Передача детей в замещающие семьи. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству. Сопровождение замещающих семей

Приоритетность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной Конвенцией о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года, в тексте которой сказано: "ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания". Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса РФ. Однако реализовать данное требование закона достаточно сложно, поскольку усыновление, принятие под опеку и другие формы семейного устройства детей-сирот предполагают волеизъявление граждан, желающих принять на воспитание чужого ребёнка. К сожалению, нравственные нормы, определяющие обязанность всех родственников заботиться об осиротевших детях, утратили свою силу с размыванием, ослаблением родственных связей. Таким образом, даже ближайшие родственники нередко отказываются принять в свою семью оставшихся без родительского попечения племянников, внуков и т.д. Нельзя, конечно, не принимать во внимание тот факт, что материальное положение многих российских семей таково, что исключает возможность принятия на воспитание ребёнка, тем более что предусмотренные законом выплаты не покрывают реальных затрат на его содержание.

Организация выявления и учёта детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, а также информирование, привлечение, подготовка потенциальных усыновителей, опекунов и попечителей, с другой стороны, - это два важнейших направления работы органов опеки и попечительства по решению проблемы устройства в семью детей, по каким-либо причинам, оставшимся без родительского попечения. Кроме того, после устройства детей в семью специалистам нередко приходится оказывать помощь для более легкой адаптации ребёнка к новому окружению.

Сегодня много говорят о детском сиротстве в целом и о том, как можно справиться с этой проблемой на государственном уровне. Каждый, наверное, понимает, что именно семья является самым эффективным способом решения проблемы ребёнка - сироты. Если нет возможности сохранить для ребёнка кровную семью, необходима система замещающих семей. В них дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все культурные ценности, семейные традиции. Став взрослыми, сумеют создать собственные семьи по образу и подобию той, в которой они воспитывались.

Замещающая семья - это форма семейного устройства детей вне кровной семьи. Специалисты называют замещающей любую семью, которая взяла на воспитание ребёнка из сиротского учреждения, вне зависимости от формы устройства: усыновление, опека, приемная или патронатная семья.

При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс РФ предусматривает общий перечень требований. В замещающую семью могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, с учётом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10 лет необходимо их письменное согласие. Кандидаты на создание замещающей семьи должны быть совершеннолетними дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса РФ. Думается, что эти требования следует рассматривать как общие для любой формы устройства ребёнка.

В соответствии с п. 1 ст. 124 Семейного кодекса усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общие требования к оформлению усыновления описаны в главе 19 Семейного кодекса.

Законодатель разделяет усыновление российскими гражданами и гражданами других государств. Усыновление российскими гражданами осуществляется в соответствии с российским законодательством.

Организационную функцию при решении различных вопросов (прежде всего правовых), возникающих при осуществлении процедуры усыновления, выполняют органы опеки и попечительства либо уполномоченные на то учреждения.

Усыновление призвано закрепить сложившиеся между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к отношениям между родителями и родными детьми, а в правовом отношении усыновленный ребёнок полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. Биологические родители, соответственно, с момента усыновления утрачивают свои родительские права и обязанности полностью, а усыновители приобретают всю полноту родительских обязанностей и прав, предусмотренных российским законодательством. Ребёнок же приобретает любящую семью, впитывает в себя семейные традиции и культурные ценности, что в будущем служит почвой для создания собственной семьи. Но на усыновление решаются немногие. Это большая моральная ответственность и серьёзные материальные обязательства. Ежегодно только 1-2 ребёнка приобретают такую семью.

В России государство всесторонне поддерживает замещающие семьи. Одна из граней поддержки, безусловно, является материальная. Согласно Федеральному закону РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ приёмным родителям, организовавшим приемную семью на договорных основаниях выплачиваются следующие виды пособий(2014г.):

· единовременное пособие при передаче детей в приёмную семью (13 087 руб. 61 коп);

· пособие на содержание детей - 40% от заработной платы усыновителя в отчётном периоде;

· денежные компенсации затрат на приёмного ребёнка, произведенных в отчётном периоде;

· зарплата приёмного родителя (ее размер зависит от региона проживания приемной семьи).

Таким образом, замещающая семья в отношении приёмного ребёнка выполняет многообразные функции (развивающую, обучающую, воспитывающую, социализирующую, реабилитирующую) и призвана решать задачи восполнения недостатка его эмоциональной, сенсорной, социальной информации, ликвидации его отставания в развитии от сверстников и нуждается в активной поддержке и стимулировании государства.

Каждый ребенок хочет расти в окружении любящих его людей. Но, к сожалению, реальность такова, что дети иногда остаются без родительской ласки. Чтобы помочь несовершеннолетним вырасти достойными гражданами своей страны, государство всячески способствует передаче оставшихся без попечительства малышей в семьи, которые выявили желание взять на воспитание ребенка.

Существует несколько форм устройства детей к лицам, которые вызвались заменить им родителей. Семьи, взявшие себе малыша, в обиходе называются замещающими. Этот термин не закреплен в законодательстве, но его использование достаточно распространено.

Замещающая семья – понятие, объединяющее различные формы устройства детей к некровным родителям или воспитателям. Основными видами передачи несовершеннолетних, лишенных заботы, являются усыновление, опека (попечительство), помещение ребенка в приемные семьи. Изредка сюда относят детские дома семейного типа и патронаж.

Хотя понятие законодательно и не закреплено, при муниципалитетах действуют отделы, которые в большинстве случаев так и называются – Службы сопровождения замещающих семей. Их деятельность направлена на оказание социальной, образовательной, правовой и информационно-методологической помощи гражданам, воспитывающим несовершеннолетних, взятых из детских домов и приютов.

Государство способствует устройству маленьких граждан в замещающие семьи, так как пребывание ребенка в узком кругу имеет множество преимуществ перед жизнью отпрыска в детдоме. Достоинства домашнего воспитания:


Таким образом, воспитание детей в замещающих семьях создает все условия, чтобы человек вырос полноценной личностью и не был в будущем отторгнут обществом.

Формы устройства детей и их особенности

Для каждой из форм помещения несовершеннолетних в семьи закреплены в нормативных актах свои особенности. Виды устройства ребенка отличаются законодательным регулированием, порядком установления отношений между родителями и малышами, правовыми последствиями назначения взрослых воспитателями, статусом сторон, наличием или отсутствием денежного поощрения.

Усыновление

Данная форма устройства ребенка наиболее приемлемая в глазах государства и общества. Связано это с тем, что взрослые, желающие усыновить чадо, полностью заменяют ему родителей.

Особенности этой формы устройства.


Основная проблема данной формы устройства детей – длительный период оформления документов из-за необходимости прохождения судебной процедуры. Кроме того, к будущим родителям выдвигаются достаточно жесткие требования, а также в будущем отсутствует государственная поддержка.

Опека (попечительство)

Этот вид помещения чада в семью является также одним из приоритетных. Его суть заключается в устройстве маленького гражданина на проживание к родственнику или специально обученному человеку, выразившему желание взять на воспитание ребенка.

Важно! Малолетним лицам до 14 лет назначают опекуна, детям постарше – попечителя.

Специфика данной формы заключаются в следующем.


По сути, помещение чада в семью опекуна предполагает не только предоставление крова ребенку. Роль подопечного часто больше, чем просто воспитанника, хорошие люди готовы подарить ему и родительскую заботу, и ласку.

Эта форма устройства является подвидом опеки. Правовое регулирование осуществляется одним и тем же актом – Законом № 48. Особенности:

  1. Законным основанием для помещения малыша в приемную семью является соответствующий акт органа опеки и попечительства.
  2. Субъект властных полномочий заключает со взрослыми, желающими воспитывать чадо, соглашение. В нем детально прописываются сведения о несовершеннолетнем, правовой статус граждан, замещающих родителей, основания прекращения договора, срок его действия. Порядок составления документа утвержден Постановлением Правительства РФ № 423.
  3. Гражданам за заботу о ребенке выплачивается вознаграждение, кроме того, предоставляются меры социальной поддержки (лекарства, например).
  4. Приемный родитель даже при отсутствии у него официальной работы, считается трудоустроенным. Время действия договора ему засчитывается в страховой стаж. Пожилые люди при этом являются работающими пенсионерами.


Эта форма устройства ребенка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсами приемной семьи являются возможность получения денег и стажа за воспитание отпрысков. Основные минусы – жесткий контроль органов опеки и необходимость постоянно отчитываться о своей деятельности.

Детский дом семейного типа (ДДСТ)

ДДСТ создается в форме учреждения органами исполнительной власти по заявлению граждан, желающих воспитывать несколько детей – как минимум 5. Предполагается профессиональный уход за несовершеннолетними, поэтому кандидаты должны обладать медицинским или педагогическим образованием. Особенности:

  1. Особая организационно-правовая форма. Порядок создания детского дома утвержден Постановлением Правительства РФ № 195.
  2. Заключение о возможности открыть ДДСТ принимает орган опеки.
  3. Между заявителями и органом опеки заключается договор, в котором прописывается период пребывания детей в учреждении (обычно до 18 лет).
  4. Малыш сохраняет все льготы, гарантии, право на алименты.
  5. Взрослые, выявившие желание организовать ДДСТ, наделяются статусом воспитателей. Они получают оплату за свой труд, время присмотра за детьми им засчитывается в страховой стаж.
  6. Воспитатели предоставляет органу опеки отчетность, информируют о расходах.
  7. Финансирование осуществляется учредителем (органом исполнительной власти). Также деньги могут поступать из внебюджетных фондов, благотворительных взносов, личных сбережений взрослых.

Важно! ДДСТ является альтернативой обычному интернату или приюту, но из-за ограничений по количеству детей (до 12), малыши в нем чувствуют себя намного комфортнее.

Патронат

Патронат – наиболее гибкий вид устройства малыша. Его суть заключается в содержании ребенка в семье специалиста уполномоченной службы. Воспитатель заботится о несовершеннолетнем на основании договора, получает за это зарплату и стаж. Данная форма замещения зачастую применяется как переходная к опекунству или усыновлению.

Кто может стать замещающими родителями?

Законодательство устанавливает некоторые ограничения для кандидатов на роль родителя или воспитателя. Так, органы опеки не допускают до несовершеннолетних граждан лиц, которые:


Разные формы устройства детей могут предполагать дополнительные ограничения для замещающих родителей. Так, при усыновлении возраст между взрослыми ребенком должен быть минимум 16 лет, а также одно и то же чадо нельзя взять людям из разных семей. Организаторы ДДТС не могут быть родственниками с детьми. Преимущество отдается совершеннолетним гражданам, которые пребывают в браке, имеют стабильный доход и обладают опытом воспитания малышей.

Каких детей можно взять в семью?

В первую очередь требуют помещения на воспитание в семьи, конечно, сироты. Это маленькие граждане, родные родители или усыновители которых умерли, пропали или изначально не были известны. Кроме того, право на семью имеют малолетние, мама и папа которых:


При выявлении таких детей органы власти отправляют их в интернаты, приюты, лечебно-профилактические учреждения. Последующее устройство этих отпрысков в семьи – приоритетная задача органов опеки.

Можно ли взять несколько малышей?

Взять несколько детей на воспитание, безусловно, можно, но не более, чем указано в нормативно-правых актах. Для разных форм устройства законодатель предусмотрел ограничения на количество несовершеннолетних в семье.

Больше всего воспитанников может быть в ДДТС. Супруги вправе взять на обеспечение до 10 детей, но так, чтобы общее количество кровных и неродных малышей не превышало 12 (п. 2 Правил организации ДДТС № 195).

В приемную семью можно брать также несколько детей, но так, чтобы число воспитанников вместе с родными детками не превышало 8 (п. 3 Правил № 423). Что касается количества подопечных, то законодатель считает приоритетной ситуацию, когда опеку устанавливают над 1 ребенком. Правда, чтобы не разъединять братьев и сестер, допускается принятие
на воспитание нескольких несовершеннолетних (п. 6 ст. 10 Закона № 48).

Количество детей, которые может усыновить гражданин, не установлено. Тем не менее, органы власти и суд вряд ли разрешат взять в одну семью много детей. Как и в случае с опекой, братьев и сестер стараются устроить вместе.

Алгоритм действий для граждан, желающим взять на воспитание несовершеннолетнего

Путь замещающего родителя достаточно сложен и тернист. Необходимо пройти длительную процедуру, которая состоит из нескольких этапов.

  1. Посещение органов опеки с заявлением о своем желании взять малыша. Взрослому будет предложено пройти специальную подготовку, также ему выдадут список документов, необходимый для оформления той или иной формы устройства несовершеннолетнего лица.
  2. Нужно пройти обучение и получить по его результатам свидетельство.
  3. Сбор и подача документации. Органы опеки должны ознакомиться с кандидатом в замещающие родители, поэтому пакет деловых бумаг достаточно обширный.
  4. После ознакомления специалиста с поданными документами, он выносит заключение о возможности заявителя взять чадо в семью.
  5. Происходит подбор ребенка и знакомство с ним.
  6. Оформляются документы на усыновление, опекунство или иную форму устройства несовершеннолетнего лица. При необходимости заключается договор (если создается приемная семья или ДДСТ).



В случае усыновления процесс будет более длительным, так как замещающим родителям придется пройти судебное рассмотрение вопроса, также при положительном исходе дела нужно обратиться в ЗАГС для регистрации факта принятия ребенка.

Обучение кандидатов в родители

Наличие свидетельства о прохождении специального обучения – обязательное условие органа опеки для того, чтобы получить заявителю возможность взять малыша на воспитание. Порядок поступления на курсы определен в Приказе Министерства образования № 235. Подготовка взрослых направлена на достижение следующих задач:

  1. Выявление у замещающих родителей воспитательных компетенций.
  2. Формирование навыков обращения с детьми и умения защитить несовершеннолетних от опасностей окружающей среды.
  3. Ознакомление взрослых с их правами и обязанностями по отношению к младшему поколению.
  4. Помощь в определении готовности взять малыша из приюта в семью, выбор предпочтительной формы устройства несовершеннолетнего.
  5. Осознание кандидатами реальных трудностей и рисков, связанных с ролью воспитателя сироты или ребенка, лишенного родительской заботы.
  6. Ознакомление с формами помощи и поддержки многодетных семей.

Подготовку кандидатов в родители проводят организации, которым органы опеки делегировали полномочия по обучению взрослых основам воспитания. К чтению материала привлекаются профессионалы в обращении с детьми и необходимые специалисты (медики, педагоги, психологи).



Органы опеки самостоятельно разрабатывают программу обучения и график занятий. Выбирается время, максимально подходящее для посещения трудоустроенными гражданами. Общий период подготовки составляет от недели до полугода.

Чтобы записаться на обучение, кандидаты должны подать в органы опеки заявление и паспорт. Там им выписывают направление на прохождение подготовки. Курсы проходят бесплатно. По их завершении каждому выдается свидетельство об окончании обучения.

Граждане должны серьезно подойти к посещению занятий, так как пропуск более трети лекций является основанием для выдачи документа, в котором будет указано, что подготовка пройдена не в полном объеме. После обучения необходимо приступить к сбору документации.

Необходимые документы

Приблизительный перечень деловых бумах для органов опеки будет выглядеть так:


Список документов является приблизительным, так как для каждой формы устройства он может несколько отличаться. Так, для открытия ДДСТ потребуются дипломы о наличии образования. Часто нужно предоставить характеристику с работы.

Медицинское освидетельствование

Согласно Приказу Минздрава № 290н от 2014 года будущим замещающим родителям необходимо пройти медкомиссию, включающую:

  • осмотр терапевта;
  • сдачу анализа на сифилис;
  • исследование на наличие гепатитов B и C;
  • сдачу анализа на наличие антител к ВИЧ;
  • флюорографию;
  • осмотр инфекциониста, фтизиатра, нарколога и психиатра.


Обследование проводится в любом учреждении, имеющем лицензию на медицинскую деятельность. Если будущий замещающий родитель сдавал перечисленные анализы и проходил указанных врачей в последние 3 месяца, терапевт в индивидуальном порядке определяет, каких специалистов следует посетить повторно. Задачей обследования является подтверждение отсутствия таких заболеваний:

  • туберкулеза у лиц 1 и 2 групп диспансерного наблюдения;
  • инфекционной болезни;
  • наличия злокачественных образований;
  • психических расстройств;
  • наркомании, алкоголизма, токсикомании;
  • любой травмы или болезни, приведших к 1 группе инвалидности.

Эти заболевания препятствуют передаче чада в семью. Окончательный вердикт о наличии или отсутствии указанных отклонений в нормальной работе организма выносит врачебная комиссия после изучения всех анализов и результатов прохождения специалистов. Решение оформляется в виде заключения.

Обследование жилищных условий

На протяжении нескольких дней с даты подачи необходимых документов в орган опеки, произойдет обследование бытовых условий кандидата в замещающие родители. Специалист осматривает жилище гражданина, проводит беседу с заявителем с целью определить его личные качества и мотивы принятия малыша в семью. Кроме того, оценивается способность будущего родителя к воспитательной работе, а также взаимоотношения между домочадцами замещающей родни и перспективы помещения к ним отпрыска.

При обследовании объекта недвижимости представитель органа опеки должен выявить соблюдение элементарных требований для воспитания чада. Закон не содержит каких-либо рекомендаций к проведению оценки условий жизни, но родителю следует быть готовым, что специалист потребует, чтобы показали место, где ребенок сможет спать, делать уроки, проводить досуг. В идеале малышу должна быть предоставлена комната с минимальным набором предметов обихода.

Также специалист оценивает жилище с точки зрения достаточности квадратных метров на человека. Нуждающейся в расширении квартиры семье вряд ли дадут чадо. Региональное законодательство устанавливает разные нормы площади на 1 лицо. Например, в Москве это 10 метров, поэтому, если недвижимость крохотная, родителям могут отказать в просьбе стать усыновителями, опекунами или воспитателями.

Результатом осмотра является акт обследования. Его составляют в трехдневный срок после посещения жилища. Один экземпляр направляется заявителю.

Предоставляется ли жилье при передаче на воспитание нескольких детей?


Нет, дополнительное жилье не предоставляется. Исключение – создание ДДСТ, когда учредители в лице органов власти позволяют большой семье жить в специально построенном с этой целью помещении. При закрытии ДДСТ недвижимость следует вернуть.

Тем не менее, замещающие родители могут пользоваться льготами для многодетных. Так, при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся, квартиры выделяются им в первую очередь. Кроме того, предоставляется при определенных условиях материнский капитал и бесплатный земельный участок.

Заключение о возможности передачи несовершеннолетнего заявителю

На протяжении 10 дней с даты подачи документов и после оформления акта обследования жилища, орган опеки принимает решение о том, может ли заявитель стать замещающим родителем. Заключение направляется кандидату в трехдневный срок.

Если гражданин пожелает оформить договор с органом опеки об исполнении обязанностей по уходу за малышом на платной основе, заключается необходимое соглашение. Заключение действует 2 года. После того, как оно будет получено, кандидатам в родители следует стать на специальный учет и начать подбирать ребенка.

Как выбрать малыша и где можно с ним познакомиться?

Органы опеки после занесения гражданина в базу лиц, желающих стать замещающими родителями, разъясняют порядок подбора детей и знакомства с ними. Если в регионе проживания заявителя нет приюта или понравившегося ребенка просто не нашлось, информацию о несовершеннолетних, лишенных внимания взрослых, можно найти на федеральных сайтах или в специальных региональных банках.

Выбрав чадо, следует обратиться в органы опеки, чтобы получить направление на посещение детского учреждения. По итогам знакомства с ребенком, принимается решение о принятии его в замещающую семью или о поиске другого воспитанника.

После того, как взрослые определились с выбором, специалист органа опеки проводит беседу с маленьким человеком. Его мнение обязательно учитывается при устройстве в новую семью.

Мнение ребенка старше 10 лет является основополагающим для специалистов. Несогласие на проживание с родителями служит причиной отказа органов опеки в направлении отпрыска в замещающую семью.

Можно ли взять чадо в семью для адаптации?


Да. Согласно Постановлению Правительства РФ № 432 ребенок может быть направлен в семью на период, не превышающий 3 месяцев. Заключение о временной передаче малыша предварительно необходимо получить в органах опеки. Далее в учреждение, где пребывает малыш, следует подать такие документы:

  • заявление;
  • копию паспорта;
  • заключение, выданное органами опеки, о возможности временного устройства несовершеннолетнего в семью;
  • письменное согласие остальных домочадцев.

Администрация учреждения для детей регистрирует заявление, и на протяжении 7 дней выносит решение о возможности направления чада в семью, при этом учитывается мнение отпрыска. Если будущим родителям позволят взять на время ребенка, им разъясняются правила поведения с ним, права и обязанности как воспитателей. Малышей запрещено вывозить за пределы страны, оставлять на попечение третьим лицам. Кроме того, взрослые отвечают за здоровье чада и за обеспечение его всем необходимым. Вернуть ребенка в учреждение следует до истечения положенного срока.

Следовательно, всеми видами процедур по оформлению ребенка (детей) в замещающую семью занимаются представители органов опеки и попечительства. Будущим родителям придется пройти целый ряд процедур, подготавливающих их к новому статусу. Но государство создало целый отдел в ОПП, специалисты которого всячески помогают справиться замещающим семьям с любыми видами проблем, связанных с их новой ролью.

, Школьная психологическая служба , Социальная педагогика

Ежегодно в России увеличивается количество замещающих семей. Воспитание приёмного ребенка, пережившего негативный социальный опыт в своей семье, является педагогически значимым трудом. Авторы многочисленных исследований подтверждают эффективность семейных моделей жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и отмечают позитивную динамику развития детей воспитывающихся в замещающих семьях. Они указывают на высокий темп развития детей в первые месяцы жизни в новой семье: улучшение речи, расширение кругозора. На фоне формирования чувств уверенности и развития межличностных отношений уже к подростковому и юношескому возрасту уровень развития приёмных детей не отличается от развития детей, растущих в родных семьях.

Однако не обходится без проблем. Особенности родительских позиций в замещающих семьях, как показывает опыт, приводит к различным трудностям при общении и воспитании ребёнка. Не зная путей их преодоления, многие родители применяют негативные формы воздействия на ребёнка: повышенный контроль, подозрительность, не готовность принять его таким, каков он есть. Также можно выделить проблему недоверия к себе в качестве родителя, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем.

Необходимым условием для успешной адаптации приёмного ребёнка в новой семье, его социализации в новых условиях, является способность создания новых стратегий функционирования замещающей семьи, как целостной системы. Программа обучения замещающих родителей является инструментом, повышающим родительские компетенции, направлена на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей.

В программе использованы технологии интегративного подхода, ИКТ, современные ТСО. Авторы собрали качественный наглядный материал, способствующий наиболее эффективному процессу усвоения знаний слушателями. Активно используются разминки, упражнения, направленные на отработку определённых социальных навыков, навыков коммуникации и взаимодействия. Программа ориентирована на специалистов, осуществляющих сопровождение замещающих семей, и на замещающих семей, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.


Цель программы - повышение уровня компетенций замещающих родителей в воспитании и развитии приёмного ребёнка.

Задачи:

  1. Расширение знаний и представлений об особенностях развития детей–сирот и детей, оставшегося без попечения родителей, повышение общепедагогических, правовых, психологических компетенций родителей;
  2. Выработка навыков и стратегий эффективного взаимодействия с приёмным ребёнком, специалистами;
  3. Профилактика вторичных отказов от приёмных детей, проявлений различных форм насилия в замещающих семьях, небезопасного поведения ребёнка в социуме.

Структура и форма работы:

  1. Курс рассчитан на четыре занятия с периодичностью не реже 1 раз в месяц. Продолжительность занятия - 5 часов (общее количество – 20 часов).
  2. Количество участников в группе не более 12-14 человек.
  3. Основная форма занятия – тренинг. Форма работы варьируется в зависимости от содержания занятия, образовательных задач.
  4. Формирование групп происходит на добровольной основе или по запросу муниципальных органов управления образованием.
  5. На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

Этапы и содержание программы

Диагностический этап:

  1. Знакомство, создание мотивации, сплочение группы.
  2. Первичное анкетирования с целью выявление уровня компетентности по вопросам развития и воспитания приемных детей.

Информационно-практический этап:

  1. Расширение знаний и представлений о приёмном ребёнке. Понимание и принятие психолого-педагогических и физиологических особенностей приёмного ребёнка.
  2. Особенности выбора методов и приёмов работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  3. Правовые аспекты воспитания и проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающих семьях.
  4. Выработка эффективных способов взаимодействия с ребёнком, как профилактика и предотвращения насилия, конфликтов. Поиск конструктивных решений в проблемных ситуациях.
  5. Выработка осознанного понимания родительской ответственности за воспитание и развития ребёнка, способов саморегуляции эмоциональных состояний родителя. Актуализация личных ресурсов замещающих родителей.
  6. Оказание помощи родителям в эффективном взаимодействии со специалистами.
  7. Наблюдение эмоциональных, вербальных и собственно поведенческих реакций в период прохождения программы.

Итоговый этап:

  1. Анкетирование с целью выявления:
    - усвоения программного материала;
    - сформированности умения применения полученных знаний на практике;
    - удовлетворенности занятиями.
  2. Фиксирование полученных данных на основе наблюдения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (представлено таблицей )
по программе обучения замещающих родителей «Успешное родительство»

Замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:

  1. Закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды, особенности развития детей-сирот.
  2. Методы и способы эффективного взаимодействия с приемным ребенком.
  3. Особенности формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста.
  4. Способы построения эффективного взаимодействия со специалистами.

Замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:

  1. Использовать полученные знания в воспитании приемного ребенка.
  2. Видеть возможности формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию приемного ребенка.
  3. Выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка.
  4. Предотвращать ситуации нарушений прав ребенка, риски жестокого обращения.
  5. Оценивать воспитательный ресурс своей семьи.
  6. Быть готовым к сотрудничеству со специалистами и другими замещающими семьями.

Литература:

  1. Байярд Роберт Т., Байярд Джин Ваш беспокойный подросток. Онлайн Библиотека http://www.koob.ru .
  2. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 7.
  3. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
  4. Гольдфельд С.П. Проект 0Подготовка мультипликаторов в рамках программы по формированию здорового образа жизни и профилактики ВИЧ/СПИД среди подростков и молодежи в 15 регионах России». – Москва, 2003.
  5. Гордон Т. Тренинг Эффективного Родителя (Parent Effective Training ‑ Pet) Онлайн Библиотека http://www.koob.ru .
  6. Дюррант Дж.Е. «Позитивная дисциплина», «Спасём детей» Швеция, перевод РПО «Спасём детей» Норвегия, 2008г.
  7. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
  8. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  9. Конституция РФ
  10. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  11. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005.
  12. Мэтьюз ДЖ. и команда авторов «Прайд – программа для приёмных родителей и усыновителей», Американская лига защиты детства, Вашингтон, округ Колумбия
  13. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.
  14. Петрановская Л. В. В класс пришел приемный ребенок. Студио- Диалог 2009.
  15. Середа Е. И. Тренинги решения семейных проблем: Практическое ру­ководство. - СПб.: Речь, 2008.
  16. Свод законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
  17. Семейный кодекс РФ.
  18. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ, от 03.06.2009 N 118-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ)
  19. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
  20. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.- Петербург.унта,2005.
  21. Шитова Е.В. «Практические семинары и тренинги для педагогов». Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Выпуск 1. Изд. «Учитель»; г. Волгоград, 2009г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА

© 2015 М. Н. Швецова

канд. психол. наук, профессор кафедры психологии образования e-mail: [email protected]

Московский педагогический государственный университет

В статье проведен анализ психологических детерминант успешного замещающего родительства. Выделены группы успешных и неуспешных родителей приемных детей, даны психологические характеристики этих групп. В качестве детерминант успешного замещающего родительства названы восприятие родительства как пути самореализации, гибкость и позитивность во взгляде на детей.

Ключевые слова: замещающее родительство, успешное и неуспешное замещающее родительство, детерминанты успешного замещающего родительства.

Кризис, испытываемый современным обществом, проявляется в том числе и в увеличении числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной часто становятся различные, в том числе и социальные, изменения, негативно отражающиеся на положении семей: это и снижение уровня жизни вследствие потери работы родителями, и неспособность последних адаптироваться к новым условиями, и как результат - алкоголизация семьи, неспособность родителей воспитывать детей.

В то же время известно, что семья, родители играют в развитии человека значительную роль, что подтверждено многочисленными исследованиями [Прихожан, Толстых 2009; Лисина 2009 и др.]. Отсутствие семьи и родителей (сиротство) отрицательно влияет на развитие ребенка, препятствует формированию уверенности в безопасности окружающего мира, автономности, инициативности, идентичности. Значимость этой проблемы подчеркивается в Национальной стратегии действия в интересах детей на

2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, где говорится, что «в последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России». Таким образом, создание замещающих семей сегодня признано одним из приоритетов государственной политики в области защиты детства.

Однако простое перемещение ребенка в семью не может решить все его проблемы, и случаи отказа от детей по-прежнему не столь редки. Поэтому исследование психологических детерминант, позволяющих отнести замещающих родителей к успешным или неуспешным видится нам актуальным как для последующего теоретического осмысления проблемы, так и для практики психологопедагогического сопровождения замещающих семей, совершенствования подготовки потенциальных замещающих родителей.

Родительство в нашей работе понимается как совокупность материнства и отцовства, надындивидуальное целое, динамическая подсистема внутри семьи. В этом смысле наше понимание родительства перекликается с представлениями Р.В. Овчаровой, писавшей, что «родительство - это комплексное образование», которое «...является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значимой

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

социально-психологической функцией человека» [Овчарова 2003]. Успешное родительство, таким образом, можно трактовать как функционально состоятельное, позволяющее родителям справиться с возникающими проблемами без повышения уровня внутрисемейного стресса. В данной статье нам хотелось бы обсудить причины, способствующие становлению успешного замещающего родительства.

Согласно нашим наблюдениям, замещающее родительство может быть потенциально успешным, если причины, побудившие взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах и нравственных ориентациях семьи, когда в семье для приемного ребенка создается возможность выражать свое мнение при принятии решений, касающихся его жизни; когда его готовы признать самостоятельной личностью, способной осмыслять свои поступки; способной к совершению множества жизненных выборов.

Пытаясь описать различия между успешными и неуспешными замещающими родителями, О.Г. Япарова в своем исследовании подчеркивала, что успешные приемные родители отличаются от неуспешных личностными характеристиками, способствующими становлению эффективной взаимосвязи и взаимоотношений в приемной семье как малой группе. Среди наиболее значимых она называла такие характеристики, как открытость, гибкость установок, терпимость, откровенность, потребность в принадлежности к группе, самоконтроль, спокойное отношение к неудачам, наличие предшествующего опыта воспитания родных детей, лидерские качества и отношение к родительству как механизму самореализации[Япарова 2009].

При этом успешной может считаться не беспроблемная адаптация (которая трудна в силу особенностей детей, проживающих вне семьи), а такая, при которой взаимодействие между членами семьи приведет к сближению ценностных ориентаций, мотивов, социальных установок и целей. Подобное с наибольшей вероятностью можно представить в рамках зрелого родительства, когда у семьи уже есть опыт преодоления конфликтов, обусловленных ростом детей и их взрослением. Возможно, этот опыт поможет толерантно относиться к проблемам ребенка с другими, отличными от собственных ценностными приоритетами и постепенно, ненасильственным путем, через каждодневное общение, находить точки соприкосновения.

Очевидно, что часть детей, прежде всего тех, кто никогда не был в семье, с большим трудом может адаптироваться в приемной семье. Следовательно, может возникнуть ситуация, при которой неуспешными родителями могут оказаться те, кто в силу случайных обстоятельств получил более «тяжелых» детей, а значит, есть необходимость сравнения детей успешных и неуспешных родителей для исключения подобной возможности. Однако в нашей статье мы остановимся лишь на описании характеристик родителей, не затрагивая подробно особенностей приемных детей.

Любая оценка замещающих родителей предполагает, что одни из них лучше справляются со своими новыми обязанностями, другие - не столь хорошо, то есть кто-то действует более успешно. Замещающее родительство - это не простой путь, выбранный взрослыми людьми, который может принести им значительный личностный опыт, как позитивный, так и негативный, может стать путем совершенствования или разочарования.

Согласно статистическим данным, большинство отказов от детей происходит в первые три - пять лет пребывания в семье [Семья 2012], однако успешность процесса взаимной адаптации можно оценить уже после двух лет. По этой причине в категорию успешных замещающих родителей нами были отнесены те, кто после двух лет пребывания ребенка в семье рассматривали возникающие трудности как временные, считали ребенка частью своей семьи, ее полноправным членом, а ребенок стремился остаться в семье. В категорию неуспешных родителей вошли те, кто высказывал

пессимизм относительно дальнейшего пребывания ребенка в семье, считал возникшие проблемы труднопреодолимыми. То есть группы были сформированы нами в соответствии с явными признаками в поведении и высказываниях о ребенке замещающих родителей. Группа «неуспешных» фактически демонстрировала процесс обдумывания возможного возврата ребенка как способа решения проблем. А группа «успешных» демонстрировала готовность справляться с проблемами, большей частью без вмешательства со стороны. Такая резкая граница была нам необходима для получения наиболее достоверных данных относительно взаимосвязи оценок себя и семьи со способностью быть успешным или неуспешным замещающим родителем. Всего в исследовании приняли участие родители из 87 замещающих семей, 71 из которых были отнесены к успешным и 16 к неуспешным.

Для проведения исследования нами были использованы методы опроса, методика незаконченных предложений, «Наиб-тест», а также шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина («Диагностика психических состояний и свойств личности»). Проводимое исследование можно в некоторой степени назвать пилотажным, так как мы пытались выявить переменные, позволяющие нам далее предсказывать потенциальную успешность родительской пары.

По результатам опроса оказалось, что 28% успешных приемных родителей говорят об отсутствии трудностей, а более 70% о том, что возникающие проблемы между ними и их приемными детьми решаемы и не требуют вмешательства со стороны, в то время как неуспешные приемные родители склонны считать трудности труднопреодолимыми, говорят о невозможности решить их в рамках семьи. Более половины проблем у неуспешных родителей связаны с поведением приемных детей, причем именно приемным детям приписывались причины неразрешимости конфликтных ситуаций, склонности усугублять и без того сложную жизненную ситуацию.

Особенно показательными оказались высказывания неуспешных родителей относительно проблем, с которыми они сталкиваются при воспитании детей. С одной стороны, замещающие родители говорят о реальных трудностях: ложь, воровство, побеги из дома, невозможность оставить ребенка без присмотра, то, что он требует постоянного внимания. Эти трудности в целом типичны для детей, оставшихся без попечения родителей. О них также упоминают исследователи [Япарова 2009; Петрановская 2009]. Это реальные трудности (воровство, ложь, сексуальная озабоченность, нельзя оставить без присмотра, побеги из дома), типичные для детей, оказавшихся без опеки родителей. С другой стороны, это претензии к детям, которые сводятся к таким высказываниям: не хочет учиться, не любит трудиться, не ладит с другими детьми (в том числе братьями и сестрами), у него плохая генетика и т.д.

Ответы, полученные с помощью «Методики незаконченных предложений», группировались, оценивалась частота появления того или иного кластера у родителей разных групп. Значимые различия обнаружены в группах успешных и неуспешных приемных родителей при продолжении предложения «По сравнению с другими семьями...» на уровне р = 0,001 (критерий Манна-Уитни). Только половина неуспешных приемных родителей считают свою семью дружной, счастливой, с достатком, тогда как более 80% успешных приемных родителей довольны своими семьями, что, на наш взгляд, свидетельствует о внутригрупповой приверженности как проявлении позитивной групповой идентификации у успешных приемных родителей и ее отсутствии у неуспешных.

Также значимые различия между неуспешными и успешными приемными родителями обнаружены в распределении ответов на утверждение «Если ребенок провинился, то родитель...» (р = 0,001, критерий Манна-Уитни). Приемные родители,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

отнесенные нами к категории неуспешных, высказывались в пользу наказания ребенка, в то время как подавляющая часть успешных приемных родителей считают, что сначала необходимо выяснять причины, разобраться, поговорить и только после, при необходимости, наказывать.

Важнейшим аспектом воспитания детей в семье являются поощрение и наказание. Большинство неуспешных приемных родителей настаивают на том, что наказание должно вызывать у ребенка обиду и разочарование или чувство вины. Опрос детей подтвердил тот факт, что неуспешные приемные родители предпочитали наказывать ребенка за каждую ошибку, тогда как успешные приемные родители гибко использовали систему наказания и поощрения, предпочитая поощрение. Успешные родители используют и поощрение, и наказание для управления конфликтной ситуацией, корригируя таким образом деструктивное поведение ребенка и поддерживая конструктивное. Оказалось, что методы наказания и поощрения в приемных семьях обусловлены методами наказания и поощрения в семьях, где воспитывались приемные родители.

Значимые различия между ответами успешных и неуспешных приемных родителей обнаружились при продолжении утверждения «Я переживаю когда...» (р = 0,008, критерий Манна-Уитни). Основная причина переживаний неуспешных приемных родителей заключается в невыполнении требований и нарушении правил поведения детьми, в то время как успешные родители способны более гибко подходить к анализу поведения ребенка и оценке того, насколько его поведение соответствует или не соответствует правилу.

Анализ «Теста незаконченных предложений», в котором оценивалось отношение приемных родителей к себе как родителям и к семье, показал, что для успешных родителей их родительство - способ самореализации, тогда как для неуспешных родителей их самореализация лежит вне функции родительства.

Эмоциональное состояние родителей мы оценивали по показателям «Наий-теста». Наиболее ярко проявились различия между группами успешных и неуспешных родителей по показателю агрессивности. Согласно нашим данным, неуспешные родители более агрессивны.

Обнаружены достоверные различия в группах успешных и неуспешных приемных родителей по показателю калечность «Crip» (p = 0,97 критерий Стьюдента), свидетельствующие о более серьезном отношении успешных замещающих родителей к здоровью приемных детей

Данные шкалы самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина («Диагностика психических состояний и свойств личности») свидетельствуют о том, что наиболее тревожными (реактивная тревожность) в момент обследования оказались неуспешные приемные родители.

Описывая портрет успешного замещающего родителя можно сказать, что это человек в возрасте 40-50 лет, высоко оценивающий свою семью, проявляющий высокий уровень внутригрупповой приверженности, относящийся к возникающим проблемам как потенциально решаемым, с низким уровнем агрессивности, внимательно относящийся к здоровью близких (в том числе детей), склонный обсуждать проблемы, прежде чем принимать решения, соответственно,

предпочитающий стимулировать положительное поведение ребенка через поощрение хорошего поведения, использующий наказание только в крайних случаях. Успешный замещающий родитель видит в родительстве путь самореализации, считает воспитание детей самой важной функцией взрослого, имеющего детей.

Портрет неуспешного замещающего родителя - это портрет человека, считающего некоторые трудности непреодолимыми, с более высоким по сравнению с

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Швецова М. Н. Психологические детерминанты успешного замещающего родительства

первой группой уровнем агрессии, твердо придерживающегося мнения, что ребенка надо наказывать и наказание только тогда эффективно, когда ребенок чувствует после него обиду или испытывает вину. Согласно взглядам неуспешных приемных родителей, поощрения менее эффективны в воспитании, чем наказания. Эта категория родителей очень нервничает, когда дети нарушают установленные родителями правила и не выполняют требования. Самореализация у этой категории родителей не включает воспитание детей, они видят ее в другой сфере жизни.

Подытоживая, можно сказать, что среди детерминант, обусловливающих потенциальную успешность замещающего родительства, в первую очередь стоит называть восприятие родительства как пути самореализации, саморазвития. Именно это помогает замещающим родителям справляться с трудностями, преодолевая проблемы в поведении детей. Кроме того, важной характеристикой оказывается определенный уровень гибкости в восприятии поведения ребенка (попытка понять, прежде чем наказывать) и позитивность во взгляде на детей (идея, что дети положительны по своей природе и стремятся к лучшему, значит, поощрение в воспитании более эффективно), в то время как неуспешные замещающие родители более склонны акцентировать внимание на негативе (плохой генетике, плохих биологических родителях и т.д.), как бы воспринимая ребенка как неисправимого, стремящегося к плохому.

В исследовании были выявлены различия по показателям агрессивности, реактивной тревожности, калечности в группах успешных и неуспешных приемных родителей, однако это, на наш взгляд, лишь следствие разности ценностных ориентаций относительно принятия в семью детей, разности восприятия природы ребенка. Выявленные факты, по нашему мнению, требуют своего дальнейшего осмысления и более глубокой исследовательской работы.

Библиографический список

Бешкарева Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи // Семья, брак и родительство в современной России. М.: Когито-Центр, 2014.

Зуев К.Б. Стабильность замещающей семьи: новый взгляд// Перспективы развития науки и образования // Сб. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2015. С. 87-89

ЛисинаМ.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009

Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

Петрановская Л.В. В класс пришел приемный ребенок. М.: Студио - Диалог,

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. №3. С. 5-12.

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», http://www.pravo.gov.ru

Эффективность работы органов опеки и попечительства в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации по итогам 2011 года / под науч. ред. Г.В. Семьи. М.:ООО «Вариант», 2012.

Япарова О. Г. Ценностные ориентации приемных родителей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. Вып. № 98. С. 325-328

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Приемная семья – не единственная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, но это наиболее популярная форма после усыновления. С психологической точки зрения разницы между усыновлением и приемной семьей нет, не считая разницы от восприятия самого статуса своего (усыновленного) и приемного ребенка, хотя чаще и эти границы стерты. Какие еще существуют виды устройства ребенка в семью, и на какую помощь может рассчитывать семья? Давайте разберемся.

Замещающие семьи – все некровные семьи. Самыми популярными являются 3 формы – усыновление, опека и приемная семья. Но это далеко не единственные виды замещающих семей.

В быту у непосвященных в тонкости вопроса людей нет четкой дифференциации форм семейного устройства, часто все семьи называют приемными. Того же подхода я и буду придерживаться в статье, так как на психологическую сторону вопроса это никак не влияет. Однако я все-таки считаю нужным осветить основные отличия форм семейного устройства.

Усыновление/удочерение

Взрослый носит статус родителя, ребенок – приемного (= родной) ребенка. Можно одновременно усыновить неограниченное количество детей (зависит от условий семьи и соответствия выдвигаемым требованиям). Права и льготы те же, что у родившей женщины и родного ребенка.

Приемная семья

Срок пребывания ребенка в семье оговаривается. Взрослые носят статус воспитателя. Получают зарплату и пособие.

Детский дом семейного типа

Взрослый находится в статусе родителя-воспитателя. Ребенок – воспитанник. Число детей – 5-10. Ребенок пребывает в доме до совершеннолетия.

Опекунская семья

Взрослые – опекуны (до 14 лет ребенка) и попечители (до 18 лет). Количество детей – неограничено. Пребывает в опекунской семье до совершеннолетия. Семья получает пособие.

Семейная воспитательная группа

Находится в рамках реабилитационного центра. Взрослые – воспитатели, дети – воспитанники. Воспитателям идет стаж и зарплата, пособие. Число детей – от 1 до 5. Срок пребывания – от нескольких дней до нескольких лет, то есть на период реабилитации семьи.

Патронатное воспитание

Взрослый – воспитатель, дети – воспитанники. Число детей – от 1 до 3. Находятся до совершеннолетия. Воспитатели получают зарплату, стаж и пособие на уход за воспитанниками.

Детские деревни SOS

Новаторский способ устройства детей, практикующийся в России с 1996 года. Деревня SOS – это поселение из 10-15 домов, где живет по 5-7 детей. На территории деревни имеется административная, обучающая, развлекательная часть.

Введено понятие SOS-папы, SOS-мамы и тети-няни. Подготовка граждан на эти роли ведется до 2 лет. Взрослые носят статус опекунов.

После 16 лет дети переходят в дом молодежи SOS для получения образования. До 18 лет дети живут в блок-квартирах, при желании их постепенно переводят на независимое проживание.

Фостерные семьи

В России такая форма не распространена. По сути фостерными за рубежом называют все приемные семьи. Основные страны, где практикуются фостерные семьи – Финляндия, Польша, Румыния, Болгария.

Почему я решила упомянуть про эту форму? Есть у нее одна особенность. Профессиональные родители (фостерные семьи) обязательно должны иметь педагогическое образование, не пройти школу родительства, а именно получить образование. Мне кажется, это можно взять на вооружение и нашей стране.

Сопровождение замещающих семей

Психологическое сопровождение бывает кризисным, активным и мониторинговым. В рамках него оказывается социально-правовая, медицинская, психологическая и педагогическая помощь замещающим семьям.

Но начинается психологическое сопровождение замещающих семей еще задолго до передачи ребенка. Речь идет о школах и клубах приемных родителей.

Клуб приемных родителей

Клуб приемных родителей – организации, обеспечивающие регулярные встречи замещающих родителей, в том числе приемных родителей. В настоящее время клубы приемных родителей распространены по всей России, даже в отдаленных и малочисленных городах можно найти такую организацию. Клуб решает следующие задачи:

  • взаимоподдержка родителей;
  • обмен личным опытом;
  • приобретение новых знаний и навыков;
  • помощь в выходе из кризиса.

В рамках клуба также организуются занятия для родителей и детей, проводятся семейные праздники.

В программу для родителей обязательно включены лекции и тренинги по повышению педагогического мастерства, предоставляется помощь специалистов (логопеды, психологи, социальные работники, юристы).

Школа приемных родителей

Школа приемных родителей – обязательный элемент подготовки к родительству. Ее посещение доступно всем, нужен лишь паспорт и заявление. Подготовку можно не проходить некоторым категориям населения:

  • отчим (мачеха) для приемного ребенка, то есть человек решает усыновить пасынка;
  • близкие родственники приемных детей;
  • для тех, кто уже был опекуном и не потерял это право.

Участников школы называют кандидатами в приемные родители. Программа школы не отличается по регионам. Она включает одинаковые разделы, всего их 13. Изучаются:

  • особенности потребностей, мотивов приемных детей и родителей, компетенций родителей;
  • психофизиология ребенка как такового;
  • особенности развития детей-сирот;
  • последствия от разрыва с родной семьей;
  • адаптация приемного ребенка;
  • проблемы в поведении приемного ребенка, их причины и родительские навыки управления;
  • обеспечение безопасности ребенку;
  • тонкости полового воспитания;
  • юридические нюансы;
  • сопровождение приемной семьи.

Глядя на это, я пришла к выводу: почему не сделать обязательными такие школы для всех родителей: приемных, кровных? По-моему, отличная идея. Не сдал экзамены – рожать не можешь, как и усыновить ребенка. Но пока это обязательно только для приемных семей.

За время посещения школы происходит не только обучение, но и оценка будущих родителей. Средняя продолжительность – 2-3 месяца. Вполне достаточно для того, чтобы близко познакомиться с кандидатами, их родственниками, образом жизни и условиями проживания. Оцениваются социальные, психологические и экономические характеристики семьи.

  • Диагностику кандидатов чаще всего проводит психолог и социальный педагог. Но также в определенных ситуациях может привлекаться юрист, врач, педагог или другой специалист. Они должны лично убедиться в пригодности будущих условий жизни ребенка. После передачи ребенка в семью органы опеки посещают приемных родителей.
  • Кандидаты в приемные родители проходят полную психологическую диагностику. Особое внимание уделяется изучению .

Копинг-стратегия – это стереотипное, наиболее предпочтительное для конкретного человека поведение в стрессовой ситуации, связанное с особенностями его , и психовозрастными особенностями; иногда не совсем контролируемое самим человеком.

С принятием ребенка в семью возникнет множество проблем и вопросов. Это неизбежные этапы. Ребенку и членам приемной семьи придется вместе пройти период адаптации, найти общий язык, понимание, научиться уважать друг друга и любить. В конце концов, стать единой полноценной семьей. Но такая цель не может быть достигнута с легкостью за один день, стрессовых ситуаций будет возникать много. И вот вопрос: готовы ли родители адекватно реагировать на них? Верно ли они оценивают свои силы? Могут ли контролировать себя?

В момент стресса копинг-стратегия оказывается доминирующей. Вот почему так важно понимать, как может повести себя приемный родитель в трудных жизненных ситуациях. Так, например, если выяснится, что стереотипным способом решения проблем для человека является физическая сила, но в то же время он утверждает, что понимает недопустимость этого с ребенком, необходимость самоконтроля, то велик риск именно такого привычного поведения (т. е. физического разрешения ).

Потому психологам следует обращать на это особое внимание: проводить дополнительные исследования кандидатов, проверки, беседы, в подготовительной работе делать акценты на каких-то особых, опасных и острых вопросах. Важно исследовать связь копинг-стратегии и личностных особенностей человека. Может оказаться, что какие-то черты характера действительно смогут сглаживать и нейтрализовывать привычное экстренное поведение, а может и наоборот: усиливать его проявление.

  1. Изучите актуальную по данному вопросу литературу.
  2. Обратитесь за информационной и психологической поддержкой в местные социальные учреждения или школу приемных родителей.
  3. Перед принятием ребенка в семью позаботьтесь о формировании у себя соответствующих знаний, умений и навыков. Изучите теорию, опыт других людей.
  4. Обсудите свое желание устройства приемного ребенка с другими членами семьи. Выясните, что они думают по этому вопросу. Как представляют такую жизнь. Готовы ли помогать.
  5. Проанализируйте все мнения родных. Оцените возможные трудности и грядущие изменения.
  6. Подготовьте своих детей (детей ваших родственников) к возможным трудностям. Расскажите о проблемах приемного ребенка, о его жизненных трудностях и о его возможном будущем поведении.
  7. При хорошей воспитательной подготовительной работе с родными детьми вы можете получить неплохих помощников в их лице.
  8. Всегда помните о том, что приемный ребенок поначалу будет, скорее всего, настроен враждебно к вашим родным детям и скептически ко всем членам семьи.
  9. Помните о том, что у приемных детей часто встречается заниженная самооценка.
  10. Поощряйте и хвалите каждое положительное действие ребенка. И даже попытки таких действий стоит отмечать в положительном ключе.
  11. Вы должны осознавать, что приемному ребенку необходимо давать заботы, внимания и любви еще больше, чем родным детям. Будьте готовы к этому.
  12. Не переоцените свои возможности (финансовые, моральные, бытовые и иные)!
  13. Приготовьтесь и подготовьте других членов семьи к требовательности приемных детей.
  14. Проинформируйте своих детей о том, как вести себя с приемным ребенком. Расскажите обо всех нюансах, о возможных «привилегиях» для приемного ребенка. Объясните причины именно такого взаимодействия.
  15. Не забывайте, что поддержка в вопросах приема в семью детей очень важна. Для одного человека это практически непосильная ноша. Важно знать, что среди родных и близких есть те, кто может помочь.
  16. Не бойтесь обращаться за помощью и поддержкой к специалистам.
  17. Не нужно замалчивать и игнорировать назревающие или возникшие проблемы.
  18. Не молчите о своих подозрениях и страхах. Чаще всего они являются мифами или же легко преодолеваются и разрушаются.

Усыновление, опекунство и другие формы устройства ребенка – сложный и неоднозначный вопрос. Каждый вариант приема ребенка в семью обладает своими нюансами и требованиями к взрослым. Подробнее обо всех тонкостях самого вопроса, особенностях различных форм и взаимодействии с ребенком в приемной семье можно прочитать в книге «Настольная книга приемного родителя» - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. Работа находится в свободном доступе в интернете.