Здесь был «Летидор»: старейшая фабрика ёлочных игрушек в России. Как делают стеклянные игрушки Из ярких лоскутков

Сегодня будет промышленный репортаж из серии "Красавица и Чудовище".
Когда вы вынимаете из красивой упаковки яркий шарик, который затем повесите на новогоднюю елку, наверняка даже не задумываетесь над тем, где и как он был сделан.
Да, основная масса елочных игрушек сейчас поступает из Китая, но все же не все.
В Украине есть четыре предприятия, которые выпускают старые добрые стеклянные елочные игрушки и вполне возможно, что некоторые шарики на вашей елки сделаны на одной из них.
Например, на совершенно олдскульной фабрике, которая находится недалеко от Киева.
Сложно поверить, что красочные шары могут быть произведены в настолько антуражном трешовом месте.
Также, как сложно поверить, что каждый шарик выдувается работницами в ущерб своему здоровью, ведь производство елочных игрушек невероятно вредное.
Итак, добро пожаловать в место, где удивительным образом сочетается самый настоящий совковый треш и волшебство праздника, любимого миллионами людей - на Клавдиевскую фабрику елочных игрушек.


2. Клавдиевская фабрика работает с далекого 1949 года и на сегодняшний день мало-помалу выкарабкивается из долговременного кризиса, вызванного еще развалом СССР.
Представляю, насколько сложно выживать предприятию, работающему всего 2 месяца в году, в условиях массовой экспансии дешевого китайского ширпотреба.
Наверное поэтому мне не хочется окрашивать в критические краски этот репортаж, а просто рассказать о том, как обычные люди на старой советской фабрике делают красоту для главного праздника в году

3. Фабрика имеет четыре цеха, которые расположены в разных корпусах.
Все начинается со стеклодувного, который находится в этом старом двухэтажном здании с веселыми разноцветными трубами.

4. Фабрика нашла прекрасный способ увеличить прибыль помимо основной деятельности - производства игрушек.
Она позволяет за деньги посмотреть на то, как это делается.
И это огромный рекспект! Я очень люблю делать промышленные репортажи и обычно нужно прилагать определенные усилия для того, чтобы добиться съемки на производстве.
А здесь предприятие само показывает как все делается.
И, нужэно заметить, очень успешно.
Мы снимали в будний день и поток посетителей был просто невероятный. В прямом смысле толпы детей и все прибывающие и прибывающие автобусы.

5. Совок здесь, конечно, везде.
И это очень антуражно.
На этом фото два совершенно разных поколения лозунгов)

6. Интересно, на какую партию работают здесь сейчас)

7. Стеклодувный цех. Рабочее место незамысловатое - газовая горелка, трубы с газом и кислородом, вытяжной желоб и стол.

8. Адский труд. В прямом смысле слова.

9. Сырьем для елочной игрушки служат... полые стеклянные трубки.
Сначала их нагревают и разделяют на заготовки для шариков.
Нагретое стекло начинает плавиться, становится пластичным и тянучим. Так отделяются нужные части трубки.

10. Затем этот вытянутый сплавленный кусочек стекла закручивается специальным крючком с одной стороны, чтобы заглушить эту странную трубку с одной стороны.
Удивительно, что эти сплавленные куски стекла все же остаются полыми внутри.
Ведь шар потом будут выдувать.

11. Затем заготовки снова нагревают на горелке до нужно температуры

12. В руке будущий елочный шарик

13. И когда стекло достигает нужной температуры, работник просто дует в трубку, выдувая шар.

14. Стекло должно быть раскаленным, красного цвета. Его температура около 1000 градусов. У работницы есть всего несколько секунд, чтобы выдуть шар.
Причем он должен быть нужного размера.
Иногда они проверяют калибр специальным мерником, который стоит на столе рядом

15. Заготовки шаров выглядят как большая прозрачная капля. Ножка, через которую выдувался шар не обламывается. Она еще понадобится на серебрении и окраске.
За смену один работник выдувает 150-200 шаров.

16. Перед отправкой в цех серебрения

17. Это уже другой корпус. Здесь находятся цеха серебрения, окраски и разукрашивания шаров

18. И Снова настоящий олдскул - плакаты по технике безопасности. Эти фото оспециально для olgalit . Она знает о технике безопасности все и даже больше. Срочно все френдите ее!!!

19. Она подглядывает за вами!

20. Инструкции еще от 1989 года!

21. Но пора в цех. Именно здесь, в этом живописном месте с шарами творят настоящее волшебство - серебрят их

22. Ощущение, как будто мы в какой-то пыточной

23. А вот и тот инструмент, о котором я вчера спрашивал , предлагая высказать предположения о его назначении.
Это игла для впрыскивания в шар специального раствора, который покрое стеклянный шарик изнутри тончайшим слоем серебрянной краски.

24. Раствор состоит из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды.
Его впрыскивают совсем немного, затем заготовку взбалтывают, чтобы раствор покрыл стенки внутри шара и опускают на несколько секунд в ванну с нагретой до 50 градусов водой, взбалтывая при этом.
Серебряный раствор застывает на стенках шарика, покрывая их тончайшим равномерным слоем. Процесс называется "реакцией серебряного зеркала".
Потом шары попадают на участок внешней покраски, где их покрывают тем или иным цветом. А затем они попадают на самый интереный участок...

25. Здщесь нельзя снимать, потому что это очень отвлекает работников и мешает им творить волшебство.
Но нам любезно разрешили

25. Здесь шары превращают в те красивые елочные игрушки, к которым мы привыкли.
Их здесь раскрашивают

26. Раскрашивание каждой елочной игрушки происходит вручную согласно шаблона-образца

27. Все ребята, которые работают в этой комнате, выпускники художественных училищ и школ. Ведь их задача сделать игрушки потрясающими

28. Рисуют они частчями. Например, сначала на всю партию наносится белый снег, затем зеленая елка, затем домик, задем окно в домике и т.д.

29. Готовые игрушки на просушке

30. Здесь делают не только шары, но и различные трехмерные игрушки. Например, таких Фуши-Мыши. Их тоже выдумают, но внутри специальной формы.

31. Разукрашивание паровозика. Как по мне, шары красивее и наряднее

32. После того, как краска нанесена, ее закрепляют, посыпая различными материалами. Так создается эффект шершафого снега изи объемных блесток

33. Представляете кропотливость работы?

34. Стенд с макет-шаблонами

35. Рабочее место художника

36. Наполовину готовые шары

37. Забавно выискивать среди баночек и флаконом различные необычные этикетки)

38. Разрисовывают игрушки акриловыми красками

39. Участок обрезки и упаковки. Здесь шарам делают обрезание - срезают лишнюю ножку

40. Ну а потом игрушки попадают в магазин.
В фирменном магазине на фабрике полный аншлаг

41. Кстати, дети могут пройти небольшой мастер-класс, где их научат разрисовывать игрушки.
Вот только попасть на него не просто - стоит огромная очередь

42. Это тебе не танчики на тетрадном листе рисовать)

43. Добавим снегу и, вуаля!

44. Финальное фото. Как же не запилить собственный лук.

Уже почти год как работаю в стеклянной мастерской, оно же в интернет-магазин по продаже стекла и сопутствующих товаров. После смены можно остаться и сделать что-нибудь для души. Мои коллеги делают в основном бусинки и бусинищи, там со всякими пятнышками, точечками, цветочками, полосочками.

А я как-то нейтрально отношусь к украшениям, но зато люблю делать маленьких зверушек. Мои любимые зверушки это черепашки. Их я начала делать еще месяцев шесть назад и автоматизировала процесс донельзя. Сегодня я расскажу о том, как сделана та маленькая лупоглазая с красным панцирем.

Для начала нужно организовать рабочее пространство и выбрать из всего набора стекла именно то, с которым хочешь работать. Работать нужно в затемненных защитных очках, поэтому цвета лучше подобрать заранее. Красный нужен для панциря, желтый и оранжевый для простого узора, синий слева для лапок и головы, а белый, черный и синий справа для глазок.

На картинке слева на подставке с краю лежит мандрель. Это стальная палочка, на которую нанесен разделитель. На мандрель наносится расплавленное стекло, а разделитель не дает стеклу намертво прилепится к металлу. После того как работа закончена и стекло остынет, этот разделитель можно просто отшкрябать алмазной пилочкой.
Вот мандрель, вот горелка (смесь кислорода с пропаном), вот мандрель в огне горелки. Вся работа ведется под вытяжкой, так как у нас в мастерской восемь рабочих мест и без вытяжки было бы очень жарко и душно. А еще того требует техника безопасности.

Теперь мне нужно расплавить стекло. Обычно работают двумя руками. В одной руке мандрель, в другой руке стеклянные палочки (у левшей, соответственно, наоборот). Когда я хочу сфотографировать стекло, я ненадолго вынимаю мандрель из пламени, она от этого не умрет, просто потом нужно будет снова ее подогреть.
При нагревании разные сорта стекла ведут себя по-разному. Красное стекло чернеет. Желтое стекло краснеет. Белое стекло прозрачневеет. А если стекло нагревать дальше пока не расплавится, то оно светится якрким таким желтым светом, как ну не знаю как что, ищите сами сравнения, вот на третьей картинке видно:

Вот ту каплю надо намазать на мандрель. Снова расплавить кончик стеклянной палочки. Снова намазать, снова расплавать. Как именно происходит процесс намазывания и как отделить каплю от палочки - покажу как-нибудь в другой раз, когда вырастет третья рука, которая будет делать фотки. Когда стекла на мандрели достаточно много, оно сплавляется вокруг кончика мандрели и получается такая полубусина. Нужно достать ее из огня и следить, чтобы жидкое стекло не стекло. А если оно стекло? Ну стекло так стекло, это ведь стекло.

Черный горячий красный панцирь готов, я собираюсь украсить его так, чтобы на нем были концентрические круги желтого и оранжевого цвета. Я наношу четыре большие красные капли из желтого стекла и вплавляю их в панцирь. Кстати на подставке лежит желтая палочка с красным кончиком. Не стоит его трогать, он горячий. ОЧЕНЬ горячий.

Круги получаются так: капли вплавляются в объект. Капля (в пределе) круглая, соответственно форма вплавленной капли стремится к кругу. Концентрические круги это несколько вплавленных друг в друга капель. Вторая капля, нанесенная на первую, - оранжевая. И потом третья капля, нанесенная на вторую, - желтая:

Ну и как оно? А вот оно как:

Теперь ножки, хвостик, голова. Это голова? Это только будет головой. Стекла нужно брать с запасом.

Если не хватило, то добавим еще. Остается привести в порядок форму головы и шеи:

Потом глаза. Сначала белки, потом радужка, потом зрачок. Сначала белые капли, потом голубые, потом черные. Каждый раз занести в огонь и чуть-чуть подплавить. Глаза никогда не бывают одинаковыми. И они очень редко не раскосые. Величина глаза относительно тела определяет возраст черепашки - чем она лупоглазее, тем младше. Это очень забавно, но это так. У меня есть черепашки с очень маленькими глазками, они все очень по-взрослому выглядят.

Почти что все. Теперь ее нужно хорошенько нагреть и поместить в вермикулит. Это такой изоляционный материал, который не дает стеклу быстро остыть. Стекло должно равномерно остывать, то есть верхний слой и маленькие внешние детали не должны остывать быстрее внутренностей, иначе стекло лопается. Черепашка будет остывать там в течение нескольких часов, и на следующий день я могу забрать ее домой.

Вот такая она получилась.

Кстати, что у нее там на лапке блестит, я не знаю. Я еще только новичок в этом деле и не разбираюсь в очень уж тонких тонкостях. Вполне возможно, что в стекле была какая-то особая примесь, и получился такой эффект. Из меня хороший вышел бы детектив. Я обычно ориентируюсь на цвет, а не на состав. У этой черепашки на пузе есть пупок, куда можно вставить магнит (если он влезет, я все время путаю диаметры магнитиков и мандрели) и тогда это будет магнитик на холодильник. Он выдерживает вес нескольких листков, то есть он не на соплях держится, черепашка не очень тяжелая. Я раздариваю такие магниты всем друзьям, а у себя дома я украшаю зверьем горшки с цветами.

Елочные игрушки представлены на современном рынке исключительно широким ассортиментом, большинство из них создается методом штамповки из пластмассы, изделия поставляются из разных стран, в основном из Китая. Однако существуют традиционные технологии производства новогодних украшений – более того, они активно практикуются, позволяя создавать индивидуальные предметы ручной работы.

Фабрики работают круглый год, создавая уникальные праздничные изделия из стекла. Но как происходит работа на подобных производствах, каким образом людям удается создавать такую красоту?

Из чего делают елочные игрушки?


Большинство производств охотно принимают туристов, предлагают проведение экскурсий, так что узнать секреты производства не сложно. Для изготовления традиционных игрушек для новогодней елки используется стекло, на фабрики поставляются специальные заготовки, из которых затем выдуваются как шары, так и изделия более сложных форм. Также в огромном количестве используются краски, различные блестки, дополнительные материалы для украшения. Ручной труд специалистов, стеклодувов и художников – тоже важное слагаемое успешного производства. Трудятся на таких производствах практически одни только женщины – считается, что у мужчин просто не хватит терпения для ручной обработки каждого шарика.

Елочные игрушки – производственный процесс


Первым этапом создания любой игрушки для елки служит разработка художественного эскиза. Изображения на шарах, форма игрушек и другие объекты могут быть придуманы художником по собственному усмотрению, также заказ на партию изделий с определенными изображениями может прийти извне. Игрушки для елок иногда заказываются оптом – различными предприятиями, частными лицами, ведь они могут быть даже бизнес – подарками.


После того, как эскиз будет уже разработан, за дело возьмутся стеклодувы. Они получат стеклянные трубочки – заготовки, которые нужно будет разделить на несколько фрагментов и выдуть шарики или другие формы. После данного этапа стеклянные шарики нужно остудить и передать художникам. Их работа – исключительно ручная, однако шарики в рамках одной серии выходят одинаковые, разницы между ними фактически не видно. Но разрисовывание изделия – не одномоментный процесс, он выполняется за несколько этапов, и пока одни игрушки сохнут, мастер занимается другими. В первую очередь необходимо нанести на стеклянный шарик основной цвет, который служит фоном, затем по частям появляется само изображение.


На многих фабриках игрушки металлизируют, прежде чем отправить их на рабочие места художников – тонкий слой алюминия наносится при использовании специального оборудования, он делает поверхность непрозрачной, однородной, блестящей. Процедура требуется не всегда, но порой практикуется. Кроме того, покраска изделий тоже порой осуществляется при использовании автоматики, но только на первом этапе. Сложные по форме заготовки удается полностью прокрасить с нанесением ровного слоя только при условии использования пульверизатора.


После того, как все слои краски нанесены, все детали прорисованы, игрушки просушивают окончательно, упаковывают в коробки и отправляют на реализацию. Иногда перед упаковкой приходится выполнять еще один дополнительный этап – обрезать “хвостики”, которые являются краем изначальной стеклянной заготовки, и вставлять в образовавшееся отверстие крепежи для подвешивания украшения. Отпиливание ненужных частей может быть автоматизированным или ручным, в последнее время наиболее распространен именно первый вариант. После того, как хвостик удален, а держатель поставлен, игрушка точно может быть упакована для дальнейшей продажи!

Особенности работы на игрушечной фабрике


Окрашивание однотонным слоем – создание заготовки к сезону

Работы осуществляются круглогодично, но многие из игрушечных фабрик стремятся выпускать дополнительные категории продукции, продажа которых позволила бы продержаться на плаву весь год, а не только зимний сезон. Может производиться стеклянная посуда, украшения другого типа. Пик производства елочных игрушек начинается с осени, а в декабре производства вовсе переходят на авральный режим работы, чтобы создать новогоднюю красоту для всех желающих. Стоит отметить, что на подобных предприятиях зарплаты бывают вполне достойными. Это закономерно – ручной труд художников и мастеров необходимо оплачивать соответствующим образом.

Создание елочных украшений – трудоемкий, но исключительно интересный процесс. Результатом становится шар или фигурка, очень похожие на те, что многим из нас приходилось видеть в детстве. Да, стеклянные изделия легко бьются, их нужно хранить и использовать с осторожностью, но они смотрятся совершенно по-другому, нежели китайские штампованные аналоги.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».

Вот вы уже выросли, но наверняка помните тот детский восторг, когда родители доставали коробку с елочными игрушками, как вы разматывали запутавшиеся провода новогодней гирлянды, как искали перегоревшую лампочку в ней... А запах свежей ели или сосны, ведь елка обязательно должна быть настоящей, никаких искусственных поделок! Это маленькое детское чудо, быть причастным к созданию праздника - украшению новогодней елки! В Советском Союзе было всего несколько фабрик елочных игрушек, одна из них - в поселке Клавдиево Киевской области.

Но самое интересное, что спустя двадцать лет после распада СССР процесс производства елочных игрушек остается все таким же ручным и винтажным! Вручную разогревают стекло, выдувают шары, раскрашивают их. Абсолютно удивительный флешбек - на других предприятиях компьютеры-конвееры-стерильная чистота, а здесь очень уютный совок. В позитивном понимании этого термина! У меня сегодня отличное продолжение ! :)


Фабрика основана в 1949 году, пережила кризис 90х, но все же восстановила свое функционирование и работает до сих пор, постепенно наращивая объемы производства, стремясь достичь советских показателей.

На самой территории, несмотря на довольно ветхое состояние, все очень ярко и живо, ведь ежедневно сюда приезжают огромное количество детей:

Печки работают на настоящих дровах?! Винтаж и естественность даже в этом:)

Перейдем к самому производству, первый этап - это стеклодувный цех:

Исходный материал - это 50см стеклянные трубки, которые производятся в Беларуси.

Трубку разогревают при температуре выше 1000 градусов, из одной трубки получается до 20 шариков или 5-10 "сосулек" или верхушек на елку.

А затем вручную выдувают шары раздичного диаметра, максимальный размер - 150мм. Легкие работников этого цеха выдувают строго дозированный объем воздуха, погрешность не более 5% при кол-ве шаров за смену - 150-200! На выходе получаем прозрачный стеклянный шарик, которому нужно еще 5 минут, чтобы остыть.

Фишай 15мм дает очень прикольный эффект:)

Сергей aquatek_filips

Ира siv2203

Следующий этап - серебрение. Вот это как раз самый зрелищный и интересный момент. Все очень просто с точки зрения химии, но очень эффектно воочию. Дети в восторге, экскурсионные группы сменяются каждые 5-7 минут, людей оооочень много!

Вначале в каждую заготовку шарика впрыскивают раствор, состоящий из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды:

Затем окунают в горячую воду (50 градусов) на несколько секунд и встряхивают раствор внутри шарика, внутри шарика происходит т.н. "реакция серебрянного зеркала", когда серебро осаждается на стенках.

Вот здесь еще шарик прозрачный:

А спустя секунду уже серебряный:

Затем шары красят в один фоновый цвет и сушат:

Как же не сделать свой silver-look?! :)

На последнем этапе происходит художественно оформление игрушек. Здесь почему-то нельзя снимать, но на деле это никто не контролирует:

Высокие технологии производства здесь не используются, поэтому "голубого экрана смерти" вполне достаточно:

Вот такая "золотая" крошка наносится на игрушку, предварительно обработанную клеем.

Шарик может выдуть каждый, а вы попробуйте выдуть паровозик?! Для этого у работников фабрики есть 3D-принтеры 3D-легкие - 100500 поддувов под определенным углом и интенсивностью потока и паровозик готов!

Каждый работник цеха по художественному оформлению за одну смену делает от 3-4 до 50 игрушек в зависимости от сложности.

Вот таких вот шариков за смену производится 4-6:

Популярное развлечение больших компаний - это игрушки с нанесением логотипа:

Что мне очень понравилось - каждый уголок цеха, который выглядит не очень репрезентативно, закрыт каким-то баннером или растяжкой. Визуально - все скромно, но уютно:

Ну и последний зал, где срезают "шейки" и одевают застежки, а затем и упаковывают шарики. Станок, который производит обрезку, оборудован алмазным кругом:

Для школьников тут проводят мастер-классы и праздники, но людей очень много.

Сколько это стоит?
Стоимость шариков в магазине - от 15гр (2$) c термопечатью до 15-30$ за шарики ручной работы:

Еще есть небольшое помещение - музей, где экспонируются елочные игрушки разных эпох и стран. Но это стоит показать в отдельном репортаже, который я сделаю в ближайшие дни.

Оф. сайт фабрики елочных игрушек.