Детская жадность: причины и рекомендации родителям. Как бороться с жадностью ребёнка - родительские хитрости, о которых вы не знали! Ребенок 1 5 года жадничает

Ответственность за воспитание малыша всегда лежит на родителях. Именно они воспитывают в маленьком человечке, как положительные стороны характера, так и прямо противоположные. Родитель – это, своего рода, художник – что нарисует, то и увидит мир. Поэтому и причины детской жадности следует искать, в первую очередь, в воспитательных методах папы и мамы.

Как растет детская жадность – проявления жадности у ребенка на разных этапах возраста

Нежелание делиться своими игрушками, вещами и даже едой замечают у своих малышей многие родители. Нередко мамам приходится краснеть за своих крох в гостях или на детской площадке, когда маленькая жадина кричит сверстникам «Не дам!» и прячет за спину совочек или машинку. Или прячет дома свои игрушки от брата (сестры), категорически не желая делиться вещами даже «ненадолго, просто поиграть». В чем причины?

  • 1,5-3 года. В этом возрасте понятие «свое/чужое» у малыша еще не сформировано. Потому что сейчас крохе принадлежит весь обозримый им мир.
  • К 2-м годам малыш уже осознанно произносит слово «мое!» и перестает говорить о себе, любимом, в 3-м лице. Это означает, что начался первый серьезный этап психологического развития ребенка. Сейчас он формирует представление о себе самом и начинает устанавливать границы, разделяющие «свое» и «чужое». Слово «мое» от ребенка – это обозначение его личного пространства, включающего все, что дорого крохе. Это естественный процесс формирования психики и появления понятия «чужое». Соответственно, и ругать малыша в этом возрасте за жадность не следует.
  • К 3-м годам малыш приобретает способность говорить «нет». При отсутствии такой способности малышу будет тяжело «балансировать» в более старшем возрасте. Неумение говорить «нет» ведет к потаканию капризов окружающих людей в ущерб себе, к одолженным деньгам, которые потом месяцы (а то и годы) просишь вернуть обратно, и к прочим последствиям. Научиться говорить «нет» — важно. Но также важно и научить ребенка четко отслеживать грани – где именно естественная реакция на действия окружающих переходит в жадность.
  • После 3 лет начинается новый этап социализации. На передний план выходит общение. Игрушки и личные вещи становятся инструментами, связующими это общение. К малышу приходит осознание, что делиться – это располагать к себе людей, а жадничать – значит, настраивать их против себя.
  • В возрасте 5-7 лет жадность – это внутренняя дисгармония малыша, свидетельствующая о внутренних проблемах. Родителям следует «копнуть глубже» и разобраться, прежде всего, в своих методах воспитания.

Основные причины жадности у детей: так почему ребенок – жадина?

Чтобы «вылечить» жадность, нужно понять – откуда она появилась. Специалисты выделяют несколько основных причин:

    • Ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла. Чаще всего маленький жадина растет в семьях, где проявлением любви является очередной подарок от слишком занятых родителей. Малыш, тоскуя по вниманию мамы с папой, воспринимает их подарки как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным (но неправильным!) следствием ситуации.
    • Ревность к братьям (сестричкам). Чаще всего – к младшим. Если брату (сестре) достается больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессивности по отношению к брату (сестре).
  • Избыток внимания и родительской любви. Конечно, родительской любви много не бывает, но позволяя ребенку все (с пеленок), и удовлетворяя каждый его каприз, мама в итоге воспитывает маленького тирана. И даже если резко прекратить потакать его капризам – это не изменит ситуацию. Ребенок просто не поймет – почему раньше можно было все, а теперь – ничего?
  • Застенчивость, нерешительность. Единственные друзья скованного в общении малыша – это его игрушки. С ними ребенок чувствует себя в безопасности. Поэтому и делиться ими малыш, конечно, не хочет.
  • Излишняя бережливость. Это тот самый случай, когда малыш настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет в них играть.

Что делать, как бороться с жадностью ребенка – практические советы для родителей

Как лечить детскую жадность? Что делать родителям? Специалисты делятся своими рекомендациями:

    • Маленький ребенок всегда замечает все новое, красивое и «блестящее» у своих сверстников и друзей. И, конечно, требует того же и для себя. Причем, чтобы обязательно совпали цвет, размер, вкус и пр. Не следует сразу лететь в магазин и удовлетворять каприз крохи: в 5 лет малыш потребует такой же, как у друга, велосипед, в 8 лет – такой же компьютер, в 18 – автомобиль. Эффект «снежного кома» обеспечен. Объясняйте ребенку с пеленок – что купить можно, а что нельзя, почему все желания не могут исполняться, почему вредна зависть и жадность. Учите своего малыша принимать мир таким, каков он есть, ценить чужой труд.
    • Мягко и спокойно объясняйте крохе – почему он испытывает такие чувства, почему жадность – это плохо, почему важно делиться. Учите его своевременно распознавать свои эмоции, разделять свой негатив от позитива и останавливаться, когда нехорошие чувства начинают возобладать над хорошими.
    • Закладка моральных ценностей длится до 4-5 лет. В 10 лет уже будет поздно бороться с тем тираном внутри ребенка, которого вы сами создали или не досмотрели.
    • Не корите и не ругайте маленького жадину – устраняйте причины, которые ведут к его жадности. Не идите на поводу у своего страха «ой, что народ-то подумает» — думайте о ребенке, ему придется жить с этой жадностью в социуме.
    • Не переборщите и сами четко отделяйте жадность ребенка от его нормального естественного желания – защитить свою территорию, отстоять свои права или свою индивидуальность.

    • Подарите ребенку часы и научите разбираться во временных отрезках. Если кроха так сильно боится, что игрушку сломают или не вернут, то определите время, в течение которого «Маша поиграет машинкой и отдаст». Пусть ребенок сам решит – на 5 минут или на полчаса он меняется игрушками.
    • Хвалите ребенка за доброту. Пусть он запомнит, что мама радуется, когда он с кем-то делится игрушками, или когда помогает посторонним детям и взрослым.
    • Учите ребенка уважать и чужие желания (то есть чужие границы личного пространства). Если друг вашего малыша не хочет делиться игрушками – это его право, и это право нужно уважать.
    • Если малыш хочет выгулять свой любимый автомобиль на детской площадке и совершенно не планирует им с кем-либо делиться, то захватите с собой игрушки, о которых ваш ребенок волноваться не будет. Пусть он выберет их сам.

Помните, что жадность – нормальное явление для малышей. Со временем, если вы станете для крохи хорошим учителем, жадность пройдет сама. Наберитесь терпения. Подрастая, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от добрых поступков, а поддержка и одобрение мамы с папой еще больше укрепят в нем понимание, что он действует правильно.

Одним детям свойственно делиться со всеми своим «имуществом» — они с радостью дадут откусить шоколадку, разрешат другу взять машинку, позовут с собой играть детей в конструктор. Другие же, наоборот, вцепятся ручонками в свою игрушку и не готовы будут с ней расстаться ни за что в жизни. В таком случае у ребенка родители наблюдают первую жадность. Является ли это она плохим или хорошим качеством? С одной стороны, нехорошо раздавать игрушки направо и налево, забывая о себе. С другой же стороны, нужно приучать ребенка делиться, чтобы не развилась жадность и во взрослой жизни.

В каждом возрасте у ребенка жадность проявляется по-разному. Если вы заметили первые звоночки, не стоит пугаться. Природа все задумала, как полагается, поэтому жадность – ничто иное как механизм защиты своего имущества от других посягателей. Корни этого механизма лежат еще со времен наших предков. На самом деле не бывает на свете нежадных людей. И порой жадность полностью оправдана. Это качество иногда может помогать, иногда же вредить. Ваша задача как родителей – суметь отличить нормальную жадность от переходящей в патологическую форму.

Дети от годика до двух лет . Жадность, которая проявляется в этом возрасте у ребенка абсолютно приемлема. Ее и жадностью назвать на самом деле трудно, потому что ребенок ведет себя спонтанно, не задумываясь о том, что такое хорошо и что такое плохо. Жадность вашего ребенка — не более, чем бессознательный рефлекс. Бутылочка в руках – хорошо, бутылочку забрали – плохо. Играет мишкой – это хорошо, а забрали игрушку, чтобы покормить – уже крик. Помните, что сейчас возраст первых отказов. До двух лет понятия «ребенок-жадина» попросту не существует. Вы просите шоколадку, но малыш может отказать. За это ругать его не стоит, иначе в будущем ваш кроха вырастет безотказным.

С двух до трех лет . В этом возрасте двухлетка может связывать свою индивидуальность с любимой игрушкой. Это продолжение его «я» во внешнем мире. Часто вы можете слышать слово «мое» и начинаете подозревать у ребенка жадность. Сейчас идет понимание своего и чужого. Именно поэтому дети двухлетнего возраста так трясутся за своими игрушками и неохотно делятся ими.

Чтобы у ребенка не воспитать жадность, нужно уметь подстраиваться под своего малыша. С одной стороны вам надо уважать его право на неприкосновенность любимых вещей, с другой стороны учите ребенка делиться. Хотите взять что-то, принадлежащее ему? Спросите разрешение как у взрослого. Этим вы научите кроху вести себя также в случае ваших вещей. Но и сами не будьте жадиной, чтобы кроха не воспринял эту модель поведения. Учите его спрашивать у вас разрешения и смело вознаграждайте.

С трех до четырех лет . Возраст детского сада и первой жадности у ребенка. Дети могут просить игрушку, а могут забирать ее без разрешения. Малыш должен учиться отказывать, если он действительно не хочет отдавать свое. Скажите, что если ребенка назовут жадиной другие дети, ему не стоит расстраиваться, потому что защищать свои вещи – это нормально. Пусть он смело говорит «нет» , если ему что-то не нравится. Но ни в коем случае не разрешайте так делать из вредности, чтобы его поупрашивали. Иначе жадность вашего ребенка станет качеством его характера.

С четырех до пяти лет . Ребенок становится все старше и начинает понимать социальные нормы, поэтому вы можете заметить первые проявления жадности у него. Кроха уже знает, что есть дети доброжелательные, а есть наглые. Поэтому воспитатели детских садов нередко замечают, что каждый малыш проявляет жадность. Сейчас дети видят ясно причины и следствия. Если делится игрушкой – другой ребенок улыбается и так завязывается дружба. Если взял сам без спроса – видит агрессию и понимает, что так себя вести не следует, если не хочешь поссориться. Научите вашего малыша дружить с себе подобным не потому что у того новый паровозик из мультика, а потому что с этим мальчиком весело и интересно.

С пяти до семи лет . Жадность в этом возрасте у ребенка указывает на более глубокие психологические причины. Это может ревность к младшему братишке или сестренке, желание привлечь к себе внимание или обида на того, кто просит. Дошкольники проявляют детскую жадность очень часто, потому что хотят чувствовать превосходство в чем-то: у меня это есть, а у тебя нет, следовательно, я лучше.

Детская жадность: как дети смотрят на мир

У ребенка вы подозреваете жадность, когда на все ваши наставления он отвечает явным протестом. Вы говорите ему «дай пасочку» , а он прячет ее глубже в песок. Просите не быть жадиной, он вообще закрывается от всех в своей психологической раковине. Сейчас кроха пытается обрести волевой характер и защищать свое от посторонних. Существуют различные причины детской жадности. Из-за того, что психика только развивается, малыш может не понимать, чем стоит делиться, а что не следует отдавать. И лишь с возрастом он научится осознавать эту грань.

Вы можете подозревать детскую жадность, если кроха насобирает много ракушек на море и по приезду не захочет их выбрасывать. Он искренне не понимает, почему должен расставаться со своими любимыми предметами. Это для взрослых кажется мусором, для детей же камушки, ракушки и прочее являются важными. Он считает это своей личной собственностью. Поэтому не требуйте выбросить или отдать то, что ему дорого. Подумайте, как бы вам было неприятно отдавать дорогие сердцу вещи по первому же требованию окружающих.

Вам может казаться, что развивается жадность у ребенка, когда он не хочет отдавать в детский дом свою старую игрушку или дарить новорожденной сестричке поломанную куклу. Дети привязывается к тем вещам, которыми долго играют, поэтому прислушивайтесь к ним, а не требуйте отдать во что бы то ни стало.

Вы воспитываете жадину сами

Можно ли как-нибудь понять, что детская жадность начинает усугубляться? На самом деле это легко объясняется. Такое качество может развиваться, если в семье ребенка воспитывают при помощи чувства страха. Например, вы грозитесь игрушку выкинуть в случае плохого поведения или подарить соседскому мальчику. В таком случае кроха будет защищать свои вещи сильнее обычного.

Помните, что жадину вы растите сами. Дети верят нам на слово, поэтому в глубине души очень переживают, что их любимый медвежонок попадет в чужие руки. Если хотите заставить убирать игрушки, грозитесь их забрать на время, но не говорите слова «навсегда» . Если не хотите вырастить жадину, никогда не называйте так своего малыша. Вообще нежелательно навешивать на него подобные негативные ярлыки. Улавливайте те моменты, когда ребенок сам становится зачинщиком ссоры и вовремя пресекайте подобное поведение.

Откуда берется жадность — причины детской жадности

Если ваш кроха еще не дорос до пятилетнего возраста, с его детской жадностью бороться не надо. Он перерастет ее сам. Далее по мере взросления вы сможете принять меры корректировки воспитания, если выявите корень зла – причины жадности.

Свои и чужие . Малыш делит детей и взрослых на своих и чужих. Первым он может предоставить что-то в пользование, ко второй же категории будет относиться настороженно. Жадность у ребенка проявляется, если его родители сами заставляют отдавать свое тому, кому он не хочет отдавать.

Охрана своего . Ребенок боится, что другой человек испортит его имущество и это абсолютно нормальное качество. Такая жадность у ребенка предостережет его в будущем и научит отстаивать свои вещи и интересы.

Привязанность . Дети могут настолько быть привязаны к своим вещам, что просто им будет грустно отдавать их другому ребенку. Причины такой детской жадности указывают на психологическую особенность. Его игрушка – это он сам.

Замкнутость . К частым причинам детской жадности можно отнести стеснительность. Застенчивые дети любят игрушки больше, чем своих друзей. Точнее они заменяют их, поэтому кроха не захочет делиться с кем-либо своим «другом» .

Много заботы . Если ребенок знает, что родители сделают ради него все, он начинает свысока смотреть на окружающих. Так вырастают жадные дети, которые не делятся своим имуществом из банальной вредности, чтобы показать себя лучше кого-то.

Братик или сестричка . Ребенок не захочет делиться игрушками, если в семье появился новый член семьи. Причина – в обиде. Не стоит этого требовать от своего малыша.

Мало внимания . Дети могут вырасти жадными, если им не хватало в детстве заботы и родительской ласки. Когда привязанность выражается в виде подарков, дети держатся за них из последних сил и ни за что не отдадут посторонним.

Способы устранения жадности

Могут ли дети не быть жадными? Если в семье кроху правильно воспитывают, вопрос жадности не возникает. Но что делать, когда все признаки скупости налицо? Есть несколько способов перевоспитать жадных детей.

  1. Не запрещайте крохе выражать слезы, гнев, злость. Скажите, что вы понимаете его чувства и все равно любите такого.
  1. Будьте сами щедрыми. Пусть кроха воспитывается на вашем примере и перенимает на себя адекватное поведение. Купите погремушку новорожденному ребенку подруги, при походе в гости захватите конфет и пряников. Рассказывайте, что щедрые люди всегда имеют много друзей.
  1. Просите малыша делиться конфетами и предложите привезти бабушке красивую ракушку с моря.
  1. Показывайте всегда, что вы малыша любите и будете на его стороне, что бы ни случилось. Поэтому защищайте его перед посторонними и учите постоять за себя. Не обзывайте сами и не давайте обзывать другим.
  1. Не требуйте делиться чем-либо, если кроха этого категорически не хочет.
  1. Встречая жадных детей, объясняйте малышу, почему именно в той или иной ситуации жадность – излишнее качество.
  1. Если кроха не хочет делиться чем-нибудь, предложите устроить обмен на время игры.
  1. Научите малыша доверять другим детям, расскажите, что игрушка непременно вернется в руки к своему обладателю – то есть вашему ребенку.
  1. Не ругайте кроху, когда постоянно слышите от него слово «мое» . Просто переждите, пока этот возраст пройдет.
  1. Выясните, что могло послужить причиной детской жадности и постарайтесь понять ее.
  1. Когда идете на прогулку, предлагайте крохе брать машинки или пасочки, которые он готов дать поиграть другим.

Почему ребенок не хочет делиться игрушками?

Каждая мамочка не хотела бы, чтобы ее ребенка называли жадиной. Но вам надо учиться вести себя в конфликтах, пока малыш не научится делать это самостоятельно. Вот вы заметили, что ребенок не хочет делиться игрушками, не бросайте на самотек упреки окружающих и встаньте на защиту малыша. Далее по приходу домой вам нужно будет узнать о причинах, спросив их у крохи. Помните, что это его собственность и главная причина жадности. Учите разделять игрушки по принципу: этим делимся, а это не отдаем.

Проявление жадности на прогулке

Постарайтесь на прогулке не отсиживаться в сторонке на лавочке, а принимать активное участие. Даже если кроха играет в песочнице, хорошо было бы присоединиться к другим детям. Вы видите, что другой ребенок – жадина? Не настаивайте, чтобы он отдал пасочку или солдатика вашему малышу. Если же ваш ребенок никак не хочет делиться игрушками, дайте ему время на адаптацию. Пусть он сначала познакомиться с детьми из песочницы, подружится с ними, а после этого сам решит – стоит ли доверять мишку новым приятелям или нет.

Если ваш ребенок совсем не хочет делиться игрушками, учите его на прогулке щедрости. И необязательно для этого играть с другими детьми. Кроха поймет, что дарить что-то весело, когда будет кормить голубей хлебом или он вынесет косточки от ужина собачке. Можете подарить палочку кошке, чтобы не нести ее в дом. Такие поступки постепенно развивают отдачу.

Поведение в конфликтных ситуациях


Кроха отнимает игрушку? Будьте предельно спокойны и не спешите обозвать ребенка жадиной. Просто возьмите за руку и скажите, что так лучше не делать. Если же отбирает чужой ребенок – вы имеет право вмешаться и попросить его вернуть игрушку своему чаду.

Не хочет делиться? Не отнимайте игрушку сами, чтобы дать другим. Иначе разовьете жадность у ребенка и недоверие к вам.

Игрушки лишние? Вы наводите порядок, но кроха устроил истерику и не хочет ничего выбрасывать? Скажите, что позже купите другую, а эти предложите отдать в детский дом. Ребенок не захочет делиться игрушками, если не будет альтернативы.

Дети все переругались между собой? Отвлеките их веселой игрой.

Относитесь к жадности философски и не забывайте хвалить за щедрость. Тогда ребенок поймет, что щедрым быть – верный способ обрести друзей и благосклонность мамы.

Ребенок-жадина

В возрасте двух лет у крохи наступает первый этап психологического развития. Сложности начинаются совершенно внезапно. Еще вчера малышу было абсолютно все равно, кто берет его игрушки, и он с радостью делился всем, что находилось в тот момент у него в руках, как вдруг на подобную просьбу он отвечает «Мое» и прячет игрушку за спину.

После того как ребенку исполнится 3 года, он начнет понимать, что с другими следует делиться. Этот процесс происходит благодаря тому, что он начинает вовлекаться в процесс игры с другими детьми и игрушка становится связующим звеном, которое будет способствовать интересному времяпрепровождению.

Причины детской жадности

Жадные дети после 5 лет требуют особого внимания со стороны взрослых. Но не стоит считать, что если ребенок жадничает, то это не самое лучшее качество станет одной из черт его характера. Взрослые легко путают подобное детское состояние с другими причинами.

Избирательное проявление жадности

В один момент добрый и щедрый малыш вдруг отказывается угостить конфетой незнакомого дядю. Этим человеком, вызвавшим подобные эмоции, также может оказаться кто-либо из родственников. Вероятно, этот человек просто не нравится ребенку или чем-то обидел его накануне, а тут появился шанс показать характер. В подобной ситуации следует проявить правильную реакцию.

Бывает, что следствием подобного поведения является плохое настроение или усталость. В такие моменты лучше не усугублять состояние, а подождать пока малыш успокоится.

Нехватка внимания

В ситуации, когда родители много работают или просто мало уделяют внимания, но пытаются компенсировать нехватку общения игрушками, малыш со временем заменяет недостающие эмоции чем-то другим. Игрушки становятся утешением, предметом любви. Естественно, что он будет нервничать, когда кто-то захочет поиграть ими. Такое поведение требует не наказания, а особого отношения. Следует пересмотреть свое поведение в первую очередь самим родителям и наладить связь с ребенком.

Желание лидерства

В подобной ситуации оптимально будет помочь малышу направить свои лидерские задатки в правильное русло. Следует давать ему задания, за выполнение которых обязательно хвалить, удовлетворяя этим его потребность в признании.

Ревность

С появлением в семье еще одного малыша обычно приступов жадности поначалу не наблюдается. Прогрессировать процесс начинает с того момента, когда братишка или сестренка подрастет. В подобном случае следует понимать причину поведения и проявлять меры относительно ревности. Это поможет нивелировать скупость.

Желание торговаться

Привязанность к вещам

Когда малыш проявляет интерес к накопительству (собирает марки, календари) у него проявляется излишнее привыкание к вещам, и формируется такая черта характера, как педантизм. Не все дети такого типа в перспективе окажутся прижимистыми. При правильном воспитании жадность трансформируется в бережливость.

Застенчивость

Отсутствие налаженного контакта в общении с другими детьми со стороны также выглядит как жадность. Малыш наблюдает за другими, обняв любимую вещь, и чувствует себя спокойнее. Тут следует понимать, что игрушка в данной ситуации - единственный дружелюбный объект для ребенка. Потому на просьбу дать поиграть он ответит отказом.

Способы отучения

Важно понять позицию малыша, поставив себя на его место и представив свою реакцию в ситуации, когда малознакомые люди берут ваши вещи без разрешения или просят ими попользоваться.

Если начинает назревать спор, следует отвлечь ребенка и переключить его внимание.

В случае, когда малыш не желает делиться с другими детьми своими игрушками или взял чужие и не хочет отдавать, следует вспомнить основные правила поведения.

Заключение

Период жадности у детей - это один из эпизодов взросления, который необходимо пережить. Родители способны помочь в этом, главное помнить, что малыш имеет полное право охранять свои вещи. Важно прислушиваться к нему и придерживаться золотой середины.

Многие дети, особенно младшего возраста, с трудом расстаются со своими игрушками и ни в какую не хотят ими делиться. Походы на детские площадки для многих мам превращаются в нескончаемые попытки разнять малышей, один из которых хочет воспользоваться чужой вещью, а другой отстаивает свои права. Как правильно вести себя в таких ситуациях? Нужно ли ругать ребенка, если он жадничает? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

В зависимости от возраста малыша, нежелание делиться может рассматриваться по-разному.

    1-2 года. В этот период у ребенка еще не сформированы понятия своего и чужого. Он только учится говорить «нет», если ему что-то не нравится.

    2-3 года. Именно этот возраст можно назвать «пиком жадности». Малыш воспринимает вещи как продолжение себя, поэтому осознанно отстаивает свои границы. Ребенок уверен, что игрушки никто не имеет права брать без его согласия. Дети этого возраста еще не всегда не могут выразить свои мысли словами, поэтому часто применяют физическую агрессию (толкаются, отнимают, бросаются чем-либо).

    3-4 года. Трехлетки также в большинстве случаев не желают делиться, но уже вполне способны объяснить свое недовольство на словах.

Важно научить ребенка защищать свои интересы. Взрослые, которые не умеют отказывать, часто испытывают трудности в общении, чувствуют себя беспомощными и ведомыми.

    4-5 лет. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Четырехлетние дети начинают использовать обмен игрушек как способ установить контакт. Объясните малышу, что жадничать из вредности нехорошо, потому что другим детям не нравится такое поведение.

    5-7 лет. Обычно к этому возрасту дети спокойно делятся игрушками или могут аргументировать свое нежелание кому-то их давать. Если ребенок старшего дошкольного возраста часто жадничает, возможно, это признак наличия внутренних переживаний. Например, такая ситуация может возникнуть, когда в семье появляется младший ребенок, и старшему уделяется недостаточно внимания.

То, что взрослые обычно называют жадностью, в большинстве случаев является естественным желанием ребенка отстоять свою собственность.

Часто взрослые просто заставляют малыша отдать свою игрушку другому ребенку из соображений вежливости и даже ругают за малейшее проявление жадности, обосновывая это тем, что «жадничать нельзя», «нужно делиться с другими», «ты все равно сейчас не играешь с этой машинкой»). Для крохи такое объяснение является пустым звуком, он просто не понимает, почему он должен отдать кому-то свою вещь, даже если сам он не пользуется ей в данный момент.

Взрослые и дети по-разному оценивают значимость той или иной вещи. Не заставляйте ребенка делиться, пусть даже незначительной и малопривлекательной, на ваш взгляд, игрушкой. Для малыша она может значить очень многое, поэтому лишившись ее, он будет чувствовать несправедливость и беспомощность.

    Влияние семьи. Такие фразы, как «если ты сейчас же не уберешь свои игрушки, мы отдадим их другим детям» или «не бери эту куклу на площадку, тебе ее сломают», провоцируют детей на жадность. Подобные высказывания могут восприниматься малышом слишком буквально (он будет думать, что у него обязательно что-то отнимут, поэтому нужно изо всех сил защищать свое имущество). Также стоит опасаться фраз-ярлыков («ты жадина!»), так как они навязывают малышу соответствующую модель поведения на бессознательном уровне.

    Недостаток внимания и любви. В семьях, где родители привыкли выражать свою заботу о малыше с помощью материальных ценностей (новые игрушки, походы в развлекательные центры), при этом пренебрегая простой человеческой лаской и теплотой, дети обычно склонны проявлять жадность.

    Избыток любви и внимания. Другой крайностью является такой стиль воспитания, при котором выполняются все прихоти малыша. Ребенок привыкает к тому, что он «центр вселенной», и ему сложно делить что-либо с другими детьми.

    Ревность. С появлением в семье младшего ребенка, родители зачастую настаивают, чтобы старший делился с ним своими игрушками. В результате малышу может показаться, что его стали любить меньше. Обида провоцирует агрессию и приступы жадности.

    Застенчивость. Застенчивые дети часто бывают одиноки, а игрушки приобретают для них особую значимость, буквально становясь их друзьями.

    Недоверие и антипатия. Если малыш не хочет делиться чем-либо только с определенным ребенком или кругом сверстников, возможно, он просто ему не нравится.

    Чрезмерная бережливость. Некоторые дошкольники сильно переживают за сохранность своего «имущества», поэтому не могут никому позволить пользоваться своими вещами.

Не забывайте, что дети во многом копируют поведение родителей и других близких взрослых. Старайтесь показывать своему чаду положительный пример.

Если ребенок уже достаточно взрослый и осознает, что жадность мешает его взаимоотношениям со сверстниками, но при этом у него сильно развито чувство собственности, родителям следует обратить особое внимание на данную проблему. Чтобы «вылечить» жадность, специалисты рекомендуют придерживаться следующих принципов:

    Уделяйте малышу достаточно внимания. Важно установить теплый эмоциональный контакт с ребенком: вместе играйте, гуляйте, читайте книжки, беседуйте друг с другом.

    Не стоит чрезмерно баловать ребенка;

    Учите его проявлять заботу об окружающих (на собственном примере, а также с помощью бесед, игр, чтения книг и просмотра мультфильмов);

    Не ругайте малыша за жадность, особенно при свидетелях. Не стоит запрещать крохе защищать свое «имущество», так он научится отстаивать свои интересы, но нужно научить его делать это приемлемым способом;

    Не сравнивайте его с другими детьми;

    Хвалите за щедрость;

    Проговаривайте ребенку, как радуется малыш, с которым он поделился и как расстроился кроха, которому не дали поиграть с игрушкой;

    Если ребенок злится, спокойно объясните ему, какие чувства он испытывает и почему;

    Акцентируйте внимание малыша на том, что он отдает свою вещь ненадолго, и он обязательно скоро получит ее назад;

    Научите малыша меняться игрушками;

В ситуациях, когда дети не могут поделить игрушку, взрослым важно сохранять спокойствие. Позвольте малышу самому попробовать решить проблему и вмешивайтесь только в крайних случаях.

Примерно в двухлетнем возрасте ребенок начинает осознавать, что есть вещи, которые принадлежат только ему: кроватка, игрушки, горшок и так далее. Так как малыш воспринимает эти предметы как продолжение себя, чьи-либо попытки завладеть ими воспринимаются ребенком как посягательство на него самого. Жадность в младшем дошкольном возрасте – это нормально и естественно. По мере взросления у ребенка меняется система ценностей, и на первый план выходят отношения со сверстниками. Малыш начинает понимать, что делиться - приятно и выгодно. Но иногда ребенку требуется помощь, чтобы «перерасти» желание безраздельно обладать чем-либо.

Заключение

Лучшей профилактикой детской жадности являются теплые взаимоотношения внутри семьи, положительный пример родителей, а также большой опыт общения со сверстниками. Посещая групповые развивающие занятия в Монтессори-центре «Созвездие», малыши учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом. Ждем Вас в нашем клубе!

Жадина-говядина, солёный огурец, на полу валяется, никто его не ест.... Эта дразнилка, еще каких-то 20-40-60 лет назад, накрепко привязывалась к каждому ребенку, который "зажал" игрушку, решение домашнего задания или вкусный бутерброд. "Ты что, жадина?" - презрительно кривились мы и вкладывали в эти слова всю неприязнь, на которую была способна наша маленькая душа. Неудивительно, что сегодня, видя жадность своих детей, мы сразу же внутренне вздрагиваем: что делать? как отучить ребенка быть жадным? как научить ребенка делиться? И еще не догадываемся, что махнув рукой на жадность ребенка, мы лишаем его нормальной базы для будущего развития и становления.

Почему дети жадные? Какова природа чрезмерной жадности ребенка?
Почему важно научить ребенка не быть жадным, уметь делиться с другими игрушками, едой, предметами?
Что делать, если обнаруживается жадность в ребенке? Как научить ребенка делиться?

Мы выросли в обществе, где жадность считается плохим качеством характера. Делиться с другими, даже последним, отдать последнюю рубаху - это ценности, которые глубоко сидят в нас на ментальном уровне . И хотя все мы выросли, и каждый стал отдельным взрослым человеком, который зарабатывает деньги и тратит исключительно в свою пользу, все же видя жадность, особенно, неприкрытую, какая она бывает у маленьких детей, нас коробит. Что делать? - мучительно ищем подсказку мы и часто остаемся один на один с проблемой.

Ребенок 5 лет, очень жадно ест. Такое ощущение, что она боится, будто бы у нее эту еду отнимут. Правда, это если что-то вкусненькое, на манную кашу у нее другая реакция. А вот дай ей шоколадных конфет, так хватает, запихивает в рот с пальцами, по сторонам оглядывается, не жует - глотает. Ну как отучить от жадности ребенка?

Ребенок 2 года , дала ему в песочнице печенье и говорю: "Поделись с Сашей, он тоже хочет". Мой пошел и дал мальчику печенье, я сижу, умиляюсь, какой молодец. Но вот Саша взял печенье и собирается его кушать, а мой - аж подскочил - кинулся к нему и давай изо рта вытаскивать, да еще крик поднял такой, что нельзя вынести. Удивительно, другая девочка подошла к моему и дала свою конфету. Сама! Никто ее не просил! Ну, вот как у других дети не жадные, а у меня такая жадина растет.

Стоп. Без паники. Давайте разбираться. Жадность - это не какой-то странный недуг, которым дети заболевают ни с того, ни с сего. Это понятие можно абсолютно четко и понятно объяснить через системно-векторное мышление , более того, определить какие дети более склонны к жадности, а какие - менее. Разобраться, почему жадность губительна для человека. И самое главное понять, каким образом можно приучить ребенка делиться с другими.

Категории "наше, общее" - не понятно малышу. И это нормально - 2-х летка не ощущает внешнее, как нечто отдельное. "Дай! Мое! Мне!" - вот лозунги маленького ребенка. Дети по природе своей эгоистичны и все, что есть вокруг них, они хотят получать себе и безраздельно. Все внимание мамы, все игрушки в доме, все варенье бабушки.

Взрослая жизнь - прямо противоположна детству. Мы можем реализоваться, ощущать счастье, не просто живя в паре, работая в коллективе, а еще и отдавая другим людям частичку своей работы, любви. На работе только вместе с другими мы создаем нечто важное и нужное опять же для людей. В семье муж и жена должны создать гармонию между собой , чтобы хорошо жить и воспитывать детей. Человек - не отдельная единица, а частичка целого общества. Живя в одиночестве, отрываясь от других, мы испытываем самые большие страдания. Вот почему так важно научить ребенка делиться с другими - это и есть правильное ощущение себя в обществе. Получив эту способность на самом примитивном уровне, например, научившись делиться пищей в 2-3 года, он получает правильную базу для всей жизни. На ней в будущем можно построить любую реализацию: и в семье, и в коллективе, и в социуме. Без этой базы, не умея отдавать другим, будучи жадным в самом простом, уже нет возможности стать по-настоящему счастливым человеком. Потому что, не умея делиться с другими, невозможно и создать что-то для других. Не в силах отдать кусочек печенья для друга, можно ли создать самолет, построить мост, вообще трудиться над чем-то во благо других, а не себя? Можно: за зарплату, из ответственности, из чувства долга. Но по-настоящему наслаждаясь, получая удовольствие от жизни, можно только научившись отдавать от себя и ощущать, как это приносит радость другим.

Как отучить от жадности ребенка?

Ожидать от ребенка, что он сам по себе перестанет хотеть "для себя" и начнет "делиться с другими" - бесполезно. Особенно, если вначале детскую жадность всячески поддерживать - задаривая дорогими игрушками и запихивая в рот еду насильно . А ведь есть и такие родители, которые вручая ребенку новую игрушку, обязательно приговаривают "Не давай другим, испортят и поломают, а я тебе новую не куплю..." Не удивительно, что в результате время идет, а жадность только усиливается.

Для того, чтобы отучить от жадности ребенка, не обязательно заводить братика или сестричку, хотя, конечно, дети в многодетных семьях от природы получают эту прививку - умение делиться. Но даже если так случилось, что в семье один ребенок - это вовсе не значит, что на нем можно поставить клеймо - жадный и точка. Ребенок может делиться с мамой и папой, дедушкой и бабушкой, соседями, друзьями в детском садике. Во взрослой жизни нас окружает множество людей, с которыми мы пребываем в неродственных отношениях, но нам необходимо с ними взаимодействовать, поэтому зацикливать ребенка только лишь на братике и сестричке - это ограничение. Научить делиться необходимо не по родственному принципу, а по человеческому.

Еще наши бабушки и дедушки, с самого раннего возраста приучали ребенка делится. Давали краюшку хлеба и говорили: не ешь сам, поделись с мамой, с братиком, с другом. Лучше всего не только научить ребенка отдавать то, чем уже сам наигрался или то, что уже не хочется самому кушать, а пойти дальше - дать ему навык делиться последним, тем, чего самому не хватает. Не просто отдать одну вафлю, когда у самого остается целая пачка, а подарить единственную конфету другу, оторвав ее от себя, не съев, но при этом насладиться тем, что ею насладился другой. Счастье, которое мы получаем, отдавая другому, несоизмеримо больше, чем когда поглощаем в себя. Маленький ребенок легко поймет это, если действовать мягко и правильно, а не насильно и заставляя.