Бензопила Дружба — особенности конструкции, ремонт, переделки из бензопилы. Бензопила Дружба — характеристики, ремонт своими руками, варианты самоделок Технические характеристики бензопилы Дружба
Механизация валки леса и моторные пилы. В 2013 году, у большинства россиян, появление и того и того ассоциируется с бензопилой «Дружба» появившейся в конце 1950-х. И мало кто знает что массовое применение моторных пил в нашей стране началось за 10 лет до появления «Дружбы». Эту часть нашей истории Мотопила.ТВ и «Музей индустриальной культуры» планируют осветить в рамках выставки ВИВАТ-2013 на экспозиции «За 10 лет до «Дружбы»: электропилы на лесосеке.»
Отечественная история цепных пил начинается в 1930-х. В силу множества причин в СССР больше внимания уделалось цепным ЭЛЕКТРО, а не БЕНЗОпилам. В результате работы нескольких конструкторских коллективов на свет появилась цепная электропила ЦНИИМЭ К-5. Отличительными особенностями этой электропилы было то что она управлялась одним человеком и питалась электрическим током повышенной частоты — 200 Hz.
Новая электропила была лёгкой, надёжной и требовала для работы меньше людей, чем использовавшиеся на тот момент в нашей стране цепные пилы. В 1949 году создатели этой электропилы получили за её разработку Сталинскую премию и промышленность приступила к массовому производству К-5. Кстати, в электропиле К-5 была использована складная направляющая шина и лишь 10 лет спустя она была использована в бензопиле «Дружба».
Внедрение новой техники шло не только в лесу — проводилась широкая пропагандистская кампания среди населения. На выставке ВИВАТ-2013 представлены иллюстрации из советских журналов и репродукции агитационных плакатов 1950-х годов. К тому моменту как на историческую сцену вышла бензопила «Дружба», валка леса в нашей стране была массово механизирована с использованием электропил ЦНИИМЭ К-5.
В конце 1950-х, когда бензопилы стали вытеснять электропилы с лесосек, была создана следующая версия — ЦНИИМЭ К-6. Новая электропила стала использоваться при раскряжёвке деревьев и при строительных работах. В конце 1960-х была создана электропила ЭПЧ-3 дошедшая до наших дней.
О масштабах использования и роли этого типа электропил можно судить по тому насколько глубокий след они оставили в нашей культуре. Скульптуры, картины и даже художественный фильм вышедший в 1958 году — за три года до широко известных «Девчат». На выставке ВИВАТ-2013 представлена репродукция самой известной картины в которой фигурирует электропила К-6. Это полотно костромского художника Алексея Белых «Лесоруб». (Не смотря на название, на этой картине 1964 года изображён не лесоруб, а раскряжёвщик!)
Кроме репродукций, на выставке ВИВАТ-2013 будут представлены электропилы К-6 и ЭПЧ-3. Посетители своими глазами смогут увидеть инструменты которыми осуществлялось послевоенное восстановление нашей страны и сравнить их с классической бензопилой «Дружба».
Выставка Исторической и Военной АвтомоТехники — ВИВАТ
Выставка ВИВАТ проводится с 2008 года в Москве по адресу ул. Заречье, вл.3. ВИВАТ-2013 будет проходить 29-30 июня 2013 года и на нём будут представлены Реставрационная мастерская Евгения Шаманского, Музей «Сюзники и Ленд-лиз», Гараж «Скиба и сыновья», Военно-исторический клуб «Выстрел», Историческое Раменское автомобильное общество, Клуб «Столичная Артель», водно-моторный клуб «Дебаркадер» (Украина), «Победа-клуб», Клуб «Ретромобиль» г.Подольск и многие другие.
В обилии конструкций и модификаций современных бензопил, советская бензопила «Дружба-4», начавшая свое победное шествие по лесоповалам СССР в далеком 1955 году, просто обязана была затеряться. Но этого не произошло. Она и сегодня пользуется неизменным спросом, а пройдя этап если не реинкарнации, то серьезной модернизации до современной пилы «Урал-2Т-Электрон», выпускается серийно и ныне.
Чем хороша «Дружба-4» и ее главные недостатки
Разработанный для этой бензопилы в 1953 году на запорожском «Прогрессе» двухтактный двигатель МП-1, мощностью 4 л.с., что и дало ей цифру 4 в названии, был, и остается, настолько простым в ремонте и обслуживании, что обеспечил ей успех на долгие десятилетия.
Но не единым двигателем «Дружба-4» заслужила свою популярность. Удобная для длительной работы компоновка, позволяющая вальщику работать стоя, в удобной позе, срезая деревья практически у самой земли, не повторяется ни в одной другой пиле, кроме тех, что являются лишь ее модификациями. А сколько их было? Существенная – реально одна, когда пила обрела новый, более мощный (5 л.с.) двигатель, редуктор с системой смазки пильной цепи и название «Урал». О мелочах, типа формы бака, говорить не стоит. Да и снижение веса, являющегося и на сегодня едва ли самым большим недостатком этой конструкции, с 12,5 до 11 кг, существенным достижением не назовешь.
Пила, получившая золотую медаль на брюссельской выставке 1958 года, выпускалась серийно до конца 90-х годов с небольшими изменениями:
- в 60-х годах было осуществлено изменения крепления ручки;
- в 80-х был заменен карбюратор («Дружба-4А») и установлено электронное зажигание («Дружба-4А-Электрон»);
- в 90-х установлен очередной новый карбюратор («Дружба-4М»).
Следующим этапом собственно и стало создание «Урала», но он – лишь развитие «Дружбы».
Упоминаемые в некоторых источниках иные модификации данной пилы – плод фантазии авторов. Недавно выпущенная пила «Дружба-2» имеет уже традиционную для данного инструмента компоновку, похожую на модели лидеров рынка Штиль и Хускварну, и кроме названия ничем не напоминает легендарную предшественницу.
Достоинства «Дружбы-4»:
- Удобство работы при валке леса.
- Высокая ремонтопригодность.
- Простота конструкции.
- Невысокая стоимость.
Также среди удачных конструктивных особенностей стоит назвать крепление редуктора при помощи хомута, позволяющее развернуть его под любым углом, что дает возможность располагать пильную шину в горизонтальной плоскости. Простая центробежная муфта сцепления, в которой наружный Г-образный профиль ведущего барабана при увеличении оборотов прижимается к стенкам выступа ведомого, закрепленного на редукторе, обеспечивая передачу крутящего момента.
Недостатки бензопилы:
- Плохая система обеспечения безопасности (отсутствие автоматического тормоза, кнопки «стоп», защиты от вибрации т.п.).
- Съемный стартер, который часто теряется.
- Большой вес.
- Низкое качество запасных частей.
Близкое родство «Урала» и «Дружбы» позволяет активно использовать запчасти от первого на второй. Так пилы производства 60-х годов обретают вторую молодость после установки на них смазываемых редукторов с современными пильными шинами и цепями.
А запчасти к «Дружбе» по-прежнему выпускаются многими производителями и не являются дефицитом.
Тем более что на базе ее двигателя выпускались не только пилы, но и мотопомпы, лебедки, автономные электрические станции и многое другое.
Ремонт и модернизации пилы Дружба
Хоть данные пилы прекратили выпускать на рубеже тысячелетий, их огромное количество находится в пользовании и продается в интернете до сих пор. Некоторые далеко не исчерпали свой ресурс. Но даже те, что утратили вид и приобрели проблемы в работе – легко восстанавливаются.
Ведь корпусные детали данных пил практически не изнашиваются, а остальное подлежит замене. Видеоролик поможет вам избежать сложностей при разборке «Дружбы-4»:
Чаще всего при ремонте приходится менять подшипники коленвала, все сальники и прокладки.
Не лишней при разборке будет и замена поршневых колец. Возможна также установка ремонтного размера поршневой группы.
Если на вашей бензопиле стоит редуктор без смазки, то стоит установить более современный. Этим вы удлините срок службы пильной цепи.
А вот и видео устройства такого редуктора, на котором видно, чем он отличается от штатного:
Такой новый от «Урала» стоит порядка 3,5 тыс. руб., но при стоимости слегка подержанной «Дружбы» в 4 – 5 тыс. руб. эта цена может показаться чрезмерной. То же касается и других элементов. Так, если у вас работоспособно контактное зажигание, то отдавать за новое или устанавливать электронное за 500 – 600 руб. может и не стоит. Ведь главные проблемы с ним возникают вследствие повреждения сальника коленвала, и при его замене все может придти в норму.
Столько же стоит и съемный стартер, поэтому лучше его не терять. Некоторые закрепляют его жестко на саморезах на штатном месте и мирятся с определенными неудобствами в работе, а некоторые – на тросике, и находят ему место на ручке бензопилы.
Карбюратор дешевле ремонтировать при помощи ремкомплекта.
Стоимость нового составляет порядка 1 тыс. руб.
Самые большие переделки чаще всего производят с системой зажигания, а именно: устанавливают автомобильную катушку взамен вторичной обмотки штатной катушки. Как это грамотно сделать показано на видео:
При этом искра становится значительно мощнее, и устраняются проблемы с запуском пилы, особенно в зимнее время.
Сцепление бензопилы практически не выходит из строя, но иногда требует небольшого ремонта. Оно устроено так, что при малых оборотах Г-образный профиль не разжимается и редуктор не включается, но если ослабевают заклепки, на которых он крепится, то он может касаться внешней части муфты редуктора и на малых оборотах, тогда сцепление «ведет». Стоит попытаться заклепать их сильнее. А если причина не устраниться, то в этом случае покупать новую муфту.
Самоделки из «Дружбы-4»
Компоновка двигателя с редуктором у этой пилы настолько удачна, а сцепление настолько компактно, что устройство является почти готовым силовым агрегатом для многих интересных самоделок.
В 1973 году на базе этих двигателей был создан сверхлегкий вертолет МАИ Х-3, а за ним и модификации 4 и 5. Они были даже показаны на ряде выставок, но в серийное производство не пошли. Слишком тяжело было согласование работы целых 8-ми двигателей для 2-х пропеллеров, обеспечивавших его движение.
Но он летал! А вот ездить на движке от «Дружбы» значительно проще. По снегу и по твердым дорогам.
Правда, достаточно высокие обороты на выходном редукторе пилы требуют установки большой ведомой шестерни на тяговое колесо, промежуточного понижающего вала или уменьшения диаметра самого колеса.
А вот снегоуборочные машины и мотокультиваторы из нее получаются довольно продуктивные, но тоже с системой, понижающей обороты.
Напоследок стоит вспомнить о доукомплектовании пилы системой с гидравлическим клином.
Это приспособление здорово помогает именно при валке леса. А как оно работает, станет понятным после просмотра видеоролика:
Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами;)
Первая модель бензопилы Дружба была разработана в 1953 году, а выпущена в 1955 г. Производились они на машиностроительных заводах в городах Бийске и Перми. Все модели этих бензопил имеют двухтактный одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и карбюратором. Благодаря удобной конструкции и высокой производительности Дружба до сих пор пользуется спросом, причём в рабочем состоянии находятся и пилы первых моделей. Основное предназначение бензопилы Дружба – валка леса и распиловка брёвен.
Перед эксплуатацией любой бензопилы, обязательно следует изучить инструкцию от производителя и соблюдать все правила техники безопасности.
Модели бензопил
Общая конструкция пилы со временем значительно не менялась, лишь дорабатывались отдельные детали. Цифра в конце названия модели указывает на её мощность, например, Дружба 2 – 2 л.с. В первой выпущенной бензопиле, ручки крепились к крышке вентилятора, позднее их стали крепить к хомуту, который соединял редуктор и двигатель. В модели 4А, производимой до 80-х г., уже использовалось контактное магнето и карбюратор КМП-100. Также впервые стало применяться автоматическое смазывание цепи. Позднее она была снята с производства и вместо неё начали выпускать модель 4А-Электрон с электронным зажиганием.
В 90-х г. был заменён прежний карбюратор на новый КМП-100У. Цепная пила стала называться Дружба-4М и оснащалась обновлёнными цепями. На основе бензопилы Дружба была разработана пила «Урал» с более мощными характеристиками. Последняя выпускаемая модель с подобной конструкцией – Дружба 5Э.
Дополнительная маркировка буквой Э или словом «Электрон» означает, что в бензопиле используется система электронного зажигания.
Характеристики
Дружба-2
Эта модель стала одной из самых популярных из всей первоначальной серии. Работает бензопила Дружба-2 за счёт двухтактного одноцилиндрового двигателя с мощностью около 2,2 кВт со скоростью вращения 3200 об/мин. По сравнению с предыдущей версией эта выполнялась уже более качественно. Рама и рукоятка сделаны таким образом, чтобы пользователь не смог обжечься о горячий двигатель. Корпус создан из качественного сплава, который не боится перепадов температур. В отличие от первой модели в этой уже есть цепной механический тормоз для безопасного пользования. В случае отскока или обрыва он остановит цепь. Пила предназначалась как для бытовых нужд, так и для профессиональной валки леса. Вес 12,5 кг.
Дружба-4
В бензопиле дружба 4 используется такой же двигатель, как и у предыдущей модели, но большей мощности – 4 л.с. или 2,94 кВт. Двигатель и силовой агрегат установлены с помощью фланцевого соединения, закреплённого хомутом. Двигатель в случае необходимости (ремонта, замены) можно легко снять в любых условиях. На основе пилы Дружба 4 производилось две модификации с маркировками 4А и 4Э. В первую была добавлена система автоматической смазки пильной цепи, а во второй использовалось электронное зажигание. Также были учтены недоработки предыдущих моделей, например, усилен подшипник коленвала. Все версии выпускались с аварийной тормозной системой.
В бензопиле дружба 4М-Электрон применяется аналогичный двигатель с мощностью 2,94 кВт и частотой вращения 5200 об/мин. Цилиндр выполнен из алюминиевого сплава, и изнутри обработан хромом для повышения износостойкости. В отличие от ранних версий, в этой бензопиле установлен поворотный редуктор, который позволяет повернуть пильный аппарат на 60-90° для более удобной эксплуатации. Вес распределён равномерно по всему корпусу, чтобы работа была максимально комфортной. Также имеется виброгасящее устройство, расположенное между рулём с рукоятками, стойками и бензобаком.
Для снижения уровня шума пила оборудована глушителем, а уровень издаваемого шума 106 дБ. В бензопилу Дружба 4М-Электрон установлен карбюратор КМП-100У или КМП-100-АР. Присутствуют системы автоматического торможения и смазки пильной цепи. Вес 12,5 кг.
Дружба-5Э
Последняя выпущенная версия этой серии бензопил. Оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем с мощностью 5 л.с. или 3,7 кВт. Благодаря чему её производительность заметно выше, чем у предыдущих моделей. Скорость вращения 6200 об/мин. При этом уровень издаваемого шума немного ниже, чем у Дружба-4М Электрон, и составляет 105 дБ. Вес бензопилы 5Э меньше на 800 гр – 11,7 кг.
Таблица с техническими характеристиками бензопил Дружба:
Дружба-2 | Дружба-4М Электрон | Дружба-5Э | |
Тип двигателя | Одноцилиндровый, двухтактный, бензиновый | ||
Мощность, кВт | 2,2 | 2,94 | 3,7 |
Частота вращения, об/мин | 3200 | 5200 | 6200 |
Длина шины, см | 45 | ||
Тип запуска | Ручной | ||
Автоматическая смазка цепи | — | + | + |
Объём топливного бака, л | 1,5 | ||
Объём бака смазочной системы, мл | 240 | ||
Электронное зажигание | — | + | + |
Вес без расходных материалов, кг | 12,5 | 12,5 | 11,7 |
Габариты, см (ШхВхГ) | 46х50х86,5 | 46х46х88 | |
Поворотный редуктор | — | + | + |
Шаг цепи, дюйм | 0,404 | ||
Смазка двигателя | Бензин, смешанный с маслом |
Преимущества и недостатки
Положительные качества бензопил марки Дружба:
- высокая производительность и возможность длительного время работы без перерывов в течение 50 мин;
- простая конструкция;
- наличие высоких рукояток, благодаря которым можно пилить в положении стоя, также они обеспечивают более безопасное пользование и снижают уровень вибрации;
- доступное расположение всех деталей;
- цепь приводится в движение высокими оборотами двигателя, на холостых она неподвижна;
- можно использовать низкооктановое топливо;
- наличие аварийного тормоза в большинстве моделей;
- при застревании пильной цепи пила не глохнет;
- точный и ровный распил;
- срок службы при соблюдении правил эксплуатации и надлежащем уходе может составлять от 15 до 30 лет.
Главный недостаток — большой вес. Также из-за того, что стартер съёмный, он часто теряется, и нет кнопки Стоп.
Нельзя использовать в качестве топлива этилированный бензин и запускать пилу в замкнутом помещении.
Благодаря простой конструкции ремонт бензопилы Дружба можно провести своими руками. Так, например, в пилах этой марки часто возникают проблемы с зажиганием, особенно, если установлено контактное. Оно крайне чувствительно к различным маслам и бензину. Поэтому лучше приобрести вместо него электронное зажигание. Тем более что запчасти контактного для бензопилы дружбы стоят недёшево и незаменяемые.
Если свечи сильно заливает, то следует обратить внимание карбюратор. В этом случае необходимо немного подогнуть внутрь бензиновый клапан, в итоге уменьшится количество подаваемого топлива и свечи перестанут намокать.
Также легко регулируется карбюратор:
- До конца закручивается топливный винт и отвинчивается обратно на 3 оборота.
- Закрывается полностью воздушный винт и отворачивается на 2 оборота.
Чтобы не было подсасывания воздуха в систему извне, все уплотнения должны быть герметичными.
По сравнению с другими моделями бензопила Дружба продаётся за меньшую цену, за счёт малого количества функций, но имеет отличное качество и длительный срок эксплуатации, которым не смогут похвастаться импортные модели.
Основные неисправности бензопилы Дружба — видео