Именные иконы. Именины даниила по церковному календарю Святой даниил в православии

С вятой благоверный князь Московский Даниил был младшим сыном святого благоверного великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского (+1263; память 23 ноября и 30 августа) и первенцем его второй супруги праведной княгини Вассы.

Родился святой Даниил в 1261 году во Владимире-на-Клязьме, получив при крещении имя в честь преподобного Даниила Столпника, память которого совершается 11 декабря. Впоследствии этот факт получил своеобразную символическую интерпретацию. Дело в том, что 11 декабря - самый короткий (7 часов 1 минута) для Москвы световой день, после которого ночь становится короче, а день прибывает. Это обстоятельство воспринималось как предзнаменование того, что со дней благоверного князя Даниила Москва и Русь начнут возвышаться.

О годах, проведенных Даниилом в отеческом доме, летописи сообщают немного. Известно только, что воспитан он был в благочестии и страхе Божием. В двухлетнем возрасте святой Даниил лишился отца, и уже десятилетним отроком вступил в княжение: по жребию между сыновьями святого Александра Невского ему досталось Московское княжество, в то время маленькое и незначительное.

Святой князь Даниил возобновил разрушенную ханом Батыем (в 1238 г.) деревянную крепостную стену, которой был обнесен Боровицкий холм, тем самым продолжив формирование московского Кремля. Здесь же, на месте, где некогда жил отшельник Вукол, святой князь Даниил воздвиг деревянный храм в честь Преображения Господня - Спас на Бору (в 1330 г. заменен каменным).

За Москвой-рекой, на ее пологом берегу, в 5-ти верстах от Кремля, святой князь Даниил основал (не позднее 1282 г.) первый в Москве мужской монастырь и в нем - деревянную церковь во имя своего Небесного покровителя преподобного Даниила Столпника. Летописи сообщают, что Данилов монастырь содержался при жизни благоверного князя на его собственные средства. Для помощи в ведении монастырского хозяйства князь разместил вокруг несколько крестьянских домов, которые послужили началом Даниловской слободе, старейшему из московских районов.

В 1300 году по повелению благоверного князя Даниила на крутом берегу Москвы-реки (на Крутицах), также в 5-ти верстах от Кремля, был основан храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который освятил епископ из Греции Варлаам, странствовавший тогда по России со святыми мощами. Он поселился в архиерейском доме, устроенном князем рядом с храмом, и потому стал называться епископом Крутицким (не по епархии, которой не имел, а по названию местности).

Все эти замечательные начинания свидетельствуют об особой роли благоверного князя Даниила в возвышении Москвы. С 1147 по 1272 год шесть князей русских, сменяя друг друга, владели Московским княжеством, но лишь с начала правления святого Даниила начинается возвышение стольного града Москвы.

Среди дошедших до нас свидетельств об основополагающей роли князя Даниила как инициатора расширения и укрепления столичного града особо выделяются слова автора его Жития митрополита Платона (1737-1812): «сей-то первоначальный основатель [святой благоверный князь Даниил] положил начало нынешнему величию [Москвы], проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо, как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Данииловичу, прозванному Калитой, который, будучи истинным подражателем добродетелей своего знаменитого, но кроткого и любезного родителя, возвел уже сей град на высшую ступень славы и могущества».

В период княжения святого Даниила Московского попущением Божиим Россия вынуждена была признавать над собой власть Золотой Орды. Многие русские князья, пребывавшие в междоусобной вражде, прибегали к помощи ордынских ханов. Благоверный же князь Даниил в течение всего своего 30-летнего правления воздерживался от участия в междоусобных распрях. Своим благочестием, стремлением к миру, кротостью и милосердием, заботой о пользе своих подданных он снискал уважение не только у соседей, в том числе у старших братьев, но и у ордынских ханов.

Если и приходилось князю Даниилу браться за оружие, то лишь для усмирения вражды и установления мира. Когда рязанский князь Константин Романович призвал в помощь одного из татарских ханов и готовился напасть на московские земли, князь Даниил выступил в поход на Рязань.

Разбив татарский отряд (это была первая победа над татарами), он воздержался от захвата рязанского княжества, хотя это и было обычным явлением в те времена. Привезенного в Москву князя рязанского Константина Романовича святой Даниил содержал с подобающей честью до тех пор, пока раскаяние пленника не привело к заключению мира.

Во время страшного татарского набега на Москву благоверный князь Даниил, памятуя о том, к чему обязывало его звание, не покинул своего города, хотя и имел возможность укрыться у своего любимого племянника - переяславского князя Иоанна.

Сердца своих воинственно настроенных братьев святой Даниил Московский смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывами к миру и оставлению вражды, делами своими воплощая Евангельские слова: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Лк. 6, 27).

Эти высокие его качества побудили общий совет князей великорусских в 1296 году передать власть и достоинство великого князя всея Руси и знаки этого достоинства (крест с частицей Животворящего Древа, шапку, скипетр, державу, золотую цепь, порфиру и виссон) святому князю Даниилу Московскому.

В 1302 году бездетный князь Переяславля-Залесского Иоанн завещал свое княжество во владение московскому князю Даниилу, которого очень любил за доброту. Брат благоверного князя Даниила, властолюбивый князь Андрей Александрович, претендуя как старший в роде на Переяславль, послал туда своих наместников. Встреченные возмущением переяславцев, они вынуждены были удалиться.

Присоединение переяславской земли, Коломны и Можайска способствовало дальнейшему укреплению Московского княжества.

4 марта 1303 года, около 42 лет от роду, святой князь Даниил преставился ко Господу. Перед смертью он принял схиму. Согласно завещанию, святой Даниил был погребен сыновьями в Даниловом монастыре, на кладбище близ храма, среди могил почивших иноков этой обители. Благоверный князь Даниил оставил пятерых сыновей: Георгия (впоследствии князя Переяславского), Бориса (князя Костромского), Александра (князя Вологодского), Афанасия (князя Новгородского) и Иоанна (великого князя Московского, прозванного Калитой).

В 1330 году, через 27 лет после кончины князя Даниила, его младший сын - князь Иоанн Калита (1325-1340), унаследовавший Москву, перевел Даниловскую обитель в Кремль. По имени кремлевского храма, Спаса на Бору, монастырь стал именоваться Спасским, (В 1490 году, при великом князе Иоанне Васильевиче, эта же обитель, которой стало тесно в Кремле, переехала на новое место, расположившись в Крутицах, а монастырь получил наименование Ново-Спасского.)

Между тем древние постройки самого Данилова монастыря постепенно ветшали. Но святой Даниил незримо охранял свою обитель.

«Степенная книга» повествует о трех напоминаниях благоверного князя о себе. Во время правления Иоанна III святой Даниил явился одному придворному юноше, проезжавшему мимо монастыря, и сказал ему: «Рцы великому князю Иоанну - се убо сам всячески себя утешаеши, меня же почто забвению предал еси?» Иоанн Васильевич с того времени установил петь соборные панихиды о своих почивших родственниках.

При Василии Иоанновиче (сыне Иоанна III) проходил мимо монастырского кладбища боярин Василий Шуйский. Некий человек, видя, что Шуйский намеревался сесть на своего коня с могильного камня, предупредил, что под этим камнем лежит великий князь Даниил. Шуйский же, видя худость и запустение этого места, ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним вздыбился и Шуйский упал на землю, чуть живой. Раскаявшись в своей дерзости, он повелел отслужить панихиду о благоверном князе Данииле.

При Иоанне Грозном умирающий сын одного купца получил исцеление у могилы святого князя Даниила. Царь, удивленный чудесами, возобновил древний Данилов монастырь, собрал иноков и построил в 1550- 1560 годах каменную церковь во имя святых отец Седми Вселенских Соборов взамен ветхой деревянной.

30 августа 1652 года царь Алексей Михайлович, по откровению явившегося ему святого князя Даниила, прибыл вместе с Патриархом Никоном и священным Собором в Данилов монастырь. Обретенные мощи благоверного князя оказались нетленными. Впоследствии они были положены в серебряную раку, от которой происходило немало исцелений.

Тогда же благоверный Даниил был причислен к лику святых, чтимых Русской Церковью.


Святой благоверный князь

Даниил Московский

Святой благоверный князь Даниил Московский является родоначальником московской линии Рюрикови-чей : московских князей и царей. Он жил в конце XIII века, в один из самых мрачных периодов русской истории, когда не столько Золотая Орда , сколько междоусобные войны за княжеские престолы опустошали родину и губили народ.

Князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым и младшим сыном великого князя Александра Ярославича Невского и праведной княгини Вассы, дочери Брячислава, князя Полоцкого. В два года Даниил лишился отца (его отец отправился в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; на обратном пути святой благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце (Нижегородской губернии) 23 ноября 1262 года) . Вскоре скончалась и его мать (время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в соборе Владимирского Успенского (Княгинина) монастыря, и окрестные жители почитали ее праведной) . Так святой Даниил рано остался сиротой и долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего.

Мальчик рос кротким и незлобивым. В храм он всегда брал горсть монет и с щедростью раздавал их после службы нищим и страждущим на паперти. Подобно отцу своему, святому князю Александру Невскому , Даниил возлюбил Божий храм, молитву и церковное пение. Как будущий правитель Даниил был обучен светским наукам, воинскому искусству и делу управления подданными.

Когда Даниилу исполнилось 10 лет, в 1272 году, его братья выделили ему для княжения бедное и незначительное Московское княжество - худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами. Но отрок - князь и сим уделом оставался доволен, не домогаясь большего.

Уже в 1272 году он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла. Затем благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм во имя своего покровителя, преподобного Даниила Столпника и при нем монастырь. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам он стал первым Великим Князем Московским.


Неспокойно было на Руси. В те времена, когда разгромленная и порабощённая татарами Русь, раздираема ещё была и княжескими междоусобицами. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие.

Великим миротворцем был Даниил, но по нужде, доблестно защищал своё княжество.

В 1283 году его старшие братья Андрей и Димитрий схватились за право княжения во Владимирской земле. Дело дошло до столкновения: войска братьев сошлись у города Дмитрова. Князь Даниил поспешил со своим войском в лагерь брата Андрея, и князь Димитрий, почувствовав силу, согласился на заключение мира.

К сожалению, Андрей забыл этот урок и в 1293 году предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем (" Дюденева рать "), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Тогда святой князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Даниил не покинул свой народ в это тяжёлое время. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.

Поддерживаемый татарами князь Андрей стал править во Владимире. Вскоре, ссоры вновь разгорелись между князьями. Князь Андрей пошёл с войском на Переяславль-Залесский. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1296 г. выступить сильной ратью в союзе со своим дядей, тверским князем Михаилом, против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило, и кровопролития удалось избежать. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду - и благодушно простил ему его злой поступок. Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя.

В 1301 году в городе Дмитрове собрался съезд всех князей русских. Внук Александра Невского, сын старшего брата Димитрия, племянник Даниила, князь Переяславский и Дмитровский Иван принял в Дмитрове могущественных соседей - князей Андрея Владимирского, Михаила Тверского и Даниила Московского. На этом собрании святой Даниил убедил всех помириться и прекратить все междоусобицы. А его племянник, князь Переяславля-Залесского, Иван Димитриевич так любил своего дядю Даниила, что не только не оспоривал у него титула Великого Князя, но и свою отчину - Переяславскую область - одно из сильнейших тогда княжеств - в 1302 году, умирая бездетным, завещал в собственность своему любимому дяде Даниилу Александровичу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

В 1301 году, когда Рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском на Рязанского князя, разбил неприятеля, взял Константина в плен и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. Московский князь оказал милость своему пленнику: Константин жил в Москве, словно гость, ему присылались угощения с княжеского стола, воздавались почести согласно его титулу. Победа над рязанским князем ещё раз показала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. По примеру своего отца святого Александра Невского он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в основанной им обители в честь преподобного Даниила Столпника, впоследствии получившей название Московского Данилова монастыря. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на братском монастырском кладбище.

После кончины его преемниками великокняжеской власти и титула был не брат или племянник его, но сын Иоанн Даниилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году - в течение 300 лет. Царствующий благословенный Дом Романовых не совсем чужд роду Святого Даниила, имея роднёю супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну; так в благословенном роду Святого и блаженного Даниила сохраняется царственное достоинство более 600 лет.

Святые мощи св. Даниила Московского

Честные мощи святого князя Даниила находи-лись под спудом почти 350 лет.

В 1652 году царь Алексий Михайлович (1645—1676) по повелению явившегося ему благоверного князя Даниила совершил торжественное открытие мощей святого. 30 августа патриарх Никон с собором епископов и царь Алексий Ми-хай-лович с придворными открыли могилу благоверного князя и обрели честные мощи нетленными. В то же время среди многочисленного народа произошло немало чудесных исцелений. Святые мощи были торжественно пе-ренесены в монастырский храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов и положены в специально приготовленной деревянной гробнице напротив правого клироса. Тогда же благоверный князь Даниил был причислен к лику святых и ему было установлено общецерковное празднование 4/17 марта — в день блаженной кончины и 30 августа/12 сентября — в день обретения нетлен-ных мощей.

Святые мощи угодника Божия Даниила со времени перенесения их в церковь открыто почивают в особой раке. (В особом золотом ковчежце на груди св. Даниила почивает и частица святых мощей отца его, святого благоверного Великого Князя Александра Невского).

Ныне существующая рака устроена в 1817 году из серебра, весом более двух пудов и в клеймах правой стороны имеет тропарь и кондак святым. Прежняя же рака святых мощей была похищена в 1812 году французами, святые же мощи не были повреждены. В 1917 году мощи святого Даниила были перенесены в Троицкий собор Данилова монастыря и установлены под сенью у северно - восточного столпа, в 1929 году рака вернулась в храм святых Отцов семи Вселенских Соборов.

В 1930 году Данилов монастырь был закрыт и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних. 7 октября 1930 года во время всенощного бдения мощи святого Даниила были перенесены в действующую приходскую церковь Воскресения словущего, расположенную рядом с обителью. Судьба святых мощей после закрытия этого храма в 1932 году неизвестна.

Сохранились частицы мощей Даниила Александровича. Одна частица, принадлежавшая некогда архиепископу Феодору (Поздеевскому), 29 мая 1986 г. была передана в Данилов монастырь из США. Другую частицу вернул обители 17 марта 1995 г. живший в США протоирей И. Мейендорф, получивший ее от академика Д. С. Лихачёва, которому ковчежец со святыней передал на хранение профессор И. Е. Аничков с наказом вернуть Церкви в благоприятное время. Аничков получил частицу мощей Даниила Александровича в 1929 г. от неизвестного по имени архиерея в одном из северных городов России, где оба отбывали ссылку.

В настоящее время металлическая позолоченная рака с частицей мощей святого Даниила Александровича находится в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов (под северной аркой, ведущей в придел во имя святого Даниила Александровича) , над ракой установлена резная деревянная сень. Ковчег с частицей мощей находится также в Троицком соборе монастыря. Кроме того, в обители имеется несколько икон с частицами мощей святого князя Даниила.

Особую славу и почитание принёс блаженному князю Даниилу основанный им Свято-Данилов монастырь . По Божию Промыслу именно Свято-Данилов монастырь стал первым монастырём, возрождённым после тяжких лет большевистских гонений на Церковь.

Во второй половине XVII века монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями. В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия.На территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ, на котором обрели упокоение многие церковные иерархи, а также деятели культуры.С 1917 по 1930 год настоятелем Данилова монастыря был епископ Феодор, вокруг которого группировались клирики и верующие, не принимавшие новой безбожной власти. Но официально монастырь был закрыт уже в 1918 году.В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, и там вплоть до 1983 года размещалась колония для несовершеннолетних.В 1983 году монастырь в ужасном состоянии был возвращен Церкви.

Всего за 5 лет там были проведены колоссальные строительно-реставрационные работы, и к 1988 году, к празднованию тысячелетия Крещения Руси, Свято-Данилов монастырь вновь засиял во всей красе.

Сейчас монастырь является одним из крупнейших духовных центров России. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси. На территории обители располагается резиденция Его Святейшества Патриарха Кирилла.

Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся о благостоянии града Москвы и о всей России, а также о благополучии в собственном доме, о благословении жилища, об улучшении жилищных условий.

Князь Даниил происходил из одного из самых прославленных княжеских родов Руси. Его отец - святой благоверный великий князь Александр Невский, выдающийся защитник земли Русской. Даниил Александрович родился в 1261 году и очень рано остался сиротой: в 1263 году, возвращаясь из Орды, скончался его отец, а затем умерла и мать. При разделе отеческого наследства князю Даниилу, как младшему, досталось самое малое и бедное из всех княжеств - Московское.

Князь Даниил, помня слова своего отца о том, что Бог не в силе, а в правде, правил мирно и богобоязненно, с любовью к Богу, людям и Церкви. Миролюбие в те годы было самым необходимым и редким качеством для правителя. Святой Даниил многократно примирял враждовавших князей, даже тогда, когда они вооружались и восставали против него.

Кроткого и миролюбивого московского правителя любили и уважали современники. К Москве потянулись люди из других княжеств - бояре, ремесленники, земледельцы… Князь Даниил гостеприимно встречал всех, кто искал приюта. Каждому новоприбывшему он находил дело по его призванию и всегда заботился о своих подданных. Стали расти новые села, умножаться крестьянские хозяйства, возрождаться ремесла. Такая позиция обеспечила московскому князю значительную популярность на Руси, но не уберегла Москву от разорения.

В 1293 году его брат, князь Андрей Александрович, отличавшийся властолюбием, тайно привел из Золотой Орды на Русь татарское войско, которое разорило многие русские города и подошло к Москве. Князь Даниил решился на нелегкий шаг: чтобы спасти людей от погибели, он впустил татар в Москву, но при этом сам не покинул города, а разделил с народом все тяготы разорения и разбоя. Он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы. Святой князь Даниил простил старшему брату его вероломство.

За 30 лет княжения князь Даниил только один раз участвовал в военных действиях. В 1300 году, когда рязанский князь Константин собрался напасть с помощью одного татарского князя на московские земли, князь Даниил, предупредив вторжение врагов в пределы своего княжества, выступил в поход и разбил татарский отряд у Переяславля Рязанского, но не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли и взять богатую добычу. Он явил удивительный пример истинного братолюбия: взяв в плен князя Константина, князь Даниил содержал его в Москве не как пленника, а с честью, как гостя.

Он никогда не стремился захватывать чужие земли ни силой, ни коварством. И за эту добродетель Господь Сам расширил границы его владений. В 1302 году переяславский князь Иоанн, племянник князя Даниила, любивший и почитавший своего дядю, умирая бездетным, передал свои владения московскому князю. Переяславское княжество (ныне Переславль-Залесский) было в то время вторым после Ростова Великого по числу людей, но святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу. Присоединение Переяславских земель к Москве выдвинуло московское княжество в число наиболее значительных. Этим было положено начало объединению русских земель вокруг Москвы в единую мощную державу.

Управляя государством «с кротостию и мудростию в богоугодных добродетелях», святой благоверный князь Даниил достиг конца своего земного пути. 17 марта 1303 года, на 42-м году жизни, он по примеру своего отца, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, преставился ко Господу. О великом христианском смирении князя говорит и то, что погребен он был даже не в храме основанного им Данилова монастыря, а по его завещанию на общем монастырском кладбище.

30 августа 1652 года мощи святого Даниила Московского были обретены нетленными, а в 1791 году он был канонизирован Русской Православной Церковью. Ковчеги с частицами мощей сегодня находятся в соборах Троицком и Святых отцов семи Вселенских Соборов Данилова монастыря. Память князю Даниилу совершается дважды в год - в день праведной кончины 4/17 марта и обретения мощей 30 августа / 12 сентября.

Святой благоверный князь Даниил рано остался сиротой, ему досталось самое худшее наследие, он испытал все трудности того страшного для русского народа времени, но Господь даровал ему иные богатства - сердечную кротость, незлобие и миролюбие. Именно эти христианские добродетели послужили прочным основанием для создания будущего могучего московского царства, Государства Российского.

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровым была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462-1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон († 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".

Иконописный подлинник

Краткое житие благоверного князя Даниила Московского

Ро-дил-ся в 1261 го-ду и был чет-вер-тым сы-ном свя-то-го ве-ли-ко-го кня-зя Алек-сандра Нев-ско-го. В жиз-ни св. бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил от-ли-чал-ся бла-го-че-сти-ем, кро-то-стью и ми-ро-лю-би-ем.

Во все дни его жиз-ни ни-кто не на-нес ущер-ба дер-жа-ве его, и сам он не по-ку-шал-ся на-си-ли-ем при-об-ре-тать чу-жие об-ла-сти, бла-го-да-ря Бо-га за дан-ное ему в жре-бий бла-го-сло-вен-ное на-сле-дие - дер-жа-ву пре-слав-но-го гра-да Моск-вы. Со вре-мен бла-жен-но-го кня-зя Да-ни-и-ла честь и сла-ва пер-во-кня-же-ния и пер-во-свя-ти-тель-ства на-ча-ли при-бли-жать-ся к бо-го-лю-би-во-му гра-ду Москве. В 1302 г. Мос-ков-ское кня-же-ство уве-ли-чи-лось за счет мир-но-го при-со-еди-не-ния Пе-ре-я-с-лав-ско-го кня-же-ства. Од-на-ко св. князь не услаж-дал-ся вла-сто-лю-би-ем, но, ограж-да-ясь стра-хом Бо-жи-им, пре-успе-вал в бра-то-лю-бии.

Бо-го-угод-но гос-под-ствуя в Мос-ков-ских пре-де-лах, св. князь Да-ни-ил по-стро-ил за Моск-вой-ре-кой мо-на-стырь, ко-то-рый стал на-зы-вать-ся по его име-ни Да-ни-лов-ский. В этом мо-на-сты-ре сам князь при-нял ино-че-ское по-стри-же-ние. При-няв схи-му, св. бла-го-вер-ный князь на 42 го-ду жиз-ни мир-но ото-шел ко Гос-по-ду 4 мар-та 1303 го-да. 30 ав-гу-ста 1652 го-да мо-щи его бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми.

Бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил Мос-ков-ский, сын бла-го-вер-но-го кня-зя Алек-сандра Нев-ско-го, скон-чал-ся 4 мар-та 1303 го-да. 30 ав-гу-ста 1652 го-да мо-щи его бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ны-ми. Све-де-ния о нем по-ме-ще-ны 4 мар-та.

Полное житие благоверного князя Даниила Московского

Свя-той бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил Мос-ков-ский ро-дил-ся во Вла-ди-ми-ре в 1261 го-ду. Он был чет-вер-тым сы-ном свя-то-го Алек-сандра Яро-сла-ви-ча Нев-ско-го (па-мять 30 ав-гу-ста и 23 но-яб-ря) и пра-вед-ной Вас-сы. Двух лет от ро-ду он ли-шил-ся от-ца. Вре-мя пре-став-ле-ния его ма-те-ри в ле-то-пи-сях не ука-за-но, из-вест-но толь-ко, что по-гре-бе-на она в церк-ви в честь Рож-де-ства Хри-сто-ва во Вла-ди-мир-ском Успен-ском мо-на-сты-ре (Кня-ги-нин мо-на-стырь) и у окрест-ных жи-те-лей по-чи-та-лась пра-вед-ной.

В 1272 го-ду бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил по-лу-чил до-став-ший-ся ему по раз-де-лу го-род Моск-ву с при-ле-га-ю-щи-ми зем-ля-ми. Бла-го-вер-ный князь по-стро-ил на бе-ре-гу Моск-вы-ре-ки храм (и при нем мо-на-стырь) в честь сво-е-го те-зо-име-ни-то-го по-кро-ви-те-ля, пре-по-доб-но-го Да-ни-и-ла Столп-ни-ка (па-мять 11 де-каб-ря). Мос-ков-ское кня-же-ство бы-ло в те вре-ме-на ма-лень-ким и неза-вид-ным. Воз-му-жав-ший бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил укре-пил и уве-ли-чил его, но не пу-тем неправ-ды и на-си-лия, а ми-ло-сер-ди-ем и ми-ро-лю-би-ем. Неспо-кой-но бы-ло на Ру-си. Меж-до-усо-би-цы меж-ду удель-ны-ми кня-зья-ми бы-ли по-сто-ян-ны-ми. И ча-сто, бла-го-да-ря бла-го-вер-но-му кня-зю Да-ни-и-лу, его неустан-но-му стрем-ле-нию к еди-не-нию и ми-ру на Рус-ской зем-ле, уда-ва-лось предот-вра-тить кро-во-про-ли-тие. Ко-гда в 1293 го-ду его брат, ве-ли-кий князь Ан-дрей Алек-сан-дро-вич, вме-сте с при-зван-ны-ми из Ор-ды та-та-ра-ми во гла-ве с Дю-де-нем («Дю-де-не-ва рать») опу-сто-шил рус-ские го-ро-да: Му-ром, Суз-даль, Ко-лом-ну, Дмит-ров, Мо-жайск, Тверь, бла-го-вер-ный князь ре-шил-ся впу-стить их в Моск-ву, чтобы спа-сти на-род от ги-бе-ли. Сил для от-по-ра не бы-ло. Вме-сте со сво-им на-ро-дом князь пе-ре-жи-вал тя-го-ты ра-зо-ре-ния и раз-боя. От-ста-и-вая свои пра-ва, свя-той Да-ни-ил был вы-нуж-ден в 1295 го-ду вы-сту-пить про-тив сво-е-го бра-та близ ме-ста, на-зы-ва-е-мо-го Юрье-во Тол-чи-ще, но и здесь стрем-ле-ние к ми-ру по-бе-ди-ло в нем, и кро-во-про-ли-тия уда-лось из-бе-жать.

В 1300 го-ду, ко-гда Ря-зан-ский князь Кон-стан-тин Ро-ма-но-вич, при-звав на по-мощь та-тар, за-ни-мал-ся тай-ны-ми при-го-тов-ле-ни-я-ми к вне-зап-но-му на-па-де-нию на зем-ли Мос-ков-ско-го кня-же-ства, пре-по-доб-ный Да-ни-ил по-шел с вой-ском к Ря-за-ни, раз-бил непри-я-те-ля, взял в плен Кон-стан-ти-на и ис-тре-бил мно-же-ство та-тар. Это бы-ла пер-вая по-бе-да над та-та-ра-ми, по-бе-да негром-кая, но за-ме-ча-тель-ная - как пер-вый по-рыв к сво-бо-де. Раз-бив Ря-зан-ско-го кня-зя и рас-се-яв его со-юз-ни-ков - та-тар, бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил не вос-поль-зо-вал-ся по-бе-дою, чтобы отобрать чу-жие зем-ли или взять бо-га-тую до-бы-чу, как это бы-ло при-ня-то в те вре-ме-на, а по-ка-зал при-мер ис-тин-но-го нес-тя-жа-ния, люб-ви и бра-то-лю-бия. Ни-ко-гда не брал-ся свя-той князь за ору-жие, чтобы за-хва-тить чу-жие зем-ли, ни-ко-гда не от-ни-мал соб-ствен-но-сти у дру-гих кня-зей ни на-си-ли-ем, ни ко-вар-ством. За это Гос-подь рас-ши-рил гра-ни-цы его вла-де-ний. Иоанн Ди-мит-ри-е-вич, князь Пе-ре-я-с-лав-ля-За-лес-ско-го, пле-мян-ник Да-ни-и-ла, крот-кий, бла-го-че-сти-вый и бла-го-тво-ри-тель ни-щих, ува-жал и лю-бил сво-е-го дя-дю. В 1302 го-ду, уми-рая без-дет-ным, он пе-ре-дал свое кня-же-ство свя-то-му Да-ни-и-лу. Пе-ре-я-с-лав-ская зем-ля вме-сте с Дмит-ро-вым бы-ла по-сле Ро-сто-ва пер-вой как по чис-лу жи-те-лей, так и по кре-по-сти глав-но-го го-ро-да. Пе-ре-я-с-лавль-За-лес-ский был хо-ро-шо за-щи-щен со всех сто-рон. Свя-той князь остал-ся ве-рен Москве и не стал пе-ре-но-сить сто-ли-цу кня-же-ства в бо-лее силь-ный и зна-чи-тель-ный по то-му вре-ме-ни Пе-ре-я-с-лавль. Это при-со-еди-не-ние вы-дви-ну-ло Мос-ков-ское кня-же-ство в чис-ло наи-бо-лее зна-чи-тель-ных. Здесь бы-ло по-ло-же-но на-ча-ло объ-еди-не-нию Рус-ской зем-ли в еди-ную мощ-ную дер-жа-ву.

Как див-но на про-тя-же-нии ве-ков яс-но про-яв-лял-ся Про-мысл Бо-жий о на-шей Рус-ской Зем-ле, о ее судь-бе!

С бла-го-да-ре-ни-ем пом-ня о неот-ступ-ном Бла-гом Пу-те-во-ди-те-ле как в сво-ей лич-ной жиз-ни, так и в жиз-ни Рус-ско-го го-су-дар-ства, отец свя-то-го Да-ни-и-ла - свя-той бла-го-вер-ный князь Алек-сандр Нев-ский вы-ра-зил то в сло-вах - "Бог не в си-ле, а в прав-де".

В 1303 го-ду свя-той Да-ни-ил тя-же-ло за-бо-лел. Он при-нял ве-ли-кую схи-му и за-по-ве-дал по-хо-ро-нить се-бя в Да-ни-ло-вом мо-на-сты-ре. По глу-бо-ко-му сми-ре-нию он хо-тел быть по-гре-бен-ным не в церк-ви, а на об-щем мо-на-стыр-ском клад-би-ще. Скон-чал-ся бла-го-вер-ный князь 4 мар-та.

Не про-шло и 30 лет со вре-ме-ни пре-став-ле-ния бла-го-вер-но-го кня-зя Да-ни-и-ла, как ос-но-ван-ная им Да-ни-лов-ская оби-тель бы-ла в 1330 го-ду пе-ре-ве-де-на в Кремль, цер-ковь пре-вра-ще-на в при-ход-скую, а клад-би-ще ста-ло мир-ским. Во вре-ме-на ве-ли-ко-го кня-зя Иоан-на III (1462-1505) пре-по-доб-ный Да-ни-ил на-пом-нил о се-бе за-быв-чи-вым по-том-кам. Юно-ше из окру-же-ния ве-ли-ко-го кня-зя явил-ся некто неиз-вест-ный и ска-зал: «Не бой-ся ме-ня - я хри-сти-а-нин и гос-по-дин се-го ме-ста, имя мое Да-ни-ил, князь Мос-ков-ский, по во-ле Бо-жи-ей я по-ло-жен здесь. Ска-жи от ме-ня ве-ли-ко-му кня-зю Иоан-ну: сам ты уте-ша-ешь се-бя, а ме-ня за-был, но не за-был ме-ня Бог». С то-го вре-ме-ни ве-ли-кий князь уста-но-вил петь со-бор-ные па-ни-хи-ды по род-ствен-ни-кам - кня-зьям. Во вре-ме-на ца-ря Иоан-на Гроз-но-го при гро-бе пре-по-доб-но-го Да-ни-и-ла ис-це-лил-ся уми-ра-ю-щий сын ко-ло-мен-ско-го куп-ца. Царь, по-ра-жен-ный чу-дом, воз-об-но-вил древ-ний Да-ни-лов мо-на-стырь и уста-но-вил еже-год-но со-вер-шать мит-ро-по-ли-ту со свя-щен-ным со-бо-ром крест-ный ход к ме-сту по-гре-бе-ния бла-го-вер-но-го кня-зя и слу-жить там па-ни-хи-ды.

В 1652 го-ду бла-го-вер-ный князь Да-ни-ил был про-слав-лен об-ре-те-ни-ем свя-тых нетлен-ных мо-щей, ко-то-рые 30 ав-гу-ста бы-ли пе-ре-не-се-ны в цер-ковь в честь Свя-тых Отец Сед-ми Все-лен-ских Со-бо-ров.

Свя-тые мо-щи бы-ли по-ло-же-ны в ра-ке «на про-слав-ле-ние Свя-тыя Тро-и-цы и на ис-це-ле-ние немо-щству-ю-щих». Мит-ро-по-лит Мос-ков-ский († 1812) в со-став-лен-ном им Жи-тии свя-то-го кня-зя пи-шет: «Сей-то пер-во-на-чаль-ный ос-но-ва-тель по-ло-жил на-ча-ло ны-неш-не-му ве-ли-чию Моск-вы, про-ло-жив для это-го ти-хи-ми сто-па-ми толь-ко ма-лую сте-зю. Ибо как и вся-кое зда-ние, со-ору-жа-е-мое не с чрез-вы-чай-ной по-спеш-но-стью, а толь-ко с боль-шим ис-кус-ством и ста-ра-ни-ем, по-лу-ча-ет осо-бую твер-дость и неру-ши-мо пре-бы-ва-ет дол-гое вре-мя; и как де-ре-во, мно-го ве-ков рас-ту-щее, на-чав преж-де с ма-ло-го пру-ти-ка, по-не-мно-гу утол-ща-ет-ся, и вет-ви его рас-про-стра-ня-ют-ся да-ле-ко окрест, так и гра-ду это-му над-ле-жа-ло воз-рас-ти от ма-лых, но твер-дых на-чал, чтобы пер-вый его блеск не омра-чил очи за-вист-ву-ю-щих и чтобы в пер-вое вре-мя не по-тря-стись и не пасть ему ско-рее, чем оно воз-рос-ло в свою вы-со-ту. Так преду-го-то-вил сей ве-ли-кий град ос-но-ва-тель, дав ему, хо-тя ма-лое, но не пре-ры-ва-ю-ще-е-ся ни-ка-ким ду-но-ве-ни-ем вет-ра си-я-ние, и предо-ста-вил боль-шую сла-ву его воз-вы-ше-ния сво-е-му сы-ну ве-ли-ко-му кня-зю Иоан-ну Да-ни-ло-ви-чу, про-зван-но-му Ка-ли-той».

Молитвы

Тропарь благоверному князю Даниилу Московскому, глас 4

Княже́ния твоего́ сла́ву отложи́в,/ озаря́емый Боже́ственною благода́тию,/ Богому́дре кня́же Дании́ле, весь ра́зум в се́рдце от су́етнаго ми́ра сего́/ к Зижди́телю неукло́нно возложи́л еси́/ и, я́ко звезда́ на восто́це Росси́йскаго госуда́рства просия́л еси́,/ целому́дрием же и равноа́нгельным твои́м житие́м/ тече́ние до́брое соверша́я,/ ве́ру соблю́л еси́ непоро́чну,/ тем и по сме́рти просла́ви тя Бог в чудесе́х,/ я́ко источа́еши исцеле́ния ве́рно притека́ющим к честне́й ра́це твое́й;/ сего́ ра́ди днесь пра́зднуем успе́ние твое́, лю́дие твои́./ Ты же, я́ко и́маши дерзнове́ние ко Христу́,/ моли́ спасти́ оте́чество твое́// и ми́рней бы́ти держа́ве на́шей.

Перевод: От княжеской славы отказавшись, просвещаемый Божественной благодатью, Богомудрый князь Даниил, весь разум и сердце от суетного мира этого ты без уклонений вверил Творцу и, как звезда, на востоке Российского государства ты просиял, целомудренно и подобно ангелу совершая прекрасный жизненный путь, сохранил непорочную веру, поэтому после смерти прославил тебя Бог в чудесах, так как ты изливаешь исцеление всем с верой приходящим к чтимой раке твоей. Поэтому сегодня празднуем успение твоё, люди твои. Ты же, как имеющий благоговейную смелость обращаться ко Христу, моли спасти Отечество твоё и в мире быть государству нашему.

Благодатноро́дный сын Твой,/ Всетвори́телю Го́споди Бо́же наш,/ щедрототво́рством христоподража́тельный оте́ц Дании́л/ в ева́нгельском запове́дании и благоразу́мном свое́м житии́/ чудесодарова́ние и Небе́сная со святы́ми пребыва́ния восприя́т/ от Тебе́, Спаси́теля на́шего Христа́ Иису́са./ Возыме́в бо Твое́ Боже́ственное посо́бие,/ суетномирски́я и плотоо́гненныя стра́сти упраздни́/ и враги́ де́моны, неви́димыя и ви́димыя злотво́рцы/ и разори́тели своего́ великокня́жескаго насле́дия, победи́./ Того́ моли́твами спаси́ вся,// зову́щия Тебе́: Аллилу́ия.

Перевод: Рожденный благодатью сын Твой, Творец всех Господи Боже наш, делами щедрости подражающий Христу отец Даниил в исповедании Евангелия и благоразумной своей жизни дар чудотворений и пребывание на Небесах со святыми получил от Тебя, Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо, получив Твою Божественную помощь, суету мирскую и сжигающие плотские страсти он искоренил и врагов-демонов, невидимых и видимых делателей зла и разрушителей своего великокняжеского наследия победил. Его молитвами спаси всех, взывающих к Тебе: «Аллилуйя».

Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому, глас 5

Благосла́вная похвало́ и благосве́тлый ве́нче/ ца́рствующаго гра́да Москвы́,/ всеблаже́нне Дании́ле, о́тче наш./ По́двигом бо до́брым подвиза́вся,/ благоуго́дное тече́ние соверши́л еси́,/ всера́достныя неконча́емыя жи́зни сподо́блься,/ зри́ши Го́спода Бо́га,/ Ему́же моли́ся,/ благочеству́ющим тя и лобыза́ющим богохрани́мыя твоя́ и чудесото́чныя мо́щи// спасе́ние и насле́дие Ца́рства Небе́снаго дарова́ти.

Перевод: Добрая слава, честь и светлый венец царствующего города Москвы, всеблаженный Даниил, отче наш. Подвигом отличным подвизаясь ты совершил благоугодный путь жизни, удостоившись радостной нескончаемой жизни, ты созерцаешь Господа Бога, Ему же молись, почитающим тебя и целующим хранимые Богом и источающие чудеса мощи твои даровать спасение и наследовать Царствие Небесное.

Тропарь благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей, глас 4

Яви́ся, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ благове́рный и преподо́бный кня́же Дании́ле,/ в богопоруче́ннем твое́м гра́де Москве́ в жи́зни вре́менней/ и просвети́ся воздержа́нием, и всено́щным стоя́нием, и посто́м,/ и моли́твою, и слеза́ми ко Всеми́лостивому Спа́су/ за град свой Москву́ и за вся стра́ны Росси́йския земли́./ И по преставле́нии твое́м честны́я твоя́ мо́щи/ источа́ют исцеле́ния неоску́дно приходя́щим с ве́рою,/ те́мже вопие́м ти:/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Явился, как звезда преяркая, благоверный и князь Даниил, в порученном тебе городе Москве в жизни временной и просветился , и всенощным стоянием, и постом, и молитвой, и слезами ко Всемилостивому Спасителю за город свой Москву и за все стороны Российской земли. И после твоего почитаемые твои источают исцеления обильно приходящим с верой, потому взываем к тебе: «Моли Христа Бога о спасении душ наших».

Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей, глас 3

Яви́лся еси́ в стpане́ на́шей,/ я́ко звезда́ пpесве́тлая,/ благове́pный кня́же Дании́ле,/ луча́ми све́та твоего́ озаpя́я гpад твой и оби́тель твою́,/ лю́дем пpавосла́вным побо́pник еси́,/ пле́нным свободи́тель и ни́щим защи́титель./ Моли́ Хpиста́ Бо́га/ деpжа́ве Роси́йстей даpова́ти миp// и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Явился ты в стране нашей, как преяркая звезда, благоверный князь Даниил, лучами света твоего озаряя город твой и обитель твою, людям православным ты в битвах союзник, плененных освободитель и нищих защитник. Моли Христа Бога государству Российскому даровать мир и спасти души наши.

Кондак благоверному князю Даниилу Московскому, глас 4

Избра́нный Бо́гом от чресл роди́тельских/ и воспита́нный от младе́нчества в зако́не Госпо́дни в му́жа соверше́нна/ и Про́мыслом Вы́шняго, имени́таго гра́да Москвы́ насле́дие кня́жества прие́м,/ ве́рен строи́тель благочести́вым лю́дем твои́м показа́лся еси́, Богоблаже́нне Дании́ле,/ и́хже о́бразом свои́м наставля́я/ и поуча́я за́поведем Госпо́дним вы́ну,/ путе́м, веду́щим в живо́т ве́чный, при́сно ше́ствуя,/ Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́,// иде́же со а́нгельскими водворя́яся ли́ки, пое́ши Бо́гу: Аллилу́ия.

Перевод: Избранный Богом от рождения и воспитанный с младенчества в законе Господнем до зрелости мужа совершенного ( ) и Промыслом Всевышнего Бога получивший наследство княжения славного города Москвы, ты оказался верным управителем благочестивым людям твоим, в Боге блаженствующий Даниил, их же образом своим воспитывая и поучая всегда заповедям Господним, путем, ведущим в жизнь вечную, непрестанно идя, Небесного Царства ты достиг, где с ангельским пребывая хором, поёшь Богу: «Аллилуия».

Ин кондак благоверному князю Даниилу Московскому, глас 8

Я́ко Богонасажде́нное и Богоразу́мное дре́во в Росси́и возра́сл еси́/ и многопло́дием Богоподо́бных доброде́телей твои́х утучня́еши сердца́ благочести́вых./ Те́мже в кре́пости по́мощи твоея́, преблаже́нне Дании́ле,/ от вся́ких нас бед свободи́,// да пое́м при́сно: Аллилу́ия.

Перевод: Как посаженное Богом и Богоразумное дерево ты вырос в России и многими плодами Богоподобных твоих питаешь сердца благочестивых. Потому силой помощи твоей, преблаженный Даниил, от всяких нас бед освободи, да воспеваем всегда: « ».

Кондак благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей, глас 8

Красоту́ ми́ра сего́, княже́ние и сла́ву я́ко вре́менная помышля́я,/ и сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, блаже́нне кня́же Дании́ле,/ ми́лостию, и моли́твами, и и́ночеством Бо́гу угоди́в,/ и по преставле́нии свое́м чуде́с дар прии́м от Христа́ Бо́га,/ и свети́льник яви́ся пресве́тлый, просвеща́я свои́ми чудесы́,/ приходя́щим с ве́рою подае́ши ско́рое здра́вие и от бед избавля́еши./ Те́мже Христо́ва Це́рковь пе́сньми сла́вит тя, благочести́вый кня́же Дании́ле,// ца́рствующему твоему́ гра́ду Москве́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: Красоту мира этого, княжение и славу ты понимал как временные, и потому благочестиво в мире прожил ты, блаженный князь Даниил, милостью и молитвами, и монашеством Богу угодив, и после успения своего дар чудотворений получил от Христа Бога, и светильником преярким явился, просвещающим своими чудесами, приходящим с верой подаешь быстрое исцеление и от бед избавляешь. Потому Христова Церковь молитвенными песнопениями прославляет тебя, благочестивый князь Даниил, царствующего города твоего Москвы великая сила.

Ин кондак благоверному князю Даниилу Московскому на обретение мощей, глас 6

Е́же по о́бразу соблю́д непрело́жно,/ и я́же в ми́ре тле́нная оста́вив,/ со а́нгельскими ли́ки предстои́ши Христу́,/ преподо́бне кня́же Дании́ле,/ ника́коже забыва́я чад твои́х,/ но ми́лостивно посеща́я и глаго́ля им:// аз е́смь с ва́ми и никто́же на вы.

Перевод: Образ Божий ты сохранил неизменно, и все, что в мире тленное, оставив, вместе с ангельскими чинами предстоишь Христу, преподобный князь Даниил, никогда не забывая чад твоих, но с состраданием посещая и говоря им: «Я с вами и никто против вас».

Величание благоверному князю Даниилу Московскому

Ублажа́ем тя,/ благове́рный кня́же Дании́ле,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва благоверному князю Даниилу Московскому

Це́ркве Христо́вы похвало́ высо́кая, гра́да Москвы́ стено́ необори́мая, держа́вы Росси́йския Боже́ственное утвержде́ние, преподо́бне кня́же Дании́ле! К ра́це моще́й твои́х притека́юще, усе́рдно мо́лим тя: при́зри на нас, па́мять твою́ воспева́ющих и с ве́рою под кров моли́тв твои́х прибега́ющих. Проле́й те́плое твое́ хода́тайство ко Спа́су всех, я́ко да утверди́т ми́ром страну́ на́шу, гра́ды и ве́си ея́ и оби́тель сию́ до́бре да сохрани́т, благоче́стие и любо́вь в лю́дех твои́х насажда́я, зло́бу же, междоусо́бие и нра́вов развраще́ние искореня́я. Всем же нам вся блага́я ко вре́менному животу́ и ве́чному спасе́нию да́руй моли́твами твои́ми, я́ко да прославля́ем ди́внаго во святы́х Свои́х Христа́, Бо́га на́шего, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая благоверному князю Даниилу Московскому

О, уго́дниче Бо́жий, святы́й благове́рный кня́же Дании́ле, са́да Христо́ва благово́нный цве́те, не́ба церко́внаго кро́ткая звездо́, земли́ на́шея небе́сный у́ме, гра́да Москвы́ и держа́вы на́шея му́дрый зда́телю. Те́плый к Бо́гу моли́твенниче, ско́рый в по́мощи, ми́лостивый в ну́ждах, к тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: бу́ди предста́тель наш пред Престо́лом Бо́жия сла́вы неусы́пный. Собери́ нас друг ко дру́гу, да печа́ли бли́жняго своего́ ки́йждо любо́вию нелицеме́рною приобща́ется. Онебеси́ ум наш, да, и́го тя́жкое земны́х попече́ний отве́ргше, бре́мя ле́гкое Христо́ва Ева́нгелия возлю́бим. Откры́й о́чи на́ши, да у́зрим нетле́нную красоту́ Госпо́дню и да не отчужде́ни бу́дем жи́зни Бо́жия. Ти́хость Ду́ха Бо́жия да соблюде́т се́рдце на́ше. Весна́ покая́ния да укра́сит дела́ на́ша. Кня́же ми́лостивый и ще́дрый, сохрани́ страну́ на́шу, град твой и зде моля́щихся тебе́ от вся́кия напа́сти, от враг ви́димых и неви́димых, от губи́тельства и гла́да, от междоусо́бныя ра́спри и внеза́пныя сме́рти. Отве́рзи нам две́ри милосе́рдия Бо́жия и изба́ви нас от вся́каго зла. Под кре́пкий покро́в благосты́ни твоея́ прибега́юще, мо́лим: бу́ди нам ти́хое приста́нище в ско́рбех. Остени́ нас моли́твами твои́ми. Соблюди́ нас от паде́ний грехо́вных и заблужде́ний, да се́рдцем сокруше́нным, ду́хом смире́нным в печа́ли и ра́дости при́сно зове́м: Го́споди, предста́тельством преподо́бнаго Твоего́ поми́луй нас. Ами́нь.

Молитва третья благоверному князю Даниилу Московскому

О, преподо́бне кня́же Дании́ле, к ико́не твое́й притека́юще, усе́рдно мо́лим тя: при́зри на нас (имена) , с ве́рою под кров моли́тв твои́х прибега́ющих. Проле́й те́плое твое хода́тайство ко Спа́су всех, я́ко да утверди́т ми́ром прихо́д сей и храм сей до́бре да сохрани́т, благоче́стие и любо́вь в лю́дех правосла́вных насажда́я, зло́бу же, междоусо́бие и нра́вов развраще́ние искореня́я; всем же нам вся блага́я ко вре́менному животу́ и ве́чному спасе́нию да́руй моли́твам твои́ми, я́ко да прославля́ем ди́внаго во святы́х свои́х Христа́ Бо́га на́шего вку́пе со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

фото дня