3 июня день елены. Церковный Православный праздник июня. Тропарь равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Часто, поздравляя человека с днем рождения, многие называют его именинником, а сам день появления его на свет - именинами. Но это не всегда правильно, ведь день рождения не всегда совпадает с днем именин. Это в старые времена было принято называть новорожденного по Церковному календарю: выбор имени зависел от того, в день какого святого он появился на свет.
А в наше время детей называют в основном в честь близких родственников или кумиров, а иногда родители выбирают для младенца модное или просто красивое и благозвучное с их точки зрения имя. Как же узнать в таком случае день своих именин и, соответственно, своего небесного покровителя? Рассмотрим это на примере того, когда отмечаются именины Константинов.

Константин Великий - образцовый христианский правитель

Имя Константин соотносится в христианском именослове со многими святыми. Наиболее известен среди них Константин Великий - римский император, почитаемый в лике равноапостольного вместе с его матерью Еленой. Император Константин Великий наиболее известен тем, что после сотен лет гонений легализовал христианство. Он переименовал Византию в Константинополь, сделав этот город христианской столицей Римской империи. Правда, государственной религией христианство тогда не стало, но при Константине Великом оно было религией господствующей, благодаря чему христиане смогли, наконец, исповедовать свою веру открыто. Константин был объявлен историками образцовым христианским правителем, и именно за это его нарекли Великим.

Сам Константин был крещен уже будучи практически на смертном одре. Похоронен он в Апостольской церкви в городе Константинополе.

Прихожане православной церкви чтят его память как святого и равноапостольного. День имени отмечается 3 июня.

3 июня - именины Елены, Константина

Эта дата наиболее известна. Кстати, в день 3 июня почитается не только сам Константин, но и Елена. Названы обоими этими именами и храмы, возведенные в эту дату, и храмовый праздник. Имена святых Константина и Елены носит также один из болгарских курортов, расположенный в шести километрах от города Варна.

Знаменитый остров Святой Елены (именно на него был сослан Наполеон) также назвали в честь именно этой Елены, поскольку он был открыт как раз в день памяти святой.

Елена - мать Константина

Празднуя именины Константина и Елены 3 июня, некоторые ошибочно полагают, что они супруги. На самом деле, Елена - его мать. Женщина эта была из простого рода. В юности помогала своему отцу, работавшему на конной станции, работала в трактире служанкой. Там она познакомилась с будущим мужем Констанцием Хлором, ставшем при Максимиане Геркулии цезарем Римской империи. Затем в этой семье родился будущий император Константин.

Став таким образом царицей, Елена совершила много добрых дел. По ее повелению были сооружены христианские церкви. И сам император Константин повелел воздвигнуть храм во славу Воскресения Христова.

Другие святые Константины

Римский император Константин Великий был настолько популярен, что его именем в последующие времена нарекли одиннадцать императоров Рима и Византии.

И на Руси в XII-XIV столетиях, после принятия православия, также многие известные исторические личности носили это имя. Например, Константин Всеволодович - князь Владимирский, Константин Васильевич - суздальский князь, еще один Константин Васильевич - ростовский князь, а также Константин Михайлович - князь Тверской и многие другие. Вероятно, именно поэтому у современных Константинов так много дней, в которые они празднуют именины.

Именины Константина по церковному календарю

Эти именины празднуются множество раз в течение года. Приведем несколько из них.

Именины различных святых Константинов празднуются также 15 и 21 июня, 8, 14 и 16 июля, 11 и 17 августа, 16 сентября, 2 и 15 октября, 4, 23 и 27 ноября, а также 11 декабря. Имена святых, именины которых отмечаются в эти дни, можно посмотреть в православном церковном календаре.

Как определить свой день Константина

Для того чтобы узнать день именин Константина, который подходит конкретному Косте, нужно найти день памяти святого с таким же именем, самый близкий к дате его рождения. Принципиально, что день, когда отмечаются именины человека, в том числе и именины Константина, определяется датой, следующей за днем рождения, а не предшествующей ему, даже если последняя находится ближе к дате рождения.

Например, у Константинов, родившиеся после 11 декабря и до 8 января, именины, соответственно, 8 января, и их небесный покровитель - преподобный Константин Синадский. Родившиеся после 8 января и до 27 февраля Кости отмечают день именин 27 февраля и своим покровителем считают равноапостольного Константина Моравского.

18 марта, в день князя Константина Ярославского, нужно отмечать именины Константина, появившегося на свет между 27 февраля и 18 марта, и так далее, пользуясь датами приведенного выше церковного календаря.

По такому же принципу люди с любыми именами могут определить день своих именин.

А когда ваши именины?

03 июня 2014
3 июня - день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Сегодня мы совершаем праздник в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Император Константин Великий правил Римской империей в первой половине IV века. За выдающиеся заслуги перед Святой Церковью, перед верой христианской, этот царь вместе со своей матерью – царицей Еленой, был причислен к лику святых и даже именуется равноапостольным .

Царь Константин был сыном одного из правителей тогдашней Римской империи, которая была в то время поделена на четыре области. Его отец управлял Британией. И вот, после смерти своего отца он был провозглашен императором. В то время множество врагов было у святого царя Константина, и он был единственным правителем в тогдашней Римской империи, который покровительствовал христианской вере. Другие правители тогдашней Римской империи, естественно, начали войну. Происходили военные действия, и перед решающей битвой царь Константин созерцал на небе видение Креста и надпись: ”Сим побеждай”. Т. е. Силой Креста Бог дарует ему победу.

300 лет Церковь христианская испытывала жесточайшие гонения. И вот Промысел Божий приводит царя Константина к христианской вере, потом устраивает так, что царь Константин становится правителем всей Римской империи, и Западной, и Восточной. В 313 году он издает Миланский Эдикт “О веротерпимости”, где прекращает гонения на христиан, и христианская вера получает свободу. В этом было промыслительное значение и чуда вид?ния Креста на небе, и последующей победы царя Константина, и его правления над Римской империей.

И мы также знаем, что в 325 году Православную Церковь терзала ересь Ария, который называл Христа творением, отрицал единосущие Сына Божия Богу Отцу. И вот, в 325 году, чтобы утвердить Православную веру, святой равноапостольный царь Константин созывает в Никее I-й Вселенский Собор , на котором был составлен наш Символ Веры до слов “... и в Духа Святаго.” Таким образом, мы видим, что Церковь не напрасно прославила императора Константина как равноапостольного, подчеркнув тем самым, что труды этого царя и его матери подобны Апостолам.

А мать святого царя Константина, когда сын ее воцарился над Римской империей, отправилась на Святую Землю, в Палестину, и там очищала от языческих капищь святые места, связанные с жизнью Сына Божия. Вместе со своим сыном, царем Константином, она устроила на месте смерти и воскресения Христа величественный храм Воскресения Господня. Святая царица Елена обрела Животворящий Крест возле Голгофы, тот, на котором был распят Сын Божий. И вот, за свою веру, за воспитание такого великого сына – царя Константина, за вот такую ревность к святым местам на Святой Земле, в Палестине, царица Елена тоже причислена церковью к лику равноапостольных.

Мы видим, дорогие братья и сестры, как Церковь Христова прославляет тех людей, которые строили и благоговейно относились к святыням. Святые Константин и Елена – строители православных храмов. И Церковью они прославляются наравне с Апостолами. Из нас, конечно же, мало найдется храмоздателей. Но все мы призваны к благоговейному отношению к святыни храма! Без сомнения, Бога чтить нужно, в первую очередь, внутренне. Но внутреннее содержание нашей души обязательно выражается и внешне. Господь сказал: "Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое" (Мф.12:35). Так вот, в этот святой день, вспоминая память этих великих святых, нам нужно задуматься немного о внутреннем и внешнем содержании нашего жизненного пути.

Христос заповедал нам исполнять Свои Божественные заповеди. Новый Завет, в отличии от Ветхого – это обновление духа. В Ветхом Завете все значение, весь упор делался на внешней религиозности, хотя и там были пророки, которые говорили, что Бог ищет сердца человеческого, ищет духа, ищет любви человека к Богу. Были пророки, но в целом Закон Моисеев носил обрядовый, внешний характер. И представители ветхозаветной религии, в особенности в лице духовенства, фарисеев, книжников, исполняли ветхозаветный закон только внешне. Они приносили жертвы, совершали какие-то внешние обряды, омовения, внешне посещали Иерусалимский храм, синагогу, но сердце их далеко отстояло от Бога. И мы знаем, что Господь уподоблял ветхозаветных учителей “гробам окрашенным”, которые внутри исполнены всякого греха, зловония страстей, а снаружи вроде бы выглядят ничего, неплохо. Такова была ветхозаветня религиозность в своем подавляющем большинстве. Конечно, были истинные праведники и в Ветхом Завете, но их было очень мало.

Когда же пришел Христос, то Он открыл, что истинная вера, истинное познание Бога совершается внутри. Спаситель говорит: “Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их” (Мф.23:26). Т. е. Господь Иисус Христос в Своем Евангельском учении весь смысл, весь упор делает во внутреннем перерождении человека, в обновлении духа, нашего сердца и наших мыслей. Господь учит о любви к Богу и ближнему, но при этом не отрицает и внешнего закона. Потому что, естественно, вера человека, его стремление к Богу, всегда, так или иначе, проявляются и во внешней форме. Но самое главное хранится в душе, в сердце чистом, верующем, смиренном, благоговейном и в нелицемерной любви к ближним. В противном случае остается одно лицемерие, театр, остается то, что Христос назвал “фарисейством”, т. е. одним только внешним служением Богу.

Мы призваны к внутреннему перерождению, к обновлению нашей души в духе христианской веры. Однако у нас есть и внешние какие-то обычаи, правила, обряды. Но вот, к сожалению, греховность, болезнь души человека такова, что мы зачастую недостаточно внутренне обновляемся, недостаточно боремся за чистоту своего сердца, своих мыслей. С большим трудом происходит в нас внутреннее перерождение, обновление нас в радости, в любви, в мире, в терпении, в смирении, в нелицемерной вере, в помощи другим людям. В этих внутренних добродетелях с трудом мы преуспеваем.

Но если мы посмотрим на внешние какие-то обычаи, добродетели, то тоже, к сожалению, мы увидим, что весьма много у нас и чисто внешних упущений. Например, с болью, бывает, видишь, что весьма, весьма мало людей умеет правильно перекрестится. К великому сожалению, нередко можно увидеть верующего человека, который вместо того, чтобы благоговейно наложить крестное знаменье, делает какой-то бессмысленный жест: крестит, например, свой живот или свою грудь, или как будто что-то смахивает со своей груди. Производит какое-то торопливое, бессмысленное движение. И вот это и есть крестное знаменье? Естественно, сердце пастыря не может равнодушно на это смотреть. И вот таких, чисто внешних, упущений у нас действительно очень много.

Во, например, возьмем добродетель благоговейного отношения к святыне православного храма. Как мы ее исполняем на деле? Храм – это место святое, где присутствует Сам Бог, где совершаются страшные таинства, где дышит Дух Святой. В храме поются величественные гимны и псалмы, читается Священное Писание, здесь мы можем получить надежду на спасение. И что же мы видим? Не все с благоговением, со страхом Божьим, действительно относится к храму, чувствуя святость этого места. Нападает какое-то окамененное нечувствие на сердце, какая-то духовная болезнь. Человек как будто забывает, где он находится. Он не чувствует святыни, когда он слышит слова молитв и священных гимнов – он воспринимает это совершенно равнодушно, как будто это что-то пустое, то, что его абсолютно не касается ни в коей мере. И вот это как раз проявление, с одной стороны, внутренней духовной болезни, а с другой стороны, внешней. Это очень страшно. Каждый из нас – и каждый священнослужитель, и каждый низший служитель в храме, который исполняет то или инное послушание, служение, и каждый рядовой верующий и мужчина, и женщина – ответственны за святыню богослужения, за святыню храма. Мы не должны равнодушно смотреть на какое-то бесчинство, творящееся в храме, на какой-то шум и помехи богослужению. Душа каждого человека должна болеть за святыню храма. И мы в первую очередь должны молиться об этом. Мы также должны уметь подсказать ближнему, который забыл, что он находится в храме, который ведет себя в храме, как в магазине, или как на базаре, или где-то в музее – мы должны уметь такому человеку с любовью, с христианской кротостью и смирением посоветовать, указать ему, напомнить ему, что он находится в святом месте, где совершается молитва Богу, где Господь нас принимает, принимает наше моление, наше покаяние, и здесь негоже безобразничать или шуметь.

Таким образом, и чисто внешних недостатков и внутренних у нас конечно очень много. Но нам нужно помнить слова Евангелия, что Господь Иисус пришел в мир грешных спасти и не отчаиваться. Мы должны стремиться исполнять заповеди Божьи, должны стремиться внутренне обновиться: избавиться от греховных мыслей, от недолжных чувств, стремлений, постараться исправить свою жизнь, удалить из нее все нечистое, греховное. С другой стороны, мы должны постараться и внешнюю нашу религиозную жизнь тоже совершать в соответствии с уставом церковным, в соответствии с традициями Церкви. Внутреннее важнее внешнего, однако и внутренне без внешнего не мыслится. Бывает, когда человек стоит благоговейно в храме и молится, то невольно и на душу его начинает действовать его внешнее поведение. Человек совершит какой-то внешний жест: благоговейно поклонится Богу, со страхом Божьим приложится к образу, к иконе, или на себя наложит крестное знаменье с благоговением – и вот этот внешний жест оказывает внутреннее влияние и на его душу. Здесь все взаимосвязанно.

И вот в этот святой день, по молитвам святых царей Константина и Елены да дарует нам милосердный, благий Господь утверждаться и в святых Христовых Евангельских заповедях и во внешних уставах церковных. Аминь. Христос воскресе! Воистину воскресе!

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305- 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Вот как описывает благочестивую жизнь царя Константина и матери его царицы Елены церковный историк Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской:

О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОГО ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА

ГЛАВА 41. О постройке церквей в Вифлееме и на горе Елеонской.
Окончив дело здесь, (василевс) весьма благолепно украсил и другие места, отмеченные двумя таинственными пещерами. Одному воздал он подобающую честь, как месту первого богоявления Спасителя и рождения Его во плоти 1; другое почтил, как стоящий на вершине горы памятник вознесения Его на небо 2. Щедро украшая сии места, он увековечивал этим и память своей матери, которая оказала столько благодеяний человеческому роду.
ГЛАВА 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
Ибо признав своим делом воздать Всецарю - Богу долг благочестивого своего расположения, также вознамерившись молитвами возблагодарить Его за своего сына, такого василевса, и за свое потомство - боголюбивых кесарей, детей его, эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные эпархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, по слову пророка: поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7), - и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству.
ГЛАВА 43. Еще о церкви вифлеемской.
В то же время воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы 3. Кроме того, мать василевса, в память вознесения Спасителя всех на небо, воздвигла высокие здания на горе Елеонской: самую вершину этой горы увенчала она священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал своих учеников в неизглаголанные тайны. Василевс и на том месте почтил Великого Царя различными дарами и украшениями. Эти-то достойные вечной памяти, святые и прекраснейшие храмы, как знаки благочестивого расположения, воздвигнуты Богу Спасителю над двумя таинственными пещерами боголюбивой матерью боголюбивого василевса, августейшей Еленой, по царственному соизволению ее сына. Немного спустя, старица пожала и достойные плоды своего благочестия, ибо все время своей жизни до глубокой старости провести во всяком благополучии, делами и словами принося обильные плоды спасительных заповедей, эту благоустроенную, беспечальную свою жизнь она и после вела в совершенном здравии души и тела, а потому, еще здесь получая от Бога награду за добрые дела, удостоилась благочестивой кончины.
ГЛАВА 44. О великодушии и благотворительности Елены.
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями, как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.
ГЛАВА 45. О том, с каким благоговением Елена являлась в церквях.
Но прославляясь такими делами, Елена не забывала и служить Богу. Всегда видели, как она ходила в Божью церковь и украшала молитвенные дома блистательными драгоценностями, не оставляя без внимания храмов и в городах самых малых. Видели, как эта дивная жена, в скромной, но благоприличной одежде, смешивалась с толпой народа и свое благоговение перед Богом выражала всякими богоугодными делами.
ГЛАВА 46. О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
Совершив уже довольно долгий путь (земной) жизни, (василиса) призвана была к лучшему наследию почти на восьмидесятом году своей жизни. Перед своей кончиной она сделала духовное завещание, распорядилась и объявила последнюю свою волю в пользу единственного сына, василевса, автократора монарха, и своих внуков, детей его, кесарей. Тогда же между своими внуками разделила она и собственное имение, которое было у нее по всей Ойкумене. Распорядившись таким образом, она окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына. Людям благомыслящим казалось, что эта преблаженная жена не в самом деле умерла, а только изменилась и переложилась от жизни земной к жизни небесной, что ее душа, принятая Спасителем, преобразилась в существо нетленное и ангельское.
ГЛАВА 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал ее еще при жизни.
И тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город 4 и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от нее преемственную и дивную отрасль, (то есть за Константина), которого надобно ублажать как по другим причинам, так и ради уважения его к родительнице; ибо из не благочестивой василевс сотворил ее столь благочестивой, что в правилах благочестия она казалась наставленной Самим общим всех Спасителем, и облек ее такими царскими почестями, что у всех народов и во всем войске она называлась августой и василисой, и ее лик изображался на золотых медалях. Сверх того, Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим, так что и в этом отношении сын сделал участь ее превосходной и завидной. Посему, рассматривая качества, увековечивающие память Константина, мы по справедливости должны обратить внимание и на то, что, почитая свою мать от избытка благочестия, он исполнял божественные законы, предписывающие иметь должное уважение к родителям 5. Такие прекрасные дела и таким образом василевс совершил не в одной Палестине, он и во всех эпархиях сооружал новые церкви, давая им вид гораздо превосходнее того, в котором они находились прежде.
______________
1 Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один - Богоявление.
2 Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24,50), на горе Елеонской.
3 В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями.
4 Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L.8. cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. - прим. переводчика.
5 Имеется в виду одна из десяти заповедей, данных еще Моисею. (Исх. 20,12).

(Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Перев. СПб. Духовной Академии. - М.,1998).

Тропарь, глас 8:

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание:

Величаем вас, / святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая:

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь св.равноапп.Константина и Елены. Пос.Ленинское. Ленингр

Весь православный мир в самом начале лета – 3 июня отмечает особый праздник – день святых Константина и Елены. В истории православия они остались очень значимыми фигурами, сделавшими очень многое, чтобы христианство не знало ущемлений, а люди могло свободно исповедовать свою религию.

Исторический экскурс

История Константина и Елены началась еще во время могущественной Римской империи. Поскольку ее территории были просто огромными, то существовало разделение на Восточную и Западную часть империи. Их возглавляли два правителя, которые могли полностью контролировать свою часть земель. Чтобы не возникало никаких проблем и непредвиденных конфликтов среди народа, в управлении также принимали участие их помощники – соправители. Отец будущего императора Константина как раз и занимал такую должность при дворе правителя Западной части страны. Его матерью была святая царица Елена. Эта женщина была христианского вероисповедания, поэтому с младенчества Константин воспитывался в уважении в религии его матери. Следует заметить очень важную деталь, отец Константина и сам уважал людей, которые исповедовали христианство. В той части страны, где управлял он, христиане не испытывали притеснений и не получали наказания за свою веру. Это было большим исключением, ведь на всей остальной территории гонения имели очень жесткую форму, правители были жестоки и беспощадны к людям, которые имели другие взгляды на религию.

Отец Константина умер и по решению войсками именно он должен был стать во главе Британии и Галлии. После восхождения на престол такой могущественной и огромной империи, правитель первоочередной задачей объявил провозглашение на всех подконтрольных землях религии христианства. Конечно, такой поступок не мог остаться незамеченным правителями, которыми были приверженцами языческого вероисповедания. Против Константина постоянно готовились заговоры, которые непросто должны были свергнуть его с престола, а лишить жизни. Таким коварным замыслам не суждено было случиться, во время нескольких военных операций, другие правители потерпели поражение от Константина, а, значит, их шансы на свержение с престола и убийство просто не могли осуществиться.

Предание гласит, что Константин долго и искренне молился Богу, чтобы он послал ему знамение, которое поможет воодушевить войско и уверить их в победе на поле боя. Откликом на такой призыв стало появление знамения в виде креста, сопровождающегося надписью, «Сим побеждай». Было ли это на самом деле, или этот факт был придуман узнать уже не суждено, но согласно сохранившимся сведеньям, знамение действительно наполнило сердца воинов храбростью и отвагой. За этим последовали победы в сражениях, что принесли Константину присоединение к его территориям и Западной части большой Римской империи.

Во время правления Константином был издан Миланский эдикт, согласно истории, это случилось в 313 году. Суть заключалась в терпимости к исповедованию христианства. Спустя 10 лет власть императора была полной, вся Римская империя покорилась ему. После этого действие Миланского эдикта стало распространяться по всех землям. Только тогда христиане смогли забыть о жестоких гонениях, наказаниях и преследованиях за свою веру в Христа.

Следующим знаменательным событием в жизни свободных христиан стало перенесение столицы империи из порочного и языческого Рима в прекрасный город Византию, который вскоре стал Константинополем. Император точно знал, что только вера в Христа способна объединить такие огромные площади империи и таких разных людей, которые населяли даже самые отдаленные ее уголки. Его забота о вере не заключалась только в разрешении христианства, его указами из ссылок и тюрем были возвращены духовные православные наставники и деятели, что начали заниматься просвещенской работой с народом. Кроме этого, активно строились церкви и храмы, духовенство поднялось на особый уровень в государстве, получив действительно много привилегий и почестей. Высшие духовные саны дарили человеку практически полную власть над своими прихожанами и землями, что были выделены для церкви или храма.

Поскольку вера Константина действительно шла от сердца, он попросил свою мать выполнить очень важное задание – найти Крест Животворящий, который и стал последним смертным одром Христа. Елена отправилась в земли Иерусалима, с огромными материальными средствами, что могли пригодиться в поисках и большими полномочиями, дарованными сыном. В 326 год был найден Животворящий Крест, в поисках Елене помогал Иерусалимский Патриарх Макарий.

Елена сделала очень многое, она не только нашла Животворящий Крест, для всех палестинцев она также осталась в памяти и исторических записях женщиной, что смогла добиться освобождения всех святых земель от любого намека на язычество или осквернение. По ее приказу на этой земле начали появляться христианские церкви и храмы. Именно Елена стала инициатором постройки храма Воскресения Христова над той пещерой, где был гроб Господа. Все нуждающиеся и бедные получили от нее очень щедрую милостыню, приходили на благотворительные обеды, где сама Елена подносила им тарелки и убирала со столов. Животворящий Крест был отдан Патриарху, своему сыну она повезла лишь его небольшую часть.
Именно за все эти такие важные и значимые заслуги по решению церкви Елена стала Равноапостольной.
Деятельность Константина и просвещение народа также не проходили безоблачно, возникали трудности и раздоры, появились ереси, что требовала повторного обряда крещения для тех людей, кого называли отпадшими в то время, когда христианство жестоко наказывалось. Все эти ереси были осуждены Миланским Собором.

Константин продолжал свою деятельность, исповедую христианство как единственную религию для себя и своего народа. Перед смертью он прошел обряд крещения, к которому готовился всю свою жизнь. Его последним пристанищем стала церковь святых Апостолов, где по его же приказу заранее была сделана гробница. В церкви Константин также получил имя Равноапостольного.

Как отмечать праздник?

Конечно, в такой день нужно обязательно сходить в церковь, вознести свои молитвы Константину и его матери за то, что христианство и сегодня для многих не только религия, а настоящее спасение и вера в чуда. Можно попросить о здоровье и благополучии для всех своих близких и родных. Попросить что-то для себя. Главное, чтобы помыслы были чистыми и светлыми.

В качестве подарка для кого-то из близких или для всей семьи можно купить икону, что станет защищать дом и направлять людей на правильную дорогу.
Детям также можно рассказать историю о том, как много мать и сын сделали для всех людей, позволили им забыть о страхе из-за своей веры и подарили надежду на спасение в глазах Господа. Их жизнь может стать ярким примером того, как можно заботясь о судьбах других, самим становиться лучше, чище и светлее, приближаясь тем самым к Богу. Такие праведные дела никогда не сотрутся из памяти людей, оставаясь вечным напоминаем, в виде того, что сегодня каждый человек может с гордость сказать, что он православный человек.

Светлый праздник матери и сына нужно помнить и почитать. Эти два человека, которые жили так давно и далеко сделали для всего мира так много. Возносить им похвалу обязательно нужно в их праздник, но еще лучше, чтобы такие слова были сказаны от всего сердца каждый раз, когда человек переступает храм Божий.

1. Святые равноапостольные Константин и Елена – не муж и жена, а сын и мать.
2. Святой Константин крестился в самом конце своей жизни.

В 4 веке был распространён обычай откладывать совершение таинства на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов. Император Константин, как и многие его современники, последовал этому обычаю.

В начале 337 года он отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но, почувствовав себя хуже, велел перевезти себя в Никомедию и в этом городе на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, император признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

3. Императрица Елена была простого рода.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии, ставшем цезарем Запада Римской империи. В начале 270-х годов она стала его женой.

4. Римско-католическая церковь не включила имя императора Константина в святцы, однако западные епископы опирались на его авторитет при попытке получить верховную власть в Церкви и в Европе вообще.

Основанием для подобных притязания был «Константинов дар» - подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестру.

В «грамоте» значится, будто бы Константин Великий, при крещении его папой Сильвестром и при исцелении от проказы, которой был поражён перед этим, подарил папе знаки императорского достоинства, латеранский дворец, город Рим, Италию и все западные страны. Свою же резиденцию перенёс в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии; наконец, римскому папе предоставил главенство как над четырьмя кафедрами – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, - так и над всеми христианскими церквами во всей вселенной.

Факт подлога доказал итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (1440 г.), опубликованном в 1517 Ульрихом фон Гуттеном. В Риме совершенно отказались от этого документа лишь в XIX столетии.

5. Император Константин легализовал христианство, однако государственной религией его не делал.

В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».

В соответствии с этим эдиктом, все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам, и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Мнение ряда ученых, что Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи не находит, согласно точке зрения других исследователей, подтверждения как в тексте эдикта, так и в обстоятельствах его составления.

6. Праздник Воздвижения Креста Господня появился в церковном календаре благодаря деятельности святых Константина и Елены.

В 326 г., в возрасте 80 лет, царица Елена отправилась на Святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Она предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест.

Воздвижение – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало этот праздник одним из самых торжественных в году.

7. На Святой земле благодаря императрице Елене был построен ряд храмов.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий.

  • на Голгофе - Храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

  • в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
  • в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
  • в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
  • у Тивериадского озера - Храм двенадцати апостолов;
  • на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
  • на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
  • у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины - церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.

8. Город Константинополь (ныне Стамбул) был назван в честь святого Константина, который перенёс туда столицу Римской империи.

Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь.

9. Имя святых Константина и Елены носит один из старейших болгарских курортов на побережье Черного моря. Расположен он в 6 километрах к северо-востоку от города Варна.

В дополнение к привычным развлекательным центрам, гостиницам и спортивным сооружениям на территории комплекса находится часовня, которая когда-то была частью монастыря, построенного в честь императора Константина и его матери императрицы Елены. Еще до болгар это побережье населяли греки. Вся близлежащая местность была колонией Византийской империи и носила название Одессос.

10. Остров святой Елены, на который был сослан Наполеон Бонапарт, также назван в честь матери святого Константина. Он был открыт португальским мореходом Жуаном да Нова во время путешествия домой из Индии 21 мая 1502, в день памяти этой святой.

Португальцы застали остров необитаемым, на нём было в достатке свежей воды и древесины. Моряки завезли домашних животных (в основном коз), фруктовые деревья, овощи, построили церковь и пару домов, однако постоянного поселения они не основали. С момента открытия остров стал критически важным для кораблей, возвращающихся с грузами из Азии в Европу. В 1815 году остров Святой Елены стал местом ссылки Наполеона Бонапарта, который скончался там в 1821 году.

Остров находится во владении Великобритании, однако небольшая его часть – два дома, где жил Наполеон, и долина, где он был похоронен, – принадлежат Франции.