Сюсюканье: искренняя любовь или глобальная проблема взрослых? Надо ли сюсюкать с ребенком Сюсюкают ли врачи с детьми


Чрезмерная слащавость при обращении к детям стала почти нормой. Психологи бьют тревогу, надо ли сюсюкать?
Давайте разберемся, как именно у взрослых появляется это желание - сюсюкать с детьми. Практически все люди так себя ведут - значит, это нормально. Именно таким образом мы обычно рассуждаем.
Сюсюканье привычному к нему малышу даже приятно.
Самому взрослому тоже нравится подобная игра - можно ощутить свое преимущество перед ребенком,но это опасно для малыша.

На самом же деле эта манера чрезвычайно вредна для малышей. Сюсюкающий взрослый, сам того не подозревая, "кормит" ребенка психологическим допингом, а это опасно: подсев на него, малыш не захочет выполнять установленные правила, трудиться, заботиться о других людях. Ведь он получает достаточное удовлетворение, исполняя легкую и приятную роль забавной домашней игрушки.
Конечно, ни одна мама специально не стремится нанести своему малышу вред. Но тем не менее наносит.
Сюсюканье - характерный пример неразумного поведения взрослых людей. Любить ребенка для себя и любить его ради него самого - это "две довольно большие разницы". Любить ребенка для него самого - труднее, и этому зачастую нужно специально учиться.
На самом деле свое родное дитя любит каждая мама. А вот научиться его уважать способны далеко не все. Вот почему увидеть в малыше не просто хорошенькую куколку, а настоящего, полноценного человека - это целое достижение.
Следует помнить: любовь приносит пользу, дает силы, а не расслабляет и разнеживает тогда, когда она сочетается с уважением и если она разумна.
Совет педагога: как не навредить своему ребенку Привычные слова. С ребенком следует говорить внятно и просто - но так же, как с остальными: машину называть машиной, собаку - собакой.
* Правильный тон. Избегая излишней слащавости, нужно быть естественной. Конечно, мать говорит со своим малышом не так, как с другими людьми, но ласка и уважительное отношение не могут помешать друг другу.
* Контроль. Не стоит позволять людям, с которыми малыш довольно часто контактирует, сюсюкать с ним - нужно делать осторожные замечания, если не помогает - запрещать разговаривать в таком тоне.
* Признание. Необходимо относиться к ребенку как к самостоятельному человеку, а не малышу-несмышленышу.
Так почему же нельзя сюсюкаться с ребёнком.
Помните одну главную истину: ребёнок всё понимает, всё слышит и хочет также быть понятым взрослым. Не стоит опрометчиво думать, что ваши сюсюканья с малышом станут приятнее или понятнее. Разговаривайте всегда и везде с вашим малышом нормальным привычным голосом. Относитесь к ним как к равным! Ведь все наши коверканья очень быстро и легко передаются ребёнку. Он как губка впитывает всё, что слышит извне.

По поводу сюсюканья очень часто высказываются достаточно противоречивые мнения. Одни говорят, что сюсюканье с ребенком до трех лет не только не вредно, но и жизненно необходимо. Другие утверждают, что с самого рождения ребенок должен слышать только правильное произношение слов, без упрощений и искажений. Для начала надо разобраться, что такое сюсюканье и почему оно вызывает у родителей, воспитателей и учителей столько споров и разногласий.

Во-первых, под сюсюканьем понимается чаще всего любое искажение или упрощение слов и словосочетаний. Если упрощение некоторых сложных в произношении слов воспринимается более сдержанно и оправдывается недостаточно развитым речевым аппаратом ребенка и трудностями восприятия и запоминания, то намеренное искажение простых слов вызывает у многих чаще всего резкий протест.

Во-вторых, при общении с ребенком до года употребление каких-либо слов, кроме двухсложных типа «папа», «мама», «баба» и «деда» вызывает определенные трудности. После года, когда ребенок понемногу начинает сам более-менее четко произносить подобные слова, можно постепенно переходить к более сложным формам. Вот тут-то и надо особенно внимательно следить за тем, что ребенку преподносят и как он это воспринимает.

Очень часто любящие бабушки и дедушки, а ведь, как правило, именно они и являются первыми воспитателями ребенка, совершенно не отдавая себе отчет, коверкают слова, передразнивают ребенка и подстраивают под него свою речь. Винить их в этом не стоит, они делают это не со зла, а от большой любви. Однако родителям надо иметь в виду, что шепелявое , невнятное произношение слов может надолго запомниться ребенку, станет для него нормой . Переучить его будет практически невозможно.

В детском садике нередко воспитатели продолжают эту «славную традицию» бабушек и дедушек, продолжая общаться с ребенком на таком вот своем «птичьем языке» . Результатом всего этого является то, что многие дети при поступлении в школу произносят некоторые слова именно так, как они привыкли произносить их дома и в детском саду. У логопеда может сложиться неверное представление о том, что ребенок страдает дефектами речи, а на самом деле он просто не знает, как надо правильно произносить эти слова. Эффект усиливается, когда при общении с ребенком коверкаются не только слова, но и вообще звуки речи .

Мало того, если родители захотят переложить часть своих воспитательных забот «на плечи», например, видеопроигрывателя, то их ждет глубокое разочарование – многие мультфильмы, в том числе обучающие и познавательные озвучены с явным коверканьем слов по образцу «детского лепета». По мнению создателей подобных «шедевров» дети так охотнее слушают и лучше воспринимают происходящее на экране. Кстати, доверять свои заботы бездушным механизмам вообще не стоит, поскольку у ребенка может совсем пропасть охота к живому общению. Говорить что-то себе под нос он будет, но вступать в диалог вряд ли захочет.

Каких-то полвека назад, когда были популярны виниловые пластинки и катушечные магнитофоны, студия Грамзаписи выпускала множество аудиоматериала со сказками, пьесами, детскими песенками, в том числе колыбельными. О коверкании слов там не могло быть и речи, такую запись просто не пропустила бы строгая цензура. Сказки читались профессиональными дикторами и чтецами, а песни исполнялись профессиональными певцами или хором. И ведь речь подавляющего большинства детей уже в четырехлетнем возрасте была поставлена очень хорошо. Конечно, полагаться на подобные суррогаты живой речи также не следует. Обязательно нужно читать ребенку книжки вслух, рассказывать ему сказки на ночь, чтобы он видел движение губ , видел, как надо говорить.

Что касается самой интонации произнесения слов, то тут сюсюканье в раннем возрасте играет положительную роль. Дело в том, что у ребенка в раннем возрасте, когда у него только начинает развиваться внимание, любая речь взрослых воспринимается как монотонный шум, поскольку он не знает значения слов. Когда обращаются к ребенку с любовью и лаской, с высокими интонациями и с улыбкой, сюсюкая, он воспринимает это как очень важную для себя информацию и невольно начинает подражать движениям губ, языка, пытаясь это повторить. Чем раньше ему это удастся, тем лучше. Естественно, что повторить он сможет только очень простые слова.

Из всего вышесказанного следует, что общаться с ребенком надо нормальным языком, без коверканья слов и звуков. Допускается уменьшительно-ласкательная форма слов, которая позволяет облегчить общение с ребенком. Обязательным условием при общении с ребенком является близкий контакт, ребенок должен видеть рот говорящего человека, чтобы правильно воспроизвести все услышанное. В детском саду следует обращать особое внимание на то, на каком «языке» общается ребенок.

Говорят, что для правильного развития речи ребёнка нельзя с ним «сюсюкать», используя разные «детские», сокращённые и облегчённые, слова или бессмысленные сочетания звуков. Это правда? Ведь так хочется «посюсюкать».

Ответ

Вава, бо-бо, кака, ням-ням, гули-гули и прочие «детские» слова, а также не содержащие особого смысла слова вроде агу, муси-пуси , родители используют в общении с детьми младенческого возраста инстинктивно и на протяжении столетий. Родители как бы повторяют детский лепет, желая быть максимально близкими и понятными своему ребёнку. Это первый и естественный этап становления коммуникативных способностей малыша.

На этом этапе важно не столько правильное произнесение слов и чёткое понимание их смысла, сколько установление контакта: ребёнок учится реагировать на речь и обращать внимание взрослых к себе (пока ещё не важен смысл слов, а лишь сам факт этой речи, её интонации, через которые выражается эмоциональное отношение родителя к ребёнку и происходящему вокруг).

Детский лепет — естественный и необходимый этап развития речи, потому что, прежде чем говорить сложные слова, ребёнок должен научиться произносить слова простые, односложные, с повторяюшимися слогами. Что-то упало — вы говорите «бах», ребёнок повторяет за вами. Использование на этом этапе специальных детских слов (киса вместо кошка и пр.) бывает оправданным. Говорить сразу на правильном грамотном языке ребёнок не может, он должен пройти через простое звукоподражание.

Показывая ребёнку собаку, вы говорите, что это собака (собачка) и показываете, как она лает: «гав-гав». Ребёнок в дальнейшем может узнавать собачку, говоря «ав-ав». Не надо требовать от него сразу называть собаку собакой, автомобиль автомобилем и т. д., потому что он всё равно этого не сможет сделать, а получит свои, сокращённые, детские, аналоги этих слов.

Вред, о котором говорят противники использования «детского» языка, будет в том случае, если взрослый использует только облегчённый детский язык, идёт на поводу у ребёнка, повторяя за ним сокращённые, изменённые слова и вводя их в свой лексикон общения. Речь взрослого даже на начальном этапе общения с ребёнком должна быть полноценной, грамотной (конечно, содержательно-лексически соответствующей детскому возрасту). Необходимо понимать, что нельзя долго оставаться на этапе упрощённого языка, а необходимо развитие, усложнение — иначе в дальнейшем у ребёнка возникнут проблемы с произношением тех или иных звуков (дислалия), словарным запасом, уровнем владения речью и общим уровнем развития. Ненормально, когда ребёнок в 5 лет не знает слово «нельзя», а понимает только «кака».

Если под сюсюканьем понимать постоянное употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме («Скушай, лапонька, ещё одну ложечку кашки, а потом поедем на автобусике в магазинчик покупать молочко!»), да ещё утрированно смягчая согласные звуки («молосько», «каська»), то это, конечно, не правильно. Всему должна быть мера.

Чистое же эмоциональное сюсюканье, которым взрослый показывает свою любовь к малышу во время нянченья, и проявляющееся в придумывании на ходу различных складушек типа траташушки-тра-та-та , ай-люлюшеньки-люлю , муси-пуси , тюти-матюти , часто произносимых с подчёркнутым интонированием, повторением или нараспев, как говорят некоторые исследователи, не только не является вредным, но есть необходимое условие полноценного развития мозга младенца и его эмоциональной сферы. Повторение одинаковых и однородных согласных звуков (аллитерация) и повторение гласных звуков (ассонанс) подготавливает ребёнка к восприятию в будущем поэзии, танца, музыки, литературы.

Так что сюсюкайте на радость и здоровье, соблюдая меру.

Они - наши милые, нежные и самые любимые.. Глядя в наивные и самые доверчивые глазки своих малышей, мы хотим казаться им доступнее, понятнее и ближе. И в этой точке общения наступает место самой распространённой ошибке взрослого.

Так почему же нельзя сюсюкаться с ребёнком, шепелявя, картавя или коверкая слова и звуки?

Ничего сверх научного в этом вопросе нет. Помните одну главную истину: ребёнок всё понимает, всё слышит и хочет также быть понятым взрослым. Дураков среди детей ровно столько же, сколько и среди взрослых. Не стоит опрометчиво думать, что ваши сюсюканья с малышом станут приятнее или понятнее. Разговаривайте всегда и везде с вашим малышом нормальным вашим привычным голосом. Стоит ли тут упоминать о последствиях такой распространённой ошибки? Ведь все наши коверканья очень быстро и легко передаются ребёнку. Он как губка впитывает всё, что слышит извне.

Таким образом, речь малыша может существенно отставать в развитии и быть достаточно долго непонятной и неразборчивой. Последствия таких сюсюканий придётся устранять уже у логопеда.

Вторая очень распространенная логопедическая проблема молодых мам и бабушек – это насыщение словарного запаса ребенка несуществующими в родном языке словами типа «би-би», «ням-ням», «пи-пи» и т.п. Если описанное выше объяснение вас не убедило в том, что ребенок достоин нормального общения и не нуждается в упрощении, подумайте хотя бы о том, что, запомнив эти слова, ребенок когда-то должен будет с неизбежностью обучиться новым - настоящим.

Понимаю, что такое серьёзное заявление, как отказ от «пи-пи» и «ням-ням» , может вызвать ряд вопросов от молодых родителей. Но всё же настоятельно рекомендую обратить внимание на эту проблему и прислушаться к совету. Вдумайтесь, ребенок, зная, как звучит слово правильно, но, не имея возможности произнести его самому, будет стремиться произнести слово так, как оно могло бы звучать из детских уст и максимально напоминало изначальную форму. Само собой, что такие слова будут не намного понятнее тех же «би-би» или «ав-ав» , но это будет шагом на пути к правильному произношению, а не промежуточным словом-символом, от которого позднее всё равно необходимо будет отказаться. Кроме того, символичные слова – заменители от родителей чаще всего не склоняются. Это затрудняет восприятие ребёнка грамматической стороны произношения . Применяя обычную речь без сюсюканий и заменителей слов, мы тем самым приучаем малыша к сложному восприятию языка с учётом грамматических и фонетических звучаний.

Дети - это наше всё! Это наше будущее и наше настоящее. И как бы ни хотелось выразить своим заискивающим сюсюканьем максимальную любовь к малышу, пожалуйста, помните, что это вполне понимающие почти самостоятельные и взрослые люди. Относитесь к ним как к равным!

Собственное сюсюкание помогает ребенку использовать больше слов, чем он может произнести. Речевой аппарат полуторагодовалого ребенка недоразвит – и гортань, и челюсти не такие, как у взрослого. Малышу легче сказать «му-му» и «ав-ав»,чем «корова» и «собака». И исторически сложилось, что этому детскому «суржику» ребенка учат женщины. Важно только наряду с упрощенным аналогом слова проговаривать полную «версию». Например, «кар-кар прилетели, птички», «мы поедем на би-би, на машине».

Миф и правда о сюсюканье

Существует миф, что ребенку легче понять взрослую речь, если с ним будут лепетать. Представьте, что вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Разве проще будет объясниться на чужом языке, если его станут еще и коверкать? Поэтому не стоит каждое слово, обращенное к малышу, искажать, как будто это у вас вдруг стала короче нижняя челюсть и пропала половина зубов.

Если постоянно заменять русскую речь шепеляво-картавыми словами, есть риск, что у ребенка разовьются речевые проблемы. В возрасте до трех лет малыш усваивает родную речь и любой другой человеческий язык. После трех, как знают логопеды и физиологи, исправлять ошибки и корректировать дефекты будет уже сложно и долго.

До какого возраста позволительно сюсюкать с ребенком? Радикально настроенные мамы отвечают: пока ребенок не скажет: «Мать, ну перед людьми же стыдно!» В целом советчиком маме может стать только реакция ребенка и здравый смысл. Малыш сам отбрасывает «мяу-мяу» и «жу-жу», когда готов к этому. К трем годам дети знают и употребляют до пяти тысяч слов, умеют применять наречия и причастия, и, конечно же, мамин лепет к этому времени уместен только в играх.



Статьи по теме: Дети