Проект в средней группе на тему: моя семья по фгос. Классный час "моя семья-моя крепость" Наши папы- молодцы

МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»

в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан

Информационно – исследовательский проект

Руководитель проекта:

Воспитатель Ефимова Н.А.

Участники проекта:

Воспитанники старшей

Группы «Роза» и их родители

Название проекта :

« Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»

Пояснительная записка

Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности

Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Дети должны знать, как зовут родителей, как важен их труд и занятия других членов семьи, называть ближайших родственников и принимать посильное участие в подготовке семейных праздников.

С этой целью мы решили организовать совместный проект « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора».

Детский сад - первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

Одна из актуальных проблем в системе образования - это вопрос об овладении вторым языком, в нашем случае татарским.

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, которые были разработаны экспертами, представил министр образования и науки РТ: «Когда мы проанализировали проблемы в изучении языков, то поняли, что как русский, так и татарский, а в дальнейшем и английский языки преподаются как филологические дисциплины. Это глубочайшая ошибка. Мы хотим сделать так, чтобы язык преподавался как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте», - заявил глава Министерство Образовании и Науки РТ.

По его словам, если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов.

В данном проекте мы включили игры из 2 комплекта – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой З.М.

Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению составлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

Актуальность проекта

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы – взрослые поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше. Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей старшего дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые всегда рядом.

Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.

Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старшем возрасте. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста. Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.

В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»…

С учетом этого и была выбрана тема исследования « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»

Цель проекта: через организацию разных видов деятельности детей создать условия, способствующие закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к членам своей семьи, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:

1. Образовательные :

Расширить представления детей о себе, о членах своей семьи.

Закрепить знания детей своего места жительства и адреса.

Закрепить знания о профессиях членов семьи.

Учить рассказыванию о себе, о членах своей семьи.

Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”. Расширять и обогащать словарь детей новыми понятиями (племянник(ца), пра- (бабушка, дедушка), двоюродные брат и сестра, заимствованные: кузен и кузина); расширять лексический словарь (дед- дедушка, баба- бабушка, тетя-тетушка и т.д.)

Дать понятие о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес к членам своей семьи.

Развивать воображение, логическое мышление, связную речь детей.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.

3. Воспитательные:

Воспитание нравственности.

Воспитывать любовь и интерес к членам своей семьи, желание помогать членам своей семьи.

Помочь осознать важность семейных традиций, совместного труда и отдыха, необходимость уважительного, заботливого отношения к членам своей семьи.

Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

Укреплять детско-родительские отношения.

Тип проекта: творческий, информационно – исследовательский,

внутри группы; при участии детей и взрослых; средней продолжительности.

Объект исследования: семья.

Предмет исследования : родословная семьи.

Проблема : дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи, о родственных связях, о предшествующих поколениях.

Гипотеза : В результате работы над проектом у детей, родителей и других членов семьи установится более тесная связь во взаимоотношениях, что будет способствовать развитию интереса к истории своей семьи.

Методы работы: 1. Анкетирование.

Межпредметные связи : музыка, литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.

Руководитель проекта: Ефимова Наталья Александровна.

Участники: Воспитатель, воспитанники старшей группы «Роза», их родители и другие члены семей.

Прогнозируемый результат проекта:

Результат может быть представлен как система работы с детьми и родителями по данной теме, с перечислением и кратким описанием всех используемых форм работы. Можно представить генеалогическое древо семьи, создать словарь терминов родства, сборник пословиц и поговорок о семье.

Этапы работы:

  1. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Обсуждение проекта на собрании.
  4. Сбор и анализ материалов по теме проекта.
  5. Работа по плану с детьми, родителями.
  6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  7. Презентация проекта.

Пути реализации проекта:

1. Составление «семейного» словарика.

2. Рисование портрета мамы.

3. Изготовление «Семейного дерева».

1. Беседа «Что такое семья?»

2. Чтение и анализ произведений о семье.

3. Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам.

4. Загадки о доме и семье.

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2. Помощь в пополнении книжного уголка произведениями о семье.

3. Проведение работы по подбору загадок, стихов и песен, пословиц и поговорок о семье, о членах семьи.

План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта

Этап работы

Ответственные

Подготовительный

разработка этапов проектной деятельности;

разработка анкеты для диагностики уровня знаний детей о семье, родословной;

разработка примерных конспектов занятий и групповых мероприятий;

продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта; разработать консультации, родительское собрание, оформить уголок чтения.

Ефимова Н.А.,

родители воспитанников

Основной

проводится диагностика на начальном этапе и заключительном, где прослеживается динамика детей; проводятся занятия по чтению, окружающему миру, ИЗО по теме проекта.

Изготовление «Семейного словарика», организуются выставки детских работ на тему “Моя семья”, «Моя любимая мамочка», «Целуем бабушкины руки», «Папа – лучший друг»;

родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы; праздники, выставки, работа с пословицами и поговорками о семье.

Воспитатель Ефимова Н.А., воспитанники, родители

Заключительный

Подведение итогов:

1. Обработка информации по сводной информационно-диагностической карте по выявлению знаний у детей о своей семье;

2. Оформление результатов проекта;

3. Родословное древо моей семьи».

4. Проведение итогового комплексного занятия « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора».

Воспитатель Ефимова Н.А., воспитанники

Результаты работы над проектом:

В результате проделанной работы дети смогли чётко рассказать о членах своей семьи на двух государственных языках;

Воспитанники в игровой форме продемонстрировали знание о народных семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;

На протяжении всего проекта дети совместно с родителями и педагогом вели активную творческо-поисковую деятельность;

В ходе реализации проекта словарный запас воспитанников обогатился такими понятиями как: батюшка, матушка, родословное древо моей семьи, различные термины родства; узнали множество пословиц и поговорок о семье;

Активное участие родителей в подготовке и реализации проекта позволило продемонстрировать укрепление внутренних духовных связей между родителями и их детьми.

В результате изучения родословного древа и истоков своей фамилии у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях. Многие дети из группы не знали отчеств своих родителей, бабушек и дедушек, а по окончании проекта составили генеалогическое древо трех - четырех поколений по восходящей или нисходящей линиям.

В результате работы над проектом, совместной поисковой, исследовательской, творческой деятельности детей и взрослых были разработаны:

  • «Семейный словарик» (словарь терминов родства);
  • конспекты групповых и общих мероприятий,
  • разработки родительского собрания по теме: «Моя родословная»;
  • сборник пословиц и поговорок о семье;
  • «Родословное древо» некоторых семей воспитанников.

Конспект итогового занятия

Тема: « Мой дом – моя крепость. Моя семья – моя опора»

Цель:

Формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.

Задачи:

  • Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.
  • Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.
  • Продолжить работу по сплочению коллектива в группе.

Ход занятия: (звучит музыка «Родительский дом»)

Воспитатель: Добрый день, мои роднульки!

Вы - такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашей группе

Мы занятие будем начинать!

Но сегодня наше первое занятие будет совсем необычным. Я обещаю, что оно будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!

Ребенок 1:

А семья – это свет,
Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.

Воспитатель: На первом занятии этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)

Ребенок 2: В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

Ребенок 3: Что такое семья? Это мать и отец,

Братья, сёстры и я.

Сени в доме, крылец.

4-й: И соседи, родня, садик наш любимый, улица, пруд,

Огороды, друзья, что за уши дерут.

5-й: Это то, без чего невозможно прожить,

Это детство моё, и его не забыть…

6-й: Оно силы даёт созидать и творить,

Где б ты ни был, зовёт.

7-й: Дверь охота открыть,

Посидеть за столом,

8-й: Вспомнить тех, кого нет,

И ещё о былом, словно не был сто лет.

Воспитатель: Без семьи не прожить, человеком не стать,

Нужно жить, и любить, и детей воспитать,

9-й: Посадить деревцо, также выстроить дом,

Помнить слово отцов – сила Родины в нём.

Воспитатель: Почитать родителей значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Вот сейчас послушайте не большое стихотворения:

Волшебный символ жизни - семья,
В нем капелька Отчизны, в нем - я,
В нем мама, папа, братик, сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем - солнце, и березка, и дом,
В нем все тепло смеется кругом.

Семья поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Семья для всех - основа всех начал.

Воспитатель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?

Воспитатель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)

(Показ презентации с членами семьи)

А кто это? (Члены семьи)

Воспитатель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)

Воспитатель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

Воспитатель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови, кого ты видишь на экране». Проговорим так же на татарском языке.

Воспитатель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Что должно быть в настоящей счастливой семье, как вы думаете ребята?. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

В семье не должно быть плохих качеств. (Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

10й: Семья – это счастье, любовь и удача,

11й: Семья – это летом поездки на дачу.

10й: Семья – это праздник, семейные даты,

11й:Подарки, покупки, приятные траты.

10й: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

11й: Мечты о хорошем, волнение, трепет.

10й: Семья – это труд, друг о друге забота,

11й: Семья – это много домашней работы.

10й: Семья – это важно!

11й: Семья – это сложно!

10й: Но счастливо жить одному невозможно!

Все вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Воспитатель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Воспитатель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

О какой семье мы еще не поговорили? (О семье в группе)

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наша группа. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем.

(Слайд в презентации)

Ребенок: Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

Физкультминутка

Повторим пальчиковую игру «Этот пальчик дедушка…» и по содержанию стихотворения соединим пальцы с рисунками. А теперь проговорим на татарском языке. Молодцы ребята, у вас все получилось!

Воспитатель: Традиционно, мы отмечаем День матери, нет ничего роднее в целом мире, чем голос матери! Так позвольте в день почтения всех матерей пожелать вам много детского тепла, любви и взаимопонимания. Пусть ваша душа сверкает ярче всяких звезд, и не стареет со временем! Храните и дарите свое тепло вашим детям, и пусть оно откликнется вам здоровьем и уютом!

Песня «Ах, какая мама!»

Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

Рассматривание генеалогического древа.

(дети рассматривают макеты «генеалогического древа» в презентации).

Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты».

Воспитатель. - У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела.

Послушайте музыку (играет музыка). Кто захочет, может потанцевать.

Музыка останавливается (звучит песня Барбарики «Доброта»).

Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Вода получила от вас очень хорошую энергию.

Воспитатель раздает всем волшебную водичку и дети пьют.

Песня «Молодая бабушка»

Дидактическая игра" Четвертый лишний" (слайд из презентации).

1. бабушка, мама, папа, дочь. (папа).

2. дедушка, папа, сын, мама. (мама).

Воспитатель. Ребята, а еще я вам хочу поведать, что такое фамилия. Фами́лия (лат. familia - семейство) - наследственное родовое имя , указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка , или в более узком понимании - к одной семье . Я вам так же расскажу о происхождении моей фамилии, по линии мамы:

ДОБРОЦВЕТОВЫ

История фамилии Доброцветовы начинается в 18 веке. В центральных областях России и неразрывно связана с историей Русской Православной Церкви.

Фамилия Доброцветовы принадлежит к интересной и весьма необычной группе русских фамилий, которые определяются исследователями как «семинарские» или «искусственные».

Такие фамилии появлялись на протяжении 18-19 веков. В среде русского православного духовенства. В духовных семинариях и академиях они давались администрацией учебного заведения ученикам, ранее не имевшим фамилий, или же присваивались взамен фамилий, уже имеющихся. Изобретательность людей давших фамилии, была практически неистощимой, и поэтому фамилии русского духовенства не только чрезвычайно разнообразны, но и живописны. Зачастую они давались вопреки традициям русской языковой культуры, поэтому легко узнаваемы в общей массе российских фамилий. Искусственные фамилии образовывались: от названия местности, города или села, откуда прибыл ученик, от имён святых и названий церковных праздников, чудотворных икон, от латинских и греческих слов, от названий животных и растений. Этим объясняется большое количество фамилий, говорящих о цветении и плодоноси, которые должны были символизировать процветание, совершенствование умственных и нравственных качеств будущих священнослужителей: Цветаев, Цветов, Процветалов и.т.д. К их числу и принадлежит фамилия Доброцветовы. (слайд в презентации)

Воспитатель. Дорогие, родители, хочу вас попросить рассказать своим детям о вашей фамилии, я думаю, им будет очень интересно.

Воспитатель. Мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, брату. Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно, – одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, – лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоём доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать также любящими и счастливыми. Да, всё начитается с семьи, дома – и Добро и Зло. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит, Добра!

Мы ещё раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, и воспитатели. Мы верим, что если каждый день мы будем вместе, то наших детей ждёт радостное и счастливое будущее. Огромное спасибо семьям за участие в нашем проекте.

Желаю счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались!
С хорошим настроением
Чтоб вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет,
А это, право, дорогого стоит!
В работе – много творческих побед!
В семейной жизни – мира и покоя!

Заключительная песня «Моя Семья»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Памятка для родителей «Что такое «семья» и «семейные

традиции?»:

Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз. В семье ребенок учится первым совестным движениям сердца, получает первые уроки любви, веры и свободы, что позволяет ему подняться в дальнейшем к другим формам человеческого единения – Родине и государству. Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает культура семьи.

Культуру семьи составляют нормы и правила поведения, идеи, материальные предметы, используемые членами семьи. Главный элемент семейной культуры – традиции семьи. Под семейными традициями понимают обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся из поколения в поколение.

Семейные традиции служат упрочению семейно-родословных связей, формируют эмоциональную близость всех членов семьи, передают и формируют ценные нравственные качества человека: доброту, сострадание, взаимопонимание, сдержанность, вежливость, почтительное отношение к старшим.

К сожалению, большинство семейных традиций были утрачены в начале XX века. Наша задача – приобщать дошкольников к семейным традициям, возрождать и углублять традиции, наиболее значимые для современных семей.

Каковы же семейные традиции, укрепляющие семейные отношения,

делающие жизнь семьи интересной и насыщенной?

Прежде всего, это домашние игры, совместное чтение по вечерам сказок, былин, рассказов, духовной литературы, семейные вечера для малышей с участием всех членов семьи, домашние спектакли, изготовление подарков к вечерам, праздникам.

Приобщению детей к домашнему труду способствует обучение дошкольников рукоделию (вышиванию, вязанию, бисероплетению и т.д.), сотворчество детей и родителей (рисование, аппликация, лепка, конструирование из природного материала).

Особый интерес вызывают традиции, способствующие сохраниению истории семьи – изучение и составление родословной, семейных архивов с фотографиями и историями о семье, поиск семейных реликвий, создание домашних мини-музеев.

Возрождение интереса к истории своей семьи, переосмысление роли семейных традиций, приобщение детей к культуре семьи особенно значимо в дошкольные годы, так как именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, создается поле жизни и надежный тыл ребенку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для родителей «Знаю ли я родословную своей семьи?»

Известна ли Вам родословная Вашей семьи?

Да

Нет

Все ли Вы знаете о своих предках на уровне:

Родителей;

Дедов и бабушек;

Прадедов и прабабушек;

Пращуров;

Прапращуров

Да

Нет

Кое-что

Знаете ли Вы, где и как собрать информацию о своих предках?

А. Знаете ли Вы, как работать в архивах?

Б. Как получить информацию в библиотеках?

В. Умеете ли Вы проводить опросы родственников?

Да

Нет

Знаете ли Вы, как использовать собранную информацию для составления Вашего семейного древа?

Да

Нет

Заинтересовала ли Вас эта анкета?

Да

Нет

Нужны ли Вам консультации для проведения исследования родословной своей семьи?

Да

Нет

Данные участника исследования:

Ф.И.О.__________________________________________________

Возраст:________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

«Словарик семьи»

(Словарь терминов родства)

Бабка, бабушка - мать отца или матери, жена деда.

Брат - каждый из сыновей одних родителей.

Брат крестный - сын крестного отца.

Брат крестовый, брат по кресту, брат названный - лица, обменявшиеся нательными крестами.

Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.

Братаниха - жена двоюродного брата.

Братанна - дочь брата, племянница по брату.

Братова - жена брата.

Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.

Братыч - сын брата, племянник по брату.

Вдова - женщина, не вступившая в брак после смерти мужа.

Вдовец - мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.

Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

Внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

Деверь - брат мужа.

Дед - отец матери или отца.

Дед крестный - отец крестного отца.

Дедина, дедка - тетка по дяде.

Дедич - прямой наследник по деду.

Дочь - лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дочь названная - приемыш, воспитанница.

Дщерич - племянник по тетке.

Дщерша - племянница по тетке.

Дядька - приставленный для ухода и надзора за ребенком.

Дядя - брат отца или матери.

Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.

Жених - сговоривший себе невесту.

Золовица, золовка, золова - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.

Зять - муж дочери, сестры, золовки.

Кум, кума - см: Отец крестный, мать крестная.

Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

Мать крестная, мать крестовая - восприемница при обряде крещения.

Мать названная - мать приемышу, воспитаннику.

Мать молочная - мамка, кормилица.

Мать посаженная - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

Мачеха - другая жена отца, неродная мать.

Муж - женатый мужчина по отношению к жене.

Невестка - жена сына.

Отец - лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Отец крестный - восприемник при обряде крещения.

Отец названый - отец приемышу, воспитаннику.

Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.

Отценачальник - старший в поколении.

Отчим - другой муж матери, неродной отец.

Отчинник, отчич - сын, наследник.

Падчерица - дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.

Пасынок - сын неродной одному из супругов.

Племянник - сын брата или сестры.

Племянница - дочь брата или сестры.

Племяш - родич, родственник.

Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.

Свекор - отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.

Свояки - лица, женатые на двух сестрах.

Свояки двоюродные - лица, женатые на двоюродных сестрах.

Сестра - дочь одних родителей.

Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.

Сестренка, сестрина, сестричка - двоюродная сестра.

Сестренич, сестрич - сын сестры матери или отца, племянник по сестре.

Сноха - жена сына, невестка.

Сношенница - жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.

Супруг - муж.

Супруга - жена.

Сын - лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Сын крестный (крестник) - лицо мужского пола по отношению к восприемникам.

Сын названый - приемыш, воспитанник.

Тесть - отец жены.

Тетка, тетя - сестра отца или матери.

Теща - мать жены.

Шурин - родной брат жены.

У многих из этих терминов могут быть прилагательные:

Внучатый - о родстве, происходящем из третьего колена (также троюродный) или еще далее.

Двоюродный - о родстве, происходящем из второго колена.

Кровный - о родстве в пределах одной семьи.

Однородный - о происхождении от одного отца.

Одноутробный - о происхождении от одной матери.

Полнородный

Пра - приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.

Привенчанный - о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.

Родной - о происхождении от одних родителей.

Сводный - о происхождении от разных родителей.

Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям.

Удочеренная - лицо женского пола по отношению к приемным родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

«СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО»

Нисходящая родословная схема

Восходящая родословная схема

Родословное древо – это та же таблица, но только перевернутая. Оно имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. Этот обычай, принятый когда-то в Западной Европе, сегодня активно применяется в качестве мотивации для начинающих или юных родоведов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Русские поговорки и пословицы о семье

  • Муж с женой, что мука с водой – сболтать сболтаешь, а разболтать не разболтаешь.
  • Русский человек без родни не живет.
  • Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
  • Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка завсегда в избе.
  • Выбирай корову по рогам, а девку по родам.
  • Родство – дело святое, а деньги – дело иное.
  • Любовь да совет – на том стоит свет.
  • Послушный сын – роза материнского сердца.
  • Без матушки родной и цветы не цветут.
  • Без любви, как без солнышка, нельзя прожить.
  • На что клад, когда у мужа с женой лад.
  • С любовью везде простор, со злом везде теснота.
  • Хозяйство умелую руку любит.
  • Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
  • Без жены, как без шапки.
  • Не ищи в муже красоты, а ищи доброты.
  • У добрых супругов две души, но единая воля.
  • Шей шубы теплее, а жену выбирай добрее.
  • Без мужа жена всегда сирота.
  • Мир в семье женой держится.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей.
  • Всякая невеста для своего жениха родится.
  • Любовь одна, а обитает в двух сердцах.
  • Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.
  • Супругам без детишек, что зимой без дровишек.
  • Слава сына – отца отрада.
  • Хорошая жена – мужу корона.
  • Дети – крылья человека.
  • Любви, огня да кашля от людей не спрячешь.
  • Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.
  • Муж жене – отец, жена мужу – венец.
  • Красна пава пером, а жена нравом.
  • Жена мужу пластырь, муж жене – пастырь.
  • Промеж мужа и жены нитки не продернешь.
  • Где любовь да совет, там и горя нет.

Пословицы народов мира о семье

  • Дерево держится корнями, а человек – родственниками (абхазская).
  • Хозяин жены – муж, хозяин мужа – долг (армянская).
  • Кольцо должно быть по пальцу, милый по душе (армянская).
  • Дом без жены, что водяная мельница без воды (армянская).
  • Муж – наружная стена дома, жена – внутренняя (армянская).
  • Девушка без мужа – что лодка без руля, парень без жены – что конь без узды (вьетнамская).
  • Когда любят друг друга, то и девять считают за десять (вьетнамская).
  • Дружные супруги могут выкачать всю воду из Тихого океана (вьетнамская).
  • Коль муж умен, то и жена послушна (вьетнамская).
  • С умной женой муж богатеет (вьетнамская).
  • Любящие супруги и на топорище выспятся (грузинская).
  • Красива не красавица, красива любимая (каракалпакская).
  • Если муж хорош, то и некрасивая станет красавицей (киргизская).
  • Мужнюю жену и тигр не укусит (корейская).
  • Супругам ссориться – все равно, что ножом воду резать (корейская).
  • Любовь красоты не требует (татарская).
  • Не выбирай жену глазами холостяка (турецкая).
  • Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская).
  • Дай ребенку волю, сам пойдешь в неволю (литовская).
  • Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская).
  • Материнская рука мягкая (коми).
  • Материнские ногти котенка не пугают (африканская).
  • Прут у матери пуховый (азербайджанская).
  • Не ладны те ребятки, которых не бранят ни батьки, ни матки (украинская).
  • Мать ругает, что подушкой бьет (удмуртская).
  • Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская).
  • Гнев матери, что снег – выпадет много, но быстро тает (чеченская).

Литература:

  1. "Отечественная генеалогия". - И. Усков. Учебное пособие.-Кемерово.-2002
  2. Варанкина Л. И. «Моя родословная» - Курганск, 2001
  3. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [Текст]: современное написание: 1500 ил./- М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2006. 348 с.
  4. Каспарова Ю. «Культурная память семьи» - Обруч №5, 2008
  5. Коротков Е. В. «Твоя родословная. Кто ты? » - Волгоград, 1999
  6. Моя родословная. Учебное пособие для начальной школы. Автор – составитель В.С. Василевская. М.: Вита-Пресс, 1999.
  7. Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия, лучшие компьютерные программы, 2007.
  8. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 8. – ООО «ТД Издательство Мир книги», 2007
  9. Онучин, А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. - Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

(АОУ ШКОЛА 11 )

Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему:

Подготовила и провела: Филина Светлана Николаевна

Тема: «Моя семья».
Цели урока:
-сформировать у учащихся правильное представление о семье, как ячейке общества
- воспитывать нравственное представление об отношениях между членами семьи; чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
-развивать семейное творчество

Закреплять сотрудничество семьи и школы.
Личностные УУД

Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
-действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли,

Вести дискуссию

Регулятивные УУД

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Волевая саморегуляция,
-оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
-оценивать значение семьи для человека и общества;
- оценивать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные универсальные действия:
- называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
- рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

Оборудование на уроке: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков, наглядности.

Ход урока:
I Орг. момент
II Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, разгадав ребус:

III Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о семье. Через ваши рисунки и выполненные проекты познакомимся с семьями одноклассников.

IV Изучение нового материала

1. Беседа по теме урока
Учитель: Как вы понимаете слово семья? (ответы детей)
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Семья – это люди, которые не всегда живут в вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу люди. Состав семьи может быть различным.
- Ребята помогали мне искать в словарях значение слова «семья».

Ребята, а вот так определение семьи трактуется в различных словарях

С.И. Ожегов -1. Это группа живущих вместе близких родственников.

2. Объединение людей, сплоченных общими интересами.

Д.Н. Ушаков – Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков
и ближних родственников, живущих вместе.

Ребята, а какое определение вам показалось более правильным и почему? (Дети высказывают свои мнения)

Дети, значение слова семья трактуется одинаково в разных словарях?
-Причитайте высказывание великого русского писателя Л.Н. Толстого:

(Слайд)
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Учитель: Как вы понимает эти слова?

Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре,
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка
Мой сверчок, щенок и я
Вот и вся моя семья.

Учитель: Давным давно на Руси жили большими семьями, жили дружно. В семьях присутствовало уважение к старшим, дети помогали взрослым и друг другу. У всех были свои обязанности. Давайте подумаем, кем часто приходится быть дома маме, папе, бабушке, дедушке?
А как можно сделать так, чтобы у них было больше свободного времени? Какие обязанности есть у вас в семье?

В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста. Поколение(словарик) – это люди одного возраста, живущие в одно время.
Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки –старшее поколение.

Ребята, а вы знаете кем вам приходятся ваши родственники и как они правильно называются по родственным отношениям?

Игра «Кто кому кто?» (слайд)

Игра «Найди пару и соедини стрелочкой» (Слайд)

Защита проектов.

Ребята, вы подготовили проекты. Давайте посмотрим.

Упражнение «Продолжи предложение»

Учитель: Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение.
- Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
- Я люблю, когда бабушка …
- Мои мама и папа самые ….
- Я люблю своих родителей за то, что …
- Я доверяю своим родителям …
- Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать …
- Свою семью я считаю …
- Моя мамочка для меня самая …

VI Итог урока:
Ребята в начале урока мы разгадывали ребус. Посмотрите на него внимательно 7Я
- Скажите почему 7 я?
- Правильно, все члены семьи должны быть равноправны. 7 точно таких же как и я членов семьи.

Собери пословицу (Слайд)

Объясните значение пословицы: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

VII Рефлексия

Ребята, наш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И оттого как мы будем работать на уроках, вести себя друг с другом зависит, как будет называться наша семья. Будет ли она дружной.
И вот я представила нашу семью – это наше древо, наша классная семья.
Молодцы.

Сценарий классного часа «Мой дом - моя крепость»

(Мероприятие проведено в рамках городского конкурса «Самый классный классный»)

Цель классного часа: формирование ценностного отношения к семье, возрождение нравственно-этических норм, ценностей и традиций семейного уклада.

Задачи :

Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за родственников и предков;

Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге,формирование нравственного долга перед родителями;

Сплочение классного коллектива;

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

Форма : тематический классный час с участием родителей.

М етоды : словесные методы: рассказ-беседа,; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый.

Формы организации деятельности : фронтальная, групповая и парная.

Организационная работа:
Проведено родительское собрание. Родителями, совместно с детьми, были подготовлены к мероприятию семейные гербы, фотовыставка на тему: «Загляни в семейный альбом»; были написаны сочинения, где дети рассказали об увлечениях каждого члена семьи, их обычаях и традициях; дети нарисовали рисунки на тему: «Вместе - дружная семья».

Участники: классный руководитель, родители и учащиеся 4 класса.

Время мероприятия – 45 минут.

Запись на доске « Мой дом – моя крепость »

Фотовыставка «Загляни в семейный альбом»;

Выставка рисунков «Вместе - дружная семья»;

Сочинения «Моя семья».

Дети и родители сидят по 6 человек в группах.

Раздаточный материал:

4 листа ватмана, маркеры

4 конверта с карточками: «память», «любовь», «понимание».

Звучит мелодия песни «Гимн семье».

Учитель: Добрый день,уважаемые родители, гости, ребята! Как хорошо, что мы с вами сегодня собрались вместе. У вас, дорогие мамы, несомненно, много неотложных дел, но оставьте все заботы и дела дома и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.

Ребята, у меня к вам вопрос, что такое семья? Как вы понимаете это слово? (Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Словарь Д. Ушакова)

Семья… Слово это понятно всем, как «хлеб» и «вода». Семья – это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, брат и сестра. Это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции.

(Слайды 1-3)

-(показываю табличку с буквой Д) Эта буква в современном русском языке называется просто – «дэ», в старославянском – «добро». А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом».(Показываю табличку с буквой О)

Буква О похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, ваши папа и мама, сёстры и братья, ваша семья.(Показываю табличку с буквой М)

Буква М похожа на ограду. Дом ведь надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно. Теперь в слове «дом» каждая буква на своём месте. А зачем нам нужен дом?

Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. Он даёт уют, тепло, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нём мы спим, едим, работаем, нянчим детей, молимся Богу, поём песни, рассказываем сказки.

Человек придумал много пословиц о доме и семье. А какие пословицы знаете вы? (Ответы)

Ребята, а кто догадался о чем мы будем сегодня говорить? (О семье, о доме)

Я еще знаю пословицу «Мой дом - моя крепость».

Именно так называется наш классный час. (Слайд 4)

А почему так говорят вы мне ответите чуть позже. Я расскажу вам одну легенду.(Слайд №5)

«В давние времена жила одна семья и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:

Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга.

Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово»

Как вы думаете какое слово мог написать старец? («Понимание».)

Что значит понимание, понимать? (Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и что хочет сказать или сделать собеседник.)

А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?

Что для этого необходимо? (Чувства.)

Какие? (Любовь. Уважение. Согласие.)

Все правильно, ребята, каждое из этих слов мог написать старец. Только уважение, любовь, понимание, согласие должны быть в вашей семье, в вашем доме.

До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по 1-2 ребенка.А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы)

Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни. И судя по ярким рисункам и трогательным сочинениям ребят, у вас именно такие семьи. Чтение сочинений. (Слайд №6)

Учитель: В каждом доме хранятся старые фотографии. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы их продолжение. Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

На нашей выставке вы можете увидеть семейные фотографии.

(Рассказы членов семей о школьных семейных фотографиях) (Слайд №7)

Во многих семьях хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры.Мы уже слышали удивительную историю о бабушке Локтионовой Насти, которая в 16 лет пошла добровольцем на фронт.(Слайд №8) А сегодня Сережа Копытин расскажет о своей прабабушке.

Замечательно,что в ваших домах, семьях живет память…….

Мы должны помнить, интересоваться жизнью своих близких родственников. Как не знать, кем были, о чем мечтали, с чем и за что боролись и сражались наши деды и прадеды.

Учитель: В старинные времена был красивый обычай- каждому роду, семье полагалось иметь свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Нет на свете одинаковых детей и родителей, каждая семья интересна по-своему. Давайте убедимся в этом.(Выступления семей). (Слайд №9)

Учитель: Наш классный час называется «Мой дом – моя крепость». Друзья, вы задумывались, почему так говорят: «Мой дом – моя крепость?» (Ответы) (Слайд 10)

Дом – это целый мир. Очень важно иметь свой дом. Без него человек не может быть счастлив. Несомненно, у каждого человека должна быть не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, это-место, где человеку тепло и уютно. Сегодня мы постараемся построить дом своей мечты, где все будут жить дружно, в любви и согласии. Но строить его мы будем из особого материала. Пусть каждая группа будет строительной бригадой. Я предлагаю вам вот такие конверты в которых строительные кирпичики.(Раздаю конверты «кирпичики») На трех кирпичиках у вас уже написаны слова: «понимание»,«память», «любовь». Остальные надо подписать. Придумайте, какие кирпичики возьмете для строительства своего чудесного, счастливого дома. Крыше можно дать свое название. (Семьи – бригады выполняют задание. Далее происходит защита проектов «Дом моей мечты»).

Учитель: Благодарю всех строителей. Дома у каждой группы оказались прекрасными. Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души. Итак,мы завершили постройку наших домов, и какой мы можем сделать вывод?

- Что самое главное должно быть в доме , что бы каждый из вас с твердой уверенностью мог сказать «Мой дом- моя крепость» (Покой, уют, добро, понимание, любовь, здоровье и т.д.).

И то насколько этот дом прочен, зависит от каждого из нас, кто в этом доме живет. Именно поэтому в названии нашего классного часа была положена пословица «Мой дом – моя крепость». Это крепость для души человека, ибо ничто так не поддерживает человека, не создает ему опору в жизни как родной дом.

Ребята, обратите внимание, а чего ещё не хватает в наших домах. (Света) Верно, так давайте зажжем свет в окошке, и пусть он горит в доме с любовью и теплотой и будет открыт для любого доброго спутника. (Слайд 11)

Учитель : У меня в руке ромашка с одним лепестком. Помните сказку «Цветик-семицветик». (Слайд №12) Если бы у вас оказался этот волшебный цветок и было бы одно желание, что бы вы загадали?

(Родители и дети берут лепесток и говорят желание)

Учитель: А я бы попросила мира на всей планете.

«Мой дом – моя крепость»…..(Слайд № 13) Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники… Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.

Семья, дом – это крепость, которая не поддаётся волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надёжной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

А если, покой, уют, добро, понимание, любовь, здоровье будет в наших домах, то наши семьи будут крепкими.

А если каждая семья будет крепкая, то и всё государство, в котором мы живём, будет сильным, процветающим, надёжным.

Семейная радость Добрый и радостный
Счастливые лица! Праздник для всех!
Желаю всем семьям Любовь процветает
Любовью светиться! Кругом по Земле!..
Пусть в семьях весёлый Мир вашему дому
Звучит детский смех, И в каждой семье!

Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме. Берегите себя и заботьтесь о своих близких! Звучит музыка «Родительский дом».

Семья играет очень важную роль в жизни каждого человека в отдельности и для общества в целом. От того какая атмосфера царит в каждой семье зависит здоровье нации. Чем больше в обществе неполноценных, несчастных семей, тем слабее это общество.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Это поддержка, понимание, тепло, забота, спокойствие, любовь, преданность. Родные люди – единственные, которые любят и ждут всегда, не смотря ни на что, бескорыстно и безвозмездно. Они рядом, не только в радости, но и в горе, когда остальные отворачиваются. Они верят в тебя даже тогда, когда ты сам перестаешь верить. Они всегда помогут словом и делом. Им не важно, каков твой социальный статус, твое положение в обществе, твои взгляды, как ты одет, они не осуждают, не завидуют, они рады только потому, что ты у них есть. Они все отдадут и ничего не потребуют взамен. Такие люди – идеальная семья. Такая семья – крепость, где ничего не страшно и кажется, что рядом с этими людьми можно горы свернуть, ведь они заряжают силой, верой и теплом. Роль современной семьи чрезвычайно важна для человека, особенно для ребенка.К сожалению, такая модель семьи встречается далеко не часто. Близкие люди обижают друг друга, предают. Место семейных ценностей заняли материальные блага и порой люди готовы ради них переступить даже через близких. Почему так происходит? Времена меняются, на смену одних ценностей приходят другие, закон выживания становиться все жестче и жестче, люди не живут, а выживают, что очень отражается на них, их поведении, они стали злыми и жестокими. Все это отражается и на семьях.
Как же создать свою идеальную семью? Как сказал Конфуций: «Хочешь изменить мир – начни с себя!». Если хочется, что бы близкие и родные были добрее, любящее и искренне, следует для начала самому измениться. Совершенствуйте себя, не обижайте близких по пустякам, не хамите, не отказывайте в просьбах, будьте ласковее внимательней к ним. Прежде чем что – то получить, нужно заслужить. Дарите своим родным любовь и поддержку, уступайте им в конфликтных ситуациях, оставьте гордость и тщеславие. Относитесь к ним так, как вам бы хотелось, чтоб они относились к вам. Поверьте, ваши усилия не останутся бесполезными, все тепло и любовь вернуться к вам обратно. Если вам хочется улучшить отношения внутри семьи, не нужно ждать что это произойдет само собой или это сделает кто – то за вас. Предпринимайте сами все попытки к созданию своей идеальной семьи, где вам и остальным членом будет тепло и уютно.
Любите и цените своих родных пока они рядом, чаще говорите, что любите их, что они нужны вам, чаще навещайте, если живете раздельно, уделяйте по возможности больше внимания, пока это возможно, ведь потом можно опоздать и еще долго корить себя за то, что вы столько всего могли сказать, но не успели.

Проектная деятельность в средней группе «Моя семья – моя крепость»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/
Семья - это место, где мы чувствуем себя счастливыми. Семья - это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы растем, усваиваем определенные ценности. Общество и целые страны начинаются именно с семьи. Еще А. Н. Острогорский писал: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты». И сегодня, когда родители проводят очень много времени на работе, тяжело вкладывать в ребенка ценность семейных отношений.
Цель проекта: приобщение детей к семейным ценностям.
Задачи проекта: познакомить детей с историей праздника семьи, любви и верности; воспитывать у детей желание помогать своим близким, делать им приятное и проводить больше времени с родными; создать условия для участия и вовлечения родителей в образовательную деятельность.
Тип проекта: по продолжительности – краткосрочный, по составу участников проекта - групповой, по направленности деятельности участников проекта – творческий.
Ожидаемые результаты: работа получилась и познавательной и творческой. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новое. Дети поняли, что надо беречь и ценить своих родных и близких и их труд на конкретных примерах. Дети стали дружелюбнее. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
I этап – предварительный: определение проблемы; постановка целей и задач; сбор и подготовка материала; составление перспективного плана работы.
II этап - основной: работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
Понедельник.
«У корней истории» (История непростой жизни и большой любви Петра и Февронии). (Приложение №1)
Прослушивание гимна семьи.
Взаимодействие с родителями: составление генеалогического дерева.
Вторник.
«Кто в семье глава?» (чтение сказки «Мудрый отец» и беседа по прочитанному). (Приложение №2)
Взаимодействие с родителями: рисунки «Моя семья»
Среда.
«Мамочка, любимая моя» (заучивание стихотворения «Мама спит, она устала…» Е. Благининой, беседа в течение дня о нашей помощи в домашних делах маме) (Приложение №3)
Изготовление фоторамок.
Четверг.
«Подарок самым дорогим» (приготовление конфет, проявление заботы о своих родных и близких)

Вот такие сюрпризы-конфетки каждый ребенок мог унести домой.
Пятница.
Развлечение «День семьи, любви и верности».
Взаимодействие с родителями: мастер-класс «Ангел-хранитель семейного очага». (Приложение №4)
Вот такие поделки унес каждый ребенок с собой (фоторамка, ангелочек и эмблема-ромашка):


III этап - заключительный: развлечение к дню семьи, любви и верности; совместная работа с родителями «ангел-хранитель семейного очага».

Приложение №1:

История непростой жизни и большой любви Петра и Февронии
Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразила страшная проказа. Все попытки вылечить несчастного от болезни завершались плачевно, никто не мог вернуть Петру здоровье. Почти смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы - Феврония.
Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания и не повел деревенскую девушку под венец. Скорее всего, это и стало причиной того, что проказа обрушилась на княжескую голову с пущей силой.
Гонцы во второй раз отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.
После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя - никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум - либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.
В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях.
Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.
В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка.
Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день - это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.
Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб - никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Только через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.
В девяностых годах жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так случайно зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.
В 2008 году празднование Дня семьи, любви и верности было официально утверждено, а вскоре и одобрено Межрелигиозным советом России. Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка - цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой - лики Петра и Февронии. Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.
Сейчас православный праздник отмечают уже в сорока странах мира, но главные торжества проходят в городе Муроме Владимирской области.

Приложение №2:

Мудрый отец. (Русская сказка)
Так ли оно было, не знаю, а как слышал, так и рассказываю. Жил один крестьянин. У него был сын. Когда парень подрос и начал помогать по хозяйству, отец и говорит:
- Гляжу на тебя и вижу, за все дела ты хорошо принимаешься. Время идет, молодое растет, старое старится. Скоро возмужаешь да женишься и сам станешь на хозяйство.
Вот и запомни мои слова:
Живи так, чтобы в каждой деревне был у тебя свой дом.
И пусть у тебя каждый день будут новые сапоги.
И живи так, чтобы люди тебе кланялись.
Тогда будешь справным хозяином.
Удивился сын таким речам и спрашивает:
- Чего-то не пойму тебя: разве могу поставить в каждой деревне я дом? И как можно справиться покупать на каждый день новые сапоги? Да и как мне жить, чтобы люди мне кланялись? - Улыбнулся отец и вымолвил:
- Не тужи, сынок. Мой совет легко исполнить. Захочешь в каждой деревне быть как дома, заведи в каждой деревне верного, надежного друга, и будет у тебя там свой дом. А чтобы каждый день были у тебя новые сапоги, надо с вечера хорошо вымыть и почистить свои сапоги, никогда этого не забывай, вот и будут они на другой день как новые. Ну, а чтобы люди тебе первому кланялись, вставай раньше всех, выходи на работу первым, тогда все, кто позже тебя выйдет, поздороваются с тобой, поклонятся тебе.
Как видишь, в моем наказе нет ничего трудного.
И вот когда пришла пора и сын сам встал вести хозяйство, он внял советам отца и жил хорошо.

Приложение №3:

Мама спит, она устала... (Е. Благинина)
Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..