Бридж онлайн на LiveGames: описание и правила. Карточная игра "Бридж": правила, особенности и рекомендации

История бриджа

Бридж - так называют современную спортивную игру, ведущую свое начало от более старых игр, таких, как , ломбер, кайенна, плафон. Различные историки усматривают связь современного бриджа со старинными русскими играми, считая английское слово "бридж" происходящим от русского "бирка", или "бирюч", а также с индийскими и ближневосточными (в частности, с игрой под названием "кедив", в которую играли в Стамбуле во второй половине XIX века).

В своей истории бридж прошел через всевозможные экзотические варианты, в него играли специальными картами с пятью или шестью мастями, существовали также различные правила записи.

После 1945 года во всем мире был принят единый международный бридж (contract bridge), правила которого были впервые сформулированы в 1915 году. Запись международного бриджа оформил в 1926 году Гарольд С. Вандербильд.

Приводимые ниже правила основаны на утвержденных Международной федерацией бриджа (WBF - World Bridge Federation) в 1948 году.

Правила игры

Карты

В бридж играют полной из 52 карт. Традиционно употребляются две колоды, которые тасуют и сдают по очереди. Старшинство карт от туза до двойки. Тузы, короли, дамы, валеты и десятки - это онеры (старшие карты); остальные - это фоски (младшие карты). Старшинство мастей в торговле: без козыря, пики, червы, бубны, трефы. Существует переменная козырная масть. Цель игры - набрать максимальное количество пунктов в записи за выигранную партию и роббер (две партии).

Расклад мастей

В которой имеем три или менее карт, называют короткой мастью. При этом две карты в масти называют дублетом, одну - синглетом. Отсутствие карт в масти - ренонс. Масть, состоящую из четырех или более карт, называют длинной мастью, а все 13 карт, которые игрок получает в процессе сдачи - рукой. Короткая масть содержит не более триплета. Четыре карты в масти - четверка, пять - пятерка и т. д. Равномерный расклад - это расклад, имеющий не более одного дублета, т. е. 4-3-3-3, 4-4-3-2, 5-3-3-2. Регулярная рука - рука без пятерок: 4-3-3-3, 4-4-3-2 и 4-4-4-1. Косая рука - рука, содержащая, как минимум, девять карт в двух наиболее длинных мастях: 5-4-2-2, 6-3-3-1, 7-4-2-0 и т. п. Способ распределения карт нашей руки по мастям называют раскладом мастей, например: п: хххх ч: хххх б: ххх т: хх - расклад 4-4-3-2. п: хххххх ч: ххххх б: х т: х - расклад 6-5-1-1 и т. п.

Партнеры

В бридж играет четыре человека (две пары). , сидящие напротив друг друга играют вдвоем против другой пары. Игроков для удобства обычно обозначают по сторонам свете Север (N), Восток (Е), Юг (S) и Запад (W). Каждый игрок занимает свое место по договоренности или согласно жребию. Игроков после этого так и называют: Север, Восток, Юг, Запад. А их карты - рука Севера, рука Востока, рука Юга и рука Запада. Естественно, Север играет в одной паре с Югом, а Запад с Востоком. т. е. они образуют линии Север-Юг (NS) и Запад-Восток (WЕ). Обычно в бридж-клубах, на турнирах на столе лежит табличка с обозначениями направлений сторон (они, разумеется, не обязаны совпадать с географическими).

Пары определяются жребием: каждый тянет из закрытой колоды по одной карте, а обладатель самой старшей выбирает место. Владелец второй по старшинству карты становится его партнером и садится напротив; противники занимают оставшиеся два места. Эта пара играет вместе на протяжении всего роббера, который является замкнутым фрагментом игры, состоящим из двух партий. После его окончания снова производится жеребьевка; игроки в том же туре уже не могут играть совместно. В третьем роббере вместе играет новая пара. Все три роббера образуют цикл, называемый туром.

В спортивном бридже за каждым столом играют четверо игроков; столы нумеруются в порядке, устанавливаемом Судьей. Он определяет одно из направлений как положение Севера; остальные направления определяются относительно Севера обычным образом. четыре игрока за каждым столом образуют две пары, или стороны:

Север и Юг против Востока и Запада. В парных или командных турнирах участниками являются соответственно пары или команды, при этом состав пар сохраняется в течение всей сессии (кроме случаев замены, разрешенных Судьей). В индивидуальных же турнирах каждый игрок выступает отдельным участником, а партнеры меняются в течение сессии.

Когда игроки расселись за столом, наступает второй ответственный момент - раздача карт. Обладатель старшей карты в жеребьевке первым сдает карты, предварительно перетасовав их и дав снять партнеру, сидящему справа. Карты раздают по одной, начиная с игрока, сидящего слева, пока не раздадут всю колоду (каждый получает по 13 карт). Во время сдачи партнер сдающего тасует вторую колоду и кладет справа от себя; следующую сдачу будет проводить игрок, сидящий слева от сдающего.

Игра

Игра состоит из двух частей - торговли и розыгрыша. Во время торгов составляется контракт, то есть обязательство взять определенное количество взяток с объявленным козырем (или без него) той парой партнеров, которая предложила самый высокий контракт.

Взятка

Составляется из четырех карт, поочередно сбрасываемых на стол четырьмя игроками. Первым выходит за взяткой тот, кто взял предыдущую, выложив любую из своих карт на стол. Остальные поочередно, в направлении часовой стрелки, выкладывают также по одной карте. Обязательно отвечать той же мастью, а если ее нет, можно бросить любую (козырем перебивать не обязательно). Взятку берет тот, кто выложил самую старшую карту в масти, с которой зашел игрок, или козырь; если козырей несколько, берет старший. Взятка - это собственность обоих партнеров, независимо от того, кто из них ее взял.

Торговля

Торговлю начинает сдающий, а за ним поочередно (по часовой стрелке) - и остальные. Игрок может сказать: "Пас" - не принять участие в торговле или отозваться. Отзыв - это объявление контракта. Контракт - это обязательство взять так называемую книгу (6 взяток) и сверх того - определенное количество взяток. Например, одна пика - это 7 взяток с пиковым козырем, 3 бубны - девять с козырем бубной, два без козыря - восемь. Начать торги можно с любой масти и на любом уровне.

Предварительную заявку можно перебить более высокой как по уровню, так и по масти, причем перебивается заявка не только противника, но и партнера.

Торг заканчивается, когда после заявки по очереди прозвучат три паса; заявка становится окончательным контрактом. Двое партнеров могут торговаться и тогда, когда их противники спасовали. Если играющие не наберут заявленного числа взяток, то не только не запишут себе очков, но и их противники считают себе очки за не добранные до выполнения контракта взятки. После каждой заявки противник может объявить: "Контра", то есть обязаться не допускать выполнения контракта, на что играющие могут ответить: "Реконтра", то есть дополнительно обязаться реализовать контракт. Контра и реконтра увеличивают запись. Они вступают в силу только после трех пасов, так как последующая заявка их аннулирует. Каждая новая заявка может, в свою очередь, быть контрована и реконтрована. После окончания торгов начинается розыгрыш.

Розыгрыш

Разыгрывающий всегда тот, кто первым объявил козырную масть, даже если окончательную высоту контракта (число взяток) объявил его партнер. Первый ход всегда делает противник, сидящий слева от разыгрывающего. После первого хода партнер разыгрывающего выкладывает свои карты открыто на стол - они называются столом. Распоряжается ими разыгрывающий. После розыгрыша всех тринадцати взяток делается запись

Запись

Производится в двух столбцах: "мы" и "они", причем каждый разделен горизонтальной чертой. Под ней записывают очки за взятки, объявленные по контракту, и премию за выигрыш роббера, а над чертой все остальное.

За каждую взятку, объявленную в младших мастях (трефы или бубны) - 20 очков.

За каждую взятку, объявленную в старших мастях (червы или пики) - 30 очков.

За первую взятку, объявленную в игре без козыря - 40 очков.

За вторую и последующие взятки в игре без козыря - 30 очков.

Роббер выигрывает та сторона, которая выиграет две партии. Чтобы выиграть партию, надо записать под чертой не менее ста очков (неважно, набраны ли они за один или за несколько последовательно выигранных контрактов). Сделав партию, подчеркивают запись, находящуюся под чертой, в том числе и записи противников, сделанные в процессе игры (набранная часть очков); игру для записи партии обе стороны должны начать с нуля. Сторона, выигравшая одну партию, считается "по партии", а та, что еще не достигла результата - "перед партией".

Премии за превышение , недобор, контры, реконтры, малые и большие (объявление и взятие двенадцати или тринадцати взяток), а также короны и коронки пишут над чертой. После окончания роббера (выигрыша двух партий одной из сторон), проводится расчет. Он состоит в суммировании всех записей каждой из сторон (как над чертой, так и под ней). Разность этих сумм, деленная на 100 (с округлением до целого числа) - это количество вистов, выигранных или проигранных в данном роббере. Каждый из партнеров выигрывает данное количество вистов у одного из контрпартнеров.

Записи

Запись под чертой только за объявленные взятки в выигранном контракте (реконтра удваивает запись с "контрой"):

  • за взятку в трефах и бубнах - 20 (без контры), 40 (с контрой),
  • за взятку в червах и пиках - 30 (без контры), 60 (с контрой),
  • за первую взятку без козыря - 40 (без контры), 80 (с контрой),
  • за вторую и далее взятку без козыря - 30 (без контры), 60 (с контрой),
  • за выигрыш первой партии - 100 очков,
  • за выигрыш второй партии - 100 очков.

Записи над чертой (реконтра удваивает запись с контрой):

Переборы (каждая взятка сверх объявленного контракта):

  • перед партией - столько же, сколько и за взятки (без контры), 100 (с контрой),
  • после партии - то же (без контры), 200 (с контрой).

Недоборы (взятки, не добранные для выполнения контракта):

  • перед партией - первая взятка - 50 (без контры), 100 (с контрой),
  • перед партией - каждая последующая - 50 (без контры), 200 (с контрой),
  • после партии - первая взятка - 100 (без контры), 200 (с контрой),
  • после партии - каждая последующая -100 (без контры), 300 (с контрой).

Запись над чертой, не удваиваемая контрой и реконтрой:

За невыполненную контру перед партией и после нее - 50.

Премия за выигранный роббер:

  • если противник "после партии" - 500,
  • если противник "перед партией" - 700.

Премия за взятие объявленного малого шлема (12 взяток):

  • перед партией - 500,
  • после партии - 750.

Премия за взятие объявленного большого шлема (13 взяток):

  • перед партией - 750,
  • после партии -1500.

Премия за обладание четырьмя в козыре (коронки) - 100.

Премия за обладание пятью онерами в козыре (короны) или четырьмя тузами в игре без козыря - 150.

Буби (игра с "болваном")

Вариант игры для трех партнеров, разработанный в 1942 году английским знатоком игр Хьюбертом Филипсом.

Правила игры

Играют полной колодой в 52 карты. Каждый из трех партнеров получает по 17 карт; последняя остается закрытой, выложенная на стол, она явится первой картой "болвана". Перед началом торгов каждый игрок произвольно отбирает из своих четыре карты и кладет из закрытыми на стол. Таким образом, на столе оказывается тринадцать закрытых карт - полный комплект для "болвана". Каждый ведет свою собственную запись. Торги начинаются сидящим слева от сдающего и проходят по правилам бриджа с одним дополнением: существует объявление "нулло". Оно означает, что игрок обязуется взять не более шести взяток в игре без козыря. Два нулло - это обязательство взять не более пяти, три нулло - не более четырех, четыре нулло - трех, пять нулло - двух взяток, шесть нулло - одной (малый шлем в нулло), сем нулло (большой шлем в нулло) - ни одной взятки. Объявление нулло старше, чем объявление в червах, но младше, чем в пиках. За выигрыш одного нулло записывается 30 очков. Выигравший торги играет с "болваном", карты которого кладет напротив себя. Первым ходит игрок, сидящий слева от сдающего. После первого хода карты "болвана" открываются. Розыгрыш проходит подобно бриджу для четверых.

Примерная партия

Играют А, Б и В. Сдавал В. Закрытой картой "болвана" является туз червей; три игрока имеют следующие карты:

Игрок А

  • черва: десятка, пятерка, четверка, двойка,
  • бубна: валет, девятка, восьмерка, четверка, тройка, двойка,
  • трефа: валет, четверка, двойка.

Игрок Б

  • черва: дама, валет, тройка,
  • бубна: король, дама, десятка,

Игрок В

  • пика: девятка, четверка,
  • бубна: туз, семерка, шестерка, пятерка,

Игрок А решает объявить нулло и сбрасывает "болвану" четыре свои черви. Игрок Б, решив торговаться в пиках, сбрасывает четыре свои трефы. Игрок В считает свои карты слишком слабыми, чтобы торговаться: сбрасывает две пики, а также шестерку и пятерку бубен. После этих манипуляций карты распределяются так:

Игрок А

  • пика: туз, семерка, пятерка, тройка,
  • бубна: валет, девятка, восьмерка, четверка,
  • трефа: четверка, двойка.

Игрок Б

  • пика: король, дама, валет, десятка, восьмерка, шестерка, двойка,
  • черва: дама, валет,
  • бубна: король, дама, десятка.

Игрок В

  • черва: король, девятка, восьмерка, семерка, шестерка,
  • бубна: туз, семерка,
  • трефа: туз, король, дама, девятка, семерка, пятерка.

"Болван"

  • пика: девятка, четверка,
  • черва: туз, десятка, пятерка, четверка, двойка,
  • бубна: шестерка, пятерка,
  • трефа: десятка, восьмерка, шестерка, тройка.

Торговлю начинает А высоким объявлением четырех нулло, выполнение которого означает выигрыш партии. Игрок Б, взвесив возможность объявить четыре пики, все же пасует; В, играющий очень осторожно, также пасует.

Итак, играется четыре нулло: ходит Б; игроки сидят в следующем порядке (слева по часовой стрелке): Б, "болван", В, А (играющий). Б выходит королем пик, "болван" кладет девятку пик, В сбрасывает бубнового туза, А берет взятку пиковым тузом, А заходит двойкой бубен, Б кладет короля бубен, "болван" - шестерку бубен, В бросает семерку бубен.

Игрок Б, подумав, ходит бубновой дамой, желая прервать связь между играющим А и "болваном". Играющий должен будет взять еще одну взятку в пиках; если игрок В сумеет заставить его взять взятку в червах одну в трефах, это будет означать проигрыш для А. На даму бубен от "болвана" сносится пятерка, от игрока В - туз треф и бубновый валет от играющего.

Игрок Б не может выйти своей третьей буной, так как этим самым позволил бы "болвану" сбросить бубнового туза. Он выходит дамой червей. "Болван" сбрасывает десятку червей, В - девятку, а играющий - трефового валета.

Теперь Б заходит червовым валетом, "болван" берет взятку на туза, играющий сбрасывает семерку пик и заходит от "болвана" четверкой пик, которую забивает пятерка пик. Игрок Б сбросил двойку пик - играющий получил уже три взятки. Не страшно: зайдя с маленькой бубны, он не возьмет больше взяток, выполнив свое объявление: четыре нулло.

Анализируем расклад, убеждаемся, что игрок Б выиграл бы четыре пики, а В - даже пять треф, но им не хватило смелости в торговле.

Нулло

Вариант игры для двоих, особенно популярный в Великобритании. Игроки сдают карты по очереди. Каждый получает по 13 карт, остальные лежат в закрытой колоде. После сдачи противник сдающего, хотя и не обязан, имеет право заменить любое количество карт, сбросив их закрытыми на стол, и взять столько же из колоды. После этого заменять карты может и сдающий. Затем начинается торговля. При двух пасах карты тасуют и пересдают. В торговле появляется возможность объявить нулло (одно, два и т. д., до малого и большого шлема в нулло включительно), то есть взять не более шести, пяти и т. д. взяток (как в варианте "буби"). За одно нулло в записи считается 30 очков под чертой. Объявление в нулло считается старше, чем в бубнах (хоть имеет ту же цену), но младше, чем в червах. После окончания торговли ходит противник играющего (того, кто выиграл торговлю). Все взятки состоят из двух карт (карта захода и подброшенная). Остальные правила и запись как в традиционном бридже.

Шлем

Современная игра, разработанная в 1951 году американским инженером и создателем многих игр Сиднеем Сэксоном из Нью-Йорка. Игра распространилась в США и некоторых других странах среди любителей коммерческих игр.

Играют преферансной колодой (32 карты). Старшинство: от туза до семерки. Старшинство мастей (только в торговле): пики, черви, бубны, трефы. Существует козырная масть. Каждая сдача складывается из двух частей: раздачи карт с торговлей и розыгрыша. Сдаются карты по очереди; торговлю начинает противник сдающего. Торговля производится объявлением числа очков, которые игрок обязуется взять в розыгрыше. Обязательство играющего получить пять взяток; все взятки выше этой суммы считаются в зависимости от объявленной козырной масти (без козыря - 10 очков, пики и червы - восемь, бубны и трефы - шесть очков). Существует также объявление игры "нулло", то есть обязательство взять всего четыре (одно нулло), три взятки (2 нулло), две взятки (3 нулло), одну (4, или малый шлем в нулло), ни одной (пять или большой шлем в нулло).

Торговля производится в трех турах, причем в двух из них каждый игрок может сделать только по одному объявлению, а в третьем торговля длится, пока один из игроков не спасует.

Вначале каждый получает по 10 карт (раздаются по две карты). Производится первый тур торговли. Затем игроки получают еще по две карты и проводится второй тур; после него каждому дают еще по две, и производится третий и последний тур торговли. Затем игроки получают по две последние карты, но перед этим игрок, выигравший торговлю, обязан объявить козырную масть. Противник имеет право контролировать, теперь может наступить сцена козырной масти, или реконтра. Итак, каждый игрок имеет после окончания сдачи карт и торговли в руках по 16 карт.

Перед началом розыгрыша игрок делит их на две части, оставляя тринадцать на руках и откладывая по три закрытыми на стол (резерв игрока). В розыгрыше первые шесть взяток содержат по четыре карты (на каждую из них игрок бросает по очереди две карты, а взятку берет тот, кто бросил самую старшую).

Игроки обязаны отвечать в масть (но только из карт в руках; карты резерва не принимают участия в первом этапе розыгрыша!).

Игрок не обязан перебивать старшей картой или козырем, если нет масти. Седьмая взятка - последняя, разыгрываемая картами с руки, состоит из двух карт (ее берет игрок, чья карта старше). Далее разыгрываются карты резерва (взятки тоже состоят из двух карт). Здесь также существует обязанность отвечать в масть.

После окончания торговли игрок, имеющий на руках соответствующие карты, получает премиальные очки за короны и коронки (онеры), которые записываются, как и в бридже, над чертой. Под чертой, как и в бридже, записываются только очки, полученные в торговле и в розыгрыше. Премии за онеры, объявленные и выигранные большие и малые шлемы, за сыгранные игры с контрой и реконтрой, а также за партии и робберы записываются над чертой. Когда один из партнеров сделает вторую по очереди партию, он суммирует все полученные очки у каждого из двух игроков - их разность составляет проигрыш.

В торговле на протяжении первых двух туров каждый игрок имеет право превысить объявление противника не более чем на пять очков. Если один из противников ранее спасует, другой может в очередных турах торговли превысить свое обязательство предыдущего тура, но не более чем на пять очков. Каждый игрок, однако, имеет право объявить большой или малый шлем в любой масти, независимо от того, что до этого объявил противник.

В случае своего проигрыша игрок теряет определенное количество очков, зависящее от разности очков, объявленных и полученных при розыгрыше. За большие и малые шлемы, не объявленные при торговле, а также за лишние взятки никаких премий не полагается.

Запись . Партия состоит из 20 пунктов, роббер - из двух партий. Стоимость каждой взятки сверх пяти: в игре без козыря и в нулло - 10 очков, в пиках и червах - 8, в бубнах и трефах - 6 очков. Премия за роббер после двух партий -150, после трех партий (одну выиграл противник) - 100 очков. Премия за большие и малые шлемы: за малый шлем перед партией - 100, после партии - 150 очков; за большой шлем перед партией - 200, после - 300 очков. За игру, выигранную с контрой перед партией, - 25 очков, после партии - 40 очков, с реконтрой - двойные очки. За проигранную: перед партией - троекратное число недобранных очков; с контрой - десятикратное число недобранных очков, с реконтрой - двадцатикратное; после партии - пятикратное число недобранных очков; с контрой - пятнадцатикратное, с реконтрой - тридцатикратное число недобранных очков. Премии за короны и коронки (онеры): при игре без козыря за четыре туза - 40 очков, за три туза - 30 очков; при нулло за четыре семерки - 40 очков, за три - 30 очков. При игре с козырем за серию в козырной масти: из четырех карт - 15 очков, из пяти - 30 очков, из шести - 45, семи - 60, восьми (полная масть) - 75 очков.

Китайский бридж

Один из вариантов игры. Противники сдают карты по очереди. Сдающий сначала дает противнику и себе по четыре закрытые карты, а затем еще 44 (по 22), также закрытые. После этого каждый открывает 11 карт (из 22) и размещает их на закрытых так, чтобы противник их видел (на каждой закрытой лежит открытая). Четыре карты, полученные ранее, остаются на руках. Сдающий объявляет игру (высоту и тип); его противник может только контровать и пасовать. После контры сдающий может реконтровать или поменять заявку на более высокую. За первой взяткой всегда выходит противник сдающего. Все взятки состоят из четырех (по две, сброшенные поочередно каждым из игроков); взятку берет тот, кто сбросил самую старшую карту. В розыгрыше участвуют карты из руки и открытые со стола. Обязательно отвечать в масть, но необязательно перебивать старшей картой или козырем, если масти нет. Если сыграет какая-либо из открытых на столе карт, нужно немедленно открыть лежащую под ней закрытую, которая уже может участвовать в розыгрыше (со следующей взятки). Правила записи - как в традиционном бридже.

Бридж для двоих

Вариант игры, разработанный в 1954 году Кеннетом Констамом, английский знатоком и творцом новых игр. Игроки раздают карты по очереди. Сдающий раздает четыре раза по 13 карт - себе, противнику и на стол. Один из пакетов карт на столе - это так называемый закрытый болван (карты остаются закрытыми), другой - открытый болван (после сдачи карты открываются). Торговлю всегда начинает сдающий, который в первой заявке не имеет права пасовать. Вместе с заявкой сдающий объявляет, с которым из болванов, открытым или закрытым, будет играть. Это решение обязательно, независимо от того, кто выиграет торги. Торги продолжаются до первого паса. Первым ходит всегда противник выигравшего торги. Перед первым ходом карты на столе размещают так, что играющий болван располагается против победителя торгов. После первого хода открываются карты закрытого болвана, то есть розыгрыш идет с 26 открытыми картами, лежащими на столе. Правила записи те же.

БРИДЖ

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В БРИДЖ

Партнеры

Бридж — это игра, в которую играют за одним столом четыре, восемь и более человек с помощью комплекта из 52 карт. Игроков для удобства обычно обозначают по сторонам свете Север (N), Восток (Е), Юг (S) и Запад (W). Каждый игрок занимает свое место по договоренности или согласно жребию. Игроков после этого так и называют: Север, Восток, Юг, Запад. А их карты — рука Севера, рука Востока, рука Юга и рука Запада. Естественно, Север играет в одной паре с Югом, а Запад с Востоком. т. е. они образуют линии Север-Юг (NS) и Запад-Восток (WЕ). Обычно в бриджклубах, на турнирах на столе лежит табличка с обозначениями направлений сторон (они, разумеется, не обязаны совпадать с географическими):

N

W Е

S

Пары определяются жребием и не изменяются в течение целого роббера. Роббер — законченный фрагмент игры, состоящий из двух геймов (см. запись). По окончании роббера проводится новая жеребьевка. Игроки, составляющие пару, не могут снова играть друг с другом. В третьем роббере играют друг с другом те, кто еще не составлял пару. Три роббера образуют законченный цикл игры, в котором каждый играл с каждым. Его называют туром.

В спортивном бридже за каждым столом играют четверо игроков; столы нумеруются в порядке, устанавливаемом Судьей. 0н определяет одно из направлений как положение Севера; остальные направления определяются относительно Севера обычным образом. четыре игрока за каждым столом образуют две пары, или стороны:

Север и Юг против Востока и Запада. В парных или командных турнирах участниками являются соответственно пары или команды, при этом состав пар сохраняется в течение всей сессии (кроме случаев замены, разрешенных Судьей). В индивидуальных же турнирах каждый игрок выступает отдельным участником, а партнеры меняются в течение сессии.

Когда игроки расселись за столом, наступает второй ответственный момент — раздача карт. Игрок, получивший при жеребьевке старшую карту, выбирает место за столиком N и первый:дает колоду, а в каждой следующей раздаче эта обязанность переходит на следующего по направлению движения часовой стрелки. После того как колода будет перетасована и снята противником справа от раздающего, карты также сдаются по часовой стрелке, по одной каждому игроку до тех пор, пока вся колода не роздана. Как сдача карт, так и все остальные действия в бридже (торговля и игра картами во взятке) происходят по часовой стрелке, слева направо.

Карты

В бридж играют колодой из 52 карт, по 13 карт в четырех мастях. Старшинство мастей в порядке убывания: пики, черви, бубны, трефы. Без козыря старше любой масти. Преферансистам легко запомнить — все так же, но пика не младшая масть, а старшая. трефа и бубна — младшие масти или миноры, черва и пика — старшие масти или мажоры.

Старшинство карт в масти: туз, король, дама, валет, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2. Старшинство карт в каждой масти традиционное: самая младшая карта — двойка, а самая старшая — туз.

Карты от туза до десятки называются, как и в преферансе, онерами, от девятки до двойки — фосками. Туз, король и дама — старшие онеры (фигуры), а валет и десятка — младшие.

Расклад мастей

Масть, в которой имеем три или менее карт, называют короткой мастью. При этом две карты в масти называют дублетом, одну — синглетом. Отсутствие карт в масти — ренонс.

Масть, состоящую из четырех или более карт, называют длинной мастью, а все 13 карт, которые игрок получает в процессе сдачи — рукой. Короткая масть содержит не более триплета.

Четыре карты в масти — четверка, пять — пятерка и т. д.

Равномерный расклад — это расклад, имеющий не более одного дублета, т. е. 4-3-3-3, 4-4-3-2, 5-3-3-2.

Регулярная рука — рука без пятерок: 4-3-3-3, 4-4-3-2 и 4-4-4-1.

Косая рука — рука, содержащая, как минимум, девять карт в двух наиболее длинных мастях: 5-4-2-2, 6-3-3-1, 7-4-2-0 и т. п.

Способ распределения карт нашей руки по мастям называют раскладом мастей, например:

п: хххх ч: хххх б: ххх т: хх — расклад 4-4-3-2.

п: хххххх ч: ххххх б: х т: х — расклад 6-5-1-1 и т. п.

Взятки

Взятка состоит из четырех карт, поочередно сыгранных каждым из играющих. Начинает взятку (ходит) игрок, который взял предыдущую взятку, выкладывая любую карту на стол. Первый выход (выход в первой взятке) делает игрок, сидящий слева от разыгрывающего, перед выкладыванием "стола". Остальные игроки поочередно добавляют по одной карте. Обязательно играть картой масти хода. Если же у игрока нет такой масти, то он может играть любой картой, т.е козырем бить не обязательно. Взятку берет тот из игроков, который положил старшую карту масти хода. Если игрок, не имеющий этой масти, сыграл козырем, то взятка принадлежит ему. Если несколько игроков сыграли козырем, то взятка принадлежит тому, кто положил старшего козыря. Взятки являют общей собственностью пары, и кто из партнеров взял взятку — неважно. Выигранные взятки складывает перед собой один из двух партнеров.

Заявка — это обязательство взять число взяток равное 6 уровень заявки, например заявка 1п — обязательство взять 7(6-взяток при козыре пике. Заявка 36 — обязательство взять 9(6-взяток козырь бубна. Заявка 2бк (без козыря) — 8(6+2) взяток.

Виды заявок

а) пас — означает — не торгуюсь (на следующих кругах торговли разрешается, по желанию, заявлять что угодно);

б) предложение контракта. Состоит из числа, обозначающего, сколько взяток сверх 6-ти обязуется брать вместе с партнером заявляющий, и масти, которая предлагается в качестве козыря (г без козыря).

Каждая следующая заявка должна быть выше предыдущей (последовательность мастей на одинаковом уровне в возрастающее порядке — трефа, бубна, черва, пика, БК),

в) контра — утверждение, что противник не может взять заявленного количества взяток. Применяется только после предложения контракта противниками;

г) реконтра — утверждение, что заявленный вами контракт все-таки будет выигран. Применяется только после контры противника.

Эту карточную игру мало кто не знает. Играть в нее можно даже детям, ведь правила совсем не сложные, хотя иногда приходится хорошенько подумать над стратегией выигрыша и просчетом сразу нескольких ходов. Как ни странно, эта игра получила множество совершенно разных названий на территории стран СНГ: Пентагон, Фараон, Мау-Мау. Кое-где она даже известна как "Бридж".

По правилам в 101 играют от двух до пяти человек. Оптимальное количество игроков - три. Для игры понадобится обыкновенная колода на 36 карт, старшинство карт роли не играет.

Первый раз сдатчик определяется жребием, в дальнейшем сдает тот, кто выиграл предыдущую игру. Сдатчик сдает всем игрокам по 5 карт (обязательно по одной карте за круг), себе же берет 4 карты и последнюю карту кладет лицом вверх на стол. Это, собственно, и есть первый ход в игре. Оставшуюся часть колоды кладут рубашкой вверх в центре стола.

Далее игроки по кругу начинают накрывать открытую карту в центре стола. Класть можно либо карту той же мести, либо того же значения. Если у игрока на руках несколько карт одного значения, он может положить их все (например, 3 короля сразу). Если у игрока нет нужной карты/масти, он берет одну карту из колоды. Если и после этого нужной карты нет, он пропускает ход.

Если в ходе игры закрытая колода заканчивается, то из открытой оставляют только верхнюю карту, остальное тасуют и кладут рубашкой вверх.

Практически у каждой карты есть "действие", которое распространяется на следующего игрока:

6 - единственная карта, которая распространяется на того, кто ее положил, а не на следующего игрока. Игрок должен сам же ее покрыть. Если на руках нет карт для этого, он берет карты из колоды, пока на руках не появится нужная карта или комбинация карт.

7 - следующий игрок пропускает ход и берет 2 карты. Эффект Семерок кумулятивный, то есть за 2 семерки надо взять 4 карты и пропустить ход.

8 - взять одну карту. Эффект также кумулятивный, следующий игрок берет столько карт, сколько положено восьмерок, но после этого ход остается у него.

Дама - можно класть на любую карту без соблюдения масти/значения. Положивший даму заказывает любую масть следующему игроку.

Король Пик - следующий игрок берет 4 карты и пропускает ход. Если предыдущий игрок кладет несколько королей подряд, Король Пик должен быть верхним для выполнения условия, иначе сам же игрок перекрывает его действие и на следующего игрока не распространяется штраф.

Туз - следующие игроки пропускают ход. Особенность тузов в этой карточной игре в том, что каждая карта действует только на одного игрока. Если при игре втроем игрок кладет 2 туза за свой ход, то 2 следующих игрока пропускают ход и, как результат, ход возвращается к нему.

По правилам игры каждый кон выигрывает тот игрок, который избавился от всех карт. Если последним его ходом были Дамы, то он получает -20 очков за каждую. Остальные игроки вскрывают карты и считают очки на руках по такому принципу:

Пиковый Король - 40 очков

Игра Сто Одно происходит в несколько конов. Очки за каждый кон суммируются. Набравший 101 и больше очков считается проигравшим. Далее по договоренности: либо игра начинается сначала, либо он выбывает и остальные игроки доигрывают без него.

Для упрощения (или усложнения) правил можно договариваться о следующем:

Изменять начальное количество карт на руках

Изменять количество очков для проигрыша (121, 201 и т.д.)

При отсутствии нужной карты игрок тянет карты из колоды до тех пор, пока ему не попадется нужная

Дополнительная информация о карточной игре Сто Одно (101):

Количество игроков: 2-5
Колода: 36 карт
Цель игры: Избавляться от карт, не набирать штрафные очки, иметь меньше 101 штрафного очка

Бридж - единственная карточная игра, являющаяся Олимпийским видом спорта.

О происхождении бриджа существует много легенд. Очевидно, современный бридж возник путём видоизменения игры вист. Британская энциклопедия (22-е издание Pears" Cyclopaedia) приводит правила бриджа, отличные от принятых в наши дни и больше напоминающие правила виста; уже тогда (1913) бридж называется игрой «очень популярной во многих кругах». В 1945 г. приняты международные правила бриджа, утверждённые в 1948 г. Международной федерацией бриджа. В конце XX века в бридж играют десятки миллионов людей во всём мире, проводятся национальные и международные первенства.

Различают два вида бриджа: робберный и спортивный , разработанный для проведения чемпионатов и выявления победителей.

В спортивном бридже различают парные и командные состязания. Правила спортивного бриджа таковы, что влияние случайности сведено к нулю: всем участникам парных соревнований приносят сданные заранее карты - одинаковые для нескольких столов, на которых идёт игра. Выигравшей признаётся та пара игроков, которая «заработала» большее, чем противники, количество очков при равных условиях: на тех же картах и при тех же раскладах. В командных соревнованиях члены одной команды, состоящей из двух пар, сидят за двумя столами на разных линиях (север - юг; восток - запад). Выигравшей признаётся та команда, которая наберёт лучшую разницу очков на двух столах.

Описание игры

    Играют в бридж вчетвером.

    Игроки, сидящие напротив, являются партнёрами.

    Места за столом имеют названия, соответствующие сторонам света: Запад, Север, Восток, Юг. Север играет в паре с Югом, Запад - с Востоком.

    Играют большой колодой карт в 52 листа.

    Задача каждой пары игроков - набрать максимально возможное количество очков: т.е. заказать возможно большее количество взяток, которые партнёры возьмут совместно, назначить козырем наилучшую для обоих масть и выполнить заказ.

    Задача контрпартнёров - назначить более высокую игру либо сорвать выполнение заказа противниками.

Сдача карт

    Раздают по одной карте за раз, а всего по 13 карт каждому игроку. Козырь не вскрывается. В соревнованиях по спортивному бриджу расклады часто готовят при помощи компьютера, использующего генератор случайных чисел.

Старшинство карт и мастей

    Старшинство карт традиционное: двойка, тройка, четвёрка, пятёрка, шестёрка, семёрка, восьмёрка, девятка, десятка, валет, дама, король, туз.

    Достоинство карт в очках не оценивается.

    Старшинство мастей: трефа, бубна, черва, пика.

    Старшие масти (пики и черва) называются мажорами, младшие масти (бубны и трефа) называются минорами.

    Объявление «без козыря» старше объявления масти.

Торговля

    Начинает торговлю сдающий.

    Заявки делаются в строгой очерёдности по часовой стрелке.

    Существует четыре вида заявок: значащая заявка, пас, контра, реконтра.

    Значащая заявка - обязательство взять определённое количество взяток сверх шести при заказанном козыре или без козыря.

    Пас - незначащая заявка, которая демонстрирует либо отказ продолжать торговлю, либо временный отказ продолжать торговлю, либо передаёт определённую информацию по специальной договорённости между партнёрами.

    Контра - обязательство сорвать выполнение противником своей заявки. При заявке «контра» цена игры удваивается.

    Реконтра - подтверждение своей заявки, несмотря на заявку «контра». Заявка «реконтра» может быть сделана только в ответ на «контру» противников. При заявке «реконтра» цена игры учетверяется.

Последовательность значащих заявок

Количество взяток

Заявки

1 трефа 1 бубна 1 черва 1 пика 1 без козыря
2 трефы 2 бубны 2 червы 2 пики 2 без козыря
3 трефы 3 бубны 3 червы 3 пики 3 без козыря
4 трефы 4 бубны 4 червы 4 пики 4 без козыря
5 треф 5 бубён 5 черв 5 пик 5 без козыря
6 треф 6 бубён 6 черв 6 пик 6 без козыря
7 треф 7 бубён 7 черв 7 пик 7 без козыря

    Каждая последующая заявка должна быть выше предыдущей.

    Игрок, сказавший пас, не теряет права на участие в торговле, если она продолжается. После каждой заявки каждый из участников игры может сказать своё слово.

    Если все игроки сказали пас, карты сдаются снова.

    Заявки «контра» и «реконтра» могут быть сделаны после любой значащей заявки, увеличивают выигранные (или проигранные) очки и вступают в силу, когда после их объявления трое игроков сказали пас. Каждая следующая значащая заявка аннулирует «контру» и «реконтру» и может быть, в свою очередь, подвергнута «контре» и «реконтре».

    Существуют разнообразные условности, позволяющие партнёрам в процессе торговли легально (т.е. в рамках правил) обмениваться информацией о качестве своей карты, длине мастей, наличии в мастях старших карт и т.д. Обмен информацией между партнёрами очень важен для назначения игры, т.к. один из партнёров должен заказать козырь и количество взяток, которые оба партнёра возьмут совместно. Совокупность приёмов и способов обмена информацией в процессе торговли называется конвенцией или системой торговли. Известны, например: конвенция Блэквуда, система торговли «Трефа точная» (Precision club) и многие другие.

    Последняя значащая заявка называется контрактом. Это обязательство взять определённое количество взяток при назначенном козыре или при игре без козырей.

    Пара игроков, объявившая контракт, называется разыгрывающей парой, а их противники - вистующей парой. Игрок разыгрывающей пары, первым назвавший масть контракта (или «без козыря» при бескозырной игре), становится «разыгрывающим», а его партнёр - «болваном».

Розыгрыш

    Первый ход принадлежит вистующему, сидящему слева от разыгрывающего. Последующие ходы - игроку, взявшему предыдущую взятку.

    После первого хода противника болван выкладывает свои карты открытыми на стол и в дальнейшем не принимает участия в розыгрыше. Картами болвана распоряжается разыгрывающий. Карты болвана называются «стол». Когда разыгрывающий бьёт своей картой, это называется «бить с руки», когда картой болвана - «взять со стола».

    На ход в масть, игрок обязан класть карту той же масти, а при отсутствии масти - любую карту. Перебивать козырем не обязательно.

Подсчёт очков

    Очки начисляются за результат каждой сдачи. Если контракт выполнен (перевыполнен), очки получает разыгрывающая пара.

    Очки начисляются за каждую взятку свыше шести. Кроме того, существует дополнительное условие: «в зоне», «вне зоны», влияющее на величину премиальных очков. Различают четыре вида зональности: никто не в зоне, все в зоне, в зоне Север-Юг, в зоне Запад-Восток. На соревнованиях зональность зависит от номера сдачи и повторяется каждые 16 номеров.

    В спортивном бридже очки начисляются следующим образом: если разыгрывающая пара обязалась набрать не менее 100 очков за взятки и выполнила заказ, ей начисляется премия по графе «гейм»; выполненный контракт на меньшую сумму очков поощряется по графе «частичная запись»; дополнительные очки начисляются за самые крупные игры - малый шлем (12 взяток) и большой шлем (все 13 взяток).

    В роберном бридже пара, сыгравшая гейм (или набравшая 100 очков частичными записями), входит в зону. После того, как пара сыграет гейм в зоне (или наберёт 100 очков частичными записями), робер заканчивается. Если при этом противники не вошли в зону, пара, закрывшая робер, получает премию в 700 очков; если вошли - 500.

    При невыполнении контракта очки получает только вистующая пара.

    За выполнение контракта под «контрой» дополнительно начисляется 50 очков; под «реконтрой» - 100.

Пример подсчёта очков

    Разыгрывающая пара заказала большой шлем в трефах (т.е. обязалась взять все 13 взяток, назначив козырем трефу). Партнёры объявили «контру», а разыгрывающая пара - «реконтру». Разыгрывающая пара выполнила заказ. Ей начисляется: за 7 взяток в минорах под реконтрой: 80 х 7 = 560 очков; за выполненный контракт под реконтрой: 100 очков; за гейм: 300 очков; за большой шлем: 1000 очков. Итого: 1960 очков.

    В роберном бридже очки начисляются за «коронки» - четыре козырных онёра в одной руке; за «короны» - пять козырных онёров в одной руке; за четыре туза в одной руке при бескозырной игре. При этом не важно, у кого на руках находится комбинация карт.

    • ...король давал мне по вечерам уроки игры в бридж - это была обязательная наука всякого уважающего себя дипломата. (Игнатьев. 50 лет в строю).

    • Народ прибывал, и бридж шёл уже за шестью столами. Под центральной люстрой, за круглым столом для покера трое игроков раскладывали фишки в пять столбиков, ожидая ещё двух желающих. Стол для баккара в форме фасолины под покрывалом, вероятно, только после обеда будет использован для железки. (Ян Флеминг. Мунрейкер).

    • Я отказался от спорта и стал играть в шахматы, бридж и особенно в покер (Ли Якокка. Карьера менеджера).

Этимология: Существует предположение, что игра бридж происходит от русского «бирич» (бирючъ, бирчiй) - глашатай. Игра «попала в Лондон под названием Biritch or Russian Whist (Encyclopaedia Britannica. 1965)» (по материалам журналов «Бридж в России» 1991, №1, «Наука и жизнь» 1979, №9).