Режимы кормления детей первого года жизни. Режим кормления ребенка первого года жизни. Молочные и кисломолочные продукты

Убедиться, что малыш получает нужное количество пищи можно используя специальный расчет питания детей первого года жизни. Помочь в вычислениях помогут формулы, выведенные специалистами.
Также можно воспользоваться общими нормами, которые укажут на правильный объем питания. При необходимости его можно скорректировать, чтобы ребенок рос здоровым и активным.

До 10 дней

В таком возрасте новорожденного чаще всего обращаются к формуле Финкельштейна. При начальной массе тела малыша 3 кг 200 г и меньше, ставится коэффициент 70.

Если он родился с весом больше 3 кг 200 г, в формуле используется коэффициент 80.

Объем пищи высчитывается при умножении коэффициента на число дней жизни грудничка.

Пример расчета количества еды для младенца 5 дней, родившегося с весом 4 кг: 80 нужно умножить на 5. Итог — 400 мл.

Чтобы определить, сколько мл необходимо в одно кормление, суточную норму делим на количество приемов пищи.

Пример для младенца 7 дней, который появился на свет с массой 3 кг. Суточную норму (490 мл) делим на 7 (число приемов еды). Получается 70 мл в одно кормление.

Также объем пищи можно определить по формуле Г. Зайцевой. Такой метод чаще используют для крупных детей, родившихся с весом от 4 кг. Для определения суточного количества пищи возраст ребенка перемножают с 2-мя% веса при рождении

Для примера рассчитаем количество питания для младенца 9 дней жизни при начальном весе 4,5 кг. Сначала определяем 2% от массы тела. 4500 умножаем на 2 и делим на 100. Получаем 90. Теперь 90 умножаем на 9. Получаем 810 мл в сутки.

Еще одна формула, подходящая для этого возраста, разработана Н. Филатовым. Здесь расчеты основаны на размере желудка крохи. При рождении он равен 7 мл, в 4 дня – 40 мл, в 10 дней – 80 мл.

По формуле высчитывается количество для одного кормления. Число дней, прожитых новорожденным, умножается на 10.

От 10 дней до года

Для ребенка 10 дней от роду вычислить дневную норму можно калорийным или объемным методом. Первый учитывает калорийность питания. Второй рассчитывается по весу ребенка.

Объемный метод

Используется до достижения 9 месяцев. Расчеты зависят от массы тела и возраста малыша. Поможет таблица:

От 9 до 12 месяцев ребенок должен употреблять в сутки не больше одного литра еды.

Пример: возьмем данные 5-месячного карапуза, с массой тела 6 кг. 6000 делим на 7, получаем примерно 857 мл. При шести кормлениях объем пищи за 1 раз будет равняться 140 мл.

Калорийный метод

Его ещё называют энергетическим. Основан на калорийности пищи и возрасте ребенка. Подсчеты здесь сложнее, особенно после дополнения рациона .

Проще всего определять суточные объемы при . Средняя калорийность 1 тыс. мл материнского молока – 700 ккал.

Младенцу 1-3 месяцев необходимо 120 ккал на каждый килограмм веса.
3-6 месяцев – 115 на килограмм веса.

Пример для грудничка 2 месяцев при весе 3700 гр. Умножаем энергетическую норму 120 на 3.7, получаем 444 ккал в сутки. Затем вычисляем, сколько это в мл грудного молока.

Составляем пропорцию, исходя из данных о калорийности 1000 мл женского молока. Умножаем 1000 на 444 и делим на 700. Получаем 634 мл. Если малыш на 6-разовом питании, за 1 раз ему нужно примерно 105 мл молока.

Также достаточно просто определить калорийность пищи и необходимые объемы при питании смесями. Данные всегда указываются на упаковке.

Рассчитаем норму для искусственника 6 месяцев с массой тела 7 кг:
Умножаем норму 115 ккал на вес – 7. Получаем 805 ккал. Затем составляем пропорцию с учетом калорийности смеси – 800 ккал на 1 литр. Умножаем 1000 на 805 и делим на 680.

Получаем примерно 1180 мл в сутки. При питании 5 раз в сутки, на одно кормление понадобится примерно 235 мл.

Сложнее вычисления становятся после обогащения меню многочисленными новшествами: , овощами, фруктами, мясом.

Для расчета нужно будет знать калорийность в 100 граммов всех этих продуктов.

Общие нормы до года

Если недостаточно данных для собственных расчетов, можно воспользоваться общепринятыми нормами. Конечно, они не учитывают особенности конкретного малыша, поскольку разработаны объемным методом для детей со средним весом.

Для маловесных детей они могут быть слишком большими, а для крупных – недостаточными.

Для детей, появившихся на свет крупными, а также для тех, кто быстро развивается физически, разработаны свои нормы питания.

Недоношенные младенцы

Если ребенок недоношенный, в вычислениях учитывают возможности пищеварения и нужды организма. Дело в том, что энергии ребенку нужно больше, а пищеварение имеет меньшие возможности.

Сколько калорий нужно новорожденному от первого дня до 1 месяца:

Возраст Количество калорий на 1 кг веса
1 день не менее 30
2 день 40
3-6 день 50
7-8 день 70-80
9-14 день 120
15 день-1 месяц 140

Когда младенцу, вес которого при рождении был больше полутора килограмм исполняется 2 месяца, калорийность еды снижают на 5 ккал на каждый килограмм веса.

Дети, весившие при рождении от 1 до 1,5 кг, вплоть до 3 месяцев питаются также, как в 1 месяц. Затем норма постепенно снижается по 5-10 ккал на один килограмм веса.

При этом важно учитывать самочувствие малыша.

Осторожность и неторопливость – отличительная черта питания недоношенных младенцев.

Если при увеличении калорийности пищи кроха почувствовал себя плохо, стоит вернуться к прежним показателям. Кормят таких детей до 2 месяцев по 7-10 раз в сутки.

Когда малыш набрал вес 3 кг, можно переходить к шести разовому питанию. После полугода, кормят ребенка 5 раз в сутки.

Нормы для больных и маловесных детей

Маловесными называют тех, кто имел при рождении вес до 2,5 кг.

К ним относятся недоношенные малыши и те, кто просто недобрал весовую норму. ВОЗ рекомендует следующие нормы в возрасте от 1 до 10 дней. В первый день деткам необходимо 60 мл молока или смеси на каждый килограмм массы тела.

Затем норму постепенно доводят до 200 мл на каждый кг веса в день. Для этого размер питания ежедневно увеличивают на 20 мл.

Больными детьми называют младенцев, вес которых превышает 2,5 кг, но из-за каких-то недугов для них запрещено грудное вскармливание. Для этой категории рекомендовано по 150 мл смеси за сутки на каждый кг веса.

Сколько кормлений в сутки

Педиатры и опытные мамочки порой советуют противоречащие друг с другом режимы кормления малышей.

Как выбрать оптимальное число приемов пищи для младенца?

  • До 1 месяца лучше кормить кроху по требованию, но не чаще 10 раз.
  • В возрасте от 1 до 3 месяцев малыш должен кушать в среднем 7 раз.
  • В 3-4 месяца можно кормить его 6 раз в сутки.
  • С 4 месяцев – 5 раз.

Как понять, что ребенок наелся

Подкрепить уверенность в правильном объеме питания малыша поможет он сам.

Есть ряд признаков, доказывающих сытость крохи:

  • активное поведение и хороший сон;
  • регулярный стул;
  • стабильная прибавка веса;
  • гладкая розовая кожа;
  • кроха не просит есть между кормлениями;
  • мочится не меньше 12 раз за сутки;
  • сам отпускает грудь или бутылочку, когда насытится.

Если младенец бросается на грудь или другую еду с жадностью, возможно, он не насытился в прошлое кормление.

Количество при кормлении грудью

Родившись, малыш питается молозивом. Лишь на 2-4 сутки происходит первый прилив молока. Но малыш не бывает голодным до его появления.

Даже минимального объема молозива (для первого дня это не больше 100 мл) бывает достаточно, чтобы малыш насытился.

Во второй день кроха употребляет уже 200-250 мл. Затем ежедневно объем пищи увеличивается примерно на 10 мл. Если есть опасения, что младенец не доедает дневную норму, можно его взвесить до и после кормления.

Там станет ясно, сколько молока он выпил.

При питании смесями

При кормлении смесью легко определить количество съеденной еды. Однако стоит учитывать определенные рекомендации:

  • среднее число приемов еды должно равняться 8;
  • если кормите реже, увеличивайте объем смеси;
  • важно, чтобы малыш не переедал;
  • если он не доел норму, увеличьте порцию в следующий прием пищи;
  • между дневными кормлениями должно проходить не меньше 3 часов, между ночными – не меньше 6 часов.

Если малыш регулярно не наедается, он будет набирать вес недостаточно (меньше 0,5 кг в месяц), будет плаксив, уменьшится число мочеиспусканий (меньше 12 раз в сутки).

Если он наоборот переедает, на это укажут определенные признаки: частые срыгивания, превышение показателей массы тела, спазмы после еды.

Важно правильно составить режим и питание крохи, чтобы пища хорошо усваивалась и приносила ему только пользу.

В последнее время представления о том, как вскармливать младенцев, существенно изменились. Специалисты настаивают: питание ребенка в первый год жизни обязательно должно быть сбалансированным, поскольку малыш интенсивно растет и развивается с каждым днем. Велики требования не только к объемам потребляемой пищи, но и к ее химическому составу.

Еда должна соответствовать уровню обменных процессов в растущем организме, физиологическим особенностям его желудочно-кишечного тракта. Чтобы детки росли активными и здоровыми, полноценно развивались, им необходимо ежедневно и в достаточном количестве получать витамины, минералы и макронутриенты (белки, углеводы, жиры). Поэтому нужно четко определиться с видом вскармливания детей первого года жизни.

⚜ Способы питания

Всего можно выделить три вида вскармливания младенцев:

  • естественное;
  • искусственное;
  • смешанное.

Каждый из них предусматривает определенный режим, имеет свои особенности и схемы питания.

✴ Естественное

Естественное вскармливание желательно проводить с самого рождения и до полугода. Малыш в этот период получает исключительно материнское молоко. В первый месяц строгого режима питания нет, грудничка можно кормить по требованию, что позволит поддерживать процесс лактации на надлежащем уровне. Позже, начиная с 2-3 месячного возраста лучше все-таки выработать схему кормления. График может быть гибкий, но молоко ребенок должен получать с интервалом, не превышающим 2-2,5 часа. Именно таким должно быть здоровое питание малышей.

Во втором полугодии жизни можно смело вводить твердую пищу (прикорм). До 6 месяцев делать это нецелесообразно, ведь по биологическим характеристикам он уступает материнскому молоку, которое в полной мере удовлетворяет потребности молодого организма. Материнское молоко сбалансированное, обладает широким спектром биологички активных веществ. В нем есть антитела, важные гормоны и ферменты, на него у малыша не возникает аллергических реакций. Это очень важно для формирования нормального биоценоза кишечника.

✴ Искусственное

При искусственном вскармливании ребенок получает малую долю материнского молока, всего 20%. Его рацион состоит из адаптированной молочной смеси. При таком питании необходимо соблюдать точный график. Смеси даются малышу с четкими интервалами, так как в отличие от материнского молока они усваиваются медленнее.

✴ Смешанное

Смешанное вскармливание предполагает кормление материнским молоком и искусственными смесями в определенных пропорциях. Режим питания зависит от уровня лактации матери. Если грудное молоко преобладает в рационе младенца, тогда график может быть более свободным. Если же питание базируется на смесях, тогда следует придерживаться почасовой схемы.

Правильное питание младенцев предусматривает такое дополнение, как кипяченая вода. Жидкость следует давать между кормлениями. Объем воды в день равен 50 мл, а в жару или отопительный сезон – 100 мл. Постепенно, по мере взросления ребенка можно предлагать ему в качестве питья слабый чай, овощные и фруктовые соки, отвары.

⚜ Правила питания

Важно не только грамотно подобрать тип вскармливания, но и придерживаться основных правил.

Можно выделить следующие принципы питания детей первого года жизни:

  • частый прием пищи;
  • полное удовлетворение в пищеварительных веществах;
  • сбалансированность всех питательных веществ;
  • соответствие физиологическим изменениям и метаболическим функциям организма;
  • биологическое и химическое качество пищи;
  • разнообразие рациона;
  • кулинарная и технологическая обработка продуктов по возрастным требованиям;
  • соответствие возможностям жевательного аппарата.

Режим питания детей первого года жизни зависит от многих факторов. Есть дети, которые больше спят, а есть непоседы, готовые играть часами. Под эти природные биоритмы и нужно подстраиваться, составляя график кормления.

Пример приведен в таблице ниже.

Возраст

(месяцев)

Интервалы между едой

(часов)

Игры

(часов)

Дневной сон (часов) Приемы пищи Норма сна в сутки (часов)
1,5-3 3 1-1,5 4 7 17
3-6 3,5 1,5-2 4-3 6 16
6-9 4 2-2,5 3 5 15
9-12 4,5 2,5-3 2 4 14

⚜ Введение прикорма

Очень важно своевременно вводить прикорм. Для малышей, привыкших к материнскому молоку, прикорм вводят с 6 месячного возраста, а вот детям на искусственном вскармливании лучше ввести его с 5 месяцев, поскольку их организм уже нуждается в дополнительных витаминах и минералах. При этом молодым родителям нужно точно знать, какой продукт и с какого возраста разрешен для употребления.

Как правильно организовать питание детей первого года жизни по месяцам? Сроки введения прикорма зависят от веса новорожденного, вида вскармливания, наличия аллергии, норм набора веса, особенностей пищеварительной системы. Разобраться с этим помогут специалисты. Можно выделить несколько общих рекомендаций при нормальном развитии ребенка.

1. Первый прикорм – овощи. Это должно быть пюре из белого или зеленого плода, объемом не больше чайной ложки. Постепенно количество увеличивается до 100-200г. Следует выбирать овощи с невысоким содержанием клетчатки.

2. Каши вводятся с 6-7 месяцев и готовятся исключительно на воде. Можно варить рис, гречку, овсянку и кукурузную крупу. Если каждую отдельную кашу организм воспринимает хорошо, можно предложить ребенку миксы злаков с добавлением перетертых отварных овощей. В каши также рекомендуется добавлять 2-3 капли растительного масла. А вот сливочное масло вводится в прикорм с 7 месяцев. Его нужно добавлять в овощные пюре и отварные кашки в минимальных количествах (от 2 до 10 г).

3. Фруктовое пюре, желток и мясное пюре появляется в рационе не раньше 8-9 месяцев. Фруктовое монопюре или многокомпонетное блюдо готовят исключительно из неярких плодов. Мясные пюре не стоит давать ежедневно, лучше через день-два. Готовить их можно из нежирных сортов говядины, крольчатины, индюшатины, телятины. Что касается вареного желтка, то его понемногу добавляют в мясные блюда и каши.

4. В 9-10 месяцев организм малыша готов принимать кисломолочные продукты, творог, субпродукты и несладкое печенье . В этом возрасте он справится с йогуртом, кефиром и биолактом. Творог разрешается давать как в чистом виде, так и с фруктовым пюре. Печенье обязательно должно быть не сладким, начинать нужно с 1/3 кусочка, постепенно увеличивая количество. Суточный максимум – 10 штук.

5. Правильное питание младенцев допускает рыбу с 10-11 месяцев жизни. Предпочтительнее выбирать только нежирные сорта. Подходит для ребенка треска, речной окунь, хек. Филе рыбы необходимо готовить на пару, предварительно выбрав из него все кости, включая самые мелкие. Прежде, чем дать приготовленную рыбу малышу, ее следует пюрировать. С 11-12 месяцев в детское меню добавляется мясной бульон и ягодные пюре.

6. В 1 год малышу можно давать все основные группы продуктов . Исключать из рациона грудное молоко или оставить его, мать решает с учетом собственных желаний и рекомендаций врачей.

Заключение

Каждый новый продукт младенцу предлагается до полудня. Количество нужно четко контролировать и не спешить увеличивать. Если организм отреагировал негативно (возникла аллергия, появились проблемы ЖКТ), тогда такой продукт придется временно оставить. Детский организм обязательно его примет, но только позже.

В заключение можно сказать, что здоровое питание малышей – это сложный, но необходимый процесс, от которого зависит их физическое и психологическое развитие.

Согласно современным представлениям, питание в раннем возрасте не только обеспечивает нормальное функционирование всех органов и систем, физический рост, психоэмоциональное развитие и здоровье ребенка, но и формирует состояние метаболизма, определяющее здоровье в последующие годы. В настоящее время многочисленные исследования показывают взаимосвязь характера питания на первом году жизни и развития таких заболеваний, как ожирение, сахарный диабет 2-го типа, артериальная гипертензия. Показана связь уровня потребления белка с избыточной прибавкой массы тела ребенка. Так, дети, получающие молочные смеси с высоким содержанием белка или неадаптированные молочные продукты (цельное коровье молоко, кефир), имеют более высокую прибавку в весе и большую толщину кожно-жировых складок по сравнению с детьми, получающими грудное молоко. Высокий уровень белка сопровождается повышением уровня инсулиногенных аминокислот в плазме крови, что приводит к стимуляции секреции инсулина и инсулиноподобного фактора роста-1 (ИФР-1). ИФР-1 увеличивает пролиферацию и дифференцировку адипоцитов, таким образом предрасполагая к развитию ожирения в последующем .

В то же время именно в раннем возрасте закладывается модель пищевого поведения, формируются устойчивые вкусовые предпочтения, воспитывается отношение к процедуре приема пищи. В связи с этим организация рационального питания ребенка раннего возраста является важной задачей практикующего врача-педиатра.

Грудное вскармливание является оптимальным видом питания ребенка первого года жизни за счет оптимального и сбалансированного уровня пищевых веществ, наличия широкого спектра биологически активных веществ и факторов защиты, высокой усвояемости пищевых веществ организмом ребенка. Вместе с тем на определенном этапе развития ребенок начинает испытывать потребность в дополнительном количестве энергии, минеральных веществ и витаминов, пищевых волокон и других нутриентов, необходимых для дальнейшего роста и развития. Ко второму полугодию жизни поступление железа, цинка, меди, кальция, фосфора, магния и большинства витаминов с женским молоком становится недостаточным, а эндогенные запасы пищевых веществ у ребенка существенно ограничены, поэтому может возникнуть дефицит этих элементов. При этом объем молока или молочной смеси, необходимый для удовлетворения возрастающих потребностей, превышает физиологическую вместимость желудка. С этой целью в рацион ребенка вводят прикорм — продукты, кроме женского молока или детских молочных смесей, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для дальнейшего роста и развития ребенка. Помимо собственно пищевого обеспечения прикорм способствует развитию моторной и секреторной активности пищеварительной системы, жевательного аппарата, формированию адекватных вкусовых привычек.

В течение последних лет теория и практика назначения прикорма претерпели ряд изменений. Основные положения представлены в «Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» . Принципиально новым подходом является индивидуализация прикорма по срокам введения, последовательности и ассортименту продуктов с учетом состояния здоровья ребенка и его нутритивного статуса.

Оптимальным сроком начала введения прикорма является возраст в интервале 4-6 месяцев. К 4-5 месяцам жизни повышается активность пепсина и других протеаз, панкреатической амилазы, усиливается секреция соляной кислоты в желудке, созревают рефлекторные механизмы, необходимые для проглатывания полужидкой и твердой пищи (угасание «рефлекса выталкивания ложки», готовность к жевательным движениям). В этот период также повышаются местные защитные свойства слизистой оболочки кишечника за счет снижения повышенной ее проницаемости в связи с созреванием гликопротеидного комплекса слизи и снижением текучести мембран энтероцитов, повышением уровня секреторного IgA, становлением механизмов антигенного блокирования . Этот возрастной период также определяется как «критическое окно» для формирования пищевой толерантности. Несвоевременное введение прикорма может привести к ряду нежелательных последствий (табл.).

При организации прикорма целесообразно использовать продукты промышленного производства, которые обладают рядом преимуществ:

  • гарантированная химическая и микробиологическая безопасность;
  • гарантированный состав, соответствующий возрастным особенностям;
  • оптимальная степень измельчения, соответствующая возрастным особенностям жевания и пищеварения ребенка;
  • высокое качество и безопасность сырья;
  • широкий спектр продуктов, в том числе малодоступных в домашних условиях (экзотические фрукты, спаржа, брокколи, трудноразваривающиеся крупы — кукуруза, рожь, ячмень, смеси из нескольких круп);
  • быстрота и легкость приготовления (не требуют варки);
  • возможность дополнительного обогащения (витамины, микроэлементы, пре- и пробиотики, полиненасыщенные жирные кислоты).

Дети раннего возраста особенно чувствительны к недостаточному поступлению микронутриентов. Дефицит витаминов и минералов сопровождается снижением адаптационных возможностей организма, нарушением активности ферментных систем, гормональными и иммунными дисфункциями, нарушением кроветворения, что ведет к нарушению роста и развития. В первые месяцы жизни ребенка обеспеченность микронутриентами напрямую связана с содержанием их в материнском молоке или молочной смеси. Начиная со второго полугодия весомый вклад вносят продукты прикорма, которые должны обеспечивать не менее 50% суточной физиологической потребности в микронутриентах, а для железа и цинка более 90% . По мнению большинства отечественных и зарубежных специалистов, использование прикорма «домашнего» производства не позволяет обеспечить ребенка необходимым количеством микронутриентов. Это связано с использованием современных агротехнических приемов и повсеместным истощением почв, что приводит к значительному снижению витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах, продуктах переработки зерновых культур. Термическая обработка продуктов, их длительное и неправильное хранение также способствуют существенным потерям микронутриентов. Использование продуктов прикорма промышленного производства позволяет обеспечить 30-50% суточной потребности ребенка в витаминах и минеральных веществах.

В отношении выбора первого продукта прикорма и последовательности введения на сегодняшний день сформирована четкая позиция, согласно которой отсутствуют убедительные данные, свидетельствующие о существенных преимуществах последовательности введения того или иного продукта. Необходимым признается лишь адекватное поступление с пищей всех необходимых пищевых веществ, включая микронутриенты. В связи с этим в качестве первого продукта целесообразно выбирать кашу или овощ-ное пюре.

Зерновые продукты содержат углеводы, преимущественно полисахариды, являющиеся источником медленно утилизируемой энергии, что способствует ощущению более длительной сытости, позволяет увеличить промежутки между кормлениями и уменьшить число кормлений. Каша обеспечивает 20-30% суточной потребности ребенка в пищевых веществах и энергии. Кроме того, злаки являются источником белка, витаминов (особенно группы В), минералов, пищевых волокон. Возможная комбинация злаков с овощами, фруктами, мясом способствует формированию разно-образия вкусовых ощущений и повышает их биологическую ценность. Самой высокой пищевой ценностью обладают гречневая и овсяная крупы. Эти злаки богаты растительным белком, пищевыми волокнами, содержат достаточное количество калия, фосфора, магния, железа, цинка, витаминов группы В. Рисовая и кукурузная крупы отличаются высоким содержанием крахмала, но невысоким уровнем жира, белка, витаминов и минеральных солей.

На первых этапах ребенку предпочтительно вводить монокомпонентную безмолочную безглютеновую кашу (греча, рис или кукуруза). Использование в качестве первого прикорма низкоаллергенных каш промышленного производства представляется наиболее целесообразным, поскольку они обогащены основными витаминами и минералами, пищевыми волокнами, не содержат молока, сахара, соли, глютена, искусственных консервантов и красителей, ароматизаторов. Примером могут служить низкоаллергенные каши, производимые компанией Heinz (Низкоаллергенная гречневая кашка, Низкоаллергенная кукурузная кашка, Низкоаллергенная рисовая кашка). Применение каши без добавления сахара и молока снижает ее калорийность, облегчает привыкание в последующем к несладкому овощному пюре в качестве второго вида прикорма, а также является эффективным способом профилактики дефицитных состояний у детей со второго полугодия жизни.

Инновационные технологии, используемые в настоящее время в производстве продуктов детского питания, позволяют придавать кашам функциональные свойства, обогащая их про- и пребиотиками. «Пребиотическая концепция» впервые была представлена G. R. Gibson и M. B. Roberftoid в 1995 г. Она направлена на изменение кишечной микробиоты под действием пищи за счет избирательной стимуляции одного или нескольких видов потенциально полезных групп бактерий, уменьшения численности патогенных микроорганизмов или их метаболитов и улучшения состояния макроорганизма . В качестве пребиотиков в продуктах прикорма используют инулин и олигофруктозу, которые часто объединяют термином «фруктоолигосахариды» (ФОС), или «фруктаны». Инулин — полисахарид, имеющий линейное строение, состоит из фруктозильных звеньев со степенью полимеризации > 10, связанных между собой β-(2-1)-гликозидной связью. Олигофруктоза имеет степень полимеризации от 2 до 10 с молекулой глюкозы в конце цепи. Инулин содержится во многих растениях (корне цикория, репчатом луке, луке порее, чесноке, топинамбуре, бананах). Промышленным источником инулина является корень цикория. Фруктаны являются типичными пребиотиками. β-связь этих молекул не расщепляется α-глюкозидазами кишечника, и они в неизмененном виде достигают толстой кишки, где утилизируются кишечной микробиотой, обеспечивая ее рост и функциональную активность, подавляя рост потенциально патогенных бактерий: Clostridium perfringens, Clostridium enterococcui . В ряде экспериментальных и клинических исследований показано иммуномодулирующее действие фруктанов. Установлено, что регулярное их употребление влияет на активность Т-лимфоцитов и NK-клеток, фагоцитов, образование цитокинов, в том числе ФНО-α и γ-интерферрона . Положительное влияние инулина и олигофруктозы на устранение функциональных нарушений пищеварения у детей установлено в ряде исследований. Показано уменьшение таких клинических симптомов, как срыгивание, колики, метеоризм, запор, на фоне приема обогащенных инулином и олиго-фруктозой продуктов прикорма . Вся линейка каш Heinz (низкоаллергенные, безмолочные, молочные, лакомые, Любопышки) содержат инулин, а десертные пюре Heinz и детское печенье Heinz олигофруктозу.

Таким образом, выбор первого прикорма требует индивидуального подхода. Кашу в качестве первого прикорма следует вводить детям с недостаточными весовыми прибавками, неустойчивым стулом, склонностью к срыгиваниям, признаками рахита, латентным дефицитом железа или анемией, пищевой аллергией, недоношенным, а также детям, которым прикорм начинает вводиться после 6 месяцев жизни.

Позднее можно использовать молочные и глютенсодержащие каши, поликомпонентные каши. Добавление молока и фруктов, комбинация злаков повышают пищевую ценность каши, способствуют формированию вкусовых восприятий. Детские каши должны быть адаптированы к этапам развития ребенка, его функциональным возможностям и возрастающим физиологическим потребностям в нутриентах. Так, на начальном этапе каши имеют жидкую гомогенную консистенцию. Для детей 9-12 месяцев для развития навыков жевания и стимуляции моторной активности кишечника можно использовать каши с более плотной консистенцией, которые содержат мелкие мягкие хлопья круп, кусочки фруктов (яблоки, персики, бананы, вишня, слива, изюм и др.).

Овощи являются источником углеводов, минералов и микроэлементов (в том числе калия, натрия, железа), витаминов (группы В, каротиноидов, фолатов), а также важным источником растительных пищевых волокон. Начинать введение овощного пюре следует с одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой (кабачок, патиссон, тыква, цветная капуста, брокколи), в дальнейшем сочетая и комбинируя их с фруктами, злаками. Овощные монокомпонентные пюре производятся, как правило, без добавления загустителей, растительных масел, соли. В их состав входят только овощи и вода (брокколи, цветная капуста, тыквочка, морковочка Heinz), что делает их оптимальными для первого знакомства ребенка с новым продуктом. Овощные пюре с добавлением зеленого горошка и других бобовых культур в соответствии с отечественными традициями следует назначать не ранее 7 месяцев. Бобовые культуры имеют самое высокое содержание растительного белка, богаты витаминами и минералами (калий, магний, железо, фосфор). Однако, в связи с высоким содержанием растительных волокон и особых видов сахаров — трисахаридов раффинозы и стахиозы, они могут вызывать раздражение слизистой оболочки кишечника и усиливать газо-образование. С 8-9 месяцев в овощное пюре можно добавлять зелень (укроп, петрушка, сельдерей, шпинат), что улучшает вкусовые качества за счет высокого содержания эфирных масел, обогащает рядом витаминов. В качестве первого прикорма овощное пюре можно рекомендовать здоровым детям, а также детям с избыточными прибавками веса, склонностью к запорам.

Фруктовые пюре принадлежат к числу продуктов, которые широко используются в питании детей первых лет жизни. Они служат источником минеральных солей (калия, железа), пищевых волокон, сахаров, некоторых витаминов (витамина С, фолиевой кислоты, β-каротина, витамина Р), органических кислот. Наличие пищевых волокон (целлюлозы, гемицеллюлозы, пектина) способствует регуляции двигательной активности кишечника, а также связыванию на своей поверхности экзо- и эндогенных токсинов с последующим выведением их из кишечника с калом. Важно помнить, что некоторые виды пюре обладают потенциальной аллергенностью. Многочисленные клинические наблюдения, данные зарубежных исследований позволили сделать вывод, что введение фруктового пюре целесообразно не ранее четырех месяцев. Это положение отражено и в «Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации». Отечественные нутрициологи рекомендуют вводить фруктовое пюре после введения злакового и овощ-ного прикорма.

Всеобщая тенденция к более раннему введению мясного пюре нашла отражение и в отечественных рекомендациях, согласно которым назначение мясного прикорма предусмотрено с 6 месяцев жизни. Такой подход рассматривается как мера профилактики и коррекции дефицитных состояний, в первую очередь дефицита железа. Некоторые работы указывают на возможность вводить мясные продукты с 5-5,5 месяцев жизни при наличии железодефицитной анемии или ее риска и использовать их в качестве первого прикорма . Известно, что дефицит железа на ранних этапах развития мозга может вызывать необратимые изменения (ухудшение когнитивных функций, снижение способности к обучению, запоминанию, снижение интеллектуального и психомоторного развития), а профилактика и своевременная коррекция позволяет улучшить когнитивные функции и минимизировать отдаленные последствия.

Мясо является источником полноценного животного белка со сбалансированным набором аминокислот (20-21%), «гемового» железа, минералов и микроэлементов (магний, цинк, калий, фосфор), витаминов группы В, РР. «Гемовое» железо усваивается организмом независимо от влияния других компонентов пищи на 17-22%, тогда как всасывание «негемового» железа составляет только 3-5%. При этом фитаты, пищевые волокна, фосфорно-кальциевые соединения снижают биодоступность «негемового» железа. Введение мяса рекомендуется начинать с монокомпонентного мясного пюре из гипоаллергенных сортов мяса (кролик, индейка), позднее расширяя рацион за счет говядины, свинины, курицы, ягнятины. Для облегчения адаптации к новому продукту вначале можно ввести мясорастительные или растительно-мясные консервы в комбинации с уже привычными для ребенка видами овощей, содержание мяса в которых не превышает 10-30%. Использование современных технологий производства мясных пюре позволяет адаптировать степень измельчения соответственно функциональным возможностям на разных этапах развития ребенка, а гарантированный состав (отсутствие крахмала, соли, красителей, ГМО, консервантов) придает им гипоаллергенные свойства. В ряде исследований показано, что комбинация мяса с овощами и злаками способствует улучшению усвоения как «гемового», так и «негемового» железа на 50-85% . Это, возможно, связано с противодействием мяса влиянию полифенолов и фитатов, присутствующих в растительных источниках «негемового» железа. Специальная технологическая обработка растительных продуктов (ферментация, помол, обжаривание и др.) позволяет уменьшить содержание фитатов, улучшая усвоение железа из комбинированных мясорастительных продуктов. Для детей старше 8 месяцев оптимально использование готовых комбинированных промышленных продуктов (комбинации мясо — овощи, рыба — овощи, мясо — злаки — овощи), например готовые обеды Heinz.

В последние десятилетия в развитых странах значительно выросла частота аллергических заболеваний. Пищевая аллергия является стартовым видом аллергической сенсибилизации и манифестирует, как правило, в раннем детском возрасте в виде атопического дерматита и различных гастроинтестинальных симптомов. После трех лет возможно развитие сенсибилизации к ингаляционным аллергенам с переходом в аллергический ринит и бронхиальную астму. Так, у детей первых двух лет жизни распространенность пищевой аллергии составляет 6-8%. Основными причинно значимыми аллергенами являются белки коровьего молока, куриного яйца, рыбы, пшеницы, сои. У детей с пищевой аллергией риск бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний выше в 2-4 раза.

К факторам, способствующим росту распространенности аллергических заболеваний, можно отнести загрязнение окружающей среды, изменение характера питания в экономически развитых странах, распространение курения среди женщин фертильного возраста, характер ведения родов (отсроченное раннее прикладывание к груди, широкое распространение оперативного родоразрешения, использование антибиотиков в неонатальном периоде), раннее поступление аллергена (докорм заменителями грудного молока, ранний перевод на искусственное вскармливание). Следствием воздействия ряда факторов является изменение колонизации кишечника новорожденных, что проявляется в уменьшении общего количества, спектра и видового разнообразия комменсальной микрофлоры, увеличении роста протеолитической микрофлоры. Так, по данным M. M. Grunland, у детей, рожденных путем операции кесарева сечения, интенсивность колонизации бифидобактериями была достоверно ниже. У этих детей также была достоверно более высокая колонизация Сlostridium perfringens . В работе S. Nutten показано, что использование антибиотиков широкого спектра у детей в постнатальном периоде приводит к значительному снижению, вплоть до полного исчезновения бифидобактерий и лактобацилл, замещению нормальной кишечной микробиоты антибиотикорезистентными штаммами, повышению активности тучных клеток, повышению уровней ИЛ-4, IgE . По данным M. Wang, снижение количества бифидобактерий достоверно увеличивало риск развития атопии у детей первых 18 месяцев жизни . Изменение состава микробиоты сопровождается иммунологическими сдвигами, задержкой созревания связанной с кишечником лимфоидной ткани (GALT), препятствующими формированию пищевой толерантности. Особое значение имеет проведение эффективных мер по профилактике аллергии у детей из группы высокого риска. К ним относятся исключительно грудное вскармливание в течение первых 4-6 месяцев, а при отсутствии грудного молока использование гипоаллергенных смесей с доказанными профилактическими свойствами, организация прикорма. За последнее десятилетие подходы к организации прикорма в этой группе детей существенно изменились. Индивидуальный график назначения, выбор монокомпонентных продуктов промышленного производства с низким аллергизирующим потенциалом и обогащенных функциональными компонентами, учет национальных традиций питания помогают снизить риск аллергической сенсибилизации. В настоящее время целесо-образным считается начинать введение прикорма в возрасте от 4 до 6 месяцев с учетом вида вскармливания и состояния здоровья, то есть в оптимальный период для выработки пищевой толерантности. При исключительно грудном вскармливании здоровому ребенку возможно введение прикорма с 6 месяцев, при этом кормящей матери нет необходимости назначать элиминационную диету. При наличии железодефицитной анемии, дисфункций желудочно-кишечного тракта, отставании в физическом развитии начинать введение прикорма можно с 4,5-5 месяцев. В период начала введения прикорма важно учитывать не только потенциальную аллергенность продуктов, но и лимитировать их ассортимент до 1-2 видов зерновых, овощей, мяса и фруктов .

Клинические наблюдения и исследования последних лет показывают, что рекомендуемое ранее отсроченное введение высокоаллергенных продуктов не снижает риска аллергических заболеваний, а в некоторых случаях даже повышает его. Так, в исследовании A. Zutavern показано повышение риска развития экземы при позднем введении яиц . В проспективном шведском исследовании за 4089 здоровыми детьми показано, что регулярное употребление рыбы существенно снижает частоту аллергических заболеваний к четырем годам . В 2008 г. ESPGHAN опубликовала новые рекомендации, в которых указывается на отсутствие убедительных научных данных, что отказ или задержка введения потенциально аллергенных продуктов снижают риск аллергии как у здоровых детей, так и у детей из группы риска. Данная позиция нашла подтверждение и в более поздних работах. J. J. Koplin отмечает, что наиболее часто аллергические реакции отмечались у детей при назначении яиц на втором году жизни (27,6%) и значительно реже при назначении в конце первого полугодия (5,6%) . B. Hesselmar показал, что введение рыбы здоровым детям из группы риска в 8-9 месяцев ассоциировалось со снижением развития атопического дерматита у них в возрасте 18 месяцев . В соответствии с российскими рекомендациями желток куриного яйца может вводиться с 8-9 месяцев, рыба с 9-10 месяцев, творог с 6-7 месяцев.

Особый практический интерес представляют исследования по оценке гипоаллергенных свойств и переносимости продуктов промышленного производства с целью выявления их сенсибилизирующего потенциала. В исследовании Т. Э. Боровик, проведенном в 2014 г., проводилась оценка гипоаллергенных свойств серии продуктов прикорма компании Heinz на зерновой, плодоовощной, овощной и мясной основе. Результаты исследования показали хорошую переносимость продуктов детьми, положительное влияние на частоту и характер стула, низкий сенсибилизирующий потенциал, подтвержденный клиническими наблюдениями и результатами иммунологического исследования. Так, оценка уровня специфических IgE к пищевым аллергенам показала отсутствие их повышенных значений как исходно, так и после введения всех изучаемых продуктов, что позволило характеризовать данную серию продуктов как гипоаллергенную и рекомендовать в качестве продуктов первого выбора при введении прикорма как здоровым детям, так и детям из группы риска и со склонностью к аллергии .

Таким образом, питание в раннем возрасте является одним из ведущих факторов, определяющих здоровье ребенка. Организация прикорма в соответствии с современными представлениями и рекомендациями, а именно индивидуальный подход по срокам, последовательности введения и выбору продуктов в зависимости от состояния здоровья ребенка и его нутритивного статуса, позволяет не только обеспечить его необходимыми пищевыми веществами, но также профилактировать и корректировать функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, дефицитные состояния, пищевую аллергию. Продукты прикорма промышленного производства, производимые с использованием современных технологий в соответствии с функциональными возможностями и возрастающими потребностями в пищевых веществах на разных этапах его развития, помогают строить сбалансированные рационы, расширять вкусовые восприятия, решать ряд задач, связанных с нарушениями состояния здоровья.

Литература

  1. Rolland-Cachera M. F., Deheeger M., Akrout M. et al. Influence of macronutrients on adiposity dewelopment: a follow up study of nutrition and from 10 months to 8 years of age // Obes. Relat. Metab. Disord. 1995: 19 (8): 573-578.
  2. Ziegler E. Growth of breast-fed and formula-fed infants. In: Protein and energy requirements in infancy and childhood. Nestle Nutrition Workshop Series. Ed. Karger AG. Basel, 2006; 58: 51-63.
  3. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М., 2011. С. 20-21, 36-38.
  4. Руководство по детскому питанию / Под ред. В. А. Тутельяна, И. Я. Коня. М.: МИА, 2004. 347 с.
  5. World Health Organization (WHO) / Iron deficiency anemia: assessment, prevention and control. Geneva, 2001.
  6. Gibson G. R., Roberfroid M. B. Dietary modulation of the human colonic microbiota: introducing the concept of prebiotics // J Nutr. 1995, Jun; 125 (6): 1401-1412.
  7. Boehm G., Fanaro S, Jelinek J., Stahl B., Marini A. Prebiotic concept for infant nutrition // Acta Paediatr Suppl. 2003, Sep; 91 (441): 64-67.
  8. Fanaro S., Boehm G., Garssen J., Knol J., Mosca F., Stahl B., Vigi V. Galacto-oligosaccharides and long-chain fructo-oligosaccharides as prebiotics in infant formulas: a review // Acta Paediatr Suppl. 2005, Oct; 94 (449): 22-26.
  9. Vos A. P., Haarman M. et al. Dietary supplementation of neutral and acidic oligosaccharides enhances Th-1 dependent vactination responses in mice // Pediatr. Allergy. Immunol. 2007; 18 (4): 304-312.
  10. Трушина Е. Н., Мартынова Е. А., Никитюк Д. Б. и др. Влияние рационов, обогащенных инулином и олигофруктозой, в питании на клеточный иммунитет у крыс // Вопросы питания. 2005; 74 (3): 22-27.
  11. Конь И. Я., Сафронова А. И., Абрамова Т. В., Пустограев Н. Н., Куркова В. И. Каши с инулином в питании детей раннего возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2012; 3: 106-110.
  12. Конь И. Я., Абрамова Т. В., Куркова В. И. и др. Фруктовые соки в питании детей первого года жизни как источник микронутриентов: новые возможности // Педиатрия. 2007; 1: 101-105.
  13. Krebs N. Meat as an early complementary food for infants: implications for macro- and micronutrient intakes // Nestle Nutr. Workshop. 2007, 60: 221-229.
  14. Hallberg L., Hoppe M., Andersson M. et al. The role of meat to improve the critical iron balance during weaning // J. Pediatr. 2003. 111 (4). 864-870.
  15. Hashke F., Pietschnig B., Vanura H. et al. Iron intake and iron nutritional statusof infants fed iron-fottified beikost with meat // Am. J. Clin. Nutr. 2000. 47 (1). 108-112.
  16. Gronlund M. M., Lehtonen O. P., Erkk E. et al. Fecal microbiota in healthy infants born by different methods of delivery: permanent changes in intestinal flora after Cesarian delivery // JPGN, 1999; 28: 19-25.
  17. Nutten S., Schumann A., Donnicola D. et al. Antibiotic administration early in life impaires specific humoral responses to an oral antigen and increases intestinal mast cell number and mediators concentracions // Clinical and Vaccine Immunology. 2007; 2: 190-197.
  18. Wang M., Kaelsson C., Olsson C. et al. Reduced diversity in the early fecal microbiotaof infants with atopic disease // All. Clin. Immunology. 2008; 12: 129-134.
  19. Bauer C., von Berg A., Niggemann B. et al. Positionspapier der Gesellschaft fur Pediatrische Allergologiae und Umweltmedizin (GPA) und der Deutscen Gesellschaft fur Allergologiae ubd clinical Immunolodiae (DGAI) // J. Allergo. 2004, 13: 120-125.
  20. Zutavern A., Brockov I., Schaaf B. et al. Timing of solid food introduction in relatiorl to atopic dermatitis and atopic sensitization: results from a prospective birth cohort study // Pediatrics. 2006; 117 (2): 401-411.
  21. Kull I., Bergstrom A., Lilia G. et al. Fish consumption during the first year of life and development of allergic diseases during childhood // Allergy. 2006; 61: 1009-1015.
  22. Koplin J. J., Osborne N. J., Wake M., Martin P. E. et al. Can early introduction of egg prevent egg allergy in infants? A population-based study // Allergy Clin. Immunol. 2010; 126: 807-813.
  23. Hesselmar B., Saalman R., Rudin A. et al. Early fish introduction is associated with less eczema, but not sensitization, in infants // Acta Paediatrica. 2010: 99 (12): 1861-1867.
  24. Боровик Т. Э., Звонкова Н. Г., Лукоянова О. Л., Бушуева Т. В. и др. Современные продукты прикорма в профилактике аллергических заболеваний: результаты проспективного исследования // Вопросы современной педиатрии. 2014; 13 (6).

Е. Л. Моисейкова, кандидат медицинских наук

ГБОУ ВПО СПбГМПУ МЗ РФ, Санкт-Петербург

После того, как малышу исполняется один год, в его жизни начинается очередной важный этап. В годик ребенок очень активно познает мир, который его окружает. При этом он уже многое умеет, а его организм продолжает очень активно и стремительно развиваться и расти. Все органы и системы быстро меняются, и пищеварительная система – в том числе.

Как правило, к этому возрасту у ребенка уже есть примерно восемь зубов. И если у детей первого года жизни питание составляют в большинстве мягкие блюда, то на втором году он уже очень активно интересуется твердой пищей. К тому же те , которые продуцируются в ЖКТ малыша, становятся все более активными. Благодаря этому, а также тому, что желудок стал больше и крепче, его организм уже может усваивать не только легкую пищу.

Впрочем, питание ребенка после 1 года не должно меняться слишком стремительно. Новые блюда вводят постепенно, всегда помня о том, что человечек в один год еще очень маленький, и его организм не готов к «взрослой» еде.

О том, как правильно организовать питание ребенка в год, чтобы обеспечить его активный рост и правильное развитие, речь пойдет в статье ниже.

Питание ребенка в 1 год: основные принципы

Если родители правильно подходят к введению прикорма, то годовалый малыш уже знает вкус многих основных продуктов питания. Педиатры рекомендуют после достижения года практиковать переведение на более твердые блюда. В этот период важно разнообразить меню. Ведь рацион ребенка в 1 год может включать уже достаточно много блюд. Но все же основой кормления являются полужидкие. Однако в пюре перетирать их уже не нужно. Важно оставлять небольшие кусочки овощей, рыбы, мяса и др. При этом рацион не должен содержать очень сухой пищи, чтобы предотвратить возникновение проблем с глотанием.

Важно, чтобы питание в этом возрасте было сбалансированным: в меню должны быть продукты, содержащие весь набор важных для организма элементов. Основной принцип формирования рациона следующий: объем пищи в день должен составлять примерно 1200 мл, ее калорийность – около 1300 калорий. Если рассчитывать все более точно, то на один килограмм веса должно приходиться по 4 г жиров и белков, 16 г углеводов.

Но при этом следует не только обеспечить детский организм белками, но и проследить за тем, чтобы они были полноценными и максимально полезными. Рекомендуется включать в меню растительные и животные белки с аминокислотным составом. При этом животных белков – рыбы, мяса, птицы – в меню должно быть около 75%.

Нормы питания годовалого малыша

  • В меню малыша после года обязательно входят те продукты, которые он привык кушать раньше. В этот период в рационе должны присутствовать каши, фрукты, овощи, рыба, мясо, кефир, творог. Однако после года в меню малыша эти продукты должны сочетаться. То есть в дневной рацион необходимо включать несколько сочетаний разных блюд.
  • В этот период в рационе еще присутствует грудное молоко или смесь. Но плавно происходит их замена «взрослыми» блюдами. При этом постепенно консистенция пищи тоже становится такой, как у взрослых людей. Ведь жевательные мышцы у маленького человека очень активно развиваются, и, чтобы способствовать этому, пюре из его рациона нужно исключать.
  • Чем старше становится ребенок, тем большие порции он получает.
  • В меню годовалого малыша нужно обязательно начинать вводить мясо. Оптимально подойдут его постные сорта – кролик, курица, телятина. Разумеется, что в детском меню должно быть исключительно свежее мясо. Ниже приведено примерное меню питания годовалого ребенка и варианты блюд из мяса.
  • Деток, питающихся материнским молоком, и в один год продолжают прикладывать к груди. Однако количество прикладываний постепенно уменьшается, поэтому в годик малыш должен получать также кисломолочные продукты.
  • Таким деткам обязательно готовят супы. Однако зажаривать их нельзя, а первый бульон при приготовлении мясного супа нужно слить.
  • В целом меню в этот период включает в основном вареные, тушеные и запеченные блюда. При этом и соль, и сахар добавлять в них нужно только в малых количествах.

Необходимо организовать режим питания ребенка в год так, чтобы ежедневно общая калорийность меню составляла не меньше 1300 калорий. Таким же будет режим питания и в 18 месяцев.

Но и здесь важно учитывать индивидуальные особенности маленького человека. Ведь одни дети растут очень резвыми и подвижными, другие – наоборот. Поэтому некоторым малышам может периодически требоваться добавка.

Ниже приведена таблица, в которой указаны продукты, необходимые для годовалых детей, и их количество.

Очень важно учитывать и некоторые другие факторы при формировании рациона питания. Следует выбирать овощи и фрукты по сезону, чтобы обеспечить максимум пользы для растущего организма. Это подчеркивает и доктор Комаровский, и другие известные педиатры.

Формируя меню для малыша на каждый день, не нужно пытаться включить в него все перечисленные выше продукты. К примеру, рыбу, печень, яйца достаточно давать детям такого возраста дважды в неделю.

Рацион

Кормить ребенка в период с года до полутора лет нужно шесть раз в день. Однако основные приемы пищи – это завтрак, ланч, обед, полдник и ужин. Ранним утром происходит кормление грудным молоком или смесью, а последний прием пищи перед сном может состоять из кисломолочного продукта. Получив пищу перед сном, дети спят крепче. Что входит в меню годовалого малыша, и приблизительные рецепты подробно описаны ниже.

Завтрак

Время первого приема пищи зависит от того, когда именно малыш просыпается. Если в первое время мама еще прикладывает его к груди после пробуждения, или дает бутылочку со смесью, то позже такое кормление заменяет полноценный завтрак. Утром целесообразно давать детям кашу на козьем или коровьем молоке. Для каши молоко нужно разводить. При условии непереносимости молока можно использовать смесь для приготовления каши.

Лучше всего для годовалых детей подходят: рис, гречка, овсянка, пшенная, кукурузная каша. Пропорции для приготовления следующие: 200 г жидкости и 2 ст. л. крупы. Разваривать крупу нужно около 15 минут. В кашу можно добавить кусочки фруктов или тертый фрукт. Кстати, манная каша менее полезна, чем перечисленные крупы.

Два раза в неделю можно готовить на завтрак омлет из одного яйца (одно куриное или два перепелиных). Омлет готовят на пару, в него можно добавить немного молока. Также полезен свежий укроп, который стимулирует пищеварение. К завтраку стоит дать немного хлеба – обычного белого, но не самого свежего. Запить завтрак можно компотом из сухофруктов или несильным чаем.

Ланч

Этот прием пищи не менее важен. На ланч подойдет йогурт с фруктами, пюре из фруктов, так как они активно стимулируют пищеварительный тракт и увеличат содержание перед обедом. Еще один полезный вариант ланча — запеченное яблоко с нежирным печеньем. Если в это время мама с малышом гуляют, то можно перекусить покупным детским йогуртом или пюре из баночки.

Обед

На обед ребенок может кушать как свежий суп, так и перовое со вторым. Поскольку обед – это основной прием пищи, то супчик можно готовить более сытным и густым. При приготовлении мясного супа важно слить первый бульон, а во второй добавить овощи и предварительно порезанное на кубики мясо. Для заправки подойдет оливковое или подсолнечное масло. Важно помнить, что годовалым детям еще рано готовить бульон на костях.

Вторым блюдом может быть пюре из овощей или несладкая каша без молока, к которым прилагается мясное или рыбное блюдо. Периодически на обед можно давать печень. В детские блюда нельзя добавлять специи, разнообразные поджарки, много соли. Стоит делать салат из сезонных овощей. Но любое новое блюдо следует вводить в меню постепенно и обязательно наблюдать за реакцией организма на него.

Полдник

Этот прием еды должен включать небольшой перекус. Это может быть запеканка из творога, молочная каша, сырники и т. п. Малышу понравится также перекусывать печеньем с компотом или молоком. Кстати, и коровье молоко следует вводить в рацион очень осторожно. Если оно переносится не слишком хорошо, можно попробовать развести его водой.

Ужин

Ужин нужно планировать так, чтобы после обеда прошло примерно 5 часов. Он не должен быть слишком поздним. На ужин можно готовить блюдо, совпадающее со вторым на обед – кашу, пюре, рагу с небольшими кусочками рыбы или мяса. В рагу из овощей добавляют немного растительного масла.

Второй ужин

Младенцам, еще пребывающим на , в качестве второго ужина предлагают именно мамино молоко. Искусственники получают обычную или кисломолочную смесь. Перед сном следует давать легкую и привычную пищу.

Если ребенок болеет, то на протяжении дня у него может быть один дополнительный прием еды. В этот период детей, которые часто просыпаются по ночам, чтобы попить или поесть, постепенно отучают от такой привычки. Ведь в 12-14 месяцев пищеварительная система постепенно перестраивается и начинает работать «по-взрослому».

В итоге питание ребенка в 1,5 года уже более-менее устанавливается. В полтора года у него уже есть любимые блюда, и родителям проще составить оптимальное меню. А в 1,5-2 года в рацион нужно вводить уже новые блюда.

Как составить меню на каждый день

Прежде всего, необходимо расписать примерный режим приема пищи:

  • завтрак – 9.00;
  • ланч – 11.00;
  • обед – 13.00;
  • полдник – 16.00;
  • ужин – 19.00;
  • перекус перед сном – 21.00.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Что важно учитывать родителям при организации питания?

  • Одним из наиболее важных условий для организации здорового и правильного питания является строгое соблюдение его режима. Ребенок должен получать еду своевременно, и тогда он будет есть ее с удовольствием удовлетворяя потребности организма.
  • Важно и соблюдение определенного ритуала приема пищи. Необходимо приобрести красивые салфетки, разложить еду и приборы на столе. Стоит разрешить малышу помочь сервировать стол. Можно «приобщить» к трапезе игрушки, разложив их рядом.
  • Не следует полностью исключать из меню тот продукт, который ребенку не понравился. Позже его можно подмешать в другое блюдо, чтобы меню осталось разнообразным.
  • Если годовалые дети отказываются кушать, можно немного сдвинуть время трапезы. Вполне вероятно, что целесообразным будет и уменьшение порции, чтобы малыш успевал проголодаться. Можно убрать одно из кормлений.
  • Если блюд несколько, подавать их нужно по очереди. Кроха должен видеть второе блюдо, только когда закончит есть первое.
  • Режим питания можно существенно нарушить перекусами печеньем или булочками. Это собьет и помешает организации здорового и полноценного питания. Поэтому между кормлениями кроху подкармливать не стоит. Если без перекуса обойтись не получается, можно предложить фрукт или овощ.
  • Вводить незнакомые виды ягод и фруктов нужно постепенно – по одному и в маленьких количеством. При этом за реакцией организма стоит очень пристально наблюдать. Мягкие фрукты и ягоды можно давать кусочками, твердые – перерабатывать на пюре.
  • Кондитерские изделия и конфеты такому крохе еще не дают. В качестве сладкого время от времени можно предлагать варенье, мармелад, мед (при отсутствии ), печенье, сухофрукты. Добавляя в некоторые блюда сахар, нужно следить, чтобы его общее количество в день не превышало 40 г.
  • Важен правильный питьевой режим. Иногда дети не говорят о том, что хотят попить, а потом перед приемом пищи пьют большое количество жидкости и пропускают трапезу. Чтобы избежать этого, важно предлагать жидкость между кормлениями.

Главное – не бояться, что кормление малыша в таком возрасте требует определенных усилий и приготовления разных блюд. Ведь это время пройдет очень быстро, и уже совсем скоро малыш станет полноценным участником общих семейных трапез.

Принципы полноценного питания.

Рациональное питание является обязательным условием для нормального физического и психомоторного развития ребёнка, высокой устойчивости его к инфекциям и другим отрицательным факторам.

Выделяют следующие принципы полноценного питания детей (И.М. Воронцов):

Принцип физиологической адекватности питания максимальная степень соответствия пищевого продукта тем возможностям сосания, глотания, кусания, жевания, пищеварения, всасывания и метаболизации, которыми располагает ребёнок данного возраста. К понятию «адекватность» должны быть отнесены иммунологические свойства продукта, его осмотические и вкусовые характеристики. Для ребёнка первых месяцев жизни самым оптимальным является вскармливание грудным молоком его матери.

Принцип достаточности энергетического обеспечения.

Принцип «мультикомпонентной сбалансированности питания ». Адекватный подбор нутриентов мультикомпонетного обеспечения, как правило, осуществляют с учетом «золотого стандарта» - женского молока. Дефицит того или иного нутриента, в том числе «условно-эссенциальных» веществ, может отразится на всем последующем развитии ребёнка.

Принцип «нутриентного предобеспечения ». Обеспечение тем или иными нутриентами должно обязательно предшествовать и опережающее сопровождать все процессы роста и развития.

Состояние, при котором у ребёнка имеют место гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, нормальное распределение подкожно-жирового слоя и правильное функционирование всех органов и систем, называют э й т р о ф и е й (по Г.Н. Сперанскому и А.Ф. Туру).

Естественное (грудное) вскармливание.

Грудное вскармливание сформировалось в ходе биологической эволюции человека, поэтому относится к единственному физиологически адекватному питанию для ребёнка первых лет жизни.

Структура спектра воздействий грудного вскармливания на организм ребёнка (по И.М. Воронцову).

Собственно пищевое обеспечение . При этом важно, что при естественном вскармливании отмечается оптимальное качество и количество как основных нутриентов, так и микронутриентов, имеющих значение для полноценного роста и развития. При «пограничных» уровнях обеспечения женское молоко обладает комплексом составных частей, которые способствуют повышению их усвояемости. Качественный состав молока динамично приспосабливается к изменяющимся в процессе роста потребностям ребёнка. Адекватность обеспечения может нарушаться при достаточно грубых изменениях в пищевом рационе кормящей матери или снижении объема лактации.

Управление ростом, развитием и тканевой дифференцировкой через широкий комплекс гормонов и биологически активных веществ.

Обеспечение защиты от повреждающего действия избыточного питания, связанной с очень активным сосанием и высокой концентрацией нутриентов в молоке матери, дети реагируют только повышенным накоплением жировой ткани. Это не сопровождается дистрофическими изменениями в тканях и гетерохронизацией развития, как это наблюдается при искусственном вскармливании с избыточным введением нутриентов.

Ограничение поступления и снижение провоспалительных эффектов неинфекционных антигенов и аллергенов. Защита от атопических реакций и заболеваний.

Формирование иммунологической толерантности к антигенам продуктов пищевого рациона, используемых матерью.

Формирование путей оптимальной метаболизации нутриентов, обеспечивающих адаптацию к рационам последующих за молочным периодом питания.

Формирование адекватной регуляции пищевого поведения.

Развитие психоэмоциональной связи с кормящей матерью в процессе длительного и самого тесного физического и эмоционального контакта при кормлении. В последующем происходит постепенная трансформация этого узкоспециального типа связи в постоянную устойчивую и независимую от кормления реакцию на мать как на источник и символ защищенности.

Работа мышечного аппарата сосания при кормлении определяет возникновение усилий и напряжений, наиболее адекватно регулирующих анатомическое формирование зубочелюстной системы, мозгового черепа, а также аппарата звуковоспроизведения.