Стихи о Дымковской игрушке. Лепка дымковской игрушки

Татьяна Кирюшатова
Сказка о дымковской игрушке «Козлик-золотые рожки»

Дорогие коллеги! Спешу представить вашему вниманию новую сказку из цикла "сказки- игрушки ". Её можно прочесть детям при знакомстве с дымковской игрушкой .

Козлик – золотые рожки

Давным-давно это было. В деревушке одной семья жила – муж, жена да семеро детушек. Жили они хорошо, землю сеяли-пахали, скотинку держали, нужды особой не знали. Так уж сложилось, что к своим семерым детушкам, пришлось им взять в семью сиротку-племяшечку – девчоночку небольших годков – Алёнушку.

Всё бы хорошо, да только не каждое сердце на любовь щедрое. Так и тут получилось. Невзлюбили муж с женой сиротинку. Хоть и родная племяшечка, да свои детушки милее кажутся.

Муж с женой одно сиротинку гоняют, ругают да шпыняют, а детки на них глядят да всё повторяют. Целыми днями у Алёнушки глаза на мокром месте, не поймёт, в чём она виновата, видно в том провинилась, что на белый свет народилась.

День за днём быстро идёт, не успели лето проводить – зима пороги снегом заметает.

Вот настал как-то день ярморочный. Собирается вся семья, наряжается. Мать да дочки старшие щеки румянят, бусами обвешиваются. Отец да сыновья новые рубахи да пояса узорчатые примеряют.

Алёнка возьми, да и спроси :

– А можно и мне с вами на ярмарку?

Все на неё ногами затопали :

– Куда тебе на ярмарку? Дома дел полно.

Забилась в уголок Алёнушка, заплакала. Тут один из сынков старших сжалился :

– Давайте возьмём её, – говорит. – Пусть в санях сидит, добро стережёт, пока мы по ярмарке гулять будем.

– И то правда, – отец с матерью соглашаются.

На том они и порешили. Сами по торговым рядам пошли, а Алёнушку в санях оставили, соломкой прикрыли да цыкнули :

– Никуда не уходи. Здесь сиди, покуда мы не вернёмся.

Сидела Алёнушка, сидела :

– Дай, –думает, – сбегаю, погляжу одним глазком на ярмарку. Быстро обернусь, никто не заметит, что меня не было.

Сказано-сделано . Побежала Алёнушка в торговые ряды, смотрит – глазам не верит. Чего только нету на ярмарке : калачи, булки, пряники, соленья, варенья всякие, мёда колоды полные, рубахи, сарафаны, валенки, украшения разные. А средь всех стоит дедок – сам с вершок, вокруг него столы все невиданными игрушечками заставлены : и барыни здесь в широких юбках с рюшами, и гармонисты – добры молодцы, и олени, и медведи, и петушки с индюшками. Мужичок знай свистит да насвистывает, игрушки свои нахваливает , кричит как оглашенный :

Подходи, народ, кто игрушки берёт ! Не простые – расписные, свистящие. Засвистишь – не устоишь, сразу в пляс пойдёшь. Сразу в пляс пойдёшь – своё счастье найдёшь.

Встала Алёнушка перед этими игрушечками как вкопанная , глаз отвести не может.

Ну-ка, что тут за игрушечки , - кричит. – Сейчас поглядим да своим ребятушкам прикупим.

Спохватилась Алёнушка да скорее к своим саням кинулась. Под соломку забилась, лежит, еле дышит.

Тут с ярмарки вся семья вернулась, покупки в сани укладывают, хвалятся. А игрушечек -то расписных накупили : у каждой девчонки по барыне в платье цветастом, у каждой мальчонки по свистульке-коню с золоченой гривою, а у самого маленького сыночка - карусель расписная.

-– Чего глядишь, – на Алёнку кричат. – Помогай покупки в сани складывать.

У Алёнки опять глаза на мокром месте. Родне помогает, а сама слёзы вытирает. Тут глядит прямо у саней маленькая игрушечка валяется – козлик расписной , рожки золоченые . Только один рог обломился слегка, видно поэтому его и бросили.

Подняла Алёнушка козлика , в рукавичку спрятала.

Дома все дети принялись новыми игрушками забавляться . Меж собой играют, Алёнушку не зовут. А Алёнушка и не обижается, у неё теперь своя игрушка есть – козлик –золоченые рожки .

Уж так она к этому козлику привязалась , что ни на минуту с ним не расставалась. Бывало делает работу какую по дому, а сама всё на козлика поглядывает , разговоры с ним ведёт, песни ему поёт.

Мало ли, много ли времени прошло, никто не знает, не ведает. Только решили как-то мальчишки над Алёнкою подшутить. Отобрали козлика и давай друг дружке кидать-перекидывать. Алёнка в слёзы, а мальчишкам смех. Тут один из них возьми, дверь открой, да и брось козлика прямо в сугроб .

Алёнка бегом шальку накинула, валенки натянула да во двор. Сама плачет, снег руками гребёт, козлика ищет . Искала она так искала, слышит кто-то по воротам стучит, выглянула, а по улице расписной козлик скачет , рожки у козлика золоченые , один только обломан немножечко. Алёнка за ним :

- Козлик , - кричит, - погоди, не убегай.

А козлик знай себе бежит , копытца мелькают, золоченые рожки сверкают .

Бежала Алёнка за козликом , бежала, до речки добежала. Козлик тот , недолго думая, на лёд заскочил, копытом бьёт, Алёнку зовёт. А Алёнке боязно по льду-то ходить.

А, будь что будет, - думает и вперёд за козликом .

Перебежали они речку, на пригорочке очутились.

Смотрит Алёнка, деревенька перед ней. Каждая изба, как игрушечка . Окошки золотыми огоньками светятся, а над крышами сизый дымок плывёт.

Козлик снова копытцем бьёт , Алёнушку за собой зовёт.

Вот подбежали они к одной избушке. Козлик рожками в дверь упёрся , она и открылась. Остановилась Алёнушка на пороге, глядит, в избушке за столом старушка сидит. Весь стол глиняными игрушками уставлен , а старушка та их меловым молочком белит да красками цветными расписывает. Козлик к старушке подбежал , на ушко что-то нашептал и вмиг снова игрушечкой обернулся . А старушка на Алёнушку глядит улыбается :

Заходи, - говорит, - внученька. Сейчас я тебя отогрею, кашкой накормлю, молочком напою.

Так и осталась Алёнушка у старушки той. Стали они жить вдвоём, поживать да добра наживать.

Узнала потом Алёнушка, что речка, через которую они с козликом перебегали , Вяткой называется, а деревенька волшебная – Дымково . Научилась Алёнушка игрушки из глины лепить , молоком белить да узорами яркими расписывать. Стала на деревне первой мастерицею. Всяк кто к ней зайдёт, без игрушки не уйжёт .

Может и до сих пор она там живёт, вас в гости ждёт. Хотите верьте, хотите не верьте, а лучше поезжайте да сами проверьте.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по игрушке «Бюро находок». Развитие речи в процессе описания игрушки (средняя группа) Составление описательного рассказа по игрушке. «Бюро находок» Группа: средняя (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: речевое развитие,.

Акция "Золотые слова" В нашем детском саду" Солнышко"г. Новошахтинска проходит ежегодная акция "Золотой ключик к сердцу ребенка". Направлена.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по игрушке» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по игрушке» Цель: Учить детей составлять небольшой описательный.

Конспект по развитию речи о второй младшей группе «Составление описательного рассказа об игрушке-Дед Мороз» Цель: -Учить составлять описательный рассказ по игрушке; - Закреплять умение отвечать полным предложением; - Активизировать словарь детей.

Конспект СОД по развитию речи в средней группе. Составление описательного и творческого рассказа об игрушке «Пропала собака» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 134 Развитие активной речи детей дошкольного.


Вступление:

Почему я взяла именно эту тему, хочу сказать словами В. Сухомлинского «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков, чтобы у них воспитывалось уважение, гордость за землю, на которой они живут.

И Дымковская игрушка это сказочная игрушка, которая притягивает к себе своими яркими, цветами-просто завораживает, поможет маленькому человечку познать мир. Ведь каждый её цвет обладает магическим действием:

Красный, малиновыйцвет - обостряет реакции, и усиливает умственную деятельность;

желтый –развивает фантазии, придает смелость, вызывает радость;

зеленый- успокаивает и обостряет зрение;

голубой - снимает тревожные предчувствия;

синий- помогает сконцентрироваться и создает гармонию;

черны й- мистический побуждает к любопытству;

белый -символизирует чистоту и открытость.

Это и есть волшебство. А к этому еще добавить волшебство нашей народной музыки! Это и есть сказка!

Основной целью является :

формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку.

Задачи:

Через любовь к прекрасному научить любить свою Родину, трепетно относиться к её красотам;

Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, смекалку, сенсомоторные навыки.

Воспитывать маленького человека – ЧЕЛОВЕКОМ;

Эта работарассчитана на цикл занятий для старшей и подготовительной групп. Разделяется на 3 этапа:

1 этап- Ознакомление с дымковской игрушкой и элементами росписи: роспись на бумаге, раскраске. (Для старшейи подготовительной группы) с разной степенью сложности.

2 этап - Лепка из глины. дымковской барыни.

3 этап - Роспись объемной игрушки (для подготовительной группы)

Предполагаемые результаты:

Знатьисторию дымковской игрушки, её характерные особенности.

Вызвать желание у детей выполнять роспись объёмной форм совершенствуя свой опыт.

Научилисьсравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, выделять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи

Желание детейи умение работать аккуратно.

Воспитание чувства уважения и гордости за свой народ.

Для достижения этих целей и результатовя воспользоваласьпрограммой Microsoft PowerPoint , в которой открыла для себя более новые возможности создания интересных занятий.

При создании этой работы мне было важно, чтобы это было интересно детям, чтобы их можно было бы заворожить и в тоже время не утомить. Потому презентация должна быть «живой»

Во время показа презентации, дети:

Видят : красоту родного края (фотографии природы), разнообразие дымковских игрушек.

Слышат - информацию встихотворно- игровойформе, как наиболее доступной для детского понимания, фрагменты народной музыки, звуки животных, звуки природы.

Могут- поиграть в логические, развивающие и на внимание игры не только за столом, но и во время показа презентации.

И все это было достигнуто с помощью приемов :

Триггеры для воспроизведения не толькозвуков, но и анимационных действий и движений, что очень помогает при работе в контакте с детьми во время просмотра презентации, для составления логических и обучающих игр по закреплению темы.

Анимационные элементы - для оживления презентации. Что бы картинки не просто стояли, а моглинемного потанцевать под задорную музыку.

Музыкальные фрагменты - народной музыки.

И при использовании этих приемов мною были созданы следующие обучающие и развивающие игры:

Загадки;- дети очень любят отгадывать

-«Найди цвета Дымки»; так же можно сделать игру «Составь цветовой круг» по стихотворению «Каждый охотник желает знать»

- «Найди Дымковскую барыню»; так же можно составить игру «Четвертый лишний».

- «Дорисуй узор на юбке»;

- «Пазлы на внимание», а для работы за столами- «Разрезные картинки»

Раздаточный материал:

Технологические карты для практической работы-карты последовательности действий:

Элементы росписи, лепка «Барыни», роспись объемной барыни;

Раскраски: «Дорисуй элемент», «Раскрась игрушку по примеру»,

«Раскрась игрушку»,

Для детей с легкой усвояемостью предоставляются: более сложные раскраски «Раскрась игрушку», настольные игры «Составь узор», «Сложи картинку».

Вот такие идеи у меня возникли, и часть из них воплотилось при работе над этой работой.

Чаще прислушивайтесь к детским фантазиям, ибо это бездонный колодец творческих идей,который захлестнет вас!

Творите и вытворяйте вместе с детьми.

Спасибо за внимание!

I Раздел:

«Ознакомление с дымковской игрушкой»

Задачи:

1. Познакомить детей с дымковскими игрушками.

2. Продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки, усиливая восприятие детей через народный фольклор. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие.

3. Формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

5. Активизация словаря: Дымковские игрушки, барышня, петушок, индюк, лошадка, колечко, кружок, красный, синий, желтый, глиняный.

II Раздел:

Лепка дымковской барыни.

Задачи :

1. Образовательные : способствовать развитию умения передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни. Развивать эстетический вкус воспитанников, их внимание, память, способность анализировать и обобщать, проявлять творческие способности;

2.Коррекционно-развивающие : способствовать развитию умения обучающихся ориентироваться в задании(анализировать объект, условия работы) умения планировать ход работы, умения контролировать свою работу.

3. Воспитательные : Воспитывать уважение к людям труда, привитие интереса обучающихся к труду. Воспитывать любовь к искусству наших предков, эстетический вкус

III Раздел:

"Роспись дымковской барыни"

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведениями русского народного промысла и историей развития Дымковской игрушки.
  2. Учить украшать игрушку-барыню узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности росписи Дымковских барынь.
  2. Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров.
  3. Сформировать навыки выполнения элементов традиционной росписи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
  2. Повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства.
  3. Воспитывать художественный вкус.

Текстовое сопровождение презентации:

Сл.3

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Сл.4

Лучше Дымки в мире нет.
Дымка – это чудо света.
С Дымкой можно поиграть.
С Дымкой можно поболтать.
Мы о Дымке много знаем,

Но не знаем мы того,
Что у дымкова народа,

Не игрушки –волшебство.
И олени, и лошадки,
Петухи и индюки,

Барышни и няньки,
Кавалеры – молодцы.

Мы сейчас их вам покажем,

И, любя, о них расскажем.

Представление игрушек для полной версии презентации

Сл.5

Расступись, честной народ!

Дядя хрюшу продает

Сл.6

Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.

Сл.7

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчиться глиняный олень.

Сл.8

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

Сл.9

В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.

Сл.10

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил

Сл.11

Гармонист у нас хороший,

Гармонист мастеровой.

Заиграет - за качаешься,

Буд-то ива над водой.

Сл.12

За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша

Сл.13

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

Сл.14

Карусели, карусели
Закружили, завертели -
Мы с тобой за облаками
Словно птицы полетели!
Мимо дома, Мимо ели,
Мимо мамы на аллее
Быстро-быстро нас вертели
И кружили карусели.Е. Николаева

Сл.15

И путь наш не кончается,

Простор речной широк;

И гонит, гонит лодочку

Попутный ветерок

Сл.16
Что за конь!

Только тронь -

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести

Сл.17

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья-подружки,

Мы закончим наш рассказ.

Сл.18

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Сл. 19-20

Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор

Сл.21 скрытыйвидео файл

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!

Мы замесим глину на воде из речки

Слепим мы красавиц, высушим и в печку

Вытащим из жара кукол точно в срок,

Окунем в белила с головы до ног.

А потом раскрасим красками чудными

Яркие кокошники, платья расписные.

Хоть базар весь обойдешь,

Барынь краше не найдешь!

Сл.22

Ох, налепим барышень,
ладных и красивых.

И раскрасим красками всем другим на диво!

Сл.22 Загадки:

Цель: знакомить детей с народным русским фольклором. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к быту и обычаям России

А теперь мы с няней поиграем,

Все еёзагадки разгадаем!

Здравствуйте детишки

Девчонки и мальчишки!

Загадки интересные

Услышать не хотите ли?

Если правильный ответ

Картинка явится на свет!

Зонтик грибком,

Руки крендельком

Ходит девица пешком.
Что за игрушка?

Бегут по дорожке борода,

да ножки (козлик).

Посмотрите, пышный хвост.

У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчиться глиняный …(олень).

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник… (конь),

Молодцы девчонки! Молодцы мальчишки!

Все загадки словно прочитали в книжке.

Тайны все вы отгадали

И про дымку всё узнали!

Дидактические игры

Сл.25 «Найти цвета Дымковской росписи»

Кто ответит на вопрос, почесав легонько нос?

Найди основные цвета, которыеиспользуют

мастера, при росписи Дымковской игрушки?

Сл.26 «Составь цветовой круг»

А теперь вопрос простой

Отгадайте цвета «цветового круга» по начальным буквам слов из стихотворения о красках.

Цель: развивать память, мышление

Каждый Охотник

Желает Знать,

Где Сидит Фазан.

Сл.27 «Дорисуй узор»

Нужно чуточку терпения и немножечко умения!

Дорисуйузор на юбке Барыни

Если правильно все сделаешь, барыня станцует.

Цель: знакомить детей с основными элементами дымковской росписи, учить правильно, располагать элементы на силуэте, сочетая между собой по цвету и форме. Формировать чувства пространства на микро плоскости

Сл.28«Найди Дымковские барыни»

А теперь внимание, вопрос на узнавание!

Среди барышень различных

Найди дымковских, необычных.

Цель:Развивать мышлении, внимание. Учить детей узнавать дымковскую роспись среди других.

Найди, среди всех барынь, дымковских

Сл.29«Пазлы на внимание»

Задание, на внимание!

По порядку посчитаешь,

И картинку, получаешь!

Цель: Запомнить расположение секторов картинки по номерам и по порядку их найти. Учить складывать целое из частей

Развивать мышлении, внимание.

Правила:

Запомнить картинку с разделенными секторами и номера этих секторов.

После исчезновения картинки, найти первый номер сектора- если он соответствует номеру кружка 1, кружок загорится красным цветом и при нажатии на него, картинка встанет на нужное место. Если сектор нажат не по порядку цвет кружка не будет меняться- значит сектор идет не по порядку.

Сл.30

Кто трудился от души веселись теперь, пляши!

Знакомство младших дошкольников с дымковской игрушкой

Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Конечно, не всем приемам работы с разными материалами мы, воспитатели, имеем возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.
Предлагаю свой опыт работы с детьми по знакомству с дымковской глиняной игрушкой, обучению их декоративной аппликации. На занятиях по изодеятельности и в свободное время детей знакомлю с видом декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой; рассматриваем предметы народных мастеров, обращая внимание на контрастные сочетания цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных на белую основу, на декоративные приемы рисования, основанные на применении простого геометрического орнамента; используя шаблоны, дети учились выполнять аппликацию на силуэтах игрушек; заучивали материал русского народного творчества: стихи, потешки, загадки; обыгрывали свои поделки.

Тексты для игр с дымковскими игрушками
Народные песенки, потешки, загадки

Барашек-свисток
Левый рог – завиток
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.

***
Утка-Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.

***
Индюк

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост -
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная - индюк!

Индя-индя
Индя - индя - индючок
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.

Водоноска

За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша

Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.

В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

***
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке!
Какие чудные зверюшки!
Лошадки, курочки, индюшки!
У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.
А у другой румяной пышки под боком милые детишки!

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – дымковские игрушки!

***
Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.
* * *
Петушок, петушок.
Золотой гребешок,
Ты полай голосок
Через темный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».
* * *
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козел - золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!

***
отрывок из стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка»

Возле Вятки самой Дымково - поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый.
Лет ему за двести, триста ль миновало.
Собирались вместе мужики бывало.
А, управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали - пели, не скучали.
Как-то вятичи дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками- глина-
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки, бывало...
Глину щупать, глину мять-
Жирная, как сало!

***
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там все любят песни, пляски,
Здесь рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».

* * *
Загадки.

1.Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

2.Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)

3.Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

4. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это… (поросенок)

5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь),
6. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я.

Наталья Тимошкина

Дымковская игрушка -это праздник. Они поражают своей жизнерадостностью, богатством фантазии и мастерством. У детей они вызывают чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками.

Хочу рассказать , как мы впервые познакомились с этой замечательной игрушкой. Есть много историй о том, как родилась Дымка . Для своих трёхлеток, я решила сочинить свою дымковскую сказку .

В сказке может все случиться ,

Наша сказка впереди .

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю : “Заходи!”

Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.

Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.

Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.

И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.

Рассказала Настенька о своей мечте.

Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами : кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.

Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.

А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.

А игрушки с тех пор стали называть Дымковские .

Мы с ребятками познакомились с основными дымковскими элементами и конечно же возникло желание украсить юбку своей барышни. Идею взяла у Елены Тыняная. Сначала на принтере распечатала дымковских барышней , вырезала часть юбки, дети нарисовали узор, а потом подложили под заготовку.

А это пособие "Карусель"мы изготовили вместе с детьми.

Цель :закрепить основные элементы дымковской росписи , формировать умение контролировать силу и длительность воздушной струи.

Материал :Из картона сделала заготовки, обклеила цветной самоклейкой, украсила узорами.


Распечатала и вырезала дымковские игрушки и предложила детям раскрасить, а затем готовые работы развесила на карусели.


А теперь можно и подуть.

Еле-еле, еле-еле

закружились карусели,

А потом, потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не кружите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два.

Закружилась голова

Вроде как уже новогодние занимашки должны быть, а у нас еще нет)))

У нас в начале декабря прошла неделя "Дымковская игрушка"

У меня из детства такие теплые воспоминания... Занятия ИЗО в садике... Сидели, с таким удовольствием рисовали...

Вначале немного теории

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованая льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там все любят песни, пляски,
Здесь рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».

С ВЫСОКОГО БЕРЕГА РЕКИ ВЯТКА ВИДНО СЕЛО ДЫМКОВО.

А почему оно так называется?

В старину и зимой, когда топились печки, а летом, когда туман, село это - будто легкой дымкой окутано.
Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и называли - дымковская...
Вначале это были свистульки... что такое свистулька
Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольших кусочков глины, а вернее из шариков с отверствием получались то уточка, то петушок, то конек.
Этот промысел переходил от бабушки к внучке. А внучки учили своих внучек.
Сейчас продолжаются традиции старых мастеров. И делают не только свистульки, а уже и куклы-барыни, сказочные коники, птицы, баранчиков, карусели.
Самоуе интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке.
И только потом начинают раскрашивать - расписывать.
Узоры очень простые - ружочки, точки, прямые и волнистые линии, клеточки.
Краски яркие, - пестро, весело получается.
Но, оказывается, работа еще не закончена. Предстоит сажать золото! Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и сажает его на нужне место - барыням на кокошники и шляпы, петушкам - на гребешки.
И только тогда, игрушка начинает жить! Светиться, просто сверкать.

В чем особенность дымковской игрушки
Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.
Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.




Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

Так как., Мальвинка, ходит второй год на танцы, очень любит смотреть на танцующих, особенно деток) Да и образ запоминается так лучше

Тут мы после видео сами пустились в пляс под народную русскую)))
Мы - это я, Мальвинка, Ириша и племяшка)))))

Так почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Есть 2 легенды, которые мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.

Первая легенда более сказочная….
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Рядом с этой деревней жила волшебница-мастерица. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши.
Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А мастерица была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляска и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими.
Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

А вот вторая легенда.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. От свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы. Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – Свистунью – 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Новые слова

Гончар – человек, который работает с глиной. Лепит игрушки, посуду, кувшины, горшки.

Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Новгородский торг

Борис Кустудиев. «Ярмарка» 1908 г.

А потом мы начали творить))) Под песню "Комаринская" Глинка.

Попрактиковались в нанесении узора

Слепили из глины барынь)) Где моя, а где у ребенка думаю понятно)))

Через день побелили, еще через день раскрасили. Мне кажется, что у Мальвинки душевнее получилось)))

Двух барынь нам показалось мало, мы еще "наваяли"
Эти две Мальвинки
Водоноска

Это племянницы (4 года)

Вот они Барыни-красавицы

Но и этого нам мало))) Карандашами

Барашек (наклейки)

Лошадка (ватными палочками)

Индюк

Мастерицы использовали для нанесения ровных кружочков Тычки - свернутую в трубочку бумагу


А это лошадки украшенные таким способом

Раскраски

Читали стихи и загадки

Народные песенки, потешки, загадки

Барашек-свисток
Левый рог – завиток
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
*************
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой
На спине Егорка.
***************
^ Утка-Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.
***************
Индя-индя
Индя - индя - индючок
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
***************
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
***************
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
***************
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.
***************
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Загадки.

1. Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

2. Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)

3. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

4. Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадайте!
Это… (поросенок)

5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник (конь),

6. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я.

В конце недели у нас была настоящая Ярмарка!!!

Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Приходи, народ!
Разевай пошире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.