День народного единства или день согласия и примирения. День народного единства или день согласия и примирения Какому событию посвящен 4 ноября

Праздник был учрежден в декабре 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Впервые этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад.

История

Дата праздника была выбрана не случайно — исторически День народного единства связан с далекими событиями начала XVII века, когда в 1612 году Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов.

На рубеже XVI-XVII веков в России произошла вереница трагических обстоятельств, и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Историки считают, что непосредственной причиной Смуты стало прекращение династии Рюриковичей. Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена, погибшего от рук поляков за свою верность Православию и причисленному к лику святых, русский народ встал на защиту родины.

Первое ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось.

Затем в сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

Во всенародном ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Суть праздника

Этот праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Праздник призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений.

Главная задача праздника как в дореволюционное, так и в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели — стабильного гражданского мира, а также уважению к патриотизму и мужеству, которое было проявлено освободителями Москвы.

День народного единства — это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

© photo: Sputnik / Антон Денисов

Как празднуют

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

День народного единства в этом году планируют отпраздновать также пышно, как и в предыдущие годы. Самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве и в Нижнем Новгороде, откуда пошло ополчение Минина и Пожарского.

Планируется большое, многомиллионное шествие по городу и возложение цветов к мемориалу Минину и Пожарскому.

В День народного единства проводятся праздничные мероприятия патриотической направленности, шествия, гуляния, ярмарки, выставки и так далее. Все главные парки Москвы подготовили большую развлекательную программу ко Дню народного единства.

В Кремле пройдет церемония торжественного вручения премии президента за укрепление единства российской нации и концерт "Мы едины".

По всей стране пройдут торжественные концерты, салюты, и массовые народные гулянья.

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Дату 4 ноября рожали в муках. В 2005 году у власти появилась идея замылить давний советский праздник 7 ноября. Мол, и время изменилось, и коммунистам пора знать своё скромное место. Конечно, это не кардинальный запрет КПСС, но хоть что-то. По статистике, тогда этот день (День Великой Октябрьской социалистической революции) был на четвёртом месте по популярности после Нового года, 8 марта и 9 мая. Всякие «хэллоуины» и «валентинки» еще не успели войти в этот классический набор. Но долгий просмотр исторических фактов, приходящихся на первую половину одиннадцатого месяца, выявил лишь память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 году. Вспомнили об этом и решили увековечить. В Администрации Президента дружно хлопнули, в том числе по рукам, и приступили к воплощению. Уже вынужденному воплощению, так как президент идею на-гора одобрил.

Полгода до первого нового праздника политтехнологи в срочном порядке разрабатывали концепции, мероприятия, логотипы и названия. Велись обсуждения с экспертами и историками. «Какой День Единства? Нам нужно тогда и историю переписывать?» - тревожно перешёптывались специалисты по переформатированию общественного сознания.

Прошло 13 лет. «Околопраздничные» дети ходят в пятый и шестой классы школ. Казалось бы, вот они и должны хоть как-то ответить на вопрос, что это за день великий такой и даже праздник? Ответа нет и у них. Как и у их преподавателей. Внятного и понятного ответа нет и у разработчиков празднования этого дня, скажем прямо.

Что же такое? Почему так получилось? А очень просто, уже есть «День Российского Флага», «День Независимости» (он же «День России») и «День Конституции». Набор достаточный? Вполне. Празднуем? Нет… Это как отмечать свой день рождения, забыв, когда он. Ни друзей с подарками, ни поздравлений, ни радости. Самообман в чистом виде.

Патриотизм, скрепы, единство и прочая гордость появляются сами, вот просто сами, когда есть доверие как внутри общества, так и доверие этого общества к институтам государственной власти. А сегодня в России кризис доверия. И восстанавливается оно не за счет бутафорских дат, а за счет реальных дел. Институтам власти начинают доверять, когда экономика страны растёт, личное благосостояние хотя бы не уменьшается, и твою страну не считают «третьим миром». А когда тебе только запрещают, стращают и изымают без всяких гарантий – тут, как в животном диком мире, каждый сам по себе. Ибо холодильник белый как снаружи, так и внутри. И новый «день Космонавтики-3» улыбку не вылепит на лице. И не прибавит радости. Ничего не прибавит.

Вызывает иронию и выбранный символ Дня народного единства - русский колокольчик. Многие ли в курсе, что такой вообще имеет место быть? А он есть. Выбран как логотип и материал для раздачи празднующим массам в этот день… вроде георгиевской ленты. И хоть раз вам его подарили? Видимо, самим неловко.

В конце октября этого года вездесущий ВЦИОМ вкрадчиво поинтересовался у россиян, как нами празднуется День народного единства и ощущаем ли мы, так сказать, всю нашу скрепность бытия? Так вот, 42% россиян честно ответили, что 4 ноября за праздник не считают в принципе, а, стало быть, жареного поросёнка гречневой кашей с вечера не шпигуют, и скатерти не крахмалят.

4 ноября – праздник, который никому не нужен. Праздник, которого нет. Просто дополнительный выходной для работников бюджетной сферы. Немного отдышаться. Протереть, наконец-то, пыльные плинтуса, съездить в торговый центр за зимней одеждой для детей, выспаться. Этому классу общества тоже наплевать на скрепы и единство. Люди живут своими проблемами.

Единения стране и ее жителям мёртворождённый праздник не принёс. Зачем он? Висит как нелепая демонстрация фальши и повсеместной бутафории, которой за неимением живых сущностных идеологических смыслов, пытаются заслонить большую потемкинскую деревню под названием «консолидация российского общества». Все уже этими картонными шторками сыты по горло. Праздники все под идеологию страны формируются. Нет у нас ее. Поэтому День народного единства пора отменять. Заменив ложные смыслы настоящими делами. Однако пока, увы, мы видим, что объединить общественность без «колокольчиков» власть наша не в состоянии.

России сейчас следует опасаться темпераментных руководителей США и Китая в самой малой мере. Россия уничтожает себя изнутри. Мы, объединенные скрепами из ломкого китайского пластика, привыкли высматривать только внешнего врага и сторожить границы, не поворачиваясь лицом в сторону россиян. Это на нас с ухмылкой смотрят во всем мире наши заклятые враги, потому что всю их работу за них делает наша власть. Нам не праздники плодить нужно, а решать задачу по формированию новой страны, которую мы почти 30 лет построить пытаемся. Но в итоге не строим, а, наоборот, разрушаем. Чем дальше, тем сильнее. Идем к политическому и экономическому краху.

Бездействие чиновников, нежелание видеть имеющиеся и перезревшие проблемы нашего больного общества, равнодушие элит к простым людям – всё это никак не способствует единению. Даже раз в год. Даже в слякотный ноябрь где-то в кафе с горячим чаем.

День народного единства и День воинской славы в России

С 2005 года в православный праздник день Казанской иконы Божией Матери отмечается День народного единства. Установлен этот праздник был в честь освобождения Москвы в 1612 году от польских интервентов. В 1649 году царь Алексей Михайлович день Казанской иконы Божией Матери объявил своим указом государственным праздником. Из-за революции 1917 года и событий, последующих за ней, эта традиция празднования освобождения Москвы от польско-литовских интервентов прекратилась.
Госдумой РФ 16 декабря 2004 года был введен новый праздник - Дня народного единства (День согласия и примирения), а 7 ноября вместо Дня октябрьской революции сегодня в России отмечается День воинской славы России. В этот день в Москве на Красной площади проводится военный парад.
В пояснительной записке к предложенному на обсуждение проекту закона, отмечалось, что именно 4 ноября 1612 года Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский руководили войском, которое, показало свой героизм и сплоченность русского народа, который штурмом взял Китай-город и освободил от польских интервентов Москву.

День железнодорожника на Украине

Эту дату, как профессиональный праздник, стали отмечать 4 ноября по инициативе работников Львовской железной дороги и по Указу Президента Украины от 15 июля 1993 года. 4 ноября 1861 года, во времена Австро-венгерской империи, во Львов прибыл первый поезд, под названием «Ярослав». Этот поезд был поездом международного сообщения, соединившим Львов, Вену, Перемышль и Краков.
Украинские железные дороги сегодня объединяют 6 железных дорог: Донецкую, Львовскую, Одесскую, Южную, Юго-западную и Приднепровскую, объединяющих все области Украины.
30300 км железнодорожных путей и более чем 1,5 тысяч станций обслуживают более 375 тысяч работников. Каждый год по железной дороге Украины отправляются в путь более 500 миллионов пасажиров, с помощью около 175 тысяч грузовых вагонов перевозится около 300 миллионов тонн грузов.
Первый профессиональный праздник железнодорожников был учрежден в России в 19 веке в день рождения императора Николая I, который положил начинание строительству железных дорог. Ежегодно 25 июня он праздновался до 1917 года, затем праздник был забыт на 20 лет. Традиция празднования Дня железнодорожников продолжилась в СССР в 1936 году. Этот праздник стали отмечать каждое первое воскресенье августа.
В 2004 году 26 февраля в Киеве на І Конференции Профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей было принято решение проводить День железнодорожников и транспортных строителей Украины каждое первое воскресенье августа. Фактически у железнодорожников Украины теперь 2 профессиональных праздника: осенью - День железнодорожника и летом - День профсоюза железнодорожников.

День социального работника в Армении

Этот праздник был объявлен правительством Армении в начале 2009 года. 4 ноября 1918 года коалиционным правительством Первой Республики было сформировано министерство общественной опеки — основы политики социальной защиты населения Армении. Социальная сфера во время советизации Армении и до сегодняшнего времени, осталась одним из основных направлений политики этого государства.

Необычные праздники

— День домохозяйки
— День Национальный день семейной грамотности
— День нежного укуса за ухо
— День, когда пора начать все сначала
— Национальный день приготовления еды для домашних животных

Церковный праздник 4 ноября

День Казанской иконы Божией Матери

В этот осенний день все православные чествуют день освобождения в 1612 году Москвы от поляков и празднуют день Казанской иконы Божией Матери.
На Руси этот день долгое время отмечали как государственный праздник. Россия прославляла Казанский образ Богородицы, явившей во время Смутного времени свое заступничество за Русь.
Казанскую икону брали с собой в ополчение, когда русские войска освобождали от врага Кремль и Москву, Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский.
Чтимый образ Казанской иконы Божией Матери в 1737 году был перенесен в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербург, где в 1810-х годах построили Казанский собор, который в наше время был восстановлен и вновь открыт 4 ноября 1993 года.
Именины 4 ноября у: Александра, Василия, Владимира, Германа, Григория, Дениса, Ивана, Ираклия, Константина, Максима, Николая, Федора, Анны, Елизаветы.

День народного единства - это достаточно молодой праздник, но посвящен он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени. В этот день в 1612 году ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержало победу над польскими интервентами и освободило Москву.

Исторический экскурс: что такое Смутное время?

Хронологически этот период можно обозначить 1584-1613 годами. После смерти царя Ивана IV Грозного в 1584 году на престол взошёл его наследник Фёдор Иоаннович , который проявлял мало интереса к государственным делам. Царь Фёдор наследников не имел, а единственный его преемник, царевич Дмитрий, погиб в Угличе в детском возрасте. В 1598 году Фёдор Иоаннович умер, и царская династия Рюриковичей на нём пресеклась.

После этого последовало около 15 лет глубокого национального кризиса. Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками.

4 ноября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сумело освободить Москву от польских интервентов. В 1613 году на Земском соборе был выбран новый царь — Михаил Романов . Это событие хронологически обозначило конец государственного кризиса и Смуты. В честь победы над поляками день 4 ноября стал Днём Казанской иконы Божьей матери. По преданию, ополченцам удалось одержать победу именно благодаря её заступничеству.

Победа народного ополчения над поляками. Горельеф с памятника Минину и Пожарскому. Фото: Commons.wikimedia.org

Ноябрьские праздники: от 7-го к 4-му

В СССР отмечался праздник 7 ноября — День Октябрьской революции. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года (7-8 ноября по новому стилю) в ходе вооружённого восстания большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.

В Советском Союзе 7 и 8 ноября были нерабочими днями. 7 ноября на Красной площади проходили военные парады, по всей стране устраивались праздничные демонстрации.

В 1996 году президент России Борис Ельцин подписал указ «О Дне согласия и примирения». 7 ноября остался праздничным днём, однако суть праздника коренным образом изменилась. Этот праздник должен был стать днём отказа от противостояния, днём примирения и единения различных слоёв российского общества. 1997 год — год 80-летия революции — был объявлен годом согласия и примирения.

В 2004 году президентом России Владимиром Путиным был подписан федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». Данный закон устанавливал новый праздник 4 ноября — День народного единства. Документ вступил в силу в 2005 году.

Есть ли единство?

День народного единства — праздник молодой, и культура его празднования пока не сложилась.

Историческая сторона праздника мало кому известна и выглядит блёклой на фоне Куликовской битвы или Бородинского сражения. К тому же сама историческая ткань тех времён настолько сложна и переполнена именами и событиями, что чёткое представление о смысле событий 1612 года могут иметь разве что профессионалы. По результатам опроса ВЦИОМ, большинство россиян до сих пор не знает названия праздника. В 2011 году таких было 43 % респондентов. Только 14 % россиян были в курсе того, чему именно посвящён праздник. Большинство из опрошенных заявляли, что отмечать День народного единства не будут.

По результатам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2012 году, большинство россиян считают, что в России народного единства нет. Таких набралось 56 %. В том, что единство есть, уверены только 23 % респондентов.

При этом те, кто верит в народное единство, чаще говорят о том, что в России разные нации уживаются мирно. Те же, кто придерживается противоположных взглядов, заявляют, что каждый думает только о себе.

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики . Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601-1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения (Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября . По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября .

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 2007.