Оригинальные узоры вышивки в технике хардангер. Вышивка хардангер: мастер-класс для начинающих. Материалы и инструменты, которые вам пригодятся

Хардангер – это вид счетной ажурной вышивки. Название данного направления творчества имеет скандинавские корни. Оно названо в честь залива Хардангер, который находится в Норвегии и является самым длинным в мире. Эта техника очень древняя. Считается, что она зародилась еще в Древней Персии или Египте. Точно до сих пор не определено, откуда пошло это направление. Сегодня мы расскажем о технике этой вышивки, схемы и описание работы будут понятны даже новичкам.

Восьмиконечная звезда, которая часто встречается в такой вышивке, характерна вообще для индийской вышивки. Но название у вышивки все-таки норвежское, потому что с 17 века такая вышивка получило свое развитие в Норвегии. Женщины украшали такой вышивкой свои национальные костюмы, свадебные платья.

С начала 20 века такая вышивка стала распространяться по всему миру. Хардангер способен украсить любой интерьер. С помощью такой вышивки можно украсить подушки на диване, скатерти, а также элементы одежды и даже елочные игрушки. Необычная вышивка хардангер, схемы которой имеют устоявшиеся приемы и правила, это пример счетной глади. То есть основной прием вышивки - это гладьевые стежки, группы. Эти гладьевые группы и образуют основной узор.

Материалы и инструменты

Выполняется хардангер всегда на так называемой ткани «равномерке». Это либо специальная ткань, на 1 см переплетения которой по долевой и поперечной нити одинаковое количество этих нитей, либо канва.

Вышивка хардангер: схемы

Так как разрабатывать модели дано не каждому человеку, обязательно необходимы при вышивании техникой хардангер схемы.

Их можно найти в интернете, либо приобрести специальную литературу, посвященную данному виду рукоделия. Хардангер можно комбинировать с другими техниками вышивки, такими как вышивка крестиком либо лентами.

Когда техника только зарождалась, ее вышивали на белой ткани белыми нитями. Теперь, в современном мире, часто встречается комбинирование цвета ткани и нити, их можно брать контрастных оттенков. Итак, все-таки, хардангер - что это такое? Как было сказано выше, это вид счетной вышивки. Для нее понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • Отрезок ткани (канва или другая подобная ткань);
  • Нитки. Рекомендуется брать мулине, либо «ирис». Однако толщина и вид нити зависит от толщины самой ткани;
  • Иголка. Лучше брать специальную гобеленовую иглу, которая не расщепляет нити;
  • Ножницы с очень тонкими концами, которые смыкаются до самых кончиков;
  • Исчезающий маркер;
  • Пяльцы;
  • Клей;
  • Схема

Вышивка хардангер: описание техники

Вышивая хардангер: уроки, рассмотренные здесь, содержат основные правила вышивки гладьевых групп:

Одним из них является то, что перед началом работы удобно канву разлиновать, то есть при помощи исчезающего маркера рисуются квадраты на канве по бороздкам ткани, размером приблизительно 2 на 2 см.

Основные группы гладьевых стежков всегда состоят из пяти стежков и имеют высоту в четыре клеточки.

Если стежки предыдущего ряда лежат вертикально, то стежки следующего ряда должны быть вышиты горизонтально. Итак, вышивается гладью первая группа стежков в соответствии со схемой вышивания.

Теперь из окончания стежков предыдущей группы, начинаются стежки следующей группы.

Для того чтобы изнанка была аккуратной, переходить в нужное место вышивания необходимо, протянув нитку с рабочей иголкой под гладьевые стежки.

Когда нить заканчивается, ее необходимо вывести наизнанку вышивания и закрепить подстежками таким образом: игла проводится под 3 стежка глади и вытягивается нить, потом в обратном направлении выводится через 2 стежка. Закрепленные концы нити можно дополнительно зафиксировать клеем.

Кроме гладьевых групп техника хардагер содержит множество дополнительных способов вышивки, разные разделки. Для их создания вырезаются нити ткани и сами переходы обвиваются одним из нескольких способов. И разделки, то есть дырочки, полученные таким образом, имеют разные названия, в зависимости от вида их обшивки. Например, виньетка, мальтийский крест, решетка, пико, крестик и т.д. Некоторые фото и схемы к ним представлены ниже.

Побывав в Скандинавии, я отметила, что эти северные народы любят и ценят ручное творчество, а также национальные традиции. Это касается вязания, вышивки, предметов домашней утвари, мебели, других мелких изделий из дерева, росписи.

Норвежская вышивка крестом

Сегодня я покажу примеры узоров и орнаментов норвежской вышивки крестом для дома, а также вариант вышивки в национальном стиле гладью на теплых вязаных трикотажных вещах.

Интересно, что мне, как человеку интересующемуся рукоделием во всех его проявлениях, всем, что можно можно сделать своими руками, на пути встретилось множество примеров как современного, так старинного творчества. Почти в каждом домике (вернее сказать, хижине), где нам довелось ночевать, было на что посмотреть.

Нам довелось ночевать как в совсем простых домиках, так и в шикарных, с саунами, везде в нашем распоряжении были полноценные кухни, со всей кухонной утварью, со всеми необходимыми бытовыми приборами и посудомоечными машинами.

Но что примечательно — абсолютно везде — на стенах висели норвежские вышивки крестом, подушки были также оформлены вышивкой, на столиках были вручную связанные салфеточки или с вышивкой в стиле хардангер. Если кому-то неизвестно такое название, то тут можно посмотреть примеры. Возникла она потому, что не все могли позволить себе дорогое кружево, вот возникла идея создать что-то похожее.

Особенности вышивания крестиком, характерного для Норвегии

Если мы больше привыкли к вышиванию крестом нитками мулине множества разных цветов, то тут чаще используются более толстые нити. Иголка потребуется тоже толстая, так называемая, крестьянская.

В каждой хижине, где мы побывали, на диванах лежали пара подушек, вышитых в этой технике. В основном это были орнаментальные повторяющиеся узоры.

Вышивка сразу болсается в глаза — яркая, веселая — наверное, норвежские женщины хотели компенсировать недостаток тепла и солнца, типичных для северного климата.

Надо отметить, что вышивка крестом — понятие очень общее. Крестик бывает разным. Самый обычный, всем известный — состоит из двух стежков, расположенных крест накрест. На слуху еще болгарский. Посмотрите покрупнее, как выглядит крест на подушке.

Он состоит из двух крестов — один побольше, стежки идут из вершин квадрата, а другой наложен поверх

Еще один вариант — черно-белый. Мотивы очень простые, но в то же время отражают национальные особенности, одежду. Видны даже попонки на лошадях.

Мужская фигура на коне, рядом женщина. Интересно смотрятся сердечки между ними. :)

Интересны небольшие узоры, похожие на снежинки.

Это не типичная вышивка крестом. В основе рисунка все те же квадратики, но каждый формируется не перекрещенными стежками, а тремя параллельными. Можно назвать это даже вышивкой гладью.

Похожая техника вышивки описана в другом посте, про небольшие вышитые пейзажи. Отличие в том, что здесь все стежки одной длины, ровно на одну клеточку, а там они могут быть абсолютно разной длины. Хотя в остальном все похоже — все стежки строго параллельны друг другу, технология выполнения работы такая же. Не поленитесь, зайдите по ссылке — не пожалеете!

Еще один цветочный орнамент, повторяющийся сверху вниз. Похоже на хибискус, но смею предположить, что это шиповник. Рисунок не такой простой, используется большое количество разных цветов и их оттенков.

Вертикальный орнамент розы

Не знаю, как точно называется такое украшение, но подобное очень часто встречается в Норвегии. используется, насколько я понимаю, исключительно в декоративных целях. Вешается на стену, работа закрепляется сверху, а также снизу.

Норвежская кофта с вышивкой гладью с национальном стиле

Норвегия — холодная северная страна, поэтому без теплой одежды никак не обойтись. Вот как выглядит национальный наряд, богато украшенный вышивкой гладью. Это, конечно же, для туристов, но национальный норвежский колорит отчетливо прослеживается.

Подобную технику можно взять на заметку. Поскольку вышивка делается толстыми шерстяными нитками, то сама работа займет не так много времени. Выглядит очень эффектно, объемно, рельефно.

Помню, что в молодости починила мамин пиджак, который спереди слегка полевала моль, добавив поверх испорченных мест аппликацию с вышивкой в виде веточки с листьями. Потом еще все интересовались, где же такая красота была куплена. Но я отвлеклась от темы. Хотела сказать, что таким образом можно с успехом починить кофту, пуловер, любимый свитер или освежить старую вещь таким несложным способом.

Вас может заинтересовать:

Эта вышивка на холстинке крестом сделана моей мамочкой, уже довольно давно. Случайно сохранилась схема, ну и, естественно, сама вышивка, поэтому я воспользовалась случаем, поставила ее сюда. Возможно, что подбор цветов недостаточно хорош, использовались те нитки, которые были дома под рукой. Может быть у вас получится лучше.

Простая, лежащая на поверхности идея украсить детские вещички. Потребуется совсем немного материалов — нитки для вышивания, кусочки фетра, может быть мелкие бусинки, иголка. А уж в какой технике вы будете это делать — крестом или гладью — дело ваше. Здесь использованы несложные виды декора — стебельчатый шов, узелки.

Вышивка хардангер - это старинная скандинавская техника ручной вышивки, названа в честь города на юго-западном побережье Норвегии. Зародилась на Ближнем Востоке, а к XVII-у веку добралась до Европы и дальше на север.

У Хардангера множество родственных направлений в вышивке: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella, русское шитье по решетке.
Некоторые традиционные для хардангера элементы - квадрат, прямоугольник, крест - относят к ассирийским и египетским традициям,
а знаменитая восьмиконечная звезда - к индийской вышивке.

Традиционно вышивка хардангер была элементом одежды и использовалась в норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на фартуке.
Позже, в XIX-ом столетии, технику используют и в украшении домашнего текстиля.

Стиль хардангер относится к счетным типам вышивки и напоминает знакомые нам мережки. Но мережка – это скорее «краевой», окантовочный прием вышивки, а хардангером можно заполнить все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры.

Довольно часто хардангер называют счетной гладью, и это название как нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству .

Хардангером вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике хардангер является квадратный блок 4х4 нити.

Для вышивки используется в основном ткань 25-27 каунта и нитки типа Ирис или PERLE для блоков и более тонкие (можно мулине или тонкие Perle) для бридов и ажуров.
Можно так же вышивать , но ими вышивать сложнее – по клику об этом подробнее рассказано в дополнении к статье.


ЛАНГЕТНЫЙ (петельный) шов

Используется для вышивки контура изделия, по которому оно потом будет вырезаться.
Иногда лангетный шов используется для придания объема внутри вышивки.

Вставляем иглу с изнанки прямо на линии разметки в точке начала шва и вытягиваем нить на лицо,

оставляя на изнанке хвостик до 6-8 см. длиной (этот хвостик потом будет закрепляться, поэтому он должен быть такой длины, чтоб его можно было вставить в иголку и закрепить.)

От точки начала отступаем одну ниточку вправо по линии разметки, поднимаемся над разметкой на 4 нитки вверх и делаем первый стежок, выводя иголку снова на линии разметки вертикально так, чтоб ниточка, выходящая из ткани в точке начала оказалась под острием иглы и дотягиваем нитку, чтоб получился первый стежок.
Вообще ширина лангетного шва равна 4-ем нитям, поэтому мы всегда вверх поднимаемся на 4 нити ткани.

Снова отступаем одну нить вправо и четыре вверх, вводим иглу в ткань и выводим на линии разметки так, чтоб хвост ниточки был под иглой.

Таким образом отшиваются прямые участки лангетного шва.
Количество стежков в лангетном шве обычно кратно 4+1 стежок.
Это потому, что в основе хардангера лежат блоки 4х4 нитки, и чтоб все нитки ткани были закреплены (оказались как бы между вышивающей ниткой) и делают на один стежок больше.

Так мы дошли до первого уголка .
Вот схема уголка, она выполняется на участке 4х4 нитки

Сначала покажу схему отшива уголка

Все стежки уголка на этой схемке сходятся в одной точке V, одна клеточка равна одной нитке ткани.
Сделав последний, 28-ой, стежок, вводим иглу снова в верхнюю точку этого 28-го стежка (на схеме точка V), а выводим через 2 (две) ниточки вправо (на схеме точка W).

Сделали первый стежок уголка .

Снова вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив одну нитку вправо и одну нитку вверх (чтобы получилась диагональка через одну нить ткани) – на схемке точка Х.

Сделали второй стежок уголка .

Третий стежок уголка.
Вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив еще на одну нитку вправо и одну нитку вверх (получилась диагональка из трех точек через одну нить ткани) – на схемке точка Y.
От линии разметки эта точка должна быть выше на 2 нити ткани.

И последний, завершающий стежок уголка.
Снова вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив еще на две нитки вверх по отношению к последней точке (получился прямой стежок на 4 ниточки ткани перпендикурярно уже отшитому прямому участку) – на схемке точка Z.
От линии разметки эта точка должна быть выше на 4 нити ткани.

Получился первый уголочек.
Из точки V у нас выходит 5 стежков: два прямых и три диагональных.

Теперь по схеме идет прямой участок на 5 стежков .
Но так как первый прямой стежок мы уже сделали, когда заканчивали наш уголок, то нужно сделать еще 4 прямых стежка.

В итоге у нас должно быть 5 прямых стежков, а между ними 4 ниточки ткани. И снова уголок.

Повторяем полностью все шаги, которые делали для первого уголка (словами описывать не буду, только покажу еще на одних фотках)

После завершения второго уголка отшиваем прямой участок из 5-ти стежков (всего).

Изнанка наша должна выглядеть вот так.

Здесь хорошо видно, что ниточки все идут ровненько, нигде нет вылезшей за границы 4-х-ниточного шва, нитки.
На изнанке так же очень хорошо контролировать себя, когда вышиваешь уголок.
Тут видно, что стежки уголка создают диагональку из трех точек.
Я всегда сама себя точно так же контролирую, переворачивая работу на изнанку, если сомневаюсь в правильности вывода иглы на уголке.

И если вдруг где-то произойдет ошибка и иголка выйдет не в ту точку, на лице это будет незаметно или будет выглядеть как слабо затянутая петелька шва, то на изнанке все огрехи очень хорошо просматриваются.

Мы подошли к месту на схеме с переходом от одного прямого участка к другому с поворотом по часовой стрелке на 90 градусов (на схеме обведен красным кружочком)




Потяните немного рабочую нить вниз так, чтоб была видна точка последнего вывода иглы на лицо, отсчитайте от этой точки 4 нитки ткани строго вверх, введите в эту точку иглу и выведите ее в той же точке, откуда выходит нитка из ткани.

Когда выполните этот первый стежок , потяните немного рабочую нить влево вверх для того, чтобы образовавшаяся петелька легла ровненько и шов был аккуратным (потянуть так, как на фото)

Ну и теперь смотрим на схему и отшиваем все уголочки крылышка, его наряд и т.д. по схеме



Рано или поздно любая нитка заканчивается и нужно начинать новую.

Мой совет – не дошивайте ниточку до самого конца, оставляйте хвостик около 6-8 см, чтоб его можно было легко закрепить на изнанке.
И еще такой момент.
Лучше и легче вводить новую нитку на прямом участке лангетного шва, чем на закруглениях уголков или при «правом повороте».
Поэтому смотрим на хвост и если он уже не очень длинный то лучше оставить лишних пару сантиметров хвостика и ввести новую нитку на прямом участке, чем потом изворачиваться на уголках.

Итак.
Хвост в иголке около 6-8 см. Сделав последний стежок этой ниткой, оставляем ее на лице, не снимая пока иголки.

Берем новую нитку, вставляем во вторую иголку, и эту иголку вводим с изнанки на лицо в следующей дырочке ткани, т.е. отступая от висящей старой нитки на одну нить ткани вправо.

Затем, вытянув новую нитку на лицо и оставив ее хвостик длиной 6-8 см на изнанке, отступает от этой точки на одну нить вправо, поднимаемся на 4 нити вверх и делаем первый стежок новой нитью (происходит это точно так же, как и при начале лангетного шва).

Прошиваем 2-4 стежка новой нитью, откладываем ее в сторону, берем иголку со старой нитью и кончик ее вставляем в первую петельку, образованную новой нитью (а над этой петелькой светится свободное место, как будто пропущен стежок).

Придерживая пальцами хвост новой нити на изнанке, иголку со старой нитью вводим в точку на верху шва, отстоящую от нашей петельки на 4 нити ткани и уводим старую нить на изнанку.

Там должно оказаться два хвоста: снизу от новой нитки, сверху – от старой. Оба хвостика немного подтягиваем, чтоб и петелька, и стежок были аккуратными и ровненько легли в ряд.

Так должна выглядеть наша изнанка.
Иголку со старой нитки снимаем и далеко не прячем, она нам пригодится при следующей смене нитки.

Таким образом отшиваем весь контур по схеме.

Если вы все сделали правильно и нигде не ошиблись с подсчетом стежков, то контур должен сойтись нитка в нитку по схеме, и нигде не должно быль лишних или недостающих стежков.

Заканчиваем контур так же, как и вводим новую нитку, только тут будет одна рабочая нить, а иглу в самом конце вводим в ту самую первую петельку, с которой начинался наш контур.



Затем вводим иглу в точку над петелькой (она будет уже занята стежками уголка) и уводим нить на изнанку. Вот что у нас в результате должно получиться (вместе с изнанкой)



Теперь нам нужно закрепить все хвосты, чтоб изнанка была аккуратной.

Берем первую пару хвостов.
На один из них надеваем иголку и проводим ее под несколькими стежками вправо, при этом сами хвосты как бы перекрещиваем между собой, чтоб на этом месте не было пустоты.

Вытянули иголку из-под стежков и делаем маленький (на 1-2 ниточки) шажок иголкой назад так, как делается шов бэкстич, и снова проводим иголку под несколькими стежками вправо, затягиваем петельку и выводим нить наверх и хвост обрезаем.

Все эти же действия повторяем и для второго хвоста, только в другую сторону – влево

Вот такая должна получиться у нас изнанка

Мы рассмотрели ЛАНГЕТНЫЙ (петельный) шов, который используется для вышивки контура изделия.

Теперь начнем украшать юбочку ангелочка и будем делать это гладьевыми блоками.

Вышивание в стиле «хардангер» — оригинальный и необычный вид вышивки, который включает в себя счетные навыки и изобразительное искусство. При вышивании используются ткани с ярко выраженной структурой, а узоры формируются путем выдергивания, подрезания ниток тканевого переплетения и прокладывания гладьевых стежков. Очень много красивых элементов декора не только одежды, но и предметов домашнего интерьера можно создать при помощи техники хардангер. Мастер-классы для начинающих, предоставленные в этой статье, помогут рукодельницам с легкостью освоить это искусство.

Необходимые материалы

Для тех кто решил заняться этим видом вышивки и не знает, с чего начать, будет полезно узнать поподробнее о материалах и принципах работы.

Для данной техники нужна ткань, из которой с легкостью можно будет выдергивать нити. Хорошим вариантом будет вышивальная канва с крупной или средней плотности сеткой переплетения, то есть примерно шесть-семь ниток на один сантиметр. Вышивают обычно нитками для бисера номер 5 (для гладьевых стежков) и номер 8 – для создания брид и других воздушных элементов.

Если переплетение ткани более плотное, то лучше купить нитки номер 3, а для других стежков – номер восемь. Цвет ниток желательно подбирать под ткань.

Если используете готовую схему, нужно обязательно прочесть, для какой ткани она предназначена, потому что если выбрать другую ткань, размер узора может автоматически измениться.

Каждая клетка схемы соответствует дырочке между нитями ткани, длина линий – длине стежков. Для начала вышивают контрольные контуры мотива, а потом – внутренний узор. Начало вышивки отдельных элементов обозначается одинарной или двойной стрелкой, а раппорт (повторяющийся рисунок) располагается между стрелками.

Последний стежок в вертикальном ряду и первый в горизонтальном имеют общую точку входа иглы, как на фото:

На углах стежки также имеют одну точку ввода и расходятся от нее в разные стороны.

При вышивке «глазков» стежки идут по кругу из общей точки, при этом их немного затягивают, чтобы расширить отверстие в центре.

Подрезку ткани внутри узора выполняют маленькими ножницами с острыми кончиками.

Подушечка для иголок и булавок

Эта симпатичная игольница будет отлично смотреться на полке любой рукодельницы, а также может стать хорошим подарком для бабушки или подруги – вышивальщицы.

Для ее изготовления потребуется:

  • ткань с выраженной структурой переплетения нитей, например, плотный лен или канва – основа для вышивки с клеточками средней величины;
  • вышивальная игла с широким отверстием;
  • нитки «ирис» или «мулине» в несколько сложений синего и красного оттенков;
  • небольшой отрезок ленточки светлого оттенка и несколько декоративных бусин – на ваш вкус.

Для удобства в работе вначале необходимо выполнить разметку тканевого полотна. Для этого сделаем крупный узел и проткнем ткань как можно дальше от центра будущего узора. Далее нужно вышить вертикально пять стежков высотой в четыре клетки или нити полотна (в зависимости от выбранной ткани). Затем пропускаем четыре клеточки и снова вышиваем пять стежков. Таким образом нужно вышить сторону квадрата желаемого размера полностью.

Переходим на другую сторону квадрата и повторяем процесс. Когда первый квадратный ряд завершен, можно приступать ко второму. Принцип исполнения тот же, но здесь стежки будут располагаться не вертикально, а горизонтально. Нить необходимо заводить под стежки в одну сторону, а затем через нитку – в другую. Дальше вышиваем уголки. Вводим нить в центр, затем в угол маленького квадрата, снова в центр – делаем стежок через одну клеточку. С помощью таких стежков заполняем все пространство квадрата. По периметру около стежков нужно очень осторожно сделать прорези в тканевом полотне.

Из образовавшихся дырочек нужно вытащить нитки. Если ткань накрахмалена, то сначала процесс может пойти туго. Нити вынимаются сначала в одном направлении, потом в другом, чтобы в итоге получилась решеточка. Затем закрепляем узелок и выводим нить слева от решетки, обвиваем все нити решетки, делаем переход под новые и снова обвиваем. После этого переходим под столбик на изнанке. Игла входит в центр столбика и осуществляет проколы к середине по очереди справа и слева. Таким образом обшиваем все столбики. Полученный квадрат можно украсить цветочным швом и швом, имитирующим машинную строчку. Вышитое полотно соединяем с тканью, сшиваем уголки и набиваем поролоном или ватой. Прикрепляем ленту и украшаем бусинами. Игольница готова к эксплуатации!

Технику «хардангер» применяют не только для украшения одежды, но и для придания своеобразной изюминки интерьеру жилища. Это могут быть разнообразные салфетки, скатерти, покрывала и подушки. Вот несколько примеров таких вышитых работ: