Развивающие игры для малышей от 1 года. Игры для малышей и для самых маленьких. Физкультминутка по стихотворению про свинок

Крохотные карапузы – это не только любовь и радость всей нашей жизни, но и те, кто нуждается в нашем постоянном внимании. Уделять внимание подразумевает заниматься с малышами, развивать их и воспитывать. Детям первого года жизни чаще предлагаются занятия на физическое развитие. С взрослением деток становятся все более полезными и актуальными игры на развитие мышления, внимания и творчества.

Какие занятия выбрать для деток, которые уже отпраздновали свой первый большой день рождения? Этот сложный, но интересный период малыш встречает с широко раскрытыми глазами и готовностью к новым познаниям и открытиям. Найти хорошие и познавательные игры для детей в 1-2 года очень легко. Многие из игр передаются из поколения в поколение и порой чувствуются на уровне интуиции.

В 1-2 года объектом игры может стать любой яркий материал, крупы, краски – все, что найдется под рукой у любой мамы!

Основные направления для развития

Детям дошкольного возраста важно развивать следующие навыки:

Ранний дошкольный период можно разделить на три основных этапа: 1-1,5 года, 1,5-2 года и 2-3 года. Каждый из них имеет свои особенности, однако родителям очень важно постоянно развивать малыша, не пуская его воспитание на самотек. Разберем основные навыки, свойственные каждому отдельному этапу.

1-1,5 года

Дети учатся:

  • ходить и прыгать (с маминой помощью);
  • кидать мяч;
  • называть предметы;
  • подражать звукам животных, предметов;
  • различать цвета;
  • слушать, понимать и выполнять просьбы;
  • различать предметы по величине;
  • вести счет до 5;
  • манипулировать с игрушками (кормить куклу, варить обед, катать машинку, укачивать зайчика и т. д.);
  • подпевать простым песенкам, повторять потешки, стишки;
  • заниматься ручным трудом (клеить вырезанные детали, красить кисточкой по бумаге).


Доверять такому маленькому ребенку мелкие детали не стоит – пока что для него интересна игра с объемами, формами и цветами – мячиком, большими цветными кубиками, пирамидками

1,5-2 года

Детки учатся:

  • различать не только основные цвета, но и их оттенки;
  • понимать и выполнять многосложные просьбы («Возьми мишку, положи его в коляску и спой песенку»);
  • различать не только величину, но и форму предметов;
  • вести счет 1-10;
  • называть предметы полным словом («ложка» вместо «ка»);
  • подражать звукам животных, птиц, предметов;
  • манипулировать с игрушками (возить песок в машине, кормить зайку ложкой, строить башню из кубиков);
  • кидать мяч;
  • петь песенки и повторять стишки и потешки;
  • различать цифры и буквы (небольшую часть);
  • заниматься ручным трудом (с помощью взрослого клеить аппликацию, пользоваться карандашами и фломастерами, рисовать кистью).

Еще больше информации вы найдете в статье



Ребенок до двух лет обожает строительство из кубиков и крупного конструктора, в игры уже может вноситься сюжет, в них есть свои персонажи и истории

2-3 года

Самое время учить:

  • различать основные цвета, их оттенки, а также уметь смешивать краски, чтобы получить необходимый цвет (рекомендуем прочитать: );
  • вести счет до 10;
  • различать относительную величину (выше-ниже, дальше-ближе, большое-меньше), а также форму предметов (треугольный, круглый, квадратный);
  • складывать и вычитать простые числа на доступных примерах (к двум девочкам пришла еще одна девочка, теперь девочек три);
  • описывать происходящие события простыми предложениями;
  • понимать содержание сказки и отвечать на вопросы по прочитанному;
  • манипулировать с игрушками (строить из конструктора простые предметы, играть в сюжетно-ролевые игры);
  • учить наизусть стихи и песни;
  • знать, как пишутся буквы и цифры;
  • заниматься ручным трудом (делать аппликации, лепить из теста, пластилина, рисовать карандашами, фломастерами, красками, мастерить поделки из природного материала).


Когда возраст ребенка приближается к трехлетнему рубежу, можно активно включать в его программу развития творческие наывки – рисование, музыку (ксилофоны, детские музыкальные инструменты), лепку

Занятия от года

Рисование пальчиковыми красками

Рисование с детьми – новый и захватывающий процесс, который позволяет познавать необычное и развивать воображение. Деткам больше интересен сам процесс творчества, нежели полученный результат.

Для комфортной работы подготовьте рабочую зону: застелите стол клеенкой, приготовьте краски, воду, кисточку (при желании), салфетки. Малыши в этом возрасте крайне непоседливы, поэтому не стоит планировать раскрасить за раз больше одной картинки. На выбор ребенку давайте не больше трех цветов.

Прежде чем малыш начнет пробовать свои силы, покажите, как правильно обмакивать палец в краску. Сделайте это своей рукой, держа пальчик крохи, затем начните аккуратно раскрашивать картинку. Подбадривайте и хвалите малыша за успехи, так вы будете стимулировать в нем желание творить.



Пальчиковые краски – отличное развлечение для детей, которые по своей натуре являются кинестетиками, то есть любят все трогать и пробовать руками

Может, этот материал еще рановато использовать для годовалых крошек? Разумеется, сложные взрослые поделки деткам такого возраста еще недоступны, но пластилин – отличное средство для развития мелкой моторики, поэтому начинать можно уже сейчас. Лепка открывает перед ребенком огромный простор для творчества. Современный пластилин отличается от старых образцов, он более эластичный и совсем не липнет к рукам. Работать с таким материалом – сплошное удовольствие. Ребенку будет интересно добавлять детали к уже готовой картинке, которую можно нарисовать самим или купить заготовку.

На первых порах лепите небольшие шарики, которые малыш должен будет давить пальчиком на выбранном месте картинки. Рисунки должны быть с простыми сюжетами: добавить конфет в вазочку, покормить собачку или изобразить дождик из тучки. Научившись надавливать на шарик, чтобы его расплюснуть, ребенок может попробовать размазывать пластилин в разные стороны, чтобы получилась новая интересная картинка. Начать следует именно с простого действия – надавливания. Важные советы:

  • Шарики рекомендуется налепить заранее, чтобы ребенок не ждал «новой порции» работы, ведь ему сложно долго концентрироваться на чем-то одном.
  • Не оставляйте малыша без присмотра, а то он может попытаться попробовать пластилин на вкус.
  • После занятия уберите пластилин в недоступное для ребенка место.
  • В качестве альтернативы пластилину возьмите тесто, которое можно сделать самостоятельно из воды и муки.


Лепка из пластилина – очень интересное занятие, которое сможет объединить малышей и детишек постарше. Последние с удовольствием покажут братику или сестричке, как слепить что-то красивое

Чтение книг

Выбирайте простые и яркие книги, где много красивых картинок, привлекающих внимание. Сопровождайте свое чтение играми и озвучиванием. Например, проиграйте историю с помощью любимых игрушек или изобразите как квакает лягушка, и как прыгает зайчик. Дети любят читать одну и ту же книгу много раз -несмотря на то, что вам она уже надоела, читайте ее снова и снова, пока она интересна малышу.

«Школа семи гномов» – отличный дидактический комплекс для развития детей разных возрастов. Все наборы делятся по возрасту (от рождения и до самой школы). В каждом годовом комплексе 12 книжек, где вы найдете большое количество интересных заданий, которые разработаны специалистами по детской психологии и воспитанию, а значит будут полезны вашему малышу.

Игры с кубиками, пирамидками и сортерами

После 1 года дети с удовольствием играют с кубиками. Предложите ребенку самые простые действия: сделать башенку из двух-трех кубиков, постепенно увеличивая количество кубиков.

Используйте развивающие сортеры (кубики с отверстиями разной формы и фигурками, соответствующими форме этих отверстий). Простая на первый взгляд задача является очень сложной для ребенка, но очень хорошо развивает его мозг.

Пирамидка – одно из самых любимых занятий малыша в 1 годик. С помощью пирамидки ребенок освоит такие понятия как «больше-меньше» и научится составлять целую конструкцию из отдельных частей.

Активные игры с предметами

Такие игры в 1-2 года – самое лучшее решение. Для занятий выбирайте большие яркие предметы. Задания могут простыми и активными: собрать предметы в корзинку, бросить мячик, отвести куклу в детский сад. Занятия могут быть с развивающим уклоном: мама просит взять и принести какой-либо предмет. Все малыши обожают трогать, мять и пробовать предметы на вкус – дайте ему возможность реализовать свои желания. Предлагайте ребенку предметы с разной фактурой, поверхностью и формой. Давая очередную вещь ребенку, называйте ее характеристики (большая, твердая, теплая, пушистая и т. д.).



Пальчиковые игры не только интересны для ребенка, но еще и очень полезны. Они отлично развивают мелкую моторику и воображение

Продолжайте развивать мелкую моторику рук с помощью простых и интересных движений, сопровождающихся озвучкой. Не забывайте – чем больше вы будете разминать детские пальчики, тем больше вероятность, что ребенок скоро заговорит. При нежелании со стороны ребенка играть в подобные игры, можно просто делать ему полезный массаж пальчиков и ладошек или предложите для игры резиновый мячик с шипами.

Игры с предметами быта: одеждой, посудой

Большое количество игрушек в доме не исключает тяги маленьких деток к повседневным вещам. Они стремятся повторять взрослые действия и делать все как мама. Игры с посудой – любимая забава для детей. Здесь открывается большой простор для фантазии: ставить лоточки друг в друга, спрятать что-то в кастрюльку, перекладывать овощи из миски в кастрюлю.

Игры с сыпучими материалами

Годовалые дети очень любят такие занятия. Подобные упражнения стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики будут становиться все более ловкими и послушными. Для занятий выберите любые сыпучие материалы и крупы: рис, гречку, манку, пшено. Затем маме нужно высыпать тонким слоем на поднос крупу и показать, как можно рисовать этим материалом. Для работы желательно выбрать поднос с высокими бортиками, хотя и он не гарантирует отсутствие на полу рассыпанной крупы. Малышу наверняка захочется сначала изучить крупу – не препятствуйте такому знакомству.



Крупу и бобовые можно покрасить гипоаллергенными пищевыми красками, особенно хорошо для этого подходит рис. Можно также купить готовые цветные материалы для развития мелкой моторики

Все новое для деток младше 2 лет имеет очень большое значение. Им необходимо разобраться с новым материалом, попробовать его на ощупь и на вкус, перебрать в ладошке каждый вид крупы. Возможно, малышу будут интересны именно такие действия, а не процесс рисования – не торопите события, позвольте крохе на первом занятии просто познакомиться с необычным материалом.

В следующий раз можно попробовать показать выполнение простых рисунков (кругов, квадратов). Раз за разом ребенок будет пытаться нарисовать все новые и новые рисунки (зигзаги, волны, полоски). Такие занятия с крупами отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей в возрасте 1,2 и 3 лет.

Подвижные игры

Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.

С игрушками

Собираем шарики

  • Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
  • Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.


Сортировка шариков подходит как для годовасиков, так и для трехлетних ребят – с возрастом занятия усложняются

Ищем игрушку

  • Помещаем игрушку на видном месте, и вместе с карапузом отправляемся на поиски, поддерживая его под мышки или за руки.
  • Можно положить в угол комнаты 3-4 игрушки и попросить малыша взять именно ту вещь, которые вы назовете.
  • Прячем игрушку под покрывало так, чтобы была видна лишь ее часть: хвостик кошечки, волосы куклы.

Ползем к погремушке

  • Кладем погремушку на расстояние от 1 метра и просим малыша доползти до нее, затем помогаем ему встать, поднять погремушку и позвенеть ею.
  • Усложняем задачу – ребенок должен выполнить все действия самостоятельно. В следующий раз положите на пол 2 погремушки, взять их нужно обе.
  • В зависимости от возраста увеличиваем расстояние: 1-1,5 года – до 2 метров; 1,5-2 года – до 2-3 метров; 2-3 года – до 3-4 метров.

Без предметов

  • Паровозик (от 1,5 до 3 лет). Становимся впереди малыша, он – сзади, держась за вас. Начинаем двигаться вперед, подражая гудку паровоза. Усложняем задачу – меняемся местами; попеременно «регулируем» громкость гудка – то тихо, то громко.
  • Поездка на поезде. Вместе с малышом сидим на стульчиках, выполняем руками круговые движения, подражаем гудку «Ту-ту», притопываем ногами. По сигналу «Приехали!», «Остановка – лес/деревня» – бегаем по комнате и собираем «грибы/цветы».

Ощая продолжительность активных занятий в таблице.

И.А. Галкина (к.пс.н.)

После года малыш активно впитывает информацию, познаёт окружающий мир. Важно поддержать стремления ребёнка, направить его энергию в нужное русло, наполнить жизнь маленького человечка яркими эмоциями и помочь малышу перейти на новую ступень развития. Развивающие игры для детей – доступный способ обогатить внутренний мир, расширить кругозор, улучшить речевое и физическое развитие. Большинство игр проводится с доступным, недорогим инвентарём.

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Матрешки (пробуем складывать).

Пирамидки - надеваем колечки, пробуем одеть по порядку, ищем самое большое, потом снова самое большое и т.д.

Шнуровки (продолжаем снимать, пытаемся надеть с маминой помощью). Очень интересные шнуровки-сказки. Вы можете даже сделать шнуровку самостоятельно, просто распечатать любой вариант фигурок и сделать отверстия дыроколом, тем более так можно собрать много категорий и сортировать их по темам или создавать свою сказку-шнуровку (такие сказки-шнуровки бывают в деревянном варианте).

Сортеры (вынимаем и ставим обратно с маминой помощью).

Мозайка крупная.

Кубики - стучим кубиками, ставим их друг на друга.

Вкладыши - ищем домики для вкладышей (фигурок или животных, для начала можно использовать вкладыши с рисунком внутри).

Игры с прищепками.

Игры с тактильным мешочком и его составляющими (изучаем разные по тактильным ощущениям предметы, прячем в мешочек и пытаемся найти по ощущениям).

Забрасываем разные мелкие предметы в баночки с отверстиями.

Вкладываем эти же мелкие предметы по домикам (домиками могут быть или ячейки в коробке из-под яиц, формочки для кексов, формы для льда).

Перекладываем или пересыпаем с помощью рук, ложек предметы или сыпучие материалы (крупы, макароны, каштаны, орехи).

Открываем-закрываем молнии, липучки, защелки - очень хорошо для этого сделать своими руками развивающий коврик или доску-бизиборд

Развязываем шнурки.

Рвём бумагу, бумажные полотенца, салфетки.

Сжимаем фольгу и делаем из нее мячики, шарики, колобки.

Пальчиковые игры, учим показывать пальчиком.

Кормим голубей - отщипываем крошки от большого кусочка хлеба, насыпаем семечки.

Развертываем «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).

Учимся собирать губкой воду со стола и выжимать губку.

Игры с конструктором типа «Лего» (соединение и разъединение деталей).

Переливаем воду (стаканчиками, из детского чайника в чашку).

Вылавливаем шарики в воде маленьким ситечком.

Клеим наклейки.

Учимся открывать и закрывать коробочки, баночки с крышечками, мешочки.

Развитие крупной моторики и координации

Массаж.

Динамическая гимнастик.а

Плавание.

Бег.

Игры с мячом.

Игры со спортивными дорожками и спортивным инвентарем.

Игры-упражнения на фитболе.

Ходьба с каталками, детскими тележками, колясками.

Ходьба с препятствиями.

Прятки.

Догонялки.

Игры на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.

Развитие речи и артикуляции

Чтение книг.

Игры с частями тела со стихами (пальчиковые игры, пестушки).

Игры с куклами-перчатками.

Первые артикуляционные упражнения (улыбка-дудочка, учимся дуть на одуванчики, мыльные пузыри, свечки и слизывать язычком варенье, йогурт с тарелки).

Продолжаем учиться звукоподражанию, учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).

Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.

«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай надевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).

Побуждаем ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!»; скажи, что это; скажи, как мяукает кошечка, и т.п.).

Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (давай покачаем куклу, спой ей «а-а-а», побибикай машинкой – «би-би», попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).

Музыкальное развитие (слух, чувство ритма)

Слушаем классику,

Слушаем и поем детские песни.

Играем на инструментах (погремушки, маракасы, барабаны и т.д.).

Музыкальные игры, танцы.

Логоритмика - танцы под музыку (например, Железновых).

Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».

Творчество

Рисуем пальчиковыми красками (пальчиками, руками, ногами, телом), мелками, карандашами, ручками, фломастерами.

Лепим из теста, пластилина, глины.

Рисуем на песке, манке.

Отщипываем кусочки от теста, пластилина.

Делаем аппликации.

Развитие внимания

Игра «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).

Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».

Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате медвежонок, машинка и т.п.).

«Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.

Социальные навыки

Здороваемся и прощаемся (ручкой или голосом).

Жалеем (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).

Делимся и меняемся (не настаивать и не заставлять, просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.

Помогаем маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.

Показываем ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Ролевые игры

Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).

Покорми, умой куклу.

Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.

Играем в кухню (ближе к двум годам – игра с детской посудой, небьющимися кухонными предметами).

Стираем и развешиваем белье.

Изображаем животных (ходим как мишка, прыгаем как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту

Учимся есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).

Пьем из трубочки, из чашки.

Учимся соблюдать чистоту во время еды (учиться и самим концентрироваться на процессе, а не на результате; показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собирать, что лучше не проливать на одежду и т.п.; не надо ругать за неопрятность, но учить опрятности и аккуратности.); учимся вытирать и убирать со стола.

Учимся собирать губкой воду и отжимать губку.

Переносим легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).

Поливаем цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).

Помогаем маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).

Помогаем маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.

Снимаем шапку, варежки и т.д.

Помогаем маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Игра для подрастающего человечка - это способ познания мира и, прежде всего, своих собственных способностей. Именно в игре ребенок определяет границы своих умений и может эти границы расширять. Играя с ребенком одного-двух лет, важно учитывать возрастную особенность – малышу сложно задерживать внимание на чем-то одном более 15 минут. Стоит помнить также о том, что, несмотря на то, что такой малыш уже может самостоятельно находить себе занятие и играть сам с собой, быстрее он будет развиваться именно в игре со взрослым, который может показать то, что малыш еще не умеет делать, и то, как этому можно научиться. Очень полезно общаться с ребенком во время игры. Озвучивая его и свои действия, вы тем самым создаете у него связь между действием и его словесным обозначением. Это, во-первых, способствует тому, что малыш будет лучше понимать вас, а во-вторых, увеличивает его словарный запас. Помните о безопасности: если в игрушке присутствуют мелкие детали, играть с ними можно и нужно, но только под присмотром взрослых. Подберите несколько игр, понаблюдайте, какие занятия вызывают больший интерес. Полезные, увлекательные игры для деток от годика до двух не только помогут всестороннему развитию, но и подарят малышу радость общения с родителями и окружающим миром.

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Также можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру . Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам . В статье « » можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.

Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик . Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть

Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам "Формы " или "Животные "

Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков , матрешек и деревянных мисочек .



2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала одну половинку животного и начинала подставлять к ней разные варианты вторых половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon , KoroBoom , My-shop ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.

Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия. А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (My-shop , Лабиринт , KoroBoom ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

11. Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам ! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно». Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики. Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это "Бабочки " (как на фото чуть выше), "Машинки ". Из пластиковых — "Веселые пуговки ".

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — !

Отпраздновав первый день рождения своего ребенка, родители начинают задумываться о том, как стремительно летит время. И многим из них в голову приходит мысль о том, что нельзя упускать драгоценные моменты. То, что мама с папой не дадут своему малышу в раннем возрасте, в будущем наверстать будет очень сложно, а иногда и невозможно. Но как развить ребенка в 1 год? Что нужно делать в этом возрасте, чтобы малыш рос не только умным, но и счастливым и беззаботным? Как сохранить гармонию и не перегнуть палку в раннем развитии ребенка? Попробуем разобраться в этом сложном и важном вопросе.

Психологические особенности детей второго года жизни

После года малыш - это уже не тот мирно спящий (или постоянно плачущий) сверток в кроватке. Ребенок в течение первых двенадцати месяцев жизни освоил огромное количество умений, но впереди его ждет еще больше открытий. Отличными помощниками в этом будут различные развивающие занятия для детей 1 года.

В этом возрасте у малышей наряду с самостоятельностью и неуемной тягой к постоянному изучению своего окружения проявляются страхи и сомнения. Очень важно, чтобы родители помогали справляться с первыми трудностями своему ребенку, это поможет ему не бояться делать новые открытия, а значит, ответ на вопрос о том, как развить ребенка в 1 год, придет сам по себе. Малыши очень мудрые, в них от природы заложена настоящая жажда знаний. Они во всем стараются подражать родителям, и эта особенность - отличная возможность своим примером подвигнуть малыша на освоение нового.

Физиология детей 1-2 лет

При условии правильного развития к году малыш уже начинает самостоятельно ходить. К большому изумлению своих родителей, через месяц после первых шагов он уже вполне уверенно ходит без посторонней помощи, а еще через два - начинает бегать. Темпы роста в этот период несколько замедляются, организм тратит огромные ресурсы на то, чтобы развить все системы малыша. В том числе его ловкость, координацию движений. Поспособствовать в этом могут спортивные :

  • игры с мячом;
  • занятия на спортивном комплексе или ;
  • зарядка и простые гимнастические упражнения;
  • плавание в большой ванной или бассейне.

В этом возрасте очень важно не ограничивать физическую активность ребенка. Прогулки на свежем воздухе - в парке и на специальных детских площадках - отличная возможность дать малышу вволю набегаться и проявить свой исследовательский дух. А как развить ребенка в 1 год, если не посредством общения с окружающим миром?

Раннее развитие ребенка

Вокруг этой темы витает огромное количество мифов и легенд. Противники и сторонники раннего развития имеют диаметрально противоположенные точки зрения. Одни считают, что ребенок должен сам всему научиться тогда, когда придет подходящее время. Другие искренне верят, что с малышом можно и нужно заниматься обучением едва ли не с рождения (в поддержку этой теории педагоги создают для своих маленьких подопечных специальные дидактические материалы, развивающие игры для детей от 1 года).

Ученые в своем мнении однозначны: ребенок - это чистый лист бумаги. До 4-5 лет его мозг в состоянии запомнить и усвоить огромные объемы информации, так почему бы не воспользоваться этим, и наряду со знаниями, необходимыми для самообслуживания, не помочь ребенку быстрее освоить речь, не научить его различать цвета, фигуры и животных?

Школа Монтессори

Одним из наиболее популярных направлений в ранней педагогике является система Монтессори, которая учит родителей тому, как развить ребенка в 1 год. Созданная итальянкой Марией Монтессори в первой половине XX века, эта система нашла сторонников во многих странах. Что же это такое? Изначально Мария Монтессори занималась с детьми, которые имели различные отставания в развитии. Со временем ее методы стали применять для воспитания абсолютно здоровых детей.

В этой методике педагоги и психологи учат малыша принимать решения, быть независимым в своих суждениях и действиях, но при этом подчиняться общепринятым правилам и нормам. Примечательно, что игрушек как таковых в группах, где занимаются дети по этой системе, нет. Там невозможно отыскать машинку, пистолет или куклу, наоборот, дети занимаются и учатся. Помогают им в этом развивающие игрушки для детей 1-2 лет:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • сортеры;
  • пазлы;
  • музыкальные инструменты.

Занятия по системе Монтессори предполагают развитие у самообслуживания, то есть малыш должен научиться самостоятельно играть, кушать, пить. Если родители и дома планомерно придерживаются данных принципов, то ребенок вырастает самодостаточной личностью, которой с детства привиты нормы общения в социуме. Такой малыш в состоянии справляться с конфликтными ситуациями и с достоинством выходить из них.

В Москве тоже созданы специальные развивающие центры для детей от 1 года, основанные на педагогике Монтессори: «Ступеньки», «Монтессори-сад», «Клуб раннего развития» на ул. Трофимова и многие другие.

Нужно ли мучить малыша?

Раннее развитие ребенка - это нелегкий процесс как для малыша, так и для его родителей. Выбрав одну тактику поведения, создав определенные правила и нормы, не стоит поддаваться соблазну и уходить в сторону от заданного курса.

Когда родители решают для себя важный вопрос, касающийся будущего их чада: «Развиваем ребенка дома, 1 год - это подходящий возраст», - очень важно, чтобы мама и папа совместно занимались с ним. Ни в коем случае нельзя перегибать палку, иначе добиться можно противоположного эффекта - ребенок замкнется в себе. В этом возрасте маленький человек познает многие вещи через призму сравнения, подражания и только в игровой форме. Поэтому даже развивающие игры для детей 1-2 лет должны быть интересными для малыша.

Во время самостоятельных занятий не стоит наседать на ребенка; если ему не интересно, он плохо себя чувствует или занят другим, важным для него делом - необходимо дать ему вволю наиграться. Обучение лишь тогда принесет плоды, когда будет происходить в атмосфере взаимного расположения и ученика (ребенка), и его учителя (мамы). Тогда процесс принесет удовольствие и, конечно же, результат, который не заставит себя долго ждать! Многих родителей смущает вопрос касательно того, можно ли детям в таком возрасте смотреть мультфильмы? Как показывает практика, оградить полностью ребенка от благ современной цивилизации практически невозможно, но если подойти к вопросу с умом, давать малышу возможность смотреть развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет, но недолго и именно те, которые подходят по возрасту, ничего страшного не произойдет.

Во что поиграем?

После года дети начинают совершать первые шаги по своей социализации. Они учатся играть вместе с мамой, братом или сестрой. Чем взрослее малыш, тем шире становится его круг общения. У него появляются новые друзья на детской площадке, он с удовольствием рассматривает их, слушает и пытается не просто наблюдать за игрой других детей, но и поучаствовать в процессе.

В этот период развивающие игры для детей от 1 года можно разнообразить. Очень важно дать ребенку возможность развивать моторику, для этого можно создать несколько простых занятий (под присмотром родителей!):

  • Сортировка различных мелочей - для этого можно взять крупные бусины, природный материал (каштаны, орехи), помпоны. Они могут быт разного цвета или фактуры, ребенок должен разложить предметы по отдельным лоткам или ячейкам.
  • Переливание, пересыпание - это очень важный аспект в развитии ребенка. Игра с водой, кинетическим песком, крупами - это увлекательно и полезно, развивает усидчивость и
  • Рисование - не стоит ожидать, что ребенок создаст шедевр, но сам процесс принесет ему и родителям удовольствие. Рисовать можно чем угодно - мелом, карандашами, красками (пальчиковыми, гуашью, акварелью).

Такие развивающие занятия для детей 1 года помогут показать ребенку разницу между большим и маленьким, он научится распознавать свои тактильные ощущения, это также способствует речевому развитию.

Не стоит забывать и о подвижных играх. С ребенком можно научиться делать простые физические упражнения: показать ему, как приседать, ходить на месте, играть с мячами разных размеров.

Чем поиграть?

Часто родители в поисках идеальной игрушки теряются и скупают все подряд. Предоставлять такую свободу выбора малышу нецелесообразно. В силу своего возраста он еще не в состоянии сделать его и остановиться на чем-то одном, тем более самостоятельно. Развивающие игрушки для детей от 1 года должны быть дома обязательно, но их соответствие возрасту и уровню развития, а также предпочтениям самого ребенка - обязательное условие. Что можно предложить:

  • кубики, конструктор «Городок»;
  • различные пирамидки;
  • деревянные пазлы, рамки-вкладыши;
  • сортеры разных модификаций - с геометрическими фигурами, животными, фруктами и овощами;
  • конструктор с крупными элементами;
  • крупную мозаику (пластиковую, магнитную или деревянную);
  • кукол, пупсов;
  • надежные машинки, в том числе и толкатели.

Иногда полезную идею того, чем поиграть родителям и малышу, подают развивающие мультфильмы для детей от 1 года. Их персонажи, а также ненавязчивая форма обучения помогают ребенку понять, что же нужно делать с игрушками.

Учимся разговаривать

В год многие малыши имеют достаточный запас слов, который дает возможность поддерживать коммуникацию с мамой. Он знает, кто есть кто в его окружении, может попросить кушать, пить, высказать одобрение или неудовольствие. Весь последующий год знаковый - словарный запас ребенка будет расти не по дням, а по часам, во многом это зависит от самих родителей. С ребенком нужно разговаривать, комментировать ему все процессы, но делать это доступным и простым языком.

Большими помощниками в этом есть развивающие мультфильмы для детей от 1 года с короткими песнями и стишками. Их простые рифмы и незатейливые слова легко воспринимаются на слух, а сочетание звука и изображения дает возможность ребенку быстрее выучить названия персонажей и их действия.

Книга - лучший друг с первых дней жизни!

Привить любовь к чтению совсем маленькому ребенку гораздо проще, чем в более старшем возрасте. Современные издательства печатают великолепную литературу для детей самого раннего возраста. Плотные картонные страницы, крупные рисунки с четким изображением и без мелких деталей - требования, которым должны отвечать книги для малыша. Ну а список авторов очень обширный:

  • Елена Благинина.
  • Борис Заходер.
  • Корней Чуковский.
  • Агния Барто и многие другие замечательные детские писатели.

Развивающие мультфильмы для малышей

Как уже говорилось выше, просмотр мультфильмов в столь раннем возрасте возможен лишь в ограниченном количестве. Для того чтобы мультики не стали для ребенка только удовольствием, но и приносили пользу, их нужно подбирать с умом. В современном прокате их огромное количество на любой вкус и возраст, но какие же развивающие мультфильмы для детей 1-3 лет действительно будут полезны?

Среди наиболее популярных есть короткометражные истории: «Грузовичок Лева», «Тетушка Сова», «Черепаха Аха-Аха», «Тини Лав». Кроме того, полезными будут мультфильмы, которые помогают учить буквы, цвета, фигуры, животных и названия предметов.

Творите!

В то время, когда малыш научился сидеть, перед ним открылся удивительный мир. Он смог взглянуть на окружающую его среду под новым углом, еще интереснее ребенку стало, когда он пошел. Маме необходимо постоянно искать новые источники познания для своего чада, и творчество - отличное подспорье для этого.

С ребенком раннего возраста тоже можно рисовать, заниматься лепкой, делать аппликации и собирать конструктор, научить его составлять изображения из мозаики и всячески поощрять его творческие порывы.

Развивающие центры для детей от 1 года практикуют подобные занятия. Среди признанных мамами значатся: «Радуга», «Мозаика», «Муравейник». Очень важно, что сейчас создано большое количество материала для совсем несмышленых малышей - это и нетоксичные кинетический песок, безопасный пластилин. Очень многие группы для развития практикуют лепку из соленого теста, подкрашенного пищевыми красителями.

Дите в массы

Да-да, гармоничное развитие малыша невозможно без общения. Закрыв ребенка в квартире, ограничив его общение, невозможно ожидать от него великих свершений. Конечно, самостоятельно можно добиться интеллектуального развития, ребенку просто не останется ничего другого, как заниматься тем, что предлагают ему родители.

Однако процесс познания гораздо стремительнее и естественнее происходит, когда ребенок находится в обществе. Так он сможет почерпнуть что-то полезное не только от горячо любимых родителей, но и от родственников, других детей на площадках, в игровых комнатах и центрах раннего развития.

Детство - это праздник!

Взращивая вундеркинда и будущего гения, родители должны помнить о том, что они в первую очередь занимаются этим для себя. Ребенок, а особенно в таком малом возрасте, не нуждается в мировом признании, ему не нужно знать алфавит и таблицу умножения. Как бы сильно ни хотелось маме и папе, чтобы их малыш преуспел в жизни, вряд ли у него это получится без счастливого, беззаботного и безоблачного детства.

Развивающие игры для ребенка в 1 год

Многие родители теряются, когда дело доходит до игры с детками грудничкового периода. Покормить, помыть, погулять с малышом, это умеют многие молодые родители, но вот какие развивающие игры для ребенка в 1 год проводятся с крохой в свободное от этих хлопот время, большинство не знают.

Естественно основное развитие ребеночка до года проходит в форме игры, которая направлена на формирование основных навыков речи, координацию движения и ознакомление с окружающим миром.

В этой статье будут подробно описаны основные упражнения и , способствующие этим целям. Вначале обсудим особенности грудничков по месячному периоду и подходящие игры в это время.

Игры, развивающие речь в 1 год.

Полугодовалый ребенок связно лепечет, выговаривает слоги, а уже к 7 месяцам можно услышать имитацию голоса взрослого, то есть отдельные слоги, которые сформировались случайно или были скопированы с речи взрослого. Еще через месяц-два начинайте играть с малышом в подражание новых слогов, произнесите слог несколько раз и подождите, пока малыш ответит вам. Данная игра тренирует артикуляционный аппарат, и естественно обогащает лепет крохи.

С полугода до 10 мес. у ребенка активно формируется понимание слов взрослого. Ребенок способен радоваться голосу, и вслушивается в речь, начиная понимать их. Такое продвижение малыша, побуждает его поворачивать головку и разыскивать взглядом определенные объекты, либо в конкретном месте, либо по всему пространству комнаты.

В соответствии со способностями, подбираются и развивающие игры для ребенка в 1 год, в которых необходимо представлять и называть основные процессы, подойдут, такие как «ладушки», «какой большой!», «до свидания», и др., их можно повторять помногу раз пока малышу интересно. Думаю, объяснять суть этих игр не стоит, название говорит само за себя.

Уже с восьмимесячного возраста развивающие игры для ребенка в 1 год приобретают новую направленность – обучаем детей, отыскивать взглядом пару известных объектов, после просим достать искомый предмет.

В ходе общения и игр необходимо как можно чаще обращаться к малышу по имени: на девятом месяце жизни кроха способен запомнить собственное имя, отыскивать взглядом взрослого, поворачивая голову, приближаться к человеку, который зовет его по имени. Поэтому стоит поиграть в стишки с именем малыша или различные прибаутки – такие несложные игры родители могут придумать самостоятельно.

Развивающие игры для ребенка в 1 год: учим предметы

Теперь рассмотрим специализированные развивающие игры, направленные на изучение окружающих предметов. Игры опять же самые элементарные: положите объемистый, красочный и звучащий предмет на обычное место и называйте его несколько раз, пока малыш не повернет голову в сторону нахождения предмета. К примеру, поставив любимую игрушечную собачку малыша на полочку, которую кроха может без труда увидеть, и скажите: «А где же Денискина собачка, гав-ав?». Затем, взяв карапуза на руки, поднесите к игрушечке и дайте позабавиться с ней. Старайтесь проводить такие занятия, когда кроха спокоен и весел, и его ничего не беспокоит. Освоив эту игру, постарайтесь поменять привычное месторасположение собачки и повторите свой вопрос, пусть кроха отыщет взглядом в комнате свою игрушку. Таким образом, формируется связь слова «собака» с самой игрушкой, а не с полочкой, на которой она стояла. Проделайте эту игру с другими предметами.

Обучение можно проводить не специально, а использовать интересы ребенка. К примеру, ребенок сосредоточился на включенной лампе, обязательно спросите: «Где огонек, смотри?», и не забудьте назвать малыша по имени: «Дениска, где огонек? Вот наш огонек!». Все развивающие игры для детей в 1 год необходимо повторять несколько раз, с одного раза малыш до года не сможет установить связь между событием и объяснением, поэтому запаситесь терпением и настойчивостью. Со временем такие игры, на опознавание предметов, нужно усложнять, добавлением новых объектов, к примеру, к собачке добавится куколка. Родителю нужно сказать, «Дениска смотри, вот собачка, а где же кукла?». Такие игры формируют визуальную память, знакомят с окружающим миром и помогает сосредотачивать внимание на конкретной вещи.

Развивающие игры для ребенка в 1 год: развиваем координацию движения

Самая простая игра, направленная на развитие моторики у ребенка – это прятки на месте. К примеру, мама набрасывает небольшую косынку на свою голову, или просто закрывает руками лицо и спрашивает: «Где мама?», после, открыв лицо, произносит: «Вот мама!». Пусть ребенок сам повторит эти движения, закрывая и открывая свое или мамино личико.

В полугодовалом возрасте обучайте кроху названию основных движений, устанавливая, таким образом, связь самого движения и его исполнения. К примеру, помахать ручкой, со словами «до свидания», а затем помахать рукой малыша в ответ, повторяя слова. Все развивающие игры для детей в 1 год повторяются многократно, малыш привыкает к постоянному общению и активно продвигается в обучении, во многом подражая взрослым.

Не думайте, что игры с грудничком могут быть только словесные. С полугодовалого возраста, начинайте активно исследовать предметы вокруг. Дать ребенку в ручки определенную игрушку, пусть рассмотрит ее, затем покажите, как постучать ей по другим вещам и какой звук при этом выходит, помашите предметами, или пусть малыш бросит ее на диван, такие простые игры прекрасно формируют координацию движений крохи. Покажите, что мячик нужно катать, а резиновые игрушки могут сжиматься и разжиматься.

Приближаясь к первому году жизни, насыщенно формируется способность детей к вырабатыванию понимаемой речи, при эффективном воспитании стремительно умножается численность понимаемых слов. Стоит обучать детей запоминанию не лишь собственное имя, но и имена взрослых и детей, которые находятся рядом с ними. Вот еще интересные развивающие игры для детей в 1 год.

В игре все средства хороши

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Поиски в песочнице»

Для этой игры понадобиться лишь содержимое вашего кухонного шкафа и маленькая игрушка. Доставайте баночку манной крупы – это наш песочек – и пересыпайте около килограмма в просторную кастрюлю или в широкую мисочку и выставляйте эту имитированную песочницу на растерзание карапузу. Удивление и энтузиазм малыша будет безмерен, ведь ему так нравится узнавать все новое! После того, как он насладиться сеянием через пальчики крупы, и попробует на вкус неизвестные крупинки, займите его увлекательными поисками. Запрячьте в крупе любую незначительную игрушку, и не мешайте в стараниях карапуза отыскать спрятанное сокровище. Когда клад будет найден, предложите малышу деревянное сито и обучите его использовать. Вот и готова увлекательнейшая развивающая игра, на часик, а мамочка в этот период успеет приготовить обед.

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Юный исследователь»

Для этой игры подойдет ваша старая сумка, избавьте ее от всех мелких вещиц и пустые отделы заполните всевозможные интересные на ощупь и внешний вид предметики. Подойдет все, что есть под рукой: маленькая игрушку, огурец, карандаш, безопасные столовые принадлежности, шуршащий пакет, кошелек с отделами, брелок с ключами и звенящий телефон. Все предметы, которые используют во взрослом мире, необычайно притягательны для ребеночка, и он с восхищением станет копаться в сумке-сокровищнице.

Развивающая игра для ребенка в 1 год: «Веселые рожицы»

Предлагаем смастерить развивающую поделку собственноручно, для этого потребуется всего лишь пластиковый стаканчик, обычная соломинка для коктейлей (или трубочка спагетти), вырезанный картонный круг, скотч и карандаш. Затем проделайте следующий процесс: рисуем на картонном круге (шириной пять сантиметров) озорную рожицу. Крепим скотчем мордочку к соломинке. А на дне стакана пластикового вырезаем отверстие и продеваем туда трубочку, чтобы рожица очутилась внутри стаканчика. Двигая трубочку вверх и вниз, вы получите выскакивающего из посудины улыбчивого человечка. Будьте уверены, это сильно повеселит вашего малыша.

Вобщем-то думаю, принцип понятен, в развивающих играх с детьми до года подойдет разнообразная посуда: деревянная, пластмассовая, маленькие игрушки для рассматривания, вынимания, вкладывания, и т.п. Предложите раздобыть соблазнительную игрушку, притянув за тесемку к себе. Приобретайте игрушки для малыша, которые катятся при касании, к примеру, шары, цилиндры и т.п., это побуждает кроху ползти за ними, снова и снова отталкивать и догонять. Предлагайте малышу, находящемуся в кроватке или манежике, тряпочку, шарик, мяч, легкие кегли для выбрасывания.

Развитие ребенка не требует много денег, а лишь вашего внимания и усилий.