подключаете своего ребенка?

  • Спорт
  • Рыбалка
  • Домашние животные
  • Шахматы
  • Рукоделие
  • Музицирование (пение)
  • Коллекционирование
  • Чтение
  • Сочинение стихов (рассказов, сказок)
  • Другое __________________________

5. Что «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

  • Новые знания и навыки
  • Умение замечать красивое
  • Культуру общения
  • Интерес к знаниям
  • Желание идти в школу
  • Внимание к близким
  • Страх перед взрослыми
  • Сквернословие
  • Непослушание
  • Нервозность
  • Самостоятельность
  • Усталость
  • Возбуждение
  • Нежелание ходить в дет. сад
  • Грубость
  • Другое _________________________

6. Более охотно ребенок играет

  • со сверстниками
  • с младшими детьми
  • со старшими
  • с детьми своего пола
  • с детьми противоположного пола

7. Чем легче успокоить вашего ребенка?

  • подарками, лакомствами
  • уговорами, лаской
  • похвалой
  • наказанием
  • обещанием выполнить его желание

8. Часто ли вы говорите ребенку, что он герой, богатырь, красавец, талант?

  • Очень часто
  • Редко
  • Не считаю нужным излишне захваливать

9. Как вы обычно поступаете, если ребенок плохо себя вел?

  • Наказываем ребенка (подчеркните, каким образом):

Ставим в угол

Шлепком

Ремнем

Лишением удовольствий (сладостей, м/ф, прогулок, компьютера и т.п.)

Ограничением в общении (не разговариваем)

Угрозами (уйду от тебя, не буду любить и т.п.)

  • Ведем нравоучительную беседу
  • Обсуждаем проступок (без участия ребенка) с членами семьи
  • Показываем личный пример поведения в подобной ситуации
  • Обсуждаем поступки героев подходящих сказок, мультфильмов
  • Оставляем ситуацию без внимания – разрешится сама со временем
  • Обвиняем других участников конфликта(детей, воспитателей, близких…)

10. Часто ли у вас в семье шутят, смеются?

  • Да, часто
  • Редко
  • Нет поводов для веселья

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № ____

20___ года

Краткие характеристики

К кому относятся

Поводы и возможные причины проявления особенностей характера

Уровень развития выше возрастной нормы

Наблюдается отставание в развитии (и в чем именно)

Дети часто проявляют агрессивность

Дети часто плаксивы, тревожны

Не выполняют требования воспитателей

Медлительные дети

Подвижные дети

Популярные дети (в общении со сверстн.)

Непопулярные дети

Другие характеристики

Тревожность

(на основе методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлора)

1. Может долго работать, не уставая. 7. Расстраивается по любому поводу.

2. Всегда уверен в своих силах. 8. Настороженно относится к людям.

3. Ожидание его нервирует. 9. Уклоняется от конфликтов.

4. Настроение обычно приподнятое. 10. Часто не хватает уверенности в себе.

5. Не слишком застенчив. 11. Бывает трудно сосредоточиться на задании.

6. Часто бывает напряжен. 12. Бывает трудно усидеть на одном месте.

Фамилия, имя ребенка

ВОПРОСЫ

Всего

(по ключу)

Примечания

16

17

18

19

20

21

22

23

Ключ: по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 3, 6 – 12 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 4, 5.

Высокий уровень тревожности – 7 – 12 баллов; средний уровень – 4 – 6 баллов; низкий – 1 – 3.

СПРАВКА (образец)

об уровне психологической комфортности пребывания воспитанников

в группе №___ ДОУ № _____ г. Кургана

Воспитатели: _____________________________________________________

20__-20__ учебный год

Оценка психологической комфортности пребывания воспитанников в группе производилась на основе сравнительного анализа наблюдений воспитателей, результатов опроса родителей и материалов выборочного психологического исследования с использованием методик _______________________________

______________________________________________________________

(данные прилагаются).

Выводы:

  • Результаты всех проведенных исследований показывают положительную динамику психоэмоционального состояния воспитанников группы - __________________________________ (количественные показатели исследований).
  • Низкие показатели в начале учебного года объясняются _____________ (особенности адаптации, новые условия при формировании специализированных или сводных групп, смена воспитателей, проявление возрастного кризиса и т.п.).
  • Положительная динамика является результатом активного использования педагогами группы _____________________________ (методы и приемы, используемые в определенной возрастной группе, педагогические находки воспитателей, работа с родителями и т.п.).

Дата: __________ Педагог-психолог ДОУ: _______________


Комфортность - это отсутствие напряжения, наличие удобств,
хорошее физическое и психологическое состояние субъекта.
В.В. Гуленко, 1996, ФРС

Ежегодно, руководствуясь Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве», во исполнение приказа Департамента социального развития ХМАО - Югры от 14.12.2012 № 777-р «Об организации проведения ежегодного тестирования подопечных детей на комфортность их пребывания в семье опекунов, попечителей, приемных родителей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях» службы сопровождения замещающих семей проводят психодиаг­ностическое обследование данной категории несовершеннолетних.

Как показывает практика, необходимость тестирования детей порождает у родителей вполне обоснованную тревогу и волнение: а вдруг выявится что-то, к чему они не готовы, вдруг «выскочит» тот самый скелет из шкафа? Такая реакция понятна и естественна: всем людям присуще тревожное состояние, когда они находятся в ожидании результатов или оценки своей деятельности. Так может просто отказаться от тестирования и не волноваться лишний раз? Зачем «выносить сор из избы»? Попробуем разобраться в этом.

Подавляющему большинству родителей известно, что не только в приемных семьях, но и в семьях с кровным ребенком могут возникать проблемы, которые сваливаются как снег на голову. А так ли это неожиданно на самом деле? Может быть, если бы мы знали заранее о том, что происходит в душе нашего ребенка, то смогли бы принять превентивные меры?

Ежегодное психодиагностическое обследование призвано определить внутренние проблемы семьи и ребенка, чтобы вовремя адекватно отреагировать на них. «Как в действительности чувствуют себя дети в нашей в семье?» - этот вопрос беспокоит каждого родителя. В Нефтеюганске тестирование подопечных детей осуществляют специалисты бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Веста».

Основной целью психодиагностического обследования является определение уровня комфортности пребывания ребенка в семье. Обратимся к самому понятию «комфортность». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее разъяснение: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Чаще всего родители стремятся создать необходимые условия для проживания ребенка в семье, делая упор на материальных ценностях. Но, к сожалению, даже самая современная обстановка, наличие дорогих и модных вещей у ребенка не всегда могут обеспечить этот комфорт.

В понятии «комфортность», как правило, рассматривают три составляющих: психологическую, интеллектуальную и физическую. Каждая из них выполняет свою роль, но психологическая составляющая является едва ли не самой важной. Ведь от того, насколько благоприятен климат в семье, каков характер отношений между ребенком и взрослыми, напрямую зависит способность полноценного развития ребенка как в семье, так и в социуме.

Психодиагностическое обследование, которое ежегодно проходят подопечные дети, позволяет оценить все три составляющие: уровень интеллектуального и общего психического развития и его соответствия возрастным нормам; уровень напряженности физиологических потребностей; а также уровень нер­в­но-психического благополучия ребенка. Комплекс методик включает в себя батарею тестов - от четырех и более, в зависимости от возраста подопечного.

Так как основная часть опекаемых детей обучаются и успешно усваивают учебную программу в общеобразовательных школах, проведение углубленного исследования интеллектуального развития не требуется. Если же ребенок имеет отставание в развитии или является инвалидом, данное обстоятельство учитывается, но какого-либо дополнительного обследования интеллекта не проводится. Это задача медико-психолого-педагогической комиссии и психологов образовательных либо медицинских учреждений.

При диагностике физической составляющей с помощью соответствующих методик оценивается уровень напряженности основных физиологических потребностей. В этом случае, кроме психологических критериев, необходимо обращать внимание на реальную оценку жилищных условий, в которых проживает ребенок, и наличие у него своего места в структуре семьи.

Основное внимание отводится изучению внутрисемейных отношений. Психодиагностика позволяет провести анализ внутрисемейной ситуации и восприятия ее глазами ребенка, выявить отношение ребенка к членам семьи, дать оценку семейного климата. В работе с детьми дошкольного возраста обычно используются проективные методики, исключающие прямые вопросы и ответы. С детьми старшего и подрост­кового возраста большое внимание уделяется исследованию личностных особенностей ребенка и его способности к адаптации в семье, школе и социуме в целом.

Кроме этого, проведенное психодиагностическое обследование позволяет выявить на раннем этапе склонность детей к суицидальному поведению, наличие серьезных конфликтов как в школе, так и в семье, а также фактов жестокого обращения по отношению к детям, что является крайне важным в профилактике семейного неблагополучия.

При проведении тестирования используются утвержденные, научно обоснованные психодиагностические методики. Обследование осуществляется дипломированными специалистами - психологами, прошедшими специальную подготовку и имеющими большой опыт психодиагностической работы с детьми и взрослыми.

Результаты тестирования позволяют сделать вывод об уровне комфортности пребывания ребенка в замещающей семье. Для справки: в среднем примерно у 80% всех обследуемых детей диагностируется средний уровень комфортности; около 18% имеют высокий уровень комфортности; низким уровнем характеризуются от 2 до 3% обследуемых детей.

Чтобы снизить излишнюю тревогу у родителей перед проведением тестирования, психологи напоминают о том, что выводы об уровне комфортности проводятся с учетом воз­раста ребенка, истории и обстоятельств его жизни, сроков проживания в семье и возможных кризисов развития. Родители и опекуны, прошедшие обязательный курс подготовки, знают, что срок адаптации ребенка и семьи может длиться до двух-трех лет, поэтому наличие у опекаемого определенных проблем в первые годы приема является нормой.

Специалисты центра «Веста» предлагают замещающим родителям пройти ежегодное тестирование со своими детьми и получить консультацию психолога по всем интересующим вопросам и результатам обследования. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и готовы к оказанию содействия в разрешении возможных проблем вашей семьи!

Елена Рахимова, психолог сектора семейного устройства детей и сопровождения замещающих родителей ЦСПСиД «Веста»