Правила игры на внимание. Игра на внимание "Тонкий слух". Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой

МОУ «Краснознаменская средняя
общеобразовательная школа»

«Развитие произвольного внимания подростков средствами подвижных игр»

Выполнила:

учитель физической культуры

Терехова В.Ф

2. Внимание как динамическая характеристика, необходимая сторона психологической деятельности

2.1. Общая характеристика произвольного внимания

Скажите детям открыть глаза, оглядеться и поднять руку, если они знают, кто пропал без вести. Предложение. Увеличьте количество детей, которые вы нажимаете на плечо, чтобы увеличить нагрузку на память. Что вам нужно: деревянный кирпич или двухблочные блоки.

Положите кирпичи на пол перед классом. Поместите кирпич на пол, чтобы начать башню. Когда вы говорите имя ребенка, они приходят и кладут кирпич на башню, пока он не упадет! Вариации: Дети кладут кирпич на башню, когда вы смотрите на них. Что вам нужно: конверт или сумка с названиями хорошо известных историй или детских рифм в ней, например. «Спящая красавица», «Голодная гусеница», «Три билли козлива», «Тигр», пришедший к Чаю, Шалтай-Болтай, Герцог Йоркский и т.д.

2.2. Свойства внимания

2.3. Физиологические основы внимания

3. Подвижная игра как средство и метод развития устойчивости и распределения внимания

3.1. Понятие об игровой деятельности

3.2. Развитие и воспитание школьников

4. Литература

5. Приложение

Актуальность темы
Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.

Возьмите заголовок из конверта и прочитайте его в классе, например. Выберите ребенка, чтобы продолжить рассказ. Через короткое время выберите другого ребенка, чтобы продолжить рассказывать историю, и так далее, пока класс не расскажет всю историю.

  • Ребенок просит следующего ребенка продолжать рассказывать историю.
  • Составьте рассказ с классом и поочередно расскажите ему об этом.
  • Каждый ребенок берет объект, и он должен включать это в историю.
Что вам нужно: ручка и бумага.

Либо сидите дети за столами с ручкой и бумагой, либо класс сидит в подковой. Это легко: посчитайте, по крайней мере, пять молча, а затем скажите. Сделайте это как минимум четыре раза. Это сложнее: скажите, по крайней мере, пять других звуков речи, прежде чем говорить. Повторите это как минимум четыре раза. Например: Скажите: кит-угорь-дельфин-пингвин-тюлень курица утка гусиная кукушка индейка чайка червь божья коровка пчела улитка осел овец лошадь корова собака белка.

В настоящее время уровень здоровья детей резко снижается, что обусловлено рядом факторов (экология, наследственность, вредные привычки, как детей, так и родителей, медицинское заключение). Подвижные игры могут быть и средством и формой укрепления здоровья и воспитанием стремления к укреплению здоровья.

Подвижные игры – одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения. Младший и средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. Подвижные игры включены в учебную, во внеучебную и оздоровительную деятельность школьников.

Что вам нужно: выбор различных музыкальных инструментов, например. колокола, шейкер, барабан, свисток и т.д. Дети сидят в подковы или за столиками. Покажите классу не менее трех инструментов. Попросите класс закрыть глаза и сыграть хотя бы два. Выберите ребенка и покажите вам, какие инструменты вы играли.

Чтобы сделать это сложнее: увеличьте количество инструментов, которые вы играете. Сделать это проще: дать каждому ребенку инструмент. Они помещают инструмент на пол или на стол, если они сидят за столиками. Они положили руки на ноги. Когда вы говорите «Иди!», Они должны забрать свой инструмент и сыграть его, пока не скажешь «Стоп!».

В образовательных учреждениях, детско-юношеских спортивных школах подвижные игры являются одним из средств общефизической подготовки, содействуют технической и тактической подготовке воспитанников. Много внимания уделяется подвижным играм в период зимнего и летнего отдыха учащихся, в практике работы специальных медицинских и культурно-просвятительных учреждений.

Выберите детей, чтобы сказать «Идите и остановитесь»! Что вам нужно: Бумага и карандаши или карандаши. Разделите класс на апельсины и лимоны. Дайте разные инструкции апельсинам и лимонам, чтобы они не делали то же самое. Приведенные примеры инструкций по использованию.

  • Апельсины, нарисуйте дерево рядом с домом!
  • Лимоны, нарисуйте кошку рядом с собакой!
  • Апельсины, нарисуйте два цветка!
Что вам нужно: конверт или сумка с названиями известных детских рифм в ней, например. Джек и Джилл, Мерцающая мерцающая маленькая звезда, Баа Баа Черная овца.

Подвижные игры могут быть способом развития внимания, поэтому целью данной работы является изучение влияния подвижных игр на развитие устойчивости и распределения произвольного внимания.

Объектом исследования является процесс организации подвижных игр.

Предметом – процесс формирования внимания средствами подвижных игр.

Возьмите название детской стишки из сумки. Скажите классу, что вы действительно умеете говорить детские стишки. Скажите им, что если они услышат какие-либо проблемы, они могут остановить вас, но они не будут, потому что вы удивительны в детских стихах!

Сделайте ошибки в детских стихах, как вы им рассказываете. Дети исправляют вас, например. Нет! Баа, баа черная овца! Спросите, можете ли вы попробовать еще раз, например? Ой, извини! Баа, черная овца, у тебя есть какая-нибудь шерсть? Например: баа баа розовые овцы, у тебя есть какие-то бананы, да, сэр, да, сэр, 500 мешков полны, один для слона, один для крокодила и один для бабушки, которая живет по переулку.

Анализ состояния вопроса в теории и на практике позволил сформулировать гипотезу: если включать в процесс воспитания подвижные игры, то уровень устойчивости и распределения внимания будет выше.

В основе данной проблемы лежат понятия: развитие личности, внимание, свойства внимания, игра, подвижная игра. Где:

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности в результате её социализации.

Вариации: Рассказывайте известные истории и делайте ошибки в своем рассказе. Что вам нужно: бумага или карточка, цветные карандаши, ручки или карандаши, декоративные материалы, например. блестки, блестки, перья и т.д. Скажите им, что они собираются сделать карточку. Они должны внимательно слушать и делать то, что вы им говорите. Сделайте паузу между инструкциями, чтобы они успели следовать вашему указанию.

Напишите маме в верхней части страницы. Напишите любовь и ваше имя внизу.

  • Прикрепите одну блестку на каждом лепестке.
  • Откройте карту.
  • Выберите кусок салфетки из коробки.
  • Разрежьте салфетку в большое сердце.
  • Прикрепите сердце на правой странице.
Предложение: Дайте каждому ребенку две карты, например. зеленую деталь и красную часть, или две грани, например. счастливое лицо и запутанное лицо. Скажите им, что, если они не уверены, что они должны делать, они могут задержать красную карточку, и вы придете и поможете им.


  • внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте. Объектом внимания может быть всё что угодно – предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

  • свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.
- игра – это относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

Подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия, выполняемые в рамках правил.

Что вам нужно: карандаши и бумага, прилагаемые тексты или разделы из книг для чтения класса, тексты учебных планов, известные истории и т.д. Они прислушиваются к тексту и кладут галочку на листе бумаги каждый раз, когда они слышат слово. Например, Он спрыгнул на траву и побежал через поле.

Убедитесь, что класс знает, что делает слово, например. поместите не менее четырех слов на доске, убедитесь, что по крайней мере два делают слова: автомобиль, есть, мыть, собаку, на. Спросите детей, какие слова делают слова - слова действия - дайте пример.

В парах дети решают, какие из них делают слова. Надеюсь, эти игры помогут, и вам понравится! Страшный случай для патологоанатома глаза - оценить глаза на случай случайной травмы, также известный как жестокое обращение с детьми или синдром «встряхиваемого ребенка». Характерными признаками не случайной травмы являются кровоизлияния внутри сетчатки в многочисленные слои сетчатки, геморрагические стекловидные отряды и кровотечение в зрительный нерв. Как медики, мы проводим скрининг на жестокое обращение с детьми в наших клиниках и пытаемся смягчить факторы, приводящие к насилию над детьми в семьях.

Практическая значимость работы заключается в подборе комплекта игр для развития устойчивости и распределения внимания, которые могут быть использованы как в учебной (учителями физической культуры), так и во внеучебной деятельности (организаторами досуговой деятельности, классными руководителями, воспитателями).
Подобранный комплект подвижных игр для развития свойств произвольного внимания, на практике может быть использован для решения и других поставленных задач. Так как, по существу, подвижные игры – это одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения.

К сожалению, есть одна растущая причина для жестокого обращения с детьми, которое игнорируется нашим обществом, ярость связана с видеоиграми. Мы собрали сборник новостей, иллюстрирующих проблему с геймерами и заботой о детях. Все родители могут относиться к расстройствам, связанным с плачущими или суетливыми младенцами. У большинства родителей есть перспектива быть спокойной и любящей, даже с самым требовательным ребенком. Однако, находясь под воздействием наркотиков или алкоголя, решение воспитателей может быть бедным и потенциально изменчивым из-за плохой перспективы.

Включать подобные игры в деятельность подростков особо важно. Так как уровень внимания современного подростка снижен (это относится ко всем свойствам внимания, в значительной мере) под влиянием различных факторов: частое и длительное просиживание за компьютером, воздействие вредных привычек на ЦНС (распитие спиртных напитков, курение употребление наркотиков и др.).

Точно так же, под воздействием одержимости видеоигр или откровенной зависимости, а также насильственные игры обычно игнорируются при расследовании случаев жестокого обращения с детьми. Увеличивается число исследований, подтверждающих, что игра в жестокие видеоигры приводит к сильным тенденциям и способствует антисоциальному поведению.

Геймеры проявляют ярость, связанную с жестокими играми и интерактивным многопользовательским взаимодействием, потому что эти игры являются симуляторами насилия. В то время как тело готовится к эпическим битвам, высвобождение этой потенциальной энергии выражается в основном за счет быстрых движений пальцев и словесных гневных вспышек, не имеющих истинного освобождения для растущих гормонов борьбы или полета. Во время настоящих битв эта потенциальная энергия полезна для выживания, но во время игр эта потенциальная энергия может проявляться как прямая, неконтролируемая ярость.

Подвижные игры способствуют формированию внимания. Но стоит отметить, что если руководствоваться только методикой, только одним способом, то процесс формирования устойчивости, распределения и других свойств внимания будет не полноценным. Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приёмов, а всей системой учебной и воспитательной работы образовательных учреждений, и в течение всей жизни.

Цель, похоже, состоит в том, чтобы разжечь других игроков, надеясь сбросить свою игру с баланса, тем самым делая их легче убивать. Вдали от поощрения командного духа и честной игры эти онлайн-игры с поддержкой гарнитуры часто озлобляют тех, кто их играет. Многие другие разумные молодые люди теряют контроль. Убитый или убитый образ мышления и бесконечные словесные нападения создают подавляющую интенсивность, которая может перетекать в реальную жизнь. Мягкий макс играл на футбольном поле, и хорошо учился в школе.

Первый инцидент произошел после того, как Макс играл три часа. Его мать безуспешно пыталась выгнать его из игры. Последняя солома пришла, когда после четырехчасового игрового выпивки он пробился сквозь стену и сломал палец. Вышеупомянутые заголовки иллюстрируют истории о ярости игр и жестоком обращении с детьми, которые сделали новости. Как насчет злоупотреблений, которые не привели к смерти? Как насчет всех промахов и реального насилия, о которых никто не слышит? Как насчет вторичного злоупотребления родным братом, свидетельствующим о ярости их братьев и сестер и брачного конфликта за ярость, проявляемую их детьми?

Внимание как динамическая характеристика, необходимая сторона психической деятельности.
В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чём-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью всё, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нём. В связи с этим хочется привести высказывание К.С. Станиславского: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом».

Ярость игры приводит к утрате возможностей для здорового семейного склеивания, отсутствия здоровой привязанности к детям, а в крайнем случае - к жестокому обращению с детьми, что приводит к не случайной травме. Вот одна история, в которой не было новостей о том, что доктор.

Четырнадцать лет назад моей дочери было всего несколько недель. Пока она кормила бутылкой, ей трудно было сосать бутылку. Она плакала так сильно, что едва могла дышать. Решение состоит в том, чтобы признать, что игровой ярость и игровая зависимость являются серьезными проблемами у некоторых людей. Как медики, мы должны думать о потенциальных проблемах, связанных с проблемными играми и игровой яростью в наших медицинских практиках, в наших семьях и в наших сообществах. Если вы знаете геймеров, которые склонны к наркотикам или имеют проблемы с регулированием их игр, обратитесь за помощью к ним.

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте. Объектом внимания может быть всё что угодно – предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов.

Со временем вы проводили гораздо больше времени, играя в видеоигры, узнавая о игре в видеоигры или планируя следующую возможность играть? Вам нужно тратить больше времени и денег на видеоигры, чтобы ощущать такое же возбуждение, как и другие действия в вашей жизни? Вы пытались играть в видеоигры в течение более коротких времен, но не увенчались успехом? Вы становитесь беспокойным или раздражительным, когда пытаетесь сократить или прекратить играть в видеоигры? Вы лгали семье или друзьям о том, сколько вы играете в видеоигры? Вы когда-нибудь украли видеоигру из магазина или друга или украли деньги, чтобы купить видеоигру? Вы иногда пропускаете домашние дела, чтобы играть в более видеоигры? Вы иногда пропускаете домашнее задание или работу, чтобы играть в более видеоигры? Вы когда-нибудь делали плохое школьное задание, тест или рабочее задание, потому что вы столько времени проводили в играх? Вам когда-нибудь нужны были друзья или семья, чтобы дать вам дополнительные деньги, потому что вы потратили слишком много своих денег на видеоигры, программное обеспечение или игровые интернет-платежи? Вы играли в видеоигры как способ избежать проблем или негативных чувств? . Если люди ответили «да» на шесть или более из этих вопросов, то у них, скорее всего, есть зависимость от игр.

Внимание – характеристика любого психического процесса:


  1. восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах;

  2. мышления, когда мы решаем какую-то задачу;

  3. памяти, когда мы что-то определённое вспоминаем или пытаемся запомнить;

  4. воображения, когда мы стараемся что-то отчётливо представить себе.
Таким образом, внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нём своё восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И, во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

У школьника, как бы талантливы или способны они не были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, если они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

Когда учащиеся внимательны, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создаёт предварительную готовность к предстоящей работе.

Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание .

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием какого-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко проникнуть в его сущность.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

По мнению В.А. Крутецкого, внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его. Приспособительные движения очень целесообразны – всё, что мешает быть внимательным, затормаживается, создаются условия для лучшего выполнения той деятельности, которой занят человек.

Общая характеристика произвольного внимания.


Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчёркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте.

Произвольное (преднамеренное) внимание – это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определённых волевых усилий.

Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие , которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Историю возникновения и развития произвольного внимания пытался проследить Л.С. Выготский. Он писал, что история внимания ребёнка есть история развития организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребёнка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребёнка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребёнка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребёнка те средства, с помощью которых он в последствии и сам овладевает своим вниманием.

Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребёнок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет своё собственное поведение и внимание.

С возрастом внимание ребёнка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идёт гораздо быстрее, чем развитие его в целом, тем более «натурального» внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно становится внутренне опосредствованным, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место в процессах внимания.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причём сначала – в отношении других людей, направляя собственным, обращённым к ним словом их внимание в нужную сторону, а затем и в отношении самого себя. Общая последовательность культурного развития внимания, по Л.С. Выготскому, заключается в следующем: «Сначала другие люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании, и сам начинает пользоваться, словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемые речью взрослого, являются для ребёнка, скорее, процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладением вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Поддержание устойчивого произвольного внимания у учащихся зависит от ряда условий.

1.Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Осознание учеником долга хорошо учиться вызывает у него преднамеренное внимание к учебной работе в тех случаях, когда что – то отвлекает его от учения. Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности.

2.Отчётливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности. Одно дело, если учитель ставит перед учеником самую общую и неопределённую задачу – следить за какими – либо действиями вызванного товарища. Совсем другое дело, если учитель ставит конкретную задачу – следить, как выполняет действия вызванный ученик, фиксировать его ошибки и готовиться исправить их. В этом случае школьник внимательно относится к действиям товарища, необходимость быть внимательным, вполне осознана.

3.Привычные условия работы . Если школьник готовиться к уроку в строго определённое время и на постоянном, привычном месте, если его рабочее место и учебные принадлежности содержаться в порядке, а сам процесс работы хорошо организован, то уже одно это создаёт установку на произвольное внимание.

4.Возникновение косвенных интересов . Сама деятельность, которую выполняет ученик, может и не вызывать у него непосредственного интереса, но у школьника существует устойчивый интерес к результату деятельности. На этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели. Например: ежедневные однообразные и утомительные упражнения в фигурном катании вызывают интерес у школьника, поскольку он осознаёт их роль в достижении заветной цели – стать перворазрядником по фигурному катанию.

5.Создание благоприятных условий для деятельности , т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Многие учащиеся вообще могут поддерживать произвольное внимание только в спокойной обстановке, при наличии помех, то, как показывают специально организованные опыты, он при этом гораздо быстрее утомляется, затрачивает гораздо больше сил и времени, значительно снижается качество (возрастает число ошибок, поправок) и количество (сделанных примеров и задач, написанных предложении) учебной работы учащегося.

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное (постпроизвольное) внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определённой деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Но затем после вхождения в деятельность возникает интерес к этой деятельности, в результате, длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устаёт, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряжённой интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Свойства внимания


Охарактеризовать внимание человека словами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика будет слишком неопределённой, так как существуют различные проявления, качества или, как говорят, свойства внимания. Поэтому и характеризовать внимание человека можно и нужно с разных сторон.

Прежде всего, внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряжённо, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удаётся отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания . Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания . Важно оценить внимание и с точки зрения его широты – насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объём и распределение . И, наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

Итак, различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объём, распределение и переключение. Разумеется, перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания – в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

В работе особый акцент сделан на такие свойства как устойчивость и распределение.

Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. С точки зрения физиологии это значит, что очаг оптимального возбуждения достаточно устойчив (или колеблется в пределах только тех участков коры, которые регулируют одну и ту же деятельность). Возникает вопрос: сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте? Всё зависит от двух обстоятельств: во-первых, от того, подвижен или нет, изменяется или нет сам объект, а во-вторых, от того, активную или пассивную роль играет при этом человек. На неподвижном, не изменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется примерно 5 секунд, после чего начинает отвлекаться.

Если человек активно действует с объектом, то устойчивое внимание может сохраняться 15-20 минут. Дальше могут следовать кратковременные отвлечения (на несколько секунд), дающие возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 и более минут. Чем младше школьник и чем труднее учебный материал, тем чаще должны быть кратковременные перерывы. Но злоупотреблять ими не следует, так как при частых и длительных перерывах всё труднее и труднее будет вновь втягиваться в работу.

Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой учебной деятельности, которая даёт положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции: у школьников возникает чувство удовлетворения, радости, появляется желание заниматься данной работой, и в последующей деятельности ещё до начала работы создаётся установка на устойчивое внимание. Эту закономерность необходимо учитывать при проведении урока.

Состояние противоположное устойчивому вниманию, - частое непроизвольное отклонение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты – называют неустойчивостью внимания . Школьники легко отвлекаются под влиянием внезапных, сильных, а также эмоционально воздействующих раздражителей. Неустойчивость внимания может возникнуть от непосильной, чрезмерно обширной, а также от неинтересной и никому не нужной работы, механической деятельности.

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Другими словами это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.

Распределять внимание необходимо, в жизни это требуется постоянно, а некоторые профессии требуют непременного распределения внимания. Умение распределять внимание совершенно необходимо учителю. Он должен постоянно держать в поле внимания весь класс и каждого ученика в отдельности, следить за их поведением и учебной деятельностью в классе и в то же время объяснять новый материал. Распределение внимания требуется и ученику во время учебной деятельности. Например, ученик должен слушать, что объясняет учитель, и следить за тем, что он показывает, или должен слушать и одновременно записывать.

Две работы могут успешно выполняться в одно и то же время только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии.

Физиологи распределение внимания объясняют тем, что привычная деятельность, не вызывающая особых затруднений, может управляться, участками коры, находящимися в известной степени торможения.

При действии, требующем большого и полного сосредоточения, другие действия обычно невозможны. Проводили такой опыт. Нетренированному человеку предлагали идти по гимнастическому бревну, сохраняя равновесие и устойчивость, и одновременно решать простую арифметическую задачу. Совместить эти два действия не удавалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а, сохраняя равновесие, он не мог решать задачу. Однако опытная гимнастка – мастер спорта – свободно выполнит такое задание.

Младшие школьники плохо распределяют внимание, они ещё не умеют этого делать, у них нет опыта, поэтому не следует заставлять ученика одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребёнка на другое. Но постепенно надо приучать школьника к распределению своего внимания, ставить его в такие условия, где это делать необходимо.

Физиологические основы внимания
Сущность внимания, заключается в направленности и сосредоточенности сознания на одних объектах при отвлечении от других. С физиологической стороны это значит, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Иначе говоря, физиологическая основа внимания – механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Это взаимодействие происходит на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил внимание, на каком – либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек не замечает ничего, кроме данного предмета. Так как-то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление, что возбуждённый очаг в коре полушарий как бы перемещается по ней, чем и обуславливается переключение внимания с одного предмета на другой.

И.П. Павлов прибегал к образному сравнению для того, чтобы объяснить это явление: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и в величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».

Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу возбуждения, а «тень» - участкам, находящимся в заторможенном состоянии.

В каждый момент в коре обычно существует несколько очагов возбуждения, причём один из них преобладающий. В нём создаются наиболее благоприятные условия для образования новых временных связей, с ним связано отчётливое восприятие, ясная работа мысли, продуктивное запоминание.

Итак, физиологическая основа внимания – наличие в коре области оптимального возбуждения одних и торможения других участков (по закону индукции нервных процессов). Этим создаются такие условия, при которых устраняется или ослабляется влияние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга.

Подвижная игра как средство и метод развития устойчивости и распределения внимания
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяется сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

Сюжет, правила, и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обуславливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры. Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие её методические особенности:


  1. образность,

  2. самостоятельность действий, ограничиваемая правилами,

  3. выполнение движений мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнования),

  4. непринуждённость, естественность движений,

  5. выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламентации затрачиваемых усилий,

  6. внезапная изменчивость ситуаций,

  7. творческая инициативность действий (при этом правильно ориентированных и согласованных),

  8. присвоение отдельным занимающимся (группе) определённых ролей, устанавливающих обязанности во взаимоотношениях с остальными игроками,

  9. избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач.
Понятие об игровой деятельности
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движения. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спорт. секции, а в некоторых случаях и значительно большие количества играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их.

Игры, подводящие к спортивной деятельности – это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов. Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приёмов и их сочетаний, создаёт предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Содержание подвижной игры составляют её сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает её действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создаётся специально исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придаёт отдельным приёмам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приёмы и условия учёта её результатов. При этом не исключаются проявления творческой активности и инициативы играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретённые в процессе специальной физической подготовки. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Основное место занимают коллективные игры. Многообразие и широкое применение коллективных подвижных игр требует их классификации.

В практическом плане нас интересуют игры, которые классифицируются следующим образом.


  1. Характер организации коллектива: коллективные, без разделения или с разделением на группы.
2. Формы борьбы за достижение победы: с водящими, с вступлением или без вступления участников в соприкосновение с противником.

3. Условия преодоления препятствий, трудностей овладения приёмами техники и тактики: единоборство против водящих, единоборство за свою команду или борьба за свою команду при взаимоподдержке и взаимопомощи.

4. Типичные действия с применением тех или других двигательных навыков и умений: действия, требующие применения двигательных навыков в связи с задачами на ориентирование, наблюдательность, слух, внимание, а также связанные с выполнением подражательных, творческих ритмических движений.
Развитие и воспитание внимания школьников.
Учителю необходимо учитывать возрастные особенности внимания школьников, особенно младших. Им, например, бывает трудно долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, и они отвлекаются от работы. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребёнка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание и на эмоциональные моменты в обучении. Распределять внимание, особенно в I – II классах, ребёнку трудно. Если он увлёкся учебной работой, то одновременно контролировать своё поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, выполняет какие-либо действия без команды учителя, принимает неправильные и некрасивые позы.

В результате двигательной активности во время игр у ребёнка формируются новые знания, умения, формы поведения и виды деятельности. Поэтому главная задача – стимулировать во время игр двигательную активность учащихся. Деятельность, направленная на стимулирование активности учащихся и управление ею при помощи различных средств физического воспитания, и в частности подвижных игр, способствует совершенствованию обучения.

Как же можно активизировать двигательную активность детей и управлять ею во время проведения подвижных игр?

Во-первых, во время объяснения сюжета игры или двигательной задачи необходимо формировать у детей мотивы, побуждающие их обязательно выполнить задание. Для этого ребята должны иметь определённый опыт, в структуру которого входят знания, уже сложившиеся двигательные навыки, специфические для данной игры, умение анализировать и оценивать как свои действия, так и действия команды.

Во-вторых, необходимо ориентировать детей на учебные цели двигательной деятельности, т.е. дети должны знать, с какими конкретно двигательными умениями они познакомятся и какими овладеют, что новое они почерпнут из игры. Для этого надо стимулировать не только двигательную активность вообще, но и целенаправленно сосредоточить внимание на тех физических качествах, которые конкретно будут развиваться при помощи данной игры.

В третьих, двигательную деятельность учащихся необходимо оценивать по конкретному конечному результату.


Как же организовывать внимание учащихся на уроке и на этой основе постепенно развивать произвольное внимание, формировать внимательность как черту личности?

  1. Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а всей системой учебной и воспитательной работы школы. Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий. Воспитание произвольного (волевого) внимания по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У ученика необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы ученик всегда, в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Никогда не работать невнимательно. Только в этом случае будет воспитана привычка, быть внимательным. Надо целеустремлённо воспитывать у школьника умение самому заставлять себя быть внимательным, делать внимание послушным. Ученик должен поверить в свои силы, поверить, что он может это сделать.
Кстати, не следует абсолютизировать в принципе правильное требование, чтобы работа ученика происходила в благоприятной обстановке, без помех и отвлекающих раздражителей. В таких условиях может выработаться изнеженное, избалованное внимание, и ученик (а потом и взрослый человек) не сможет работать при разного рода помехах. Поэтому иногда полезно закалять, тренировать внимание ученика, приучать его работать в любых условиях, не всегда вполне благоприятных, приучать не отвлекаться на посторонние раздражители, а не просто устранять их.

  1. Воспитанию привычки быть внимательным способствует чёткая организация игры. Рабочий ритм игровой деятельности, динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная, выразительная речь педагога, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся установку быть внимательными. Особенно важно найти оптимальный темп ведения занятия с детьми, не поспешно-торопливый, но и не нарочито замедленный. Так как торопливость в работе учащихся приводит к их невнимательности и ошибкам, а замедленный, вялый темп работы способствует отвлечению внимания. Надо помнить, что однообразная, монотонная работа быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение внимания. Дети утомляются от однообразных видов игровой деятельности. Поэтому занятия необходимо строить на использовании разнообразных видов игр. Разумеется, слишком частая смена игр не способствует формированию устойчивого внимания, учащийся не успевает освоить правила одной игры, как ему приходится переключаться на освоение других.

  2. Необходимо создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Наблюдения показывают, что прямые словесно выраженные требования педагога к школьникам быть внимательными, не отвлекаться часто не приводят к цели. Если же педагог активизирует двигательную деятельность учащихся, добивается, чтобы ученики были захвачены игрой, а не пребывали в состоянии пассивности, если они активно осмысливают игровые задания, производят с ним определённые действия – решают конкретные задачи, то в этом случае не возникает необходимости специально заботиться о внимании учеников. Особенно важно, чтобы и при выполнении каких-либо упражнений, контролируемых педагогом, отдельными учениками, активно работал весь класс, ведь многим просто надоедает смотреть на действия товарищей (особенно слабых). «Кто покажет правильно?»; «Какие ошибки?»; «Заметили ли вы ошибки?»; «Почему не получилось?» - таким образом, педагог включает в активную деятельность весь класс.
Игра должна быть посильной для учеников, не чрезмерно трудной и сложной, но и не очень простой и лёгкой. Если игра чересчур трудна, то ученик быстро утомляется, теряет интерес к ней, начинает отвлекаться. Если игра очень легка, она также перестаёт интересовать ученика, внимание его рассеивается.

  1. Как уже упоминалось, непроизвольное внимание учащихся связано с непосредственным интересом к содержанию игры. Одна из задач учителя – сделать занятие интересным для учащихся. Но это не значит, что оно всегда должен быть занимательным. Во-первых, потому, что на этой основе у школьников может выработаться опять-таки избалованное внимание – привычка обращать внимание только на то, что интересно. Во-вторых, не каждая игра может представлять непосредственный интерес для школьников. Что-то есть интересное, что-то менее интересно, а кое-что и вообще не может вызвать непосредственного интереса, хотя чрезвычайно важно и нужно. Ученик должен привыкать быть внимательным в любом случае. Великий русский педагог К. Д. Ушинский по этому поводу писал: «Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает – делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

  2. Важно упражнять произвольное внимание школьников, воспитывая их наблюдательность. Учить школьников наблюдать на уроке, дома, на природе, ориентироваться на улице.

  3. Большое значение имеет мнение класса. Коллектив должен быть организован так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждал тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает работать другим.

  4. Наконец, педагогу следует знать индивидуальные особенности внимания каждого ученика. Только тогда можно ставить определённые задачи по воспитанию внимания и устранению определённых недочётов у каждого ребёнка. Надо знать причины, породившие недостатки внимания и постараться устранить их.

Важное значение в организации урока физической культуры имеет способность детей концентрировать внимание на каком-то определённом действии, распределять его при выполнении определённого движения (упражнения) и одновременной подготовке к перемене действия, быстро переключать внимание с одного действия (движения, упражнения) на другое.

Слабо развитое внимание особенно заметно у пятиклассников. Постоянная работа с одним учителем в начальных классах вырабатывает у детей жёсткий стереотип внимания. Тому причиной неизменные жесты, интонации, движения и требования одного и того же учителя в течение 3-4 лет обучения. Поэтому при переходе в 5 класс детям сложно приспосабливаться к разным учителям, различным их требованиям.

На первом этапе развития внимания используются упражнения-игры «Запрещённое движение» и «Делай то, что видишь, а не то, что слышишь».

На втором этапе развития внимания – комплекс общеразвивающих упражнений без предметов. Каждое упражнение имеет несколько вариантов. Смену вариантов проводим по сигналу.
Упражнения для развития внимания
1. Потягивание

И.п. – ноги врозь, руки на пояс

1 – руки к плечам

2 – потянуться, встать на носки

3 – руки к плечам, опуститься

4 – и.п.


Второй вариант. 1 – тоже, 2 – тоже с поворотом плеч влево (вправо)
2. Сгибание и разгибание рук в замке

И.п. – ноги врозь, руки в замке перед грудью

1 – руки вперёд

2 – и.п.


3 – руки вверх

4 – и.п.


Второй вариант. 1 – руки вперёд, 2 – руки вверх, 3 – руки вперёд, 4 – и.п. и т.д.

Обучение в школе – сильнейший стимул развитии внимания.

Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от ребёнка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. Учебная деятельность требует от ребёнка определённых волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать, и он заставляет себя выполнять требуемое. На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания. Умение управлять своим вниманием нарастает с каждым годом.
Литература


  1. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х томах – Т.3.- Л., 1981.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.

  3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.

  4. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 7-8 классов. – М.,1985.

  5. Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы. – М., 1980.

  6. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М.. Внимание школьника. М., 1987.

  7. Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник для студентов педагогических вузов – М.: Издательский центр Академия, 2000.

  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр Академия, 2000.

  9. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.

  10. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. – М.: Просвещение, 1990.

  11. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних специальных учебных заведений физической культуры – М.: Физическая культура и спорт, 1984.

  12. Страхов В.И. Психология внимания. Саратов: Издательство СГПИ, 1992.

  13. Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа, 1997.

Урок физической культуры

в пятом классе по разделу «Легкая атлетика»

Тема: Обучение бегу на короткие дистанции

(путешествие к планетам Солнечной системы).
Задачи: 1. Обучение учащихся бега на короткие дистанции


  1. Развитие устойчивости произвольного внимания, умения ориентироваться в пространстве.

  2. Воспитание волевых качеств, ловкости, быстроты реакции, умение работать в команде.

Место проведения: спортзал

Время 40 мин

Подготовительная часть: (10мин)


Построение. Сообщение задач урока.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие к планетам Солнечной системы. А знаете ли вы, какие планеты ближе всего расположены к Земле?
Дети называют планеты.
Учитель: Итак, ребята, ближе всего к Земле находится Венера и Марс. Венера находится ближе к Солнцу, значит, на ней очень жарко, а Марс – дальше, чем Земля, удален от Солнца, следовательно, там может быть очень холодно. Мы с вами убедимся в этом, побывав на этих планетах.

Чтобы полететь к ним, надо пройти специальную подготовку. Начнем ее с планетария.


Дети идут в обход по залу колонной по одному.
Учитель: Когда я скажу: «Земля!», то вы поднимаетесь на носки, руки вверх и делается глубокий вдох, затем руки вниз – выдох. Если я скажу: «Венера!», то вы выполняете подскоки, а если «Марс!», то вы похлопываете себя по плечам, показывая, что вам холодно.
Мы собрались на планеты

Чтобы все на свете знать

И нам нужно ненадолго

Космонавтами всем стать!


Подается команда, дети выполняют то упражнение, которое соответствует игре.

Ученики подходят к шведской стенке.


Учитель: Ребята, теперь нужно залезть в ракету, пройти по коридору, спуститься в рубку управления.
Дети залезают по очереди на стенку, перемещаясь горизонтально с одной секции стенки на другую, спускаются вниз и становятся в нарисованном на полу кружке.
Учитель: Мы садимся по ракетам

Нажимаю кнопку «Пуск»

Вот пройдет еще мгновенье

И мы в космос полетим.

Учитель: Ребята с нашей ракетой что-то случилось, необходимо проверить машинное отделение. По проходу очень узкому и низкому надо идти на четвереньках.
Дети идут друг за другом на четвереньках до половины зала.
Учитель: Мы починим сейчас ракету

Чтобы в космос полететь

Только нужно нам скорее

Всю проводку осмотреть.

Мы подошли к машинному отделению, но чтобы в него войти, надо осторожно перешагивать через провода.
Дети идут по залу колонной по одному, затем переходят на шаг с высоким подниманием бедра, перешагивая веревочку, затем наклоняются под веревочкой.
Учитель: Мы ракету починили

И командуем: «Вперед!»

Возвращаемся на место

Чтоб скорей начать полет


После этих слов дети бегут к ракете на противоположную часть зала.
Игра «Быстро по местам»

По сигналу «Убежали» все дети разбегаются в разные стороны. По команде «Быстро по местам» все дети должны сесть на скамейку на свои места. Проигрывает тот, кто последним сел на скамейку или не на свое место.


Основная часть (25 мин)

Учитель: А сейчас мы совершим путешествие по различным планетам.
Игра «Космонавты»

Учитель: Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам

На какую захотим

На такую полетим

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!


После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места в ракетах. Опоздавшие без места идут к учителю в центр. Затем все опять становятся в круг и снова начинают играть.
Перестроение в одну шеренгу. Ходьба по залу колонной по одному с выполнением упражнений на восстановление дыхания.
Подведение итогов урока.

Приложение.


1. «Попади в мяч».

Играющие делятся на две команды и становятся шеренги, лицом друг к другу.

Расстояние между шеренгами 8-10 м.

Посредине на табурете лежит волейбольный мяч. По сигналу игроки одной команды по очереди выполняют броски, стараясь сбить мяч. Если кому-либо удается попасть в мяч, команде засчитывается очко. После того как одна команда закончит броски, бросают игроки другой команды.

Выигрывает команда, набравшая больше очков.
2. «Не давай мяч водящему».

Играющие образуют круг. В кругу водящий. Игроки перебрасывают мяч в различных направлениях. Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удается, то водящим становится игрок, у которого в последний раз был мяч, а бывший водящий занимает его место.

Вариант: мяч бросать определенным способом.
3. «Выставка картин».

Из играющих выделяются четверо: директор выставки и трое посетителей. Остальные произвольно расходятся по залу, объединяются в группы по два, по три, по четыре человека, задумывают изображение какой-либо картины (Три богатыря, «Тройка», «Ворона и Лиса», «Репка» и др.) Спустя одну-две минуты отдается распоряжение «Готовьте выставку!» Играющие располагаются вдоль стен и занимают соответствующие места для изображения картин. По сигналу директора начинается осмотр картин. Через 30-40 с. подается второй сигнал, и все произносят: «Выставка закрыта».

Изображение картин прекращается, а посетители после краткого обсуждения называют две-три картины, которые им понравились больше других.

Лучшие картины демонстрируются еще раз, их смотрят все играющие. После этого игра повторяется, но директором и посетителями выставки назначаются другие.


4. «Что изменилось».

Играющие сидят на скамейках. Водящий с закрытыми глазами стоит в 5-6 м. спиной к ним и медленно считает до 5-8-10.

В это время дети пересаживаются, меняются местами, принимают различные позы. Водящий, закончив считать, поворачивается к играющим и старается запомнить расположение игроков или позы. Затем поворачивается спиной к играющим, они опять что-то изменяют. Повернувшись еще раз, водящий пытается определить происшедшие изменения. Если он замечает изменения, то садится на скамейку и назначается новый водящий.

5. «Передача мячей».

Играющие делятся на две группы. Каждая группа строится в одну шеренгу. Шеренги располагаются друг против друга на расстоянии 6-10 м.

У первых игроков в каждой шеренге по мячу.

По сигналу мяч передается из рук в руки по шеренге. Последний в шеренге, получив мяч, ударяет им об пол и передает его обратно. Первые игроки, получив мячи, поднимают их вверх.

Выигрывает команда, которая первой закончила передачу.

Варианты: 1)команды строятся полукругом,

2)первые игроки, получив мяч, передают учителю,

3)играющие могут сидеть на скамейках.
6. «Музыкальные змейки».

Играющие делятся на три команды и выстраиваются в колонны по одному. Каждая колонна (змейка) имеет свою мелодию (марш, вальс, полька).

Мелодия перед игрой повторяется два-три раза. Затем по сигналу учителя исполняется одна из мелодий. Змейка, к которой относится эта мелодия, идет под музыку в разных направлениях, делая различные движения, в котором ее застала последняя музыкальная фраза. То же происходит с другой и с третьей змейками. Игра может повторяться. По сигналу змейки быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда, построившаяся первой.
В

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх и продолжают: «Вот поставим мышеловку, переловим всех мы вас!»

Мыши вбегают в круг, выбегают из него.

По сигналу «Хлопок» мышеловка захлопывается, (дети опускают руки вниз), а мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, они становятся в круг и берутся за руки.

Игра продолжается до тех пор, пока останется 2-3 мыши.

После этого группы меняются ролями.
8. «Боевые петухи».

На полу чертят круг диаметром 2-3 м.

Играющие делятся на две команды. В каждой выбирают капитана. Они отправляют по одному игроку - «петуху» в круг. По сигналу начинается поединок. «Петухи», прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга или же заставить противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды.

Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед.

Предлагаемые игры на внимание и наблюдательность предназначены для учащихся I-III и IV-V классов. Их можно использовать как в уроке, так и во внеклассной работе - на подвижных переменах, в группах продленного дня и т. д. Игры незатейливы по содержанию и просты по организации, в них могут участвовать как мальчики, так и девочки. Игры в основном низкой интенсивности, поэтому их лучше давать в заключительной части урока, когда надо снять эмоциональную нагрузку, успокоить ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 5 КЛАССОВ

Предлагаемые игры на внимание и наблюдательность предназначены для учащихся I-III и IV-VI классов. Их можно использовать как в уроке, так и во внеклассной работе - на подвижных переменах, в группах продленного дня и т. д. Игры незатейливы по содержанию и просты по организации, в них могут участвовать как мальчики, так и девочки. Игры в основном низкой интенсивности, поэтому их лучше давать в заключительной части урока, в конце подвижной перемены, т, е. когда надо снять эмоциональную нагрузку, успокоить ребят.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ОВОЩИ - ФРУКТЫ"

Играющие строятся в шеренгу по одному. Ведущий называет различные овощи и фрукты. Если названное слово относится к овощам, то игроки должны быстро присесть, а если к фруктам - поднять руки вверх. Ученики перепутавшие овощи с фруктами, каждый раз делают шаг вперед. Побеждают те, кто сделал меньше ошибок.
Варианты:

1.Ребята делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3-4 м. На одном из флангов стоит ведущий. При названии фруктов поднимают руки игроки шеренги, стоящей справа от ведущего, а при названий овощей - игроки.
стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.
2. Ученики движутся в колонне по одному. Ведущий называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, все идут в приседе, руки на коленях; если к фруктам - на носках, руки за голову. Ошибившиеся становятся в конец колонны.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ " ЗАПРЕЩЕННОЕ ЧИСЛО"

Играющие образуют круг, а ведущий встает в центре круга. Он подходит к любому игроку и, указав на него, говорит: «Один». Игрок, стоящий справа, говорит: «Два». И т. д. Игроки, которым выпадет число 3, число, делящееся на 3 или содержащее цифру 3, не называя этих чисел, должны выполнить какое-либо движение (присед, руки за голову, руки вперед и др.). Игрок, назвавший запрещенное число или опоздавший выполнить соответствующее движение, получает штрафное очко. Побеждают ребята, получившие меньше штрафных очков.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "СПРАВА И СЛЕВА"

Играющие встают в круг, спиной к центру. Ведущий движется вдоль внешней стороны круга и, остановившись около одного из игроков, говорит: «Руки!» Игрок, к которому он обратился, стоит спокойно, зато сосед справа поднимает правую руку, а сосед слева - левую. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры. К концу игры остаются лишь самые внимательные.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ВСЕ НАОБОРОТ"

Ученики строятся в шеренгу по одному, лицом к ведущему. Ведущий выполняет различные общеразвивающие упражнения: движения руками, наклоны, повороты и т. п. Играющие повторяют за ним упражнения, но в противоположном направлении. Например, ведущий принимает упор присев, а ученики поднимаются на носки, руки вверх; ведущий делает наклон туловища влево, а ученики - вправо. Допустившие ошибки каждый раз делают шаг вперед. Побеждает тот, кто сделал меньше ошибок.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ПРАВИЛЬНО-НЕПРАВИЛЬНО"

Играющие строятся в шеренгу и рассчитываются на первый-второй, образуя две команды. Ведущий подает ряд команд, одни из которых правильные, а другие неправильные. Выполнять надо лишь правильные команды. Например, ведущий говорит: «Направо равняйсь!» (слово «направо» не нужно), «По порядку номеров рассчитайсь!»
(слово «номеров» лишнее), «С левой ноги шагом марш!» (надо «Шагом марш»), «На месте стой!» (нужно только «На месте» или только «Стой»). За выполнение неправильных команд игроки получают штрафные очки. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ТРИ--ТРИНАДЦАТЬ-ТРИДЦАТЬ"

Ученики движутся в колонне по одному. Ведущий находится в середине площадки (зала) и быстро называет то одно, то другое число, а играющие каждый раз выполняют заранее обусловленные движения. Например, на число «три» ставят руки на пояс, «тринадцать» - руки вперед, «тридцать» - руки за голову. Сам же ведущий принимает положение, не соответствующее данному числу, тем самым пытаясь заставить играющих ошибиться. Игроки, допустившие ошибку, становятся в конец колонны. Побеждают самые внимательные.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ЗЕМЛЯ-ВОДА-ВОЗДУХ"

Игроки образуют круг, ведущий с мячом становится в центре. Он бросает любому из игроков мяч, называя одно из слов: «земля», «вода» или «воздух». Игрок, поймав мяч, должен быстро назвать животное, рыбу или птицу, обитающих в указанной среде. После этого он возвращает мяч ведущему, а тот бросает мяч следующему ученику, снова называя одно из указанных слов. Ответы игроков не должны повторяться. В конце игры отмечаются ученики, допустившие меньше ошибок.

Играющие образуют круг и становятся вплотную друг к другу, руки за спину. У одного игрока в руках маленький мячик или кубик. В центре круга находится водящий. По знаку руководителя играющие начинают передавать друг другу предмет, стремясь делать это незаметно для водящего. Задача водящего - внимательно наблюдая за действиями игроков, отгадать, у кого мячик. Тот, на кого он укажет, вытягивает руки вперед. Если водящий угадал, то этот игрок и водящий меняются ролями.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "КТО НАЧИНАЕТ!"

Играющие образуют круг и выбирают водящего, который на время покидает зал. Из числа играющих назначается второй водящий. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения, повторяемые всеми участниками. Пока ученики проделывают движения вслед за вторым водящим, возвращается первый водящий. Его задача - внимательно наблюдая за всеми, определить того, кто начинает движения, т. е. второго водящего. После того как ему это удалось, назначаются новые водящие.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ТОНКИЙ СЛУХ"

Играющие движутся в колонне по одному и слушают сигналы, подаваемые ведущим. У ведущего два свистка разной тональности. По сигналу каждого свистка ученики выполняют различные движения. Например, по сигналу первого свистка делают шаг в сторону и останавливаются, по сигналу второго свистка продолжают движение. Тот; кто путает сигналы, становится в конец колонны. Побеждают ребята, допустившие меньше ошибок.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "НЕ УСПЕЛ - НЕ СЕЛ"

Все учащиеся, кроме одного (водящего), садятся продольно на гимнастические скамейки, установленные в один ряд, и рассчитываются на первый-второй, образуя две команды. Водящий сидит перед ними на стуле и показывает разные движения (хлопки в ладоши, наклоны вперед, сгибание и разгибание ног и т. п.), которые повторяют вслед за ним сидящие на скамейках. Перед началом игры оговариваются «запрещенные» движения для каждой команды. Например, для первой команды запрещенным является движение «руки вверх», а для второй - «руки вперед». Игроки внимательно следят за действиями водящего. Как только он покажет одно из запрещенных движений, игроки соответствующей команды быстро встают, бегут вдоль скамеек, причем вместе с ними.бежит водящий, обегают их, возвращаются и садятся на свободные места. Тот, кто остался без места, становится водящим. Игра повторяется 3-5 раз. По окончании отмечаются игроки, которые ни разу не остались без места.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ТЕЛЕФОН"

Играющие строятся в две параллельные шеренги на расстоянии 4-5 м друг от друга. По сигналу ведущего они начинают шепотом расчет по порядку, каждый раз прибавляя к передаваемому номеру число «3». Например, «первый», «четвертый», «седьмой», «десятый» и т. д. до конца шеренги. Последний в шеренге произносит свой номер вслух, и расчет по нарастающей сумме продолжается в обратную сторону. Каждый раз, сообщив номер очередному игроку, четные номера делают поворот кругом (в обратном направлении - нечетные). Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.